Лидерские качества человека: Кто такой лидер и как им стать, развитие и формирования лидерских качеств

Содержание

Кто такой лидер и как им стать, развитие и формирования лидерских качеств

Понятие «лидер» используют в бизнесе, политике, спорте, музыке для обозначения авторитетного, влиятельного субъекта в группе, ведущего за собой остальных. Такая личность имеет определенные способности, которые помогают управлять другими. Психологию лидерства хотели бы познать многие, чтобы стать ключевыми фигурами в обществе. Становясь лидером, человек получает больше возможностей и перспектив, ему открывается доступ к ресурсам и бонусам, недоступным обычным людям.

Лидерские качества — врожденные или приобретенные? На эту тему ученые спорят со времен древних греков и римлян. Первой, наиболее известной теорией лидерства была теория, что человек рождается лидером. По прошествии времени исследователи убедились, что качества лидера можно сформировать и развить.

Какими качествами должен обладать лидер

Лидерские качества — совокупность навыков, знаний, умений, позволяющих личности собирать команду единомышленников и воздействовать на них. Лидер должен обладать основными качествами:

  1. Целеустремленность. Ведет за собой людей, четко видя цель и зная способ ее достижения.
  2. Умение мотивировать. Добивается выполнения указаний, объясняя целесообразность принятых решений. Находит подход к любому человеку.
  3. Уверенность в себе. Берет на себя управление группой людей и отвечает за результат.
  4. Ответственность. Отвечает не только за себя — за свои мысли, поступки и решения, но и за других — «мы в ответе за тех, кого приручили».
  5. Решимость. Способен принимать решения, которые влияют на личную репутацию, успех всей компании и жизнь других людей.
  6. Компетентность в деле. Знает работу «изнутри», все технические нюансы, производственные и технологические процессы.
  7. Аналитические способности. Умеет анализировать динамику процессов, чтобы своевременно вносить изменения для достижения успеха в деле.
  8. Самодисциплина. Делает, что должен, в любых обстоятельствах. Умеет сосредоточиться в экстремальных условиях, чтобы принять правильное решение. Не зацикливается на неудачах, а двигается дальше. Преодолевает себя и свои страхи.
  9. Коммуникабельность. Умеет общаться с людьми — говорить, слышать убеждать. Легко адаптируется к новым условиям.
  10. Желание постоянно развиваться в выбранной сфере деятельности.

Типы лидерства

Когда собирается более 2 человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые участники начинают играть более активную роль, чем другие, к ним прислушиваются — они занимают доминирующее положение. Остальные участники становятся ведомыми.

Лидерство может быть положительным — поддерживать дисциплину и производительность труда в коллективе. Отрицательное лидерство, наоборот, тормозит развитие, негативно влияет на производственные процессы и членов коллектива.

Лидера могут назначить официально. Также он может и не занимать никакого официального положения, но, в силу своих организаторских способностей, фактически руководить коллективом. Психологи выделяют формальное (влияние на людей с позиций занимаемой должности) и неформальное (влияние при помощи своих способностей, умения и других ресурсов) лидерство.

Лидер — зеркало группы, поэтому в другой группе с иными ценностями, ожиданиями, требованиями он может и не стать главным. Лидерские качества могут быть присущи человеку, который не занимает руководящую должность, но при этом имеет авторитет в коллективе.

Существуют разнообразные классификации лидерства, но социологи чаще пользуются типологией, предложенной известным немецким социологом М. Вебером. Ученый выделяет типы лидерства:

  1. Традиционное — основано на традициях, ритуалах, силе привычки. Право на первенство лидер приобретает в силу своего происхождения. В современных условиях традиционный тип лидерства существует в странах с монархической формой правления. В политике, искусстве, бизнесе встречается в трансформированном виде.
  2. Рационально-легальное — носителя власти избирают демократическим путем и передают ему властные полномочия. Действия лидера рациональные, отвечают закону и порядку, действующему в группе.
  3. Харизматическое — связано с личностью человека, его способностями, посредством которых он оказывает сильное влияние на окружающих. Востребован в обществе, где происходят кризисные процессы, отсутствует система общественного контроля. Такие люди испытывают сильную тягу к власти. Негативная сторона — опасность узурпации власти или фокус на себя.

Российский философ и психолог, основоположник научной социальной психологии — профессор Б. Парыгин классифицировал лидеров:

  1. По содержанию деятельности. Вдохновитель — предлагает программу поведения (генерирует идею, организует исполнение). Исполнитель — организует выполнение заданной программы.
  2. По стилю руководства. Авторитарный — единоличное управление. Демократический — вовлекает в управление членов группы, делегирует компетенции. Анархический — коллектив предоставлен сам себе.
  3. По характеру деятельности. Ситуативный — кризис-менеджер. Проявляется в критический момент, берет на себя управление и решает проблему. Универсальный — постоянно проявляет качества лидера.

Чтобы построить успешную карьеру, эффективно руководить компанией, недостаточно быть начальником, назначенным вышестоящим начальством. Современная реальность такова, что эффективное руководство и процветание фирмы возможно только, когда представители менеджмента обладают качествами лидеров.

Что делать для формирования лидерских качеств

Самосовершенствование — долгий и упорный процесс, требующий постоянной работы над собой. Чтобы развивать лидерские качества, необходимо для начала реально оценить свои способности, что у вас получается лучше — генерировать идеи, организовывать людей или проводить деловые встречи? Добивайтесь в этом совершенства, следуя правилам:

  1. Ежедневное планирование дел — распределить задачи, время из реализации. Составляйте план с вечера и старайтесь придерживаться его.
  2. Контроль эмоций. Не рубите сплеча в важных делах, сохраняйте спокойствие и принимайте обдуманные решения.
  3. Ответственность. Следите за выполнением поставленных перед командой задач. Принимайте своевременные меры для устранения проблем.
  4. Имидж. Внешний вид, речь, позы и жесты играют важную роль в отношениях лидера с группой. Неопрятный, безграмотный, экзальтированный человек не внушает доверия. Обратитесь к имиджмейкерам, пройдите курсы ораторского мастерства. Чаще выступайте публично.

Не бойтесь менять свою жизнь, выходить из зоны комфорта. Займитесь тем, чем никогда не занимались (научитесь танцевать, пойдите в поход). Это научит быть самостоятельным в выборе, быстро воплощать свои идеи.

Интересуйтесь инновациями в вашей работе и смежных областях, расширяйте свои компетенции.

Ставьте перед собой задачу быть лидером во всех сферах жизни, а не только на работе.

Программа саморазвития

Составьте план из нескольких разделов — от краткосрочных целей до долгосрочных задач по самосовершенствованию. В каждый раздел включите теоретические и практические мероприятия, которые мобилизуют все ваши способности.

Литература

Читайте блоги успешных управленцев, статьи и научные труды по психологии лидерства — это поможет понять специфику лидерства, изучить современные модели управления людьми, проанализировать проблемы в быту и профессиональной деятельности.

Книги для развития:

  1. «Лидер без титула». Автор Р. Шарма — топовый эксперт, советник по вопросам лидерства в компаниях Microsoft , Nike , Coca Cola, IBM и других. В результате 15-летней работы он собрал ценные мысли, кейсы, идеи, принципы раскрытия лидерских качеств. Человек сам выбирает, кем он будет в жизни — хозяином или жертвой. Автор мотивирует читателя найти и реализовать свой потенциал, чтобы изменить жизнь к лучшему. Художественное повествование легко читается, доступно для восприятия.
  2. «21 неопровержимый закон лидерства». Бестселлер написал Джон Максвелл — американский специалист по мотивации, бывший протестантский пастор, автор 60 известных книг, посвященных аспектам лидерства. Читатель получает действенные рекомендации по развитию лидерских навыков. Книга полезна тем, кому интересна специфика формирования эффективно работающей команды и выработка качеств настоящего лидера.
  3. «Почему люди должны следовать за вами?». Р. Гоффи и Г.Джонс — основатели и руководители консалтинговой компании Creative Management Associates, услугами которой пользовались известные мировые компании в области корпоративной культуры, организационного дизайна и развития лидерства. Материал для книги авторы собирали в течение 5 лет. Свежеиспеченный руководитель найдет для себя ответы на вопросы «Как себя вести в команде?», «Как завоевать авторитет?». На основе анализа десятков успешных лидеров (поведение, жизненный путь) авторы предлагают инструментарий, как раскрыть себя, развить качества, полезные руководителю.
  4. «7 навыков высокоэффективных людей». Автор — Стивен Кови, американский консультант по вопросам организационного управления, руководства. Он предлагает читателю мощные инструменты развития личности. Книга переведена на 38 языков, продано более 20 млн.
    экземпляров. Проанализировав жизнь известных людей, Кови пришел к выводу, что для самореализации и долгосрочного успеха нужно в любых обстоятельствах придерживаться основополагающих принципов и хранить верность вечным истинам. Человек может преодолеть любые преграды.
  5. «Харизма лидера» — труд нашего соотечественника Радислава Гандапаса, бизнес-тренера по развитию личности и лидерству. В числе его клиентов — лидеры политических партий, главы компаний. Издал 8 книг и снял 13 фильмов. Что такое харизма? Откуда она появляется? Можно ли развить в себе эту силу или она достается немногим в момент рождения? Автор ответит на все эти вопросы и расскажет, как обычному человеку завоевать звание лидера.
Мотивирующие фильмы

Просмотр кинокартин про успех придаст сил действовать и добиваться успеха:

  • «Человек, который изменил все» (2011г.) — драма Б. Миллера. Смысл фильма хорошо передают слова главного героя: «Я ненавижу проигрывать даже сильнее, чем хочу выиграть».
    Используя аналитический ум, математический расчет и другие способности, спортивному менеджеру удалось подобрать сильных игроков и добиться победы. Картина — хорошее методическое пособие для начинающих управленцев.
  • «Гарвардский бомж» (2003 г.). Режиссер П.Ливайн. Фильм основан на реальных событиях. Главная героиня прошла немало испытаний, но смогла добиться лучшей жизни, поднявшись по социальной лестнице. Если вы сомневаетесь в своих способностях, после просмотра картины поменяете мнение и начнете действовать.
  • «Король говорит!» (Т. Хупер, 2010 г.). Хорошая мотивация для обучения ораторскому искусству. Фильм снят в жанре исторической драмы. Сын британского короля Георга V не может выступать перед аудиторией, потому что сильно заикается. В результате долгих занятий с логопедом молодой человек научился говорить без запинок. После смерти отца он стал королем. В момент, когда было нужно сплотить народ (началась война), главный герой произносит убедительную, вескую речь, вселяя в подданных уверенность и спокойствие.
Тренинги

Занятия проводят практикующие психологи, HR-специалисты. Тренинг может быть в виде краткосрочных курсов, олимпиады, мастер-класса. Преподаватели — опытные коучи, которые дают теоретические знания, помогают определить тип собственного лидерства, учат развивать сильные стороны и корректировать слабые. Для самостоятельного обучения создают онлайн-платформы, которые предлагают программы на раскрытие лидерского потенциала, выработку качеств успешного человека и эффективного руководителя.

Анализ лидерских качеств проводят в виде тестирования, анкетирования, игр. Тренинг поможет разобраться, нужно ли вам лидерство, какой выбор сделать и как развивать нужные качества.

Конкурсы

В России с 1998 года действует федеральная программа подготовки управленческих кадров, в рамках которой проводят профессиональную переподготовку и развитие управленческих компетенций участников.

Так, в 2017 году стартовал конкурс управленцев нового поколения «Лидеры России» и региональные конкурсы, в частности «Лидеры Карелии».

В рамках конкурсных мероприятий участники проходят тесты, участвуют в тренингах на развитие управленческих компетенции, деловых играх на потенциал, общаются с наставниками — представителями органов власти, успешными бизнесменами.

Участие в подобных конкурсах дает человеку возможность понять, годится ли он на роль лидера, в каком направлении ему двигаться, чтобы соответствовать этому «портрету», помогает подняться по карьерной лестнице.

Примеры развивающих упражнений

Кто я?

Запишите 10 правдивых ответов, начиная каждый с местоимения «Я».

Проанализируйте ответы на предмет соответствия лидерским качествам, и определите, что вам мешает быть (или стать) лидером. Если вы себя охарактеризовали, например, как тихоня, подумайте, как это исправить и работайте в этом направлении.

Диалог с внутренним критиком

Если вы слишком самокритичны и думаете, что у вас ничего не выйдет, научитесь возражать «внутреннему голосу». Записывайте все, в чем сомневаетесь. Перечитайте, что записали, и попробуйте принять решение, не думая о том, что оно может быть неправильным.

Дневник успеха.

В конце дня отмечайте свои успехи. Вы должны записать минимум 3 положительных вещи, даже если день не удался. Упражнение развивает позитивное мышление и дает дополнительную мотивацию.

Мнение окружающих

Попросите друзей и родственников перечислить ваши достоинства и недостатки. Пусть честно ответят, за что они вас уважают, а какие ваши черты характера, привычки раздражают их. Запишите это интервью. Спокойно прочтите записи, ведь характеристику давали ваши близкие люди, которые вас любят, несмотря ни на что. Упражнение помогает избавиться от внутренних страхов, дискомфорта, мотивирует начать работать над собой.

«Учимся у других»

Напишите ФИО 3 известных людей, с которыми вы лично знакомы. Это может быть управленец, спортсмен или ученый.

Поставьте каждому оценку (например, по 5-балльной системе).

Дайте каждому характеристику, как руководителю.

Из присущих им качеств выберите 3, которые вы хотели бы развить в себе.

Развитие мотивации

Вспомните свое лучшее достижение в учебе, спорте или другой деятельности. Что вы сделали лучше других, что повлияло на вашу победу?

Попробуйте четко ответить, как вам удалось стать победителем.

Представьте, что объясняете это другим людям, чтобы они могли улучшить свои результаты.

Это упражнение можно выполнять несколько раз для разных достижений.

Игры для тренингов

Ты и твое имя.

Цель игры — анализ личностных качеств, проявление креативности. Участники пишут на бумаге свое имя, располагая буквы по вертикали. За 10-15 минут напротив каждой буквы нужно написать особо ценное качество своего характера. Например:

  • И — интеллект;
  • В — внимательность в мелочах;
  • А — активность в коммуникации;
  • Н — настойчивость.

Полученный результат показывают всей группе и обсуждают.

Харизматичная личность

Тренер предлагает группе обсудить это понятие. Все ответы записывают в общий список и делают вывод, что харизма дает возможность влиять на людей.

Участники делятся впечатлениями от общения с харизматическими личностями, в чем проявляется харизма, чему бы они хотели научиться у таких людей.

Через 10-15 минут обсуждения нужно выстроить на базе этих рассказов образ харизматичного лидера. Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Нужна ли харизма лидеру?
  2. Какие из рассказанных историй запомнились?
  3. Что бы вы могли сделать, чтобы выработать такое качество?
  4. Как этому научиться?

Синхронный перевод

Упражнение развивает концентрацию внимания, повышает беглость речи.

5-7 человек садятся в круг. Один игрок читает текст. Его сосед повторяет каждое услышанное слово своему соседу и так по кругу, пока слово не вернется к чтецу.

Занятия развивают бессознательное единство с говорящим, даже если он вам не знаком. Такую тренировку можно применять для понимания иностранного языка и овладения навыками синхронных переводов.

Основные качества присущие лидеру: как выглядит руководитель, какой он и в чем его суть

Основные лидерские качества личности – список

Современный мир давит на человека со всех сторон, требует от него постоянной активной позиции, умения гибко и дипломатично мыслить, оперативно реагировать на изменения ситуации, последовательно и решительно действовать.

Не все люди способны соответствовать таким жестким требованиям, но достаточно, чтобы на одну группу был хотя бы один такой товарищ. Обычно именно он показывает способность принять на себя ответственность за действия всего коллектива и становится руководителем.

Важно подходить своей общественности. От тренера футбольной команды потребуются одни навыки, от капитана корабля – другие. Есть и общие, необходимые в обществе умения.

Давайте разберем, кто же такой лидер и его основные личностные качества в списке:

  • ответственность;
  • честность и порядочность;
  • готовность рисковать;
  • уверенность в себе и своих силах;
  • желание проявлять инициативу;
  • последовательность в действиях и решениях.

Чтобы добиться успеха в каком-либо деле не обязательно быть таким человеком. Но у такого человека гораздо больше шансов быстрее добиться желаемого результата. Поэтому целесообразно развивать в себе подобные умения, это поможет в жизни и бизнесе. Давайте рассмотрим их подробнее.

Уверенность в собственных силах

Важно быть уверенным в том, что делаешь. Но при этом нельзя допускать, чтобы вера была слепой. Следует адекватно оценивать свои способности и силы коллектива, на этом уже строить возможные цели. Работнику необходимо проявлять сильные волевые способности и иметь хорошую самооценку. Если человек в себе не уверен, то руководить он не сможет.

Поставленные цели обязаны быть достижимыми, нельзя ставить перед людьми нереальные задачи и ждать выполнения. Так быстро растеряется мотивация, а руководителя перестанут уважать и слушать.

Активная позиция в жизни

Придется всегда стремиться быть в центре происходящего, находиться рядом с рассказчиком и постоянно общаться с каждым членом коллектива. Если знать новости и изменения раньше всех, то становится реально оказаться на шаг впереди.

Моральная готовность рисковать

Необходимо чувствовать в себе решимость идти на риск при необходимости. Придется это делать довольно часто, но при условии, что это приведет к позитивным переменам. Не нужно бросаться во все авантюры без разбора.

Но и останавливаться из-за того, что одно из действий привело к негативным последствиям, нельзя. Следует внимательно анализировать ошибки и планировать новое движение с корректировкой, чтобы не допустить повторения ошибок.

Проявление инициативы

Без этой характеристики построить лидерство не получится. Следует быть инициативным, предлагать решения проблем и нестандартные пути движения организации. Он не боится выходить за пределы зоны комфорта и начинать принципиально иное. Такой человек не будет ждать, когда все произойдет само.

Мотивация

Он знает, зачем он делает свою работу, так ка кзамотивирован на результат или на процесс, притом, не всегда зарплатой. Иногда это желание завоевать новую высоту, добиться определенной цели или изменения. Он может мотивировать себя и коллектив в равной степени.

Порядочный и честный

Это база, без которой не получится построить хорошие отношения с подчиненными. Руководство, которое врет и ведет себя неправильно, не получит авторитета среди работников. Даже мелкая, но частая ложь способна уничтожить доверие сотрудников.

Последовательный в действиях

Такие люди не просто действуют, они идут по размеченному плану, руководствуются им и сверяются, отмечая выполненные пункты. Обычно это продуманные списки, которые способствуют в достижении успеха.

Ответственный

Это обязательная, базовая способность. Если человек не способен отвечать за предстоящие и произошедшие события, компания развалится. Если же он будет пытаться переложить ответственность на других, то репутация быстро растеряется.

Но личность – это не все. Необходимо также быть организатором, дипломатом и кое-что еще. Давайте рассмотрим это подробнее.

Управленческие и организационные качества лидера

Что умеет настоящий руководитель:

  • Вести за собой – все подчиненные не просто выполняют работу, но и чувствуют свою значимость, хотят помочь общему делу. К нему прислушиваются и доверяют, он притягивает собственными поступками и идеями.
  • Организационные способности – каждый занят отдельной частью целого, нет путаницы и повтора циклов. Важно упорядочивать действия команды, воодушевлять и делегировать.
  • Видение перспективы – он заранее знает, как может закончиться любое начинание. Надо ясно представлять себе развитие дела, доносить это в радужных красках до подчиненных. Следует вычленять главное среди мелочей и выбирать курс.
  • Гибко и маневренно двигаться – серьезный навык своевременно менять планы, принимать правильные решения. Этот тип планирования должен помогать «огибать острые углы» и подбирать безопасный путь.
  • Дипломатичное руководство – раздавать задачи и общаться так, чтобы людям в подчинении нравилось работать, а с партнерами строились дружественные отношения.
  • Умение поддерживать – иногда самые талантливые работники не могут избавиться от страха перед выполнением каких-то пунктов, от этого страдает общая цель и производительность, поэтому важно обладать умением подбодрить всех подчиненных.

Этот человек обязан выдерживать любой стресс и заставлять своих людей верить в то, что поставленная цель легко будет достигнута общими силами. Нужно быть личностью, которая умеет вести конструктивно диалог и выводить его в подходящее русло.

Необходимые личные качества, присущие руководителю:

  • чувство юмора;
  • рациональность;
  • воображение;
  • открытость к новым знаниям;
  • готовность учиться и меняться;
  • харизматичность.

Важно умело управлять собственной группой, для этого потребуется совокупность нескольких личностных и социальных характеристик.

Психологические и социальные характеристики

Это способность строить качественные и доверительные отношения внутри коллектива. Задача «‎главного» – выполнять свою роль и функции так, чтобы взаимоотношения между людьми при этом только налаживались.

Какие качества современного успешного лидера должны быть у руководителя:

  • Коммуникабельнность – умение любить общаться с персоналом, находить общий язык со всеми вне зависимости от их роли, должности, пола и возраста. Это помогает упрочнить позиции команды.
  • Справедливость – ни один человек не простит несправедливости от своего начальника. Все споры и сложности необходимо решать так, как будет правильно. Каждому члену группы требуется уверенность в том, что с любым вопросом он может обратиться к начальству и получит грамотный, честный и объективный ответ.
  • Командность – настоящему руководителю предстоит отстаивать интересы своих работников перед вышестоящими или проверяющими органами, внешними и внутренними, защищать их от угроз и штрафов.
  • Создающий все условия для реализации и самореализации – он сделает все, чтобы его персоналу было удобно и комфортно работать, а фирма работала как часы. Он занимается обучением, дает все необходимое для морального и карьерного роста новых кандидатов на лидирующие позиции. За это обычно их ценит весь коллектив компании.

Лидерские таланты руководителя

Осталось разобраться с несколькими характеристиками, без которых любому будет сложно контролировать ситуацию. Важно развивать их в себе, чтобы принять на себя руководство.

Какой он, самый лучший лидер:

  • умеет следить за собственными эмоциями, держать под контролем и не показывать их;
  • пунктуальный, не опаздывает на службу и приходит вовремя на совещания и встречи;
  • способен уговорить партнера или работника сделать то, что необходимо для развития предприятия должным образом;
  • концентрируется на задаче и может все организовать, чтобы выполнить ее;
  • позитивно мыслит и общается;
  • четко выражает мысли;
  • настойчивый, иногда жесткий, но при этом открыт общению и новым идеям;
  • харизматичный, заинтересованный в результате;
  • грамотно планирующий время – личное и подчиненных.

Формальное и неформальное лидерство

В любом коллективе может образоваться сразу два человека, которые будут лидировать формально или неформально.

Первый вид руководит официально, в соответствии с должностной инструкцией и должностью. Он не всегда оказывается приятным для отдела, не в каждом случае может завоевать уважение людей, которым раздает задачи.

Второй вид командиров возникает самостоятельно, без назначения от владельца фирмы. Это просто кто-то из работников, который может отстоять интересы коллег, высказать предложение, вести за собой. Ему верят и за ним идут, доверяют и советуются. Но его мнения и решения будут контролироваться вышестоящими менеджерами.

Неформально кто-то начинает лидировать, если руководство начинает руководить авторитарно. В данном раскладе реальные начальники воспринимаются тиранами, их назначения и приказы воспринимаются в штыки.

Если же фирмой руководят в либерализированном или демократичном стилях, то неформальное лидерство возникает изредка. Начальство не боятся, нет нужды добиваться отстаивания интересов.

Демонстрация лидерских качеств

Необходимо показать свои возможности не только словами, но и действиями. Взгляд держать уверенным, твердым, как и позицию. Мимика и жесты – под контролем. Взгляд не отводить и не прятать во время разговоров. К собеседнику относиться только с уважением, не повышать голос.

Следует соблюдать осанку, внешний вид: как в одежде, так и во всем образе. Одеваться в соответствии с занимаемой должностью. Не стоит приходить на руководящий пост в свитере с пирожными или вызывающим макияжем.

Суть личностных качеств лидера и его виды

Стремление лидировать отличает человека, который хочет занять более высокое место в жизни. Это желание есть у всех людей, но большинство об этом не задумываются или не собираются действовать, предпочитая оставаться на своем месте.

В зависимости от того, какой стиль управления принят в компании, есть три вида лидерства. Давайте рассмотрим их подробнее.

Авторитарный

При этом типе руководства человек получает возможность анонимно принимать решения – персонал не знает, кто конкретно отдал этот приказ. Выполнение задачи часто контролируется сразу несколькими начальниками. Он получает возможность критиковать, наказывать и лишать премии тех, кто не выполняет показатели. Все это не добавляет ему репутации и положения среди коллег.

Недостатки:

  • нередко принятые решения оказываются ошибочными, ведь начальство сильно оторвано от реальной ситуации в фирме;
  • сотрудники безынициативные и пассивные;
  • неудовлетворенная и недовольная общественность;
  • морально тяжело работать всем в подчинении.

Советуем пользоваться стилем лишь в опасных ситуациях – при авариях или если есть угроза жизни человека. Таким способом можно подавить массовые волнения, но если постоянно двигаться в таком ритме, то это завершится развалом и полной потерей мотивации коллектива.

Либеральный 

Нет тотального контроля, но нет и четкости в планировании. Меры наказания могут оказаться непредсказуемыми.

Довольно часто персонал не мотивированный, есть тенденции к регрессу и потере стимула. Сотрудники не довольны начальством, потому что не понимают их действий и приказов. Климат не самый благоприятный, люди влияют на коллег негативно, происходят постоянные склоки и обсуждения за спиной.

Демократический

Здесь человек не принимает решения сам, он привлекает к обсуждению коллектив. В результате получается решить сразу несколько проблем – люди заинтересованы в получении результата, понимают, почему именно так нужно действовать и в чем сложности пути. Если удается превратить работу в цельно действующий организм, мотивированы будут все. Рабочая активность постоянно стимулируется и выходит на новые уровни.

Это наиболее оптимизированная  и эффективная модель руководства, но для ее воплощения нужен истинный и профессиональный руководитель, формальный и неформальный одновременно. Психологически людям так проще работать, а начальство знает обо всех трудностях и тонкостях действительности.

Как выглядит лидер: основные признаки

Определить такого индивидуума просто – достаточно найти в нем следующие навыки:

  • способность влиять на персонал и убеждать в своей правоте;
  • информированность во всем, что происходит вокруг;
  • есть все личные качества для лидерства;
  • желание развиваться и узнавать новое, учить коллег чему-то;
  • навык организовывать людей так, чтобы не было путаницы;
  • активность и желание что-то менять;
  • постоянные предложения по обновлению и упрощению рабочего процесса;
  • видит ситуацию за границей признанной нормы.

Бывших лидеров не бывает. Если человек когда-то занимал пост и брал на себя ответственность за результат, он будет повторять это снова, даже не находясь в руководящей должности.

Какие функции выполняет в коллективе

Любая группа людей это своя налаженная система, которая не может нормально функционировать без вожака. Зачем он нужен:

  • организует жизнь отдела во всех сферах сразу;
  • создает правила, в которых будет всем комфортно работать, затем следит, чтобы они выполнялись;
  • официально разговаривает с начальством от лица всех людей;
  • отвечает за результаты деятельности всей общественности, следит за тем, какими будут итоги;
  • координирует и меняет при необходимости задачи, которые будет выполнять определенный сотрудник, чтобы добиться максимальной производительности.

Как развивать в себе лидерские качества — список способов

Не так просто взять и стать лидером, если вы не родились им. Это труд и работа над собой, а главное – желание измениться и поменять свою жизнь. Мало иметь хорошую физическую форму и здоровье, многое зависит от характера.

Что обязательно следует сделать:

  • записаться на специальные курсы, где помогут исправить все ошибки речи и неверную дикцию – сложно быть убедительным оратором с дефектами;
  • больше читать, особенно классики – это влияет на разговор и словарный запас;
  • каждый день 5-10 минут разговаривайте и спорьте с зеркалом – только первые несколько дней это выглядит странно, затем помогает стать убедительнее.

Можно записаться в школу танцев или в тренажерный зал. Это поможет прийти к хорошей физической форме, добавит уверенности в себе. Кроме того, это расслабляет и снимает эмоциональное напряжение.

Компания business-result поможет развить в себе все необходимые способности  – мы комплексно подходим к каждой задаче, помогаем выявить главные и второстепенные цели, чтобы не распыляться в попытках сделать сразу все. Мы занимаемся обучением менеджеров и разработкой схем мотивации, чтобы ваш коллектив начал достигать любых, даже самых смелых высот.

Заключение

Мы рассмотрели, кто такой лидер и какими качествами он должен обладать, чтобы его подчиненные принимали его в качестве руководителя, начали прислушиваться и действовать в соответствии с его грамотным руководством. Это необходимо, чтобы организация постоянно добивалась новых позиций на рынке, пока не станет там наиболее популярной и крупной по сравнению с конкурентами.

Важность человеческого лидерства для вашей управленческой команды

Важность человеческого лидерства для вашей управленческой команды | Программное обеспечение Planergy

Скачать PDF

В ЭТОЙ СТАТЬЕ

  • 6 стилей лидерства в бизнесе
  • Что такое человеческое лидерство?
  • Есть ли у вас все необходимое, чтобы стать хорошим лидером?
  • Стили лидерства могут сделать вас или сломать

Лидерство — один из важнейших навыков, которыми может обладать человек. Это может быть разницей между успехом и неудачей.

Чтобы быть хорошим лидером, нужно обладать различными навыками. Вы должны быть в состоянии мотивировать свою команду, принимать правильные решения и справляться с трудными ситуациями. Вы также должны хорошо работать с другими и строить отношения.

6 стилей руководства в бизнесе

  1. Авторитарный (автократический)

    Этот стиль руководства ориентирован на одного человека, обладающего всей властью и контролем. Лидер принимает все решения и не делегирует полномочия другим.

    Это может быть эффективным стилем руководства, если вы находитесь в ситуации, когда необходимо принимать быстрые решения, например, во время кризиса. Это также может быть эффективным, когда у вас есть ясное видение.

  2. Партисипативный (Демократический)

    Этот стиль руководства ориентирован на лидера, вовлекающего команду в процесс принятия решений. Лидер запросит мнение других, а затем примет решение.

    Это может быть эффективным стилем руководства, когда вам нужно заручиться поддержкой вашей команды или когда вам нужно принять сложное решение. Это также может помочь построить отношения и доверие внутри команды.

  3. Представитель (Laissez-Faire)

    Этот стиль лидерства основан на том, что лидер дает полномочия другим принимать решения. Лидер обеспечивает руководство, но не занимается микроуправлением.

    Это может быть эффективным стилем руководства, когда у вас есть команда экспертов, или вам нужно дать людям свободу выполнять свою работу. Это также может помочь укрепить доверие внутри команды.

  4. Трансформация

    Здесь лидер мотивирует и вдохновляет других на достижение общей цели. Лидер обеспечивает руководство и поддержку и побуждает людей мыслить нестандартно.

    Это может быть эффективным стилем руководства, когда вам нужно добиться чего-то большого или когда вам нужно мотивировать свою команду.

  5. Транзакционный

    Транзакционное лидерство основывает отношения между лидером и последователем как транзакцию. Человек, который принимает положение в группе, соглашается следовать за лидером.

    Это обычно наблюдается в отношениях между работодателем и работником, когда работник соглашается выполнить ряд задач в обмен на деньги (заработную плату) 9.0003

    Главное преимущество этого стиля руководства в том, что в нем четко определены роли. Все знают, что они должны делать и что они получат взамен. Недостатком, однако, является то, что этот подход препятствует творческому, нестандартному мышлению и решению проблем.

  6. Ситуационный

    Стиль ситуационного лидерства был впервые описан Полом Херси и Кеном Бланшаром в их книге 1969 года «Управление организационным поведением». Теория, лежащая в основе ситуационного лидерства, заключается в том, что не существует универсального подхода к лидерству. Лидер должен адаптировать свой стиль к ситуации.

    Существует четыре стадии развития, через которые проходит последователь:

    • Зависимый — Подчиненный не способен и не желает выполнять задачу. Лидер должен взять на себя полную ответственность.
    • Взаимозависимый — Последователь желает, но не способен выполнить задание. 1% руководителей должны обеспечивать строгий контроль и поддержку.
    • Независимый — Последователь способен, но не желает выполнять задачу. Лидер должен обеспечивать мотивацию и поддержку.
    • Интегрированный — Последователь хочет и способен выполнить задание. Лидер может использовать более невмешательный подход.

    Ситуативный стиль лидерства эффективен, поскольку учитывает уровень развития подчиненного. Это также позволяет лидеру адаптировать свой стиль по мере изменения ситуации.

    Недостатком этого подхода является сложность изменения стилей на лету. Лидер должен быть в состоянии быстро оценить ситуацию, а затем соответствующим образом скорректировать свой стиль руководства.

Что такое человеческое лидерство?

Лидерство — это процесс влияния на людей для достижения общей цели. Это включает в себя установление направления, принятие мер и воодушевление других следовать за ним.

Человеческое лидерство — это тип лидерства, который фокусируется на личных отношениях между лидерами и последователями. Этот тип лидерства делает упор на эмпатию, эмоциональный интеллект и общение.

Согласно недавнему исследованию Gartner, только 29% сотрудников говорят, что их лидеры демонстрируют человеческое лидерство. Это важно для компаний, потому что компании, которые используют человеческое лидерство, будут иметь более высокую вовлеченность сотрудников при меньшей текучести кадров. И в сегодняшнем мире таланты рабочей силы ожидают этого.

Человеческое лидерство важно по нескольким причинам. Во-первых, это может помочь укрепить доверие между лидерами и последователями. Доверие необходимо для эффективной работы любой команды или организации. Без доверия люди с меньшей вероятностью будут следовать указаниям лидера или прислушиваться к его советам.

Человеческое лидерство может способствовать творчеству и инновациям. Когда люди чувствуют, что их ценят и уважают, они с большей вероятностью будут открыты для новых идей и готовы пойти на риск.

Укрепляет чувство принадлежности и общности. Когда люди чувствуют себя частью чего-то большего, чем они сами, они с большей вероятностью будут мотивированы и вовлечены в свою работу.

Человеческое лидерство — это связь с вашей командой на глубоком уровне — признание того, что каждый человек имеет уникальные сильные и слабые стороны и заслуживает того, чтобы к нему относились с любовью и уважением.

По данным Gartner, есть три компонента человеческого лидерства:

  1. Подлинность

    Человеческие лидеры должны быть искренними и честными в своих намерениях. Они должны быть прозрачными в процессе принятия решений и укреплять доверие, будучи последовательными в своих словах и действиях.

  2. Эмпатия

    Лидеры должны уметь понимать и разделять чувства своих последователей и проявлять сочувствие. Это включает в себя понимание эмоционального состояния других, а также способность поставить себя на чье-то место.

  3. Адаптивность

    Руководители должны создать гибкую среду, отвечающую уникальным потребностям каждого члена команды. Они должны быть в состоянии приспособить свой стиль лидерства к ситуации и человеку.

    Пандемия — отличный пример адаптивности в развитии лидерства. Многие менеджеры разрешили сотрудникам продолжать работать удаленно с помощью зум-совещаний для улучшения самочувствия, даже несмотря на то, что большая часть мира возвращается к рабочей среде в офисе.

    Признавая, что у каждого есть личная жизнь, а некоторые из нас подвержены повышенному риску осложнений в случае болезни, компании ведут дела по-человечески, предоставляя сотрудникам качественный опыт, который позволяет им быть гибкими.

Дальнейшие исследования показывают, что человеческое лидерство основано на следующих основных принципах:

  • Любовь к себе

    Человеческое лидерство основано на безусловной любви и самоуважении. Он уважает равные права каждого на честность, достоинство и справедливость. Он признает людей за то, кто они есть и что они приносят к столу.

    Речь идет о том, чтобы относиться ко всем, независимо от статуса или вклада, с состраданием и уважением, которых они заслуживают как люди. Речь идет о том, чтобы каждый действовал с заботой о своем благополучии.

  • Самолидерство

    При таком стиле руководства лидеры понимают, что трансформация связана с человеческой связью и пониманием. Установив связь с собой и научившись любить, вы будете лучше подготовлены к общению и пониманию других. Речь идет о том, чтобы заглянуть внутрь себя, чтобы построить прочную связь, а затем установить внешние связи с другими.

  • Самообучение

    Человеческое лидерство признает, что у каждого есть багаж и что мы все должны продолжать расти. Мы люди с ограничениями, а не автоматизированные роботы. Этот подход включает в себя не только результат, но и путешествие.

    Лидеры могут менять чужую реальность каждый день. Позитивные действия становятся заразными и создают реальные изменения.

    Человеческое лидерство необходимо для любой организации, которая хочет добиться успеха. Компании могут укреплять доверие, способствовать творчеству и формировать чувство общности, сосредоточив внимание на личных отношениях между лидерами и последователями.

Есть ли у вас все необходимое, чтобы стать хорошим лидером?

Не каждый является прирожденным лидером, и это нормально, так как многим лидерским навыкам можно научиться и отточить. Вот гибкие навыки, которые вам понадобятся, чтобы стать эффективным лидером:

  • Навыки общения

    Лидеры должны эффективно доносить свое видение и вдохновлять других на достижение общей цели. Это включает в себя ясность, краткость и последовательность в ваших сообщениях.

  • Самосознание

    Лидеры, обладающие самосознанием, знают свои сильные и слабые стороны и могут использовать эту информацию для принятия более эффективных решений. Они также понимают, как другие воспринимают их, что позволяет им строить лучшие отношения.

    Самосознательные люди могут сделать шаг назад и взглянуть на себя объективно, что помогает им стать более успешными как в профессиональном, так и в личном плане.

  • Принятие решений

    Хорошие навыки принятия решений могут помочь в личной и профессиональной жизни, а также в любых других ситуациях, когда необходимо сделать выбор. Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы улучшить свои навыки принятия решений.

    Во-первых, убедитесь, что вы понимаете проблему или ситуацию, с которой имеете дело. Затем соберите как можно больше информации о различных возможных решениях. Наконец, оцените плюсы и минусы каждого решения и примите решение, исходя из того, что лучше для вас и людей, затронутых вашим решением.

    Принятие правильных решений требует времени и практики, но вы можете научиться лучше принимать решения, если наберетесь терпения и усилий.

  • Решение проблем

    Навыки решения проблем важны в любой области. Они могут помочь вам придумать творческие решения проблем и разработать новые способы улучшения вашей работы. Навыки решения проблем также помогут вам лучше понять свои проблемы и способы их решения.

    Некоторые распространенные методы решения проблем включают мозговой штурм, разбиение проблемы на более мелкие части и использование модели или аналогии. Вы также можете попробовать разные методы, пока не найдете тот, который работает лучше всего.

    Ключом к улучшению ваших навыков решения проблем является практика. Попробуйте применить эти методы к повседневным проблемам и посмотрите, как далеко вы сможете продвинуться. Вы также можете пройти курсы обучения или семинары, которые помогут вам развить навыки решения проблем.

  • Построение отношений

    Построение отношений имеет решающее значение для лидеров, потому что связи могут помочь вывести ваш бизнес на новый уровень. Одними из наиболее важных навыков для построения отношений являются способность внимательно слушать, проявлять уважение и быть искренним.

    Внимательное слушание показывает другому человеку, что вам интересно то, что он хочет сказать. Уважительное отношение означает, что вы цените мнение и чувства другого человека. И быть искренним означает, что вы не просто притворяетесь, что вам интересен другой человек; вы заботитесь о них как о личности.

    Другие важные навыки для построения отношений включают эффективное общение, проявление эмпатии и эффективное использование языка тела.

  • Тайм-менеджмент

    Эффективные лидеры знают, насколько важен тайм-менеджмент. У всех одни и те же 24 часа в сутки — важно, что вы с ними делаете.

    При тайм-менеджменте то, что работает для одного человека, может не работать для другого, поэтому важно найти, какие стратегии лучше всего подходят для вас, и придерживаться их. Вот несколько советов, которые помогут вам начать работу:

    • Составьте список. Это может быть что угодно: от ежедневного списка дел до списка целей, которых вы хотите достичь за определенный период. Видя свои задачи, записанные черным по белому, вы можете оставаться организованными и мотивированными.
    • Установить приоритеты. Это идет рука об руку с составлением списков — знание того, какие задачи являются наиболее важными и должны быть выполнены в первую очередь, имеет решающее значение для эффективного управления временем.
    • Делайте перерывы. Используйте метод помидора, чтобы не сбиться с пути. При таком подходе вы разбиваете свои задачи на 25-минутные рабочие блоки с пятиминутными перерывами между блоками. Это поддерживает вашу продуктивность и позволяет вашему мозгу отдохнуть перед переключением на другую задачу.

Стили руководства могут сделать вас или сломать

По-настоящему человеческое лидерство является важным компонентом любой управленческой команды. Чтобы создать сильную, сплоченную команду, способную достичь своих целей, вы должны убедиться, что ваши лидеры сосредоточены на личных отношениях между собой и своими последователями.

Это создаст атмосферу доверия, творчества и сопричастности, которая поможет вашей команде полностью раскрыть свой потенциал.

Скачать PDF

Какова ваша цель сегодня?

1. Используйте Planergy для управления закупками и кредиторской задолженностью

Мы помогли сэкономить миллиарды долларов для наших клиентов за счет более эффективного управления расходами, автоматизации процессов закупок и финансов, а также снижения финансовых рисков. Чтобы узнать, как мы можем помочь развитию вашего бизнеса:

  • Ознакомьтесь с нашими примерами из практики, историями успеха клиентов и отзывами.
  • Посетите нашу страницу Программное обеспечение для бизнеса и повышения производительности, чтобы узнать, как Planergy может сэкономить время ваших сотрудников, автоматизируя утомительные повторяющиеся задачи, чтобы они могли сосредоточиться на более важных задачах.
  • Узнайте о нас и о нашей долгой истории помощи таким компаниям, как ваша.

Забронировать живую демонстрацию

2. Загрузите наше руководство «Подготовка вашего отдела AP к будущему»
Загрузите бесплатную копию нашего руководства по будущей проверке вашего отдела кредиторской задолженности. Вы также будете подписаны на нашу рассылку по электронной почте и будете получать уведомления о новых статьях или о том, что вам есть чем поделиться.

скачать бесплатную копию нашего руководства

3. Узнайте о лучших методах закупок, финансов и т. д.

Просмотрите сотни статей, содержащих невероятное количество полезных инструментов, методов и передовых методов. Многие читатели говорят нам, что заплатили бы консультантам за советы в этих статьях.

Похожие сообщения