М рокича ценностные ориентации: «Ценностные ориентации» М. Рокича

Методика «ценностные ориентации» (м. Рокич)

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

  • терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

  • инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках.

В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Инструкция для работы с карточками: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию»

Инструкция для работы с таблицами:

«Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Ф.И.О. ______________________________________________________

Возраст ______ Пол ____ Образование__________ Специальность ______

АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНЬ

(полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ

(зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

ЗДОРОВЬЕ

(физическое и психическое)

ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА

КРАСОТА ПРИРОДА И ИСКУССТВО

(переживание прекрасного в природе и искусств)

ЛЮБОВЬ

(духовная и физическая близость с любимым человеком)

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ

(отсутствие материальных затруднений)

НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ

(уважение окружающих, коллег, товарищей по работе)

ПОЗНАНИЕ

(возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ

(максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

РАЗВИТИЕ

(работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенство)

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

(приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

СВОБОДА

(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

СЧАСТЬЕ ДРУГИХ

(благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

ТВОРЧЕСТВО

(возможность творческой деятельности)

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

(внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Бланк 2

Перед вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и поставьте в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.

АККУРАТНОСТЬ (ЧИСТОПЛОТНОСТЬ)

(умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)

ВОСПИТАННОСТЬ

(хорошие манеры)

ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ

(высокие требования к жизни и высокие притязания)

ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ

(чувство юмора)

ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

(дисциплинированность)

НЕЗАВИСИМОСТЬ

(способность действовать самостоятельно, решительно)

ОБРАЗОВАННОСТЬ

(широта знаний, высокая общая культура)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

(чувство долга, умение держать слово)

РАЦИОНАЛИЗМ

(умение здраво и логически мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

САМОКОНТРОЛЬ

(сдержанность, дисциплина)

СМЕЛОСТЬ В ОТСТАИВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ, СВОИХ ВЗГЛЯДОВ

ТВЕРДАЯ ВОЛЯ

(умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

ТЕРПИМОСТЬ

(к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

ЧЕСТНОСТЬ

(правдивость, искренность)

ЧУТКОСТЬ

(заботливость)

ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ

(умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ

(трудолюбие, продуктивность в работе)

НЕПРИМИРИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ В СЕБЕ И ДРУГИХ

Dsfgsasadf asjf lajsf aj akjs j a kah flajkhsdl kf us falsdfs f vjapqoerugwv sa av pqvasdv;aoivu

Dsfgsasadf asjf lajsf aj akjs j a kah flajkhsdl kf us falsdfs f vjapqoerugwv sa av pqvasdv;aoivu Горбунов И. А., Зайцева В.Б.

Ценностные ориентации безработных горожан

Ценности личности являются социальными регуляторами поведения человека. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и составляет внутреннюю основу ее отношений к окружающему миру. Зачастую безработные имеют трудности в поиске работы и адаптации на новом месте работы. Неудачи в поиске работы обусловлены у безработных неадекватной мотивацией к ее поиску, в основе которой лежит конфликт между личностным смыслом, вкладываемым в само понятие “работа”, целями и задачами нахождения работы и смысложизненными ориентациями.

Отсутствие успешности в сфере трудовой деятельности ведет к искажению ценностных ориентаций, снижению осмысленности своих действий, потере точки отсчета для собственной самооценки. В свою очередь эти психологические особенности ведут к еще большей дезадаптации вследствие расстройства отношений с окружающей действительностью, неспособности оценить происходящее вокруг.

Ценностный конфликт, по мнению В.Франкла, является одной из причин возникновения экзистенциального невроза. Поэтому нашей целью было изучение особенностей ценностных ориентаций у различных типов безработных.

Ценностные ориентации были получены с помощью методики М.Рокича на выборке безработных в количестве 75 человек. Для выявления основных тенденций в системе ценностей безработных использовался факторный анализ (метод главных компонент) с

Varimax вращением. Было выделено 5 факторов, объясняющих 52% дисперсии всех ценностных ориентаций, используемых в методике Рокича. С учетом различий между факторными весами выделенные факторы были названы следующим образом:
    1. Преобладание ценностных ориентаций, направленных на когнитивное развитие в ущерб материальному положению
    2. Преобладание ценностей, связанных с самоактуализацией, вопреки семейным ценностям
    3. Преобладание ценностей, связанных с деятельностью
, вопреки ценностям свободной жизни
  • Предпочтение традиционных бытийных ценностей против ценностей творческой деятельности
  • Преобладание ценностей, связанных с ответственностью за окружающих, против ценностей продуктивной жизни.
  • Мы предполагаем, что эти факторы представляют собой основные координатные оси позиционирования безработными себя в окружающем мире, которые задают точку отсчета для формирования целей и задач при выборе работы.

    Одной из наиболее важных характеристик системы ценностей является реализованность тех или иных ценностей в жизни индивида. Этот показатель может выступать индикатором удовлетворенности человека самим собой, своими социальными ролями, своим статусом. Для выделения основных факторов реализованности отдельных ценностей исследуемых групп также был использован факторный анализ (метод главных компонент). Было выделено также 5 факторов, объясняющих 62% дисперсии реализации всех ценностных ориентаций. Основываясь на различиях между факторными весами, мы назвали выделенные факторы следующим образом:

    1. Реализованность
    социальной успешности, отражающей наиболее популярные в обществе ценности
  • Реализованность в семейной жизни
  • Реализованность в активном постижении эстетической стороны жизни
  • Реализованность
  • ценностей периода становления (“познание”, “свобода”, “верные друзья”)
  • Реализованность духовных ценностей
  • .

    Изучение особенностей распределения оценок по факторам в отдельных группах

    безработных позволит понять, какие ведущие ценности движут ими при выборе работы, а также при адаптации на новом рабочем месте. В качестве примера можно привести тот факт, что ситуация потери работы создает искажение в понимании собственных позиций, своего места в системе координатных осей структуры ценностей, выстроенной ими, т.е. придерживаясь одной системы ценностей, безработные реализуют себя по другой системе ценностей. Полученная факторная модель ценностей позволит разработать более эффективные методы коррекционных мероприятий для каждой группы безработных.

     

    Сайт создан в системе uCoz

    Особенности системы ценностных ориентаций студентов с разными типами религиозности

    Серия: Успехи социально-педагогических и гуманитарных исследований

    Авторы

    Браун Ольга, Авилов Геннадий, Канина Наталья, Хакимова Нурия

    Ответственный за переписку

    3 Браун Ольга.

    Ключевые слова
    религиозность, тип религиозности, религиозная идентичность, ценности, ценностные ориентации, студенты
    Реферат

    Статья посвящена изучению ценностей студентов с разными типами религиозности. В статье анализируются теоретические подходы к изучению личностных ценностей М. Рокича [11], С. Х. Шварца [12, 13, 16], А. Маслоу [9], М. С. Янисского [15], а также принципы и подходы к проблеме религиозности различные типы религиозности, описанные в исследованиях Г. Олпорта, Р.С. Титов, А. Крылов, В.И. Хоменко. На основе сочетания двух факторов: формальной принадлежности к религиозной конфессии и наличия или отсутствия религиозной идентичности предлагаются четыре типа религиозности: целостная религиозность, субъективная религиозность, внешняя религиозность, безрелигиозность (религиозная индифферентность). Установлено, что тип религиозности коррелирует с ценностными ориентациями личности. На выборке из 97 человек по методике С. Х. Шварца было проведено исследование ценностных ориентаций студентов с разными типами религиозности. Доказано, что тип религиозности фиксирует особенности ценностных ориентаций студентов. Больше всего религия влияет на значение «просоциальных» ценностей и значение традиции. Чем более выражено субъективное значение религии и религиозной идентичности, тем выше становится влияние религиозности на ценностные ориентации.0003

    Copyright
    © 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
    Открытый доступ
    Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

    Скачать статью (PDF)

    Название тома
    Материалы Международной конференции по теории и практике формирования личности в современном обществе (ICTPPFMS 2018)
    Серия
    Достижения в области социальных наук, образования и гуманитарных исследований
    Дата публикации
    сентября 2018 г.
    ISBN
    978-94-6252-577-1
    2352-5398
    DOI
    2352-5398
    . .org/10.2991/ictppfms-18.2018.32Как использовать DOI?
    Copyright
    © 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
    Открытый доступ
    Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

    Цитировать эту статью AU — Браун Ольга AU — Авилов Геннадий AU — Канина Наталья AU — Хакимова Нурия КГ — 2018/09 ДА — 2018/09 ТИ — Особенности системы ценностных ориентаций студентов с разным типом религиозности BT — Материалы Международной конференции по теории и практике формирования личности в современном обществе (ICTPPFMS 2018) ПБ — Атлантис Пресс СП — 183 ЭП-187 СН — 2352-5398 УР — https://doi.org/10.2991/ictppfms-18.2018.32 СДЕЛАТЬ — https://doi.org/10.2991/ictppfms-18.2018.32 ID — Ольга2018/09 Скорая помощь —

    скачать .riscopy в буфер обмена

    Значение и проявления ценностных ориентаций молодежи в структуре социальной компетентности

    Серия: Успехи социальных, образовательных и гуманитарных исследований

    Авторы

    Мердеева Татьяна, Баженова Наталья 90res 90res 90res 90res

    Мердеева Татьяна

    Доступно на сайте с сентября 2018 г.

    DOI
    https://doi.org/10.2991/ictppfms-18.2018.20Как использовать DOI?
    Ключевые слова
    ценностные ориентации, социальная компетентность, молодежь, социальные угрозы и опасности
    Реферат

    Изучить значение и проявления ценностных ориентаций молодежи в структуре социальной угроза или опасность, проведена диагностика ценностных ориентаций молодежи (студентов Биробиджанского медицинского колледжа, Биробиджанского колледжа культуры и искусств) М. Рокича. Исследование также включало анализ анкет студентов для выявления их чувствительности к социальным угрозам и опасностям. Исследование показало, что среди терминальных ценностей молодежи наиболее важными оказываются здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей. Среди инструментальных ценностей первое место занимают аккуратность, воспитанность, образованность, ответственность и жизнерадостность. Эти фундаментальные ценности студентов являются частью структуры социальной компетентности современной молодежи, влияющей на ее поведение в ситуации социальной угрозы или опасности. Выполняя регулятивную функцию поведения, ценностные ориентации позволяют учащимся правильно вести себя и избегать ситуации общественной опасности или угрозы

    Copyright
    © 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
    Открытый доступ
    Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

    Скачать статью (PDF)

    Название тома
    Материалы Международной конференции по теории и практике формирования личности в современном обществе (ICTPPFMS 2018)
    Серия
    Достижения в области социальных наук, образования и гуманитарных исследований
    Дата публикации
    сентября 2018 г.
    ISBN
    978-94-6252-577-1
    2352-5398
    DOI
    2352-5398
    . .org/10.2991/ictppfms-18.2018.20Как использовать DOI?
    Copyright
    © 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts