Развитие психических функций в дошкольном возрасте: Развитие психических функций в дошкольном возрасте. Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность

Содержание

Развитие психических функций в дошкольном возрасте. Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность

Развитие психических функций в дошкольном возрасте. Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность

ВикиЧтение

Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность
Александрова Наталья Федоровна

Содержание

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

1) Восприятие в дошкольном возрасте становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

2) Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересны для него события, если они вызывают эмоциональный отклик, запоминаются легко (непроизвольно). В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста.

4) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный запас речи. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3–5 лет верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.Школьное обучение строится

Рост и развитие в возрасте от 6 до 10 лет

Рост и развитие в возрасте от 6 до 10 лет С мозгом и телом детей в возрасте от 6 до 10 лет происходит много изменений. Дети становятся более самостоятельны и общительны, у большинства развиваются навыки критического мышления, а также базовое понимание сложных вопросов. Они

Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

Николай Евгеньевич Веракса, Александр Николаевич Веракса Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Посвящается памяти детского психолога О. М. Дьяченко Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»Под общей

Проблема социализации в дошкольном возрасте

Проблема социализации в дошкольном возрасте Как уже было отмечено ранее, психическое и личностное развитие ребенка является результатом присвоения культурного опыта в создаваемой взрослым особой социальной ситуации развития. Л. С. Выготский указывал, что подобная

Варианты тотального недоразвития психических процессов и функций

Варианты тотального недоразвития психических процессов и функций Основным диагнозом, выставляемым медиками для этой категории детей, является «умственная отсталость», которая в МКБ-10 имеет шифр: (F70.х – F79.х).Образовательный маршрут для детей с простым уравновешенным

Приложение 2Ведущие показатели развития статических и двигательных функций

Приложение 2Ведущие показатели развития статических и двигательных функций На основании показателей развития движений врач назначает физиологические комплексы гимнастики и массажа. При их отсутствии необходимо обратиться к специалисту (невропатологу, ортопеду, врачу

Особенности обучения детей в дошкольном возрасте

Особенности обучения детей в дошкольном возрасте Обучение детей в младшем дошкольном возрасте характеризуется тем, что они учатся постоянно, в любое время, в любом месте. Приобретение опыта, удачного и неудачного, любое впечатление – все способствует их

Развитие ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет

Развитие ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет Как происходит развитие здорового ребенка • В этот период малыш старается везде сопровождать свою маму А если покажется кто-либо чужой, предпочитает хвататься и прятаться за ее юбку.• Но мало-помалу малыш учится

Развитие ребенка в возрасте от 2 до 3 лет

Развитие ребенка в возрасте от 2 до 3 лет Как происходит развитие здорового ребенка • Ваш ребенок много рисует, листает и рассматривает книжки, узнает предметы на картинках, называет цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простые стишки и мелодии. Его

Как помочь ребенку стать самостоятельным в дошкольном возрасте

Как помочь ребенку стать самостоятельным в дошкольном возрасте С годами ребенок должен развиваться. В том числе и психологически. Базовых механизмов психологического развития два. Это подражание (ребенок старается уподобиться взрослому) и отделение, постепенно

Глава XVIII Развитие психических процессов в ИЛПТ: ощущения и восприятие

Глава XVIII Развитие психических процессов в ИЛПТ: ощущения и восприятие О «взаимопроникающем» характере психических процессов Наше обучение иноязычной речи исходило из того факта, что формирование речи зависит от развития всех без исключения психических процессов, как

Глава XX Развитие психических процессов в ИЛПТ: воображение и мышление

Глава XX Развитие психических процессов в ИЛПТ: воображение и мышление Развитие воображения «Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не

Глава XXI Развитие психических процессов в ИЛПТ: эмоции

Глава XXI Развитие психических процессов в ИЛПТ: эмоции Эмоции и познавательные процессы «Хотя все знают, что такое эмоции, сам термин с трудом поддается определению», – справедливо пишет Майк Кордуэлл в своем психологическом словаре.

Он поясняет, что определения могут

Психическое развитие детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – ключевой период в жизни ребёнка. Именно в это время формируются важнейшие психические функции: восприятие, мышление, память, речь. Учитывая тот факт, что этот период также связан с повышенной чувствительностью, родителям стоит обратить самое пристальное внимание на то, с чем приходится сталкиваться малышу в повседневной жизни. В частности, очень важно свести к минимуму сильные раздражители, способные привести к нежелательным нервным реакциям.

Особенности психического развития в дошкольном возрасте

Примерно с трёх лет ребёнок изучает собственное тело и начинает идентифицировать себя как девочку или мальчика. Это лучшее время для знакомства с различными моделями поведения. В этот же период ребёнок начинает исследовать социальное пространство и учится выстраивать отношения между людьми. По этой причине очень важно уделить внимание окружению дошкольника и его общению с другими детьми, которое в этом возрасте жизненно необходимо. Ещё одна задача, которую решает для себя дошкольник, – изучение функций предметов, а также развитие ценностного отношения к ним. Активно формируется речь.

Одна из самых интересных психических функций, формируемых в дошкольный период жизни, – осознание себя во времени. Ребёнок начинает вспоминать прошлое, осознавать себя в настоящем и уже знает о существовании будущего. Благодаря тому, что в возрасте 3-6 лет происходит личностное, эмоциональное и интеллектуальное развитие, маленький человек начинает всё активнее осознавать себя и своё место в окружающем мире. Он уже способен давать первые собственные оценки своему, а также чужому поведению.

Игра как ключевая деятельность

Учитывая все особенности психического развития ребенка раннего возраста, можно с уверенностью сказать, что ведущей и преобладающей деятельностью в этом возрасте должна стать игра. Чему бы вы ни учили сына или дочь и какие навыки ни старались бы привить, обучение в обязательном порядке должно проходить в игровой форме. Именно её малыш в это время воспринимает лучше всего. Важнейшее значение имеют всевозможные ролевые игры, поскольку в их процессе дошкольник осваивает ключевые социальные роли. При этом ребёнок учится подчинять свои желания чётко установленным игровым правилам, что также крайне важно в этот период жизни.

Не менее важна игра и с точки зрения межличностных отношений. Ребёнок учится на равных общаться со сверстниками и старшими детьми, и именно в этом возрасте закладывается фундамент будущей модели «человек-общество». Помимо этого, грамотно выстроенная игровая деятельность способствует формированию первых нравственных чувств, а также моральных установок. Учитывая то, что многие игры в этом возрасте начинают носить соревновательный характер, мальчик или девочка дошкольного возраста постепенно формирует свою первую личную мотивацию.

Очень важны занятия творческой деятельностью (которая, впрочем, также должна проходить в игровой форме). Большинство детей обожают рисовать, лепить из пластилина, создавать всевозможные поделки и аппликации. Очень важно вводить в повседневные игровые занятия поэтапное ознакомление с окружающим миром, природой – благо, дошкольники обычно проявляют живой интерес к изучению среды, в которой они живут. Соответственно, родителям стоит постепенно вводить как можно больше объектов для изучения и познания окружающей среды. Это поможет сформировать у будущего школьника активную любознательность и поспособствует развитию по-настоящему широкого кругозора в дальнейшем.

Что такое исполнительная функция? Как навыки исполнительного функционирования влияют на раннее развитие

Какими бы важными они ни были, мы не рождаемся с навыками, которые позволяют нам контролировать импульсы, строить планы и оставаться сосредоточенными. Мы рождаемся с потенциалом для развития этих способностей — или нет — в зависимости от нашего опыта в младенчестве, в детстве и в подростковом возрасте. Наши гены задают план, но среда, в которой живут дети в раннем возрасте, оставляет прочный след в этих генах.

Эта сигнатура влияет на то, как этот генетический потенциал выражается в цепях мозга, лежащих в основе исполнительных функций, на которые дети будут полагаться на протяжении всей своей жизни. Эти навыки развиваются на практике и укрепляются опытом, благодаря которому они применяются и оттачиваются. Предоставление детям поддержки, в которой они нуждаются для развития этих навыков дома, в программах по уходу за детьми и в дошкольных учреждениях, а также в других условиях, с которыми они регулярно сталкиваются, является одной из самых важных обязанностей общества.

Способность сосредотачиваться, удерживать информацию и работать с ней, фильтровать отвлекающие факторы и переключать передачи — это все равно, что иметь систему управления воздушным движением в оживленном аэропорту, которая управляет прибытием и вылетом десятков самолетов на нескольких взлетно-посадочных полосах. В мозгу этот механизм управления воздушным движением называется исполнительной функцией.

Дополнительная информация об исполнительной функции

Руководство: Руководство по исполнительным функциям
Узнайте больше об основах развития навыков исполнительных функций и изучите стратегии, которые могут помочь в их развитии.

Рабочий документ 11: Построение мозговой системы «управления воздушным движением»: как ранний опыт влияет на развитие исполнительной функции
к науке.

Это относится к группе навыков, которые помогают нам сосредотачиваться на нескольких потоках информации одновременно, отслеживать ошибки, принимать решения в свете доступной информации, при необходимости пересматривать планы и сопротивляться желанию позволить разочарованию привести к поспешные действия. Приобретение первых строительных блоков этих навыков является одной из самых важных и сложных задач в раннем детстве, и возможность дальнейшего развития этих рудиментарных способностей имеет решающее значение для здорового развития в среднем детстве и подростковом возрасте. Точно так же, как мы полагаемся на нашу хорошо развитую личную «систему управления воздушным движением», чтобы пройти через наши сложные дни без спотыкания, маленькие дети зависят от своих формирующихся навыков исполнительной функции, которые помогают им, когда они учатся читать и писать, запоминать шаги в решать арифметические задачи, участвовать в обсуждениях в классе или групповых проектах, а также вступать и поддерживать игру с другими детьми.

Все более компетентное исполнительное функционирование в детстве и юности позволяет детям планировать и действовать таким образом, что делает их хорошими учениками, одноклассниками и друзьями.

Дети, которые не имеют возможности использовать и укреплять эти навыки и, следовательно, не могут овладеть ими, или дети, у которых отсутствует способность к владению навыками из-за инвалидности, или, если на то пошло, взрослые, утратившие эти навыки из-за черепно-мозговой травмы или пожилой возраст — им очень трудно справляться с рутинными задачами повседневной жизни. Учеба, поддержание дружеских отношений, сохранение работы или преодоление кризиса создают еще более серьезные проблемы.

Исправление популярных заблуждений о науке

Тот факт, что маленькие дети испытывают трудности с самоконтролем, планированием, игнорированием отвлекающих факторов и приспособлением к новым требованиям, вряд ли является новостью для взрослых, которые заботятся о них. Однако широко не признается, что эти способности не развиваются автоматически по мере зрелости с течением времени. Более того, еще менее известно, что развитие мозговых схем, связанных с такого рода навыками, следует расширенному графику, который начинается в раннем детстве и продолжается после подросткового возраста, и что это обеспечивает общую основу, на которой строятся раннее обучение и социальные навыки. Основываясь на этом новом понимании, можно положить конец следующим распространенным заблуждениям о развитии навыков исполнительной функции.

  • Вопреки распространенному мнению, обучение контролировать импульсы, обращать внимание и активно сохранять информацию в памяти не происходит автоматически по мере взросления детей, и маленькие дети, у которых есть проблемы с этими навыками, не обязательно перерастут их.
    Очевидно, что к 12-месячному возрасту опыт ребенка помогает заложить основу для постоянного развития навыков управляющей функции. Эти ранние способности концентрировать внимание, контролировать импульсы и удерживать информацию «в режиме онлайн» в рабочей памяти, по-видимому, легко нарушаются крайне неблагоприятным ранним опытом или биологическими нарушениями. Фактические данные также показывают, что ранние вмешательства, направленные на улучшение этих способностей до того, как ребенок пойдет в школу, могут оказать благотворное влияние на широкий спектр важных результатов.
  • Вопреки распространенному мнению, маленькие дети, которые не останавливаются на задании, теряют контроль над своими эмоциями или легко отвлекаются, не являются «плохими детьми», намеренно отказывающимися от сотрудничества и агрессивными.
    Маленькие дети с нарушенными или отсроченными исполнительными функциями могут демонстрировать очень сложное поведение, в котором их часто обвиняют. Однако в большинстве случаев «виной» является затянувшееся развитие префронтальной коры. Усилия, направленные на то, чтобы помочь пострадавшим детям развить лучшие исполнительные навыки и корректировать требования, предъявляемые к ним, чтобы не перенапрягать их способности, гораздо полезнее, чем наказание за трудное поведение. В частности, когда неблагоприятный опыт или окружающая среда вызывают токсическую реакцию на стресс, даже самым компетентным детям может быть очень трудно задействовать любые навыки исполнительной функции, которые у них есть. В этих обстоятельствах обеспечение безопасной и предсказуемой среды дает ощущение безопасности, необходимое для успешного изменения поведения.
  • Вопреки теории, которой руководствуются некоторые программы дошкольного образования, направленные исключительно на обучение буквам и цифрам, явные усилия по стимулированию исполнительных функций оказывают положительное влияние на привитие навыков грамотности и счета в раннем возрасте.
    Ранние данные рандомизированных испытаний вмешательств, предназначенных для развития кластера навыков исполнительной функции (рабочая память, внимание, тормозящий контроль и т. д.), указывают на преимущества в ранней грамотности и математических навыках по сравнению с детьми, которые занимаются «обычной» классной деятельностью. Действительно, есть также доказательства того, что формирующиеся навыки управляющей функции способствуют раннему чтению и математическим достижениям в дошкольном возрасте и в детском саду. Это неудивительно, поскольку приобретение традиционных академических навыков зависит от способности ребенка следовать и запоминать правила в классе, контролировать эмоции, концентрировать внимание, сидеть на месте и учиться по требованию, слушая и наблюдая. Нейробиологи также начинают связывать определенные аспекты исполнительного функционирования, особенно навыки внимания, с конкретными шагами, связанными с обучением чтению и работе с числами. Важно подчеркнуть, что это исследование находится в зачаточном состоянии, и многое еще предстоит узнать. Нам нужно не только понять факторы эффективности, которые объясняют возникающее воздействие на готовность к школе вмешательств, направленных на развитие навыков исполнительной функции, но нам также необходимо изучить, являются ли эффективными программы раннего образования, которые сосредоточены непосредственно на социальных навыках, счете и языке. навыки также оказывают положительное влияние на исполнительные функции. Таким образом, сильно взаимосвязанный характер этих способностей затрудняет определение какого-либо отдельного вмешательства как направленного явно (или нет) на критические области исполнительного функционирования.

Полный текст изображения

Фраза «исполнительная функция» относится к набору навыков. Эти навыки лежат в основе способности планировать заранее и достигать целей, проявлять самообладание, следовать многоступенчатым указаниям, даже если их прерывают, и оставаться сосредоточенным, несмотря на отвлекающие факторы.

Подобно тому, как система управления воздушным движением в аэропорту помогает самолетам на разных взлетно-посадочных полосах безопасно приземляться и взлетать, исполнительные функции помогают нашему мозгу расставлять приоритеты в задачах, фильтровать отвлекающие факторы и контролировать импульсы.

Никто не рождается с исполнительными навыками, но почти каждый может их освоить.

Наши гены обеспечивают основу для обучения этим навыкам, но они развиваются благодаря опыту
и практике. Основа закладывается в младенчестве, когда малыши впервые учатся обращать внимание. Отношения с отзывчивыми опекунами особенно важны на этом этапе. Такая простая вещь, как игра в прятки, может помочь заложить основы рабочей памяти и самоконтроля, пока ребенок предвкушает сюрприз.

Взрослые создали основу для обучения детей и отработки этих навыков с течением времени,
устанавливая распорядок, разбивая большие задачи на более мелкие и поощряя игры, которые развивают воображение, ролевые игры, соблюдение правил и контроль импульсов. Эти методы известны как «строительные леса». Подобно тому, как строительные леса поддерживают рабочих во время строительства здания, взрослые могут использовать эти виды деятельности, чтобы способствовать формированию у детей навыков исполнительной функции
до тех пор, пока они не смогут выполнять их самостоятельно.

Обычно эти навыки наиболее быстро развиваются в возрасте от 3 до 5 лет, после чего следует еще один всплеск развития в подростковом и раннем взрослом возрасте. Чтобы развить их, требуется много времени и много практики, но по мере того, как навыки исполнительной функции детей растут, взрослые могут постепенно позволять детям управлять все большим и большим количеством аспектов их окружения.

Развитие навыков исполнительной функции у детей приносит пользу всем.

Все более компетентные исполнительные функции детей и подростков позволяют им планировать и действовать таким образом, что они становятся хорошими учениками, одноклассниками и друзьями.

В свою очередь, это помогает им стать взрослыми, способными выполнять множество обязательств, таких как воспитание детей, трудоустройство, непрерывное образование и участие в общественной жизни. Это влияет даже на здоровье, поскольку сильная исполнительная функция помогает людям придерживаться здоровых привычек и снижать уровень стресса. Чем больше общество вкладывает в развитие исполнительных функций своих детей, тем большие дивиденды оно увидит в будущем.

Познание | ECLKC

Познание , или когнитивное развитие, включает мышление, память, решение проблем и навыки мышления. Маленькие дети используют эти способности, чтобы осмыслить и организовать свой мир. К тому времени, когда дети достигают дошкольного возраста, их когнитивные способности выросли настолько, что они могут заниматься сложным математическим мышлением и научными рассуждениями.

Младенцы и дети младшего возраста играют активную роль в своем когнитивном развитии, исследуя и тестируя окружающий мир. Благодаря этим исследованиям и экспериментам и при поддержке родителей, учителей и других взрослых младенцы и малыши начинают понимать основные математические, пространственные и причинно-следственные связи. Все чаще младенцы и дети младшего возраста могут полагаться на свою развивающуюся память, которая помогает им осмысливать мир. Вся эта деятельность в течение первых трех лет закладывает основу для более сложных когнитивных навыков, которые дети будут формировать в дошкольном возрасте.

Для дошкольников когнитивное развитие представлено двумя разными областями: развитие математики и научное мышление. Это разделение подчеркивает все более сложные и дифференцированные когнитивные способности этой возрастной группы.  Развитие математики  у дошкольников относится к пониманию чисел и количеств, их взаимосвязей и операций, например, что означает прибавить и отнять. Математика также включает формы и их структуру, рассуждения, измерения, классификацию и закономерности.

Научное мышление  — это возникающая способность развивать научные знания о природе и физическом мире. Дети начинают осваивать научные навыки и методы и продолжают развивать навыки рассуждения и решения проблем. Для дошкольников научное исследование включает в себя наблюдения, их запись, обсуждение и анализ. Решение проблем и рассуждения усложняются по мере того, как дошкольники приобретают новые способности задавать вопросы и собирать информацию.

Чтобы узнать больше об этом домене, посетите Interactive Head Start Early Learning Outcomes Framework.

Домен Познания включает следующие поддомены:

Младенцы и дети младшего возраста
  • Исследования и Открытия
  • Память
  • Рассуждение и решение проблем
  • Эмерджентное математическое мышление
  • Имитация и символическое представление и игра

Дошкольники
  • Подсчет и мощность
  • Операции и алгебраическое мышление
  • Измерение
  • Геометрия и чувство пространства
  • Научное исследование
  • Рассуждение и решение проблем

Эффективные методы обучения

Следующие эффективные методы обучения сгруппированы в три категории: Взаимодействие, Окружающая среда и Индивидуализация. Примеры способов поддержки целей для детей предоставлены поддоменами. Однако вполне вероятно, что эти методы также будут способствовать достижению целей в отношении детей в дополнительных областях и подобластях. Такова природа преподавания и обучения в первые годы.

Домашние посетители

Методы обучения в домашнем посещении — это способы работы домашних посетителей с семьями, чтобы предоставить опыт, который поддерживает развитие и обучение их ребенка, участвовать в отзывчивом взаимодействии и использовать дом в качестве учебной среды. Домашние посетители:

  • Облегчение взаимодействия родителей и детей
  • Привлечь внимание родителей к развитию своего ребенка
  • Непосредственно побуждайте родителей учить, разговаривать и взаимодействовать со своим ребенком чутким и теплым образом
  • Используйте семейные занятия, распорядок и материалы дома для обучения
  • Сотрудничайте с родителями, чтобы спланировать мероприятия и опыт

Домашние посетители могут рассмотреть возможность использования методов группового обучения уходу в разделах «Знаю», «Делаю» и «Улучшаю» во время домашних посещений и группового общения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts