Личностный рост это в психологии: Личностный рост или развитие личности

Личностный рост или развитие личности

Фильм «Как добиваться результатов в личностном росте? Н.И. Козлов»

«Личностный рост» и «Развитие личности» — как понятия, это достаточно разные вещи, но на практике их различает мало кто. Даже специалисты их называют, путаясь, и так и так.

Ростом называют количественные изменения, и если в процессе изменений чего-то у человека становится больше (уверенности, силы, скорости реакции) при том, что эти изменения происходили изнутри, естественно — в этом случае говорят о процессе личностного роста. Например, все дети в силу естественного биологического созревания и заботам родителей подрастают по своему психологическому и образовательному уровню до детского сада, потом до школы, школа их растит до института, потом жизнь подталкивает их к последующему взрослению… Это — естественный, или пассивный личностный рост.

Конечно, в процессе роста могут иногда происходить качественные скачки — превращения. Гусеница растет — и вдруг превращается в куколку, а куколка — в порхающую бабочку. Также и ребенок, растет-растет, и вот уже на месте малыша — подросток, потом — молодой человек, а через какое-то время молодой человек станет взрослым человеком. Однако эти превращения — не естественный рост в чистом виде, реальные Маугли остаются только зверенышами, сами по себе в человека дети не превращаются. Ребенок превращается в человека только при условии воспитывающего влияния человеческой культуры. Соответственно, это уже был не только рост, это уже было — развитие человека и личности.

Что же такое развитие?

Помним классическое: рост — это количественные изменения, развитие — изменения качественные. Если вы видите книгу «Развитие личности детей дошкольного возраста», вы знаете, что встретите там описание того, как качественно меняется личность ребенка год от года, какие когда у ребенка возникают новообразования. Главные вопросы к теме результатов развития личности, это «О каких новообразованиях можно говорить как о качественно новых?», «Как можно проверить, что развитие действительно произошло?», «Можно ли говорить об уровне развития той или иной личности, сравнивать людей по уровню личностного развития!» и «Каковы вершины развития личности?»

В отличие от количественного роста, развитием называют качественные изменения. Если в процессе изменений человек становится в чем-то важном уже другим, с ним происходили качественные изменения, говорят о процессе развития личности. В практике, по жизни, источником этих качественных изменений обычно являются влияния извне: мальчик был невоспитанным, с ним позанимались — и мальчик стал другим — воспитанным. Девушка была необразованной, но пошла в школу, училась, и стала — девушкой образованной. Качественные изменения в нас не сваливаются с неба и не самозарождаются изнутри — это кем-то создаются. Кем-то, кто нами занимался — или нами самими, если мы мы стали менять себя. Это не самозарождение, это деятельность в отношении нас.

Соответственно, можно дать другой, более практичный критерий отличия роста от развития:

Рост происходит изнутри, из себя, развитие же — результат специального влияния извне.

Соответственно, личностный рост — это увеличение потенциала личности из-за внутренней динамики ядра личности и его взаимодействия с окружением. Можно сказать и так: это преимущественно количественные изменения, понимаемые как происходящие изнутри. В отличие от этого развитие личности производится кем-то — т.е. самим человеком, его близкими или обществом. Если влияние извне на человека оказалось результативным, привело к качественным изменениям — развитие личности состоялось.

Мама меня кормила, а я ел и рос. Я прибавлял в весе не потому что я себя укрупнял или меня укрупняла мама, я рос, потому что при наличии еды в моем возрасте мой организм растет сам. Это — рост. Или: учитель приучил меня учиться самостоятельно и с желанием. Учился я, но сделал меня любящим учиться — учитель. Это — развитие.

С точки зрения практики, самое важное отличие между «личностным ростом» и «развитием личности» — в психологическом арсенале возможных средств влияния на происходящие процессы. Что в нашем арсенале, если мы хотим помочь личностному росту человека? — Только три вещи: вера в человека, создание свободной поддерживающей среды и — психотерапия, то есть поддержка и лечение в случае проблем. Немного. Что же в арсенале специалиста-психолога, занимающегося развитием личности воспитанника, клиента, участника тренинга? Тут арсенал существенно богаче: сотрудничество в его саморазвитии, учеба, тренировка, передача знаний, предъявление образцов, отработка умений и навыков. А также — награды и наказания, внушение и заражение, вовлечение и другие позитивные манипуляции, все разновидности позитивного и другого подкрепления, в целом все разновидности классического и оперантного обусловливания.

В таблице различия «личностного роста» и «развития личности» можно увидеть более наглядно.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Понятно, что рост и развитие — взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Рост — естественная база развития. Развивать можно только то, для чего уже есть естественная база. Если молодой человек по уровню деловой ответственности еще только Исполнитель, не дорос даже до уровня Специалиста, то развивать в нем Руководителя — бесполезно. Он еще — маленький. Скорость развития всегда ограничена необходимостью дорастания человека до того, что он приобрел в процессе учебы на тренинге. Новые личностные роли должны прорастать в душе, прирастать к душе, только тогда они становятся не внешними масками, а новой гранью личности. Только «развивать», не глядя на рост, постоянно нельзя: развитие должно поддерживаться естественным ростом. Учеба должна чередоваться жизнью, чтобы новые знания обогащались реальным опытом, практикой.


Личностный рост — Психологос

Как строгое научное понятие, «личностный рост» имеет трудную судьбу: разные научные школы вкладывают в него существенно разное содержание, а психологическая практика эксплуатирует его, в принципе мало заботясь о строгости терминологии.

Тот личностный рост, который на слуху, в популярных книгах и в рекламе тренингов — в принципе не научное понятие, а популярный бренд. Выходят книги, посвященные (вроде бы) личностному росту, ведутся тренинги (якобы) личностного роста, при этом на самом деле книги и тренинги могут быть не совсем про личностный рост. Про что? Про личную жизнь, взаимоотношения, что делать с депрессией, как найти работу… Все вопросы важные, жизненные, и книги и тренинги могут быть полезными, только к теме личностного роста их можно отнести лишь при самом широком толковании термина.

А почему их все выпускают под шапкой «личностный рост» — это вопрос маркетинга. «Личностный рост» — понятие модное, и под такой шапкой все эти товары лучше продаются.

В современной психологии личностный рост понимается в первую очередь как измеряемый факт, как результат существенных и позитивных изменений в личности человека. Как бы мы это ни называли — рост личности, личностный рост, личностное развитие, рост и развитие личности — все это в первую очередь позитивные изменения в личности человека, укрепление стержня и увеличение потенциала личности. Не всегда понятно, что с человеком происходило, но в некоторых случаях можно сказать: личностный рост с человеком произошел. Человек стал — другим, он стал лучше управлять своей жизнью, стал сильнее, глубже и внутренне богаче. Основные характеристики личностного роста и развития — его направленность, активность и масштаб.

О личностном росте хорошо писал В.Л. Леви (из книги «Куда жить. Человек в цепях свободы»)​: «Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно».

Фильм «Как добиваться результатов в личностном росте? Н.И. Козлов»

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​О личностном росте и развитии удобно говорить, сравнив тренинги личностного роста (тренинги развития личности) и тренинги деловые, тренинги бизнес-профессиональной направленности. Если участники осваивают знания и конкретные навыки, актуальные для бизнеса, и тренер не трогает собственно личность участников, не обсуждает их ценности и стиль жизни, не затрагивает их отношение к себе и к людям, это бизнес-тренинги в чистом виде. Участник узнал, как эффективнее делать рекламу товара и выстраивать работающие зарплатные схемы, участник освоил навык выкладки товара и выучил текст грамотной презентации — он сможет быть эффективнее в бизнесе, но как личность он остался тем же, задачи личностного роста и развития тут не стояли.

В отличие таких тренингов конкретных навыков, по сути инструментальных тренингов, тренинги роста и развития личности работают с личностью участников тренинга. Форма работы подобных тренингов может быть очень различной. В тренингах психотерапевтической направленности чаще идет работа с личностными проблемами и страхами участников, помогая снимать душевную боль и обиды, освобождая от психологических травм и комплексов. Тренинги развития личности больше работают не с проблемами, а задачами участников, учат видеть не проблемы, а возможности, жить не по шаблонам, а творчески, не переживать впустую, а включать голову и думать, искать не отмазки и оправдания, а находить решения и брать ответственность, видеть в людях не врагов и не защищаться от них, а относиться к людям доброжелательно, быстро находить друзей и налаживать отношения сотрудничества. Тренинги развития личности учат участников управлять своими эмоциями, жить не прошлым, а будущим, развивают в участниках авторскую жизненную позицию и ставят перед ними вопросы их личных ценностей и жизненной миссии.

Критерии и показатели личностного роста субъективны и зависят от того, кто его оценивает, как его понимает и на что обращает внимание.

Эти критерии будут разными у представителей различных психологических школ и течений, у людей с разными психотипами, у процессников и результатников, у мужчин и женщин. Мужчин в личностном росте чаще интересуют внешние результаты, которые можно объективно оценить или измерить, для женщин личностный рост скорее субъективен и чувствуется в первую очередь ею самой или близкими ей людьми.

Личностный рост как процесс разворачивания того, что в человеке заложено природой

Разбираясь с понятием «личностный рост», нужно учитывать тот факт, что часть психологов в первую очередь гуманистического направления вкладывают в это понятие свое, достаточно специфическое содержание. А именно, они понимают личностный рост не столько как результат позитивных изменений в личности, сколько как особый процесс, особый способ развития личности. Исходя из представлений о позитивной природе человека, характерного для работ К. Роджерса и А. Маслоу, они рассматривают личностный рост как естественное разворачивание в человеке того, что заложено в нем природой или стало его второй природой. Если различать «рост» как нечто естественное и «развитие» как то, что во многом задается окружением, то психологи этого направления под личностным ростом понимают то, что в личности взрастает само, в отличие от того, что в человеке задается обществом в процессе социализации.

А. Маслоу писал: «Учитель или культура не создают человека. Они не насаждают в нем способность любить или быть любопытным, или философствовать, создавать символы, творить. Скорее они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным» [17, с. 161].

Именно вследствие такой языковой путаницы возможен парадокс, когда не всякий личностный рост является личностным ростом. Действительно, фактический личностный рост (по результату) может быть достигнут разными путями. Например, если увеличение потенциала личности произошло вследствие процесса формирования личности, вследствие организованного извне процесса воспитания, то процесса роста личности не было, а результат — личностный рост — налицо.

Такое понятие личностного роста, противопоставляющее его развитию и формированию личности, родилось в традиции гуманистической психологии и существует только в его рамках: психологи психоаналитического направления или бихевиоральной направленности подобным понятием «личностный рост» не пользуются. Чтобы не путаться, мы предлагаем в тех случаях, когда нас интересует только результат личностного роста и не важен путь, как это было достигнуто, использовать более общее понятие: личностное развитие.

Личностный рост, педагогика и здоровье

Понятие «личностного роста» оказалось очень важным для педагогов школы В.В. Давыдова, см.→

Что такое личностный рост и зачем он вам нужен

Ремез Сассон

Возможно, вы встречали термин «личностный рост» и задавались вопросом, что он означает. Личностный рост также называют самосовершенствованием и саморазвитием.

Что такое личностный рост?

Этот термин относится к различным методам улучшения своих привычек, поведения, действий и реакций.

Вот несколько примеров, поясняющих, что такое личностный рост:

  • Обучение контролю над гневом
  • Учимся преодолевать прокрастинацию
  • Учимся преодолевать лень
  • Учимся быть вежливее и тактичнее
  • Стать более ответственным человеком
  • Изучение новых вещей и развитие новых навыков
  • Измените свое мышление и станьте более позитивным

Успешный личностный рост требует мотивации, желания совершенствоваться и готовности стремиться к изменениям.

Вы также должны быть готовы выйти из своей зоны комфорта, а иногда и делать что-то неприятное, но для вашего же блага. Непредвзятость и желание учиться и расти также важны.

Личностный рост — это непрерывный процесс, который начинается с раннего возраста, но в основном определяется родителями, учителями и окружающей средой.

Однако, чтобы извлечь из этого максимальную пользу, вам необходимо осознать этот процесс, узнать, что это такое, и предпринять правильные шаги, чтобы расти и совершенствоваться.

Иногда проблемы и трудности являются триггерами, которые пробуждают желание расти и приводят к изменениям в жизни.

В других случаях люди вдохновляются на шаги к личностному росту после прочтения вдохновляющей книги, просмотра фильма или чтения о людях, добившихся успеха.

Это часто приводит людей к новым путям, к изменению своей жизни, расширению своих знаний и самосознания, совершенствованию навыков и развитию новых.

Как научиться личностному росту?

Существует множество книг, статей, семинаров и коучей, обучающих личностному росту. Если эта тема покажется вам интересной и вы захотите чем-то заняться, вы можете найти всю необходимую информацию, выполнив поиск в Интернете.

Пожалуйста, поделитесь этим сообщением.

Личностный рост может помочь вам во всех сферах жизни. Это может помочь вам в работе. Это может изменить ваше отношение к работе, а значит, открыть новые возможности для продвижения по службе.

Личностный рост может помочь в эмоциональном и умственном росте и стать более внимательным, любящим и позитивным человеком.

Это также может помочь вам увидеть свои ошибки и негативные привычки и подтолкнуть вас к их исправлению и изменению.

Существует множество техник личностного роста, таких как творческая визуализация, повторение аффирмаций, развитие позитивного мышления и медитация. Личностный рост также включает в себя консультирование, коучинг и чтение.

Очень простой и полезный метод личностного роста — смотреть на свое поведение и свою жизнь открытым и непредвзятым взглядом. Это покажет вам, какие изменения вам нужно сделать в себе и в своей жизни.

Вам также может помочь наблюдение за поведением и поведением людей. Таким образом, вы можете распознать положительные и отрицательные черты характера и осознать, обладаете ли вы ими или нет, и таким образом узнать, что вам нужно улучшить в себе.

Люди разные, и то, что подходит одному, может не подойти другому. Это означает, что вы должны изучить различные методы и способы личностного роста, чтобы найти то, что подходит именно вам.

«Рост начинается, когда мы начинаем принимать свою слабость».
— Жан Ванье

«Единственное, что стоит между человеком и тем, чего он хочет от жизни, — это часто просто желание попробовать и вера в то, что это возможно».
– Ричард М. ДеВос

Об авторе

Меня зовут Ремез Сассон. Я автор и создатель сайта SuccessConsciousness.com, которым я руковожу с 2001 года. Присоединяйтесь ко мне в невероятном путешествии к самосовершенствованию, счастью, успеху, позитивному образу жизни, сознательной жизни и медитации через мой веб-сайт, статьи и книги.

Подписывайтесь на:   Facebook  Twitter  Pinterest   Instagram  Linkedin

Спасибо, что читаете! Чтобы поддержать мой сайт и работу, пожалуйста, нажмите на кнопку ниже! Заранее спасибо!
Купи мне кофе

Пожалуйста, поделитесь этим постом.

▷ 5 стадий Личностного Роста, которые ведут к внутреннему изменению

Личностный Рост — это путешествие внутренних открытий, путешествие, которое длится всю жизнь, потому что это не пункт назначения, а путь. На протяжении этого путешествия мы приобретаем различные психологические инструменты, которые позволяют нам наблюдать за своим умом, лучше понимать себя и учиться идти в ногу с изменениями в жизни.

Этот путь развития уникален, и пройти его можно разными способами. Есть те, кто прибегает к коуч-сессиям, другие предпочитают записаться на курсы личностного развития или даже следовать за духовными учителями. Однако, независимо от выбранного пути, для достижения трансцендентного внутреннего изменения мы все проходим ряд стадий Личностного Роста, лежащих в основе этой трансформации. Знание их позволит нам понять, где мы находимся на дороге.

1. Самосознание

Многие люди живут так и не узнав себя. Они настоящие чужие сами себе. Они выбирают путь отрицания, невежества и избегания проблем, внутренних конфликтов и слабостей. В результате нет ничего странного в том, что они заканчивают тем, что развивают саморазрушающее поведение, что они чувствуют себя застрявшими в своей жизни или что они не могут быть счастливы.

Таким образом, первый шаг на пути личностного роста — это взгляд внутрь себя. Самопознание жизненно важно для осознания своих ошибок и слабостей, а также для того, чтобы гордиться своими достижениями. Это позволяет нам узнать, кто мы есть на самом деле, чтобы развить глубокое понимание себя и жизни, которую мы ведем.

Только тогда мы сможем начать смотреть в глаза нашим проблемам, а не игнорировать их или избегать их, и принимать к сведению наши сильные стороны и потенциал, чтобы стать тем, кем мы хотим быть, и построить жизнь, которую мы хотим. Курсы самопознания могут стать хорошей отправной точкой для раскрытия нашего «личного капитала» и подбора необходимых психологических инструментов.

2. Принятие теней

Принятие обычно является одной из самых больших проблем на пути личностного роста, потому что нам трудно признать и принять свои тени, те части себя, которые нам не нравятся или которые мы даже отвергаем. Однако самопознание должно идти рука об руку с принятием.

Если мы попытаемся измениться, не принимая себя, мы не сможем преодолеть чувство вины или стыда и не будем чувствовать себя полностью удовлетворенными или довольными результатами, даже если мы достигли наших целей.

Принятие в некотором роде похоже на прощение, потому что оно не подразумевает, что нам нравятся какие-то наши качества или оправдывают наши плохие решения, а только позволяет избавиться от связанного с ними гнева, презрения или отвращения. Речь идет о принятии того, кто мы есть, без осуждения себя, с нейтралитетом и любовью, а затем о проведении изменений, которые позволяют нам расти.

Такое принятие приводит к глубокому чувству любви к себе и не дает нам тратить ценную энергию на борьбу с собой или наказание себя за то, кто мы есть или что мы сделали, чтобы не застрять в этих негативных чувствах.

3. Взять на себя ответственность за свое благополучие

«Жить означает брать на себя ответственность за поиск правильного ответа на возникающие проблемы», — писал Виктор Франкл. Взросление подразумевает принятие ответственности за свою жизнь, потому что мы понимаем, что наше счастье и психологическое благополучие в значительной степени зависят от нашего отношения к миру.

На этом этапе личностного роста мы наконец понимаем, что, хотя мы не можем выбирать обстоятельства, мы можем решить, как реагировать на них. Однако осознание того, что мы несем наибольшую ответственность за свою жизнь и свое счастье, может быть пугающим, потому что это означает, что нужно перестать искать козлов отпущения, виноватых в наших неудовлетворенности и неудачах.

Однако, когда мы перестанем тратить энергию на то, что не можем изменить, мы сможем сосредоточиться на том, что действительно имеет значение. Когда мы берем на себя ответственность за свою жизнь, принимая собственные решения, мы перестаем жить реактивно, чтобы начать жить проактивно.

4. Планирование и реализация

Познание и принятие себя бесполезно, если это не приводит к изменению поведения и установок. Однако большинство людей, как правило, застревают на этом этапе личностного развития. Они знают, что делать, но не делают этого, как правило, из-за отсутствия дисциплины и мотивации или потому, что у них нет четкого плана, которому нужно следовать.

В результате они возвращаются к своим старым привычкам. Старые модели мышления обретают силу, и наш разум может саботировать нас, разрушая всю работу, проделанную для реактивации призрака старых страхов, неуверенности и вины.

Вот почему важно, чтобы каждое путешествие личностного роста также имело внешнюю проекцию и сопровождалось конкретными планами, позволяющими нам предпринять необходимые шаги для построения той жизни, которую мы хотим. Направление этого внутреннего изменения в действия позволит нам повысить самоэффективность и подтвердить себя на нашем пути.

5. Найдите личный смысл

На этом этапе личного роста мы учимся жить с целью и намерением. Мы живем более осознанно, мы принимаем себя и берем на себя ответственность за свои решения, но, прежде всего, мы находим цель, которая придает смысл нашему существованию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts