Метод наблюдения это в психологии: 3. Метод наблюдения в психологии.

Содержание

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Методы социальной психологии

< Лекция 11 || Лекция 3: 123456

Ключевые слова: ясность, поиск, анализ, информация, ПО, поле, связь, переменная, коэффициент корреляции, целый, универсальность, коэффициенты, Личность, вывод, отношение, выборка, очередь, опрос, шумы, опыт, печать, полнота, достоверность, основное средство, значение, программа, группа, ВС, прямой, контроль, деление, значимость, совместная работа, Произведение, слово, параграф, единица, объект

3.1. Этапы социально-психологического исследования

Начинать социально-психологическое исследование необходимо с составления его программы, включая и соответствующий план работы. Первый шаг на данном пути состоит в выборе темы исследования.

Желательно определить тему предстоящей работы как можно более четко. Выбор той или иной темы бывает обусловлен собственным опытом исследователя или его контактами с коллегами, а также чтением специальной литературы. Порой исследователь задумывается над какой-либо теорией, которая, как ему кажется, недостаточно объясняет определенные факты, и принимает решение внести большую ясность.

Теория — это система положений, объясняющих, каким образом и почему те или иные явления связаны между собой. Как отмечает американский психолог С. Франзой, самый главный вопрос для исследователя состоит здесь в том, насколько точно данная теория может предсказать поведение. Во-вторых, необходима «внутренняя согласованность» теории, т.е. не должно быть никаких логических несоответствий или необъясненных странностей среди теоретических идей. Третья черта хорошей теории заключается в том, что она должна быть экономичной, иначе говоря, содержать только те принципы или положения, которые необходимы для объяснения рассматриваемого феномена, но не более. Наконец, четвертым и самым важным свойством хорошей теории является ее фертильность (плодородие) — способность захватывать воображение ученых в такой степени, что идеи этой теории находят проверку и распространение при объяснении широкого разнообразия социального поведения (Franzoi, 1996).

Следующий этап работы исследователя — поиск соответствующей научной литературы и ее анализ. Это делается для того, чтобы получить информацию об исследованиях или содержании научных трудов, посвященных рассматриваемой проблематике. Анализ этих данных позволяет наметить ход предстоящего исследования. Во многих случаях первый и второй этапы исследовательской работы трудно отделить друг от друга. Так, порой психолог не может точно сформулировать тему своего исследования, пока не осуществит соответствующий литературный поиск.

Когда информация, относящаяся к изучаемой проблематике, освоена исследователем в достаточной степени, он обращается к формулированию гипотез. Под гипотезой имеется в виду вытекающее из теории предположение для предварительного объяснения каких-либо явлений. Гипотезы являются логическими следствиями определенной теории. Исследователю необходимо формулировать такие гипотезы, которые затем можно проверить эмпирически.

Следующий этап — выбор исследовательского плана. Обычно выделяют два основных типа исследований, используемых в социальной психологии, — корреляционный и экспериментальный. Они различаются по характеру организации исследования. Корреляционное исследование направлено на выявление взаимосвязи между двумя или большим количеством факторов. При этом исследователь не пытается манипулировать ни одним из этих факторов. В ситуации эксперимента исследователь собирает данные с целью проверки своих гипотез в условиях, которые им контролируются. Таким образом, он имеет возможность манипулировать некоторыми факторами этой ситуации.

Выбор между корреляционным и экспериментальным планом зависит от того, где исследователь намерен проводить сбор информации: в обстановке естественной среды (в «поле») или в лаборатории, где окружающая среда контролируется. Большая часть лабораторных исследований проводится с помощью экспериментального метода. Большая же часть полевых исследований — корреляционные. По данным американских авторов, эксперимент сейчас используется примерно в 75% социально-психологических исследований. Подавляющая часть оставшихся 25% исследований приходится на долю корреляционного метода. Заметим, что в отечественной социальной психологии, по сравнению с американской, соотношение между экспериментальными и корреляционными исследованиями выглядит на сегодняшний день, скорее всего, противоположным образом.

Завершив работу по определению плана исследования и его подготовке, можно приступать к сбору первичной информации. Есть три основных метода сбора данных. Это наблюдение, опросы и анализ различного рода документации (контент-анализ). Прямое наблюдение за различными поведенческими реакциями людей широко используется в экспериментальных исследованиях. Применение корреляционного метода обычно основано на данных опросов в форме анкет или интервью, а также документальной информации, содержащейся, например, в газетных и журнальных статьях, материалах судебных дел, переписей населения.

После того как собраны первичные данные, исследователь обращается к их обработке и анализу. В современной социальной психологии этот этап требует от исследователя знания статистических процедур и компьютерных программ. Итогом всей указанной выше работы является научный отчет.

Дальше >>

< Лекция 11 || Лекция 3: 123456

Роль метода наблюдения в развитии психологии

Случайная страница

О проекте

Прислать материал

Контакты


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1498


Понятие валидности, надежности, объективности Понятие о методе наблюдения

Наблюдение является одним из старейших метод изучения человека, его поведения. Однако, наблюдение это не только метод исследования, но и один из видов восприятия. Можно вести клиническое наблюдение, наблюдать за ребенком, но при этом не производить исследование. Наблюдение как метод психологического исследования призвано выявить новые факты, явления, претендуя на их достоверность, объективность. Можно предположить, что наблюдение возникло в процессе общения людей друг с другом, с целью познания и понимания другого человека, для эффективного взаимодействия и получения желаемого результата. Результаты наблюдений, где есть характеристика человеческой сущности можно найти в пословицах, поговорках, а также в обычаях и традициях народов. К донаучному периоду развития психологии можно отнести использование людьми наблюдения как передачу способов и приемов деятельности. В начале необходимо внимательно наблюдать, запоминая содержание и последовательность действий, сохранить их в памяти, а затем воспроизвести. Исследования М. Мид подтверждают это — дети племени манус не умеют говорить, но уже умеют управлять каноэ.

С развитием психологии как науки в XIX веке и появлением объективного метода — эксперимента, метод наблюдения не потерял свою значимость.

Наблюдение как научный эмпирический метод с конца XIX века получил широкое распространение в клинической, социальной, педагогической психологии, а с начала XX века — в психологии труда. Так, например, были изучены застенчивость, тревожность, саморегуляция и другие явления, возникли такие понятия как «стиль общения», «лидер», внесен существенный вклад в характеристику таких феноменов как эмпатия, ответственность, общительность. Получены данные о психическом развитии детей в младенческом и раннем дошкольном детстве. Большое значение имеют особенности поведения больного человека, характеристику которых можно дать при помощи наблюдения. Также необходимо подчеркнуть роль наблюдения в разработке и совершенствовании других методов психологии. Например, одним из первых этапов процесса создания опросников, анкет является наблюдение. Таким образом, наблюдение используется в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях.

Благодаря наблюдению возможно открывать новые психические феномены, типизировать и обобщать эмпирические данные, давать характеристики категориям, типам людей или отношений. Наблюдение используется как один из этапов при разработке других методов и при объяснении данных, полученных с помощью эксперимента, тестов, анкет. Важную роль играет наблюдение в работе практических психологов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

«Наблюдение» как метод исследования – психология

Вам необходимо убедиться, что вы можете описывать, применять, сравнивать и оценивать следующие виды наблюдения:

  • скрытое и открытое
  • участник и неучастник
  • структурированных наблюдений и натуралистических наблюдений

Также необходимо понимать, что означают следующие термины:

  • подсчет
  • выборка событий и времени

наблюдение-Powerpoint-1 (2)

лист планировщика эссе по наблюдению

Vimeo: Повествование (я рассказываю о наблюдениях в PowerPoint в общей сложности 53 минуты, вы можете сделать это несколькими частями, если это поможет;) извините, это было действительно длинный!)

Контрольный вопрос:

пересмотр-вопрос-1

hilarys-исследование-суеверий (5)

Убедитесь, что вы понимаете все следующие термины:

подсчет; выборка события и времени; скрытый, явный, участник, неучастник; структурированные наблюдения; натуралистические наблюдения

Практические вопросы

  1. Морису нужно было провести наблюдение за своей курсовой работой уровня A. Он решил понаблюдать за языком тела в однополых и смешанных группах. На стенах общей комнаты шестиклассников он повесил таблички с указанием времени проведения обсервации. Морис сидел в углу гостиной и наблюдал за повседневным поведением. Этот тип наблюдения

A структурированный

B натуралистический

C скрыто

D участник

2. Морис создал определения поведения, которое он искал, прежде чем приступить к наблюдению. Затем Морис попросил друга посмотреть вместе с ним телевизионную программу, используя эти определения. Когда Морис и его друг сравнили результаты, они обнаружили, что у них есть большие различия. Разница в баллах в основном связана с

A межоценочной надежностью

B достоверностью задачи

C обобщаемостью

D объективностью

3. Сильная сторона открытых наблюдений заключается в том, что…

Участники A знают, что они принимают участие в исследовании, поэтому могут дать согласие

Участники B с большей вероятностью будут действовать естественно, чем если бы они находились под скрытым наблюдением

C меньше шансов, что характеристики спроса повлияют на результаты

D наблюдатель уже является частью группы, поэтому лучше понимает изучаемое поведение

4. Одним из методов исследования, используемых в подходе к обучению, является метод наблюдения. Одним из видов наблюдения является открытое наблюдение.

и. Опишите метод открытого наблюдения. (3)

ii. Укажите, являются ли следующие четыре утверждения, относящиеся к оценке метода наблюдения, истинными или ложными. (4)

  • Данные могут быть неверными, так как поведение участников может измениться, если они будут знать, что за ними наблюдают
  • Если наблюдатель является частью наблюдаемой группы, его данные более объективны, чем если бы он не был членом наблюдаемой группы
  • Структурированные наблюдения более достоверны, чем естественные наблюдения, поскольку они проводятся в контролируемой среде
  • Если два или более наблюдателя имеют одинаковые результаты, надежность низкая.

5. Укажите одну из сильных сторон использования временной выборки, а не выборки событий (2)

6. Сравните использование открытого и скрытого наблюдения (4)

7. Укажите одну сильную и одну слабую сторону включенного наблюдения (4)

Все материалы на этом сайте предназначены для исключительного использования преподавателями и студентами психологии.

Любое несанкционированное копирование или размещение материалов с этого сайта является нарушением авторских прав и может привести к судебному преследованию против вас.

© Amanda J Wood, 2016-2017

Нравится:

Нравится Загрузка…

Понимание психологии: описательный метод

Кэтрин А. Сандерсон, Амхерстский колледж

Многие из наиболее распространенных вопросов в психологии изучаются с помощью описательных методов, то есть методов, которые наблюдают и записывают определенные мысли, убеждения, эмоции или поведение. . Описательные методы исследования, как правило, довольно просты в использовании и не требуют дорогостоящего оборудования или места. Используя описательный метод, можно исследовать людей в реальном мире, чтобы можно было измерить их реальное поведение.

Естественные наблюдения можно использовать для сравнения гендерных различий в агрессивности, наблюдая за детьми на игровой площадке. (Изображение: BearFotos/Shutterstock)

Опросы

Наиболее часто используемый тип описательного метода в психологии — это опрос, в котором людей просто просят сообщить о своих мыслях, чувствах и поведении.

В ходе опроса изучалось, как уровень эмпатии американских студентов колледжей изменился за 30-летний период, с 1979 по 2009 год. В ходе опроса студентов просили оценить свое согласие с различными утверждениями, такими как: «Иногда я постарайся лучше понять моих друзей, представляя, как все выглядит с их точки зрения». Результаты не были обнадеживающими.

Студенты показали снижение эмпатии на 48% и снижение способности воспринимать чужую точку зрения на 34%.

Эта статья взята непосредственно из видео серии Введение в психологию . Смотрите прямо сейчас на Wondrium .

Примеры из практики

Другим типом описательного метода, очень распространенным в первые десятилетия психологических исследований, является исследование случаев, основанное на тщательном изучении одного или нескольких людей, чтобы понять, что вызывает их поведение. Например, большая часть наших ранних знаний об организации мозга была получена на основе тематических исследований людей, перенесших травму определенной части головы.

Точно так же понимание того, как язык развивается в раннем возрасте, пришло из исследования случая девочки по имени Джини, которая была заперта в маленькой комнате в течение многих лет, прежде чем, наконец, была освобождена и познакомилась с нормальным языком.

Спорные теории Зигмунда Фрейда о развитии личности — яркий пример потенциальной ненадежности тематических исследований. (Изображение: Max Halberstadt/Public domain)

Спорные теории развития личности Зигмунда Фрейда являются ярким примером потенциальной ненадежности тематических исследований. Фрейд развивал свои идеи в основном на основе сравнительно небольшого числа исследований пациентов после месяцев или даже лет терапевтических сеансов, и эти теории больше не получили широкого признания.

Однако сосредоточение внимания только на нескольких примерах по своей сути имеет недостатки. Во-первых, размер выборки невелик, поэтому трудно обосновать общие выводы. Во-вторых, предвзятость экспериментатора всегда может повлиять на результаты.

Тем не менее тематические исследования продолжают предоставлять информацию об относительно редких событиях и уникальных популяциях. Например, начиная с 2002 года тематические исследования профессиональных спортсменов, получивших сотрясение мозга во время занятий спортом, а затем покончивших с собой в результате самоубийства, предоставили ранние данные о длительных последствиях травмы головы и привели к дальнейшим исследованиям, подтверждающим необходимость предотвращения таких травм.

Натуралистическое наблюдение

Другим типом описательного метода является натуралистическое наблюдение, при котором исследователи наблюдают и оценивают взаимодействия в реальном мире. Естественные наблюдения можно использовать для сравнения гендерных различий в агрессии, наблюдая за детьми на игровой площадке, или для оценки того, тратят ли люди больше времени на мытье рук перед выходом из туалета, если они считают, что кто-то наблюдает за ними.

Чтобы выяснить, различаются ли страны по общему «темпу жизни», в первом исследовании использовались натуралистические наблюдения для измерения средней скорости ходьбы случайно выбранных людей в самом большом городе в 31 стране в первой половине XIX в. 90-е.

Исследователи обнаружили довольно существенные различия. Людям в Дублине, Цюрихе и Амстердаме потребовалось менее 12 секунд, чтобы пройти 60 футов, а людям в Бухаресте и Рио-де-Жанейро потребовалось почти 17 секунд.

Такое исследование может рассказать нам о более широких культурных нормах, чем просто культурные различия в скорости ходьбы; он может сказать, насколько спешат люди, в зависимости от того, где они живут.

Ограничения описательных методов

Однако все описательные методы также имеют некоторые ограничения в отношении того, что они могут нам сообщить. Во-первых, мы склонны обобщать на основе единичного опыта. Но наше внимание могут привлечь уникальные примеры, которые заставят нас вообразить более масштабную закономерность или тенденцию, которая на самом деле не имеет места.

Итак, может быть, кто-то знает кого-то, кто много лет курил и у него никогда не было рака. Этот один пример, конечно же, не опровергает значительные научные данные, показывающие сильную связь между курением и раком.

Еще одна проблема с некоторыми типами натуралистических методов заключается в том, что присутствие наблюдателя может иногда влиять на точное поведение, которое он пытается измерить. Однажды консультант факультета одного братства рассказал, как он был обеспокоен потенциальными опасностями образа жизни братства — чрезмерным употреблением алкоголя, сексуальной активностью и т. д. — и поэтому решил провести там неделю.

В конце концов он был очень рад сообщить всем родителям, что он наблюдал за группой молодых людей, уделяющих первостепенное внимание учебе и оказывающих ценную поддержку друг другу. Ясно, что поведение, наблюдаемое консультантом факультета, возможно, не было полностью репрезентативным для поведения в те недели, когда он не проживал в братстве.

Непоследовательные ответы

Третье довольно распространенное беспокойство по поводу описательных методов заключается в том, что иногда люди могут непреднамеренно давать неправильные или непоследовательные ответы. И марафонцы, и роженицы оценивают свои ощущения боли сразу после марафона или родов как более болезненные, чем когда их спрашивают о том, что они помнят об этом событии по прошествии времени.

Описательные методы также очень уязвимы из-за того, что люди намеренно склонны занижать некоторые вещи, такие как употребление наркотиков или просмотр порно, и завышать другие, такие как чтение книг или использование зубной нити.

Из-за этих недостатков исследователи почувствовали необходимость поиска других способов наблюдения. Технический прогресс помог в этом. Это позволило исследователям получить представление о мыслях, чувствах и поведении людей путем косвенного наблюдения за поведением. Это решило проблему склонности людей преднамеренно или непреднамеренно представлять себя в ложном свете.

Общие вопросы о понимании психологии: описательный метод

В: Какой тип описательного метода наиболее часто используется в психологии?

Наиболее часто используемый тип описательного метода в психологии – опрос.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts