Логика физика воля эмоция: Описания Вторых функций в психософии

Содержание

Описания Вторых функций в психософии

В попытках типирования окружающих люди часто следуют заданному алгоритму: сверяют поведение и самоощущение типируемого с установленными кем-то признаками функций. Например: «Любишь дискуссии? – 2Л!» «Считаешь себя глупым? – 3Л!» «Все функции кажутся третьими? – 3В, по любому!» «Решительный и упрямый? – 1В!». Ну и так далее.

На самом деле, все эти тестовые вопросы дают слабое представление о реальном расположении функций у конкретного человека. Почти все из вас проходили тест на 200 вопросов – и какой результат он показал? Многие пытаются расшифровать таблицу, в которой три первых функции, или две вторых, или ни одной четвертой. В результате без самокопания все равно не разберешься.

Поэтому совет: типирование проще всего происходит путем наблюдения. Неважно, что человек сам о себе думает и говорит, как он себя видит. Важно то, что проявлено. Желательно наблюдайте за «подопытным» в его естественной среде обитания, где он «раскрывается».

Определяя Вторую функцию, смотрите, на что человек провоцирует окружающих. Вторая функция – это игрок, провокатор, желающий втянуть других в некую деятельность, которая доставляет ему удовольствие.

Вторая Логика

Вторая Логика, например, провоцирует размышления и обсуждения. Обладатель 2Л может как задавать каверзные вопросы на публичном выступлении, так и инициировать «срач» в комментариях. Часто он, заслуженно или нет, производит впечатление тролля, который глумится над чужой глупостью. Но на самом деле 2Л не радует глупость, наоборот, ему хочется интересной дискуссии, в которой есть аргументы и логические цепочки. Вторые логики задают вопросы не так для того, чтобы узнать ответ, как чтобы услышать чужую точку зрения и обсудить её. Их разочаровывают упрямые «квадратные» собеседники, не испытывающие радости мышления.

Вторая Эмоция 

Вторые Эмоции провоцируют на выражение реакций, выяснение отношений. Они поощряют актерство в других людях.

2Э, как и 2Л, часто занимаются троллингом, чтобы получить интересную реакцию от людей, создать щекотливую ситуацию, разбудить, а потом погасить страсти. Им нравится вытаскивать из людей откровенность, ничего при этом не обещая. Часто их стиль общения похож на бесконечный флирт. «Развести» человека на признание в любви, а потом красиво «остаться друзьями» – излюбленная игра Второй Эмоции.

Вторая Физика 

Вторые Физики провоцируют на раскрепощение и на открытие своих истинных вкусов. Это может проявляться как на кухне, так и в постели. Например, популярная сейчас в народе история Грея и Анастейши («Пятьдесят оттенков серого») – типичный пример отношений 2Ф и 3Ф. Это бесконечные «подкаты», попытки склонить к чему-нибудь неприличному, постоянное стремление потрогать, угостить, раскрыть границы чувственных удовольствий. Поведение 2Ф – это одно большое предложение себя в качестве любовника, няньки, массажиста и спортивного тренера в одном флаконе.

Вторая Воля

Вторая Воля провоцирует людей, простите, на нытьё, а получив, умиляется ему, как довольная мать умиляется капризам своего ребенка. Излюбленное занятие – успокаивать бомбящихся людей, проявлять дипломатию, чтобы помирить всех в поле своего зрения. При этом может долго и нудно выспрашивать у человека его планы и намерения, а потом мягко объяснять, почему ему это не нужно или не удастся достичь желаемого, и упрашивать отказаться от них в пользу других, которые 2В считает более приемлемыми. Вторая Воля может долго выспрашивать, почему тебе плохо или что именно тебя не устраивает в твоей жизни, и настойчиво предлагать подумать вместе над решением. 

Оригинал описания можно прочитать по следующей ссылке в нашей группе в ВК.

Психософия: шкала приоритетов человека

Познакомившись с соционикой, люди часто задумываются о том, что соционический тип не описывает их целиком, а дуальные отношения не всегда такие идеальные, как об этом пишут. В этот момент стоит отметить важность такого знания, как психософия. Психософия позволяет определить характер человека порой лучше, чем соционика.

Психософия (психейога) — это типология людей, которая основывается не на информационном метаболизме, как соционика, а на шкале приоритетов человека. Психософский тип, в отличие от соционического, меняться может: для этого нужно пережить какое-то потрясение. Кроме этого, если соционический тип человек приобретает с рождения, то психософский тип формируем. Чаще всего он формируется из самого детства – детские обиды и недомолвки становятся третьей функцией в психософии (слабой и ранимой), а детская уверенность и похвала родителей формирует первую функцию (самую уверенную и сильную).

Основатель психософии А.Ю. Афанасьев выделил 4 сферы жизни человека, которые для каждого имеют свой приоритет. Эти сферы называются: «логика», «эмоция», «физика» и «воля». Каждый психософский тип формируется из различных сочетаний этих параметров. Для удобства, название типа показано первыми буквами параметров (Л, Ф, Э, В) и их порядком. Как читать тип: к примеру, если ваш тип ЛВФЭ, то у вас первая логика, вторая воля, третья физика и четвертая эмоция.

Содержание статьи

  • Логика
  • Физика
  • Эмоция
  • Воля
  • Психософия: типы
  • Психософия: отношения

Логика

Логика отвечает за мыслительный процесс человека, с помощью нее человек приходит к ответам на жизненно-важные вопросы, в зависимости от того, важен ли этот аспект человеку, он либо задается философскими вопросами и уделяет внимание мыслительной деятельности, либо же его это не беспокоит.

1 логика

Человек, обладающей первой логикой, постоянно мыслит. Этот человек думает перед сном, по дороге на работу, за обедом, в отпуске — всегда. Поэтому обладатель первой логики имеет установившиеся в своей голове истины, которые сложно поколебать. Представителя первой логики очень сложно переубедить в чем-либо. Этот человек уверен, что его точка зрения – правильная, поскольку он достаточно над ней подумал.

Человек с первой логикой не любит спорить, поскольку для него истина уже ясна и ему не нужно ее никому доказывать. Для того, чтобы чувствовать себя умным, ему не нужна отдача – он и так прекрасно знает, что его мысли правильные (даже если это далеко не так). Представитель первой логики не любит объяснять материал другим людям и делиться знаниями, он не видит в этом смысла.

2 логика

Человек, обладающей второй логикой, считает, что истина рождается в споре. Этому человеку нужно услышать не только себя, но и других, ему нравится процесс обмена мыслями и идеями, ведь только совместно можно достичь какой-то правильной мысли.

Представители второй логики обладают удивительным качеством строить долгие речи: именно среди них часты ораторы, способные говорить подряд по 5-10 часов. Люди со второй логикой любят задавать вопросы и отвечать на вопросы, они стараются объяснить максимально ясно любой непонятный момент. Из них получаются лучшие учителя, которым нравится процесс преподавания материала.

3 логика

Человек, обладающий третьей логикой, имеет прозвище «скептика». Третья функция в типе психософии является ранимой, одновременно сильной и слабой, жаждущей признания и боящейся выделиться. Именно третья логика позволяет обладателю ее долго молчать, слушать речи представителей высоких логик, а затем разнести в пух и прах все их теории, указав на явные несостыковки. При этом, третья логика редко высказывается сама – ей проще искать ошибки в мыслях других людей.

Представители третьей логики очень не любят категоричные суждения, и, даже зная ответы на вопросы, часто молчат, боясь ошибиться. Особенно сильно третья логика страдает в школе, когда преподаватель спрашивает что-либо, а школьник с третьей логикой знает ответ, но боится его произнести, чтобы, в случае чего, не остаться осмеянным.

4 логика

Может сложится ложное впечатление, что представители четвертой логики не думают вообще. Это совсем не так: просто в своей шкале приоритетов эти люди отводят логике последнее, менее важное место. Представители четвертой логики очень просто усваивают любую информацию, не особо «переваривая» ее.

Их не задевает догматичность первой логики, они лишь могут уставать, когда от них требуется постоянный диалог: им просто это не интересно. Люди с четвертой логикой должны понимать, что не стоит выбирать профессию, связанную с постоянной интеллектуальной деятельностью – этим они испортят жизнь и себе, и другим.

Физика

Физика отвечает за ощущения человека в материальном мире. Физика – это материальный аспект, это ощущение себя частью физического мира, это важность осознания потребностей своего тела.

1 физика

Представителя первой физики видно издалека – этот человек занимает пространство. Не обязательно у него должен быть избыточный вес, хотя многие обладатели первой физики имеют крупную фигуру, скорее это просто ощущение себя в пространстве. Представители первой физики имеют «избыточную» красоту, про них говорят, что этих людей «много».

Для обладатели первой физики очень важно быть всегда сытым, выспавшимся, здоровым – эти люди могут плохо работать потому, что они поели меньше, чем нужно. Люди с первой физикой имеют свой стиль в одежде, умеют себя подать. Если их критиковать в плане внешности, то эти люди просто рассмеются – они уверены в своей неотразимости и знают лучше других, как нужно одеваться.

2 физика

Представители второй физики – это люди хозяйственные, сильные, способные долго и упорно работать. Обычно люди со второй физикой – лучшие врачи и массажисты: везде, где нужен контакт с человеком, где необходимо почувствовать, как больно, а как нет – эти люди эксперты. Они чувствуют других людей.

Представители второй физики стараются сделать комфортной жизнь своих близких — пытаются накормить детей и внуков, убрать квартиру и протереть везде пыль, при этом, у них остаются силы и на другую деятельность. Люди со второй физикой любят обсуждать кулинарию, домашнее хозяйство, болезни и другие аспекты, связанные с телом человека и его ощущениями.

3 физика

Люди с третьей физикой не уверены в себе в вопросах внешности и тела: часто такие люди комплексуют по поводу лишнего веса, садятся на диеты, долго не могут выбрать подходящую одежду, иногда делают пластические операции. Для них вопросы внешности являются очень важными, но при этом у них нет уверенности в своей неотразимости.

Любой прыщик может испортить настроение представителю третьей физики, а над прической такой человек может работать каждое утро по часу, и ему будет не лень – так ведь красиво! Большинство третьих физик отличается худобой, реже сутулостью. В вопросах физических отношений с противоположным полом третья физика часто имеет множество «тараканов».

4 физика

Представители четвертой физики отличаются некоторой ленью по отношению к вопросам тела. Обычно девушки с четвертой физикой не красятся вовсе, одеваются просто и не любят разговоров о косметике. Мужчинам с четвертой физике попроще — их обычно не мучают обсуждениями рецептов, болезней, одежды и красоты.

Люди с четвертой физикой имеют различное телосложение, при этом они всегда выглядят «воздушно». Эти люди не стремятся к материальной роскоши, им не нужны деликатесы и сложные сочетания вкусов: им достаточно удобной кровати и регулярного питания. Еще лучше, если о питании позаботится кто-то еще, а то самому можно и забыть о такой мелочи.

Эмоция

Эмоция отвечает за поддержание душевного фона в себе и в компании, за эмоции, за настроение и атмосферу.

1 эмоция

Для человека с первой эмоцией жизненная опора — это эмоции. Такой человек живет в своих переживаниях, при этом часто не замечая эмоций других. Представители первой эмоции очень вспыльчивы, эмоциональны, они могут сначала смеяться от вида красоты неба, а спустя минуту плакать, думая о том, как скоротечна жизнь.

Люди с первой эмоцией могут заразить любого человека своим настроением, перебить настроение толпы, испортить настроение кого-угодно. Со стороны первая эмоция порой выглядит неадекватной, но представитель этого часто не замечает — для него существуют лишь его эмоции.

2 эмоция

Человек со второй эмоцией – это лучшая «зажигалочка» в компании. Именно он поддерживает позитивный эмоциональный фон, старается улучшить настроение грустных друзей, всячески поддерживает шутки других. Представитель второй эмоции всегда проявляет свои эмоции уместно, в отличие от первой эмоции. Ему важно не его собственное состояние, а состояние людей вокруг — веселы они или нет, как можно их развеселить и сделать так, чтобы всем стало комфортно и хорошо.

В веселой компании представитель второй эмоции будет веселиться, на похоронах – грустить, и всегда это будет искренне и адекватно ситуации. Вторая эмоция прекрасно чувствует эмоции других людей и подстраивается под них.

3 эмоция

Представитель третьей эмоции — это человек, который внешне выглядит неприступной скалой, а внутри переживает ураган эмоций. Он видит эмоции других людей, он чувствует, когда эмоция уместна, а когда нет, но сам не может выразить себя через эмоции — что-то мешает.

Нет ничего хуже для третьей эмоции, чем громкая истерика или неуправляемая эмоциональность. Человеку с третьей эмоцией физически становится плохо от криков людей, от чрезмерного смеха, от слез. Если при любой ссоре человек сразу просит: «Только без эмоций!», то, наверняка, это говорит его третья эмоция.

4 эмоция

Люди с четвертой эмоцией крайне редко проявляют свои эмоции. Обычно они настраиваются на волны других людей: к примеру, приходит четвертая эмоция в компанию, где все веселятся, и, волей-неволей, сама начинает улыбаться; вечер заканчивается, человек возвращается домой – эмоции куда-то делись. Представителям четвертой эмоции нравится, когда за них выставляют эмоциональный фон, а им остается лишь подстроиться – только так они чувствуют себя комфортно.

Воля

Воля отвечает за уверенность человека в способности изменить мир, обладать определенными желаниями и исполнять их. От позиции воли зависит сила духа человека, пробивная способность.

1 воля

Человек с первой волей — это хозяин своей судьбы. Такой человек понимает, что от него зависит все, и готов идти к своим целям чего бы ему это не стоило. Он знает, что имеет право на любую цель и ее достижение. Представитель первой воли готов вести за собой людей — он прирожденный лидер. Ему не нужно советоваться с другими людьми по поводу своих действий: он идет и делает, пока другие переживают и думают, имеют ли они на это право. Представители первой воли готовы пожертвовать своими маленькими целями ради достижения чего-то грандиозного. Им нередко удается добиться всего, что они задумали.

2 воля

Представители второй воли — это те люди, которые, обладая большой силой духа, стараются не мешать другими жить своей жизнью. Люди со второй волей – это терпеливые, упорные и спокойные личности, которые способны заинтересовать других людей в том, чтобы вместе решить какую-то проблему.

Если первая воля двигается к цели в одиночку, то вторая воля предпочитает содружество и близость единомышленников. Среди начальников со второй волей много «демократов», людей, которые не ограничивают своих подчиненных, поощряя инициативу, и, при этом, не забывают о себе. Как правило, представители второй воли – это люди, имеющие внутри себя ощущение душевного комфорта.

3 воля

Представители третьей воли – это люди целеустремленные, активные, но при это очень неуверенные в себе и в том, что они имеют право на достижение поставленных целей. Именно третья воля часто знает больше всех, но боится идти на экзамен, ожидая провала. В любом, самом простом случае, третья воля задается вопросом: «А имею ли я право так делать?». В то время, пока первая воля бежит к цели, не обращая внимание на такие «глупости», третья воля стоит на месте, переживая и страдая.

Третьей воле не стоит брать на себя ответственность за всех и быть лидером — для нее это очень тяжело психологически. При этом, представители третьей воли очень не любят, когда за них решают и им приказывают — поэтому людям с третьей волей оптимально работать либо на себя, либо в свободном демократичном коллективе.

4 воля

Люди с четвертой волей — совсем не безвольные существа, как могло бы показаться. Просто у представителей четвертой воли нет четких глобальных жизненных целей, они живут более маленькими отрезками. Люди с четвертой волей – милые, уступчивые и приятные в общении. Им нравится чужая инициатива, они легко соглашаются с решениями других людей.

Им не нравится уговаривать, придумывать, мотивировать, на это у них не хватает энергии – они просто хотят получить результат. Представители четвертой воли, чаще всего, являются ведомыми и в отношениях, и в карьере, и их это устраивает. Четвертой воле несложно отказаться от своих желаний и уступить, особенно, если они видят, как сильно другие хотят чего-либо.

Психософия: типы

Всего в психософии насчитывается 24 типа:

  • Гете (ФВЛЭ)
  • Чехов (ФВЭЛ)
  • Борджиа (ФЭЛВ)
  • Дюма (ФЭВЛ)
  • Аристипп (ФЛВЭ)
  • Эпикур (ФЛЭВ)
  • Лао-Цзы (ЛВФЭ)
  • Эйнштейн (ЛВЭФ)
  • Паскаль (ЛЭВФ)
  • Августин (ЛЭФВ)
  • Платон (ЛФВЭ)
  • Бертье (ЛФЭВ)
  • Пастернак (ЭВФЛ)
  • Газали (ЭВЛФ)
  • Пушкин (ЭФВЛ)
  • Бухарин (ЭФЛВ)
  • Андерсен (ЭЛВФ)
  • Руссо (ЭЛФВ)
  • Твардовский (ВФЭЛ)
  • Наполеон (ВФЛЭ)
  • Ахматова (ВЭЛФ)
  • Толстой (ВЭФЛ)
  • Ленин (ВЛФЭ)
  • Сократ (ВЛЭФ)

 

Психософия: отношения

В психософии выделяют три вида отношений: агапээрос и филия.

Агапэ – это лучшие отношения, гармоничные и комфортные, по своей сути напоминают дуальные отношения в соционике. При них у партнеров меняются местами вторая и третья функции, а первая и четвертая остаются на одинаковых местах. Полное агапэ – это отношения, при которых меняются вторая и третья функции, а также первая и четвертая.

Филия – это отношения тождественных типов. С одной стороны, людям с одинаковыми типами несложно друг друга понять, а с другой – им невозможно прикрыть друг другу болевые точки.

Эрос – самые неблагоприятные отношения, в которых единица партнера попадает на вашу тройку, и наоборот. Полный эрос – это отношения, когда единица попадает на тройку, а двойка – на четверку. Эрос похож на конфликтные отношения в соционике.

Кроме этих видов взаимодействия, в психософии имеется множество несимметричных отношений, когда партнеры ощущают комфорт и дискомфорт неравноценно.

Логика | Память Альфа | Fandom

» Логика — это цемент нашей цивилизации, с помощью которого мы поднимаемся из хаоса, используя разум в качестве проводника.
»
— Т’Плана-Хат, Матрона Вулканской философии

Логика была изучением принципов рассуждения. Как форма науки логика использовалась для решения различных проблем посредством применения дедуктивных рассуждений. Отсутствие логики было известно как нелогично .

Вулканцы приняли логику как образ жизни, жизнь порядка и контроля посредством логики. (ЭНТ: «Андорианское происшествие») Сурак познакомил свой народ с принципами логики в надежде остановить разрушительные войны, от которых страдал Вулкан. Он надеялся, что, поставив логику выше эмоций, вулканцы смогут управлять дикостью своих эмоций и создать упорядоченное общество. Некоторые основные принципы вулканской логики были изложены в «Первых доктринах логики». (DIS: «Свет и тени»)

Хотя большинство вулканцев жили по логике, были и те, кто пытался сбалансировать свои эмоции и логику; они были более известны как V’tosh ka’tur , вулканцы без логики. (TOS: «Занавес дикарей»; TNG: «Гамбит, часть II»; ENT: «Fusion») Были также вулканцы, такие как Сайбок, которые полностью отвергали логику и принимали эмоции.

( Звездный путь V: Последний рубеж )

Другие вулканцы предпочли дальнейшее развитие своей умственной дисциплины с помощью Колинахр до очищения от всех рудиментарных эмоций и жизни исключительно по чистой логике. Этот процесс может потребовать годы интенсивного изучения и медитации. ( Звездный путь: Кинофильм ; ВОЙ: «Воспоминания», «Гравитация», «Ярость»)

Несколько машинных форм жизни также строго следовали логике:

  • Одна известная личность, Дейта, была андроидом и поэтому подчинялась законам логики. Позже в жизни Дейта получил способность испытывать эмоции, хотя они все еще симулировались компьютером, который полагался на логику в работе. (ТНГ: «Наследство»;
    Поколения Звездного Пути
    )
  • Как заметил Спок, огромная живая машина В’гер демонстрировала образ мыслей чистой логики. Однако это могло измениться, когда В’гер объединился с капитаном Уиллом Декером. ( Звездный путь: Кинофильм )
  • Поведение андромедианских андроидов на планете Мадд руководствовалось логикой. Андроид Норман был даже поврежден, когда столкнулся с Парадоксом лжеца. (TOS: «Я, Мадд»)

Приложения

Ссылки на логику

  • TOS:
    • «Чарли Х»
» Ваш нелогичный подход к шахматам иногда имеет свои преимущества, капитан. »
Спок , Кирку

В окончательном наброске сценария «Чарли Икс» Спок описал подход Кирка к шахматам как «эксцентричный».

    • «Машина судного дня»
» У вас не получится, коммодор. Ваша единственная логическая альтернатива — вернуться на корабль. »
— Спок, коммодору Мэтту Декеру

Можно спорить о том, согласуется ли использование вулканцами слова «логика» с реальной концепцией логики. Этот вопрос никогда не обсуждался на экране или в канонических источниках.

Внешние ссылки

  • Логика в Википедии
  • Логика в Викисловаре
  • Парадокс лжеца в Википедии

9 основных стоических убеждений

Мудрость

Автор: Стивен Хансельман

[1] Если вы хотите плавного течения жизни, живите согласно природе стоиков

900 является идея основателя Зенона о том, что плавное течение жизни ( euroia biou ) происходит от «жизни в согласии с природой». Именно второй вождь стоиков, ученик Зенона Клеант, добавил последнюю часть «с природой» ( те фузеи; или «согласно», ката пхусин ). Стоики видели полностью материальную вселенную, пронизанную разумом и целью, великий мир-город людей, которые были связаны с ним и друг с другом как разумные и социальные существа. Зенон был первым философом, рассматривавшим долг ( kathekon ) как главную заботу, нашу обязанность действовать надлежащим образом в соответствии с данными нам ролями в семье и обществе, и не случайно, как следствие, он учил, что мы обязаны участвовать в общественная жизнь пока у нас не получается.

Зенон разделил учебную программу стоиков на три части, предназначенные не только для изучения, но и для практики: физика, логика и этика. Стоики видели в физике плодородное поле, в логике — защитный забор, не допускающий порчи, а в этике — плод интеграции этих трех областей исследования в наши действия. Зенон поставил перед своими учениками задачу достичь такого состояния, при котором все, что они делают, находилось бы в «гармоническом согласии с духом, который руководит каждым человеком, и с волей того, кто правит вселенной».

Стоический Бог не был трансцендентным и стоящим выше природы, но вместо этого был ее синонимом. Их пантеизм (Бог во всем) утверждал, что каждый из нас разделяет божественный огонь. Как и другие греческие мыслители, предшествовавшие ему, Зенон считал, что у каждого из нас есть даймон , внутренний гений или цель, которая связывает нас с универсальной природой. Те, кто живут, сохраняя гармонию индивидуальной и универсальной природы, счастливы, а те, кто этого не делает, счастливы. Несоответствие этих двух природ — коренной источник человеческих страданий, а не то, как мы должны жить. Итак, как нам избежать этой дизъюнкции?

[2] Счастье можно найти не в вещах, а только в добродетели – все дело в том, что мы ценим и в выборе, который мы делаем

Ранние стоики часто расходились во мнениях по поводу многих деталей, но все они соглашались, что для человека счастливую жизнь можно было найти только в погоне за добродетелью (arete, или человеческим совершенством) , стремлении, которое включало в себя сдерживание наших желаний, отвращений и импульсов, чтобы они лучше согласовывались с четырьмя основными добродетелями воздержания ( sophrosune ), мужество ( andreia ), справедливость ( dikaiosune ) и практичная мудрость ( phronesis ). Проще говоря, для людей добродетель оказывается лучшей операционной системой для движения по миру — это программа, которой мы все должны следовать. Эти четыре основные добродетели и множество связанных с ними второстепенных достоинств – это то, на чем мы должны сосредоточиться, и они представляют собой комплексное решение – неразделимое и законченное.

Арий Дидим, который служил одним из двух ближайших стоических советников первого римского императора Августа, дал нам наиболее полный список стоических добродетелей, который у нас есть. Его очень прямолинейные определения представляют их как необходимые виды практического знания для жизни:

[*] Мудрость ( phronesis ) есть знание того, что нужно делать, а что нельзя делать, а чего нельзя делать, и ведет нас к соответствующим действиям ( kathekonta ). В мудрости мы найдем такие добродетельные качества, как здравый смысл, осмотрительность, проницательность, благоразумие, целеустремленность и изобретательность.

[*] Самоконтроль ( sophrosune ) — это знание того, что стоит выбирать, чего стоит избегать, а чего нет. В этой добродетели содержатся такие вещи, как аккуратность, благопристойность, скромность и самообладание.

[*]Справедливость ( dikaiosune ) – это знание того, что каждому человеку и ситуации должно быть уделено должное. Под этим знаменем стоики поместили благочестие (отдавая должное богам), доброту, хорошие товарищеские отношения и честное обращение.

[*] Храбрость ( andreia ) — это знание того, что ужасно, а что нет, а что нет. Это включало настойчивость, отвагу, великодушие, мужество и трудолюбие.

Такой подход к жизни означает полную революцию в нашем мышлении и отношении. Мы должны перестать верить, что счастье заключается в вещах, и вместо этого осознать, что оно состоит только в добродетельной жизни.  Когда мы ставим внешнее выше добродетели, мы отделяем нашу индивидуальную природу от универсальной, которая всех нас связывает. Вместе с тревогой и изоляцией возникают токсичные эмоции.

Вопреки распространенному мнению, Добро и Зло заключаются не в вещах, которых мы желаем или которых хотим избежать, а только в нашем собственном мышлении и убеждениях, а также в решениях и действиях, которые мы принимаем из-за них. Эпиктет, великий философ и бывший раб, призывал своих учеников сосредотачиваться только на своем «обоснованном выборе» (9).0123 prohairesis ) — наша способность использовать наш разум для выбора того, как мы классифицируем, реагируем и переориентируемся на внешние вещи и события. Эти внешние вещи с моральной точки зрения безразличны, ни хороши, ни плохи сами по себе. Только ценность, которую мы приписываем вещам, и то, как мы используем наш разум и выбор в их отношении, делает что-либо хорошим или плохим. Оставленные без контроля, наши желания и отвращения, управляемые ложными убеждениями, порождают ядовитые эмоции, которые причиняют нам сильную неустойчивость и страдания в жизни. Нашей единственной целью должно быть то, как заставить добродетель работать в каждом конкретном случае. Эпиктет резюмировал это следующим образом:

«Сущность добра — это определенный вид разумного выбора; точно так же, как сущность зла иного рода. А как же внешние? Они являются лишь исходным материалом для нашего разумного выбора, который находит в работе с ними свое собственное благо или зло.  Как он найдет добро? Не восхищаясь материалом! Потому что, если суждения о материале верны, это делает наш выбор хорошим, но если эти суждения искажены, наш выбор становится плохим».

[3] Мы не контролируем внешние события, мы контролируем только наши мысли, мнения, решения и обязанности

Когда мы смотрим на внешние факторы в правильной перспективе, мы обретаем устойчивость ( eustatheia ), которая помогает нам на жизненном пути. В реальном мире у всех нас есть вещи, в которых мы нуждаемся, а также обязанности и обязанности, вытекающие из нашей семьи, отношений и призвания. Зенон был первым, кто разделил эти внешние факторы на то, что он назвал «предпочтительными и непредпочтительными безразличными». Он имел в виду, что, хотя они и не имеют внутренней моральной ценности, они образуют своего рода ценности второго класса, которые являются важной частью нашей жизни: такие вещи, как здоровье и богатство, следует предпочесть болезням и бедности, и если мы достаточно удачливы, чтобы иметь их, они могут принести пользу нам и другим, поскольку мы ведем добродетельную жизнь.

Но, как и многое в жизни, здоровье и богатство часто преходящи, и  многое из того, что происходит, находится вне нашего контроля и, как выразился Эпиктет , не зависит от нас (ta ouk eph’ hemin).  Мы всегда должны помнить, что единственное, что зависит от нас ( ta eph’ hemin ), это то, как мы используем наш разум, формируем мнения о ценности и истинности вещей, а также решения и действия, которые мы предпринимаем, пытаясь делать соответствующие вещи ( kathekonta ). Никакой поворот судьбы, каким бы трудным он ни был, не может удержать нас от добродетели, стабильности и счастья, которые она может принести.

Антипатр, пятый глава школы стоиков, упорно трудился, чтобы внедрить эту практику в повседневную жизнь. Его формула добродетели заключалась в том, чтобы «постоянно и неуклонно выбирать то, что соответствует природе, и отвергать то, что ей противоречит». Для Антипатра все сводилось к тому, чтобы наши личные интересы не взяли верх над моральным компасом. Он был первым, кто подчеркнул важность брака и семьи, подчеркнул важность этического поведения в бизнесе и подчеркнул, что этот выбор формирует основу сильного общества — как совместная работа для общего блага является первостепенной обязанностью как в дома и в общественной жизни.

Эта практическая повседневная этика получит дальнейшее определение у преемника Антипатра Панаэция, который разработает обширную ролевую этику и поделится ею с римской элитой благодаря своим отношениям с великим полководцем и государственным деятелем Сципионом Эмилианом. Панэций расширил правило Зенона о том, что мы должны участвовать в общественной жизни, написав то, что Цицерон позже назовет величайшим произведением, написанным об обязанностях, — своего рода руководство для восходящих молодых лидеров римского общества. Подобно Антипатру, которого он сменил на посту главы школы стоиков, Панаэтий подчеркивал наш долг действовать для общего блага, а не только для личной выгоды. Он считал, что у всех нас есть врожденное стремление к лидерству, и хотя мы не можем все быть храбрыми Сципионами на поле боя, каждый из нас может стремиться к величию души (9).0123 megalopsuchia ), который стремится приносить пользу другим в любом качестве, которому мы служим. Это было своевременное сообщение в коррумпированном обществе, которое было захвачено личным интересом и использованием военных и государственных должностей для личного обогащения. И именно эта этическая модель дала стоицизму влияние на высшие уровни римского общества в течение следующих 300 лет.

[4] У каждого из нас есть все внутренние ресурсы, необходимые для процветания.

Стоики не были лишены эмоций — они просто хотели устранить токсичные эмоции и заменить их хорошими эмоциями ( eupatheia ), которые включали рациональное желание ( boulesis ; в отличие от слепой надежды), рациональную осторожность ( eulabeia ; в отличие от слепого страха), и положительные эмоции, такие как благодарность ( eucharistia ), радость ( chara ) и любовь к другим ( philostorgia ). Основой стоической философии является оптимистический взгляд на человеческую личность. Мы не рождены в грехе, не безнадежно испорчены и не лишены средств в жизненной битве.

Напротив, Клеант считал, что каждый из нас рождается с ресурсами ( aphormai ), которые необходимы нам для процветания на жизненном пути. Он писал, что в каждом из нас есть семена добродетели, что мы подобны наполовину законченным стихотворениям, и наша задача в жизни состоит в том, чтобы работать над созданием законченного и прекрасного стихотворения. Мы можем столкнуться с плохим окружением и препятствиями на пути, писал он, но это ничем не отличается от того, как ограничивающие правила поэзии придают искусству его красоту или как сжатие воздуха трубными трубами создает прекрасный звук.

Панэций подчеркивал эти врожденные ресурсы, призывая молодых лидеров преодолевать искушения и колкости римской общественной жизни. Эти инстинкты к добродетели даны людям природой, и мы можем процветать и жить благородно, если научимся жить в соответствии со своей природой и своими обязанностями, максимально используя данные нам ресурсы. Авл Геллий рассказывает нам, что Панэций любил напоминать своим юным подопечным о панкратисте — из греческого бокса, больше похожего на сегодняшние бои UFC. Да, в жизни мы столкнемся с неожиданными ударами, но, как великие спортсмены, мы будем готовиться не только встретить их, но и преодолеть.

Арий Дидимус также написал бы об этих врожденных ресурсах — у каждого из нас есть свои имплантированные дары, которые могут привести нас к добродетельной жизни. Наши личности по-разному подходят нам к разным путям этического развития. У всех нас разные точки старта, но эти врожденные инструменты вместе с тяжелыми усилиями приведут нас туда, куда мы хотим. Мы должны сосредоточиться на поставленной задаче и не терять ни минуты на задачи, которые не являются нашими. Мы должны иметь мужество. Мы должны быть справедливыми. Мы должны проверить наши эмоции. Мы должны, прежде всего, быть мудрыми.

Эпиктет позже напишет о многих различных аспектах этих врожденных ресурсов, которые, по его мнению, включают наши чувства, наш разум и, прежде всего, нашу способность выбирать, но он также говорил о многих моральных предубеждениях ( prolepseis ), которые могут руководить нас. Он считал, что основная цель образования состоит в том, чтобы прояснить эти моральные предубеждения и сохранить их, повторяя панкратиста Панетия , «как начищенное оружие». Маркус тоже благодарил за эти врожденные ресурсы и говорил, что «искусство жить было больше похоже на борьбу, чем на танцы». Борьба, в которой, как поощряют нас эти стоики, мы вполне достойны.

[5] Мы должны избавиться от токсичных эмоций. Почему надежда, страх и гнев всегда являются худшими стратегиями

мы сами погрязли в тревоге, гневе, страхе, зависти и множестве токсичных и контрпродуктивных состояний. Результатом этой неудачи является то, что наши обязанности перед семьей и наши роли лидеров будут страдать независимо от усилий.

Сегодня мы часто слышим, что «Надежда — это не стратегия». Это хороший удар по отсутствию планирования, но такая расплывчатая проекция на будущие события сама по себе является ядовитой эмоцией. Стоики напомнили нам, что Страх — это всего лишь обратная сторона Надежды. Надежда и страх — это не что иное, как возможность проецировать наши мысли и убеждения в будущее относительно положительных или отрицательных результатов, которые мы не контролируем. Сенека повторял изречение, которое он узнал от учителя-стоика Гекатона Родосского, что, когда мы перестаем надеяться, мы перестаем бояться. Сенека постоянно напоминал нам, что вместо того, чтобы заимствовать такие проблемы и беспокойство, которое с ними связано, мы всегда добьемся большего успеха, если вместо этого сосредоточимся на нынешних обстоятельствах, в которых мы действительно можем изменить ситуацию.

Точно так же гнев — это эмоция, на которую стоики потратили много времени. Афинодор Кананит, другой стоический советник императора Августа, научил его практике, которую он нашел бесценной. «Когда ты чувствуешь, что злишься, Цезарь, — приказал он, — ничего не говори и не делай, пока не повторишь про себя двадцать четыре буквы алфавита». Время и расстояние — лучшее средство от гнева, который обычно создает гораздо больше проблем, чем обстоятельства, вызвавшие его, как писал Сенека . Находясь в изгнании на острове Корсика в течение восьми долгих лет, Сенека написал целую книгу о Гневе, которую посвятил своему брату, занятому службой Клавдию, императору, изгнавшему Сенеку в порыве гнева. Мы живем в гневные времена, и многое из того, что мы переживаем, не более чем гнев, кусающий себя, как выразился Сенека . Марк Аврелий писал, что мягкость и вежливость — это более мужественная и человечная реакция на неприятные обстоятельства, и что чем дальше мы будем от гнева, тем сильнее мы будем.

[6] Мы являемся и должны оставаться единым «я» — мы не можем жаловаться или обвинять кого-либо еще (лучше всего иметь дело с нашими собственными демонами)

Стоики верили в единое рациональное «я». Они взяли на себя ответственность за поддержание этого единства и никогда не поддержали бы такое мышление, как «дьявол заставил меня сделать это», или любую другую форму возложения вины или ответственности на кого-то другого. Заметным исключением среди стоиков был выдающийся гений Посидоний, который изменил стоическую психологию, чтобы дать то, что он считал лучшим описанием иррациональных сил, которые, как он видел, разрывали на части великих лидеров, таких как Помпей, в свое время. По словам Посидония, человек должен устроить свою жизнь так, чтобы «жить, созерцая истину и порядок вселенной и содействуя им, насколько это возможно, ни в коем случае не руководствуясь иррациональной частью души». Тем не менее, он все еще отстаивал главный тезис стоиков, что мы не можем быть разделены против самих себя. Это восходит к зеноновской гармонии индивидуальной и универсальной природы, а также к стоической вере, которую они взяли у Гераклита, что «характер есть судьба». Исходная фраза,  ethos antropoi daimon на самом деле лучше перевести как «персонаж — это личный бог». Это означает, что если мы позволим нашему характеру испортиться, то у нас будет тиран, осуществляющий террор над нашей жизнью. Настоящий демон в жизни — плохой персонаж.

Лучше всего это выразил Эпиктет, когда сказал:

«Эти вещи несовместимы. Вы должны быть единым человеком, хорошим или плохим. Вы должны усердно работать или над своими рассуждениями, или над вещами, не зависящими от вас, — очень заботиться о внутреннем, а не о том, что снаружи, то есть стоять с философом или с толпой!»

Легче сказать, чем сделать, поэтому мы предпочитаем жаловаться на внешние источники или искать другого виновника. Но и здесь Эпиктет не менее суров:

«Ничто, кроме моего разумного выбора, не может помешать или повредить ему — только мой разумный выбор может сделать это сам с собою. Если бы мы полагались таким образом всякий раз, когда терпят неудачу, и винили бы только себя и помнили, что только мнение является причиной беспокойства и беспокойства, тогда, клянусь Богом, мы бы добились прогресса».

[7] Ни один человек не является островом: золотое правило стоиков

На момент смерти Эпиктета в Афинах учился и преподавал другой стоик по имени Иерокл. Он написал большую работу под названием «О соответствующих действиях » ( peri ton kathekonton ), от которой сохранился ряд фрагментов, в том числе содержательную книгу «Элементы этики» ( ethike stoicheiosis ), систематический букварь. предназначенный для использования в классе, наряду с рядом других фрагментов, наполненных наставлениями, рассчитанными на более широкую аудиторию. Подобно Антипатру и Мусонию до него, темы, затронутые в этих популярных фрагментах, включают советы о браке, семье и ведении домашнего хозяйства.

Элементы этики  выделяется среди стоических этических произведений римского периода своим строго систематическим подходом к определению этических принципов. Основываясь на работе Хрисиппа, который учил о роли того, что подходит или уместно ( oikeios ) в нашем развитии как людей, а также на работе Антипатра по соединению наших личных интересов с интересами наших собратьев. , Гиерокл создал нечто замечательное.

Начиная со способности индивидуума к самовосприятию и связанного с ней стремления к самосохранению, Гиерокл переходит к соединению этой личной сферы интересов с социальной сферой — интересами других людей. Иерокл превращает предыдущие стоические рассуждения о том, что является «подходящим» или «уместным», в вызов, чтобы увидеть и практиковать этику, которая соединяет два полюса oikeiosis  (присвоение) – личное и общественное. Наши личные интересы связаны из-за нашей фундаментальной рациональной и социальной природы с интересами и заботами других. Он изображает эти сферы интересов как ряд кругов, исходящих из нашего собственного «я»/разума:

Как бы мы ни старались жить в мире, в котором доминируют наши собственные интересы, мы будем страдать и не сможем реализовать свою человечность, если не будем постоянно работаем над тем, чтобы соединить нашу сферу интересов с заботами других. Иерокл предлагает простое решение, основанное на его гениальной модели. Мы всегда должны стараться приблизить внешние круги к себе, то есть относиться к семье так, как вы относитесь к себе; относиться к другу, как к семье; обращаться с согражданином как с другом; относиться к земляку как к согражданину; и, наконец, относиться к иностранцу, как к своему соотечественнику. Во всем, что мы делаем, мы должны стараться приблизить эти круги к себе. Ни один человек не является островом, и никто не является неприкасаемым.

Этот стоический  ойкейоз  больше не просто присваивает себе то, что требуется его конституции для физического выживания, но теперь включает в себя радикальную концепцию превращения незнакомой заботы других  в знакомую . От «правила не толкаться» Хрисиппа до акцента Антипатра на том, чтобы быть справедливым по отношению к другим, стоики строили этическую систему, основанную на взаимосвязанности ( симпатия ) и взаимном сотрудничестве. Иерокл дал простую карту для практического воплощения этой добродетели. Это золотое правило стоиков, и оно крайне необходимо в современном мире.

[8] Наше личное развитие связано с сотрудничеством с другими

Из-за работы, проделанной Хрисиппом, Антипатром и Гиероклом по созданию этической системы, которая включила неразрывную связь между нашими личными интересами и интересами других , стоики всегда положительно ориентировались на активное социальное взаимодействие с прицелом на сотрудничество. Сенека напишет целую книгу, самую длинную, о том, как принести пользу другим. Постоянно ища способы быть полезным другим, он искал нравственных образцов, которые поступали так же, и даже после своего вынужденного ухода из двора Нерона Сенека надеялся, что свободное время его последних лет, посвященное писательству, послужит та же цель. Эти работы, в том числе его «Моральные письма» и «Очерки», выдержали испытание временем и помогли бесчисленному количеству людей.

Ни один стоик не отразил эту ориентацию в своих произведениях больше, чем император Марк Аврелий. В The Meditations есть более 80 ссылок на общее благо, фраза, которая появляется почти на каждой странице работы. Маркус написал, что каждое утро он просыпался и думал обо всех неприятных людях, с которыми столкнется в тот день, но затем строго напоминал себе, что, поскольку он знал красоту Добра и уродство Зла, он вместо этого сосредоточился бы на том, как они себя чувствовали. на самом деле его семья и что мы все «созданы для сотрудничества». В другом месте он писал: «Всякий раз, когда вам трудно вставать по утрам, напоминайте себе, что вы созданы природой для работы с другими».

Это мощная мантра, которая помогает нам жить каждый день.

[9] Настойчивость и сопротивление: все дело в прогрессе, а не в совершенстве

Стоики видели искусство жизни как процесс постоянного улучшения — они верили в прогресс, а не в совершенство. Независимо от наших ролей и обязанностей, независимо от препятствий и трудностей, с которыми мы сталкиваемся, они напоминали нам, что всегда происходит более глубокая работа. Стоики видели в нас и ремесленников, и артефакты. Пока мы работаем над вещами повседневной жизни, мы делаем более глубокую работу над собой. По мере того, как мы добиваемся успехов в наших различных начинаниях и сталкиваемся с неудачами, мы постоянно совершенствуемся: лучше обдумываем вещи, учимся предвидеть неприятности (9).0123 premeditatio malorum

), решив действовать более добродетельно и избавившись от токсичных эмоций.

Хотя мы никогда не достигаем этого полностью, наш прогресс приносит мир и стабильность в нашу жизнь и приносит пользу всем вокруг нас. В этом упражнении мы учимся превращать слова в дела, кризис — в характер, а трудности — в возможности делать и быть хорошими. Как Маркус сказал, «плод этой жизни – хороший характер и действия на общее благо».

Это ключевой момент стоической философии и то, что отличает ее от всех других типов философии, которые склонны сосредотачиваться на аргументации и словесном превосходстве.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts