Мажор. Большая российская энциклопедия
Мажо́р (англ. major, франц. majeur, итал. maggiore, от лат. maior – больший), тональный лад, устойчивые звуки которого образуют большую терцию и чистую квинту (считая вверх от I ступени семиступенного звукоряда).
Мажорное наклонение есть качество лада и в особенности его центрального устоя-аккорда – консонирующего тонического трезвучия, имеющего большую терцию в основе. Употребительное обозначение мажорной тональности совпадает с обозначением мажорного трезвучия: прописная латинская буква или слог (A, B, H, C, Cis, Des, D и т. д. в порядке возрастания высоты) означает звуковысотное положение тоники (основного тона тонического трезвучия), слово «dur» (от лат. durus – твёрдый) – мажорный лад (наклонение).
Противоположность мажора и минора составляет один из наиболее важных эстетических контрастов в музыке европейской традиции. Мажорное трезвучие (совпадающее с 4, 5 и 6-м тонами натурального звукоряда) имеет светлую окраску звучания, т. е. противоположно минорному трезвучию по своему фонизму. Этой окраске тонического трезвучия соответствует эмоциональная окраска лада, построенного на его основе.Структура мажорного лада (тональность до мажор, или C-dur). Нотная иллюстрация предоставлена Чеховичем Д. О.
В классической тональной системе мажор имеет 3 основные разновидности: натуральный, гармонический и мелодический. В строго диатоническом натуральном мажоре мажорностью обладают аккорды тоники (T), доминанты (D) и субдоминанты (S). В гармоническом мажоре (с низкой VI ступенью) строгая диатоника не сохраняется, в качестве S используется минорное трезвучие и производные от него аккорды, более остро тяготеющие в тонику. Мелодический мажор (с низкими VI и VII ступенями) относительно редок и связан, как правило, с нисходящим движением мелодии (по аналогии с натуральным минором).
Мажорность в широком смысле может пониматься не как лад определённой структуры, а как ладовая окраска, которую вносит звук, отстоящий на большую терцию вверх от центрального тона лада. С этой точки зрения качество мажорности свойственно также большой группе ладов: ионийскому, миксолидийскому, лидийскому, некоторым пентатоническим (c-d-e-g-a), доминантовому ладу и др.
Практическое овладение мажором было связано с постепенным осознанием акустической близости тонов аккорда и особенно интенсивно проходило в 16 в. (от танцевальной музыки до сложных полифонических жанров). Эпоха функционального мажора (и минора) в собственном смысле наступила в европейской музыке в 17 в. Постепенно мажор освобождался от интонационных формул церковных ладов и с середины 18 в. приобрёл свой классический вид (опора на три главных аккорда – Т, D и S), стал доминирующим типом ладовой структуры. В 19 – начале 20 вв. мажор эволюционировал в сторону обогащения недиатоническими элементами (мажоро-минор, хроматизм) и функциональной децентрализации (в том числе в условиях диссонантной диатоники). В музыке 20–21 вв. мажор сохраняет своё значение как один из основных ладов.
Редакция музыки. С использованием материалов Ю. Н. ХолоповаДата публикации: 24 мая 2022 г. в 15:40 (GMT+3)
Е. А. Мулюн. Выразительные возможности гармонического мажора. Урок сольфеджио в VI классе ДМШ — Музыка в заметках
Вниманию коллег предлагается обычный рабочий урок, показывающий варианты и формы систематической работы с группой и отдельными учениками.
Тема: «Выразительные возможности гармонического мажора».
Образовательная цель урока: повторение пройденного, закрепление навыков осмысленной работы, образного творческого мышления, интонирования и слухового анализа изученных интервалов и аккордов.
Вид урока — смешанный, представляющий собой сочетание нескольких видов совместной деятельности педагога и учащихся: беседа, совместное пение, работа у доски, в тетрадях, слуховой анализ.
Ход урока:
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАРМОНИЧЕСКОГО МАЖОРА
Ученик по просьбе педагога даёт определение: гармонический мажор-это мажор с пониженной VI ступенью. Педагог спрашивает: как часто используется этот вид мажора?
Ученик отвечает, что гармонический мажор применяется довольно часто в музыке, но редко всё произведение звучит в этом виде, и данный вид чередуется обычно с натуральным, вводится для контраста. Педагог поясняет, что гармонический мажор звучит более экспрессивно и способствует усилению определённого настроения в произведении. Педагог интересуется, какие новые «музыкальные краски» появляются с использованием данного вида мажора? Ученики по очереди высказываются, что в музыке появляется лёгкий оттенок грусти, печали, меланхолии, иногда гармонический мажор придаёт музыке особую мягкость, теплоту, нежность, порою данный вид мажора усиливает напряжённость и драматизм, нередко вводится для создания восточного колорита.
Педагог исполняет на фортепиано фрагменты музыкальных произведений:
Ф. Шопен Этюд №3 (реприза), Л. Бетховен Соната №18 (фрагмент), Соната №1 (фрагмент), Ф. Шуберт «Вечерняя серенада» (фрагмент).
Ученики определяют выразительные возможности гармонического мажора в каждом эпизоде.
2. РАСПЕВАНИЕ
Пение гаммы Ре-мажор натурального и гармонического вида хором, исполнение фрагмента оперы Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» всей группой (Т. Калужская. Сольфеджио VIкл. №254). Учащиеся отмечают, что данная мелодия написана в форме периода повторного строения, причём предложения абсолютно идентичные, но одно звучит в натуральном, а другое в гармоническом мажоре, возникает своеобразный эффект игры света и тени.
3.ТРИТОНЫ В НАТУРАЛЬНОМ И ГАРМОНИЧЕСКОМ МАЖОРЕ
Педагог предлагает вспомнить, что в мажоре можно построить 4 тритона, которые звучат очень напряжённо: два в натуральном и два в гармоническом виде. Ученики друг за другом поют тритоны в тональностях: Ре мажор, Фа мажор, До мажор, ЛяЬ мажор. Затем один ученик исполняет с фортепиано двухголосный номер: М. Глинка «Каприччио на русские темы» (Т. Калужская. Сольфеджио VI кл. №269), отмечает тритон- ув. 4.
4. ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Ученик поёт одноголосный пример: М. Ипполитов-Иванов «Тюркские фрагменты» (Т. Калужская. Сольфеджио VI кл. №266), обращает внимание на восточный колорит музыки, находит увеличенную секунду.
Педагог предлагает назвать особые интервалы, появляющиеся в гармоническом мажоре. Ученик отвечает, что благодаря понижению VI ступени образуются характерные интервалы: ув. 2, ум.7, ув. 5, ум.4. Два ученика на доске строят данные интервалы в тональности СиЬ мажор, затем интонируют их. Другие два ученика также у доски пишут интервалы от звуков: от МиЬ-ув. 2, от До#-ум.7, определяют тональности и делают разрешение.
Затем двое учащихся, а потом и вся группа исполняет №268 — «Письмо в Кострому» И. Дунаевского, отмечаются встретившиеся в мелодии элементы гармонического мажора, придающие музыке некоторую грусть.
Далее педагог предлагает ученику спеть с фортепиано двухголосную цепочку интервалов (№273), назвать их. Другой ученик также исполняет последовательность (№274), и транспонирует её в ЛяЬ мажор.
5. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ
Педагог на фортепиано играет цепочки интервалов (по три раза каждую) в тональности СиЬ мажор:
б3/I, ув. 4/IV, м. 6/III, ум.7/VII, ч.5/I.
б.3/I, м. 3/II, ум.4/III, м. 3/III, ув. 5/VI, б.6/V.
м. 6/III, ум.5/II, м. 3/III, ум.5/VII, б.3/I.
б.3/I, ум.7/VII, ч.5/I, ув. 4/IV, м. 6/III, ч.5/I.
Учащиеся по очереди отвечают, один называет ступени, на которых прозвучали интервалы, другой — сами интервалы.
6. АККОРДЫ
Педагог интересуется, какие аккорды меняют окраску в гармоническом мажоре? Ученик отвечает, что благодаря понижению VI ступени субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску, на второй ступени образуется уменьшённое трезвучие (УМ. З/5), на VI пониженной — увеличенное трезвучие (УВ. 3/5), вводный септаккорд становится уменьшенным, доминантовый нонаккорд — с м. 3.
Преподаватель вызывает ученика к доске и просит в тональности Ре мажор построить в гармоническом виде субдоминантовое трезвучие с обращениями и с разрешениями, спеть аккорды. Другие ученики в данном виде по очереди поют Ум.3/5, Ув. 3/5, вводный уменьшенный септаккорд. Далее один ученик и затем другой исполняет №265 — «Неаполитанскую песню» Э. Капуа. В ходе беседы выясняется, что в этой мелодии есть движение по звукам минорного S3/5 в гармоническом мажоре, что придаёт музыке особую нежность и мягкость. Потом в тональности Фа мажор ещё один ученик поёт Ум.3/5, строит на доске ум.VII7 с разрешением. Далее педагог предлагает на три голоса спеть две цепочки: №275 и №276, перечислив звучащие аккорды.
Затем вызывается ученик, который аккомпанирует, а вся группа поёт №271 «Японская песня», в фортепианной и вокальной партии анализируются аккорды гармонического мажора, отмечается, что они способствуют созданию восточного колорита. Далее ученик играет №277 — восходящую секвенцию, состоящую из уменьшенного вводного септаккорда с разрешением. Потом преподаватель просит ученика спеть №263 — романс П. Чайковского «Благословляю вас, леса». Вся группа исполняет эту мелодию со словами, предполагается, что движение по звукам Ув. 3/5 помогает созданию ощущения простора, широты.
7. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ АККОРДОВ
Педагог играет на фортепиано цепочки:
Т3/5, S6/4, S6/4 г. , ум.VII7, Д6/5, Т5/3.
Т3/5, Д6/5, Т3/5, S6, S6 г., Т6/4, Т3/5, S6/4 г., Т3/5.
Т6, II3/5, Д3/5, Т3/5, VI3/5, S6/4 г., Т3/5.
После проигрывания каждой цепочки один из учеников называет ступени тональности, на которых прозвучали аккорды, другой их перечисляет.
8. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Преподаватель предлагает проверить домашнее задание на сочинение мелодий по указанному ритмическому рисунку в гармоническом мажоре. Двое учащихся по очереди исполняют свои сочинения на ритм №284(Т. Калужская. Сольфеджио VIкл.), следующие ученики — на ритм №285.
9. ДИКТАНТ
Педагог просит прослушать мелодию и записать её (М. Глинка «Мазурка» из Рабочей тетради «Сольфеджио на пять» VI кл. Т. Первозванской). Вся группа сначала анализирует мелодию: размер, количество тактов, строение, использование гармонического мажора. Из-за ограничения во времени педагог на доске выписывает некоторые такты. Мелодия исполняется 8 раз.
10. ПЕНИЕ ХОРОМ С АККОМПАНЕМЕНТОМ
В заключение урока преподаватель предлагает спеть ещё два фрагмента хором, аккомпанемент играют ученики: №272 — Дж. Верди.«Травиата», №270 — Р. Шуман. «Я не сержусь»(Т. Калужская. Сольфеджио VI кл.). Учащиеся отмечают встретившиеся аккорды гармонического мажора.
11. ОКОНЧАНИЕ УРОКА
Преподаватель оценивает выступления учеников в процессе урока, подводит итоги. Затем даёт домашнее задание: №332, 335, 338 (Т. Калужская VI кл.), Рабочая тетрадь Т. Калининой VIкл.: с. 21(1,2).
Ещё раз подчеркну, что данный урок является рабочим, а не отшлифованным и отрепетированным, поэтому некоторые ответы учащихся недостаточно точны, периодически наблюдается неточность интонирования и дирижирования, не так уверенно, как хотелось бы, звучит трёхголосное пение. Сказалось и волнение перед камерой. Не хватило времени для самостоятельного написания диктанта, и пришлось воспользоваться формой коллективной работы. Но, в целом, поставленные задачи решены: удалось обобщить знания учащихся в области гармонического мажора, подчеркнуть необходимость использования данного вида для решения определённых художественных задач в музыкальном произведении.
Музыкальная специальность — Музыкальная школа, Музыкальная специальность, Музыкальная карьера
Перейти к содержимому
Основы финансовой помощи для студентов-музыкантов
Финансовая помощь — сложная, запутанная и часто вызывающая тревогу тема для многих студентов и их семей. Вот краткое руководство, которое поможет вам начать работу.
Прочитать статью
Избранные статьи
Указатель статей
Найдите школы, соответствующие вашим интересам
Поиск по предлагаемым специальностям
Просмотреть все школы
Просмотреть средние школы искусств
Нужна помощь?
Советы по посещению музыкальных школ
Советы по выбору музыкальных школ
Запросить консультацию
Изучение школ по регионам
Западная часть США
Центральная часть США
Восточная часть США
90 008 МеждународныйТекущие характеристики
Мы используем файлы cookie, чтобы предложить вам лучший просмотр и анализ трафика сайта. Если вы продолжаете использовать этот сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie. Принять Подробнее
Найдите свою школу
Узнайте о школах и запросите информацию на их отдельных страницах, ИЛИ… используйте эту форму, чтобы выбрать несколько школ, о которых вы хотите узнать больше. (* указывает на обязательное поле.)
Имя* Фамилия*
- Адрес электронной почты*
- Город и штат
- Текущая школа
- Текущий класс
- Область музыкальных интересов
- Мой основной инструмент
- Дополнительный инструмент
- Мне особенно хотелось бы узнать больше о следующем:
- Выберите школы (прокрутите, чтобы выбрать несколько школ)
Сначала перейдите на страницы музыкальных школ, а затем вернитесь сюда, чтобы выбрать только те школы, которые вы исследовали и которые соответствуют вашим критериям.
Университет штата Аризона Музыкальная школа Бард Колледж Музыкальная консерватория Музыкальный колледж Беркли Музыкальная школа Блэра при Университете Вандербильта Бостонская консерватория в Беркли Музыкальная школа Бостонского университета Музыкальная школа Университета Батлера Университет Кейса Вестерн Резерва Университет CalArts Музыкальная школа им. Университет Рузвельта Университет Прибрежной Каролины Университет штата Колорадо Факультет музыки, театра и танца Университет Конкордия Ирвайн Университет Де Поля Музыкальная школа Университета Дюкена Музыкальная школа Университета Мэри Папперт Музыкальная школа Университета Восточной Каролины Музыкальная школа Истмана Университета Рочестера Университет Элон Университет штата Флорида Музыкальный колледж Университета штата Флорида Геттисбергский колледж Музыкальная консерватория Сандермана Hartt SchoolIdyllwild Arts AcademyIndiana UniversityMusic School JacobsInterlochen Center for the ArtsIthaca College School MusicKutztown UniversityКонсерватория Университета ЛоуренсаЛидсская консерватория (Великобритания)Ливерпульский институт исполнительских искусств (LIPA)Музыкальный колледж Лос-Анджелеса (LACM)Музыкальный факультет Университета Лойола МэримаунтМанхэттенская школа Музыкальная школа МаннесаУниверситет Макгилла Музыкальная школа им.
- Телефон
Это поле предназначено для проверки и должно быть оставлено без изменений.
Различные музыкальные специальности в колледже
Если вы любите музыку, возможно, вы захотите изучить музыкальные специальности в колледже, чтобы подготовиться к карьере. Есть много способов, которыми вы можете использовать музыкальную специальность — в исполнении, преподавании, аранжировке, режиссуре, сочинении музыки и во многих других областях карьеры.
Большинству требуется степень бакалавра гуманитарных наук, полученная в четырехлетней консерватории, колледже, музыкальной школе или университете, а некоторым также требуется степень магистра. Продолжайте читать, чтобы узнать больше о различных музыкальных специальностях в колледже.
Вы готовы заниматься музыкой?
Музыкальное образование позволяет вам наслаждаться исполнительским искусством и изучать академическую сторону музыки, а также готовиться к рынку труда. Степень бакалавра в области музыки может быть чрезвычайно полезной!
«Изучение музыки в колледже может привести к широкому спектру музыкальных профессий, участию в музыкальных организациях и, что наиболее важно, к научному и прагматическому пониманию музыкального искусства в нашем обществе», — сказал Джонатон Кирк, доцент кафедры музыки и заведующий музыкальным отделением Северо-Центрального колледжа. «Несколько музыкальных программ Северо-Центрального колледжа помогают подготовить студентов к карьере в области исполнительского искусства, преподаванию и работе в постоянно меняющейся музыкальной индустрии.
«Неудивительно, что карьера в области музыкального исполнительского искусства продолжает оставаться одним из самых популярных музыкальных курсов в музыкальных школах, колледжах и университетах», — добавил Кирк. «Это включает в себя обучение певцов, инструменталистов, композиторов, авторов песен, танцоров и хореографов, а также подготовку к звукорежиссуре, музыкальное производство и музыкальное руководство».
Бюро трудовой статистики США по-прежнему ожидает роста многих профессий, связанных с музыкой, включая музыкальную терапию, высшее музыкальное образование, коммерческую музыку и театр, внештатное производство аудио, некоммерческое управление искусством и музыкальный бизнес. Некоторые из этих профессий, например музыкальная терапия, потребуют от вас получения степени магистра и/или дополнительного профессионального опыта.
Какие существуют музыкальные направления?
Вот несколько примеров музыкальных специальностей в колледже:
Бакалавр искусств в области музыки
Если вы хотите получить широкий спектр музыкальных впечатлений и получить гуманитарное образование без узкой направленности, вам может быть правильным для вас. Многие учебные заведения, в том числе North Central College, предлагают степень бакалавра для студентов-музыкантов, интересующихся такими темами, как мировая музыка, музыкальные технологии, этномузыкология, история музыки и другие музыкальные факультативы.
Вы получите опыт исследовательской и писательской деятельности, что идеально соответствует вашим творческим и академическим интересам. Вы также можете закончить музыкальную специальность, чтобы дополнить другую специальность исполнительского искусства или бизнес-дисциплину для карьеры в коммерческой музыке.
Бакалавр искусств в области музыкального исполнения
Если вы хотите продолжить карьеру исполнителя, преподавателя в частной студии или композитора, вам следует выбрать специальность в области музыкального исполнения. Вы сосредоточитесь на повышении своих исполнительских навыков с помощью обширной практики, а также постоянных уроков в рамках частных занятий.
Это путь, которому нужно следовать, если вы хотите развить свой личный музыкальный стиль, готовясь к следующим шагам, чтобы стать профессиональным музыкантом. Многие студенты планируют поступать в аспирантуру по исполнительским или дипломным программам артистов в других университетах, консерваториях или музыкальных школах.
В рамках этой специальности вы будете специализироваться на вокале, инструментальной музыке или игре на фортепиано в соответствии с вашими талантами и целями после окончания учебы. Вы должны ожидать прослушивания для поступления на эту специальность. Ба. в музыке (композиции) аналогична тем, что вы ожидаете представить образцы своей творческой работы, но не включает прослушивание выступления.
Специалистам по музыкальному исполнительству обычно требуется пройти строгие основные курсы по теории музыки, истории, технике/педагогике и прикладным урокам с использованием своего основного инструмента или голоса. Вы также должны будете участвовать в большом ансамбле с вашим основным инструментом или голосом и исполнить старший сольный концерт.
Изучение джаза
Если вам нравится джаз, поищите колледж или университет, предлагающий программу обучения на степень или специальное направление в области изучения джаза. Это предназначено для студентов, которые хотят продолжить карьеру в качестве джазовых исполнителей, аранжировщиков, композиторов или преподавателей джаза, а также для студентов, планирующих поступить в аспирантуру в смежных областях. Ожидайте прохождения строгого ядра курсов, таких как джазовая гармония и слуховые навыки, джазовая импровизация, история джаза, а также курсы джазовой аранжировки и композиции.
Скорее всего, вам придется брать уроки в студии и участвовать как в небольших комбо, так и в больших ансамблях. Прослушивание обычно требуется для поступления на программу изучения джаза.
Музыкальное образование/преподавание
Музыкальные специальности, получающие педагогическую степень, разовьют навыки, связанные с управлением школьными группами, хорами и оркестрами.
Преподавание музыки в государственных школах (а также в некоторых частных и независимых школах) почти всегда требует наличия степени бакалавра и лицензии на музыкальное образование. North Central College предлагает профессиональную степень и лицензию pre-K через среднюю школу в области инструментального или хорового образования.
Если это ваша карьерная цель, вам необходимо начать подготовку сразу же, в течение первого года обучения в колледже, совмещая профессиональную подготовку с опытом преподавания в классе. Даже с учетом требований к лицензированию и преподаванию все еще можно получить степень в течение четырех лет в Северо-Центральном колледже, хотя для некоторых программ требуется пять лет.