Личность определение в психологии: определение, структура и основные теории развития.

Психология личности и рассмотрение проблемы личности в других науках

Человек является самым сложным явлением из всех существующих в мире и самым интересным объектом для самого себя. Человек – существо многостороннее, многомерное и сложно организованное. Понять сущность человеческой субъективности можно только со стороны системного, целостного и историко-эволюционного подхода. Отечественная психология имеет три главные понятийные категории, которые отражают три стороны существования человека: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Труды Б. Г. Ананьева и А. Н. Леонтьева посвящены последовательному различению данных понятий.

Индивид, как одна из сторон существования человека

Человек как индивид выражается в своих биологических и природных особенностях. При познании человека как индивида необходимо рассмотреть природные основы человеческой жизни, а также его психологии. Когда человек предстает как индивид, он является существом материальным, природным, телесным в его неделимости и целостности. Человек как природное существо может переживать органические потребности. Это потребность в еде, тепле, отдыхе и пр. Продолжением эволюционного ряда является форма, функционирование и строение тела человека. Отмечено, что они имеет больших сходства с организмами высших приматов. В то же время человек имеет значительные отличия от всех других живых существ.

Замечание 1

Русский религиозный философ, Н. А. Бердяев говорил о том, что человек является принципиальной новизной в природе. Тело его предстает культурным телом, одухотворенным и подчиненным высшим целям.

Всем известно, что человеческие органические потребности человека имеют совершенно другой характер, нежели потребности животных. Их удовлетворение происходит другими предметами и способами. Потребности человека культурно обусловлены. Самым главным отличием человека является свободное отношение к переживаниям органических потребностей. При помощи воли человек может заблокировать чувство голода и жажды, преодолеть чувство боли и страха, если в этом кроется цель в достижении личностно значимых вещей.

Замечание 2

А. Н. Леонтьев отмечал, что понятие индивид основывается на фактах неделимости, особенности и целостности любого человека, которые возникают уже в ранний период жизни человека.

Личность: определение и особенности

Определение 1

Личностью принято считать одну из базовых категорий психологической науки, а также одно из самых распространенных понятий.

Обычно в психологии личностью называют более развитый уровень человеческой субъективности. Реальность, описываемая понятием «личность», может проявлять уже в этимологии данного термина. Слово «личность» первоначально имело значение маски, надеваемые актерами в древнегреческом театре. Со временем это понятие приобретало все большее многообразие смысловых значений, оттенков, диапазон которых в какой-то мере является специфическим для конкретного языка.

Определение 2

В русском языке слово «личность» приближено к слову «личина», которое В. И. Даль обозначил как исполнение чужой роли, притворная внешность, общественное лицо, которое обращено к окружающим.

Исходя из этого, значение слова «личность» приобретает два главных смысла:

  • несоответствие между собственными характеристиками человека и содержанием роли, исполняемой им;
  • социальная типичность роли, которая исполняется, ее открытость другим людям.
Определение 3

Ролевая теория личности рассматривает личность как систему ролевого поведения, которое обусловлено суммой устойчивых социальных ожиданий, исходящих со стороны самого близкого окружения.

Отечественная психология подвергала ролевую теорию резкой критике. Человек в социуме однозначно включен во многие разные социальные группы. Он является частью семьи, учебной группы, рабочего коллектива, дружеской компании и т.д. в каждой группе ему отведено особое место, он занимает определенное положение, у него есть некий статус, от него ожидают определенных вещей. Это говорит о том, что один и тот же человек обязан вести себя различно в разных ситуациях, то есть играть разные роли. Но, важно отметить, что личность является именно тем, что дает возможность сохранить целостность своего «Я». Личность не является структурой ролей, а жизнь человека не заключается в проигрывании выбранных или навязанных ролей.

Но, даже взяв во внимание, что личность предстает как центральная и обобщающая категория психологии, единого определения этого термина все же нет. Но одно из многих обозначений личности, которые существуют в психологической науке, не является общепризнанным и всеобъемлющим. Зарубежная психология имеет массу различных теорий личности. При обобщении многих мнений на тему и механизмы развития личности, можно определить ряд общих моментов:

  • личность является особым качеством или характеристикой человека, приобретаемой индивидом в социуме, в совокупности отношений, имеющих общественную природу, в которые включен индивид. Если известно, что индивидом рождаются, то личностью становятся;
  • личность дает характеристику человеку со стороны его общественных отношений и связей.
    Иными словами, взаимосвязей с другими людьми. По мнению А. Н. Леонтьева личность является «сверхчувствительным образованием», потому как эти отношения и связи с другими людьми являются особой реальностью, недоступной непосредственному восприятию. Исходя из этого, понятие личности в психологии является особым способом существования человека в качестве члена общества, представителя конкретной социальной группы;
  • сущность личности заключается в умении человека действовать самостоятельно, свободно и с ответственностью. Личностным поведением является поведение по собственному свободному выбору;
  • личность не является раз и навсегда сформированным качеством. Личность находится в постоянном развитии.
Определение 4

Под индивидуальностью понимаемся самый высокий уровень интеграции человека по отношению к личностному и индивидуальному уровню.

Особенность индивидуальность заключается в фиксации одновременного своеобразия и неповторимости человека в качестве индивида и личности.

Развитие индивидуальности является жизненным путем человека.

Личность в других науках

Отмечено, что личность в качестве предмета познания интересна не только психологии, но и другим наукам, занимающимся изучением человека. В философии бытие человека и общества рассматривается в широком плане, дает ответы на вечные вопросы. При исследовании сущности человека и смысла его жизни, она выявляет общие закономерности его социального и биологического развития, намечает его идеалы, цели и ценности. В философском знании изучается не исключительно целостность человека, но и выявляются всеобщие и сущностные связи в системе «Человек – Мир». Данные связи имеют ценностно-нормативный характер.

Личность в социологии является устойчивой системой социально важных черт, которые определяют биосоциальную природу человека и характеризуют индивида как члена определенной общности. В социологии личность определяет переход от индивидуального к социальному и от социальной системы к межличностным отношениям и поведению, имеющему индивидуальный характер. В данной ситуации совершенно ясно, что понятие личности становится аналогичным понятию индивида и человека.

В психологии изучение личности выполняется при использовании различных отраслей психологической науки. Это происходит из-за многоплановости проявлений личности и их в определенной мере противоречивости. В свою очередь, многоплановость поведения требует сложный психологический анализ, возможность осуществлять исследования в различных ракурсах и на разных уровнях.

Проблемы личности в разных направлениях психологии

Б. Ф. Ломов отмечал, что разработка проблем личности в психологии важна для процесса интеграции информации сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и эмоционально-волевых процессов. Интеграция данной информации важна, для того чтобы уточнить представления о сенсорной структуре человека, его эмоциональной сферы и его интеллекта. Поэтому личность в общей психологии является своеобразным ядром, которое интегрирует начало, связывающее в одно целое разные психические процессы индивида, а также придает его проведению нужную устойчивость и последовательность.

В дифференциальной психологии акцент делается на изучение индивидуально-психологические особенности личности и различия между людьми. В асоциальной психологии выявляется структура личности из структуры ее взаимодействия с социальным целым и другими людьми. По мнению Г. Линдслея и Е. Аронсона задача социальной психологии заключается в понимании и объяснении влияния актуального, воображаемого или предполагаемого присутствия других людей на чувства, мысли и поведение индивида.

Замечание 3

При этом, важно отметить, что предметом изучения социальной психологии является статус и социальные роли личности в разных социумах, уровень их самовосприятия в контексте данных ролей, межличностные отношения, установки и связи личностей во время совместной деятельности.

Б. Г. Ананьев, резюмируя изучение проблемы личности в психологии, говорил, что проблема личности в качестве одной из главных в прикладной и теоретической психологии является исследованием психических качеств и отношений личности, ряда индивидуальных особенностей и различий между людьми, особых межличностных отношений, ролей и статусов личности в разных социумах субъекта общественного поведения и определенных формах деятельности.

Преимущество данного многоуровневого психологического исследования личности заключается в возможности раскрытия диалектики общего, единичного и особенного психологического склада личности. Б. Ф. Ломов видит важную теоретическую задачу данного подхода в раскрытии объективных оснований интегральных психологических качеств, характеризующих человека в качестве индивида, личности, субъекта и индивидуальности.

«Понятие о личности» » Официальный сайт. Первый социально-информационный портал.

 Лекция по психологии: «Понятие о личности» 

Лекция по психологии: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ  «Понятие о личности»

В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия:

Человек

– биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Ноmо sapiens. Специфической особенностью человека как биологического существа является: прямохождение; приспособленность рук к трудовой деятельности; высокоразвитый мозг; речь.  Как общественное существо, человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами.

Личность – это тот же человек, но взятый со стороны его общественной значимости. Каждый человек имеет свои специфические особенности. Личность в ее своеобразии и есть индивидуальность. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах и т.п. Нас интересует в большей степени понятие личность. К определению личности в психологии существуют различные подходы1, что имеет свое отражение в формулировках:

 

А. Г. Ковалев – «Личность – субъект и объект общественных отношений».

А. Н. Леонтьев – «Личность – субъект деятельности».

К. К. Платонов – «Личность – дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем»

С. Л. Рубинштейн – «Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия».

В. В. Богословский – «Личность – деятель общественного развития сознательный индивид, занимающий определенное положение и общественную роль».

Г. Оллпорт – «Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем– черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение».

 

Многие психологи считают личностью человека достигшего определенного уровня психического развития, который характеризуется:

—       тем, что человек в процессе самопознания начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятие «Я»;

—         наличием собственных взглядов и убеждений, а также отношений;

—       наличием собственных моральных требований и оценок, делающих личность относительно устойчивой и независимой;

—       активностью как необходимой характеристикой личности. Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром.

Активность обеспечивает и приспособление личности к окружающей среде, и ее изменение, а также стимулирует участие личности в жизни и деятельности.

На этом уровне развития человек способен: сознательно воздействовать на окружающую действительность; изменять ее, а также изменять самого себя; управлять своим поведением и деятельностью.

Что же является главным источником активности?

—       Потребности — это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

 

 

Важная характеристика потребностей – их ненасыщаемость.

Интересным представляется подход американского психолога Абрахамса Маслоу (1908-1970) к изучению потребностей иерархии. Маслоу полагал, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет. На «вершине” пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией.  Самоактуализация – это желание стать всем, чем возможно; это – потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден: он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же – путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Достигают уровня самоактуализации, по мнению А. Маслоу, немногие (менее 1%). Большинство людей просто не видят и не осознают свой потенциал, не знают о его существовании и не ведают радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение (общество). (Ребенок, растущий в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность в безопасности, имеет больше шансов для самоактуализации). В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня. Человек же вышедший на уровень самоактуализации («самоактуализирующаяся личность») оказывается человеком особым: не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы дурного, вкуса, цинизма. Он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т.д. Он обладает высокой самооценкой. Он принимает других такими, какие они есть. Ему характерна сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях. Он обладает чувством юмора, у него развитые творческие способности.

 

 

Рисунок 1 – Иерархия потребностей А. Маслоу

Ему присущи: неприятие условностей, но без показного их игнорирования; озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья; способность к глубокому пониманию жизни; способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения; установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений; непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это обычно делают дети; предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей; умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов; открытое и честное поведение во всех ситуациях; готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды; способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее; приложение максимума усилий для достижения поставленных целей; умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.


Маслоу полагал, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет. На «вершине” пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализация – это желание стать всем, чем возможно; это – потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден: он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же – путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Достигают уровня самоактуализации, по мнению А. Маслоу, немногие (менее 1%). Большинство людей просто не видят и не осознают свой потенциал, не знают о его существовании и не ведают радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение (общество). (Ребенок, растущий в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность в безопасности, имеет больше шансов для самоактуализации). В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня.  Человек же вышедший на уровень самоактуализации («самоактуализирующаяся личность») оказывается человеком особым: не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы дурного, вкуса, цинизма. Он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т.д. Он обладает высокой самооценкой. Он принимает других такими, какие они есть. Ему характерна сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях. Он обладает чувством юмора, у него развитые творческие способности.

 


   

Понравилась эта статья?

Добавляй её в социальные закладки!

Помни, что именно от тебя зависит что будет на страницах интернета завтра!

Не дай рекламе завоевать интернет, цени бесплатное и качественное !!!

   [ Сообщить об ошибке ]

Всего проголосовало: {allratingValue}

Средний рейтинг {ratingValue} из 5

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация 
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Значение и определения личности.

Эдухутч 24 декабря 2015 г.

Этимологическое значение личности — Английское слово «личность» произошло от латинского слова «персона». Слово «Персона» впервые использовалось в греческом языке для обозначения театральной маски, которую греческие актеры обычно надевали на лицо, прежде чем выйти на сцену для игры. В этом смысле под личностью в старину понимали внешний вид человека. Сегодня термин «личность» объясняется по-разному.

Определения личности: — Разные психологи определяют личность по-разному. Ниже приведены некоторые определения личности:


  1. Согласно Р. Б. Кеттеллу: «Личность — это то, что позволяет предсказать, что человек сделает в данной ситуации».
  2. Согласно Олпорту: «Личность — это динамическая организация внутри индивидуума тех психологических систем, которые определяют его уникальное приспособление к окружающей среде».
  3. Согласно Мортону Принсу: «Личность представляет собой совокупность всех биологических врожденных предрасположенностей, импульсов, склонностей, аппетитов и инстинктов индивидуума, а также приобретенных предрасположенностей и склонностей».
  4.  Согласно Шёну, «личность — это организованная система, функционирующее целое или единицы привычек, склонностей и чувств, которые отличают любого члена группы от других членов той же группы».
  5. Согласно словарю Уоррена: «Личность представляет собой интегративную организацию всех когнитивных, аффективных, волевых и физических характеристик индивида, проявляющихся в фокусном отличии от других».
  6. По словам Кемфа, «личность представляет собой интеграцию тех систем привычек, которые представляют собой приспособление индивидуальных характеристик к окружающей среде».
  7. Дж. П. Гилфорд определил личность как интегрированный набор черт.
  8. Макдугалл рассматривает интеграцию личности как интеграцию интеллекта и интеграцию характера.
  9. Согласно Манну: «Личность — это весь индивидуум, рассматриваемый как единое целое. Личность может быть определена как наиболее характерная интеграция индивидуальных структур, типов интересов, отношения, поведения, способностей, способностей и склонностей».
  10. Согласно Дж. Ф. Дэшилу: «Личность — это совокупность поведенческих тенденций, проявляющихся в социальных приспособлениях».
  11.  По Хили Уильяму — личность как «интегрированная система привычного приспособления к окружающей среде, особенно к социальной среде».
  12. Курт Левин рассматривает личность как «динамическую совокупность систем».
  13. По данным Р.М. Огстен — «Личность есть выражение внутренней жизни человека, характер есть выражение того, что он делает или достигает».
Метка: определить личность. определения личности психологами. Этимологическое значение личности.

Личность — IResearchNet

Определение личности

Личность — это типичный способ человека чувствовать, думать и действовать. Учитывая, что личность типична, она достаточно стабильна во времени. Социальное поведение относится к чувствам, мыслям или действиям человека, когда он или она относится к другим людям. Эти два определения имеют очень тесную связь. Знание чего-то о личности человека должно позволить психологам предсказать его или ее социальное поведение. Точно так же знание социального поведения человека должно дать ключ к разгадке аспектов его или ее личности. Другими словами, личность человека и социальное поведение влияют друг на друга, и знание одного позволяет сделать вывод о другом.

История и предыстория исследований личности

Люди склонны описывать других с точки зрения личностных характеристик. Для описания человека можно использовать почти 20 000 английских слов. Например, людей можно описать как общительных или застенчивых, доминирующих или покорных, добросовестных или небрежных и так далее. Люди обладают разными личностными характеристиками; следовательно, можно группировать людей на основе этих характеристик. История изучения личности психологами включает в себя несколько попыток разработать системы, которые были бы полезны для классификации людей по их личностям. Древние греки впервые попытались широко описать личность с помощью типов. Было четыре типа личностей (в зависимости от того, какая из их телесных жидкостей преобладала): веселый, раздражительный, депрессивный и бесстрастный. В прошлом веке личность также классифицировали на основе трех различных типов телосложения: эндоморф был пухлым, веселым и расслабленным; эктоморф был худым, тревожным и необщительным; а мезоморф был мускулистым, уверенным в себе и активным.

Совсем недавно «16 личностных факторов» Рэймонда Кеттелла (16 PF) предложили способ классификации людей на основе 16 личностных параметров. 16 PF включает показатели теплоты, рассуждения (интеллект), эмоциональной стабильности, доминирования, живости, осознания правил, социальной смелости, чувствительности, бдительности (подозрительность), абстрагированности (воображение), приватности, опасений, открытости к изменениям, уверенности в себе. , перфекционизм и напряженность. Чтобы полностью описать личность человека, ему будет дана оценка того, насколько большим количеством каждого личностного фактора он или она обладает. Однако наиболее распространено представление о личности с точки зрения личностных черт Большой пятерки. Эти черты личности аналогичны 16 PF, но объединены в меньшее количество категорий. Эти черты включают экстраверсию, невротизм (эмоциональную нестабильность), добросовестность, доброжелательность и открытость опыту (непредубежденность). Считается, что описания человека по каждому из этих пяти параметров достаточно, чтобы дать другому человеку хорошее представление о том, к какому типу он относится. Черты характера влияют на поведение людей. Следовательно, если люди описываются как экстраверты, от них ожидается, что они будут общительны в группах. Если люди добросовестны, от них ожидают трудолюбия. Если люди невротики, они склонны к тревоге.

Идентификация переменных личности

Современные системы классификации личности (например, Большая пятерка, 16 PF) были созданы путем определения всех слов, которые люди используют для описания друг друга. Затем исследователи создали категории, отсортировав отдельные слова по общим характеристикам. Категории, возникшие в результате этого процесса, были названы личностными чертами или факторами. Например, категория Экстраверсия будет иметь родственные слова, такие как общительный, общительный, громкий, уверенный в себе, разговорчивый, дружелюбный и так далее. Категория невротизма будет содержать такие слова, как тревожный, напряженный, неуверенный, параноидальный, нестабильный и так далее. Категория «Экстраверсия» также будет содержать такие слова, как «тихий», «застенчивый», «неуверенный» и т. д., потому что у кого-то может быть низкий уровень экстраверсии. Точно так же категория «Нейротизм» также будет содержать такие описательные слова, как «стабильный», «спокойный» и «безопасный», потому что люди также могут низко оценивать невротизм.

Категории могут быть дополнительно сгруппированы с использованием статистического метода, называемого факторным анализом. По сути, этот анализ ищет сходство между категориями и объединяет несколько категорий в одну категорию, если они описывают одно и то же измерение личности. Эта техника использовалась на 16 PF. Например, 16 категорий PF живости, социальной смелости и конфиденциальности могут быть объединены, чтобы сформировать категорию «большой пятерки» экстраверсии, а 16 категорий PF напряжения, опасений и (низкой) эмоциональной стабильности могут быть объединены, чтобы сформировать категорию «большой пятерки». Пять категорий невротизма. Этот процесс группировки дескрипторов личности полезен, поскольку дает более упрощенный способ описания людей. Вместо того, чтобы описывать людей с помощью 20 000 слов, людей можно описать на основе 16 или всего 5.

Измерение личности

Для оценки личности людей просят ответить на вопросы о себе, касающиеся интересующих их черт личности. Анкеты или опросники личности включают вопросы о чувствах, предпочтениях и поведении человека. Обычно людей просят ответить на вопросы о себе и своих личностных характеристиках. Однако иногда людей, которые знают этого человека, например руководителей работ, друзей или членов семьи, просят ответить на вопросы о личности этого человека.

Эти анкеты создаются путем первоначального определения двух групп, которые, как известно, различаются по интересующим чертам личности, задавая им вопросы об их чувствах, предпочтениях и поведении, а также наблюдая, на какие вопросы две группы реагируют по-разному. Любые вопросы, позволяющие провести различие между этими двумя группами, включаются в личностный опросник. Например, если предполагается, что личностный опросник измеряет удовольствие человека от мышления, исследователи могут раздать анкету профессорам университетов и бросившим школу. Ожидается, что эти две группы будут различаться по личностным характеристикам интереса (удовольствие от мышления), поэтому исследователи определят, на какие вопросы две группы отвечают по-разному, и включат эти вопросы в личностный опросник. Опросники личности могут измерять любое количество личностных черт, и они содержат отдельную шкалу для каждой личностной черты, которую они должны измерять. Точное измерение личности важно отчасти потому, что оно необходимо для точного предсказания поведения. Без качественных показателей личности влияние личности на социальное поведение будет недооцениваться.

Влияние личности на важное социальное поведение

Считается, что оценка личностных качеств человека помогает предсказать его или ее будущее поведение. Чтобы оценить, влияет ли личность на социальное поведение, ответы человека в опроснике личности сравниваются с наблюдаемым социальным поведением этого человека. Если личностные ответы в анкете и социальное поведение связаны, оценка человека в опроснике личности должна быть в состоянии предсказать его будущее поведение. Было обнаружено, что личностные переменные влияют на различные виды социального поведения, такие как помощь, соответствие, послушание, агрессия и предрассудки. На самом деле, существуют личностные шкалы, которые измеряют склонность людей к агрессивности, конформизму, альтруизму (признак помогающего поведения) и авторитаризму (признак предубежденной личности), и это лишь некоторые из них.

Например, при рассмотрении 16 категорий PF, упомянутых ранее, категория опасения может использоваться как показатель склонности человека к конформизму. Люди с большей вероятностью подчинятся решениям других, если они не уверены в своих собственных способностях принимать решения. 16 категорий PF открытости к изменениям и доминированию могут использоваться как показатель склонности к предвзятости личности. Люди, которые хотят доминировать над другими и не готовы порвать с традиционными идеями, чаще проявляют предрассудки. 16 категорий теплоты и чувствительности PF могут использоваться для обозначения склонности к помогающему поведению. Помощь другим, скорее всего, исходит от людей, которые внимательны к другим и чувствительны. Для прогнозирования социального поведения (в некоторой степени) можно использовать множество различных показателей личностных переменных.

Важность ситуации по сравнению с личностью

Хотя предполагается, что личность позволяет предсказывать поведение человека, она не позволяет точно предсказывать каждую ситуацию. К сожалению, исследования показывают, что поведение людей часто непоследовательно. Ситуация, в которой находится человек, также может влиять на его поведение. Двадцатилетние дебаты, называемые полемикой между человеком и ситуацией, включали обсуждение того, когда личность или ситуация могут лучше предсказать поведение. В основном, как будет обсуждаться ниже, личность, вероятно, будет влиять на поведение, когда ситуация не создает сильного давления на человека, чтобы он вел себя определенным образом, когда человек демонстрирует доминирующие личностные характеристики, когда этот человек не заботится о том, чтобы соответствовать его или ей. поведение к ситуационным требованиям, и когда поведение человека наблюдается в различных ситуациях с течением времени.

Типы ситуаций

Неудивительно, что когда люди оказываются в незнакомых ситуациях или ситуациях, требующих более формального поведения (в церкви или на собеседовании), их личность влияет на их поведение меньше, чем требования ситуации. С другой стороны, когда люди находятся в знакомых, комфортных ситуациях (с друзьями или семьей), их личность с большей вероятностью будет влиять на поведение. Например, если человек сообщает, что он застенчив, эту информацию можно использовать для точного прогнозирования поведения в классе или среди новых, незнакомых людей. Однако информацию о том, что человек застенчив, нельзя использовать для точного предсказания того, будет ли его или ее поведение застенчивым в обществе близких друзей. Возможно, человек стал дружелюбным, общительным человеком после того, как привык к людям. Точно так же, хотя некоторые люди склонны быть полезными, послушными, агрессивными или конформистскими только потому, что у них есть склонность к этому типу личности, ситуация также может влиять на поведение людей, делая эту склонность личности более или менее выраженной. Например, даже очень пассивный человек может стать агрессивным, если его достаточно спровоцировать.

Важность ситуации в прогнозировании поведения определяется тщательно контролируемыми экспериментальными исследованиями. Исследователь создает две или более различных ситуаций, подвергает каждого участника одной из ситуаций, а затем измеряет реакцию или поведение каждого участника. Разница в поведении участников в двух ситуациях является показателем того, насколько ситуация влияет на поведение. Другими словами, если исследователь наблюдает, как участники (как группа) в одной ситуации ведут себя иначе, чем участники, попавшие в другую ситуацию, предполагается, что это различие в поведении связано с ситуацией, а не с личности участников. Кроме того, исследователь может как измерять личность, используя инвентарь, так и манипулировать ситуацией, чтобы увидеть, что лучше предсказывает поведение: личность человека или ситуация.

Типы людей и личностные характеристики

Точно так же, как некоторые (сильные) ситуации влияют на поведение людей больше, чем другие, некоторые люди больше подвержены влиянию ситуаций в целом, чем другие. Некоторые люди постоянно контролируют и корректируют свое поведение, чтобы убедиться, что оно соответствует ситуации (высокий самоконтроль). Эти люди, например, с большей вероятностью будут вести себя по-разному в разных группах друзей. С другой стороны, люди, которые не заботятся о том, чтобы следить за своим поведением, чтобы соответствовать социальной ситуации (низкий самоконтроль), с большей вероятностью будут вести себя последовательно в соответствии со своей личностью в разных ситуациях. Они будут вести себя одинаково, например, в разных группах друзей.

Некоторые характеристики личности также являются более доминирующими для данного человека, чем другие характеристики, и эти характеристики с большей вероятностью будут влиять на поведение человека в различных ситуациях. Человек может быть крайне невротичным и слегка общительным. Можно было бы ожидать, что такой человек большую часть времени будет встревожен, независимо от ситуации, но лишь изредка дружелюбен. Точно так же некоторые личностные черты имеют тенденцию быть сильными у разных людей. Например, экспрессивные черты проявляются в речи, жестах, манерах человека. Люди с очень живым характером, независимо от того, где они находятся, будут громко говорить, преувеличенно жестикулируя руками. Слабые черты личности зависят от ситуации. Например, некоторые люди больше заботятся о том, чтобы произвести положительное впечатление, чем другие. Эти люди могут вести себя по-разному с людьми, на которых они хотят произвести впечатление (например, на первом свидании), и с людьми, на которых они не хотят произвести впечатление.

Типы поведения

Кроме того, личность может лучше предсказать, как люди обычно будут действовать (в разных ситуациях), чем в конкретной ситуации. Таким образом, вместо того, чтобы рассматривать поведение человека в одной ситуации, следует измерить поведение человека, усредненное по многим ситуациям, чтобы изучить взаимосвязь между личностью и поведением. Например, нечестный человек может не списывать на конкретном экзамене в школе, но он будет склонен к более нечестному поведению в разных ситуациях (списывание в школе, списывание налогов, ложь и т. д.), чем тот, кто нечестный. честный. В общем, важно иметь хорошие показатели поведения. Такие показатели поведения должны быть получены посредством оценки несколькими оценщиками, которые хорошо знают человека, должны быть непосредственно наблюдаемы и связаны с интересующей характеристикой личности, и должны быть получены для нескольких ситуаций во времени.

Импликации

Оказывается, связь между личностью и поведением очень похожа по силе на связь между ситуацией и поведением. Связь между личностью и поведением (или между ситуацией и поведением) позволяет исследователям примерно в 70% случаев правильно прогнозировать поведение человека. Следовательно, личность и ситуации важны для прогнозирования поведения.

Для предсказания того, как человек обычно будет действовать в большинстве ситуаций, более целесообразно использовать личность, а не то, как люди будут действовать в конкретных ситуациях. Это связано с тем, что сама ситуация часто меняется и влияет на поведение человека. Иногда поведение можно предсказать в основном по личности. Личность, вероятно, больше влияет на поведение в ситуациях, когда человек демонстрирует доминирующие личностные характеристики, когда этот человек не заботится о том, чтобы привести свое поведение в соответствие с ситуационными требованиями, или когда ситуация слаба (нет установленных социальных правил). С другой стороны, ситуация будет играть большую роль в поведении, если ситуация сильна (четкие социальные требования) или если человек заботится о том, чтобы его или ее поведение соответствовало требованиям ситуации.

Наконец, хотя ситуации часто влияют на поведение людей, люди также выбирают и влияют на ситуации, в которых они оказываются. Личности людей влияют на типы ситуаций, в которые они попадают. Это увеличивает вероятность того, что они будут демонстрировать определенное поведение. Например, общительные люди чаще посещают вечеринки, чем застенчивые. Посещение вечеринки дает им больше возможностей для проявления общительности и может фактически увеличить это поведение с течением времени.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts