Как научить ребенка выговаривать звук «р»: советы логопеда
В каком возрасте ребенок должен уметь выговаривать букву «Р»
Звук «р», как правило, появляется у детей в возрасте от 4,5 до 5,5 лет.
«Если к четырем или к пяти годам малыш еще не выговаривает звук «р», бить тревогу не стоит. Все дети развиваются по-разному. Есть те, кто начинает говорить раньше условной нормы, а есть — кто делает это чуть позже. Беспокоиться надо, если звук не появился к шести годам», — объяснила Сперанская, отметив, что в этом случае стоит начать занятия с логопедом. Сама специалист чаще всего берет дошкольников для постановки звука «р» не раньше 5,8–6 лет.
Справка
Дизартрия – нарушение речи, связанное с патологией функционирования нервной системы. Диспраксия – двигательное расстройство речи, которое проявляется тем, что ребенку трудно координировать и выполнять движения органами артикуляции.
«Год до школы – это период, которого вполне достаточно, чтобы поставить и автоматизировать звук, даже если у ребенка есть небольшие речевые нарушения вроде минимальной дизартрии или диспраксии», — заверила логопед, добавив, что их может диагностировать только специалист.
Трудности с произношением звука могут возникнуть, если у ребенка есть проблемы с фонематическим слухом – способностью вычленять отдельный звук в речевом потоке.
«Формирование фонематического слуха начинается у человека буквально с рождения. Наш мозг фиксирует разные шумы и постепенно начинает делить их на речевые и неречевые. Итогом формирования фонематического слуха становится способность к фонематическому анализу и синтезу. В первом случае ребенок, слыша отдельные звуки, должен собрать из них слово. Например, мы последовательно называем [к], [о], [т], а дошкольник складывает их в слово «кот», во втором — он должен «разобрать» целое слово на отдельные звуки», — объяснила Сперанская, отметив, что проблемы с фонематическим слухом напрямую связаны с отсутствием у ребенка в речи одного или нескольких звуков.
close
100%
Как быстро поставить ребенку звук «р»
Чтобы ребенок как можно скорее начал выговаривать звук «р», первое, чему необходимо уделить внимание, – это развитие речевого дыхания.
«Речевое дыхание отличается от физиологического. Благодаря нему мы можем изменять скорость, громкость, плавность речи, делать необходимые паузы, говорить разборчиво», — рассказала логопед.
Сперанская объяснила, что при неправильном речевом дыхании воздух может уходить в щеку, «распространяться» по ротовой полости.
«Чтобы развить речевое дыхание, ребенку необходимо научиться делать правильный выдох ртом, вырабатывать воздушную струю», — рассказала специалист и поделилась простым упражнением для развития дыхания, которое можно выполнять дома.
«Положите на ладонь кусочек салфетки или ватку. Попросите ребенка вдохнуть воздух через нос, затем скрутить язык небольшой трубочкой (положить на нижнюю губу) и сделать долгий и плавный выдох. Важно следить, чтобы воздух шел по образовавшейся бороздке, а щеки у малыша не надувались. Если ребенок может в таком положении сдуть с ладони салфетку или задуть большую свечу, то можно приступать к постановке звука «р»», — добавила Сперанская.
Второй важный этап – научить ребенка «ориентироваться внутри собственного рта». Распространенная проблема – когда дети знают, что у них есть язык и губы, но не понимают просьбы родителей «поставить язык за верхние зубы», «прижать язык к небу» и т.д. Справиться со сложностями поможет еще одно упражнение: «Чтобы объяснить малышу, где в его рту находится место «за зубами», смажьте это место медом или вареньем и предложите ребенку «угостить язык вкусненьким», дотронувшись его кончиком за зубами».
Следующая задача — научить малыша опускать и поднимать язык. Добиться этого получится с помощью упражнения «качели». Для этого надо сесть вместе с дошкольником перед зеркалом и попросить его широко открыть рот, высунуть язык и сначала дотронуться им до верхней губы, а затем – до нижней, «как будто язык качается на качелях».
«Когда малыш освоит «большие качели» предложите ему «покачать» язык на маленьких качелях и повторите то же упражнение, перенеся язык за зубы. Важно довести движение «вверх-вниз» до автоматизма прежде, чем переходить к следующему этапу обучения», — объяснила Сперанская.
close
100%
Три упражнения, которые помогут ребенку поставить звук «р»
Занятия с детьми по постановке звука необходимо проводить регулярно. По словам специалиста, занятия с логопедом точно помогут добиться результата быстрее, но если у семьи есть запас времени, можно попробовать научить ребенка выговаривать звук «р» дома.
Специалист подчеркнула, что обращаться к логопеду необходимо, если при регулярной практике в течение месяца-полутора родители не замечают прогресса.
Упражнение «Лошадка»
Широко открываем рот. Кладем язык на верхнее небо так, чтобы язык присосался к нему не кончиком, а всей своей поверхностью. Опускаем язык вниз и немного назад. Должен получиться «цокающий» звук.
Упражнение «Грибочек»
Это упражнение напрямую связано с умением делать «лошадку». Его смысл заключается в том, чтобы положить язык на верхнее небо и зафиксировать язык в этом положении на 20 секунд. Затем надо слегка выдвинуть вперед нижнюю челюсть (язык в это время все еще находится у неба) и подуть из положения «грибочек» до того момента, как язык не начнет вибрировать.
«Если вибрация получается, то можно добавлять голос», — рассказала Сперанская – «Бывает, что у малыша не получается подуть или включить голос, тогда надо ему помочь. Возьмите две ватные палочки (можно делать это большим и указательным пальцами, но палочками гораздо удобнее) и придержите ими язык сверху, чтобы он не опускался слишком низко. Просите малыша дуть и потом подключать голос. Будет получаться глухой звук. Если вы попросите ребенка добавить к нему гласный «а», то у него вполне может получиться выговорить «р»».
Упражнение «Барабанчик»
Как научить ребенка читать: методики от опытного педагога
Ребенок, который научился читать в три года — гордость родителей. Но стоит ли торопить события и.
..21 апреля 12:31
Растягиваем губы в улыбке, как будто говорим звук «ы», после этого приоткрываем немного зубки, начинаем ударять кончиком языка за верхними зубами и произносить быстро «д-д-д-д». Выполнять это упражнение надо минимум полминуты и достаточно быстро.
Затем родитель берет ватную палочку, ставит ее ближе к корню языка (под язык) и пока ребенок произносит «д-д-д», водит палочкой вправо и влево.
«Получается так называемая «болтушка». Ее надо делать регулярно в течение нескольких недель, затем добавить звук «а» и у малыша выйдет зачаток звука «р». Если вибрация получается хорошо, палочку можно убирать», — объяснила логопед.
Как только звук «р» поставлен, необходимо его автоматизировать, чтобы он не терялся или не уходил в горловой звук. Для этого месяц или полтора надо каждый день растягивать звук «р», рычать, произносить слоги: ра, ро, ру, ры, ор, ар, ыр, ара, ору, арэ, орэ и другие.
«В постановке звуков самое главное – не только соблюдение правильных техник, но последовательность и размеренность», — заверила Сперанская, добавив, что переучивать в случае неправильной постановки звука будет сложно, поэтому имеет смысл хотя бы нескольких встреч со специалистом.
Если ребенок не произносит звук Р. Советы логопеда.
Каждый второй случай обращения родителей к логопеду: «Мой ребенок не выговаривает Р». Почему, если произношение других звуков в речи еще как-то нормализуется само собой, то Р – ну никак не появляется? Что нужно знать родителям об особенностях формирования речи детей в том или ином возрасте и о том, как укрепить непослушный язычок, поговорим в этой статье.
Приемы для формирования звуков.
Наверно, многие задавались вопросом, почему у современных детей речь стала хуже? Сегодня к логопеду обращаются в 7 раз чаще, чем в советские времена. Да, дети рождаются нездоровыми, плохая экология и питание, но многое в формировании речи зависит от развития и воспитания с самого младенчества. Никто не задумывался, а ведь насколько важно взрослому целовать и прикасаться своими губами к губам ребенка, который воспринимает мир через органы чувств. Так малыш учится чувствовать положение губ, улыбается, растягивая мышцы губ, а длительные поцелуи в ручку, щечку или попку с протяжным «тпррру» развивают речевой слух и позволяют чувствовать вибрацию, так необходимую при производстве звука [р]. Есть даже специальное упражнение для губ «кучерское тпррру», которое показывают малышу и просят повторить со звуком. При этом вибрируют губы, подготавливаясь к будущему произнесению рычащего звука. Очень полезно также упражнение «Лошадка» — поцокивание язычком, тренирует его верхний подъем. Упражнение «Индюк» — быстрое движение широким языком по верхней губе со звуком: бла-бла-бла, развивает и движения языка, и вибрацию губ.
Сонорные и шипящие звуки образуются на верхнем подъеме языка, поэтому пока детский язычок не научился держаться во рту наверху, ни [ш], ни [ж], ни [щ], ни [л], ни [р] не появятся. Что для этого нужно делать? Как только ребенок научился держать погремушку или ложку, он должен ее облизывать, это стимулирует верхний подъем языка. Позже в 1-1,5 года полезно облизывать блюдца после еды, и вообще любые предметы, можно даже слизывать яблочное пюре со стола лишь бы работал язычок. В игровой форме можно выполнять упражнение «Вкусное варенье», где мы облизываем поочередно по кругу то нижнюю, то верхнюю губу.
Также общеизвестно, что зоны головного мозга, отвечающие за производство речи, находятся рядом с зонами, которые отвечают за общую и мелкую моторику. Поэтому стимулируем мозг через движения тела. Во-первых, очень полезно ребенку ползать (сейчас многие пытаются заменить этот этап хождением в ходунках), во время ползания балансируется и координируется работа левого и правого полушария мозга в то время, когда малыш выдвигает для рывка вперед сначала правую руку, а вслед за ней подтягивает правую ногу, затем левую руку, левую ногу. Поэтому, когда ребенок начинает зеркалить буквы на письме, у специалиста возникает вопрос: а ориентируется ли он вообще в пространстве и в собственном теле, знает ли, где право, а где лево и как у него прошел этап ползанья. Во-вторых, скоординированности движений способствует также и подбрасывание годовалого малыша вверх-вниз, переворачивание вокруг собственной оси, подвешивание то за одну, то за другую руку (ногу). А чтобы работали пальчики рук, дайте малютке попересыпать крупу, повозиться в песке, полепить из теста, поплюхаться в воде. Бесспорно, возникнет много хлопот и будет много мусора, песка, воды на полу, но речь ребенка при этом будет чище, понятнее, членораздельнее и правильнее.
Причины ротацизма.
Если в речи отсутствует, искажается или заменяется другим звуком звук [р], это явлении в логопедии называют ротацизмом. Каковы же причины? Если у ребенка нет таких сложных речевых заболеваний как дизартрия, при которой нарушена иннервация органов артикуляции, или ринолалия, когда повреждено небо, причин по большому счету, две:
— наследственность,
-слабые мышцы языка.
Практика показывает, что даже при отягощенной наследственности, звук [р] поставить все-таки можно, главное – натренировать мышцы языка. При первичном осмотре детского язычка логопед сразу выяснит причину речевого затруднения. Обычно, если кончик языка толстый, то постановка звука [р] идет очень медленно, потребуется немало усилий научить ребенка расслаблять кончик на верхнем подъеме. Еще одна беда, когда мышцы детского язычка очень слабые. Ребеночек показывает язык, а он у него висит как тряпочка, конечно, такой язык не сможет долго держаться наверху. Часто бывает такое, что ребенок даже в семь лет не умеет цокать (упражнение «Лошадка»). Он издает звук, похожий на цоконье, но при этом язычок остается все время внизу в полости рта, а звук образуется за счет подъема и опускания нижней челюсти. Не цокали значит с первоклассником в период раннего детства. Многие дети не могут также удерживать рот открытым в течение 30 секунд, очень слабы круговые мышцы рта, возможно, с ребенком не пели песенки.
От состояния мышц языка, губ, щек, нижней челюсти, круговой мышцы рта, зависит больше половины успеха постановки звука [р]. Если мышцы очень слабы, на то, чтобы их накачать может уйти от одного до трех месяцев. Но при регулярном выполнении артикуляционной гимнастики (каждый день утром и вечером), добиться хорошего результата можно за одну неделю. Для этого нужно выполнять следующие упражнения:
«Вкусное варенье» — облизываем верхнюю губу широким язычком.
«Почистим зубки языком» — имитация чистки зубов.
«Маляр» — проводим кончиком языка по небу (красим потолок).
«Лошадка» — поцокивание языком (верх-вниз), при этом нужно контролировать, чтобы рот был открыт, а нижняя челюсть оставалась на месте.
«Грибок» — из верхнего положения «Лошадки» присасываем широкий язык к небу (рот открыт).
«Гармошка» — из положения «Грибок» опускаем и поднимаем нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.
«Парус» — удерживаем поднятый кверху язык за верхними зубами при открытом рте на счет сначала до 10, увеличивая с каждым разом до 40.
«Дятел» — стучим при открытом рте (!) кончиком языка за верхними зубами со звуком: ддддд (губы в улыбке).
«Заведи мотор» — дуем на поднятый вверх язык со звуком: джжжжжжж – рот открыт, губы в улыбке.
«Балалайка» — указательным пальцем водим под поднятым в положении «Парус» язычком со звуком: дын-дын-дын, вызывая вибрацию кончика языка, рот открыт, губы в улыбке.
Как научить ребенка правильно произносить звук [р]?
Часто родители пытаются самостоятельно исправить неправильное произношение у ребенка.
Учат вместе с ребенком стихи и скороговорки на те звуки, которые у ребенка нарушены. Этим вы наносите только вред своему малышу. Исправление нарушенного произношения проводиться поэтапно.
Опытный логопед проводит такие этапы работы:
- Подготовительный
- Постановка звука
- Автоматизация
- Дифференциация
Давайте разберемся, что же означают эти этапы работы:
Подготовительный этап – цель этого этапа заключается в подготовке к правильному восприятию и воспроизведению звука. У ребенка формируются точные движения органов артикуляции, которые будут необходимы для произношения звука, идет работа над дыханием, развитием фонематического слуха.
Постановка звука – цель этого этапа добиться правильного звучания изолированного звука. Постановка звуков осуществляется специалистом-логопедом.
Автоматизация звуков – закрепление правильного произношения путем постепенного введения поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребенка.
На первых занятиях по автоматизации необходимо утрированное, более длительное и четкое произнесение автоматизируемого звука. При автоматизации звука в слогах и словах сначала ребенку предлагается соединить отрабатываемый звук с гласными в прямых слогах (первый стоит согласный звук например -СА-), затем в обратных слогах (-АС-), далее в интервокальной позиции (звук находиться между двумя гласными -АСА-), и в самом конце в слогах и словах со стечение согласных (-СТА-).
Дифференциация звуков – это постепенная, последовательная работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам. Сначала звуки дифференцируются в изолированной позиции, затем в слогах и словах, предложениях, стихотворениях, рассказах и собственной речи.
Многие родители хотят, чтобы их ребенок уже в раннем возрасте (до трех лет) овладел хорошим звукопроизношением. Однако, как показывает практика, в настоящее время все реже встречаются дети, которые в возрасте до трех лет выговаривают все звуки верно. Это не патология.
Хочется отметить, что неправильное произношение шипящих и свистящих согласных звуков (искажения, замены) может наблюдаться у ребенка в возрасте 4-5 лет, звука [л] – в возрасте 5 лет, а звука [р] – в 6-7 лет. Но если вы не желаете ждать и хотите, чтобы ваш малыш как можно раньше заговорил правильно, нужно не позднее трехлетнего возраста начать посещать занятия у логопеда. Конечно же, вы сами можете помочь ребенку, подготовив его артикуляционный аппарат к качественному произнесению звуков. Однако нужно помнить, что без участия в этом процессе логопеда, вам потребуется больше времени.
Организационные моменты, которые нужно соблюдать в процессе работы над постановкой звуков:
- наличие удобного, тихого места, в котором вы будете заниматься с малышом;
- наличие зеркала, в котором ребенок сможет увидеть как ваше отражение, так и свое. Наличие зеркала – это не прихоть, а необходимость, так как ребенок, глядя в него, сможет подражать вашим артикуляционным действиям и контролировать свои движения;
- наличие приспособлений, с помощью которых вы можете вызывать звук [р]: пустышки, шариковый зонд, а также различные игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.;
- занятия по постановке звука [р] нужно проводить ежедневно в течение 5-10 минут.
Какие артикуляционные упражнения помогут появиться звуку [р]?
- Упражнение «Кусаем язычок». Расположите губы в улыбке. Высуньте язык вперед и слегка покусайте его зубами.
- Упражнение «Прогони комарика». Высуньте язык вперед. Слегка прижмите кончик языка губами. Затем выдуйте сильную струю воздуха, которая приведет язык в колебательные движения.
- Упражнение «Парус». Раскройте широко рот. Поднимите язык вверх и расположите его за зубами. Ориентируйтесь на альвеолы – бугорки. Спинку языка выгните немного вперед, края языка прижмите к верхним коренным зубам. Удерживайте язык в таком положении в течение 10-20 секунд.
- Упражнение «Качели». Раскройте широко рот. Поднимите язык вверх. Расположите кончик языка за зубами. Затем опустите его вниз за нижние зубы. Аналогичные действия повторите несколько раз.
- Упражнение «Лошадка». Раскройте широко рот. Поднимите язык к верхнему небу. Присосите его. Затем пощелкайте языком в разном темпе (медленно, умеренно, быстро).
- Упражнение «Дятел». Раскройте широко рот. Поднимите язык вверх за
зубы (в районе альвеол) и в быстром темпе многократно произнесите звук [д].
Как вызвать (поставить) звук [р]?
Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов постановки звука [р].
Поднимите широкий язык. Расположите кончик языка за верхними зубами. Произнесите в быстром темпе сочетание согласных звуков [з] и [ж] или многократно повторите звук [д]. В момент произнесения звуков, подложите указательный палец (тщательно вымытый и с коротко остриженным ногтем) под кончик языка. После чего произведите пальцем быстрые колебательные движения (влево-вправо). В результате этих колебательных движений возникнет рокочущий звук. Вместо своего указательного пальца, можете использовать указательный пальчик ребенка, шариковый зонд, пустышку, толстую ватную палочку.
Второй вариант.
Откройте широко рот. Поднимите язык и присосите его к небу. Не опуская языка, попытайтесь выдуть сильную струю воздуха. В результате сильного толчка выдыхаемого воздуха отмечается вибрация кончика языка.
Наиболее распространенным является постановка звука «р» от звука «д», повторяющегося на одном выдохе: ддддд, с последующим, более фиксированным произношением последнего. Применяется также чередующиеся произношение звуков «т» и «д» в сочетаниях тд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серии звуков «д», «т» надо попросить малыша сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация. Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции «р» или его велярном (увулярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации (перед постановкой звука определите характер вибрации): задней и новой передней. Одновременно сочетание двух видов вибрации создает грубый шум. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым), зашумленным.
Также можно попробовать другой способ постановки, который используется в том случае, если произношение шипящих звуков не нарушено.
Постановка звука «р» идет в 2 этапа: на 1-ом этапе ставится фрикативный звук «р» без вибрации от звука «ж» при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.
Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах, но можно не закрепляя в слогах перейти ко
2-му этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд, (в домашних условиях можно заменить черенком чайной ложки или указательным пальцем). Зонд вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрым движением зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Данный прием приводит к положительным результатам. Но его недостаток в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.
Наиболее эффективным является прием постановки звука «р» от слогового сочетания «за» с несколько удлиненным произнесением первого звука «зззза». В ходе многократного повторения слогов ребенок по вашей просьбе перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного звука «р» в сочетании с гласным «а». После этого вводите зонд (указательный палец, черенок чайной ложки, шпатель), с его помощью приводите язык к вибрации. В момент возникновения вибрации должен быть слышен достаточно чистый звук «р», нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки не требуется специального введения звука в сочетании с гласным, т.к. сразу получается слог.
А вот теперь попытаюсь ответить на вопрос о времени, которое необходимо для постановки звука [р] (об объёме работы вы уже имеете какое-то представление!).
Даже самый высококвалифицированный логопед не даст вам точный ответ на этот вопрос. Одному ребенку будет достаточно занятий от 2-3 месяцев до полугода, другому ребенку и года не хватит, чтобы научиться чисто говорить. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его строения артикуляционного аппарата, в итоге – от желания самого ребенка этим заниматься.
Логопедические упражнения для исправления звука R
Есть ли у вашего ребенка расстройство речи или трудности в общении? Если да, то они не одиноки. Приблизительно у 8-9 процентов маленьких детей есть какое-либо расстройство речи или языка.
Одним из наиболее распространенных речевых и языковых нарушений, с которым может столкнуться ребенок, является неспособность правильно произносить звук /р/. Этот особый дефект речи известен как ротизм.
Нужна профессиональная помощь по звуку /r/? Важно полностью оценить, что происходит, чтобы вы могли выбрать наиболее эффективную терапию. Запланируйте бесплатный ознакомительный звонок с Great Speech, чтобы обсудить проблемы, с которыми сталкивается ваш ребенок, а также наилучший план оказания ему помощи со специализированным логопедом в нашей команде. Если ваш ребенок с трудом произносит звук /р/, вам могут помочь эти логопедические упражнения.
Вариации звука /R/Звук «R» очень сложный. Частично это связано с тем, что существует так много разных способов произношения этого слова. Все зависит от того, с какой буквой оно сочетается.
На самом деле существует 32 разных аллофона /r/ (звуки) и 21 разная фонема /r/ (наборы звуков).
Очевидно, что здесь есть место для ошибки.
Хорошая новость заключается в том, что у вашего ребенка, скорее всего, не возникнет проблем с произношением всех этих различных вариаций звука /r/.
Они могут быть в порядке со смесями согласных (слова, такие как free или cream), но плохо воспринимают вокальные звуки /r/ (такие слова, как are или air).
Прежде чем вы начнете обучать их логопедическим упражнениям, которые помогут им в произношении, важно провести скрининг, чтобы выяснить, какие вариации сложны для них.
Вы можете проверить, как ваш ребенок произносит основные звуки /r/, посмотрев, как он произносит следующие типы звуков /r/:
- /ar/
- /воздух/
- /ухо/
- /огне/
- /или/
- /эр/
- /рл/
- буква /r/ сама по себе
Вы также можете записаться на осмотр к логопеду для полного обследования, чтобы выяснить, с какими звуками вашему ребенку нужна помощь.
Начало и завершение с успехомВо время первоначального скрининга или теста вы, вероятно, определите некоторые слова /r/, которые ваш ребенок может произносить правильно.
Составьте список этих слов. Это станет разминочным списком для вашего ребенка. Они должны произносить эти слова в начале каждой тренировки.
Когда ваш ребенок произносит эти слова, обратите внимание на то, как двигается его челюсть, язык и рот. Пусть они тоже послушают свое произношение. Таким образом, они могут научиться различать правильные и неправильные звуки /r/.
Вы также должны попросить своего ребенка произнести эти слова в конце тренировки. Таким образом, даже если у них было особенно трудное время, они все равно заканчивают сессию победой. Наша команда специализированных логопедов имеет большой опыт работы с детьми и их звуком /р/. Если вы не видите, что ваш ребенок самостоятельно улучшает звук /r/, ему может понадобиться профессиональная помощь. Запланируйте бесплатный ознакомительный звонок сегодня по номеру , чтобы получить необходимую поддержку.
Соедините /R/ с гласным звукомТеперь давайте перейдем к конкретным упражнениям, которые вы можете выполнять со своим ребенком, чтобы помочь ему улучшить свои навыки.
Звук /r/ часто легче произносить, когда он связан с гласным звуком.
Попросите ребенка начать с гласного звука, например «и-э-э». Пусть они подержат его несколько секунд и медленно научат сочетать звук /р/. Рисуя таким образом, они вскоре научатся сочетать два звука и превращать звук /е/ в звук /р/.
Повторите это упражнение со всеми остальными гласными звуками (долгими, короткими и т. д.).
Используйте визуальные подсказкиТакже можно давать ребенку визуальные подсказки, чтобы научить его правильно произносить звук /r/. Чтобы произнести звук /r/, им нужно будет изменить способ движения языком. Очевидно, что это легче сказать, чем сделать.
Один из способов научить вашего ребенка правильному движению языка — продемонстрировать это с помощью руки.
Например, вытяните руку перед собой, затем потяните ее вверх и внутрь по направлению к телу. Объясните ребенку, что это то же самое движение, которое должен совершать его язык, когда он пытается произнести звук /р/.
РазвлекайтесьЕсли вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался этими логопедическими упражнениями достаточно долго, чтобы увидеть результаты, вам нужно найти способы сделать это занятие увлекательным.
К счастью, изучать звук /r/ очень весело.
Попробуйте представить ребенка в роли животного. Они могут рычать, как медведь, или рычать, как лев, чтобы работать над звуками /r/ веселым и интересным способом.
Вы также можете играть в пиратов и заставить их работать над звуком «аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа…» с повязкой на глазу. Варианты безграничны!
Советы по поощрению занятий детейПрактика логопедических упражнений дает множество преимуществ.
Но чтобы увидеть улучшения, важно поощрять ребенка к регулярным занятиям. Они не увидят большого прогресса, если будут работать над этими упражнениями только во время занятий с логопедом.
Конечно, легче сказать, чем заставить детей тренироваться. Это особенно верно, когда вы практикуете что-то сложное, например, меняете манеру речи.
Так как же заставить ребенка практиковать логопедические упражнения? Начните с этих советов:
- Используйте телевизор как инструмент: Когда ваш ребенок смотрит телевизор или фильм, пусть он слушает, что говорят персонажи, и повторяет вам слова или фразы.
- Найдите возможности для обучения в повседневных задачах: когда вы едите в ресторане или покупаете продукты, ищите возможности для практики (попросите их указать на виноград или малину).
- Совмещайте занятия с чем-то еще, что им нравится: попробуйте сочетать эти упражнения с чем-нибудь веселым, например, с ударом по футбольному мячу или игрой с конструктором Lego.
Не стоит недооценивать и преимущества вознаграждений.
Иногда достаточно предложить ребенку что-нибудь, чтобы он попрактиковался. Может быть, они смогут заработать игрушку после каждой тренировки или баллы, которые они смогут обналичить позже для получения более крупного приза.
Хотите узнать больше о логопедических упражнениях?Эти логопедические упражнения очень эффективны для обучения детей правильному произношению звука «Р». Хотите узнать больше полезных упражнений? Если это так, обязательно свяжитесь с нами сегодня в Great Speech.
Ищете онлайн-логопед для лечения ротизма? Начните с вводного звонка , чтобы обсудить, как лицензированный логопед из нашей команды может помочь вашему ребенку улучшить свою речь и произношение.
Наши услуги предназначены не только для детей. Мы предлагаем услуги логопеда для широкого круга людей, в том числе для тех, кто страдает болезнью Паркинсона, для тех, кто хочет изменить акцент, и для тех, кто восстанавливается после черепно-мозговых травм.
Запланируйте бесплатный звонок, нажав на ссылку ниже.
Полное руководство по логопедии R и как она может помочь вашему ребенку
Если вашему ребенку трудно произносить звук r, ему может понадобиться помощь, чтобы научиться его произносить. В этой статье рассматриваются основы звуковой логопедии R и то, как она может помочь вашему ребенку научиться говорить точнее.
Если ваш ребенок в дошкольном возрасте не может произнести R, это не слишком беспокоит. Р – самая сложная буква для произношения, и часто дети не могут полностью развить эту способность до семилетнего возраста. Однако, если вы обнаружите, что ваши попытки научить ребенка правильно произносить Rs вызывают конфликт, это может повлиять на семейную динамику и уверенность вашего ребенка.
Неспособность произнести Rs является дефектом речи, называемым ротицизмом. Это настолько распространено, что существуют логопеды, специально разработанные для того, чтобы помочь детям произносить Rs. Это полное руководство по
R речь
терапии и как она может помочь вашему ребенку научиться произносить звук Р без стресса.
Что такое ротицизм?
Ротизм является наиболее распространенным нарушением речи у детей. Неспособность произнести звук R обычно приводит к тому, что ребенок произносит Rs как Ws. Это потому, что вариантов произношения буквы R больше, чем любой другой буквы. Вдобавок к трудностям нелегко показать ребенку, как правильно расположить рот и язык, чтобы правильно произносить звук. Например, когда вы показываете ребенку, как составить букву Б, он может видеть движение ваших губ, что облегчает ему подражание вам и произнесение звука.
Когда ребенок должен быть в состоянии сказать свои R?
R — обычно последняя буква, которую дети учатся составлять. В большинстве случаев ребенок начинает произносить формы R примерно к двум с половиной годам и совершенствует их к шести годам. Однако для некоторых
развитие не может быть совершенным до семилетнего возраста. В большинстве случаев на ротизм не обращают внимание, пока ребенку не исполнится семь или восемь лет, но звуковая речевая терапия и коучинг могут начаться раньше.
Почему существует так много вариантов R?
Звук Р чаще всего встречается при разговоре по-английски. Его сложно освоить, потому что у него очень много вариантов произношения. Где R встречается в слове, влияет на то, как R должен звучать. Варианты включают:
- R как в пробеге
- RL как в жемчуге
- IRE как в огне
- AR как в далеком
- EAR как в дорогом
- OR как в двери
- 0 как в сестринском30029 AIR как в слове
С таким количеством вариаций вы можете понять, почему ребенку может быть сложнее научиться осваивать каждый звук с остальными буквами.
Как я могу помочь моему ребенку сказать Rs?
Родители также могут научиться помогать своему ребенку с некоторыми забавными упражнениями, такими как:
Соединить Rs с гласными
Многим детям легче произносить Rs с гласной. R сочетает в себе логопедическую терапию, такую как проговаривание гласных, что облегчает понимание того, как произносится R в различных вариациях. Сначала произнесите гласную, долгую или краткую, задержите звук, а затем добавьте букву «Р» в конце, чтобы ребенок услышал, как буквы звучат вместе. Для длинного A вы должны начать с того, что они произносят aaaaaa, а затем добавляют R, чтобы сказать aaaaaarrrrrrr, как в воздухе. Затем, для краткости, они начинали говорить «ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааахсянка должна должна должна была»,».
Движение языка
Как уже упоминалось, одной из проблем с R’s является сложность предоставления визуальных подсказок, чтобы показать им, как произносить букву. Поскольку вы не можете показать им свой язык, вы можете попробовать показать им свою руку, вытянув руку вперед, а затем потянув ее к себе, когда произносите Р.
Всегда относитесь к упражнениям как к чему-то веселому, что вы можете делать вместе, чтобы ваш ребенок не стеснялся и не нервничал. Например, Rs очень похожи на рычание. Попросите ребенка изобразить из себя определенных животных, таких как рычащая капризная собака или рычащий могучий лев. Пусть они раскатывают букву R, изображая каждое животное. Пираты также издают звук Р, когда говорят «ааа». Вы можете одеться как пираты, чтобы попрактиковаться в звуках. Вы также можете посмотреть их любимый мультфильм, и всякий раз, когда персонаж произносит звук Р, пусть он выкрикивает или повторяет его.
Используйте Rs Every Day
Найдите возможность произносить Rs вместе с ребенком, указывая на еду в продуктовом магазине с Rs, на предметы в парке или даже когда ваш ребенок слышит, как вы говорите Rs.
Практика Логопедическая терапия в домашних условиях может быть очень полезной, но успех более вероятен с помощью логопеда.
Что вызывает ротизм?
Речевые расстройства, такие как ротизм, связаны с трудностями произношения звуков при разговоре. В случае ротизма это связано с недостаточным напряжением языка или неспособностью правильно им двигать. Попытка освоить движение вверх и назад при произношении R может быть сложной задачей, поэтому дети часто вместо этого начинают произносить звук W. Ребенок видит большинство букв, произносимых губами, тогда как буквы R произносятся языком.
Как помогает логопед R?
R Звуковая логопедия может изменить жизнь вашего ребенка к лучшему. Терапевт вашего ребенка обеспечивает безопасную среду обучения, в которой он не будет чувствовать осуждения или давления. Логопедам требуется время, чтобы установить контакт со своими пациентами, чтобы чувствовать себя более комфортно во время процесса. Родители часто могут непреднамеренно заставить ребенка почувствовать, что он подвергается нападению или делает что-то не так. Логопеды облегчают этот семейный стресс, обеспечивая нейтральную почву, где ребенок может чувствовать себя менее уязвимым. Их цель состоит в том, чтобы помочь вашему ребенку научиться двигать языком, чтобы занять правильное положение, чтобы правильно произносить R.
Каждый ребенок рассматривается как личность с оценкой, чтобы понять их проблемы, а затем использовать различные методы, чтобы найти подход, на который они лучше всего реагируют. Терапевты делают артикуляционная терапия с использованием игр и занятий, на которые хорошо реагируют дети. Со временем ваш ребенок будет улучшаться, наслаждаясь небольшими успехами на каждом занятии, пока буква R не слетит с языка естественным образом. Практикуясь, они учатся произносить звуки «Р», добавлять «Р» к слогам, а затем к словам, словосочетаниям и полным предложениям.
Мы приглашаем вас узнать больше о том, как артикуляционная логопедия в Nobles Speech Therapy может помочь вашему ребенку лучше произносить звук R и преодолеть другие речевые трудности.
Учить больше
Newer Post >
Что вам нужно знать
Звук /r/ — одна из самых распространенных речевых ошибок, с которой сталкиваются дети по мере развития своих коммуникативных навыков.
К сожалению, это также один из самых трудных звуков для обучения детей, а также для их изучения и освоения! Если вы когда-нибудь пробовали практиковать звук /р/ со своим ребенком, вы, вероятно, уже знаете это.
Однако при достаточном руководстве, практике и повторении вы можете полностью настроить своего ребенка на успешное общение. В этой статье мы ответим на некоторые из наиболее распространенных вопросов о звуке /r/. Мы также поделимся эффективными стратегиями, которые помогут вашему ребенку усовершенствовать этот надоедливый звук!
Почему произношение звука /r/ так сложно?
Овладение звуком /r/ может быть сложным по нескольким причинам.
Во-первых, расстановка гласных. Звук / r / может предшествовать гласной (превокальный) или следовать за гласным (вокальный). В зависимости от гласной это может повлиять на произношение звука /r/. Различные вокальные комбинации включают «ar», «air», «ear», «er», «or» и «ire». Попробуйте произнести каждый из них вслух про себя, и вы быстро поймете все различные варианты!
Добавьте к этому тот факт, что большинство этих комбинаций гласных можно расположить в разных позициях слова, и вы получите совершенно новый уровень сложности для самых маленьких! В зависимости от того, находится ли звук /r/ в начале, середине или конце слова, это может повлиять на то, как он произносится.
Еще одна причина, по которой звук /r/ может быть таким сложным, заключается в том, что он создается исключительно положением языка, что значительно затрудняет его визуализацию по сравнению с другими звуками. Например, со звуком /b/ вы можете легко увидеть, как двигаются губы во время произношения. Звук /th/ также легко визуализируется: язык лежит между зубами. Для производства / r / язык должен двигаться очень специфическим образом, что часто бывает трудно продемонстрировать ребенку. Достаточное напряжение языка также необходимо для того, чтобы установить правильное положение языка, необходимое для звука /r/.
Таким образом, звук /r/ имеет больше вариаций, чем любой другой звук в английском языке. Но пусть это не обескураживает! Просто для обучения звуку /r/ требуются определенные приемы с большим количеством преднамеренной практики, о которой мы расскажем ниже.
В каком возрасте ребенок должен правильно произносить звук /р/?
В то время как дети развивают различные звуки в разном возрасте, каждый звук в английском языке имеет ожидаемый возраст усвоения.
В общем, звук /r/ должен правильно воспроизводиться в повседневной разговорной речи ребенка к 5 годам. Используйте начало детского сада в качестве хорошего эмпирического правила: Дети должны быть легко поняты другими и способны произносить все звуки речи когда они пойдут в школу.
Имейте в виду, что это не означает, что вы должны ждать до этого возраста, чтобы начать практиковать их произведения. Чем раньше вы сможете вмешаться в речевое и языковое развитие вашего ребенка, тем большего прогресса он добьется.
Важно то, что со временем вы слышите улучшение речи. Если кажется, что их речь идет нормально, это отличный знак! Однако, если их звукопроизношение /r/ достигло плато, и вы не замечаете улучшений, когда им приближается пятый день рождения, возможно, пришло время поговорить с логопедом и определить, оправдано ли вмешательство.
Какие бывают типы звуков /r/?
При обсуждении образования /r/ важно определить, где звук /r/ находится по отношению к гласной или слову. Дети могут бороться с одной или несколькими из этих позиций.
Превокальный звук /r/ означает, что /r/ стоит перед гласным. Это такие слова, как:
Читать
Дождь
ПРАВА
9004
9003
90009
90289
9028 9. Звуки вокала /r/ следующие:
«ар» как в звезда
«воздух» как в волосы
«ухо» как в Слух
«ER», как в Сестра
«Ор», как в Pour
«IRE». то же самое для превокального или вокалического. Разница с вокальным звуком /r/ заключается в том, что язык должен двигаться в правильное положение языка сразу после гласной, а звук /r/ производится по мере того, как язык перемещается в это положение. Попробуйте сами, обращая пристальное внимание на положение и движение языка. Вы быстро поймете, почему маленьким детям может быть сложно координировать свои действия!
Как дети учат звук /r/
Существует определенная последовательность уровней сложности, которую логопед будет использовать, чтобы помочь детям освоить любой новый звук речи. Давайте рассмотрим типичное развитие звука /r/.
Уровень изоляции: Сказывая сама по себе звук
Уровень слога: , объединяющий звук с гласным ( Re, Ray, Ry, Ro, Rue)
- Word Row: Rue). Использование звука внутри слова ( беги, ягода, зима)
Уровень фразы: Объединение нескольких слов /r/ в короткую фразу из двух или трех слов ( беги быстро или машина ride)
Уровень предложения: Произнесение более длинных и сложных предложений, содержащих /r/ слова (
Собака быстро бегает)
Уровень разговора с пользователем0r/ слов в связной речи в разговоре, 100% точно
По мере прохождения ребенком этих этапов логопед будет помогать ему практиковать различные слова, которые содержат / r / в разных позициях. Например, они будут использовать слова, в которых есть / r / в начале, середине и конце слова, а также слова, которые содержат звук / r / до и после разных гласных (предвокальный или вокалический).
Некоторые дети быстро проходят все эти уровни и вариации произношения /r/, в то время как другие могут «застрять» на одном или нескольких из этих уровней, включая различные предвокальные или вокалические вариации /r/.
Каковы распространенные речевые ошибки звука /r/?
Существует несколько различных ошибок, которые ребенок может произнести при попытке произнести звук /r/.
Звук /w/ часто заменяет звук /r/. Например, слово «рис» может произноситься как «вайс». Или вы можете услышать такое слово, как «берри», произносимое как «бе-ви».
В словах, оканчивающихся звуком /r/, вы, скорее всего, услышите искаженную попытку произнесения /r/. Например, слово » отец» может звучать как «fath-uh». Или слово «стул» может произноситься как «чай-а».
Знание того, какие типы ошибок следует выслушивать, может помочь опекунам выявить любые возможные проблемы с произношением /r/ в речи их ребенка
Каковы различные положения языка при звуке /r/? используется при произношении звука /r/. Они называются «согнутое положение» и «ретрофлексное положение».
0008 В сложенном положении язык, как вы уже догадались, по существу сложен. Он остается в нейтральном положении во рту. Логопеды часто советуют детям «прижать язык назад!» у них во рту.
Ретрофлексированное положение: Для ретрофлексированного положения языка кончик языка загибается и указывает назад к задней стенке глотки.
Обе эти позиции языка могут использоваться для произнесения правильного звука /р/, но часто одна позиция кажется ребенку более естественной, чем другая. Какое положение языка ребенку легче всего произнести и дает правильный звук /р/, то его и следует реализовать! Может потребоваться немного времени и практики, чтобы определить, что лучше для вашего ребенка.
Ваш логопед, скорее всего, также расскажет о напряжении языка. Язык — это мышца, и он должен быть достаточно высоким и «плотным» во рту, чтобы можно было сформировать правильный звук /р/. Язык, который находится слишком низко во рту или недостаточно тугой, может заставить /r/ звучать как /uh/.
Готов ли мой ребенок начать практиковать звук /р/?
Есть несколько способов определить, готов ли ребенок практиковать звук /r/.
Могут ли они имитировать звук? Один из способов узнать, готов ли ребенок, — это установить, может ли он точно имитировать звук /r/ отдельно (произнося звук сам по себе), даже если для этого требуется небольшая дополнительная помощь. Если ребенку требуется частая подсказка или моделирование, возможно, он еще не готов к практике.
Могут ли они отличить правильное произношение от неправильного? Еще одним полезным критерием является способность ребенка различать правильный звук /р/ и неправильный звук /р/. Чтобы проверить это вместе с ребенком, произнесите оба произношения вслух. Смогут ли они отличить правильный звук от неправильного? Если нет, то важно помочь им определить точные звуки, прежде чем приступать к практике создания звука.
Сколько им лет? Несмотря на все вышесказанное, возраст по-прежнему остается важным фактором. Если они приближаются к пятилетнему возрасту и все еще изо всех сил пытаются произнести звук /r/ в одиночку, возможно, пришло время начать тренироваться. Логопед может помочь оценить готовность и уровень навыков вашего ребенка, чтобы принять такое решение.
Советы и приемы по отработке звука /р/
Практикуя звук /р/ с ребенком, воспользуйтесь этими полезными советами!
Определите, какое положение языка лучше всего подходит для вашего ребенка: согнутый или ретрофлексированный. Выберите ту позицию, которая дает правильную продукцию и является самой легкой для вашего ребенка.
Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку следить за правильным положением губ и языка.
Используйте наглядное пособие, чтобы лучше объяснить положение языка, например, продемонстрируйте рукой форму языка или сделайте собственное наглядное изображение формы языка (прекрасно работает пластилин Play-Doh!). Вы также можете попробовать смоделировать для ребенка положение языка /r/, слегка приоткрыв рот и указывая.
Если звук /r/ звучит неправильно даже при частой практике, напомните ребенку, чтобы он держал язык «натянутым». Это помогает усилить важность напряжения языка, которое необходимо для правильного производства.
Также напомните ребенку держать язык достаточно высоко во рту. Один из советов — убедиться, что задняя сторона их языка касается внутренней части их верхних задних коренных зубов. Вот совет для этого: попробуйте почистить заднюю сторону языка вашего ребенка чем-то с любимым вкусом — может быть, леденец на палочке! Объясните, что это та часть языка, которая должна касаться верхних задних коренных зубов. Это может помочь вашему ребенку визуализировать положение своего языка.
Практикуйтесь последовательно! Лучше всего заниматься ежедневно. Стремитесь к 10-минутной практике каждый день, если это возможно.
Не забывайте оставаться на той стадии, на которую вы сейчас ориентируетесь, пока ваш ребенок не станет точным и независимым как минимум на 90%. Затем можно переходить к следующему, более сложному уровню.
Обязательно ознакомьтесь с этой записью в блоге для получения дополнительной информации о /r/!
Речевые упражнения на звук /р/
Вот несколько полезных и забавных упражнений, чтобы научить вашего ребенка произносить звук /р/!
Сделайте модели язычков из пластилина Play-Doh и расположите их в сложенном или загнутом назад положении — в зависимости от того, какое положение практиковал ваш ребенок. Это может быть очень полезно для визуалов.
Обсудите с ребенком, что язык — это мышца, и что язык должен быть «плотным и сильным». Вы можете попросить ребенка потренироваться «крепко» сжимать кулаки или «напрягать» мышцы рук. Практика, как вызвать напряжение в других действиях, может помочь детям лучше понять, как это относится к речи.
Произнесите звук /r/ правильно и неправильно, и пусть ваш ребенок заметит разницу. Превратите это в игру с наградой, если они выберут правильный вариант!
Когда вы читаете книги вместе с ребенком, пусть он указывает на каждый звук /р/, который он читает или слышит, как вы говорите.
Практикуйте звуки цели /r/, играя в пошаговую игру, которая нравится вашему ребенку. Например, если ваш ребенок любит играть в Connect 4, перед каждым ходом давайте ему повторять звук /r/ не менее трех раз.
Просмотрите вместе с ребенком журналы и попросите его найти изображения предметов, в которых используется целевой звук /r/. Вы или ваш ребенок можете вырезать картинки и сделать коллаж или картинку вместе.
Сделайте звуковую практику /r/ частью вашей повседневной жизни
Конечная цель любой речевой практики состоит в том, чтобы дети могли перенести свои новообретенные навыки в повседневную жизнь. Это означает, что ваши повседневные разговоры могут стать мощным обучающим моментом! Вот как.
Обязательно выберите время дня, когда ваш ребенок наиболее разговорчив. Дайте ребенку понять, что вы будете прислушиваться к правильному воспроизведению звука /r/ во время разговора. Затем проведите около 10 минут, поговорив вместе — не имеет значения тема!
Если вы слышите, как ваш ребенок неправильно произносит звук /r/, дайте ему возможность самому определить ошибку. Если это не сработает, мягко дайте им знать. Вы можете сказать им устно или дать им небольшой визуальный сигнал, например, поднять руку. После этого попросите ребенка вернуться к этому моменту разговора и повторить попытку произнести слово или предложение с правильным звуком /р/.
По мере того, как ваш ребенок будет улучшаться, он должен стать более независимым в своей способности самостоятельно исправлять свои действия. Продолжайте оказывать поддержку вашему ребенку, пока он не станет полностью самостоятельным и не сможет свободно разговаривать.
Чего ожидать во время логопедической терапии звука /r/
Если вы считаете, что вашему ребенку может быть полезна логопедическая терапия для звука /r/, обратитесь к логопеду. Они начнут с проведения формальной оценки. Эта оценка позволяет логопеду определить, с какими типами звуков /r/ ваш ребенок борется, и требуют ли лечения другие звуки речи. Цели терапии будут разработаны на основе оценки.
Во время каждого занятия логопед будет работать с ребенком над этими конкретными целями. Они будут использовать различные игры и занятия, которые нравятся ребенку, чтобы добиться частого использования звука /r/. Логопед также предоставит рекомендации по домашней практике, над которой воспитатель и ребенок могут работать в течение недели. Чем больше возможностей для практики и повторения будет у ребенка в течение недели, тем быстрее он достигнет своих коммуникативных целей и освоит звук /р/ на уровне разговора.
Каковы цели звуковой логопедии /r/?
Терапевтические цели для производства /r/ определяются логопедом и подбираются индивидуально для каждого ребенка. Есть несколько факторов, влияющих на определение этих целей:
Цель логопедической терапии /r/ часто зависит от того, какой тип /r/ является целевым. Как обсуждалось, это будет включать в себя то, борется ли ребенок со своими звуками /r/ в начале, середине или конце слов, и есть ли у него проблемы с предвокальным или вокальным произношением.
Терапевтическая цель для производства /r/ также определяет, должен ли ребенок воспроизводить звук на уровне слова, фразы, предложения и т. д.
ожидаемый процент точности.
Рассмотрим один пример возможной логопедической цели /r/:
В течение следующих 2-3 месяцев клиент продемонстрирует способность самостоятельно производить начальную /r/ продукцию с 9Точность 0% в течение 3 последовательных сеансов.
Как видите, эти цели написаны так, чтобы быть конкретными и измеримыми, поэтому логопед может отслеживать прогресс каждую неделю. Это также помогает им узнать, какие терапевтические мероприятия наиболее полезны для ребенка и когда уместно уменьшить количество подсказок.
Сколько времени нужно, чтобы исправить звук /р/?
Количество времени, необходимое для исправления /r/ постановки, зависит от каждого ребенка.