Наблюдение и эксперимент на уроках биологии — «Мәгариф» журналы
Лилия НАСИБУЛЛИНА, учитель биологии и химии I квалификационной категории Трудовой основной школы Нижнекамского района
Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Однако проблема познавательного интереса в педагогике и методике биологии на сегодняшний день продолжает оставаться недостаточно исследованной.
С целью формирования познавательного интереса учащихся, активизации их деятельности на уроках биологии использую различные методы и приемы обучения, в т.ч. организацию наблюдений и экспериментов. Исхожу из того, что наблюдение — один из важнейших методов обучения биологии, основанной на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса и способствующий формированию у школьников таких приемов мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На основе наблюдений учащиеся овладевают практическими умениями: проводить измерения, работать с микроскопом и готовить микропрепараты, определять названия растений и животных, их систематическое положение, составлять коллекции и др.
Особенность организации наблюдений и их эффективность зависят от правильно составленной инструкции, по которой работают учащиеся. Поэтому в заданиях-инструкциях я указываю, на какие признаки и явления необходимо обратить внимание, что следует сравнить, какие выводы сформулировать.
Методику проведения наблюдений использую на уроках и лабораторных занятиях, на экскурсиях в природу и сельскохозяйственное производство, в уголке живой природы, во внеклассной работе. Ее особенность состоит, прежде всего, в использовании регионального материала о растениях и животных, которых, с одной стороны, служит базой для конкретизации теоретических понятий, а с другой — повышает интерес к изучаемому материалу, формирует положительное отношение к предмету.
При организации руководствуюсь следующими требованиями:
• четко определить цель наблюдения;
• правильно выбрать объект наблюдения;
• мобилизовать деятельность школьников на выявление существенных признаков объектов и явлений, установление их взаимосвязи;
• ориентировать учащихся на фиксацию результатов наблюдений.
Ниже привожу пример наблюдений, которые я рекомендовал учащимся во внеурочное время: «Проведите наблюдение за развитием моркови: от посева семян до образования плодов. Выясните, в каких условиях нуждается данное растение: на какую глубину заделывают семена, как влияет температура, влажность, освещенность на рост и развитие растения, какие агротехнические приемы используют при его выращивании».
Результаты наблюдений, проводимых учащимися, используем при изучении разделов «Растения» (конкретизация на местных примерах материала о росте и развитии растений, разнообразие плодов, систематике растений).
Наблюдения за жизнью растений и животных своего края позволяет реализовать краеведческий принцип в обучении: изучать виды, наиболее знакомые учащимся и доступные для общения с ними, проводить селекционные работы на местных видах растений и животных, конкретизировать теоретические положения региональным материалом, краеведческими сведениями. Изучение биологического материала на примере местных видов способствует повышению познавательного интереса школьников к курсу биологии, к познанию природы родного края, усиливает воспитательный потенциал биологического образования в целом.
Формирование у учащихся познавательного интереса особенно велика роль эксперимента. В отличие от наблюдения эксперимент требует более сложной учебной деятельности школьников. Эксперимент имеет большое познавательное и воспитательное значение, так как убеждает в реальности существования биологических процессов и явлений, требует поиска путей познания живой природы, приучает школьников к аккуратности, точности, развивает их мышление, пробуждает интерес к предмету.
В курсе биологии многие опыты учителя проводят в форме демонстрации, в то время как большее воспитательное и познавательное значение имеют опыты, которые ставят сами ученики. Я стараюсь использовать именно такие опыты, приучая учащихся формулировать цель опыта, определять технику его закладки, выдвигать гипотезу о том, какими могут быть результаты, делать вывод на основе полученных результатов.
В разделе «Растения» учащиеся самостоятельно проводят следующие опыты сельскохозяйственной направленности, характерной для своего региона: «Условия прорастания семян», «Дыхание семян», «Значение семядолей в питании проростка», «Влияние глубины заделки семян на развитие проростка», «Развитие боковых корней», «Развитие придаточных корней», «Верхушечный рост корня», «Прищипка главного корня», «Значение воздуха для дыхания корней», «Поглощение корнем воды», «Рост листа», «Дыхание листьев», «Испарение воды листьями» и др.
Рассмотрим методику проведения некоторых опытов по теме «Корень».
Перед учащимися ставится цель: выяснить, какой частью корень растет в длину. Опыт закладывается за 2 — 4 суток до урока.
В качестве объектов и оборудования используем: проростки бобов, фасоли, тыквы, арбуза; влажную камеру, приготовленную из банки, лезвие, канцелярские булавки, миллиметровую линейку, черную тушь.
Пользуясь рекомендациями по закладке опыта, описанными во всех учебниках, учащиеся наносят метки по всей длине корня на ровном расстоянии и закрепляют проросток с корнем с помощью канцелярской булавки во влажной камере.
Результат опыта можно наблюдать через 2 — 4 дня на участке корня, расположенном ближе к верхушке, расстояния между метками увеличились, а у основания остались прежними. Учащиеся делают вывод о росте корня в длину верхушкой. После этого выясняется причина роста корня верхушкой — наличие в этой части образовательной ткани.
При постановке опытов используем растения, выращиваемые на пришкольном учебно-опытном участке, по возможности опыт сравниваем с контролем, для чего выделяли делянки с одинаковой по составу и плодородию почвы для опытных и контрольных растения (например, опыты по выяснению условий, необходимых для укоренения черенков, по вегетативному размножению растений и др. ).
Результаты опытов учащиеся фиксировали в тетради в виде записей, зарисовок, схем, таблиц, фотографий и кратко формулировали вывод на основе полученных результатов.
Несмотря на то, что эксперимент — один из наиболее сложных и трудоемких методов обучения, его роль в активизации познавательной деятельности учащихся, формирования интереса к биологии огромна.
Алгоритм наблюдения:. Суперпамять, или как запомнить, чтобы вспомнить
Алгоритм наблюдения:
1) эмоциональное впечатление о предмете:
? что напоминает?
? нравится или нет?
? что конкретно нравится?
какие вызывает эмоции и ощущения?
2) рациональное восприятие:
? геометрическая форма,
? размеры и пропорции,
? общая структура (вид, внешность, стиль, цвет и т. д.),
? детали,
? мелкие детали,
на что похожа каждая из них?
В процессе наблюдения вызывайте как можно больше чувств, ощущений, эмоций. Они помогут надежнее запомнить данный предмет, место или обстановку. Следует отметить, — как пишет известный русский психолог И. А. Корсаков, — что умение наблюдать, видеть, выбирать информацию для фиксации в памяти непосредственно связано с интересами человека, и доказательства тому встречаются на каждом шагу. Прежде чем запомнить что?то, необходимо захотеть запомнить, причем запомнить для того, чтобы впоследствии воспроизвести. Как говорится: “Что посеешь при запоминании, то и пожнешь при воспроизведении”.
В процессе восприятия и, следовательно, запоминания новой информации, непременно происходит перезапись следа памяти, а в результате информационная посылка, при повторном её восприятии никогда не встретится сама с собой и “под копирку” не воспроизведется.
Думаем, уже понятно, что просто так, без активного участия субъекта зрение свое дело на должном уровне не выполнит ни за что. Нужна и сосредоточенность, чтобы, по крайней мере, уменьшить влияние случайностей, и интеллектуальная постоянная работа с тем, что видишь и слышишь, чтобы обогатить память, а через нее – воспринимаемый внешний мир. Нужна и пристрастность, или иными словами, личное отношение ко всему, что мы видим и надеемся увидеть. Это значит, не только перевести глаза на новый объект или явление внешнего мира, но и произвести соответствующую внутреннюю перестройку Приведем упражнения, позволяющие развить наблюдательность.
Метод наблюдения
Метод наблюдения Ежесекундно миллионы разнообразных впечатлений предстают перед нашими органами восприятия. При этом к шести-двенадцати годам у человека вырабатывается определенный фильтр восприятия (личность), выбирающий только те впечатления, которые подтверждают
Наблюдения за вундеркиндами
Наблюдения за вундеркиндами Кроме биографических, существуют и клинические исследования вундеркиндов. Д. Фелдман (Feldman, 1986) описал 5 случаев чрезвычайно раннего развития.
Алгоритм беседы
Алгоритм беседы Разговаривая с педагогом о том, что вас взволновало или возмутило, нужно придерживаться определенного алгоритма, который позволит достичь взаимопонимания и разрешить конфликт. В течение всей беседы следует держать в голове две цели: проблема больше не
Наблюдения мастера
Наблюдения мастера Кто поддается гипнозу? В той или иной степени все мы подвергаемся внушению или оказываем его на других людей. Даже очень одинокие люди или изолированные от общества живут под воздействием самовнушения.Внушаемость — составная часть нашей натуры, она
Методы наблюдения
Методы наблюдения Прямое наблюдение поведения одновременно и наиболее ценный и наиболее сложный из методов психологического исследования.
Поэтому я завершу эту главу обсуждением некоторых трудностей, связанных с наблюдением поведения.Сначала нужно внести некоторуюI. Я КАК ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ
I.Я КАК ТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ Определение психоанализа. В развитии психоаналитической науки были периоды, когда теоретическое исследование индивидуального Я было не слишком популярным. Многие аналитики считали, что в анализе ценность научной и терапевтической работы прямо
НАБЛЮДЕНИЯ
НАБЛЮДЕНИЯ Когда студент или практикант достаточно подготовлен, ему можно разрешить присутствовать на занятии терапевтической группы, которую ведет компетентный демонстратор или руководитель. Некоторые группы без ощущения дискомфорта выносят и присутствие двух
Ежедневные наблюдения
Ежедневные наблюдения Вы должны ежедневно записывать как минимум ответы на десять вопросов о поведении вашего мужа. 1. Во сколько он проснулся?2. Принял ли он утром душ?3. Что он ел на завтрак?4. Когда он вышел из дома?5. Поехал ли он на машине?6. Когда он вернулся?7. Поел ли он,
Личные наблюдения
Личные наблюдения Есть и другие наблюдения, которые следует записывать ежедневно.1. Изменения в его характере. Чем больше времени он проводит с другой женщиной, тем вероятнее ее влияние на него. Обращайте внимание на его новые интересы, перемены в чувстве юмора, уровне
Базовый алгоритм
Базовый алгоритм Те моменты, когда обстоятельства складываются не так, как вам хотелось бы, на самом деле очень важны. Это опорные моменты в творческом процессе. Какими бы ни были текущие обстоятельства – желаемыми или не желаемыми, – они дают вам ценнейшуюАлгоритм упражнений
Алгоритм упражнений К настоящему моменту мы обсудили уже целый ряд механизмов и принципов сексуального реагирования, а также множество различных техник и упражнений, позволяющих женщине повысить свою чувственность и преодолеть определенные внутренние блоки. Сейчас
12.7. Странности, наблюдения
12.7. Странности, наблюдения ? Когда здороваешься первым иногда старшие (в основном превалируют бабки) делают вид, что не слышат и «идут своим ходом». Поэтому поводу одна знакомая бабка, почти теща, сказала: первый с незнакомыми – не здоровайся. А я так никак отучиться не
Наблюдательные исследования: методы и примеры
Исследователи могут собирать данные о клиентах разными способами, от опросов до интервью и экспериментов. Однако не все данные можно собрать, задавая вопросы, поскольку клиенты могут не знать о своих действиях. Вот здесь-то и вступают в действие наблюдательные исследования. Наблюдательные исследования — это метод, при котором исследователь наблюдает за людьми в их естественной среде. Эта форма исследования помогает исследователям увидеть, как люди взаимодействуют в различных ситуациях и какие факторы окружающей среды влияют на их поведение. В этом объяснении вы узнаете все об наблюдательных исследованиях — о том, как они проводятся, о их преимуществах и недостатках. Давайте погрузимся прямо в.
Наблюдение Определение
Наблюдение — это основной метод сбора данных, при котором исследователь наблюдает за тем, как люди взаимодействуют в естественной среде. Исследование может прямо или косвенно вовлекать испытуемых.
Наблюдательное исследование собирает первичные данные о клиентах, наблюдая за ними в естественных условиях.
Прямое и косвенное наблюдение
Прямое наблюдение происходит, когда исследователи наблюдают, как субъект выполняет задание, или задают ему прямые вопросы. Например, изучая поведение маленьких детей, исследователи наблюдают, как они взаимодействуют с другими детьми на игровой площадке. Напротив, косвенное наблюдение изучает результаты действия. Например, количество лайков или просмотров видео помогает исследователям определить, какой тип контента нравится клиентам.
Любые данные могут стать наблюдениями, включая текст, числа, видео и изображения. Собирая и анализируя данные наблюдений, исследователь может определить, как клиенты ведут себя в той или иной ситуации и какие факторы влияют на их решения. Наблюдательные исследования иногда могут помочь описать явление.
Одним из распространенных видов наблюдательных исследований является этнографическое наблюдение . Это происходит, когда исследователь может наблюдать, как субъект взаимодействует в повседневных ситуациях, например, в офисе или дома.
Чтобы узнать больше о других методах сбора первичных данных, ознакомьтесь с нашим объяснением сбора первичных данных.
Методы наблюдательных исследований
Методы наблюдательных исследований разнообразны, в том числе:
Естественные и надуманные исследования
Disguised vs open research
Direct vs direct research
Structured vs non-structured research
Here’s a table summarising these methods:
Natural | Надуманный |
Замаскированный | 0 Открытый00062 |
Direct | Indirect |
Structured | Non-structured |
Таблица 1. Методы наблюдательного исследования, StudySmarter Originals
Преимущества и недостатки наблюдательного исследования
Наблюдательное исследование помогает изучать поведение, которое другие виды исследований не могли бы наблюдать иначе. Однако, помимо очевидных преимуществ, этот подход имеет ряд недостатков.
Преимущества наблюдательных исследований
Наблюдательные исследования имеют много преимуществ, в том числе:
Более точные выводы
Клиенты могут не помнить всех деталей своих действий или делать что-то не то, что они говорят. В таких случаях собранная информация может быть неточной, что приводит к неправильным выводам. Чтобы повысить надежность собираемых данных, исследователи могут наблюдать, как клиенты взаимодействуют в своей среде.
Некоторые данные можно только просматривать
Некоторую информацию, такую как движения глаз людей при посещении магазина или поведение людей в группе, исследователи не могут собрать с помощью вопросника. Сами субъекты могут не осознавать своего поведения. Единственный способ собрать такие данные — это наблюдение.
Устранение предвзятости
Ответы людей могут быть предвзятыми из-за их желания произвести впечатление на других или из-за формулировки вопроса. Наблюдение за поведением клиентов устранит эти предубеждения и даст исследователю более точные данные.
Устранение ошибок выборки
Другие исследовательские подходы, такие как опросы или эксперименты, включают сбор данных из выборки.
Образец представляет собой небольшую группу людей, представляющую большую группу.
Выборка экономит время и деньги, но оставляет много места для ошибок, поскольку люди в одной и той же группе могут значительно различаться по некоторым аспектам. В наблюдательных исследованиях нет выборки, и поэтому исследователи могут избежать ошибок выборки.
Недостатки наблюдательного исследования
У наблюдательного исследования есть два существенных недостатка:
Некоторые данные невозможно наблюдать
Исследователи не могут наблюдать такие данные, как убеждения клиентов, их мотивация и осведомленность посредством действий или ситуаций. Таким образом, наблюдательное исследование может быть не лучшим подходом к изучению того, что люди думают о бизнесе.
Узнайте о методах опроса для сбора данных об отношении и мотивации клиентов.
Отнимает много времени
В некоторых обсервационных исследованиях исследователи не могут контролировать окружающую среду. Это означает, что им приходится терпеливо ждать, пока клиент выполнит задачу и соберет данные, что приводит к большому количеству простоев из-за бездействия.
План наблюдательного исследования
Процесс планирования наблюдательного исследования состоит из шести шагов:
Первые три шага отвечают на вопросы — Кто? Почему? Как?
Кто является объектом исследования?
Для чего проводится исследование?
Как проводится исследование?
Последние три шага включают сбор, организацию и анализ данных.
Вот более подробное описание процесса:
Шаг 1: Определение цели исследования
Этот шаг отвечает на вопрос «кто». Кто целевая аудитория? К какой группе клиентов они относятся? Есть ли какая-либо информация об этой целевой группе, которую исследователь может использовать для помощи в исследовании?
Шаг 2: Определение цели исследования
После определения целевой группы следующим шагом является определение целей и задач исследования. Для чего проводится исследование? Какую проблему помогает решить? Есть ли гипотеза, которую пытается проверить исследование?
Шаг 3: Определитесь с методом исследования.
После определения «кто» и «почему» исследователи должны работать над тем, «как». Это предполагает определение метода наблюдательного исследования.
Перечитайте предыдущий раздел, чтобы узнать больше о методах исследования с помощью наблюдений.
Этап 4: Наблюдение за объектами
На этом этапе происходит фактическое наблюдение. Исследователь может наблюдать за своим предметом в естественной или искусственно созданной среде, прямо или косвенно, в зависимости от метода исследования.
Этап 5: Сортировка и систематизация данных
На этом этапе необработанные данные синтезируются и систематизируются в соответствии с целью исследования. Любая нерелевантная информация будет исключена.
Шаг 6: Проанализируйте собранные данные.
Последний шаг — анализ данных. Исследователь оценивает собранные данные, чтобы сделать выводы или подтвердить гипотезу.
Примеры наблюдательных исследований
Существует много примеров наблюдательных исследований в реальной жизни:
Посещение магазина
Посещение магазина происходит, когда исследователь наблюдает за поведением субъекта в обычном магазине и задает вопросы об опыте . 1
Примеры вопросов, которые может задать исследователь:
Какое размещение привлекает ваше внимание?
Что мешает вам получить то, что вы хотите купить?
Влияет ли упаковка на ваше решение о покупке?
Облегчает ли расположение магазина то, что вам нужно?
Делайте покупки вместе, чтобы наблюдать за поведением клиентов, Pexels
Айтрекинг или тепловая карта
Другим примером наблюдательного исследования является отслеживание движений глаз. Отслеживание взгляда относится к использованию технологий для наблюдения за движениями глаз субъектов, чтобы увидеть, что привлекает их внимание. На онлайн-платформе тепловые карты отслеживают движения глаз зрителей. Тепловые карты визуализируют данные клиентов, такие как клики по веб-сайту, прокрутки или движения мыши, с привлекательными цветами.
Вот пример того, как это выглядит:
Отслеживание взгляда с тепловой картой, макрономия
Тестирование утилит
Тестирование полезности также является распространенной формой наблюдательного исследования. Здесь исследователь попросит испытуемого выполнить задание, затем понаблюдает и попросит дать отзыв об их опыте. Этот вид исследования полезен, когда исследователь хочет определить проблему, возможность для своего продукта или собрать данные о поведении клиентов. 2
Наблюдение — основные выводы
- Наблюдение Исследование собирает первичные данные о клиентах путем наблюдения за ними в естественных условиях.
- Наблюдательные исследования помогают исследователям понять, как люди ведут себя в различных ситуациях и какие факторы влияют на их решения.
- Исследователи могут проводить наблюдательные исследования в естественных или искусственных, замаскированных или открытых, прямых или косвенных, структурированных или неструктурированных условиях.
- Наблюдательные исследования позволяют собирать более точные данные, устраняя систематические ошибки и ошибки выборки. Однако это может занять много времени из-за долгих часов бездействия.
- Существует шесть этапов проведения наблюдательного исследования, включая определение целевой группы, определение цели исследования, выбор метода исследования, наблюдение за объектом, сортировку данных и, наконец, анализ данных.
Ссылки
- SIS International Research, Shop-Along Market Research, 2022, https://www.sisinternational.com/solutions/branding-and-customer-research-solutions/shop-along-research.
- Кейт Моран, Utility Testing 101, 2019.
Наблюдение | Urban Institute
Иногда исследователи отправляются в определенное место, чтобы посмотреть и изучить то, что происходит в этом месте, и задокументировать то, что они видят. Этот качественный метод называется наблюдением. Существует две формы наблюдения: включенное наблюдение, когда исследователь принимает участие в деятельности группы, и наблюдение без участия или стороннего наблюдателя, когда исследователь просто наблюдает за действиями. Большая часть работы Urban Institute — это наблюдение со стороны.
Для измерения чего используется наблюдение?
Сбор данных наблюдений обеспечивает описание обстановки (например, комфорт, уединение), любых действий, происходящих в этой обстановке, участников и их взаимодействия с другими. Например, исследователь может наблюдать за таким процессом, как регистрация клиента в программе. Данные наблюдения также включают деятельность сотрудника программы и заявителя, продолжительность процесса, а также тон и качество взаимодействия между сотрудником и заявителем (например, дружелюбие и помощь, поощрение или разочарование).
Как это работает?
Наблюдение может дать исследователям лучшее понимание того, как работает программа или мероприятие, потому что оно позволяет исследователям стать свидетелями того, что сотрудники программы, участники или резиденты обычно не замечают или не упоминают в интервью. Это также позволяет исследователям узнать о вещах, которые респонденты интервью или фокус-группы могут не захотеть обсуждать.
Вопросы исследования помогают определить, за какими параметрами следует наблюдать и когда. Например, исследователь, который хочет понять, как программа, обслуживающая матерей-одиночек, удовлетворяет потребности ее участников, может понаблюдать за приемной или вестибюлем офиса программы в один из наиболее загруженных периодов офиса. Наблюдения касаются таких вещей, как то, как обставлена комната и есть ли у детей игрушки или занятия, которые они могут использовать, пока они ждут.
Для некоторых исследований исследователи подготовят структурированное руководство по наблюдению, в котором будет указано, что исследователи должны искать на месте. Это гарантирует, что все члены исследовательской группы имеют четкое и последовательное понимание того, что они должны наблюдать на месте, и предоставляет шаблон для документирования этой информации. Тем не менее, исследователи также обучены отмечать вещи, не указанные в руководстве по наблюдению, которые кажутся важными на месте.
В исследованиях Urban Institute часто наблюдают за программными объектами, человеческой и социальной средой, программными мероприятиями и поведением участников (например, классные комнаты, групповые настройки, интервью или процедуры с клиентами и встречи по управлению делами), специальные мероприятия и неформальные взаимодействия или незапланированные мероприятия. Наблюдение может быть сосредоточено на документировании деятельности и описании взаимодействия между персоналом, клиентами, партнерскими организациями, персоналом и/или клиентами, а также оборудованием и технологиями.
Чаще всего исследователи представляются как наблюдатели, чтобы участники области знали, что происходит наблюдение.