Лидерство и руководство соотношение понятий: в чем сходства и различия?

в чем сходства и различия?

Форма поиска

Поиск

Вы здесь

    Главная / Полезно / Лидерство и руководство: в чем сходства и различия?

ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО

В чем сходства и различия?

Елена СЕМАК

В настоящее время можно заметить интересную тенденцию, которая состоит в том, что лидерство и руководство считают словами-синонимами. Но так ли это?

Для начала рассмотрим отдельно каждое из этих понятий, чтобы грамотно определить их природу, сходства и различия.

Начнем с лидерства, так как в последнее время это понятие приобрело особую популярность. Если резюмировать все существующие определения этого понятия, то можно прийти к выводу, что лидерство – это возможность оказывать влияние на других или способность воздействовать без использования силовых методов для достижения общих, либо личных целей.

Что касается руководства, то это возможность оказывать влияние на других с применением силы, принуждения, давления, обусловленной положением в организации (должность, позиция) или официальными полномочиями.

Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Основные различия руководства и лидерства:
  • Руководство имеет место в системе формальных (или официальных) отношений, а лидерство — порождение системы неформальных (неофициальных) отношений.
  • Руководство имеет социальную по своей сущности природу, а лидерство – психологическую.
  • Лидер может быть руководителем и тогда это формальное лидерство, а может им и не являться и иметь неформальную основу, то есть такой человек будет неформальным лидером.
  • Руководитель может быть лидером, а может и не быть и тогда эффективность управления снижается.
  • Руководитель определяет как, какими способами нужно достигать поставленные, как правило, другими людьми цели, организует и направляют работу подчиненных в соответствии с планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с окружающими он строит на основе четкой регламентации прав и обязанностей, старается не выходить за их рамки, стремится к определенному порядку и дисциплине. В противоположность этому – лидер реализует функции, ожидаемые коллективом и самостоятельно определяет его цели.
  • Лидер не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями. Руководителю люди обязаны подчиняться, за что и получают вознаграждение или наказание. В отличие от руководителя, лидер не контролирует окружающих, а строит отношения с ними на основе доверия.
Основные сходства руководства и лидерства:
  • Руководитель может быть лидером, также как и лидер может быть руководителем.
  • И руководитель, и лидер имеют власть, хотя характер этой власти разный (личностный и организационный).
  • И руководитель, и лидер влияют на окружающих, разница этих влияний в целях (личные цели или цели организации) и способах осуществления этого влияния.

‹ Ищем «идеального сотрудника» Вверх

Обратная связь

Оставить отзыв

Форма отзывов для клиентов, ради которых трудились наши сотрудники

Рассылка новостей

Форма подписки на рассылку новостей нашей компании

Соотношение понятий «лидерство» и «руководство» в современных организациях

УДК 331

Салихова Эльвина Хамитовна1, Рабцевич Андрей Александрович1
1Башкирский государственный университет, Институт экономики, финансов и бизнеса

Аннотация
Статья посвящена соотношению понятий «лидерства» и «руководства», рассматриваются сходства и различия данных терминов, а так же какое влияние они оказывают на коллектив в организации. Кроме этого, в статье изложена разность подходов формального руководителя и неформального лидера к решению управленческих вопросов.

Ключевые слова: лидерство, организация, руководство


Salihova Elvina Hamitovna1, Rabtsevich Andrei Aleksandrovich1
1Bashkir State University, Institute of Economics, Finance and Business

Abstract
The article is devoted to the relationship between the concepts of «leadership» and «management», discusses the similarities and differences between these terms as well as what impact they have on the team in the organization. In addition, the article describes the difference between the approaches of formal leader and the informal leader to solve management issues.

Keywords: leadership, Management, organization


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Салихова Э.Х., Рабцевич А.А. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство» в современных организациях // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/02/47596 (дата обращения: 19.10.2022).

Понятия «лидер» и «руководитель» имеют в содержании много общего. Оба термина организуют группу к решению поставленных задач, а также определяют методы и способы их преодоления. Но, тем не менее, понятия все же не совсем схожи. Для построения правильного поведения на практике руководителю мешает отсутствие знаний, о таких понятиях, как руководство и лидерство.

Лидер – это индивидуум, который стремится к признанию авторитета всех членов группы, ставит своей целью признания за собой право на принятие ответственных решений и управленческих задач, направленных для улучшения деятельности всей группы лиц. Лидер не всегда занимает официальное положение, в отличие от руководителя. Практика показывает, что лидерские способности и знания признаются всегда заметно выше, чем равносильные качества остальных людей. Лидеру свойственны такие качества, как: самоуверенность, своеобразный ум, сила воли, индивидуальный подход к каждому человеку, широкий спектр организаторской деятельности, инициативность и умение мотивировать как себя, так и окружающих.

Лидерства бывают трех типов:

— бытовой тип (встречается в школьных, студенческих группах).

— социальный тип (встречается в организации, в профсоюзном движении).

— политический тип (встречается в государственных, общественных, творческих, спортивных деятельностях).

Взаимосвязь между бытовым, социальным и политическим лидером, несомненно, есть. Первый тип всегда может стать лидером другого типа. Лидер с организаторскими навыками в состоянии быстро и четко анализировать ситуацию, указывать на задачи, требующие реализации, различать осуществимое от бесполезного, довольно-таки точно расценивать сроки преодоления поставленных задач. Важным фактором является доверие к лидеру. Доверие к лидеру – это полное оценивание его достоинств и полномочий, направленных на достижение взаимных целей всей группы, а так же понимание о необходимости и признании правильности и результативности шагов индивидуума. Это некое подчинение к авторитету, когда все члены группы согласны следовать по установленным правилам лидера. На мой взгляд, неотъемлемой частью лидерства является владение ситуацией во всех сферах его деятельности.

Итак, лидером команды может стать личность, которая способна решить любые проблемы и задачи, невзирая на уровень сложности. Руководитель – это личность, направляющая работу персонала в нужное русло и несущая ответственность за качество выполнения работы. Выделяют следующие типы руководства:

— директивный стиль, где руководитель самостоятельно принимает решения по всем организационным вопросам;

— демократический стиль, когда руководитель совещается с подчиненными о принятии решений;

— либеральный стиль, то есть руководитель редко контролирует работу и полагается на коллектив.

Несмотря на то, что руководство – важная часть результативного управления, лидеры зачастую не являются единовременно и продуктивными управляющими. Руководитель может стать во главе предприятия с учетом распределения полномочий. Лидерами же становятся не по решению руководства. Важное значение в работе руководства имеет планирование и прогнозирование ситуаций.

Планированием называют работу руководителя, идущую на распределение планов за определенный период времени и определения неотъемлемых на то нужд, во имя достижения поставленных целей. Прогнозированием является деятельность, направленная на оценку и способность предвидеть последствия работы и достижения наилучшего результата.

При работе руководителя и подчиненных, имеющие лидерские качества, умение находить «общий язык» с ними является неотъемлемой частью взаимоотношений, ведь от этого зависит продуктивность работы всего коллектива, так как лидеры имеют влияние на сотрудников компании.

Проанализировав два понятия «лидерство» и «руководство», можем сделать вывод, что данные термины совершенно разные, но существовать по отдельности они не могут, так как их деятельность должна приводить к результативной работе всего коллектива.

Библиографический список

  1. Клауд Г. Девять правил успешного лидера. – М.: Триада, 2007.
  2. Кормишина В. Должность или эффективность: что важнее при определении уровня компенсации / В. Вершинина // Управление персоналом. – 2014. – №17.
  3. Жирков И. Лидер лидеру – не товарищ! / И. Жирков // Управление персоналом. – 2015. – №4.
  4. Хабирова А.И. Проблемы управления на предприятии / А.И. Хабирова, А.А. Рабцевич // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. Тамбов, 2013. С.151-152.
  5. Рафикова Р.Р. Управление трудовой карьерой молодых специалистов / Р.Р. Рафикова, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. – 2013. – №2. С.178-180.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Салихова Эльвина Хамитовна»

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Лидерство и управление – отношения и различия

  • Главная
  • Библиотека
  • Организационное поведение
  • Лидерство
  • Лидерство и управление — отношения и различия

Термины «лидерство» и «управление» часто считаются синонимами. Важно понимать, что лидерство является неотъемлемой частью эффективного управления.

Являясь важнейшим компонентом управления, выдающееся лидерское поведение делает упор на создание среды, в которой каждый сотрудник развивается и добивается успеха. Лидерство определяется как способность влиять на групповые усилия и направлять их на достижение целей . Это влияние может исходить из формальных источников, таких как получение управленческой должности в организации.

Менеджер должен обладать чертами лидера, т. е. должен обладать лидерскими качествами. Лидеры разрабатывают и внедряют стратегии, которые создают и поддерживают конкурентное преимущество. Для оптимальной организационной эффективности организациям требуется надежное лидерство и надежный менеджмент.

Различия между лидерством и менеджментом

Лидерство отличается от менеджмента в том смысле, что:

  1. В то время как менеджеры устанавливают структуру и делегируют полномочия и ответственность, лидеры обеспечивают руководство, развивая организационное видение и сообщая его сотрудникам и вдохновляя их чтобы достичь этого.
  2. Управление включает планирование, организацию, подбор персонала, руководство и контроль; лидерство в основном является частью направляющей функции менеджмента. Лидеры сосредотачиваются на том, чтобы слушать, строить отношения, работать в команде, вдохновлять, мотивировать и убеждать последователей.
  3. В то время как лидер получает свой авторитет от своих последователей, менеджер получает свой авторитет благодаря своему положению в организации.
  4. В то время как менеджеры следуют политике и процедурам организации, лидеры следуют своим собственным инстинктам.
  5. Менеджмент — это больше наука, так как менеджеры точны, спланированы, стандартны, логичны и более разумны. С другой стороны, лидерство — это искусство. В организации, если требуются менеджеры, то и лидеры необходимы/необходимы.
  6. В то время как руководство занимается техническими аспектами в организации или содержанием работы; лидерство имеет дело с аспектом людей в организации.
  7. В то время как руководство измеряет/оценивает людей по их именам, прошлым достижениям, текущим результатам; лидерство видит и оценивает людей как обладающих потенциалом для вещей, которые не могут быть измерены, т. е. оно имеет дело с будущим и производительностью людей, если их потенциал полностью раскрыт.
  8. Если руководство реактивно, лидерство активно.
  9. Менеджмент в большей степени основан на письменном общении, тогда как лидерство больше основано на устном общении.

Организации с чрезмерным управлением и недостаточным руководством не соответствуют контрольным показателям. Лидерство, сопровождаемое менеджментом, задает новое направление и эффективно использует ресурсы для его достижения . Как лидерство, так и управление необходимы как для индивидуального, так и для организационного успеха.


❮❮   Предыдущий Next   ❯❯

Статьи по теме

  • Важность лидерства
  • Роль лидера
  • Качества лидера
  • Лидер против Менеджера
  • Авторитет против лидерства

Просмотреть все статьи

Авторство/ссылки — Об авторе(ах)

Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы Сертифицированный поставщик образовательных услуг ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.


Пять компонентов теории реляционного лидерства

Теория реляционного лидерства (RLT) определяется как процесс отношений, в котором люди вместе пытаются осуществить изменения или изменить мир к лучшему для общего блага. Эта философия ценит этичность и инклюзивность с целостными мыслями. Кроме того, RLT признает разнообразные таланты членов группы и процесс привнесения качественного мышления в социально ответственных. С этим изменением члены группы соглашаются, что они хотят работать над выполнением поставленной задачи. На самом деле построение и сохранение отношений является ключом к эффективности лидерства.

RLT подчеркивает отношения между людьми при руководстве организацией. В этой статье обсуждаются пять компонентов лидерства в отношениях, сосредоточенных на себе и потенциальном положительном влиянии на окружающих. Пять компонентов включают инклюзивность, расширение прав и возможностей, цель, этику и ориентированность на процесс. И как лидеры, мы должны предоставлять возможности, которые способствуют развитию этих качеств, а также каждый день способствовать лидерству-слуге.

1. Инклюзивное

Инклюзивное лидерство — это «лидеры, которые осознают свои собственные предубеждения и предпочтения и активно ищут и учитывают различные взгляды и точки зрения для обоснования принятия более эффективных решений в рамках всей организации». Быть инклюзивным лидером означает следующее:

  • Понимание себя и других.
  • Понимание организационной культуры; Мыслительный процесс на 360 градусов.
  • Фундаментальное убеждение, что каждый может что-то изменить.
  • Построение и сохранение отношений внутри организации.
  • Внимательно выслушав все точки зрения.

2. Расширение прав и возможностей

Расширение прав и возможностей — это «процесс разделения власти и предоставления большей автономии и ответственности будущим лидерам посредством определенного набора лидерских моделей поведения, который влечет за собой повышение значимости работы, способствуя принятию решений в организации».

Расширение прав и возможностей лидера дает следующие атрибуты:

  • Самоуважение.
  • Положительное влияние инклюзивности.
  • Фундаментальная вера в то, что каждый может что-то предложить для общего блага.
  • Вклад команды, который требуется и ценится.
  • Поощрение других.
  • Содействие самолидерству на всех уровнях.

3. Целеустремленный

Целенаправленное лидерство означает принятие решений в рамках общей стратегии, позволяющей людям следовать за вами. Это означает коллективное выполнение задачи; последовательно оценивать решение и действия самого себя. Если у вас хорошие отношения с людьми, которыми вы руководите, их деятельность подтвердит ваши умелые лидерские качества. Чтобы быть целеустремленным лидером, важно включить в организацию следующие характеристики:

  • Прозрачное понимание общего процесса выполнения миссии организации.
  • Продвижение позитивного, оптимистичного отношения, которое помогает всем.
  • Поддержка среды, способствующей творчеству и инновациям.
  • Среда, которая вовлекает других в процесс построения видения.

4. Этическое

Этическое лидерство — это «лидерство, демонстрирующее и поощряющее надлежащее поведение посредством личных действий и межличностных отношений». Этическое лидерство — это назначение людей на управленческие и руководящие должности, которые будут продвигать и служить примером этичного поведения в своих действиях и отношениях на рабочем месте. Этичность на рабочем месте в качестве лидера должна включать следующие характеристики:

  • Тщательное принятие решений.
  • Поощряйте социально ответственное поведение.
  • Высокие стандарты поведения для каждого человека, помогающие всем.
  • Сосредоточьтесь на развитии своего персонажа.
  • Действия, приносящие пользу другим, по сравнению с действиями, преследуемыми ради собственной выгоды.

5. Ориентация на процесс

Быть ориентированным на процесс в руководстве означает «способность определять характеристики единой команды, оставаться командой в трудные времена и достигать целей команды».

Когда вы даете конкретную задачу или поручение, первым шагом является определение процесса выполнения и завершения миссии. Как лидер, мы должны нести ответственность за создание среды, в которой будущие лидеры наделены полномочиями, поддерживая вовлеченность команды и поощряя ее на всем протяжении достижения конечной цели.

Примеры лидера, ориентированного на процесс, включают:

  • Понимание сообщества.
  • Поощрение качественных усилий.
  • Совместная работа и размышления в конце.
  • Понимание процесса так же важно, как и результат.
  • Возможность давать и получать обратную связь.

Краткое изложение теории лидерства в отношениях :

RLT — это относительно новая концепция, которая фокусируется на процессе объединения людей для достижения изменений, изменения ситуации и создания синергетической среды, в которой каждый человек может чувствовать себя уполномоченным и приветствуемым. Таким образом, как лидеру важно помнить, что инклюзивное мышление, предоставление возможностей для расширения возможностей, создание внутренней цели, соблюдение этических норм через лидерство-служение и обучение тому, что процесс означает выполнение миссии, являются строительными блоками для создания энергичной, мощной культуры. .

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ: Вот список книг по лидерству, выпущенных за последние пять лет или около того, которые могут оказаться полезными в вашем профессиональном развитии.

Без процесса организация не может функционировать на высоком уровне. Таким образом, должно быть надежное общение, сотрудничество, возможности для обучения и мыслительный процесс на 360 градусов для каждого разговора и взаимодействия. Кроме того, в каждой организации должны быть учителя; люди, которые хотят учиться; и люди, которые понимают важность «команды». Таким образом, сосредоточение внимания на пяти компонентах RLT улучшит и приведет организацию к высокой эффективности, прозрачности и позитивной культуре.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts