Тема 4. Личность и деятельность.
4.1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «субъект».
В своей повседневной жизни мы часто употребляем понятия «человек», «личность», «индивид». Причем употребляем эти понятия как синонимы, тогда как каждое из этих понятий имеет свое содержание.
Понятие «человек» — самое широкое понятие для обозначения субъекта деятельности, познания, общения. Человек – это живое существо, обладающее членораздельной речью и сознанием, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Будучи высшим продуктом природы, человек является уже не только природным биологическим существом. Он существо и биологическое, и социальное.
Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта. Индивид — человек как представитель Homo Sapiens , имеющий природные свойства. Индивид обозначает человека как одного из людей, как носителя общих свойств, как некоторую единичность.
Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, биологическими потребностями.
Другая проекция человека – это его бытие как субъекта. Б.Г. Ананьев указывал на такие его проявления, как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения.
Итак, субъект – человек как носитель предметно-практической деятельности; распорядитель душевных сил.
4.2. Понятие «личность» и «индивидуальность».
В отечественной психологии существует несколько определений понятия «личность».
«Личность – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других» (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).
«Личность – дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем» (К.К. Платонов).
«Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия» (С.
Л. Рубинштейн).«Личность – субъект и объект общественных отношений» (А.Г. Ковалев).
Как видно из определений, всеми авторами подчеркивается социальная сущность личности. Личностью не рождаются, личностью становятся в процессе жизни.
Д.А.Леонтьев подчеркивает, что для понимания понятия «личность» важно исходить из следующих аксиом:
Личность присуща каждому человеку.
Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет.
Личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого общества.
Личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого.
Итак, личность – это прижизненное целостно-структурное образование, отражающее социальную сущность человека как сознательного субъекта познания, общения.
Индивидуальность – это своеобразие и неповторимость человека как индивида и личности.
Индивидуальность проявляется на уровне индивидных свойств в типе телосложения, цвете волос, типе темперамента, особенностях задатков. На уровне личности индивидуальность проявляется в чертах характера, в специфике интересов, мировоззрения, ценностей и идеалов.
Личность и деятельность » Психология
— Основы психологии и познания (Автор: Психолог)
Личность и деятельность
Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества. Во всякой деятельности можно выделить такие компоненты (этапы): постановку цели, планирование работы, выполнение работы, проверку результатов, подведение итогов, оценку работы.
Виды деятельности — трудовая (имеет результатом создание общественно полезного продукта), творческая (дает новый оригинальный продукт высокой общественной ценности), учебная (направлена на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для образования и последующей трудовой деятельности) и игровая (средство познания окружающего мира посредством сюжетных и ролевых и онлайн игры).
Умением называют освоенный человеком способ выполнения деятельности. Умения приобретаются на практике путем упражнений. Навыком называют такое действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате многократных упражнений.
Различают навыки двигательные (моторные) и интеллектуальные (в области умственной работы — например, навыки правописания). Физиологической основой навыка является динамический стереотип, сформировавшийся в мозгу человека.
Привычкой называют потребность человека совершать определенные действия.
Привычка — это навык, ставший потребностью. Навык есть возможность успешного осуществления действий, привычка — побуждение производить эти действия. Различают привычки бытовые (например, гигиенические) и нравственные (например, вежливость).
В деятельности выражается личность человека, и одновременно деятельность формирует его личность.
Формирование деятельности у человека происходит в следующем порядке: импульсивное поведение (на первом году жизни — исследовательское), с годами — практическое, затем — коммуникативное и наконец — речевое.
Личность — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.
Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.
Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых возникают и воплощаются в объекте психический образ и реализуются опосредствованные им отношения субъекта в предметной действительности.
прочитали статью 32 215 раз(а) и оставили 0 комментариев.
Другие статьи о психологии
Комментарии о Личность и деятельность
Физическая активность и черты характера
Адамс Т. Б. и Моуэн Дж.К. (2005). Выявление личностных характеристик здоровых едоков и физических упражнений: подход иерархической модели. Health Marketing Quarterly , 23 , 22–41. (2011). Сборник физических упражнений. Медицина и наука в спорте и упражнениях , 43 , 1575–1581.
Айзен, И. (1991). Теория запланированного поведения. Организационное поведение и процессы принятия решений человеком , 50 , 179–211.
Айзен, И. (2006). Построение теории опросника планируемого поведения.
Аллен М.С., Гринлис И. и Джонс М.В. (2013). Личность в спорте: всесторонний обзор. Международный обзор психологии спорта и физических упражнений , 6 , 184–208.
Аллен, М.С., и Лаборд, С. (2014). Роль личности в спорте и физической активности. Современные направления психологической науки , 23 , 460–465.
Аллен, М.С., Маги, К.А., Велла, С. А., и Лаборде, С. (в печати). Двунаправленные связи между личностью и физической активностью во взрослом возрасте. Психология здоровья . (2012). Беги, беги или падай: реактивность вегетативной нервной системы во время прыжков с парашютом. Личность и индивидуальные различия , 53 , 218–223. (2013). Давайте займемся физическими упражнениями: современный обзор анксиолитических эффектов упражнений при тревоге и ее расстройствах. Депрессия и тревога , 30 , 362–373.
Статистическое бюро Австралии. (2013). Обследование состояния здоровья в Австралии: физическая активность.
Борколес, Э., Полман, Р., и Леви, А. (2010). Личность типа D и образ тела у мужчин: роль статуса упражнений. Изображение тела , 7 , 39–45.
Брайан, А. Д., Хатчисон, К. Э., Силс, Д. Р., и Аллен, Д. Л. (2007). Трансдисциплинарная модель, объединяющая генетические, физиологические и психологические корреляты произвольных упражнений. Психология здоровья , 26 , 30–39.
Брайан, А.Д., и Рошело, Калифорния (2002). Прогнозирование аэробных и силовых упражнений с использованием теории запланированного поведения. Американский журнал поведения в отношении здоровья , 26 , 83–94.
Серин, Э., и Маккиннон, Д. П. (2008). Комментарий к текущей практике посредничества анализа переменных в поведенческом питании и физической активности. Питание общественного здравоохранения , 12 , 1182–1188.
Кутзи, Н. (2010). Профили личности аквалангистов-любителей. Африканский журнал физического воспитания, санитарного просвещения, отдыха и танцев , 16 , 568–579.
Коэн, Дж. (1992). Силовой праймер. Психологический бюллетень , 112 , 155–159.
Колли, Р. К., Гарриге, Д., Янссен, И., Крейг, К. Л., Кларк, Дж., и Тремблей, М. С. (2011). Физическая активность взрослых канадцев: результаты акселерометра, полученные в ходе исследования показателей здоровья в Канаде с 2007 по 2009 год. В Health Reports Statistics Canada (том 22, стр. 1–8). (2005). Оценка хронических заболеваний на производительность труда, отсутствие и общее экономическое воздействие на работодателей. Журнал медицины труда и окружающей среды , 47 .
Коннер, М., и Абрахам, К. (2001). Добросовестность и теория запланированного поведения: к более полной модели антецедентов намерений и поведения. Бюллетень личности и социальной психологии , 27 , 1547–1561.
Коста, П. Т., и МакКрей, Р. Р. (1992). Пересмотренное профессиональное руководство по инвентаризации личности NEO (NEO-PI-R) и пятифакторной инвентаризации NEO (NEO-FFI) . Одесса, Флорида: Ресурсы по психологической оценке.
Коста, П. Т., и МакКрей, Р. Р. (1995). Домены и аспекты: Иерархическая оценка личности с использованием пересмотренного списка личности NEO. Журнал оценки личности , 64 , 21–50.
Денолле, Дж. (1998). Личность и риск развития рака у мужчин с ишемической болезнью сердца. Психологическая медицина , 28 , 991–995.
Дойч, Р., и Страк, Ф. (2006). Модели двойственности в социальной психологии: от двойственных процессов к взаимодействующим системам. Психологический опрос , 17 , 166–172.
Дигман, Дж. М. (1990). Структура личности: появление пятифакторной модели. Ежегодный обзор психологии , 41 , 417–440.
ДиЛоренцо, Т. М., Баргман, Э. П., Стаки-Ропп, Р., Брассингтон, Г. С., Френш, П. А., и Лафонтен, Т. (1999). Долгосрочные эффекты аэробных упражнений на психологические результаты. Профилактическая медицина , 28 , 75–85.
Дакворт, А.Л., Петерсон, К., Мэтьюз, доктор медицины, и Келли, Д.Р. (2007). Выдержка: настойчивость и страсть к долгосрочным целям. Журнал личности и социальной психологии , 92 , 1087–1101.
Исон, К. Э., Массе, Л. К., Тортолеро, С. Р., и Келдер, С. Х. (2002). Поведение и повседневная активность типа А среди пожилых женщин из числа меньшинств. Журнал женского здоровья и гендерной медицины , 11 , 137–146.
Айзенк, Х. Дж. (1970). Структура личности человека (3-е изд.). Лондон: Метуэн.
Айзенк, Х.Дж., Ниас, Д.К.Б., и Кокс, Д.Н. (1982). Спорт и личность. Достижения в области исследования поведения и терапии , 4 , 1–56.
Funder, DC (2001). Личность. Ежегодный обзор психологии , 52 , 197–221.
Гербер, М., Калак, Н., Лемола, С., Клаф, П.Дж., Пухсе, У., Эллиот, К., и Бранд, С. (2012). Физические упражнения и физическая активность подростков связаны с психологической устойчивостью. Психическое здоровье и физическая активность , 5 , 35–42.
Голдберг, Л. Р. (1993). Структура фенотипических черт личности. Американский психолог , 48 , 26–34. (2006). Международный пул предметов индивидуальности и будущее мер индивидуальности общественного достояния. Журнал исследований личности , 40 , 84–96.
Грей, Дж. А. (1991). Нейропсихология темперамента. В J. Strelau & A. Angleitner (Eds.), Исследования темперамента (стр. 105–128). Нью-Йорк: Пленум Пресс.
Гушковская, М., и Болдак, А. (2010). Поиск ощущений у мужчин. Биология спорта , 27 , 157–162.
Хаган, А.Л., Родс, Р.Э., Хаузенблас, Х., и Джакобби, П.Р. (2009 г.). Интеграция черт уровня аспектов пятифакторной модели с теорией запланированного поведения и упражнений. Психология спорта и физических упражнений , 10 , 565–572.
Халлал П. К., Андерсен Л. Б., Булл Ф. К., Гутольд Р., Хаскелл В., Экелунд У. и Уэллс Дж. К. (2012). Глобальные уровни физической активности: прогресс в области эпиднадзора, подводные камни и перспективы. Ланцет , 380 , 247–257.
Ховард, Дж. Х., Каннингем, Д. А., и Рехнитцер, П. А. (1987). Личностные и фитнес-ухудшения у мужчин среднего возраста. Международный журнал спортивной психологии , 18 , 100–111.
Хойт, А. Л., Родс, Р. Э., Хаузенблас, Х., и Джакобби, П. Р. (2009). Интеграция черт уровня аспектов пятифакторной модели с теорией запланированного поведения и упражнений. Психология спорта и физических упражнений , 10 , 565–572.
Хаймбо, К., и Гаррет, Н.Д.Дж. (1974). Поиск сенсаций среди парашютистов. Перцептивные и моторные навыки , 38 , 118.
Дженкинс, К. Д. (1976). Последние данные, подтверждающие психологические и социальные факторы риска ишемической болезни сердца. Медицинский журнал Новой Англии , 294 , 987–1033.
Керн, М.Л., Рейнольдс, К.А., и Фридман, Х.С. (2010). Предикторы моделей физической активности во взрослом возрасте: анализ кривой роста. Бюллетень личности и социальной психологии , 36 , 1058–1072.
Куджала, UM (2011). Физическая активность, гены и пожизненная предрасположенность к хроническим заболеваниям. Европейский обзор старения и физической активности , 8 , 31–36.
Ли, И. М., Широма, Э. Дж., Лобело, Ф., Пушка, П., Блэр, С. Н., и Кацмарзик, П. Т. (2012). Влияние отсутствия физической активности на основные неинфекционные заболевания во всем мире: анализ бремени болезней и ожидаемой продолжительности жизни. Ланцет , 380 , 219–229.
Ли, Т. Х., и Ценг, Ч. Х. (2015). Как личность и склонность к риску влияют на поведение любителей приключений. Географии туризма: Международный журнал туризма , 17 , 307–331.
Лепри, Б., Стайано, Дж., Шмуэли, Э., Пианези, Ф., и Пентланд, А. (2016). Роль личности в формировании социальных сетей и опосредовании изменения поведения. User-Model Интерфейс адаптации пользователя , 26 , 143–175.
Ллевеллин, Д. Дж., и Санчес, X. (2008). Индивидуальные различия и риск в скалолазании. Психология спорта и физических упражнений , 9 , 413–426.
Махер, А.М., Томсон, С.Дж., и Карлсон, С.Р. (2015). Рискованные и импульсивные черты характера опытных любителей скоростного спуска. Личность и индивидуальные различия , 79 , 20–24.
Маммен Г. и Фолкнер Г. (2013). Физическая активность и профилактика депрессии: систематический обзор проспективных исследований. Американский журнал профилактической медицины , 45 , 649–657.
Мариотто, А. Б., Робин Яброфф, К., Шао, Ю., Фейер, Э. Дж., и Браун, М. Л. (2011). Прогнозы стоимости лечения рака в США: 2010–2020 гг. Журнал Национального института рака , 103 , 117–128.
Масси-Тейлор, К.Г.Н., и Карим, Э. (2003). Бремя хронических заболеваний. Наука , 302 , 1921–1922 гг.
МакКрей, Р. Р., и Коста, П. Т. (1995). Объяснение черт характера в психологии личности. Европейский журнал личности , 9 , 231–252.
МакКрей, Р. Р., и Коста, П. Т. (2008). Пятифакторная теория личности. В OP John, RW Robins & LA Pervin (Eds.), Справочник личности: теория и исследования (3-е изд., стр. 159–181). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
Маккрей Р.Р., Коста П.Т., Остендорф Ф., Англейтнер А., Хребичкова М., Авиа М.Д., Смит П.Б. (2000). Природа важнее воспитания: темперамент, личность и развитие на протяжении всей жизни. Журнал личности и социальной психологии , 78 , 173–186.
МакКуин, Д. В., и Сигрист, Дж. (1982). Социальные факторы в этиологии хронических заболеваний: обзор. Социальные науки и медицина , 16 , 353–367.
Мыттус Р., Эпскамп С. и Фрэнсис А. (2016). Внутри- и межиндивидуальная изменчивость личностных характеристик и физических упражнений. Журнал исследований личности .
Мулле, Дж. Г., и Ваккарино, В. (2013). Сердечно-сосудистые заболевания, психосоциальные факторы и генетика: случай депрессии. Прогресс сердечно-сосудистых заболеваний , 55 , 557–562.
Мирсет, Х., Тверо, Р., Хагатун, С., и Линдгрен, К. (2012). Сравнение импульсивности и поиска ощущений у патологических игроков и парашютистов. Скандинавский журнал психологии , 53 , 340–346.
Нейлон А., Каннифф К., Ананд С., Креацулас К., Блейк Г. Дж., Сугрю Д. и Макгорриан К. (2013). Глобальный взгляд на психосоциальные факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. Прогресс в сердечно-сосудистых заболеваниях , 55 , 574–581.
Пейт, Р. Р., Пратт, М., Блэр, С., Хаскелл, В. Л., Масера, К. А., и Бушар, К. (1995). Физическая активность и общественное здоровье: рекомендация Центров по контролю и профилактике заболеваний и Американского колледжа спортивной медицины. Журнал Американской медицинской ассоциации , 273 , 402–407.
Паунонен С.В. и Джексон Д.Н. (2000). Что выходит за рамки большой пятерки? Множество! Журнал личности , 68 , 821–835.
Ребар, А., Диммок, Дж. А., Джексон, Б., Родс, Р. Э., Кейтс, А., Старлинг, Дж., и Ванделанотт, К. (2016). Систематический обзор влияния бессознательных регуляторных процессов на физическую активность. Health Psychology Review , 10 , 395–407.
Рид, Дж., Притшет, Б.Л., и Каттон, Д.М. (2012). Выдержка, добросовестность и транстеоретическая модель изменения поведения при выполнении упражнений. Журнал психологии здоровья , 18 , 612–619.
Rhodes, RE (2006). Встроенная среда: Роль личности с физической активностью. Обзоры наук о физических упражнениях и спорте , 34 , 83–88.
Родс, Р. Э., и Курниа, К. С. (2003). Отношения между личностью, расширенной теорией модели запланированного поведения и поведением при выполнении упражнений. Британский журнал психологии здоровья , 8 , 19–36.
Родс, Р. Э., Курниа, К. С., Бланшар, К. М., и Плотникофф, Р. К. (2007). Прогнозирование прогулок в свободное время: интеграция социальных когнитивных, воспринимаемых экологических и личностных факторов. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity , 4 , 51.
Rhodes, R. E., Courneya, K. S., & Bobick, TM (2001). Личность и участие в упражнениях на фоне рака молочной железы. Психоонкология , 10 , 380–388.
Родс, Р. Э., Курниа, К. С., и Хайдук, Л. А. (2002). Модифицирует ли личность теорию запланированного поведения в области упражнений? Журнал спортивной и физической психологии , 24 , 120–132.
Родс, Р. Э., Курниа, К. С., и Джонс, Л. В. (2002). Личность, теория запланированного поведения и упражнения: уникальная роль аспекта активности экстраверсии. Журнал прикладной социальной психологии , 32 , 1721–1736.
Родс, Р. Э., Курниа, К. С., и Джонс, Л. В. (2005). Теория запланированного поведения и личностных черт низшего порядка: эффекты взаимодействия в области упражнений. Личность и индивидуальные различия , 38 , 251–265.
Родс, Р. Э., и Диккау, Л. (2013). Модераторы отношения намерения-поведения в физической активности: систематический обзор. Британский журнал спортивной медицины , 47 (4), 215–225.
Родс, Р. Э., и Мэтисон, Д. Х. (2008). Умеряет ли личность влияние реализации намерений на физическую активность? Анналы поведенческой медицины , 35 , S209.
Родс, Р. Э., и Пфаеффли, Л. А. (2012). Личность и физическая активность. В EO Acevedo (Ed.), Оксфордский справочник по психологии упражнений (стр. 19).5–223). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Родс, Р. Э., и Смит, Н. Э. И. (2006). Личностные корреляты физической активности: обзор и метаанализ. Британский журнал спортивной медицины , 40 , 958–965.
Робинсон, Д. В. (1985). Поиск стресса: избранные поведенческие характеристики элитных скалолазов. Журнал спортивной психологии , 7 , 400–404.
Рудль, Г., Абарт, М., Ледоховски, Л., Бурчер, М., и Копп, М. (2012). Самооценка риска и компенсация риска у лыжников и сноубордистов связана с поиском острых ощущений. Анализ и предотвращение несчастных случаев , 48 , 292–296.
Саллис, Дж. Ф., и Оуэн, Н. (1997). Экологические модели. В K. Glanz, FM Lewis & BK Rimer (Eds.), Поведение в отношении здоровья и санитарное просвещение (стр. 403–424). Сан-Франциско: Джосси-Басс.
Стефан Ю., Бойче Дж., Канада Б. и Терраччано А. (2014). Связь личности с физической, социальной и умственной деятельностью на протяжении всей жизни: результаты исследований в США и Франции. Британский журнал психологии , 105 , 564–580.
Стефан Ю., Сутин А. Р. и Терраччано А. (2014). Физическая активность и развитие личности в зрелом и пожилом возрасте: данные двух лонгитюдных исследований. Журнал исследований личности , 49 , 1–7.
Сутин А. Р., Стефан Ю., Лучетти М., Артезе А., Ошио А. и Терраччано А. (2016). Пятифакторная модель личности и отсутствие физической активности: метаанализ 16 образцов. Журнал исследований личности , 63 , 22–28.
Тейлор, Д.М., О’Тул, К.С., Обль, Т.Е., Райан, К.М., и Шерман, Д.Р. (1997). Черты характера аквалангистов-любителей, стремящихся к сенсациям. Южнотихоокеанское общество подводной медицины , 31 , 25–28.
Томсон, С.Дж., и Карлсон, С.Р. (2014). Личность и рискованные виды спорта: ассоциации с измерениями импульсивности. Личность и индивидуальные различия , 60 , 67–72.
Трояно, Р. П., Берриган, Д., Додд, К. В., Массе, Л. К., Тилерт, Т., и Макдауэлл, М. (2008). Физическую активность в США измеряют акселерометром. Медицина и наука в спорте и физических упражнениях , 40 , 181–188.
Информационный центр здравоохранения и социального обеспечения Великобритании. (2009). Обследование здоровья в Англии: физическая активность и фитнес.
Центры США по контролю и профилактике заболеваний, AD (2013). Смерть и Смертность.
Уокер, А. Э. (2007). Множественные хронические заболевания и качество жизни: закономерности, выявленные в большой национальной выборке, Австралия. Хронические заболевания , 3 , 202–218.
Warburton, D.E.R., Charlesworth, S., Ivey, A., Nettlefold, L., & Bredin, SSD (2010). Систематический обзор фактических данных для канадских рекомендаций по физической активности для взрослых. Международный журнал поведенческого питания и физической активности , 7 , 39.
Warburton, D. E.R., Nicol, C.W., & Bredin, S.S. (2006). Польза для здоровья от физической активности: доказательства. Журнал Канадской медицинской ассоциации , 174 , 801–809.
Почему, Ю.П., Хуанг, Р.З., и Сандху, П.К. (2010). Аффективные сообщения увеличивают прогулку только среди добросовестных людей. Личность и индивидуальные различия , 48 , 752–756.
Вибе, Д. Дж., и Смит, Т. В. (1997). Личность и здоровье: прогресс и проблемы психосоматики. В Р. Хоган, Дж. Джонсон и С. Бриггс (ред.), Справочник по психологии личности . Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
Уилсон, К. Э., и Дишман, Р. К. (2015). Личность и физическая активность: систематический обзор и метаанализ. Личность и индивидуальные различия , 72 , 230–242.
Цукерман, М. (2005). Психобиология личности (2-е изд.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
8 Easy Ice Breaks For Your Personality Workshop
Хотите разогреть своих сотрудников перед утренним тимбилдингом или личностным семинаром? Тогда не забудьте включить несколько веселых и инклюзивных ледоколов. При правильном выполнении они представляют собой отличный способ заинтересовать людей деятельностью и расслабиться перед тем, как перейти к мельчайшим деталям результатов личностного теста. Они также помогают заставить людей прийти на вечеринку, одетых как они сами, и продемонстрировать ценность типов личности Майерса и Бриггса людям, которые могут относиться к этому скептически.
Следующие ледоколы предназначены для того, чтобы раскрыть кое-что о типе личности реальными и доступными способами. Вы можете вернуться к упражнениям позже в ходе семинара, чтобы участники могли задним числом проанализировать свое поведение и увидеть, как все это сочетается друг с другом.
1. Представьте это!
Объедините участников в пары. Попросите одного человека нарисовать базовую картинку, сохраняя это изображение в тайне от ее партнера. Затем попросите художника описать основные формы изображения — другой человек должен нарисовать его и посмотреть, насколько близко они подходят к исходному изображению. Пусть участники передвигаются по комнате и повторяют упражнение с таким количеством партнеров по рисованию, сколько позволяет время. Попросите художников понаблюдать, как они описывают картину. Какие слова они используют (общий обзор или мельчайшие детали)? С одними людьми общаться легче, чем с другими? Пришлось ли им изменить то, как они описали изображение, чтобы передать сообщение?
2. Игра «Художник»
Вот еще одно вдохновленное искусством упражнение, которое выявляет образ мышления и стиль общения человека. Дайте каждому по листу бумаги и карандашу. За пять минут они должны нарисовать картинку, представляющую их самих, без использования слов и цифр. Ведущий собирает рисунки и показывает их мастерской; участники должны угадать, кто нарисовал каждую картинку. После этого попросите художника представиться и объяснить, как работа его символизирует. Какие слова он выбирает? Как он общается с группой?
3. Story Time Game
Ведущий начинает рассказ с предложения. Затем он идет по кругу, и каждый участник повторяет только что произнесенное предложение, а затем добавляет к рассказу новое предложение. Это упражнение хорошо подходит для выявления различий в стилях сенсорного и интуитивного мышления. Сенсоры, как правило, продолжают историю в линейной манере, в то время как интуитивы будут играть с идеями, добавляя свои собственные интерпретации того, как каждый из персонажей может думать, действовать и чувствовать. Как датчики реагируют, если история уходит за пределы трассы?
4. Игра «Кенгуру-суд»
Выберите этот ледокол, если целью семинара является повышение эффективности команды. Участники должны знать друг друга и в идеале должен был произойти инцидент, который вызвал раздражение членов группы. Ссылаясь на происшествие, объявите, что вы проводите кенгуру-суд, чтобы судить виновных. Назовите подсудимых. Выберите судью, прокурора и адвоката защиты. Поклянись присяжным. Составьте официальные обвинения и проведите судебное разбирательство так, как выберут ваши участники.
По мере наблюдения запишите подход каждого участника к закону и порядку. Видят ли они «преступление» в черно-белых тонах или их подход более тонкий? Предпочитают ли они наказание прощению? Какие аргументы влияют на их мнение?
5. Плакат «Я согласен»
Сделайте плакат, содержащий несколько утверждений, предположений или клише по теме, имеющей отношение к вашему бизнесу. Например, вы можете пошутить на тему «успешных лидеров», которые…
- Жесткие и властные
- Должен знать все это
- Воспитывать и развивать других
- Являются специалистами в своей области
- Родились, а не сделаны
- чуткие
- Должен иметь сильное зрение
- Креативны и инновационны
- Требуется официальный титул и должность в компании
- Этичны и ценны.
Попросите участников проголосовать за утверждения, с которыми они согласны. Вы можете использовать результаты для обсуждения личностных компонентов лидерства или ссылаться на результаты позже на семинаре при обсуждении того, что каждый тип личности требует от эффективного менеджера.
6. Доминирующая рука
Дайте каждому участнику ручку и бумагу и попросите их расписаться. Теперь попросите их повторить упражнение, используя не ведущую руку. Спросите участников, какая рука ощущалась более нормальной и естественной? Можно ли эффектно подписать свое имя неведущей рукой? Что было бы, если бы вас заставляли все время писать этой рукой? Это простое упражнение демонстрирует силу предпочтения и является хорошим способом представить теорию личности.
7. The M&M House
Этот многолетний фаворит семинара полезен для иллюстрации различий между типами Восприятия и Суждения; он также хорошо работает в качестве ледокола. Предполагая, что вы оценили тип каждого перед семинаром (это рекомендуется), разделите участников на три группы: одну, состоящую из судей, одну, состоящую из воспринимающих, и смешанную группу. Дайте каждой группе 10-15 минут, чтобы построить двухмерный домик из M&Ms.
Когда время истечет, пусть все обсудят, как прошло занятие. Группа закончилась? Если да, то, скорее всего, это группа «J». Соответствует ли цвет дома? Также, вероятно, группа «J». Какие дома особенно необычны? Эта группа, вероятно, состояла из «Ps». Это занятие показывает, насколько по-разному мы подходим к задачам. Использовала ли смешанная группа свои различия для достижения лучшего результата?
8. Планирование вечеринки
Соберите двух участников, интроверта и экстраверта, и попросите их спланировать вечеринку для себя (вы можете использовать небольшие группы E и I для большего количества участников). Участники обычно подходят к этой задаче противоположными способами. Интроверту нужна небольшая, интимная и сплоченная вечеринка. Экстраверт будет ожидать много действий, волнений и развлечений. Интроверсия/экстраверсия, как правило, считается самой простой для понимания дихотомией, так что это отличное упражнение для того, чтобы по-настоящему разобраться в различиях в типах.
Что общего у этих ледоколов
Упражнения ледокола — отличный способ продемонстрировать различия между 16 типами личности.