Современная человеческая речь как несовершенный инструмент передачи информации / Хабр
За долгие годы своего существования человеческая речь претерпела множество изменений. Она всё больше обрастала функциональными инструментами, которые помогают ускорить процесс передачи информации и в то же время увеличить объём передаваемой информации. Наша цивилизация в этом, безусловно, преуспела. Мы сокращаем слова, упрощаем предложения и изобретаем «специальные» слова. Кажется, в наш информационный век человеческая речь достигла определённого пика развития.
Но, по-моему, мы не туда свернули и зашли в тупик.
Предлагаю начать с азов, чтобы мы с вами лучше друг друга понимали.
Что есть слово?
Слово — это материализованная мысль.
В разговоре, для того, чтобы донести до собеседника некую информацию, мы используем слова. Каждый из нас уверен, что в полной мере понимает, какое слово нужно использовать в тот или иной момент и как его воспримет слушатель. Если всё так просто, если мы знаем, как говорить и как слушать, то почему тогда то, что я могу представить мгновенно в уме, мне приходиться объяснять часами?
Почему речь так несовершенна? Почему я не могу передать — пусть даже не с такой скоростью тот образ, что я представляю в своей голове? Ведь именно он, вернее желание показать/передать его, является причиной возникновения речи. Как же возможно, что для передачи столь объёмного и многомерного образа человек только и додумался, что изобрести столь несовершенный инструмент — речь?
Ответы на все эти вопросы не однозначны, но я могу сказать с уверенностью, мы что то упустили. Человек не мог создать такой несовершенный инструмент для передачи чрезвычайно объёмного и многомерного мышления.
Что ж, попробую восстановить изначальную модель речи.
Какова структура слова как единицы информации?
Структуру слова можно разделить на три уровня:
- Звуковая составляющая;
- Смысловая составляющая;
- Эмоциональная составляющая.
Первым делом мы создаём при помощи воздуха и вибраций голосовых складок звук. Звуковая составляющая играет роль «ярлыка», который запускает механизм формирования передаваемого образа. Попробуйте подумать, почему те или иные слова звучат именно так, как они звучат?
Далее мы определяем смысл произнесённого слова, ту информацию, которую оно несёт. Это очень важный этап передачи информации. Каждый из нас должен чётко понимать, что смысл произносимого слова может разниться у человека который произносит слово, и который его принимает. Отсюда выходит первая проблема системы речи. Для того, чтобы донести до человека тот образ, который необходимо в точности, приходиться использовать груду дополняющих слов, это очень замедляет процесс передачи информации и очень его нагружает.
И, наконец, в каждом слове живёт эмоция. В нашем языке есть много слов, при помощи которых можно описать «настроение», такие слова я называю «атмосферными».
- Слизь
- Гной
- Желчь и т.д.
Эти слова вряд ли вам понадобятся, если вы вдруг захотите описать прошедший детский праздник (хотя…), так как они изначально несут в себе определённую эмоцию, которая не соответствует атмосфере праздника.
Описав три «уровня» слова как единицы информации мы можем прийти к удивительному выводу. Со звуковой составляющей слова вроде всё понятно, а вот с другими двумя этапами, которые как раз и рождают образ в нашем уме, дела обстоят хуже. С течением времени мы растеряли точность и чёткость, которая крайне необходима для формирования правильного и, что очень важно, одинакового образа у собеседников. Когда вы произносите определённые слова, закладывая в них смысл и эмоции, для формирования определённого образа, вы можете столкнуться с тем, что попросту у «принимающего» те слова, которые вы произносите, могут ассоциироваться совсем с другим смыслом и другими эмоциями.
В итоге информация не передана или передана в искажённой форме, а всё, что не есть истина, есть ложь!Наша цивилизация должна особо обратить внимание на эту проблему. У нас есть одна очень неприятная мне черта, мы всё уродуем материализацией, часто забывая о энергии, а ведь она всегда и во всём первична, и именно энергия является причиной всего. В случае с языком мы затёрли информационностью его энергетическую (образную, эмоциональную) часть, от этого он стал тупым и бездушным, как компьютер. Да, он быстр; да, он информативен; да, он универсален, но разве может компьютер познать красоту полёта бабочки над маковым полем? Разве при помощи информативности мы можем передать наслаждение от запаха свежескошенной травы и те эмоциональные воспоминания о проведённых в деревне у бабушки месяцах, которые рождает у нас в уме этот запах?
Нет! Это под силу только энергии.
Статья является вводной, она отражает лишь одну грань проблемы, проблема намного шире. Знания, которые я попытался передать, нужны лишь для того, что бы всколыхнуть мыслительные процессы в ваших головах. Получилось у меня это или нет, прочту в комментариях.
Особую благодарность в написании этой статьи хочу выразить Моисеевой Марине. Я бесконечно благодарен тебе за то, что ты вносишь в мою жизнь столько творчества, столько эмоций, столько нежности. Я люблю тебя, дорогая.
механизмы формирования речи. Блог Лого-Эксперт
Блог Лого-Эксперт
Особенности речи речь связная речь формирование речь
Появление речи – это достаточно дискуссионный вопрос, потому что однозначно нельзя определить тот момент, когда человек научился говорить. Точно так же мы не в состоянии, к примеру, сказать о ребенке, который учится говорить, что он окончательно овладел языком. Если он знает одно или два слова, то можем ли мы говорить, что ребенок умеет говорить? Это постепенный процесс, как и появление речи, поэтому мы можем только рассуждать о том, как происходило это формирование.
С биологической точки зрения речь – это коммуникативная система, которая характерна для представителей рода Человек. Способность к коммуникации широко распространена в природе – это соловьиные песни, окрас хамелеона, запах цветов и т.д. Это та информация, которую необходимо передать и получить для размножения, а также поддержания жизни. Свойственно это и для человеческой речи, но она является намного более сложным инструментом.
Речь – это не только слуховое восприятие, но и передача, консервация информации, своевременное ее «вытаскивание», это озвучивание, осмысление.
В учебниках психологии давно написали о том, что речь выполняет две основные функции, и эволюцию ее необходимо рассматривать в этих двух функциях. Первая функция – система коммуникации, при помощи речи мы общаемся; вторая функция – система мышления, при помощи речи, понятий мы думаем.
Человеческий язык в большей степени приспособлен к тому, чтобы обращать внимание другого человека на какие-то вещи, детали. Это можно понять даже в тех случаях, когда у человека есть какие-то речевые нарушения или тогда, когда ребенок только начинает учиться говорить.
Лев Выготский, который является основателем традиции изучения высших психических функций, заметил, что если ребенок понимает, что его высказывания не будут услышаны или поняты, он будет играть молча. Часто эта потребность не является чем-то осознанным, но она присутствует всегда, в той или иной степени.
Ученые утверждают, что первые языки в мире формировались на основе жестов, т.е. люди показывали руками на какие-то предметы, издавая при этом звуки.
Когда же люди стали развиваться, делать свои орудия и пользоваться ими, то общение с помощью жестов оказалось затруднительным. Наверняка эти сложности вызывали какую-то реакцию у человека, которая могла быть разной в различных ситуациях. И его сородичи, как предполагается, могли понимать, что стало причиной этих эмоциональных восклицаний. Даже сейчас, когда человеку кто-то другой будет называть его имя с разной интонацией, он будет понимать специфику такого обращения (оно может быть с упреком, просьбой, похвалой и т.д.
Механизм формирования речи был постепенным, т.е. речевая функция напрямую связана с эволюцией. Немаловажную роль в разработке темы происхождения речи у человека играли работы В.В. Бунака: в базовой работе 1951 года «Происхождение речи по данным антропологии» разбираются морфологические особенности скелета, позволяющие в той или иной степени говорить о том, была ли предрасположенность к речевой функции у данного рода гоминид, или ее не было. Возможность человека к речевоспроизведению формировалась с изменением определенных анатомических особенностей:
- Низкое положение гортани. Данная анатомическая особенность создает возможность для свободных движений языка в ротовой полости. Кроме того, она позволяет издавать более низкие звуки. Но мнения по поводу низкого положения гортани как признака способности к овладению речи разделились.
- Подъязычная кость. По мнению ученых, наличие, форма и расположение подъязычной кости в нужном месте является основой связной речи у людей. При каком-то другом раскладе мы бы издавали только звуки, как шимпанзе.
- Строение нижней челюсти. В ходе эволюции человека его лицевой череп облегчался. Некоторое уменьшение и облегчение нижней челюсти способствует ее большей подвижности, при этом выраженный подбородочный выступ является местом прикрепления многих мышц, которые участвуют в артикуляции.
- Контроль дыхания и грудной отдел спинного мозга. Для произношения необходим контроль дыхания. В частности, необходимо управлять межреберными мышцами, которые, в свою очередь, управляются спинномозговыми нейронами, расположенными в грудном отделе спинного мозга. Ученые предполагают, что позвоночный канал, который вмещает этот отдел, должен быть более широким у тех представителей, которые лучше контролируют дыхательную мускулатуру. Действительно, этот канал такой же широкий у гейдельбергского и современного человека.
- Изменение органа слуха. Вероятно, модификация от состояния слуха шимпанзе к человеческому происходила в 2 этапа. В частности, у шимпанзе максимальная чувствительности к частоте 1 кГц, но к 3 кГц она уже снижается. Человек же более чувствителен к частотам от 1 до 5 кГц, которые и соответствуют речи.
- Изменение черепа. В ходе исследований было выяснено, что ряд характеристик черепа, как предполагается, мог привести к изменениям мозга, которые необходимы для овладения речевой функции.
У австралопитеков, судя по строению их подъязычной кости, присутствовали горловые мешки, как у обезьян. Эти мешки нужны тем, кто издает звуки с полным ртом. Соответственно, современному человеку такие мешки не нужны, потому что у нас низко расположена гортань, а попытка говорить с полным ртом может быть чревата тем, что человек подавится. Те представители, у которых нет горлового мешка, могут по-разному располагать язык в ротовой полости, создавать разные сигналы с разным звучанием и т. д.
Когда именно исчезли горловые мешки неизвестно. Но у гейдельбергского человека, который является предком неандертальцев, его уже не было. У Homo habilis области мозга, которые соответствуют нашей зоне Брока, были развиты сильнее, чем у австралопитеков. Но это не является утверждением того, что они умели говорить. Вполне возможно, что более развитые области мозга – это результат того, что человек развивался и ему приходилось сталкиваться со сложностями, связанными, к примеру, с попытками одновременного использования первых орудий и жестовой коммуникации.
Одно можно сказать точно – появление человеческой речи является результатом очень длительного эволюционного процесса, который начался задолго до появления человека в его современном виде. Развитие речевых способностей происходило через ежедневные попытки преодоления взаимного непонимания через ритуалы переиначивания звуков и отгадывания их смысла.
Нравится
Особенности речи речь связная речь формирование речь
Связанные статьи
- Монологическая речь: виды и особенности речи
- Как развить речь у ребенка: советы от логопеда
- Центральные механизмы речи: патология
- Виды речевых нарушений
- Развиваем слуховое восприятия и понимание речи
И получите чемоданчик логопеда в подарок
в первом же письме! 🎁
13.
7: Космос и культура: NPRКогда возникла человеческая речь? : 13.7: Космос и культура Новое исследование, основанное на визуализации мозгового кровообращения, предполагает, что человеческая речь и сложные навыки изготовления инструментов возникли вместе почти два миллиона лет назад. Комментатор Барбара Дж. Кинг копается в доказательствах и предлагает свой взгляд на этот извечный вопрос.
Мнение
Наука
Около 1,75 миллиона лет назад наши человеческие предки, гоминиды (которых вы, возможно, помните как гоминидов), совершили технологический прорыв. Они начали изготавливать каменные ручные топоры (называемые ашельскими инструментами ) способами, которые требовали большего планирования и точности, чем это использовалось в более ранних процессах изготовления инструментов. Примерно в то же время эти доисторические люди начали говорить.
Другими словами, навыки изготовления инструментов и языковые навыки развивались вместе; наш язык, как и наша технология, имеют долгую предысторию.
Язык мог развиваться вместе с изготовлением инструментов. Сергей Лаврентьев/iStockphoto.com скрыть заголовок
переключить заголовок
Сергей Лаврентьев/iStockphoto.com
Язык мог развиваться вместе с изготовлением инструментов.
Сергей Лаврентьев/iStockphoto.com
Это вывод исследования, опубликованного в прошлую пятницу археологом Натали Таис Уомини и психологом Георгом Фридрихом Мейером в журнале PLOS ONE. Это провокационное исследование, в котором используются современные методы визуализации мозга для изучения острых вопросов нашего далекого прошлого.
Вопрос о том, когда наши предки впервые заговорили, является сложным вопросом. Это сильно отличается от поиска истоков прямохождения, где скелетный материал может дать ключ к разгадке, или от истоков технологий или искусства, где артефакты могут содержать ответы. Органы речи не окаменевают, и сложно связать артефакты с самой ранней речью.
Эта новая статья заслуживает внимания. Я хотел бы объяснить контекст того, почему и как исследователи занялись происхождением речи, сообщить о своих экспериментальных выводах и рассмотреть некоторые критические ответы на их выводы.
Уомини и Мейер начинают свою статью с ключевого отличия: самые ранние каменные орудия ( олдованские орудия) в археологических записях деятельности гоминидов надежно датированы (по крайней мере пока) 2,5 миллионами лет назад. Напротив, время возникновения речи горячо обсуждается — что неудивительно, учитывая проблемы, описанные выше. Предлагаемые даты варьируются от двух миллионов до 50 000 лет назад. Это огромный размах и явный мотив для дальнейших исследований.
Подход Уомини и Мейера, основанный на более ранних формулировках, таких как представленные в влиятельной статье Патриции Гринфилд в 1991 году, заключался в измерении паттернов активации мозга у современных людей, демонстрирующих как лингвистические, так и технологические навыки, которые разделяют то, что называется потребность в структурированных и иерархических планах действий». Авторы решили найти «прямые доказательства того, что оба навыка связаны с общими областями мозга или приводят к общим схемам активации мозга ».
Для этого Уомини и Мейер наняли 10 опытных кремневых мастеров, которые были готовы заниматься своим делом, будучи подключенными к устройству fTCD — функциональному транскраниальному ультразвуковому доплеровскому аппарату, измеряющему мозговой кровоток. В отличие от методов фМРТ и ПЭТ, фТКД не требует, чтобы человек оставался неподвижным во время сканирования. На самом деле, он вмещает большое количество движений.
Участникам при подключении к fTCD давали два задания: сделать ручной топор в традициях древних гомининов (технологическое задание) и придумать, но не озвучивать вслух список слов, начиная с той же обозначенной букве (лингвистическая задача). Задания чередовались с контрольными периодами (выбить ядро, но не сделать инструмент и соответственно посидеть спокойно). Прогноз исследователей был следующим:
Лица, у которых наблюдаются сильно латеральные быстрые изменения кровотока для языка, должны демонстрировать аналогичную реакцию при откалывании камней.
И это именно то, что они обнаружили, «общие признаки латерализации мозгового кровотока» у участников, открытие, «согласующееся» с коэволюцией языковых и квалифицированных мануально-моторных навыков. Затем Уомини и Мейер делают большой эволюционный вывод:
Наши результаты подтверждают гипотезу о том, что аспекты языка могли появиться уже 1,75 миллиона лет назад, с началом ашельской технологии.
В моих собственных теориях эволюции языка я всегда полагал, что более ранняя, чем более поздняя дата происхождения речи вероятна.
Коммуникативные навыки (как голосовые, так и жестовые) наших ближайших ныне живущих родственников — шимпанзе, бонобо и горилл — сложны и предположительно (хотя и не определенно) указывают на эволюционную платформу, из которой развились языковые навыки гоминидов. Но опирается ли подход Уомини и Мейера на модели кровотока в современных человек действительно помогают нам узнать о прошлом?
В публикации AAAS Science Майкл Балтер сообщил об оценках нового исследования другими учеными в этой области. Наиболее примечательным для меня является беспокойство археолога Томаса Винна о том, что метод fTCD измеряет приток крови к большим областям мозга, но не имеет такого высокого разрешения, как фМРТ или ПЭТ.
Я спросил Иэна Дэвидсона, почетного профессора археологии Университета Новой Англии в Австралии, человека, эксперта в вопросах эволюции человека, языка и инструментов (см. новое исследование. Дэвидсон ответил мне по электронной почте:
Конечно, современный человек, стремящийся сделать ручной топор, делает это с планом и с реальными концептуальными размышлениями о том, как действовать, и это может быть большим облегчением для новых френологов мониторинга мозга, что их исследования показывают это. Но это ничего не говорит нам о том, как были сделаны ручные топоры или какое отношение они могли иметь к когнитивной функции, когда у гомининов был другой мозг и неизвестная потребность в планах или концептуализации при создании таких инструментов.
Я согласен с Дэвидсоном. Методология, используемая в этом исследовании — проведенном с помощью портативного fTCD — может иметь высокий коэффициент крутости, но насколько она дает нам достоверные подсказки к речи гоминидов? Я бы сказал нет: действия и схемы кровообращения десяти людей 21-го века не могут привести нас туда. Узнаем ли мы когда-нибудь, когда наш вид начал говорить? Это остается открытым вопросом.
Последняя книга Барбары — Как Скорбят Животные . Вы можете узнать, что она думает, в Твиттере: @bjkingape
Сообщение спонсора
Стать спонсором NPR
Эволюционная черта, которая могла привести к человеческой речи | Умные новости
Изучая горло 43 видов приматов, исследователи обнаружили, что у всех у них есть голосовые перепонки, дестабилизирующие их голоса. Люди, с другой стороны, нет. Сен Че Тео / Getty ImagesНовое исследование предполагает, что отсутствие у людей определенных мышц может дать нам возможность контролировать свою речь.
Люди и другие приматы издают вокальные звуки с помощью гортани, полой трубки, соединенной с горлом, которая содержит голосовые связки и помогает при дыхании. В ходе исследования группа ученых исследовала гортани 43 видов нечеловеческих приматов. Все они имели набор мышц, называемых голосовыми перепонками, расположенных над голосовыми связками, сообщает New York Times. 0018 Оливер Ванг. Люди, с другой стороны, нет.
В статье, опубликованной в четверг в журнале Science , исследователи утверждают, что эти голосовые перепонки затрудняют другим приматам контроль над издаваемыми ими звуками. Это говорит о том, что без них люди смогли развить более точный контроль над голосом, говорит Текумсе Фитч, один из авторов статьи и биолог из Венского университета в Австрии, Клэр Уилсон.
Ученые уже знали, что у некоторых приматов есть голосовые перепонки, но это было первое крупномасштабное исследование гортани приматов согласно New Scientist . Исследователи изучили широкий спектр видов с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) и компьютерной томографии (КТ) мертвых или находящихся под наркозом приматов.
«Никто не проводил такой систематической оценки», — говорит Асиф Газанфар, психолог из Принстонского университета, который не участвовал в исследовании, Times . «У нас не было четкого представления о том, что у приматов есть [голосовые перепонки], а чего нет. У нас было предположение, но это исследование подтвердило его».
Чтобы выяснить, как голосовые перепонки влияют на произносимые звуки, исследователи присоединили гортани трех умерших шимпанзе и шести макак-резусов, которые были подвергнуты эвтаназии для других экспериментов, к симулированным легким, согласно Times . Они обнаружили, что голосовые перепонки и голосовые связки вибрируют вместе. Математические модели и видеодоказательства также подтвердили этот вывод.0017 раз .
Без этих мембран человеческий источник голоса более стабилен, что позволяет лучше контролировать высоту тона и воспроизводить длинные и ровные звуки, сообщает Уилл Данхэм из Reuters . «Ключевая вещь, которая отличает человеческую речь от звуков животных, — это наш тонкий контроль над звуками, которые мы издаем», — говорит Ричард Футрелл, изучающий языковую обработку у людей в Калифорнийском университете в Ирвине и не участвовавший в исследовании. Новый ученый . «Это возможно только в том случае, если наш голосовой аппарат легко контролируется нашим мозгом».