Локус контроля в психологии: Локус контроля — Психологос

Локус контроля в понимании современной психологии



Предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы активности личности. Одной из таких форм является локус контроля, определяемый как устойчивая личностная характеристика, отражающая предрасположенность человека объяснять причины событий внешними или внутренними факторами. Целью представленного в статье теоретического обзора является рассмотрение теоретических основ проблемы локуса контроля в современной психологической науке. В статье осуществлена систематизация современных подходов к проблеме определения локуса контроля, рассмотрено само понятие локуса контроля и проанализированы его особенности.

Ключевые слова : локус контроля, интернальность, экстернальность

The subject of psychological analysis is increasingly becoming various forms of personality activity. One of these forms is the locus of control, defined as a stable personal characteristic reflecting a person’s predisposition to explain the causes of events by external or internal factors. The purpose of the theoretical review presented in the article is to consider the theoretical foundations of the problem of the locus of control in modern psychological science. The article systematizes modern approaches to the problem of determining the locus of control, examines the very concept of the locus of control and analyzes its features.

Keywords: locus of control, internality, externality

Актуальность исследования . В психологии, в ее теоретических и практических областях проблема исследования локуса контроля представлена в многочисленных теоретических концепциях и в настоящий момент актуальной становится задача систематизации основных теоретических построений в области изучения локуса контроля.

Таким образом, целью исследования является теоретический анализ проблемы локуса контроля в современной психологической науке.

Понятие локуса контроля в его современном понимании было введено в психологический тезаурус Дж.Роттером 19, который определял локус контроля как качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним и внутренним силам. Исходя из методологии бихевиоризма, которой придерживался Дж.Роттер можно рассмотреть локус контроля также как некое обобщенной ожидание личностью подкрепления собственных поведенческих реакций, как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого».

Согласно предположению Дж. Роттера, субъективный контроль является устойчивым личностным свойством, а индивидуальные различия в локализации контроля обусловлены процессом научения, в том числе, а, возможно, и в первую очередь, в семье.

Таким образом, локус контроля возникает и формируется в процессе социализации личности, постепенно становясь устойчивым свойством, определяющим некоторые аспекты поведения личности.

В зависимости от того, где локализуется контроль над значимыми жизненными событиями, Дж.Роттер предлагает выделять лиц с интернальным (внутренним) и экстернальным (внешним) локусом контроля. При этом тип локализации контроля определяет особенности поведенческого реагирования в широком контексте социального взаимодействия, связан с уровнем активности личности и чувстве ответственности, напрямую влияет на ощущение «контролируемости» событийного жизненного ряда. По мнению Дж. Роттера, локус контроля является универсальной, устойчивой характеристикой и инвариантен по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми сталкивается личность 19.

Д. Рисман предложил типологию социального характера, схожую по своим теоретико-методологическим основам с концепцией Дж. Роттера. Он предлагал выделять типы характера «направляемые изнутри», поведение людей с данным типом характера, по мнению Д. Рисмана регулируются интернализованными, внутренними целями и ценностями, и людей «направляемых другими» — тех, чье поведение управляется внешними по отношению к ним ценностями и целями.

Похожая точка зрения встречается и в рамках фрустрационной теории С. Розенцвейга, согласно которой, люди склонны по-разному реагировать на трудности в широком контексте общения и жизнедеятельности. С. Розенцвейг выделяет три основных типа реагирования: интрапунитивная реакция — человек постоянно обвиняет себя; экстрапунитивная реакция — приписывание ответственности внешним обстоятельствам, окружающим; импунитивная реакция (примирительная позиция, не базирующаяся ни на самообвинении, ни на обвинении других).

В настоящее время локус контроля является одним из наиболее популярных и исследуемых конструктов, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Рассмотрим ещё ряд исследований, в которых он стал основным предметом изучения.

Х. М. Лефкоурт (H. M. Lefcourt) подчеркивал необходимость изучения локуса контроля в контексте возраста и деятельности человека, в тесной связи с другими личностными характеристиками 18.

Г. Бир (G. Bier) в своих работах рассматривал вопрос о когнитивном контроле и сделал вывод о том, что открытый способ поведения с большим количеством степеней свободы, социальной пластичностью и широким поведенческим репертуаром характерен для лиц с когнитивно сложным (интернальным) контролем 17.

Ф. У. Вессман, С. Тайер и Д. С. Горман (F. E. Wessman, S. Thayer, D. S.Gorman) в своем исследовании анализировали особенности временной перспективы у лиц с разным типом локуса контроля и установили, что интерналы более ориентированы на будущее, лучше способны концептуализировать временные отрезки, чем лица с экстернальным локусом контроля. Временная концепция лиц с интернальным контролем событийно более насыщенна, чем у экстерналов 20.

Н. Т. Визер (N. T.Weather) на основании полученных исследовательских данных делает вывод о том, что существует связь между ответственностью и ожиданием (ценностью) вознаграждения. Так, согласно его данным, интерналам характерна высокая ценность вознаграждения в ситуациях, если вознаграждение поступает за результаты, детерминированные знанием и навыком, а для экстерналов в этом же круге ситуаций характерна низкая ценность вознаграждения 21.

Активные исследования локуса контроля ведутся и в отечественной психологической науке.

Современные трактовки локуса контроля отечественными авторами, раскрывают данное понятие через «особую мировоззренческую установку» (И. М. Кондаков, М. Н. Нилопец), «определенный личностный паттерн, целостную личностную комбинацию» (А. А. Реан) и достаточно близки к исходному «роттеровскому» пониманию [6; 14].

А. А. Реан рассматривает локус контроля в качестве критерия социально зрелой личности и выделяет ответственность первого типа (интернальный локус контроля) и ответственность второго типа (экстернальный локус контроля). А. А. Реан рассматривает интернальность как показатель личностной ответственности, который соотносится с просоциальным поведением и личностной зрелостью 14.

С. В. Быков считает локус контроля показателем отношения к себе и к окружающему миру. В статье С. В. Быкова и С. Ю. Алашеева указывается на то, что экстернальность присуща подросткам с делинквентным потенциалом поведения в большей степени, чем подросткам с просоциальными наклонностями 2.

Попова Т. А. называет локус контроля в качестве одного из личностных ресурсов благополучного старения. В её исследовании показано, что возрастом может усиливаться потребность в эгоинтеграции, оценке значимости собственной жизни и контроле над ней 12.

И. М. Кондаков, М. Н. Нилопец и Л. И. Дементий в своих работах рассматривали локус контроля в качестве одного из факторов формирования ответственности в подростковом возрасте 6; 5.

Л. И. Дементий также рассматривала локус контроля наряду с жизнестойкостью и волевым субъективным контролем в качестве одного из копинг-ресурсов личности 4.

К. И. Ананьевна, О. В. Айметдинова подчеркивают, что локус контроля регулирует многие аспекты поведения человека, играя важную роль в формировании межличностных отношений и в способе разрешения личностных кризисных ситуаций, задает контекст восприятия в ситуации межличностного взаимодействия 1.

Современные ученые (А. Ю. Маленова, Е. В. Распопин, Е. А. Яковлева и другие) также исследуют отношение людей к различным стрессовым ситуациям под влиянием уровня экстернальности — интернальности.

Так, в исследовании А. Ю. Маленовой рассматривается влияние локуса контроля на выбор способов совладания с трудностями, обусловленными экзаменационной ситуацией, и было показано, что выбор копинг-стратегии для преодоления экзаменационных трудностей имеет существенную специфику в группах студентов с разным локусом контроля 9.

Влияние локус-контроля на выбор стиля совладающего поведения был показан и в исследовании Е. А.Яковлевой 16.

Влияния локуса контроля на различные аспекты профессиональной деятельности рассмотрены в работах К. С. Водовсковой 3, С. Е. Пискаревой 10, О. Б. Поляковой 11, В. Б. Токаревой 15 и других отечественных исследователей.

Е. В. Распопин в своем диссертационном исследовании доказал, что более устойчивы к стрессовым воздействиям в профессиональной среде сотрудники с интеральным локусом 13.

В исследовании М. Г. Кочурова на выборке рабочих показано, что существуют значимые связи копинг-стратегии «разрешение проблем» с интернальностью в области здоровья и общей интернальностью 7.

Таким образом, следует отметить значимость исследований локуса контроля для современной науки и практики, но также следует подчеркнуть, что взгляд современных исследователей на проблему локуса контроля не лишен методических и методологических противоречий. Так, в оригинальной концепции Дж. Роттера локус контроля рассматривается как устойчивая, инвариантная характеристика по отношению к широкому диапазону социальных ситуаций, в том числе ситуаций успеха и неудачи. В то эе время данные, полученные в современных исследованиях, заставляют ученых усомниться в исключительно однонаправленных сочетаниях локуса контроля в различных по типу ситуациях [14].

Так, по мнению А. А. Реана, внешний локус контроля в ситуации неуспеха играет роль защитного механизма, «который, снимая ответственность с личности за неудачи, позволяет адаптироваться к постоянным внешним негативным оценкам деятельности и поведения личности со стороны окружающих и сохранять самоуважение» [14]. Таким образом, можно говорит о том, что исследование проблемы локуса контроля в психологической науке еще далеко от окончательного разрешения и занимает существенную роль в психологической науке. Его влияние на личностные качества человека и на его поведение в социальной среде доказано во многих исследованиях. Перспективными являются исследования по изучению взаимосвязи локуса контроля с другими личностными характеристиками в широком диапазоне социальных ситуаций на различных возрастных, социальных и профессиональных группах.

Таким образом рассматривая различные теории локуса контроля, делаем вывод, что свойство личности — локус контроля, в них показано через призму человеческого ожидания того, что люди контролируют подкрепления своих действий. Отметим также, что локус контроля не универсальная характеристика, так как один и тот же человек в разных ситуациях может повести себя, как с интернальной позиции, так и с экстернальной, соответственно тип личности человека невозможно разделить на интернальный и экстернальный.

Литература:

  1. Ананьева К. И., Айметдинова О. В. Предикторы межличностного восприятия: локус контроля наблюдателя и контекст восприятия//В сборнике: Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2017. Москва, 2017. С. 88–100.
  2. Быков С. В., Алашеев С. Ю. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах // Социологический журнал. 2003. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-lokusa-kontrolya-lichnosti-v-asotsialnyh-podrostkovyh-gruppah (дата обращения: 13.07.2022).
  3. Водовскова К. С. Локус контроля и его влияние на трудовую деятельность//Студенческий. 2018. № 21–2 (41). С. 29–30.
  4. Дементий Л. И. Жизнестойкость, локус контроля и волевой субъективный контроль как копинг-ресурсы личности//В сборнике: Психология стресса и совладающего поведения. Материалы III Международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2013. С. 241.
  5. Дементий Л. И. Ответственность и локус контроля как личностные основания и ресурсы регуляции пищевого поведения // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. 2018 -С.30–32
  6. Кондаков И. М., Нилопец М. Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал. Том 16. № 1. 1995. С. 43–52
  7. Кочуров М. Г. Связь копинг-стратегий с локусом контроля//Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 1–2 (91). С. 40–43.
  8. Ксенофонтова Е. Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психологический журнал. Том 20. № 2. 1999. С. 103–114
  9. Маленова А. Ю. Особенности и личностные детерминанты копинг-поведения в ситуациях оценивания (на примере ситуации экзамена) диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук– — Краснодар 2007
  10. Пискарева С. Е. Мотивация достижения и локус контроля руководителей низового звена//Человеческий фактор: Социальный психолог. 2018. № 1 (35). С. 360–365.
  11. Полякова О. Б. Специфика локуса контроля психологов и педагогов с профессиональными деформациями//Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 2 (129). С. 12–19.
  12. Попова Т. А. Смысложизненные ориентации и локус контроля личности как ресурсы благополучного старения//Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2019. № 1. С. 49–58.
  13. Распопин, Е. В. Психологическая устойчивость к внешним и внутренним источникам стресса (на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы). Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук– Екатеринбург, 2013
  14. Реан А. А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. Том 19. № 4. 1998. С. 3–13
  15. Токарева В. Б. Локус контроля как метакогнитивный процесчс профессиональной деятельности субъекта //Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2020. № 1 (51). С. 134–138.
  16. Яковлева, С. А. Особенности совладающего поведения старшеклассников с учетом локуса контроля// Ученые записки Забайкальского государственного университета. — 2012. — № 5. — С. 259–263.
  17. Bier, G. Cognitive complexity-simplicity and predicative behavior // J. of Abnormal and Social Psychology. — 1955. — V.51
  18. Lefcourt, H. M. (1991). Locus of control. In J. P. Robinson, P. R. Shaver, & L. S. Wrightman (Eds.), Measures of personality and social psychology attitudes (pp. 413–425). London: Academic Press Ltd. http://dx.doi.org/10.1016/B978–0-12–590241–0.50013–7
  19. Rotter J. B. Generalized expectances for internal versus external control of reinforcement // Psychol. Monogr. 1966. vol. 80. № 1. P. 1–28.
  20. Thayer S, Bernard S. Gorman, Alden E. Wessman, Gertrude Schmeidler & Elinor G. Mannucci (1975) The Relationship between Locus of Control and Temporal Experience, The Journal of Genetic Psychology, 126:2, 275–279
  21. Weather, N. T. Valence of outcome and expectation of success in relation of task difficulty and perceived locus of control //J. of Personality and Social Psychology. — 1967. — V.7.

Основные термины (генерируются автоматически): локус контроля, ситуация, влияние локуса контроля, образ, проблема локуса контроля, психологическая наука, современная психологическая наука, тип характера, том, широкий диапазон.

Локус контроля личности Роттера, тест и методика локус контроля

Локус контроля – это определенное свойство индивида объяснять свои удачи или неудачи в деятельности внешними обстоятельствами (экстернальность, внешний локус контроля), либо же внутренними факторами (интернальность, внутренний локус контроля). Данный термин введен Дж. Роттером в 1954 году.

Локус контроля – это устойчивая личностная характеристика, которая слабо поддается изменениям, однако окончательно формируется в процессах ее социализации. С целью определения локус контроля, разработан целый ряд методик и специализированный вопросник, который позволяет выявить закономерность между другими свойствами личности.

Локус контроля Роттера

В  связывании причин жизненных ситуаций с внешними событиями или внутренними условиями заключается психология локус контроля. Исследование локуса контроля впервые было объяснено Роттером. Он вывел теорию локус контроля из собственной концепции социального научения. В этой концепции главенствующая позиция отводилась антиципации (предвосхищению), ожиданиям субъекта того, что его определенные поведенческие действия приведут к конкретному вознаграждению (подкреплению).

Локус контроля Роттера – это предвкушение того, в какой мере субъекты контролируют вознаграждения в своей жизни.

За основу Роттер взял теорию индивидуальной (субъективной) локализации контроля, которая является подвидом теории «ожидаемой пользы». В этой теории поведение индивида обуславливается тем, как он может оценить вероятность достижения желанного результата.

Всех субъектов можно поделить на два типа согласно теории. Виды локус контроля: экстернальный локус контроля и интернальный. Данные виды локусов – это своеобразные характеристики личности, которые формируют ее поведение.

Уоллстон доработал теорию, дополнив ее предложением поделить экстернальный локус контроля на 2 позиции: «Объяснение контроля влиянием других людей» и «Объяснение контроля влиянием судьбы».

Локус контроля является довольно важной составляющей мотивационных процессов тесно взаимосвязанной с другими сферами исследования психических свойств и характеристик личностей, например, теория самоэффективности.

Анализ и изучение локус контроля осуществляется для того, чтобы можно было судить о когнитивном стиле, который проявляется в области обучения. Так как когнитивные составляющие психики наличествуют во всех ее проявлениях, поэтому понятие о локус контроле в психологии распространяются на личностные характеристики в процессах деятельности.

Для личностей, экстернальной направленности, присуще внешне устремленное защитное поведение. Атрибуция ситуации для них – это возможность успеха. Таким образом, для экстернала подходит любая ситуация внешне стимулируемая. В случаях успешности обязательно свершается демонстрация способностей. Такой человек убежден в том, что неудачи, которые случаются с ним, являются всего лишь результатом невезения, ряда случайностей, негативного воздействия других людей. Экстерналам очень необходима поддержка и одобрение. Без этого их деятельность будет ухудшаться. Наряду с этим особой благодарности за поддержку от экстерналов можно не ждать.

Атрибуцией ситуации для людей интернального типа чаще всего является убеждение в закономерности их удач и неудач, которые зависят от целеустремленности, от компетентности, способностей. Для интерналов успех или неудача – это закономерный исход целенаправленной деятельности.

Экстернальный локус контроля  неразрывно связан с эмоциональной неустойчивостью и неопосредствованным, практическим мышлением. А у интерналов, наоборот, характеризуются эмоциональной устойчивостью и тенденцией к абстрагированию, теоретическому мышлению и синтезу соображений.

Сегодня все чаще вместо термина локус контроля применяют понятие «воспринимаемый контроль». В данном понятии выделяют два компонента. Первый – это слаженность поведенческих действий и их последствия. Он отражает индивидуальную оценку возможности того, что такие действия смогут привести к желанному результату. Второй – это оценивание индивидуальной способности осуществлять такие действия, т.е. компетентность.

Слаженность – это важнейшее условие психологического комфорта, удовлетворенности жизнью.

Следует понимать, что в концепции Роттера речь идет конкретно о воспринимаемом контролировании. Но оценка индивидом собственных способностей может быть необъективной и неточной. Для объяснения этого существует ряд причин, которые способствуют неправильному восприятию контроля. Устремление к контролю рассматривается в качестве одного из самых важных процессов. Определенный уровень независимости индивида от биологической и общественной реальности обеспечивается через умение управлять своей жизнью.

Человек всегда стремится чувствовать собственный контроль над обстоятельствами, даже в тех случаях, когда результат несомненным образом обуславливает случайность. В ряде случаев для сохранения ощущения контроля вполне достаточно осмысливать свою способность предвосхищать появление обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве контроля над ними. Неправильное восприятие индивидуального контроля как высокого ведет к игнорированию возможных опасностей, а также развитию завышенных ожиданий касательно эффективности своих действий. В итоге индивид или оказывается неподготовленным к стрессовым факторам, или ощущает совершенное разочарование касательно своих способностей.

По способам толкования социальных обстоятельств интерналы и экстерналы также имеют различия, например, по методам получения данных и по механизмам их причинных объяснений. Интерналы отдают предпочтение значительной осведомленности в задачах и ситуациях. Экстерналы стараются избегать ситуационных и эмоционально-окрашенных объяснений действий.

Экстерналам свойственно зависимое и конформное поведение. А интерналы не склонны к подавлению других и подчинению. Они выражают сопротивление в тех случаях, когда ими пытаются манипулировать или лишить части свободы. Экстернальные личности не представляют своего существования без общения, им легче работается под контролем и наблюдениям. Интернальным личностям наоборот лучше функционировать в одиночестве и с наличием жизненно необходимых степеней свободы.

Индивид в жизни способен добиться гораздо большего, если он будет верить, что его судьба лежит в его руках. Экстернальные личности значительно сильнее подвержены общественному влиянию, чем интернальные личности. Интерналы будут сопротивляться постороннему влиянию, в тех случаях, когда появятся возможности будут пытаться контролировать поведение окружающих. Они уверены в своем умении решать задачи, поэтому никогда не зависят от мнений других.

Экстерналы чаще подвержены психологическим и психосоматическим проблемам. Им больше характерны тревожные и депрессивные состояния. Они значительно более предрасположены к стрессам и подвержены фрустрациям, развитию неврозов. Психологами установлена взаимосвязь между высоким уровнем интернальности и положительной самооценкой, значительным соотнесением образов «Я» идеального и «Я» реального. Субъекты с интернальным локусом имеют существенно более активную позицию в отношении своего физического и психического здоровья.

Однако в мире практически не существует так называемых «чистых» экстерналов или интерналов. Каждый индивид содержит в себе хотя бы чуточку уверенности в своих способностях и собственных силах и доли психологической подчиненности от ситуаций.

Таким образом, термин локус контроля позволяет проследить существенные моменты проявлений активности в поведенческой деятельности и отношениях субъектов.

Попытки исследования самоконтроля происходили издавна, но более разработанной является теория Роттера. Роттер первый разработал опросник на определение локус контроля.

Тест локус контроля

Контроль является одним из сравнительно совершенных устройств регуляции когнитивных психических процессов. Он обуславливает отношения субъектов со средой таким образом, что учитываются и объективные качества стимуляции и потребности индивида.

Наблюдения и эксперименты, сделанные Роттером, предоставили ему возможность сделать предположение, что определенным людям свойственно устойчивое чувство того, что все, что с ними случается, обуславливается внешними обстоятельствами, а другие думают, что все, что с ними происходит, является итогом их персональных способностей и усилий. Вследствие чего он предложил назвать такую установку – локусом контроля.

Методика локус контроля, представленная Роттером, включает в себя 29 пар суждений. Он исходил из того, что локус может меняться и имеет зависимость от областей жизни субъекта. Поэтому пункты опросника соответствуют нескольким областям, таким как ситуации, приводящие к аффектам, академическое признание, общее мировоззрение, социальная и политическая активность, общественное уважение, доминирование.

В результате обработки получается две позиции: интернальность и экстернальность. Таким образом, в одном поле находятся субъекты, верящие в собственную способность и в потенциал контролирования над жизненными событиями, т.е. внутренний локус контроля. В другом поле находятся субъекты, убежденные в том, что все жизненные наказания и награды являются следствием внешних условий, таких как судьба, случай, т.е. внешний локус контроля.

Шкала интернальности – экстернальности была выработана для измерения персональных различий в понимании того, находятся ли удачи или неудачи под внешним или внутренним контролем. Разработанная Роттером шкала предназначена для оценивания контроля индивидом своих собственных действий. По сравнительному превышению итоговых подсчетов одного параметра над другим можно судить об устремленности локуса контроля. Однако шкала, предложенная Роттером, предлагает только один параметр компонента ожидания.

Поэтому данная шкала стимулировала в последующем многочисленные исследования и выработку новых измерений. Некоторые предлагали использовать для уточнения составных частей шкалы факторный анализ. Так, например, показана надобность различать в качестве параметров экстернальности контроль со стороны случайностей или других людей, а также способных и неспособных к защитным реакциям экстерналов. Неспособные на защитное реагирование экстерналы могут брать на себя больше персональной ответственности за свои действия, чем способные.

Также исследования показали, что интерналы более склонны понимать себя как способных к контролю над происходящими событиями. Наряду с этим экстерналы, более склонны к объяснению произошедшего удачей, судьбой, случаем или другими внешними обстоятельствами. Интерналы считаются более уверенными в себе, чем люди-экстерналы.

Однако подход Роттера не может объяснить, почему один индивид видит причины успешности или неудачи в себе самом, а другие – во внешних факторах.

Локус контроля личности

Одной из самых значимых интегральных параметров самосознания, которые связывают переживание «Я», готовность к активности, чувство ответственности, является свойство личности, имеющее название локус контроля.

Психология локус контроля заключается в склонности индивида причислять ответственность за те события, которые с ним происходят, или внутренним факторам, собственным усилиям, или внешним условиям, обстоятельствам.

Локус контроля – это такая личностная характеристика, которая отражает склонность и предрасположенность индивида к атрибутированию ответственности за собственную успешность и неуспехи активности или внешними условиями, силами, или самому себе и своим усилиям, просчетам, рассматривать их как собственные достижения либо как результаты собственных недоработок. При этом такая психологическая характеристика личности является довольно устойчивой, плохо поддающимся трансформациям личностным свойством. Однако данная характеристика не является врожденной и окончательно образуется в процессе социального развития. Поэтому экстернальность и интернальность не являются неизменными и врожденными чертами личности.

Психология локус контроля заключается в склонности индивида причислять ответственность за те события, которые с ним происходят, или внутренним факторам, собственным усилиям, или внешним условиям, обстоятельствам.

Не бывает сто процентных интерналов, также как и экстерналов. Те или иные черты экстернальности могут пересекаться с чертами интернальности и получать смешанный тип. Т.е. человек в тех или иных ситуациях может брать контроль на себя, как интернальный тип, а в других – отдавать контроль влиянию случайностей, как экстерналы. Именно эта, так называемая «спутанность» экстернальности и интернальности свойственна большинству индивидов. Она лежит в основе такого неоднократно зафиксированного экспериментальным путем феномена, как предрасположение в сторону собственного «Я».

Сущностью данного феномена является то, что субъекты предрасположены видеть основания своей успешности в своих собственных способностях, качествах личности, устремленных усилий, т.е. применяют внутренний локус контроля. Также они могут приписывать свой неуспех действию внешних условий, обстоятельств, т.е. прибегать к внешнему локусу контроля. Это может наблюдаться даже при таких условиях, когда социальная стоимость просчета очень мала. Таким образом, большей части людей присуща в той или иной мере экстернальность и интернальность, а рубеж меж ними будет подвижным, т.е. в одних ситуациях будет главенствовать экстернальный, а в других интернальный локус контроля. Помимо этого, благодаря множеству нынешних исследований и экспериментов существует возможность утверждать, что превалирование экстернальности или интернальности определено социальным научением.

Так исследования по изучению связи отношения к своему здоровью и локуса контроля, проводимые Р. Ло, показали, что интерналы в большей степени, чем экстерналы, понимают о том, что возможно послужит причиной возникновения заболеваний, поэтому они больше заботятся о собственном благополучии и здоровье. Это связано с тем, что интерналы, получали родительское поощрение в тех случаях, когда следили за собственным здоровьем: систематически чистили зубы, придерживались определенной диеты, регулярно проходили осмотр у врачей.

Таким образом, получается, что существует потенциальная вероятность смещения локуса контроля благодаря социальному переучиванию. Поэтому, А. Бандура, полагал, что повышение самоэффективности неразрывно связано с локусом контроля.

Рассмотрим, какими чертами обладают базовые локус-контрольные личности. Люди склонные к интернальной модели характеризуются значительно большей успешностью в жизни, большей уверенностью в себе, целеустремленностью, независимостью, уравновешенностью, доброжелательностью и контактностью. Они по своей сути моралисты, т.е. стараются неукоснительно следовать правилам, установленным в конкретном социуме, отличаются доверчивостью, утонченностью, сердечностью, силой воли, богатым воображением. Могут принимать рискованные решения.

Экстерналы являются полнейшими антиподами интерналов. Они характеризуются неуверенностью, неуравновешенностью, подозрительностью, беспокойством, агрессией. Их поступки основываются на догматизме, авторитарности.

Люди, у которых доминирует внешний локус контроля, чаще реагируют на непредсказуемые события с испугом и настороженностью. А личности с более выраженным внутренним локусом контроля воспринимают такую же ситуацию более адекватно, с юмором. Экстерналы склонны оборачиваться к прошлым ситуациям, интерналы, наоборот, целенаправленно стремятся в будущее.

Субъекты с выраженным внешним локусом адаптируются и подстраиваются под мнения групп, стараясь удовлетворить не свои нужды. Интерналы способны оценивать ситуацию более холодно и выдержано, более трезво, они не боятся выражать свои мысли и точку зрения, даже, если она не совпадает с мнением окружающих.

Итак, можно сделать вывод, что люди, у которых превалирует внутренний локус контроля, отличаются внимательностью к сведениям и окружающим, поэтому способны более правильно строить свое поведение; практически невосприимчивы к попыткам прессинга на них, их мнение и действия; способностью стремиться к улучшению себя и своего окружения, способностью давать адекватную оценку своему поведению, склонностям и недостаткам. Таким образом, можно сделать вывод, что внутренний локус контроля сопровождает зрелых личностей, а внешний – наоборот, мешает процессам личностного созревания и роста.

Чаще всего, индивиды с доминирующим внутренним локусом контроля хорошо учились в школе, бросают вредные привычки, в машине пристегиваются, зарабатывают достаточное количество средств, сами решают любые проблемы, могут отказаться от секундных удовольствий для достижения стратегических результатов.

Чувство собственной эффективности и компетентности напрямую взаимосвязано с тем, как индивид объясняет причины своих неудач и неуспеха. Так, например, многие ученики в школах считают себя жертвами. За свои плохие отметки они возлагают ответственность на учителей, и другие обстоятельства, условия, которые от них не зависят. Однако, если с такими учениками, дополнительно позаниматься, чтобы они освоили прогрессивную установку – уверовали в то, что направленные усилия, самодисциплина, знания смогут изменить ситуацию в сторону улучшения оценок. Ведь преуспевающие люди оценивают неудачу, как случайность и толчок к изменению поведения.

Для гармоничного развития личности в индивиде должны быть развиты одинаково внешний и внутренний локусы контроля. На развитие и становление локуса изначально оказывает влияние семейное воспитание.

Методика локус контроля

Методик определения локуса контроля сегодня существует много. Однако в отечественной психологии чаще применяются три методики: шкала Роттера, опросник определения уровня субъективного контроля (предложенный Эткиндом, Бажиным, Голынкиной), опросник определения субъективной локализации контроля (предложенный Столиным и Пантелеевой).

Наибольшее распространение в России получила методика определения уровня субъективного контролирования. В ее основе лежит теория локуса контроля Роттера. Однако существует ряд важнейших отличий. Роттер полагал локус контроля универсальным относительно любых видов ситуаций. Т.е. по Роттеру локус контроля является одинаковым, как в области достижений, так и в сфере неудач.

При работе над методикой определения уровня субъективного контроля отправной точкой  служило то, что в ряде случаев вероятно не только однонаправленное совмещение локуса контроля. Данное предположение имеет эмпирические доказательства. Поэтому разработчики методики внесли предложение выделить в опроснике несколько субшкал: контроль в обстоятельствах достижения, неудач, в области семейных и производственных отношений, в сфере здоровья.

Данная методика содержит в себе 44 вопроса. В результате этого опросника можно вывести общий показатель индивидуальной степени субъективного контроля и четыре специфических и ситуационных параметра, которые будут характеризовать степень субъективного контроля в межличностной и семейной сферах, в производственной области, в отношении индивида к здоровью и своим заболеваниям. В результате этой методики были выделены виды локуса контроля в соответствии с семью шкалами.

Первая шкала – это общая интернальность. Высокий балл по данной шкале отвечает высокой степени субъективного контроля над произвольными значимыми обстоятельствами. Люди с высоким данным показателем считают, что большая часть значимых событий их жизни являются итогами их персональных усилий, что они могут управлять событиями и, как следствие, берут ответственность на себя за свою жизнь. Низкий бал по шкале отвечает низкой степени субъективного контроля. Люди с низкой степенью субъективного контроля не замечают взаимосвязи между своими усилиями и важными событиями. Такие события они рассматривают как итог случайности или усилий других людей.

Следующая шкала – это интернальность в сфере достижений. Высокий бал по данной шкале говорит о том, что у тестируемого высокая степень субъективного контроля над позитивными эмоциональными событиями. Такие индивиды полагают, что всего хорошего в жизни они добились своими усилиями и что в дальнейшем они способны идти с успехом к определенной цели в будущем. Низкий бал говорит о том, что субъект связывает свою успешность, радости и достижения с внешними условиями, например, везением, судьбой, случаем, помощью окружающих.

Третья шкала – интернальность в сфере неудач. Высокий бал свидетельствует о высоком чувстве субъективного контроля относительно негативных обстоятельств, что может проявляться в склонности к обвинениям самого себя в различных жизненных неприятных обстоятельствах. Низкий бал говорит о том, что индивид склонен объяснять отрицательные ситуации влиянием окружающих или результатом невезения.

Четвертая шкала – проявление интернальности в семейных взаимоотношениях. Высокий бал показывает то, что индивид считает ответственным за события, которые происходят в его семье, себя. Низкий бал говорит о том, что индивид винит в возникновении важных ситуаций в семье своих партнеров.

Пятая шкала – внутренний локус контроля в сфере производственных отношений. Высокий бал показывает, что субъект считает себя значимым фактором в формировании своей производственной деятельности, например, в карьерном росте. Низкий показатель указывает на то, что индивид придает большую значимость внешним условиям, коллегам, везению или невезению.

Шестая шкала – интернальность в сфере межличностных отношений. Высокий бал показывает то, что индивид ощущает себя способным вызывать симпатию и уважение окружающих. Низкий – индивид скорее не склонен брать на самого себя ответственность за отношения с другими людьми.

Седьмая шкала – интернальность в сфере отношения к здоровью и заболеваниям. Высокий бал говорит о том, что субъект может считать себя ответственным  за собственное здоровье и думает, что выздоровление имеет зависимость от его действий. Субъект с низким балом думает, что здоровье и заболевания являются следствием случая и надеется на выздоровление, которое придет как результат действий окружающих, в основном врачей.

Методика субъективной локализации контроля направлена на определение локуса контроля в качестве генерализованной и обобщенной переменной. Данная методика содержит в себе 32 пункта, 26 из которых работающих, 6 – разработанных для маскировки. Опросник построен по принципу принужденного выбора одного из двух высказываний. Базисом для данного опросника служила шкала Роттера с использованием ее первичных параметров: одномерности, малого количества высказываний, формата шкалы, который требует выбора в каждом пункте одного из утверждений. Однако некоторые утверждения были переформулированы, а другие 4 – изъяты из-за того, что не подходят для России. Помимо этого, были добавлены 7 пар высказываний, которые касаются жизни студентов.

С целью повышения достоверности полученных результатов и минимизации позиционных эффектов методика нормализирована трем параметрам. Первый параметр – это экстернальность – интернальность, что обеспечивается форматом шкалы. Второй – направленность атрибуций – приблизительно одинаковое количество утверждений сформулировано как в третьем, так и в первом лице. Третий – эмоциональный знак — приблизительно одинаковое количество утверждений описывают эмоциональные негативные и позитивные ситуации.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н. А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Локус контроля (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

Локус контроля Определение

Кто определяет судьбу? Это человек или внешние силы, неподвластные человеку? Этот вопрос лежит в основе концепции локуса контроля. Люди, которые верят, что контролируют свою судьбу, имеют внутренний локус контроля (интерналы). Те, кто считает, что удача и могущественные другие определяют их судьбу, имеют внешний локус контроля (экстерналы).

Место контрольных измерений

Локус контроля обычно измеряется с помощью опросников, так же как и личностные черты; однако локус контроля — это скорее отношение, чем черта: он измеряет то, как, по мнению человека, устроен мир. Некоторые исследователи называют локус контроля обобщенным ожиданием, другими словами, обычным ожиданием человека относительно того, как все работает.

Одним из первых локусов мер контроля была шкала внутреннего-внешнего локуса контроля Джулиана Роттера, впервые опубликованная в 1966 году и использованная в тысячах статей. Мера Роттера состоит из 23 пар принудительного выбора; респондент должен выбрать одно из двух утверждений, одно внутренне ориентированное, а другое внешне ориентированное. Например, одна из пар: «Несчастья людей являются результатом ошибок, которые они совершают» (внутренняя) против «Многие несчастья в жизни людей частично связаны с невезением» (внешняя). Большинство заданий являются общими, хотя некоторые из них связаны с конкретными обстоятельствами, такими как школа («В случае хорошо подготовленного ученика редко, если вообще когда-либо бывает такая вещь, как несправедливый тест») или событиями в мире («Принимая активное участие в политических и социальных делах народ может контролировать мировые события»). Оба эти элемента являются внутренними.

Наиболее популярным показателем локуса контроля у детей является Детская шкала внутреннего-внешнего контроля Новицкого-Стрикленда. Другие шкалы измеряют более специализированные аспекты контроля; было проведено особенно большое количество исследований локуса контроля здоровья. Несколько шкал (как общего локуса контроля, так и здоровья) являются многомерными, так как многие исследователи сходятся во мнении, что внешний контроль следует разделить на контроль по судьбе или случаю и контроль со стороны влиятельных других.

Исследование локуса контроля

Исследования постоянно показывают, что внешние факторы связаны с негативными последствиями. Экстерналы сообщают о более низком субъективном благополучии, чаще впадают в депрессию, проявляют большую тревогу и плохо справляются со стрессом. Экстерналы ослабили самоконтроль и уменьшили способность откладывать удовлетворение (имеется в виду, что им трудно выбирать долгосрочные выгоды вместо краткосрочных удовольствий, что необходимо во многих жизненных ситуациях, особенно в колледже!)

Внешние также постоянно достигают меньшего в школе, как показано в двух метаанализах и многочисленных индивидуальных исследованиях. В широко разрекламированном отчете Джеймса Коулмана и его коллег сделан вывод о том, что внутренний локус контроля лучше предсказывает школьную успеваемость детей из числа меньшинств, чем любая другая переменная. Дети с внутренним локусом контроля видят больше причин учиться и стараться изо всех сил, потому что они верят, что это будет иметь значение; внешние считают, что это не будет иметь значения, ставя под угрозу их производительность.

Некоторые исследования также связывают внешние факторы с ростом преступности среди несовершеннолетних. Внешность также может привести к менталитету жертвы, когда люди обвиняют других в своих проблемах. Некоторые авторы утверждают, что менталитет жертвы поощряет ненависть к себе и ожидание низкого функционирования и достижений.

Экстернальное воздействие на локус контроля здоровья также приводит к негативным последствиям, таким как снижение успеха в прекращении курения или похудении. Люди, находящиеся вне локуса контроля, также с меньшей вероятностью будут записываться на приемы к стоматологу и врачу; они также с меньшей вероятностью будут постоянно использовать противозачаточные средства. Люди, которые искренне верят, что всем управляет судьба, реже берут под контроль свое здоровье.

Различия в локусе контроля

Локус контроля различается по многим параметрам. Мужчины, как правило, более замкнуты, чем женщины, белые более замкнуты, чем меньшинства, люди среднего класса более замкнуты, чем представители низшего класса, а пожилые люди более замкнуты, чем молодые. Эти четыре результата показывают, что люди с большей властью более внутренние.

Локус контроля также различается в зависимости от поколения: более поздние поколения являются более внешними и поэтому более склонны верить, что внешние силы определяют их судьбу. Этот сдвиг поколений настолько велик, что средний студент колледжа в 2000-х годах набрал бы 80-й процентиль по исходным 19-ти процентилям.60 (где, конечно, средний студент колледжа 1960-х набрал 50-й процентиль). Это увеличение внешних факторов может лежать в основе некоторых нынешних тенденций, таких как обвинение других в проблемах. Например, более распространены гражданские иски, и есть неподтвержденные данные о том, что студенты (и их родители) теперь чаще спорят с учителями и профессорами. Внешние факторы также могут помочь объяснить высокий уровень тревоги и депрессии, наблюдаемый в последние годы. Многие молодые люди также не склонны участвовать в политической деятельности или даже голосовать; участие избирателей в этот период неуклонно снижалось, особенно среди избирателей в возрасте от 18 до 24 лет9.0005

Существуют также культурные различия в локусе контроля. Представители более взаимозависимых и традиционных культур часто имеют более внешний локус контроля. Более строгое соблюдение социальных и религиозных правил может способствовать экстерналиям. Были дебаты о том, могут ли экстерналии быть адаптивными в некоторых случаях. Многие исследователи считают, что экстерналия является отрицательной характеристикой, поскольку она коррелирует с плохими результатами. Однако другие исследователи отмечают, что на самом деле контроль иногда является иллюзией, и есть некоторые вещи, которые люди должны принять как находящиеся вне их контроля.

Ссылки:

  1. Роттер, Дж. Б. (1966). Обобщенные ожидания внутреннего и внешнего контроля подкрепления [Весь выпуск]. Психологические монографии, 80 (1), 1-28.
  2. Роттер, Дж. Б. (1971). Внешний контроль и внутренний контроль. Психология сегодня, 5, 37-59.
  3. Твенге, Дж. М., Чжан, Л., и Им, К. (2004). Это вне моего контроля: кросс-временной метаанализ возрастающих экстерналий в локусе контроля, 1960-2002 гг. Обзор личности и социальной психологии, 8, 308, 319..

Локус контроля — понятие, типы, эффекты

Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий

Содержание

  • 1 Введение
  • 2 Что такое локус контроля?
  • 3 Типы локуса контроля
    • 3.1 Внутренний локус контроля
    • 3.2 Внешний локус контроля
  • 4 Внутренний и внешний локус контроля
  • 5 Как это влияет на нашу работу?
  • 6 Ссылки

Введение

Когда вы получаете хорошие оценки на экзамене, вы думаете, что это ваши усилия стали плодотворными или вам повезло? Точно так же, когда вы терпите неудачу в какой-то задаче, вините ли вы себя за свои низкие усилия или обвиняете ситуацию в неблагоприятности. Эту разницу в поведении независимо от того, находятся ли последствия под контролем человека или нет, изучает Джулиан Роттер. Он предложил концепцию локус контроля.

Что такое локус контроля?

Локус контроля — это убеждение относительно результата своих действий.

Джулиан Роттер (1966, 1978, 1981, 1990) разработал теорию, основанную на основном принципе мотивации, вытекающем из закона эффекта
Торндайка: люди мотивированы искать подкрепление и избегать наказания.

Согласно Роттеру, Локус контроля означает – Склонность людей предполагать, что они либо контролируют, либо не контролируют события и последствия в своей жизни.

Американская психологическая ассоциация (APA) — конструкция, которая используется для классификации основных мотивационных ориентаций людей и представлений о том, насколько они контролируют условия своей жизни.

Относится к внутреннему или внешнему контролю над усилением в результате оперативного реагирования на окружающую среду. На самом деле это развитие у индивидуума обобщенного ожидания относительно того, как он получает подкрепление.

Это психологическое понятие, которое относится к тому, насколько сильно люди верят, что они контролируют ситуации и события, влияющие на их жизнь.   В образовании локус контроля обычно относится к тому, как учащиеся воспринимают причины своих академических успехов или неудач в школе.

Некоторые люди считают, что их навыки и способности влияют на результат действия. Другие считают, что на их результат влияют какие-то внешние факторы, такие как судьба или случайность.

Типы локуса контроля

Некоторые люди считают, что их навыки и способности влияют на результат действия. Другие считают, что на их результат влияют какие-то внешние факторы, такие как судьба или случайность.

Внутренний локус контроля

Люди с внутренним локусом контроля считают, что мастерство в сочетании с трудолюбием, дальновидностью и чувством ответственности могут изменить их судьбу и принести подкрепление.

Учащиеся с «внутренним локусом контроля» обычно считают, что их успехи или неудачи являются результатом усилий и упорного труда, которые они вкладывают в свое образование.

Например, учащиеся с внутренним локусом контроля могут винить в плохих оценках свою неуспеваемость.

Считается, что наличие у учащегося внутреннего или внешнего локуса контроля оказывает сильное влияние на академическую мотивацию, настойчивость и успеваемость в школе. В сфере образования считается, что «внутренние» с большей вероятностью будут усердно работать, чтобы учиться, прогрессировать и добиваться успеха.

Внешний локус контроля

Люди с высоким внешним локусом контроля думают, что подкрепление не находится под их контролем, то есть они не могут повлиять на исход событий. Все, что происходит, приписывается удаче и совпадению.

Учащиеся с «внешним контролем» обычно считают, что их успехи или неудачи являются результатом внешних факторов, не зависящих от них, таких как удача, судьба, обстоятельства, несправедливость, предвзятость или несправедливые, предвзятые или неквалифицированные учителя.  

Например, учащиеся с экстернальным локусом контроля могут обвинить недобросовестного учителя или тестировать свою плохую успеваемость.

«Внешние» чаще считают, что усердно работать «бессмысленно», потому что кто-то или что-то несправедливо относится к ним или сдерживает их. Учащиеся с внешним контролем также могут полагать, что их достижения не будут признаны или их усилия не приведут к успеху.

В специальном образовании концепция локуса контроля особенно актуальна. Многие педагоги считают, что учащихся с ограниченными возможностями обучения более склонны к развитию внешнего локуса контроля , по крайней мере отчасти из-за негативного опыта, который они могли получить в школе.

Если их инвалидность сделала обучение исключительно трудным или трудным, и, следовательно, они испытали больше неудач, чем успехов в школе, обвинение других людей и внешних факторов может перерасти в психологический механизм преодоления (т. е. когда кто-то или что-то всегда является причиной , учащимся не нужно брать на себя больше ответственности за свои успехи в школе).

Внутренний против внешнего локуса контроля
Внутренний локус контроля Внешний локус контроля
Воздерживаться от ситуаций, которые

 угрожают контролем над подкреплением.

Не способен сохранять равновесие в ситуациях выученной беспомощности.
Им нравится поддерживать

определенная вероятность успеха.

Они больше подчиняются социальному влиянию
При выборе цели используйте информацию, имеющуюся в окружающей среде, и их предыдущий опыт в этом отношении. Даже в отношении цели они руководствуются тем, что говорят другие
Подумай серьезно и долго

 до принятия решения.

Принимать быстрые решения
Принимая решение, они полагаются На

больше на их навыках, чем на

ушедших

вещи на случайные факторы

Они обсуждают с другими и прислушиваются к их мнению
Более устойчив к социальному влиянию Легко поддаются влиянию внешних социальных факторов.
Характеризуется независимостью мышления. В значительной степени зависит от мнения других.

 

Как это влияет на нашу производительность?

а) Абсентеизм: Люди с внутренним локусом контроля обладают убеждением, что здоровье находится под их контролем. Они прививают полезные привычки и заботятся о своем здоровье. Таким образом, они имеют более низкий уровень заболеваемости. Поэтому прогулов у этих людей меньше.

b) Текучесть: Что касается текучести кадров, то интерналы склонны действовать, и поэтому можно ожидать, что они с большей готовностью уйдут с работы, но они, как правило, более успешны в работе и более удовлетворены.

в) Принятие решений: Люди с экстернальным локусом контроля больше ориентированы на интуитивное принятие решений. С другой стороны, интерналы рассматривают больше информации, прежде чем принимать решения. Их мотивируют достижения. Они хотели бы контролировать результаты решений.

d) Мотивация: Интерналы обладают мотивацией достижения, чем экстерналы, которые просто удовлетворены доступными наградами.

д) Удовлетворенность работой: Люди с экстернальным локусом контроля больше не удовлетворены работой. Это происходит из-за убеждения, что результат не находится под их контролем. В случае интерналов удовлетворенность работой больше связана с верой в то, что результаты являются результатом их действий.

f) Психологическая приверженность: Экстерналы менее вовлечены в работу. Интерналы обладают приверженностью, которая больше психологична.

g) Социальные взаимодействия: Люди с внутренним локусом контроля более общительны и рады вступать в социальные отношения, чтобы сохранить свою индивидуальность и уважение.

Ссылки
  • Барон, Р. А. и Бирн, Д. (1997).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts