Психология личности — Психология человека
Насколько человек глубок, настолько он личность. Всегда и во всём — внутри должно быть больше, чем снаружи.Бальтасар Грасиан-и-Моралес
Психология личности – это довольно-таки интересный и очень полезный раздел психологии, который, как видно из названия, изучает личность, а также различные индивидуальные процессы. Интересен этот раздел прежде всего потому, что личность – это очень ценное понятие в нашей жизни. Ведь изучать личность, значит, прежде всего, признавать ее, значит видеть ее в каждом человеке, значит считать личность одной из базовых ценностей нашего общества. А полезной эта область психологии является потому, что познавая самих себя, познавая свое внутреннее “Я”, мы одновременно многое узнаем и о других людях. Ведь все мы в чем-то и разные, и одинаковые одновременно. В психологии личности акцент делается на взаимосвязях личности с миром, социумом, жизнью, другими людьми, а также изучаются индивидуальные различия и динамические аспекты душевной жизни. Из всего этого делается попытка создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с окружающим миром и окружающими людьми. Видение и понимание этой картины мира, позволит нам всем понять свою роль в этой жизни. Поэтому, друзья, давайте посмотрим, что представляет из себя психология личности и какую пользу вы можете извлечь из этой увлекательной науки.
Что такое личность?
Первым делом нам с вами обязательно нужно разобраться с тем, что такое личность. Это чтобы понимать, изучением кого именно занимается рассматриваемая нами область психологии. Существует много определений личности и все они в той или иной степени верные. Но я хотел бы высказать наиболее, с моей точки зрения точную версию того, что такое личность. Личность – это совокупность психологических характеристик человека, а также все физиологические особенности его организма, которые складываются в процессе развития человека и определяют его поведение. Я считаю, что определенные отличительные особенности человек имеет с рождения. И дело не только и не столько в таких вещах, как отпечатки пальцев, сетчатка глаза, линия жизни, ДНК и всем остальном, что физически отличает нас от остальных людей, значительно более важную роль для нас играют – врожденный темперамент, психологические и умственные задатки, которые определяют наши способности и делают каждого человека уникальной личностью на более высоком уровне.
Но мы должны понимать, что чем активнее и настойчивее мы будем развивать в себе свои индивидуальные задатки, тем отчетливее будут проявляться особенности нашей личности, тем более уникальной, а значит и ценной личностью мы будем. То есть, я хочу сказать, что недостаточно просто родиться не таким, как все – нужно еще стать не таким как все, чтобы не слиться с массой и не быть одним из многих, чья индивидуальность выражена недостаточно хорошо. И если раньше быть особенным, не таким как все, было во многих случаях не так уж и выгодно [коллективистская культура преобладала и сейчас преобладает во многих обществах перед индивидуалистической], а то и опасно, можно было подвергнуться остракизму [быть изгнанным], или наказанию, например, быть сожженным на костре за свои убеждения, то сегодня ценность уникальной, ни на кого не похожей личности существенно возросла, и будет расти дальше, можете в этом не сомневаться. В развитых обществах это точно будет происходить. Думаю, что и в развивающихся тоже. Поэтому так важно изучать психологию личности, чтобы понимать, как можно развить собственное “Я” максимально качественно.
Таким образом, для личности очень важно постоянно развиваться, чтобы все ее отличительные особенности становились все более отчетливыми и превращались в преимущество перед другими людьми. Задатки и возможности стать личностью не только по самому факту рождения, но и по факту развития, есть у каждого человека. При этом, как это ни странно, далеко не многие люди хотят быть личностью. Довольно большое число людей добровольно отказываются от этой возможности. Почему они это делают? По двум причинам – непонимание и страх. С одной стороны, люди не понимают, что значит, быть личностью, а с другой, они боятся той ответственности, которая на них ляжет, если они будут позиционировать себя, как личность. Ведь личность – должна нести ответственность за свою жизнь, а для этого она должна созреть. И вот тут-то у многих людей возникают проблемы – они останавливаются в своем развитии, с моей точки зрения, не без посторонней помощи, и поэтому просто не могут до конца повзрослеть, чтобы перестать бояться ответственности и начать видеть в ней хорошую возможность начать управлять своей жизнью. Это, кстати, очень интересное явление в нашей жизни, которое психология личности также изучает. Чуть более подробно мы поговорим о нем ниже, когда я расскажу вам о развитии личности.
Пока же, я хочу, чтобы вы понимали, дорогие читатели, многое из того, что нам с вами нужно знать о жизни, о других людях и о самих себе – находится внутри нас. Нам нужно изучать себя – свои желания, возможности, опыт, мысли, чувства. Все эти наши индивидуальные особенности определяют нашу жизнь. Внешний мир является лишь раздражителем для человека, на который мы реагируем так, как способны и как обучены реагировать. А реагируем мы все на разные вещи по-разному, вы это знаете. Есть, конечно, в нашей реакции на внешний мир что-то общее – мы все испытываем страх, зависть, отчаяние, страсть, жадность и так далее, мы все мечтаем о лучшей жизни, все стремимся к чему-то большему и лучшему, но все же, делаем мы это по-разному. Так что всегда можно выбрать и освоить наиболее эффективную модель поведения – для достижения своих целей, для защиты себя от агрессии со стороны внешнего мира, для воплощения своих желаний и так далее, если знать, что и каким образом нужно в себе изменить. Для этого имеет смысл изучать психологию личности.
Еще раз повторю, каждый человек – это личность. Каждый! Неважно, какая это личность, важно увидеть ее в каждом человеке и прежде всего в самом себе, чтобы затем уже оценить эту личность и понять, как ее развивать. Признавая личность, мы не только рассматриваем каждого человека отдельно от остальных людей, но и познаем удивительное многообразие его внутреннего мира. Вы только подумайте – каждый человек по-своему уникален и неповторим, это же просто поражает воображение. Да, мы во многом похожи, у нас схожее поведение, одинаковые потребности, часто схожие ценности, но все равно, в каждом человеке есть что-то свое, особенное, неповторимое, и что особенно важно, ценное для этого мира. И если человек развивает себя, он вне всяких сомнений повышает ценность и значимость своей личности.
Фиктивная личность
Но говоря о ценности личности, нельзя не сказать и о не совсем, скажем так, светлой стороне этого вопроса. Очень часто в нашей жизни можно встретить, так сказать, фиктивные личности, то есть личности, которые сильно выделяются на фоне других людей, но при этом их исключительность, избранность, особенность, не настоящая, то есть, это люди без внутреннего наполнения. Ну вот, например, некоторые звезды телевидения, кино, эстрады стали заметными и яркими личностями не благодаря каким-то своим особым качествам, которые они усиленно развивали в себе, а за счет той известности, которую они получили с помощью пиара. Ну, вы сами понимаете, стоит только какого-то человека несколько раз показать по телевизору, или где-то еще, как он уже становится известным. При этом, далеко не многие из тех, кого искусственным образом выделили на фоне остальных людей, действительно что-то из себя представляют. Таким образом, с помощью раскрутки, пиара, из человека создается не столько личность, в плане того, что этот человек действительно в чем-то превосходит других людей, а продукт, который затем успешно или неуспешно, как получится, продается. И таким продуктом, на самом деле, может стать каждый человек, даже полная бездарность и посредственность. Распиарить можно любого человека, из любого человека можно сделать особенную личность, которая благодаря внешней атрибутике, в первую очередь, благодаря информационному сопровождению, может казаться людям значимой личностью, авторитетной личностью, более важной, по сравнению с другими людьми личностью.
Но при этом, такой человек может ничего из себя не представлять, и если перестать его рекламировать, говорить о нем, он станет таким же простым человеком, как и все остальные, нередко даже менее талантливым, менее способным и менее интересным чем большинство других людей. Поэтому не спешите видеть развитую личность в том, кого вам преподносят различные источники информации. Оценивайте человека по его способностям, а не по тому информационному шуму или внешним атрибутам, которые его окружают. Это важно потому, что настоящая личность, в смысле, развитый человек – может помочь и вам стать личностью, а уж известной или не известной вы будете личностью, это другой вопрос. Далеко не всегда известность и популярность в этом мире что-то решает. Тогда как те личные качества человека, благодаря которым он может добиваться различных целей – гораздо важнее для жизни.
Есть также фиктивные, искусственные личности, которые пусты внутри, но при этом стремятся компенсировать свою пустоту снаружи. Это такие люди, которые чем-то хвастаются, что не имеет непосредственного отношения к ним самим, то есть, не является частью их самих. Неважно чем именно они хвастаются, все зависит от того, на кого они хотят произвести впечатление. Они могут хвастаться вещами, деньгами, связями с более известными людьми и так далее. Но при этом, без всего этого, они ничего из себя не представляют. Скажем, покупая дорогую вещь, например, тот же мобильный телефон, какой-нибудь дорогой и престижный, человек хочет выделиться, хочет казаться лучше и выше остальных, у кого такого телефона нет. Точно так же дела обстоят с автомобилем, одеждой и прочими вещами, которые, как кажется некоторым людям, делают их лучше в глазах других. Или речь может идти о каких-нибудь достижениях, ну там, скажем, о хорошем образовании, которое выражено не в знаниях и не в умениях человека, а в виде каких-нибудь атрибутов, например, в виде документов. Например, тот же диплом о высшем образовании, совсем ведь не означает, что человек образован, верно? Как и более серьезные документы. Но при этом некоторые люди активно хвастаются такими вещами, они хвастаются не знаниями и умениями, и не делами, а атрибутикой. Хотя эта атрибутика, может ни о чем вообще не говорить, ничего не доказывать.
Однако самое интересное во всем этом то, что подобное пускание пыли в глаза, как в свои собственные, так и в глаза другим людям, работает. То есть, многие люди действительно видят во всей этой внешней атрибутике свидетельство того, что обладающий ею человек действительно является особенной личностью. А ведь это может мешать нам принимать правильные решения, в отношении этих людей. Вот, скажем, к какому врачу вы пойдете лечиться, к тому, который имеет медицинский диплом или к тому, который его не имеет? Вероятно, что к тому врачу, у которого диплом есть, у вас будет больше доверия, чем к тому, у которого его нет. Но при этом, неужели у вас не появится желание узнать больше о реальных достижениях того или иного врача? Неужели одной только бумажки вам будет вполне достаточно для того, чтобы поверить в профессионализм того или иного специалиста? Совершенно очевидно, что никакие документы не гарантируют вам того, что вы имеете дело с профессионалом, однако многие люди верят во все эти вещи, во всю эту атрибутику, от того и совершают неправильный выбор. Или давайте так вопрос поставим – какой человек, с вашей точки зрения, может научить вас зарабатывать больше деньги, тот, который ездит на дорогом и шикарном автомобиле, или тот, кто ездит на работу на трамвае? Думаю, что вы [возможно] больше поверите тому, кто имеет дорогой автомобиль, чем тому, кто его не имеет. Но при этом, вы не станете задумываться о том, зачем богатому и успешному человеку вас чему-то учить, и что на самом деле может скрываться за его предложением научить вас зарабатывать большие деньги, или о том, кем раньше был тот человек, который сейчас не богат, — быть может в прошлом он миллионер, который разорился, но нужными знаниями не только обладает, но и искренне готов ими поделиться с другими людьми, в том числе и с вами. Я не говорю, что именно вы не станете обо всем этом задумываться, но большинство людей этого не делают. Им обычно достаточно поверхностных признаков для того, чтобы во что-то или кому-то поверить. Однако оценка личности того или иного человека – должна быть более глубокой, а не поверхностной. Только в таком случае вы сможете принять более правильное решение в отношении того или иного человека и не позволите никому пускать вам пыль в глаза.
Таким образом, для каждого человека такое понятие как личность, имеет свое определение. В том числе и неправильное. Для кого-то фиктивная личность – это личность, для кого-то личностью является тот, кто развил в себе те или иные качества, благодаря упорной работе над собой и действительно качественно отличается от большинства других людей. Другими словами, для кого-то имеет значение внешняя атрибутика, а для кого-то внутренняя наполненность. Какую пользу можно получить от взаимодействия с теми и другими, думаю, объяснять не надо. Хочу только сказать, что все то внешнее, что делает вас личностью, точно также может сделать вас никем. Стоит у вас только отнять все, что вы имеете и чем гордитесь, или поставить вас в такое положение, при котором ваши личностные качества начнут играть первостепенную роль, и многие иллюзии в отношении вас полностью развеются. Тогда как все то, что делает вас личностью изнутри – у вас никто отнять не сможет. Хотя, надо признать, что для пускания другим людям пыли в глаза – внешняя атрибутика очень даже эффективна. К сожалению, а для кого-то и к счастью, недалекие люди могут и встречать, и провожать друг друга только по одежке. На что, они, конечно же, имеют полное право. Каждый волен жить своими ценностями. Вам же нужно только определиться, каких ценностей хотите придерживаться вы, и ради чего.
Развитие личности
Ну и конечно же, говоря о развитии личности, я не могу не сказать более подробно о ее развитии. В конце концов, зачем ее, эту личность изучать, если не для развития. Все мы так или иначе развиваемся, хотя есть и такие люди, которые, к сожалению, деградируют. Однако развитие может быть разным – оно может быть интенсивным и целенаправленным, а может быть вялым и спонтанным. Тем не менее, я хотел бы, чтобы вы, уважаемые читатели, понимали, что не занимаясь саморазвитием – вы не сможете конкурировать с другими людьми в этом мире за одно только право считаться личностью. Это я и некоторые другие люди считают каждого без исключения человека личностью, но вы сами видите, что в этом мире, чтобы к тебе относились с уважением, с пониманием, чтобы тобой восхищались, чтобы любили тебя, нужно быть не таким как все, а каким-то особенным. Нужно быть лучше других. То есть, личность является личностью не по умолчанию, а благодаря чему-то, благодаря каким-то достижениям, либо, как было сказано выше, благодаря какой-то внешней атрибутике.
Только вот внешняя атрибутика – это не совсем то, к чему следует стремиться, с моей точки зрения. Быть фиктивной личностью, конечно, наверное, все-таки лучше, чем быть простым человеком, которого ни что не выделяет на фоне остальных людей. Однако, настоящая личность, обладающая массой выдающихся качеств, которые любой человек в себе может развить, а также харизмой, гораздо лучше. К тому же, все здесь зависит от вас, не от счастливого случая, не от других людей, а от вас. То, кем вы будете – зависит от вас. Вот что важно. Да, быть может обретя какие-то дорогие вещи, вы и привлечете к себе внимание других людей, которые начнут вас больше уважать и ценить. Или, возможно, случится так, что по какой-то причине, не зависящей от вас, о вас узнает большое количество людей и вы станете известным человеком. Все это может сделать вас личностью, вопрос лишь в том, какой вы будете личностью и как долго вы ею будете. Я же считаю, что вам надо работать над собой, чтобы не казаться личностью, а быть ею, причем всегда и везде. И главное для вас – это понимать, что вы личность, а не просто красиво наряженная елка. Психология личности вам в этом поможет – с ее помощью вы узнаете о многих секретах внутреннего мира человека и о том, как людям удается сделать из себя нечто особенное, уникально и чертовски ценное в глазах других людей и что особенно важно, в своих собственных глазах. На этом сайте я буду периодически размещать статьи, в которых расскажу вам о том, каким образом и для каких целей вы можете развивать свою личность, и буду стараться всеми силами мотивировать вас к такому развитию.
При этом ваше развитие, в идеале, должно быть полностью добровольным. Мы с вами должны понимать, что качественное, полноценное развитие личности требует определенной степени свободы. Нельзя управлять развитием другого человека, нельзя пытаться подчинить его своей воле вопреки его желанию. Человек сам должен хотеть развиваться, в противном случае, он так всю жизнь и будет что-то делать только благодаря внешним стимулам, но никак не внутренним. Так что вы сами должны захотеть стать личностью, благодаря развитию и саморазвитию, и при этом всегда стремиться к еще более лучшим результатам в этом деле, ибо совершенству, как известно, нет предела. И вам не стоит бояться той ответственности, которая на вас из-за этого ляжет, ибо развитая личность – способна справиться со всем. Так что не бойтесь быть кем-то большим, чем тот, кем вы являетесь сейчас.
Мудрецы всегда говорили: “Познай самого себя”. Сия истина вечна. Ибо все в этом мире, включая нас самих, берет свое начало внутри нас. Вот и психология личности, является очень ценной наукой благодаря тому, что пытается заглянуть вглубь каждого человека, чтобы помочь ему ответить на простой и одновременно сложный вопрос о том, кто он такой. И конечно же, она помогает нам стать лучше, лучше, как для самих себя, так и для других людей.
Личность. Понятие личности.
Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.
Личности бывают разные — гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство — неповторимость — называют индивидуальностью, как проявление единичного.
Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.
Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект — субъектного отношения наряду с субъект — объектным отношением, характерным для предметной деятельности.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Образ жизни как социально — философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе.
Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно — практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.
С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.
Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серьезностью, не отказывая воспитуемым в признании возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких образах достижения исключительных результатов в области производства, науки и техники, литературы и искусства.
Пусть не все мечты сбудутся и не все замыслы осуществятся. Пусть не все молодые люди, с которыми имеет дело воспитатель, окажутся достаточно одаренными или сумеют полно выявить свои способности. Речь идет о другом. Все они наверняка будут облагорожены отношением к ним как к высшей ценности, неповторимым индивидуальностям, могущим при надлежащем развитии явить миру все доступные человеку достижения творческого духа. В худшем случае творческая личность может не получиться, но сформируется человек, который, как минимум, не будет препятствовать становиться творческими личностями другим.
Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.
Поэтому развитие человека — процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.
Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие.
В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психологического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении в его общество — в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.
Воспитание — в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействия воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Новорожденному родители передают опыт вертикального хождения, речевого общения, младшему школьнику — опыт математических преобразований, письменного общения, подросткам и юношам — опыт разнообразной деятельности и т. д. Всю жизнь человек усваивает какой-то и чей-то опыт и лишь на его основе создает свой. Только став наследником прошлого, он становится полноценным членом своего общества. В этом смысле воспитание есть культурно — формирующий процесс. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно обеспечивают друг друга.
К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования молодежи. Они подходили к ним с различных, но тесно связанных друг с другом сторон — социальной, идеологической, педагогической и т.д., оценивая роль воспитания высшей мерой — влиянием на развитие личности, на ход общественного прогресса.
Воспитание они рассматривали как одно из важнейших средств.
В совокупности мысли Маркса и Энгельса о воспитании цельную диалектико-материалистическую концепцию, которая основывается на следующих положениях: воспитание обусловлено господствующими общественными отношениями; носит исторический и классовый характер; имеет свои объективные закономерности.
Под воспитанием мы понимаем три вещи:
Во — первых: умственное воспитание.
Во — вторых: физическое воспитание.
В — третьих: техническое обучение.
Маркс и Энгельс уделяли большое внимание идейному воспитанию, приобщению молодежи к истории и традицияям революционной борьбы.
Под умственным (интеллектуальным) воспитанием основоположники марксизма понимали «умственное образование», которое подрастающее поколение должно получать, прежде всего, в школе. Маркс и Энгельс призывали молодежь к настойчивой, систематической учебе, к постоянному самообразованию, что настоятельно диктуется жизнью.
Необходимым условием технического образования подрастающего поколения Маркс и Энгельс называли соединение воспитания с производительным трудом.
В системе воспитания молодежи основоположники марксизма, важное место отводили физической культуре.
О каких бы «составных частях» воспитания ни говорили основоположники марксизма, их мысль так или иначе была направлена на важнейшую проблему — всестороннее развитие личности. Ее формированию в конечном счете должны служить и каждая из этих составных частей, и весь процесс воспитания в целом.
Передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, посредством религии, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения и т.д. Среди них особо выделяется образование.
Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность — качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.
Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.
Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.
Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.
Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание — процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.
Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.
Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.
Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.
Самообучение — является аналогом учению.
Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни.» Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.
Основоположники марксизма глубоко раскрыли такую сложную проблему, как «человек и обстоятельства».
Характер каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств. Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов, вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности.
Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и сообщает каждой из них свой особый оттенок.
Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.
Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.
Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.
ВЫВОД
Личностью — социальной единицей, субъектом, носителем социально — человеческой деятельности — ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.
Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне — той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.
Поэтому — то личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.
Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала — с детства — в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью.
11.1 Что такое личность? — Психология 2e
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Определение личности
- Опишите ранние теории развития личности
Личность относится к давним чертам и образцам, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом. Наша индивидуальность – это то, что делает нас уникальными личностями. У каждого человека есть идиосинкразический образец устойчивых, долгосрочных характеристик и манеры, в которой они взаимодействуют с другими людьми и окружающим миром. Считается, что наша личность долговременна, стабильна и ее нелегко изменить. Слово личность происходит от латинского слова persona . В древнем мире персоной была маска, которую носил актер. В то время как мы склонны думать, что маску носят, чтобы скрыть свою личность, театральная маска изначально использовалась либо для представления, либо для демонстрации определенной черты характера персонажа (рис. 11.2).
Рисунок 11.2 Счастливый, грустный, нетерпеливый, застенчивый, боязливый, любопытный, полезный. Какие характеристики описывают вашу личность?
Исторические перспективы
Концепция личности изучается не менее 2000 лет, начиная с Гиппократа в 370 г. до н. э. (Fazeli, 2012). Гиппократ предположил, что черты личности и поведение человека основаны на четырех отдельных темпераментах, связанных с четырьмя жидкостями («гуморами») тела: холерический темперамент (желтая желчь из печени), меланхолический темперамент (черная желчь из почек), сангвинический темперамент ( красная кровь из сердца) и флегматический темперамент (белая слизь из легких) (Clark & Watson, 2008; Eysenck & Eysenck, 19).85; Леччи и Магнавита, 2013 г.; Нога, 2007). Столетия спустя влиятельный греческий врач и философ Гален опирался на теорию Гиппократа, предполагая, что как болезни, так и личностные различия можно объяснить дисбалансом юмора и что каждый человек проявляет один из четырех темпераментов. Например, холерик страстный, честолюбивый и смелый; меланхолик сдержан, тревожен и несчастен; сангвиник радостен, нетерпелив и оптимистичен; а флегматик спокоен, надежен и вдумчив (Clark & Watson, 2008; Stelmack & Stalikas, 1991). Теория Галена преобладала более 1000 лет и оставалась популярной в Средние века.
В 1780 году немецкий врач Франц Галль предположил, что расстояния между бугорками на черепе раскрывают черты личности, характер и умственные способности человека (рис. 11.3). По словам Галла, измерение этих расстояний выявило размеры областей мозга под ним, предоставив информацию, которую можно было использовать для определения того, был ли человек дружелюбным, гордым, кровожадным, добрым, хорошо владел языками и так далее. Первоначально френология была очень популярна; однако вскоре она была дискредитирована из-за отсутствия эмпирической поддержки и долгое время низводилась до статуса лженауки (Fancher, 19).79).
Рисунок 11.3 Псевдонаука измерения площадей черепа человека известна как френология. (а) Галл разработал диаграмму, показывающую, какие области черепа соответствуют определенным чертам или характеристикам личности (Hothersall, 1995). (б) Литография 1825 года изображает Галла, исследующего череп молодой женщины. (кредит b: модификация работы Wellcome Library, Лондон)
В течение столетий после Галена другие исследователи внесли свой вклад в развитие его четырех основных типов темперамента, в первую очередь Иммануил Кант (в 18 веке) и психолог Вильгельм Вундт (в 19век) (Eysenck, 2009; Stelmack & Stalikas, 1991; Wundt, 1874/1886) (рис. 11.4). Кант соглашался с Галеном в том, что каждого можно отнести к одному из четырех темпераментов и что между четырьмя категориями нет совпадения (Eysenck, 2009). Он разработал список черт, которые можно использовать для описания личности человека с каждым из четырех темпераментов. Однако Вундт предположил, что лучшего описания личности можно добиться, используя две основные оси: эмоциональность/неэмоциональность и изменчивость/неизменность. Первая ось отделяла сильные эмоции от слабых (меланхолический и холерический темпераменты от флегматичного и сангвинического). Вторая ось отделяла изменчивые темпераменты (холерики и сангвиники) от неизменных (меланхоликов и флегматиков) (Айзенк, 2009).).
Рисунок 11,4 Разработанный на основе теории Галена о четырех темпераментах, Кант предложил слова-характеристики для описания каждого темперамента. Позже Вундт предложил расположить признаки по двум основным осям.
Психодинамическая точка зрения Зигмунда Фрейда на личность была первой всеобъемлющей теорией личности, объясняющей большое разнообразие как нормального, так и ненормального поведения. Согласно Фрейду, бессознательные влечения под влиянием секса и агрессии, наряду с детской сексуальностью, являются силами, влияющими на нашу личность. Фрейд привлек множество последователей, которые модифицировали его идеи для создания новых теорий о личности. Эти теоретики, которых называют неофрейдистами, в целом соглашались с Фрейдом в том, что детские переживания имеют значение, но они уменьшили акцент на сексе и больше сосредоточились на социальной среде и влиянии культуры на личность. Перспектива личности, предложенная Фрейдом и его последователями, была доминирующей теорией личности в первой половине 20 века.
Затем появились другие основные теории, в том числе обучающая, гуманистическая, биологическая, эволюционная, личностная и культурная перспективы. В этой главе мы подробно рассмотрим эти различные взгляды на личность.
Сила личности | BPS
Много лун назад неизвестный мудрец отправился в греческий храм в Дельфах и написал на столбе «Познай себя» — действие, положившее начало дискуссии о самопонимании, которая продолжается до сих пор. Платон исследовал значение надписи в своем диалоге «Филеб». В нем Платон утверждал, что те, у кого нет самопознания, часто кажутся другим смешными и что могущественные люди без самопонимания часто ведут себя опрометчиво и, как следствие, могут причинить вред другим. Многие философы были вдохновлены работами Платона и стремились понять себя и жить разумной и хорошей жизнью.
В 19 веке образованные люди читали о жизни философов, чтобы поразмышлять о своей жизни и найти руководство для своего личного выбора. Недавно Джеймс Миллер, политолог, изучил группу из 12 философов от Сократа до Ницше, сосредоточившись на том, как прозрения философов и их самоанализ повлияли на их жизненный выбор. В «Исследованных жизнях» Миллер пришел к выводу, что принципы философов часто не учитывали их обстоятельства и что многие из них не могли жить в соответствии со своими собственными ограничениями (Miller, 2012). К концу своего проекта Миллер начал сомневаться в достоинствах исследуемой жизни, относясь к жизни философов с «не только трепетом и восхищением, но и жалостью, огорчением и, в некоторых случаях, насмешливым недоверием».
Если философы не всегда правильно строили свою жизнь, используя классическую логику и принципы, возможно, есть другой тип рассуждений, который люди используют, чтобы разумно управлять своей жизнью. Может ли существовать форма рассуждения, которая явно касается понимания того, как работает наш общий разум: понимание самой личности?
Я назвал способность рассуждать о личности «личным интеллектом» (Mayer, 2008, 2014). Поскольку каждый из нас обладает личностью, личный интеллект включает в себя рассуждения как о себе, так и о других людях.
На плечах гигантов
Философы осознали ценность понимания других людей еще до того, как начали отстаивать самопознание. За две тысячи лет до Платона египетский мыслитель Птаххотеп дал уроки тщательной оценки других людей, в том числе того, как читать такие черты личности, как лень и надежность.
Хотя Платон, Птаххотеп и другие древние философы предвидели важность самопознания и чтения людей, у них не было экспериментальных методов или умственных мер для изучения того, как люди применяют свои навыки. Когда первые психологи основали эту область примерно в 1887 году, они описали свою работу как исследование психической жизни. Самые ранние исследования в этой области были сосредоточены на основных функциях ощущения, восприятия и памяти. В то же время междисциплинарная группа мыслителей сформулировала теории общего разума и самопознания. Зигмунд Фрейд стремился повысить самосознание своих пациентов, применяя новые терапевтические техники, чтобы сделать их бессознательное сознательным. Полвека спустя Карл Роджерс призывал своих терапевтических клиентов следовать своим подлинным, истинным «я». И все же Фрейд, Роджерс и другие мыслители были ограничены психологическими представлениями своего времени.
В течение нескольких десятилетий, предшествовавших 2007 году, психологи продвинулись в области психологии личности несколькими ключевыми способами, что привело к новому и более глубокому пониманию того, что такое личность. На протяжении большей части 20-го века психологи личности были племенем, разделенным их различными теориями: психологи, преданные Фрейду, подчеркивали конфликты между нашим бессознательным и сознательным разумом; бихевиористы сосредоточились на действиях человека, а не на его внутреннем состоянии; гуманистические психологи подчеркивали возможности людей для здорового психологического роста. Расхождения во мнениях свидетельствовали о том, что даже эксперты еще не были уверены в том, как лучше всего читать личность.
К 2000 году большинство личностных психологов отложили в сторону такие различия и стали активно участвовать в новаторских исследованиях, которые по-новому повлияли на эту область. The American Psychologist, почти ничего не публиковавшая о личности за предыдущее десятилетие, опубликовала две статьи об интеграции этой области в 2005 и 2006 годах (Mayer, 2005; McAdams & Pals, 2006).
Также к 2007 году психологи вновь выразили уверенность в том, что личность стоит изучать. Психологи были вовлечены в дискуссию «человек-ситуация» в конце 20-го века. Дебаты касались того, оказывает ли личность значимое влияние на жизнь человека или большая часть человеческого поведения обусловлена силой ситуаций. Эти дебаты утихли в 2007 г. В 2009 г., Флисон и Нофтл заявили, что: «Вместо того, чтобы спорить о том, изучать ли личность или какой тип личности изучать, можно направить усилия на реальное изучение личности» — как это уже делали исследователи (Fleeson & Noftle, 2009, стр. 153). ).
Новые открытия объясняют, как мы воспринимаем черты. В 1980-х годах психологи пришли к единому мнению, что повседневные черты (представленные в языке) могут быть довольно хорошо охвачены пятью «большими» чертами: невротизмом, открытостью, экстраверсией, доброжелательностью и добросовестностью. По мере того как психологи расширяли свою исследовательскую деятельность, они создавали энциклопедические сборники статистических данных об отношениях между этой большой пятеркой (Goldberg et al., 2006). К 2007 г. многое было известно о том, что предсказывают эти признаки (Roberts et al., 2007). Психологи также синтезировали иерархии защитных механизмов и исследовали влияние защитных искажений на жизнь людей (Vaillant, 2000). Далее они исследовали, как люди читают намерения друг друга и как лучше всего формулировать цели (Чулеф и др., 2001; Эммонс и Кинг, 19).88).
С 2000 по 2007 год психологи сосредоточились на темах, особенно важных для понимания себя и других: Дэвид Даннинг, Тимоти Уилсон и Элизабет Данн рассмотрели работу последних десятилетий по самопознанию; Дэвид Фандер основал проект Riverside Accuracy Project, чтобы лучше понять, как мы правильно читаем других людей (Dunning, 2005; Funder, 2012; Wilson & Dunn, 2004).
Эти достижения стали основой, которая сделала возможной теорию личного интеллекта: прежде чем психологи смогли определить, кто действительно разбирается в личности, им нужно было лучше понять логику, по которой работает система личности.
Как выглядит личный интеллект?
Психологи согласны с определением личности как системы, которая представляет широкое психологическое функционирование человека. Я определяю личность как глобальную психологическую систему, которая организует мотивы и эмоции человека, знания и интеллект, выражение и действие, а также самоконтроль и осознание.
Интеллект, тем временем, является способностью решать умственные проблемы. В модели интеллекта Кеттелла-Хорна-Кэрролла — преобладающей современной модели — есть три уровня умственных способностей человека. Представьте организационную схему с президентом компании наверху, менеджерами подразделений на втором уровне и отдельными сотрудниками на третьем. В модели интеллекта наверху находится общий интеллект, на втором уровне — широкие интеллекты, а на третьем — более специфические способности.
Каждый широкий интеллект отражает последовательный набор способностей решать проблемы. Некоторые из широких интеллектов сосредоточены на содержании, например вербальный и пространственный интеллект, и я считаю, что именно здесь подходит личный интеллект. (Другие широкие интеллекты ориентированы на функции, такие как объем памяти и скорость умственной обработки.)
Наши рассуждения о личности вплетены в нашу повседневную деятельность. Мы думаем о других людях, говорим о них, принимаем решения о них и размышляем о себе. При этом мы можем обсуждать свои мысли с другими, записывать свои мысли на Facebook, в электронной почте или в дневнике. В каждом случае мы оставляем после себя след того, что мы понимаем о личности. Некоторые общественные деятели, чья жизнь описана в автобиографии или биографии, — ученые, художники, лидеры и знаменитости — часто высказывают свое мнение о людях на публике, и их рассуждения становятся достоянием общественности.
Например, следы личной разведки прослеживаются в мемуарах Кэтрин Грэм о ее жизни и руководстве газетой Washington Post. Грэм возглавила газету в 1970-х годах после неожиданной смерти ее мужа (который до этого был издателем газеты). Грэм описала свое решение вступить во владение с психологической точки зрения. Хотя она никогда не вела никакого бизнеса, не говоря уже о крупной газете с несколькими медиа-холдингами, она чувствовала, что не может бросить газету или продать ее. Она наблюдала, как ее отец и муж превратили газету во влиятельный источник новостей, и была лично заинтересована в продолжении их наследия. Я считаю, что ее путешествие отчасти было обусловлено ее способностью точно видеть себя и других людей.
Прежде чем решиться самой взять на себя руководство газетой, Грэм посоветовалась с надежными друзьями, которые призвали ее принять вызов. В своей новой роли издателя она понимала, что сотрудники Почты будут видеть ее по-разному, в зависимости от их личности и потребностей. Многие в штате сочли бы ее невежественным злоумышленником, некоторые приветствовали бы ее, а многим было бы все равно, что она взяла верх. Через некоторое время после того, как она взяла под свой контроль газету, она также пересмотрела свое мнение о своем покойном муже. Она поняла, что боготворила его работу в качестве издателя, и пришла к выводу, что ей нужно как более реалистично относиться к его талантам, так и найти свой собственный индивидуальный путь к лидерству. Она думала в психологических терминах — и с достаточной точностью — о своей роли лидера.
Четыре области решения проблем
Теория личного интеллекта описывает четыре широкие области, в которых происходит решение проблем, связанных с личностью. Индивиды (1) распознают ключи к личности, (2) формируют модели людей, (3) определяют выбор на этой основе и (4) систематизируют свои цели и планы.
Рассмотрим Бена, который отправился на ужин со своим новым коллегой по работе Эйденом. Когда они встретились в ресторане, Бен определил ключи к разгадке личности Эйдена: он рассмотрел одежду Эйдена (довольно дорогой плащ), заметил хмурое выражение лица Эйдена; и как только они сели за свой стол, Бен заметил, что Эйден говорил красноречиво и, казалось, очень ясно понимал, что ищет один из их новых бизнес-клиентов. Когда Эйден раскритиковал коллегу, Бен подумал, что это было немного резко, но Эйден подкрепил свой комментарий мыслью, что «у всех нас есть свои ограничения».
Затем Бен использовал подсказки, которые он наблюдал, чтобы сформировать предварительную модель личности Эйдена — что Эйден был довольно умным парнем (исходя из его способностей к языку), который не терпел дураков с радостью (его хмурый взгляд, его резкие комментарии о коллега), и который справился со своими разочарованиями с философским юмором.
Бен в то же время вступил в третью фазу решения проблем – выбора направления. Он знал, что ему часто нравились такие люди, как Эйден, и что они могли бы заключить дружеский союз на работе, если бы Эйден был похож на людей, которых Бен знал в прошлом.
Последняя область личного интеллекта — систематизация планов и целей — обычно занимает более длительный период времени. Убеждения Бена об Эйдене и его интерес к нему были частью долгосрочных целей Бена — завести друзей и преуспеть в работе.
Мы все постоянно занимаемся решением проблем такого типа, встречая новых людей и корректируя наши отношения с теми, кого мы знаем. В этих случаях личный интеллект служит системой управления нашей личностью.
Психометрический тест концепции
Одно дело иметь теорию личного интеллекта, а другое — собирать доказательства его существования. В 2008 году я присоединился к своим коллегам Дэвиду Р. Карузо из Йельского университета и Эбигейл Т. Пантер из Университета Северной Каролины, чтобы проверить гипотезу о существовании личного интеллекта.
Мы создали тест под названием «Тест личного интеллекта» (TOPI) для поиска доказательств, касающихся теории. Тест состоял из 140 вопросов, разделенных на четыре области личного интеллекта, описанные выше — распознавание информации, формирование моделей, руководство выбором и систематизация целей. В каждой из четырех областей было несколько отдельных групп элементов для измерения решения проблем в этой области.
Один из способов формирования моделей личности заключается в том, чтобы замечать ключевую характеристику человека, а затем предвосхищать другие качества, которые часто сопровождают эту черту. Мы можем это сделать, потому что одни черты проявляются чаще, чем другие. Чтобы измерить способность людей формировать точные модели людей, мы задавали такие вопросы, как:
Человек прямолинеен и скромен. Скорее всего, ее также можно описать как:
А. Независимая и неуступчивая
Б. Активная и полная энергии
C. Сочувствующие другим и «мягкие»
D. Застенчивые и более тревожные, чем в среднем
Ответ на этот вопрос «C», поскольку исследования показывают, что люди, которые прямолинейны и скромны, также, вероятно, более нежны рассудительный и сочувствующий другим.
В ходе серии из трех исследований мы нашли доказательства того, что люди достоверно различаются по своим способностям решать разнообразные группы проблем, имеющих отношение к пониманию личности. Некоторые испытуемые хорошо справлялись с различными задачами, в то время как другие справились с ними хуже, что указывает на то, что результаты людей обусловлены широкой способностью решать проблемы в этой области — личным интеллектом (Mayer et al., 2012).
Корреляция между тестом личного интеллекта и другими показателями также свидетельствует о том, что личный интеллект является широким интеллектом. В нашем последнем опубликованном исследовании TOPI значительно коррелировал с показателем словарного запаса (показатель вербального интеллекта) и с психологической открытостью, общим коррелятом интеллекта. Мы также обнаружили, что люди с «психологическим складом ума» — те, кто любит получать доступ к своим чувствам, обсуждать проблемы и разбираться в других, — также, как правило, обладают более высоким уровнем личного интеллекта.
Что насчет эмоционального интеллекта?
Мои коллеги и я рассматриваем эмоциональность — способность точно рассуждать об эмоциях — как интеллект, который достоверно измеряется только мерами способностей (Mayer, Roberts et al. , 2008; Mayer, Salovey et al., 2008). Другие психологи оценивают то, что они называют «EQ», «смешанные модели» или «черта ei», спрашивая людей об их оптимизме или настойчивости; мы рассматриваем этот подход как измерение чего-то другого, кроме фактического интеллекта. Текущие измерения способностей эмоционального интеллекта, которые мы используем, хотя и несовершенны, выдерживают тщательную проверку, и теперь исследователи интеллекта утверждают, что EI можно добавить к модели интеллекта Кеттелла-Хорна-Кэрролла (MacCann et al., 2014). В моих следующих замечаниях о личном интеллекте и его критериальных связях мое упоминание о тестах эмоционального интеллекта будет ограничено моделью способностей и мерами, основанными на способностях.
Личный интеллект представляет собой резкое расширение концепции эмоционального интеллекта. Он включает в себя решение проблем, связанных с мотивами, чертами характера, целями и другими аспектами личности, в дополнение к точному осмыслению эмоций. В нескольких заданиях теста TOPI прямо задаются вопросы об эмоциях.
Исследования в этой области являются новыми, но наши предварительные результаты показывают, что люди, получившие высокие баллы в тесте на личный интеллект, могут получить жизненные преимущества, характерные для более здоровых личностей. У людей с высокими баллами по TOPI отсутствуют симптомы расстройств личности, и они более добросовестны — черта, которая все чаще рассматривается как глобальный показатель целостности функционирования личности (Mayer et al., 2012, исследование 3; Mayer, 2014). Люди, способные решать проблемы, связанные с личностью в целом, также демонстрируют более высокий, чем обычно, эмоциональный интеллект, о чем свидетельствует высокая и значимая корреляция между TOPI и комбинированными ветвями эмоционального понимания и управления эмоциями теста эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо (MSCEIT). . В то время как TOPI связан с переменной «большой пятерки» добросовестности, связь MSCEIT с этой переменной кажется слабее или вообще отсутствует (Brackett & Mayer, 2003; Iliescu et al. , 2013; Karim & Weisz, 2010).
Важен ли личный интеллект?
Личный интеллект важен как на индивидуальном, так и на общественном уровне. На индивидуальном уровне он объясняет, как мы рассуждаем, чтобы понять себя и других людей, и помогает смягчить наши «слепые пятна» — то, чего мы не знаем о себе и других. Улучшение нашего понимания самих себя и других людей, вероятно, приведет к улучшению нашего самочувствия и к более гладким отношениям с другими людьми.
Мы также используем наш личный интеллект, чтобы узнать о нашем будущем, уделяя особое внимание людям с такими же характеристиками, как и у нас. Если я ищу постоянное волнение, то я могу использовать свой личный интеллект, чтобы идентифицировать и отслеживать класс людей, которые, как и я, «искатели острых ощущений». Я узнаю, что мне, скорее всего, понравятся экстремальные виды спорта и что мне может понравиться работа пожарным, техником скорой помощи или другим лицом, оказывающим первую помощь. С другой стороны, как член класса людей, ищущих сенсаций, я должен разумно управлять своим риском. Искатели острых ощущений чаще, чем другие, идут на опасный физический риск, экспериментируют с изменяющими сознание наркотиками и злоупотребляют ими.
Переходя к уровню общества, я считаю, что нам нужно больше признавать и уважать людей, которые хорошо используют свой личный интеллект. Мы получаем пользу не только от инженеров, разрабатывающих наши компьютеры, телефоны и автомобили, и не только от фермеров, которые выращивают нашу еду, но и от людей, которые хорошо понимают себя и взаимодействуют с другими с уважением и пониманием. Личный интеллект обеспечивает признание тем, кто преуспевает в этой области.
Существует и обратное условие. Некоторые люди вокруг нас относительно нечувствительны к личностям, с которыми они взаимодействуют. На собраниях люди с низким личным интеллектом могут быть склонны делать бестактные замечания другим членам группы, сидящим за одним столом. Прежде чем мы припишем их поведение враждебности, мы должны учесть, что они могут говорить то, что делают, потому что им не хватает базового понимания людей — независимо от того, насколько они умны в других областях.
Тесты личного интеллекта помогут нам выявить людей, одаренных в этой области, и тех, кому было бы полезно узнать о личности. Психотерапевты помогают людям улучшить их способность понимать личности с самого начала своей деятельности. Терапевты поощряют своих клиентов обращать внимание на свои собственные чувства и реакции на окружающий мир и более точно думать о том, на что похожи другие люди. Возможно, мы находимся в той точке, когда мы можем дополнить такую терапию занятиями и пособиями по личности, которые позволят нам обучать людей тому, как происходит это решение проблем, и укреплять их рассуждения в этой области.
В начале этой статьи я описал, как философы ценят самопознание, но не всегда могут быть хорошими образцами для подражания в этом отношении. Часть трюка в жизни заключается в использовании правильного интеллекта для правильной работы. Шнайдер и Ньюман (2014) указали, что каждый широкий интеллект, такой как вербальный или пространственный интеллект, делает разные прогнозы о будущем человека. Например, люди с высоким пространственным интеллектом чаще других преуспевают в таких профессиях, как инженерное дело и архитектура (Wai et al., 2009).). Другими словами, мы применяем пространственный интеллект к миру двух- и трехмерных объектов и вербальный интеллект к миру мыслей и идей… и, я полагаю, мы используем личный интеллект, чтобы помочь нам понять нашу ментальную жизнь и личности. вокруг нас.
Джон Д. Майер
— профессор психологии Университета Нью-Гэмпшира
[email protected]
Ссылки
May, 200.A. Brackett (J.er D.3, May, 20.A. Brackett). Конвергентная, дискриминантная и инкрементная валидность конкурирующих показателей личного интеллекта. Вестник личности и социальной психологии, 29, 1147–1158.Чулеф А.С., Рид С.Дж. и Уолш, Д.А. (2001). Иерархическая таксономия человеческих целей. Мотивация и эмоции, 25, 191–232.
Даннинг, Д. (2005). Самопознание: препятствия и обходные пути на пути к познанию себя. Нью-Йорк: Психология Пресс.
Эммонс, Р.А. и Кинг, Лос-Анджелес (1988). Конфликт личных стремлений. Журнал личности и социальной психологии, 54, 1040–1048.
Флисон, В. и Нофтл, Э. Э. (2009). В пользу синтетического решения дебатов о человеке и ситуации. Журнал исследований личности, 43, 150–154.
Фундер, округ Колумбия (2012). Точное суждение о личности. Современные направления психологической науки, 21, 177–182.
Голдберг, Л.Р., Джонсон, Дж.А., Эбер, Х.В. и другие. (2006). Международный пул предметов личности и будущее общедоступных мер личности. Журнал исследований личности, 40, 84–96.
Илиеску Д., Илие А., Испас Д. и Ион А. (2013). Изучение психометрических свойств теста эмоционального интеллекта Майера-Саловея-
Карузо: выводы из восточноевропейской культуры. Европейский журнал психологической оценки, 29, 121–128.
Карим, Дж. и Вайс, Р. (2010). Кросс-культурное исследование надежности и валидности теста эмоционального интеллекта Майера-Саловея-
Карузо (MSCEIT). Кросс-культурные исследования, 44, 374–404.
Макканн, К., Джозеф, Д.Л., Ньюман, Д.А. и Робертс, Р. Д. (2014). Эмоциональный интеллект является фактором второго слоя интеллекта. Эмоции, 14, 358–374.
Майер, JD (2005). История двух видений: может ли новый взгляд на личность помочь интегрировать психологию? Американский психолог, 60, 29 лет4–307.
Майер, JD (2008). Личный интеллект. Воображение, познание и личность, 27, 209–232.
Майер, JD (2014). Личный интеллект: сила личности и то, как она формирует нашу жизнь. Нью-Йорк: Scientific American/Фаррар Штраус, Жиру.
Майер, Д.Д., Пантер, А.Т. и Карузо, Д.Р. (2012). Существует ли личный интеллект? Журнал оценки личности, 94, 124–140.
Майер, Дж. Д., Робертс, Р. Д. и Барсад, С. Г. (2008). Человеческие способности: Эмоциональный интеллект. Ежегодный обзор психологии, 59, 507–536.
Майер, Д.Д., Саловей, П. и Карузо, Д.Р. (2008). Эмоциональный интеллект: новые способности или необычные черты? Американский психолог, 63, 503–517.