Сулейманова Айгуль Амировна — Синквейн
Синквейн
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Синквейн строится так:
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных , которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы;
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
Составление синквейна
Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.
Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное слово. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».
Соответственно, первая строка – «мыло».
Вторая строка– два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».
Третья строка– три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».
Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля, который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий, вкус противный».
И, наконец, последняя строка – вывод. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».
Что получилось в итоге?
Мыло.
Прозрачное, клубничное.
Моет, пахнет, пузырится.
Запах сладкий, вкус противный.
Разочарование.
Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.
Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.
Зачем составлять синквейн в школе
Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.
Синквейн – примеры по разным предметам
Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.
Пример синквейна на тему «глагол»:
Глагол.
Возвратный, совершенный.
Описывает действие, спрягается, повелевает.
В предложении обычно бывает сказуемым.
Часть речи.
Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.
По окружающему миру учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по предмету будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.
Пример синквейна на тему «лягушка»:
Лягушка.
Земноводная, зеленая.
Прыгает, мечет икру, ловит мух.
Видит только то, что движется.
Скользкая.
Например, синквейн на тему «война» может быть таким:
Война.
Страшная, бесчеловечная.
Убивает, разоряет, жжет.
Мой прадед погиб на войне.
Память.
Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.
«Синквейн» в социальном проектировании — Сеть ресурсных центров НКО
Семченко Татьяна Олеговна
заместитель директора, Городской центр образования, координатор проектов по инклюзивному образованию и социальной рекламе
Разработка социально-значимого проекта и написание заявки на конкурс грантов – дело с одной стороны непростое, с другой очень увлекательное. На этом пути мы часто встречаемся с муками творчества. Как сформулировать название проекта, чтобы отображало суть, и было кратким и запоминающимся? Как описать проект в аннотации без лишней «воды», логично и последовательно? Как быть, когда пришло состояние творческого «ступора», голова совсем не работает, а до «дедлайна» осталось совсем немного? Я предлагаю вам познакомиться с технологией «Синквей», которая помогает мне в подобных ситуациях и которую может применить каждый.
Синквейн был придуман в начале XX века американской поэтессой, которую впечатлили японские миниатюры хокку и танка. Затем синквейн стал использоваться в школах. Специалисты полагают, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. В Россию эта технология пришла в 1997 году. Она обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу), развивает творческие способности и получается у всех. Времени на составления синквейна требуется совсем немного. И выходит, что он может нам пригодиться!
Существуют разные формы синквейна, я предлагаю познакомиться вам с одной, самой простой. Схема построения синквейна:
1 строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово. Обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь;
2 строка — два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта;
3 строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта;
4 строка — фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
5 строка — одно слово, резюме, характеризующее суть предмета или объекта (существительное)
Например, мы пишем заявку и нам надо оформить краткое описание проекта. Проект обширный, много мероприятий. А количество слов ограничено. Что описать, что опустить? Пробуем использовать синквейн. Первая строка – существительное, мы обозначаем благополучателей проекта, в моем примере это «дети с ОВЗ». Вторая строка – два прилагательных, характеризующих детей с ОВЗ в проекте. Как на них повлияет мой проект? Проект будет развивать их творческие способности через конкурс талантов и раздвинет их границы – даст возможность путешествовать в пределах региона. Свобода перемещения, свобода самовыражения, свобода общения и т.д. У меня получилось – «свободные» и «творческие». Мне начинает нравится то, что получается. Третья строка – три глагола. Продумывая эту строку, выбираю ключевое мероприятие проекта и описываю цепочку событий, подводящую к нему. Дети с ОВЗ с помощью педагогов готовят творческие номера, проходят отбор на местном уровне, затем представляют себя на региональном фестивале, получают награды. Получается «едут», «выступают» и «побеждают». В четвертой строке мне нужно описать мое отношение к тому, что будет происходить на фестивале.
Дети с ОВЗ
Свободные, творческиеЕдут, выступают, побеждают
Хочется разделить их радость
Фестиваль.
После переработки в такой творческой форме основных моментов нашего социально-значимого проекта не составит труда сформулировать и кратко описать его суть или придумать название. Исходя из нашего синквейна, получилось такое название проекта – «Фестиваль. Радость без границ».
Технология проста и доступна для каждого. Не требуются литературные таланты. Минимум творческих способностей.
Синквей
Просто и легко
Формулирует, обобщает, помогает
Интересный метод в копилку
Эффективно!
Попробуйте составить синквейн на тему своего проекта. Не один, а несколько. Я уверена, что эта технология поможет вам, освежит мышление, даст толчок творчеству, сдвинет процесс с «мертвой точки». Удачи всем!
Дата публикации: 15.11.2019 Количество просмотров: 870
Знаете ли вы, что такое поэма Синквейн?
Здравствуйте, читатели! Здесь мы получаем некоторые интересные темы и больше интереса для детей младшего возраста. Поскольку это подходящий возраст для введения термина, мы здесь, чтобы обсудить его со всеми вами. Без дальнейших загадок перейдем непосредственно к теме поэмы синквейн. Вы когда-нибудь слышали об этой теме? Здесь мы должны познакомить вас с этим термином и подробно рассмотрим его в этом блоге.
Что такое Синквейн Поэма?
Как следует из названия Синквейн, По сути, это стихотворение из 5 строк! Произношение поэмы синквейн – Синквейн произносится как Син-Кейн. Так легко произносится для детей.
Типы стихов синквейна
1.
Оригинальный конквейнНа основе слогов стихотворение классифицируется на основе количества слогов в стихотворении. Он выглядит следующим образом:
2. Обратный синквейн
Эта форма синквейна представляет собой перевернутую форму узора, который мы делали раньше. Это следует прямо противоположной последовательности, которую мы делали раньше. Получается так:
3. Поэма «Зеркальный синквейн»
В этом стихотворении сначала идет синквейн-оригинал, за которым следует синквейн-перевертыш. Он состоит из 10 строк и звучит так:
Строка 1: 2 слога.
Строка 2: 4 слога.
Строка 3: 6 слогов.
Строка 4: 8 слогов.
Строка 5: 2 слога.Строка 6: 2 слога.
Строка 7: 8 слогов.
Строка 8: 6 слогов.
Строка 9: 4 слога.
Строка 10: 2 слога.
4. Бабочка Синквейн
Состоит из 9 строк. В этом стихотворении последняя строка первого исходного синквейна слита с первой строкой оборотного.
Строка 1: 2 слога.
Строка 2: 4 слога.
Строка 3: 6 слогов.
Строка 4: 8 слогов.
Строка 5: 2 слога.
Строка 6: 8 слогов.
Строка 7: 6 слогов.
Строка 8: 4 слога.
Строка 9: 2 слога.
5. Корона Синквейн
В этом формате мы объединяем все пять форм, чтобы сделать большое стихотворение из 25 строк.
6. Гирлянда Cinquain Poem
Как следует из названия, она состоит из серии из 6 синквейнов, в которых последний состоит из строк первых пяти.
7. Дидактический синквейнСтрока 1: Первая строка из первой строфы.
Строка 2: Вторая строка из второй строфы.
Строка 3: Строка третья из третьей строфы.
Строка 4: четвертая строка из четвертой строфы.
Строка 5: Пятая строка из пятой строфы.
Популярной формой стихотворения, используемой в начальных школах, является дидактический тип. Эта форма — одна из лучших и простых, которую мои дети любят изучать в игровой форме. Это стихотворение не является тактическим и не включает в себя слоги и ударения, а основано на простых строках, которые мы подробно обсудим в следующих блогах.
Счастливые поэты!
Мы будем рады, если вы поделитесь с нами своими идеями для написания стихов о синквейне! Итак, вот и все для наших маленьких поэтов с удивительной возможностью узнать об этой интересной теме. Надеюсь, вам понравится эта часть нашего учения, и вы обязательно поделитесь ею со своей семьей и друзьями, чтобы вскоре наши маленькие ученики стали милыми маленькими поэтами!
Читайте также: 10 способов научить детей словам. План урока
Подписывайтесь на нас: Facebook | Инстаграм | Твиттер | Ютуб | Пинтерест
Tinydale находится на YouTube. Нажмите здесь, чтобы подписаться на последние видео и обновления.
Бесплатные растения, Синквейн Поэзия и Грязные слова
Как и было обещано, вот несколько заданий по грамотности и математике на тему растений! Извините, что не опубликовал их прошлой ночью… Я заснул… полностью одетый!!!!… в 8:30 и не вставал с постели, чтобы переодеться в пижаму, до 2 часов ночи! Все эти поздние, бессонные ночи настигли меня!!! Нажмите на картинку для загрузки 🙂 Графика предоставлена Scrappin Doodles.
У меня не так уж много действий на станции, потому что я использую все из отдела изобилия растений Келли и Дайан! В воскресенье вечером я был в затруднительном положении … Я провел все выходные, отмечая свое только что исполнившееся 3 года, и не уделял много времени планированию! Ой! Я быстро нажал «купить» и могу сказать вам… спас.мою.ЖИЗНЬ!!!!! Охмислово… определенно ДОЛЖЕН ИМЕТЬ, если вы изучаете растения! Все нравится!!! Моим детям тоже все нравится! Поскольку мы изучаем растения И орфографию oi/oy, я решил, что на этой неделе будет весело поработать над грязными словами! Я украл немного земли у мистера Супруга и заполнил ею несколько разных противней, а дети попрактиковались в написании своих слов «ой» в ПОЧВЕ 🙂 Им нравилось пачкаться!!! Мы также используем наши фальшивые МОНЕТЫ, чтобы практиковаться в написании слов «ой»! Мы по-прежнему ЛЮБИМ поэзию, и на этой неделе я решил представить стихи о синквейне. {