Соотношение понятий «лидерство» и «руководство» в современных организациях
Салихова Эльвина Хамитовна1, Рабцевич Андрей Александрович1
1Башкирский государственный университет, Институт экономики, финансов и бизнеса
Статья посвящена соотношению понятий «лидерства» и «руководства», рассматриваются сходства и различия данных терминов, а так же какое влияние они оказывают на коллектив в организации. Кроме этого, в статье изложена разность подходов формального руководителя и неформального лидера к решению управленческих вопросов.
Ключевые слова: лидерство, организация, руководство
Salihova Elvina Hamitovna1, Rabtsevich Andrei Aleksandrovich1
1Bashkir State University, Institute of Economics, Finance and Business
The article is devoted to the relationship between the concepts of «leadership» and «management», discusses the similarities and differences between these terms as well as what impact they have on the team in the organization.
Keywords: leadership, Management, organization
Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Библиографическая ссылка на статью:
Салихова Э.Х., Рабцевич А.А. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство» в современных организациях // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/02/47596 (дата обращения: 03.06.2023).
Понятия «лидер» и «руководитель» имеют в содержании много общего. Оба термина организуют группу к решению поставленных задач, а также определяют методы и способы их преодоления. Но, тем не менее, понятия все же не совсем схожи. Для построения правильного поведения на практике руководителю мешает отсутствие знаний, о таких понятиях, как руководство и лидерство.
Лидер – это индивидуум, который стремится к признанию авторитета всех членов группы, ставит своей целью признания за собой право на принятие ответственных решений и управленческих задач, направленных для улучшения деятельности всей группы лиц. Лидер не всегда занимает официальное положение, в отличие от руководителя. Практика показывает, что лидерские способности и знания признаются всегда заметно выше, чем равносильные качества остальных людей. Лидеру свойственны такие качества, как: самоуверенность, своеобразный ум, сила воли, индивидуальный подход к каждому человеку, широкий спектр организаторской деятельности, инициативность и умение мотивировать как себя, так и окружающих.
Лидерства бывают трех типов:
— бытовой тип (встречается в школьных, студенческих группах).
— социальный тип (встречается в организации, в профсоюзном движении).
— политический тип (встречается в государственных, общественных, творческих, спортивных деятельностях).
Взаимосвязь между бытовым, социальным и политическим лидером, несомненно, есть. Первый тип всегда может стать лидером другого типа. Лидер с организаторскими навыками в состоянии быстро и четко анализировать ситуацию, указывать на задачи, требующие реализации, различать осуществимое от бесполезного, довольно-таки точно расценивать сроки преодоления поставленных задач. Важным фактором является доверие к лидеру. Доверие к лидеру – это полное оценивание его достоинств и полномочий, направленных на достижение взаимных целей всей группы, а так же понимание о необходимости и признании правильности и результативности шагов индивидуума. Это некое подчинение к авторитету, когда все члены группы согласны следовать по установленным правилам лидера. На мой взгляд, неотъемлемой частью лидерства является владение ситуацией во всех сферах его деятельности.
Итак, лидером команды может стать личность, которая способна решить любые проблемы и задачи, невзирая на уровень сложности. Руководитель – это личность, направляющая работу персонала в нужное русло и несущая ответственность за качество выполнения работы. Выделяют следующие типы руководства:
— директивный стиль, где руководитель самостоятельно принимает решения по всем организационным вопросам;
— демократический стиль, когда руководитель совещается с подчиненными о принятии решений;
— либеральный стиль, то есть руководитель редко контролирует работу и полагается на коллектив.
Несмотря на то, что руководство – важная часть результативного управления, лидеры зачастую не являются единовременно и продуктивными управляющими. Руководитель может стать во главе предприятия с учетом распределения полномочий. Лидерами же становятся не по решению руководства. Важное значение в работе руководства имеет планирование и прогнозирование ситуаций. Планированием называют работу руководителя, идущую на распределение планов за определенный период времени и определения неотъемлемых на то нужд, во имя достижения поставленных целей. Прогнозированием является деятельность, направленная на оценку и способность предвидеть последствия работы и достижения наилучшего результата.
При работе руководителя и подчиненных, имеющие лидерские качества, умение находить «общий язык» с ними является неотъемлемой частью взаимоотношений, ведь от этого зависит продуктивность работы всего коллектива, так как лидеры имеют влияние на сотрудников компании.
Проанализировав два понятия «лидерство» и «руководство», можем сделать вывод, что данные термины совершенно разные, но существовать по отдельности они не могут, так как их деятельность должна приводить к результативной работе всего коллектива.
Библиографический список- Клауд Г. Девять правил успешного лидера. – М.: Триада, 2007.
- Кормишина В. Должность или эффективность: что важнее при определении уровня компенсации / В. Вершинина // Управление персоналом. – 2014. – №17.
- Жирков И. Лидер лидеру – не товарищ! / И. Жирков // Управление персоналом. – 2015. – №4.
- Хабирова А.И. Проблемы управления на предприятии / А.И. Хабирова, А.А. Рабцевич // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. Тамбов, 2013. С.151-152.
- Рафикова Р.Р. Управление трудовой карьерой молодых специалистов / Р.Р. Рафикова, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. – 2013. – №2. С.178-180.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Салихова Эльвина Хамитовна»
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.15. Лидерство. Руководство
15. Лидерство. РуководствоСтраница «Психология» сайта Алексея Дедова
Как убрать боковой баннер с рекламой
15. Лидерство. Руководство
1. Одна из социальных ролей – лидер.
Лидерство в малой группе – феномен влияния личности на социально-психологические явления и поведение отдельных ее членов и группы в целом.
Лидерство основано:
— на личных качествах человека,
— на социально-психологических отношениях, которые складываются в группе.
2. Теории лидерства:
— харизматическая (харизма – феноменальное обаяние),
— ситуационная,
— системная (то и другое вместе).
Факторы, определяя.ющие лидерство человека в группе:
— мотивационный фактор: хочет быть лидером;
— волевой фактор: осознает свою ответственность за достижение групповой цели и готов жертвовать некоторыми личными интересами (в максимальной степени – пассионарность).
— информационный фактор: понимает задачи, стоящие перед группой, и видит пути их выполнения;
— ценностный фактор: ценности субъекта совпадают с ценностями группы. Следствие: чтобы стать лидером, нужно подстроиться под ценности группы (если они уже определились) или суметь внести в группу свои ценности;
— коммуникативный фактор: обладает коммуникативными способностями, личным обаянием (в максимальной степени – харизма).
Харизма (от греч. charisma – милость, божественный дар) – исключительная одаренность; способность влиять на людей благодаря исключительным качествам личности; феноменальное обаяние.
3. Аспекты лидерства:
— идейный: формулировка групповых целей, задач, ценностей;— интеллектуальный: определение путей достижения целей, вырабтка новых идей;
— эмоционально-волевой: формирование психологического климата и мотивация, побуждение к действию членов группы.
Лидерские функции может выполнять как один, так и несколько субъектов. В последнем случае можно вести речь об идейном, интеллектуальном и эмоциональном лидерах.
4. Признаки лидерства:
— высокий уровень активности и инициативности человека при решении совместных задач,
— большая информированность о решаемой задаче, о членах группы, о ситуации в целом,
— выраженная способность воздействовать на других людей,
— большее соответствие поведения мнениям, позициям, ценностям, принятым в данной группе,
Функции лидера:
— организация совместной деятельности группы,
— выработка и поддержание групповых норм и правил поведения,
— внешнее представительство группы,
— принятие личной ответственности за групповые результаты,
— установление и поддержание благоприятного социально-психологического климата.
5. Лидеры бывают:
— по стилю – авторитарные, демократические, либеральные, а также гибкие,
— лидеры мнения,
— номинальные,
— по ориентации – ориентированные на людей, на групповую задачу.
6. Руководство – процесс организующего воздействия лидера на группу в целях достижения общей цели.
Стили руководства: у каждого есть достоинства и недостатки, опытные руководители комбинируют эти стили в целях эффективности.
1) Авторитарный стиль. От фр. autoritaire – властный, гр. autos – сам. Самый жесткий и бескомпромиссный стиль руководства.
По А.Н. Лутошкину – «разящие стрелы». Приказывающий, требующий, настаивающий. Лидер единолично принимает решения, настойчиво добивается их выполнения.
Основные черты:
— власть полностью концентрируется в руках лидера;
— ответственность за жизнедеятельность группы целиком несет лидер;
— решения принимаются только лидером, мнения других членов группы обычно не учитываются;
— выполнение решений и подчинение дисциплине беспрекословны;
— информация о жизни группы должна быть полностью известна лидеру.
Позитивные аспекты:
— экономится время, затрачиваемое на обсуждение и принятие решений;
— лидер дает возможность членам группы избежать ответственности при принятии сомнительных решений;
— при большом объеме работы обеспечивает высокую результативность группы.
Негативные аспекты:
— небольшой интерес членов группы к общей деятельности, отсутствие возможностей для творчества и проявления инициативы;
— высокая агрессивность отношений;
— несвобода, необходимость подчинения членов группы;
— переживание в основном отрицательных эмоций;
— низкий обучающий потенциал: члены группы не имеют возможности приобрести опыт организации.
Области применения:
— на начальных этапах групповой динамики;
— в ситуациях опасности для жизни и здоровья;
— при неприятии группой значимой новой информации;
— в работе с большими группами;
— в случае возникновения проблем с контролем, особенно при перемещении групп.
2) Либеральный стиль. От лат. liberalis – свободный. Полная противоположность авторитарному стилю.
По А.Н. Лутошкину – «плывущий плот». Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Лидер предпочитает “плыть по течению”, не беспокоясь.
Основные черты:
— власть лидера ограничивается заботами об обеспечении условий для деятельности группы и ситуациями, когда группа обращается к нему за помощью;
— ответственность за свою деятельность несет группа;
— решения принимаются членами группы; лидер самоустраняется от принятия решений;
— выполнение решений обеспечивается членами группы;
— информация о жизни группы не первостепенна для лидера.
Позитивные аспекты:
— наличие у членов группы чувства ответственности за общую деятельность;
— широкие возможности для проявления инициативы, творчества членами группы;
— интенсивное обучение, накопление опыта членами группы.
Негативные аспекты:
— трудности в достижении общего согласия;
— часто – низкая эффективность групповых усилий и недостаточная координация действий.
Области применения:
— в работе с группами, обладающими богатым опытом групповой деятельности;
— в наименее ответственных ситуациях;
— в ситуациях, когда главное – индивидуальное творчество членов группы;
— при целенаправленном развитии инициативы, ответственности и коммуникативных качеств членов группы.
3) Демократичный стиль. От гр. demokratia – народовластие. Наиболее распространенный и оптимальный в большинстве ситуаций стиль руководства.
По А.Н. Лутошкину – «Возвращающийся бумеранг». Совещательный, коллегиальный. Учитывая мнение членов группы, лидер принимает решение и организует совместную деятельность. Не забывает советоваться, коллективно обсуждать итоги, оценивая вклад каждого.
Основные черты:
— власть лидера имеет противовес в виде общественного мнения группы;
— ответственность за деятельность группы несут как лидер, так и все ее члены;
— решения принимаются лидером с учетом мнения членов группы после всестороннего обсуждения или большинством членов группы;
— выполнение решений обеспечивается членами группы, дисциплина поддерживается силой общественного мнения группы;
— информация о жизни группы важна для лидера, но члены группы вправе сообщать или не сообщать те или иные сведения лидеру.
Позитивные аспекты:
— наличие у членов группы чувства ответственности за общую деятельность;
— широкие возможности для проявления инициативы, творчества членами группы;
— интенсивное обучение, накопление опыта членами группы;
— возможность для членов группы участвовать в руководстве;
— активность большинства членов группы.
Негативные аспекты:
— сложность для лидера, требующая от него опыта и терпения;
— большие затраты времени на обсуждение и принятие решений;
— возможность возникновения группировок и оппозиции;
— необходимость подчинения меньшинства большинству.
Широко применим при работе с развитыми группами.
4) Компромиссный стиль. От лат. compromissum – взаимное обещание, уговор. Противоположен авторитарному, близок к либеральному.
По А.Н. Лутошкину – «снующий челнок». Уговаривающий, просящий. Лидер стремится к компромиссу на любой основе, стараясь приглушить конфликт и оставаться удобным для всех.
Основные черты:
— власть фактически в руках членов группы, которые могут манипулировать лидером;
— ответственность за деятельность группы вынужден нести лидер, хотя реально от него при принятии решений зависит немногое;
— решения принимаются по соглашению членов группы, лидер фактически выполняет диспетчерскую функцию;
— выполнение решений несет характер следования договоренностям;
— информацией о жизни группы лидер стремится владеть в максимальном объеме.
Позитивные аспекты:
— максимальный учет мнений членов группы;
— возможность гасить возникающие в группе конфликты.
Негативные аспекты:
— низкая эффективность деятельности группы;
— большие затраты времени на переговоры;
— возможность возникновения группировок и оппозиции;
— малые возможности для творчества.
Область применения: в работе с группами, находящимися в состоянии затяжного внутреннего конфликта под угрозой распада.
Для самостоятельного изучения: соотношение понятий «лидер» и «руководитель», стили лидерства и руководства.
Есть ли «плохие» и «хорошие» стили лидерства?
Самолидерство и лидерство: взаимосвязь понятий
Серия: Успехи социальных, педагогических и гуманитарных исследований
Авторы
Валентина Парахина, Ольга Борис, Вадим СтрелковскиАвтор, ответственный за переписку
Валентина Пара khinaДоступно в сети с мая 2019.
- DOI
- 10.2991/icseal-19.2019.7Как использовать DOI?
- Ключевые слова
- Лидерство, самолидерство, управление, компетенции
- Abstract
В статье исследуется соотношение понятий «лидерство» и «саморуководство». Выявлено, что данные понятия имеют как общую основу, так и существенные различия. Лидерство включает в себя такие компетенции: самостоятельная постановка работником естественно мотивированных целей и задач, принятие решений о наиболее эффективных способах их решения. В ней преобладает внутренняя мотивация, направленность на саморазвитие. Высшим уровнем развития самолидерства является использование всего комплекса методов самоуправления. Общее определение лидерства включает в себя способность вести за собой людей. В нем преобладает внешняя мотивация признания заслуг, уважения со стороны людей и направленность на сплочение коллектива. Лидерство включает в себя умение применять методы управления и самоуправления. Эти исходные позиции заложены в исследовательскую анкету для выяснения соотношения лидерских и самолидерских компетенций в деятельности менеджеров и руководителей. По результатам нашего исследования, качества самолидерства и лидерства у менеджеров развиты достаточно пропорционально, в то время как у большинства высокопрофессиональных исполнителей развита только компетенция самолидерства. В обеих группах общим ведущим мотивом поведения представляется признание заслуг.
- Copyright
- © 2019, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
- Открытый доступ
- Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).
Скачать статью (PDF)
- Название тома
- Труды 3-й Международной конференции по социальному, экономическому и академическому лидерству (ICSEAL 2019)
- Series
- Advance s в социальных науках, образовании и гуманитарных исследованиях
- Дата публикации
- Май 2019 г.
- ISBN
- 10.2991/icseal-19.2019.7
- ISSN
- 2352-5398 900 18
- DOI
- 10. 2991/icseal-19.2019.7Как использовать DOI?
- Copyright
- © 2019, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
- Открытый доступ
- Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).
Цитировать эту статью
ризенвбиб
TY - КОНФ AU - Валентина Парахина AU - Ольга Борис AU - Вадим Стрелковски КГ - 2019/05 ДА - 2019/05 ТИ - Самолидерство и лидерство: взаимосвязь понятий BT - Материалы 3-й Международной конференции по социальному, экономическому и академическому лидерству (ICSEAL 2019) ПБ - Атлантис Пресс СП - 34 ЭП - 40 СН - 2352-5398 УР - https://doi.org/10.2991/icseal-19.2019.7 ДО - 10.2991/icseal-19.2019.7 ИД - Парахина2019/05 Скорая помощь -
загрузить .riscopy в буфер обмена
Теории и стили лидерства
Каждой компании, независимо от того, в какой отрасли она работает или насколько велика, для достижения успеха необходимо хорошее руководство. Хорошие лидеры являются жизненно важной частью эффективной деловой практики. И для большинства быть хорошим лидером не обязательно. Вот почему существуют целые программы на получение степени, посвященные менеджменту и помогающие студентам стать великими лидерами в своем бизнесе.
В мире лидерства существует множество теорий о том, как работает лидерство, что делает его хорошим лидером и как быть эффективным. Есть много стилей лидерства, которые могут использовать менеджеры, и их влияние варьируется в зависимости от группы, которую они возглавляют, и отрасли, в которой они работают. Эти теории лидерства объясняют, как стили лидерства работают в компании для достижения успеха. Если вы учитесь, чтобы стать бизнес-лидером или менеджером, важно понимать эти различные теории лидерства и то, как они влияют на ваш стиль лидерства и управления.
Теории лидерства объясняют, как и почему определенные люди становятся лидерами. Они сосредоточены на чертах и поведении, которые люди могут использовать для повышения своих лидерских способностей. Вот некоторые из основных качеств, которые, по словам лидеров, жизненно важны для хорошего лидерства:
Сильная этика и высокие моральные стандарты
Отличные навыки самоорганизации
Эффективный ученик
Способствует росту сотрудников
Поощряет связь и принадлежность
Исследования показывают, что эти качества считаются наиболее важными для лидеров во всем мире. А теории лидерства помогают объяснить, как лидеры используют и развивают эти качества. В последнее время теории лидерства стали более формализованными, что упрощает их понимание, обсуждение и анализ в действии.
Ральф Нейдер говорит: «Функция лидерства состоит в том, чтобы производить больше лидеров, а не последователей». Это считается трансформационным лидерством — лидер может изменить точку зрения или психологию последователя и заставить его тоже захотеть стать лидером. Это говорит о том, что в конце концов лидерство должно возвышать и вдохновлять. Лидеры должны подталкивать людей, которых они ведут, к новым высотам, помогая им стать теми, кем, как они знают, они могут стать. Трансформационное лидерство — важная психологическая перспектива, которую лидеры должны изучить и понять, хотят ли они действительно влиять на других и воздействовать на них. Различные теории лидерства направлены на создание более сильного и эффективного лидерства, помогая последователям самим стать лидерами.
Подпишитесь, чтобы получать больше подобных статей на ваш почтовый ящик.
Хотя существуют десятки теорий лидерства и психологии, есть несколько наиболее известных. Эти более распространенные теории лидерства важно понять и признать, особенно если вы в настоящее время являетесь или учитесь быть бизнес-лидером в будущем. Понимание психологических и социальных последствий эффективного лидерства поможет вам определить, каким лидером вы хотите быть.
—Теория поведения. Теория поведенческого лидерства фокусируется на том, как ведут себя лидеры, и предполагает, что эти черты могут быть скопированы другими лидерами. Иногда называемая теорией стиля, она предполагает, что лидеры не рождаются успешными, их можно создать на основе поведения, которому можно научиться. Поведенческие теории лидерства в значительной степени сосредотачиваются на действиях лидера — эта теория предполагает, что лучший предсказатель успеха лидерства — наблюдение за тем, как действует лидер. Действие, а не качества, является фокусом теории поведенческого обучения. Модели поведения наблюдаются и классифицируются как «стили лидерства» в этой теории. Некоторые из стилей лидерства включают лидеров, ориентированных на задачу, лидеров, ориентированных на людей, лидеров загородных клубов, лидеров статус-кво, диктаторских лидеров и т. д. В конце концов, действия и фактическое поведение лидера определяют успех в этой теории.
Поведенческая теория имеет много преимуществ, в первую очередь то, что лидеры могут учиться и решать, какие действия они хотят предпринять, чтобы стать тем лидером, которым они хотят быть. Это позволяет лидерам быть гибкими и адаптироваться в зависимости от обстоятельств. Еще одно большое преимущество этого стиля лидерства заключается в том, что он предполагает, что любой может стать лидером. Некоторые недостатки поведенческой теории заключаются в том, что, хотя она допускает гибкость, она прямо не предлагает, как вести себя в определенных обстоятельствах. Существуют десятки стилей лидерства, вытекающих из поведенческой теории, но нет подходящего для всех обстоятельств.
Отличным примером поведенческой теории является сравнение лидера, ориентированного на задачу, и лидера, ориентированного на людей. Если есть проблема с командой, руководитель, ориентированный на задачу, посмотрит на процесс, чтобы увидеть, нужно ли что-то скорректировать в рабочем процессе. Лидер, ориентированный на людей, будет смотреть на людей и идти прямо к ним, спрашивая, в чем проблема. Какое бы поведение вы ни выбрали, теория поведенческого лидерства помогает лидерам сосредоточиться на своих действиях и использовать свои решения, чтобы стать великим лидером.
— Теория непредвиденных обстоятельств. Теория непредвиденного лидерства, иногда называемая ситуационной теорией, фокусируется на контексте лидера. Эти теории рассматривают ситуационные эффекты успеха или неудачи лидера. Эффективность лидера напрямую определяется ситуационным контекстом. В то время как личность лидера является небольшим фактором их успеха, наиболее важным фактором является контекст и положение лидера. Эта теория рассматривает конкретные стили лидерства и предполагает, что хорошие лидеры могут корректировать свой стиль лидерства в зависимости от ситуации. Это также говорит о том, что лучше всего найти подходящего лидера для конкретной ситуации. Типы теорий непредвиденных обстоятельств включают ситуационную теорию Херши и Бланшара, теорию пути-цели Эванса и Хауса и теорию непредвиденных обстоятельств Фидлера.
Теория непредвиденных обстоятельств имеет большие преимущества, в том числе то, что лидеры могут быть эффективными независимо от контекста своей ситуации. Однако у этой теории есть критика, предполагающая, что не хватает деталей, которые входят в контекст любой ситуации. Теория непредвиденных обстоятельств фокусируется на важности ситуации, но может не уделять достаточного внимания психологии сотрудников или самой компании. Также может быть недостаточно внимания к тому, как стили руководства могут меняться с течением времени.
Существуют внутренние и внешние факторы, влияющие на лидера и его положение. Тип компании, размер команды и врожденный стиль руководства человека являются внутренними факторами. Внешние факторы могут включать в себя чувства клиентов и рынок. Все эти ситуации играют важную роль в теории непредвиденных обстоятельств.
—Теория Великого Человека. Теория лидерства великих людей, которую иногда называют теорией черт, предполагает, что хорошими лидерами рождаются. У них есть врожденные черты и навыки, которые делают их великими, и этим вещам нельзя научить или научиться. Теория черт предполагает, что лидеры заслуживают занимать свое место из-за своих особых качеств.
Существует множество критических замечаний по поводу теории черт, в основном за то, что лидерами либо рождаются, либо нет, что для того, чтобы стать лидером, не требуется труда или усилий. Это говорит о том, что социальные или психологические лидеры предопределены и что лидеры не могут выйти из тени — их либо выбирают, либо нет. Также критикуют за то, что большинство черт, связанных с этой теорией, по своей сути мужские и не соответствуют реальной психологии хороших лидеров.
Люди цитируют Авраама Линкольна, Александра Македонского, королеву Елизавету I и многих других в качестве примеров теории великого человека. Эти социальные гиганты использовали свои навыки, чтобы вести нации. Высокий уровень амбиций и решимости обычно наблюдается у лидеров, которые воплощают эту теорию в жизнь. Сегодня лидеры, достигшие вершины, могут рассматривать свои черты и способности как часть теории «великого человека». Таким образом, может показаться, что лидеры достигают своего положения благодаря своим наследственным дарам.
— Теория менеджмента. Теорию управления иногда называют транзакционным лидерством, и она фокусируется на надзоре, организации и эффективности группы. Трансакционное лидерство — это система вознаграждений и наказаний, и транзакционное лидерство регулярно используется в бизнесе. Когда сотрудники делают что-то успешное, менеджеры вознаграждают их. В случае неудачи они могут быть наказаны. Транзакционные вознаграждения и наказания основаны на идее, что люди действительно делают что-то только ради вознаграждения. Их психология не позволяет людям делать что-то из добра, а скорее из обещания награды.
Стиль руководства может быть чрезвычайно эффективным. Позитивное подкрепление известно тем, что творит чудеса с сотрудниками, поощряя и мотивируя их на успех. Но есть много критики в отношении лидерства, которое также строго транзакционно. Последствия и наказания могут снизить моральный дух в организации, что негативно скажется на сотрудниках. Его также можно рассматривать как ленивый стиль руководства — поощрения и наказания — относительно простой способ вести за собой сотрудников.
Типичным примером этого стиля управления является руководитель, который предлагает денежную премию сотрудникам, достигшим поставленной цели. Или руководитель, который заставляет сотрудников заниматься дополнительной бумажной работой, если они срывают сроки.
— Теория участия. Лидерство с участием не так распространено в корпоративном мире. Эта теория лидерства, которую иногда называют демократическим лидерством, предполагает, что сотрудники принимают непосредственное участие в принятии решений в своей организации. Лидер просто поддерживает беседу, а затем принимает все предложения и предлагает наилучшие возможные действия. В этой теории все очень вовлечены в принятие решений для команды и организации, а лидер просто помогает направлять заряд.
У этой теории много преимуществ. Сотрудники чувствуют себя более вовлеченными и мотивированными, когда они непосредственно вовлечены в решения и результаты для своей компании. Однако эта теория не лишена критики: некоторые предполагают, что такой стиль заставляет лидеров казаться слабыми или ненужными. Критика также заключается в том, что лидеры в этой теории на самом деле не достигают лучших результатов, потому что они слишком заняты тем, чего хотят люди, а не тем, что нужно компании.
Билл Гейтс — хорошо известный пример теории участия. Хотя эта теория до сих пор горячо обсуждается, есть много примеров компаний, которые работают над тем, чтобы больше вовлекать сотрудников в процесс принятия решений. В этой теории руководитель может собраться, чтобы спросить сотрудников, как решить конкретную проблему. Они поощряют сотрудников быть открытыми и честными в своих мыслях. Они принимают все предложения и встречаются с другими лидерами, чтобы обсудить их. Затем лидеры принимают решение, основанное на мнении сотрудников и их собственном принятии решений. Сотрудники, как правило, ценят этот стиль, хотя в целом он может быть менее эффективным.
— Теория власти. Эта теория рассматривает то, как лидер использует свою власть и влияние для достижения цели. «Пять форм власти» Френча и Рэйвена — широко известная силовая теория лидерства. В нем рассматривается позиционная власть и личная власть, а также то, как они влияют на выбор и результаты лидеров.
Эта теория может показаться очень эффективной — лидеры с большой властью могут казаться очень эффективными и быстро выполнять задачи. Однако большинство сотрудников не ценят властное лидерство. Им нужен лидер, который не имеет над ними власти, но работает с ними и поощряет их. Таким образом, самая большая критика этой теории заключается в том, что она не достигает конечной цели вдохновения и поощрения сотрудников, а скорее заставляет их чувствовать себя подчиненными.
Теорию власти можно увидеть в организациях, где иерархия и продвижение по службе являются ключом к успеху. Сотрудники компаний, занимающихся теорией власти, видят, что их единственный способ повлиять на изменения или повлиять на компанию — это получить собственную власть. Это может привести к низкому моральному духу, политическому и кликабельному климату в офисе.
— Теория взаимоотношений. Теория отношений лидерства фокусируется на лидерах, которые в основном озабочены своим взаимодействием с другими. Они часто являются наставниками для сотрудников, планируя время, чтобы поговорить с ними и работать, чтобы удовлетворить их потребности. Лидеры такого типа сосредоточены на том, чтобы сделать работу приятной как можно большему количеству людей, и они хотят создать позитивную рабочую атмосферу. Исследования показывают, что такое поведение руководства может быть наиболее эффективным для многих сотрудников. Менеджеры, ориентированные на отношения, часто добиваются лучших результатов от своих сотрудников.
У такого лидерства много преимуществ. Сотрудники чувствуют себя уверенно в своем лидере и хотят следовать за ним. Они также вдохновлены быть хорошими лидерами для других. Наставничество предоставляет прекрасные возможности для стимулирования роста сотрудников и побуждает их оставаться в организации в течение более длительного периода времени. Однако есть некоторые критики такого типа лидерства, в том числе мысли о том, что лидеры, ориентированные на отношения, могут не желать рассматривать сотрудников, которые создают проблемы, за чистую монету, они могут позволить отношениям мешать работе, и их можно направить в пользу людей. над производительностью. Тем не менее, большинство экспертов сходятся во мнении, что лидеры, ориентированные на отношения, на самом деле более эффективны в конце дня.
Примером теории отношений может быть менеджер, который берет нового сотрудника под свое крыло. Она работает, чтобы помочь этому сотруднику понять, как он вписывается в организацию, побудить его открыто говорить о вопросах и проблемах и создать позитивные рабочие отношения. Затем этого сотрудника поощряют усердно работать, указывать на проблемы и помогать решать проблемы для компании.
Если вы стремитесь стать бизнес-лидером и учитесь в школе, важно понимать теории лидерства и то, как они влияют на вас и ваш стиль руководства. Понимание того, к какому стилю руководства вы тяготеете, или какую теорию лидерства вы хотели бы использовать, может помочь вам определить, как стать максимально эффективным лидером. Очень важно знать теории и стили лидерства в компании, в которой вы работаете, и понимать, что вы можете сделать, чтобы продолжить эту теорию лидерства или улучшить ее.