Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»
Риски психологической безопасности личности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на этапе профессионального обучения
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.132–143
Худякова Т. Л. Гридяева Л.Н. Клепач Ю.В. Петросянц В.Р.
подробнееСкачать PDF
180
Система профессиональной подготовки психологов МЧС России
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.116–131
Шойгу Ю. С.
подробнееСкачать PDF
151
Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий
Национальный психологический журнал 2022.
Лобанова Т. Н.
подробнееСкачать PDF
97
Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.91–101
Бояринов Д.М. Губайдулина Л.М. Новикова Ю.А. Качина А.А. Барабанщикова В.В.
подробнееСкачать PDF
240
Хронический стресс и временная саморегуляция у ме- неджеров по продажам
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.80–90
Широкая М.Ю. Горбатых М.В.
подробнееСкачать PDF
168
Адаптивность как предиктор изменений функциональных состояний участников морской научной экспедиции в Арктику
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.65–79
Симонова Н.Н. Тункина М.А. Корнеева Я.А. Трофимова А.А.
подробнееСкачать PDF
57
Вклад диспозициональной осознанности в сопротивление острому и хроническому стрессу у медицинского персонала в период пандемии COVID’19
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.53–64
Блинникова И. В. Матюшин В.В. Гущин М.В. Ланге М.Д.
подробнееСкачать PDF
87
Стратегии самопрезентации в авторских текстах специалистов с разным профессиональным опытом
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.42–52
Абдуллаева М. М.
подробнееСкачать PDF
56
Осмысленность жизни и профессиональный опыт как предикторы профессионального самоопределения будущих педагогов
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.29–41
Белякова Е.Г. Быков С.А.
подробнееСкачать PDF
57
Статус профессиональной идентичности как фактор психологической адаптации личности в юношеском возрасте
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.19–28
Карабанова О.А. Молчанов С. В.
подробнееСкачать PDF65
Профессиональная идентичность в динамике технологического развития информационного общества
Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.9–18
Емелин В.А.
подробнееСкачать PDF
77
Современные тенденции в развитии психологических исследований труда и трудящегося в динамичной профессиональной и организационной среде
Национальный психологический журнал . № . c.3–8
Барабанщикова В.В. Кузнецова А.С.
подробнееСкачать PDF
61
Как слово наше отзовется
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.126-130
Цукерман Г.А.
подробнееСкачать PDF
732
Жизнь с любовью как смысл бытия в экзистенциальной парадигме отношений
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.119-125
Утробина В.Г.
подробнееСкачать PDF
759
Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды
Национальный психологический журнал 2022. № 3. c. 108-118
Лидская Э.В. Панов В.И.
подробнееСкачать PDF
714
Виды мотивов
Ничто в мире не делается просто так. В этом уверено большинство людей. Подобное убеждение касается не только жизненных явлений и закономерностей, но и поступков людей. Чаще всего поступками руководят определенные мотивы. И мы задаемся вопросом почему в определенной ситуации человек поступает так или иначе. Возможно раскрыв суть понятия мотив, нам удастся найти ответы на этот вопрос.
Понятие и виды мотивовМотивация – это внутренне состояние человека, связанное с его потребностями. Мотивы являются движущей силой, которая активизирует физические и психические функции, побуждая человека к действию и достижению поставленной цели. Мотивация и различные виды мотивов делают человека целеустремленным, поскольку цель в большинстве случаев удовлетворяет возникшую в чем-либо потребность.
Различные виды мотивов в психологии рассматриваются как явления, которые становятся поводом для действия. Мотив дает человеку массу переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями, связанными с ожиданиями, либо отрицательными эмоциями из-за неудовлетворения сложившимся положением. Некоторые виды мотивов личности характеризуются наличием материального или идеального предмета, достижение которого является смыслом деятельности. Помимо мотивов существует и такое понятие как стимулы. Это те рычаги, с помощью которых вызываются мотивы. Например, стимулом для человека может являться премия, надбавка к зарплате, а для ребенка стимул это хорошая оценка в школе, за которую родители обещали что-то купить.
Виды мотивов человека делятся на два уровня: мотивы сохранения и мотивы достижения. Чаще всего в своей жизни человек использует мотивы сохранения, где сила эмоций действует незначительное время, а активность направлена в основном на то, чтобы не потерять то, что уже создано. Мотивы достижения требуют от человека постоянной активности, для того чтобы получить желаемое. Для полноты картины рассмотрим существующие функции и виды мотивов.
Функции и виды мотивов
Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих:
- Внешние мотивы. Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.
- Внутренние мотивы. Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.
- Положительные мотивы. Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.
- Отрицательные мотивы. Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.
- Устойчивые мотивы. Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны.
- Неустойчивые мотивы.
Все эти виды мотивов выполняют три основных функции:
- побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать;
- направление деятельности. Функция, с помощью которой человек определяет, за счет чего он сможет добиться цели и удовлетворить свою потребность;
- контроль и поддержание поведения направленного на достижение. Помня о своей конечной цели, человек будет корректировать свою деятельность с учетом её достижения.
Кстати, что касается деятельности, то и здесь существует свой набор мотивов. Он зависит не только от внутренних потребностей человека, но и от его взаимодействия с социальной средой.
Виды мотивов деятельности и взаимодействия с социумом
Деятельность человека является важнейшей жизненной функцией. Мотивы деятельности формируются на основе потребностей человека к достижению определенных жизненных целей.
Поведение человека формируется в зависимости от того, какой конечный итог своих действий он видит. Поскольку нашим основным видом деятельности является работа, то и мотивы здесь ориентированы на сам процесс работы и на ее результат. В первом случае мотивы будут обусловлены определенных условий труда, содержанием работы, качеством взаимоотношений между сотрудниками и возможностью развития способностей. Во втором случае, результат труда будет зависеть от трех основных мотивов:- материальное вознаграждение – это, прежде всего, денежные доходы и уверенность человека в обеспеченности работой и социальной защищенности;
- значимость работы — здесь учитывается мнение о работе семьи, друзей и средств массовой информации, проще говоря, престижность профессии;
- свободное время – важный мотив для творческих людей, а также для тех, кто имеет маленьких детей или совмещает работу с учебой.
Поскольку любая деятельность неразделима с социумом, то не стоит забывать, что существуют и различные виды мотивов взаимодействия.
Однако превыше всех видов мотивов, формирующих поведение человека, стоит «самомотивация». Это внутреннее самоощущение человека, которым он руководствуется в каждом поступке. Для успешной деятельности человеку необходимо контролировать себя, обеспечить режим, в котором любая деятельность будет плодотворной. Именно из самомотивации рождаются другие виды мотивов, способствующих достижению поставленных целей.
Похожие статьи
Как добиться успеха в жизни? На сегодняшний день практический невозможно встретить человека, который бы не хотел добиться успеха в жизни. Тем более, что под словом «успех» не подразумевается наличие большого количества денежных знаков, ведь успех – это радость от достижения своих целей и реализации планов. |
Мотивирующие фильмы Нам не всегда хватает своих внутренних сил на преодоление каких-либо препятствий или решения жизненных проблем. В таком случае хорошим подспорьем могут стать различные мотиваторы в виде книг и мотивирующих фильмов. И именно последним мы решили посвятить наш сегодняшний материал. |
Топ-20 советов для поднятия мотивации Ни для кого не секрет, что для того, чтобы добиться своей цели, необходим мощный стимул. И даже если в начале вашего пути энтузиазм просто зашкаливает, может пройти не так много времени и от него не останется и следа. В таком случае вам могут наши 20 советов для поднятия мотивации. | Как победить лень и апатию? На всех нас иногда накатывает чувство апатии и лени, да так что не просто делать ничего не хочется, а даже говорить с кем-то в тягость. Зачастую наш организм именно таким образом сигнализирует, что он крайне измотан и после отдыха вы вновь вернёте себе покой и жизнерадостность. Но что делать, если этого так и не произошло? |
Мотив справедливости — IResearchNet
Определение мотива справедливости
Мотив справедливости — это идея о том, что у людей есть основной мотив достижения справедливости; то есть у людей есть потребность верить, что они получают то, что заслуживают. Исследования мотива справедливости подчеркивают важность справедливости для людей как самоцели. Его истоки лежат в базовом понимании, которое люди формируют в раннем возрасте относительно того, какой мир они должны принять, если хотят получить то, что заслуживают. Доказательства потребности людей в справедливости были получены в результате исследований, изучающих реакцию людей на несправедливость. Есть также основания полагать, что иногда, когда люди беспокоятся о справедливости, это является результатом другой потребности или беспокойства, которые у них есть, и в этом случае мотивация справедливости проистекает из других мотивов.
Правосудие и психология
Полезно начать обсуждение мотивации справедливости с самой концепции справедливости. Исследователи-психологи подходят к теме справедливости иначе, чем юристы и философы права, и часто иначе, чем она проявляется в повседневной жизни людей, где справедливость обычно ассоциируется с законом, полицией и судами.
Для психологов справедливость заключается в мыслях и чувствах людей по поводу отношения между ценностью людей и их результатами. Психологические исследования справедливости основаны на наблюдении, что люди хорошо оценивают других людей, с одной стороны, и оценивают свой опыт (например, выигрыш в лотерею, обретение любви, заболевание) и ресурсы (например, богатство и материальные ценности) с другой стороны. Другой. Психологи рассматривают опыт и ресурсы, объединенные как результаты человека.
Люди могут быстро решить, хороший это человек или плохой; действительно, это одна из первых вещей, которые люди хотят знать. Конечно, у каждого человека есть и оценочное ощущение себя как хорошего или не очень человека, именуемое в психологии самооценкой. Люди также умеют оценивать результаты. Болеть для большинства людей — плохо, а получать прибавку к зарплате — хорошо.
При рассмотрении вопроса о справедливости возникает вопрос, как оценки человеком людей (включая самих себя) совпадают с его или ее оценкой их результатов? Когда хороший человек (например, вы, хороший читатель) получает хороший результат, например значительное повышение зарплаты, другие считают ситуацию справедливой, потому что в их оценке человека и его результатах есть соответствие: хорошо с хорошим. Однако, когда тот же хороший человек переживает плохой исход, например увольнение с работы, другие будут склонны рассматривать ситуацию как несправедливую, потому что оценки противоречивы: хорошее с плохим. Люди так же чувствительны к результатам плохих людей. Когда плохой человек, такой как преступник, имеет хорошие результаты, такие как комфортная жизнь, люди считают ситуацию несправедливой, но когда тот же плохой человек переживает плохой опыт, например, теряет все свои деньги, ситуация справедлива.
Конечно, есть много интригующих вариаций и сложностей в том, как люди думают и думают о справедливости, включая относительный характер суждений о справедливости; то, что один человек считает справедливым и честным, часто отличается от того, что другие считают справедливым. Как вы можете себе представить, эта относительность имеет множество интересных следствий, но в этой статье мы отложим в сторону эти аспекты справедливости и обратимся к ее основному фокусу: мотивации справедливости.
Мотивация справедливости
Почему людям важна справедливость? Психологи, заинтересованные в ответе на этот вопрос, часто подходят к нему с точки зрения мотивации. Когда человек демонстрирует потребность или желание достичь цели, другие говорят, что он мотивирован. С точки зрения мотивации, люди заботятся о справедливости из-за потребности испытывать справедливость в своей жизни и в своем социальном мире. Откуда берется потребность в справедливости? Интересно, что психологические исследования выявили ряд возможных причин, которые можно разделить на две категории в зависимости от преследуемой цели.
Некоторые ученые утверждают, что правосудие — это конечная цель людей, самоцель. В этом случае потребность в справедливости понимается как отдельный мотив, который не может быть сведен к другим мотивам, например корысти. Это важно, потому что повышает вероятность того, что люди иногда могут быть мотивированы на достижение справедливости за счет личных интересов. Подход конечной цели к мотивации справедливости — это тот, который утверждает, что с психологической точки зрения имеет смысл говорить об отдельном мотиве справедливости.
Второй подход к мотивации справедливости предполагает, что когда люди демонстрируют потребность в справедливости, они делают это как средство достижения другой цели. Другими словами, справедливость является скорее инструментальной, чем конечной целью. Так было бы, например, в том случае, если люди верят, что соблюдение правил справедливости поможет максимизировать их результаты: «Если все будут играть по правилам, мы все получим то, что хотим». Инструментально-целевой подход к мотивации справедливости означает, что когда у людей появляется потребность в справедливости, эта потребность является производной от другой потребности или беспокойства. Список потребностей людей, которые могут вызвать второстепенную заботу о справедливости, продолжает расти, и личные интересы, возможно, находятся в верхней части списка. Ряд теорий психологической справедливости предполагают, что личный интерес является центральной целью, которую люди пытаются достичь; теории различаются в зависимости от того, преследуется ли корыстная мотивация для личной выгоды в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Краткосрочная точка зрения состоит в том, что люди будут вести себя справедливо, когда это отвечает их личным интересам, и несправедливо, когда это не соответствует их интересам. Долгосрочная точка зрения указывает на то, что потребности личного интереса должны удовлетворяться в контексте продолжающихся отношений с другими, что порождает социальный обмен взглядами на справедливость и личный интерес. Если люди вступают в отношения с другими, мотивированные на получение ресурсов с течением времени, в их собственных интересах придерживаться правил социального обмена (справедливости), которые определяют, как будут распределяться ресурсы и какие процессы будут использоваться для принятия решений.
Другие, менее ориентированные на ресурсы теории предполагают, что потребность людей в справедливости возникает из других забот, таких как желание быть положительно оцененным другими, потребность в контроле, опасения, связанные с неопределенностью, и основная забота о морали. Изучение этих различных точек зрения выходит за рамки данной статьи, но их количество и разнообразие подчеркивает сложность мотивации справедливости. Таким образом, когда кто-то выражает беспокойство по поводу справедливости, полезно помнить, что его или ее беспокойство может отражать базовую потребность в справедливости или проистекать из другого беспокойства, такого как увеличение шансов получить то, что он или она хочет, или получение уважительного отношения от другие, чтобы чувствовать себя ценными.
Мотив справедливости
Идея о том, что у людей есть основной мотив справедливости, была охарактеризована как потребность верить в то, что люди получают то, что они заслуживают. Поскольку люди в этом контексте относятся как к себе, так и к другим, потребность, по сути, означает, что люди должны верить в справедливый мир, в котором не только они испытывают справедливость в своей жизни, но и где также важно, чтобы другие также испытывали справедливость.
Беспокойство людей о справедливости в мире помогает объяснить, почему люди могут быть расстроены несправедливостью, происходящей с другими людьми, которых они не знают и которые могут жить далеко и в условиях, очень отличающихся от их собственных. Неудивительно, учитывая это описание, что наиболее обширное теоретическое описание мотива справедливости исходит из теории справедливого мира, теории, которая в течение многих лет разрабатывалась и исследовалась социальным психологом Мелвином Лернером.
Истоки мотива справедливости
Согласно Мелвину Лернеру, мотив справедливости берет свое начало в осознании людьми, которые развиваются в детстве, что для того, чтобы иметь то, что они хотят в жизни, они должны участвовать в деятельности в настоящем, которая, как они предполагают, приведет к выплаты в будущем. Другими словами, люди начинают понимать отсрочку удовлетворения. Многие из наград, которые они ценят больше всего, например успешная карьера, требуют от них работы для достижения будущей цели. С точки зрения справедливости, люди предполагают, что, будучи хорошими людьми, работающими ради будущего вознаграждения, вознаграждение на самом деле будет получено, когда наступит момент в будущем, потому что к этому моменту они его заслуживают.
Предположение, на котором основано это рассуждение, является основой мотива справедливости. Чтобы люди верили, что в будущем они получат вознаграждение, которого они заслуживают, они также должны верить, что живут в мире, где люди действительно получают то, что заслуживают. Действительно, чтобы поддержать усилия людей по достижению своих целей в будущем, они должны верить в такой мир, потому что если они не могут предположить, что люди получают то, что они заслуживают, какой смысл работать для достижения будущих целей? Соответственно, Лернер утверждает, что когда люди в детстве (около 4 лет) достигают момента, когда они начинают понимать отсрочку удовлетворения, они заключают личный контракт с миром. В этом договоре говорится, что для того, чтобы они могли верить в то, что получат то, что заслуживают, они должны в то же время верить, что мир — это справедливое место. Это также то, что делает судьбы других людей важными. Ощущение мира как справедливого места основано не только на собственном опыте, но и на опыте других, и если другие испытывают несправедливость, это угрожает его потребности верить в справедливый мир.
Доказательства мотива справедливости
Наиболее убедительные доказательства мотива справедливости получены в исследованиях, изучающих реакцию людей на несправедливость. Логика следующая: если у людей есть потребность в справедливости, они должны быть мотивированы перед лицом несправедливости реагировать способами, совместимыми с достижением справедливости. Обычная исследовательская стратегия состоит в том, чтобы показать людям сценарии, связанные со страданиями невинной жертвы. Это можно сделать, попросив участников исследования прочитать рассказ или посмотреть видео, где они узнают о том, что что-то плохое случилось с хорошим человеком не по вине этого человека. Подобные переживания создают временное страдание в результате несправедливости, связанной со страданиями жертвы, примерно так же человек испытывает чувство несправедливости и огорчения, когда узнает о страданиях невинных в новостях. Свидетельства несправедливых страданий других людей огорчают, потому что они угрожают вере в справедливый мир.
Если люди мотивированы на достижение цели справедливости в своей жизни, они должны реагировать в таких ситуациях способами, совместимыми с достижением этой цели. Исследование предполагает, что на самом деле это так, но есть несколько интригующе разных способов, которыми люди это делают, некоторые из которых приводят к нежелательным последствиям. Самое простое, что люди могут сделать, — это начать вести себя, восстанавливая справедливость. Например, они могут попытаться выплатить компенсацию невинной жертве или найти справедливость в наказании лица, виновного в несправедливости. Такие поведенческие реакции могут быть очень эффективными, помогая людям поддерживать их веру в справедливый мир, и вполне вероятно, что многие альтруистические поступки, которые мы наблюдаем в жизни, основаны на стремлении к справедливости.
Однако люди не всегда могут устранить несправедливость своими действиями по целому ряду причин: Размер несправедливости слишком велик или слишком далеко, у них нет средств для устранения несправедливости, или они могут предположить, что их усилия будут неэффективными. Означает ли это, что они отказываются от своей потребности верить в справедливый мир, когда сами не могут исправить несправедливость? Ответ психологического исследования — «нет». Вместо действия люди вносят психологические коррективы в то, как они думают о событиях, что позволяет им поддерживать веру. Один из интригующих, но тревожных способов, которыми люди это делают, — обвинять жертву. Путем выборочного рассмотрения фактов люди могут убедить себя в том, что жертва или жертвы каким-то образом несут ответственность за свои страдания и, следовательно, заслуживают своей участи. Если человек может убедить себя, что другие заслуживают их страданий, тогда он устраняет любую угрозу своей способности верить, что мир — это справедливое место. К сожалению, обвинение жертвы является распространенным явлением. Исследование мотива справедливости помогает исследователям понять, почему это так, учитывая важность потребности людей верить в справедливый мир. Есть и другие психологические приспособления, которые люди могут сделать, чтобы служить мотиву справедливости, но важно то, что существуют обширные доказательства того, что люди мотивированы бороться с несправедливостью либо поведенчески, либо психологически, и надежность, с которой они это делают, дает убедительные доказательства мотив справедливости.
Ссылки:
- Hafer, C.L., & Begue, L. (2005). Экспериментальные исследования теории справедливого мира: проблемы, развитие и будущие вызовы. Психологический бюллетень, 131, 128-167.
- Лернер, М. Дж. (1980). Вера в справедливый мир: фундаментальное заблуждение. Нью-Йорк: Пленум.
УЖ — Психология мотивации, воли и эмоций
Предмет психологии мотивации Психология мотивации является одним из фундаментальных направлений психологии, а также имеет большое практическое значение. Его многочисленные подробные теории касаются не только мотивационных, но и эмоциональных и волевых процессов. Для анализа своего предмета – целенаправленного поведения, его направленности, продолжительности и интенсивности – он прибегает к целому ряду различных научных методов исследования, таких как экспериментальные и коррелятивные лабораторные и полевые исследования. Мотивационное поведение объясняется целями, к которым стремятся люди, и тем, что делает их привлекательными. Помимо анализа общезначимых принципов целеполагания и целеустремленности (общепсихологическая перспектива), она также рассматривает различия между людьми в отношении целеустремленности, обусловленные разными типами мотивов (например, мотив достижения, мотив власти, мотив привязанности) (см. перспектива индивидуальных различий). Психологи мотивации исследуют такие вопросы, как: Что заставляет людей стремиться к определенным целям? Что придает смысл целям? Что определяет инициацию и поддержание целенаправленного поведения? Как объяснить тот факт, что люди иногда ставят перед собой недостижимые или непривлекательные цели? Почему люди по-разному выбирают цели? Согласованно ли действуют цели и мотивы в стремлении к цели, и как это потенциальное взаимодействие влияет на мотивацию и благополучие? |
Психология мотивации как эмпирическая наука Психология мотивации — это эмпирическая наука, другими словами, дисциплина, теоретический подход которой основан на наблюдении за фактами и может быть проверен посредством таких наблюдений. (Слово «эмпирический» происходит от греческого и означает получение знаний на основе опыта). Важнейшим эмпирическим методом исследования в психологии мотивации является экспериментальный подход. Эксперименты используются для анализа причинно-следственных связей и основаны на простом основном принципе систематического изменения предполагаемой причины при сохранении постоянными всех других переменных, которые потенциально могут оказывать влияние, и наблюдении за изменением зависимых эффектов. Помимо экспериментов, исследования в области психологии мотивации также прибегают к ряду других эмпирических методов, таких как наблюдение за поведением и интервью. Нейропсихологические и нейрофизиологические методы анализа дополняют разнообразие методов исследования. |
Связь с другими фундаментальными и прикладными дисциплинами Психология мотивации связана со всеми поддисциплинами фундаментальных психологических исследований (когнитивная психология, психология эмоций, психология обучения, психология развития, социальная психология, психология личности). Related Posts |