Буклет «Поощрение и наказание»
Буклет «Поощрение и наказание»DOCX / 236.01 Кб
Буклет «Поощрение и наказание»
PDF / 799.86 Кб
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов дошкольного образования «Буклет к родительскому собранию»
ИНФОРМАЦИЯ О БУКЛЕТЕ
Название буклета: «Поощрение и наказание».
Автор: Куркина Елена Евгеньевна, педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 185» высшей квалификационной категории, город Ярославль, Ярославская область.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах выбора и применения методов воспитания.
Целевая аудитория: родители.
Актуальность. Семья, является первым и одним из самых важных социальных институтов, который играет большую роль в развитии ребенка. От того, какие меры воспитательного воздействия выберут родители, будет зависеть развитие личности ребенка. Несмотря на существование большого арсенала методов педагогического воздействия, самыми популярными остаются поощрение и наказание.
К сожалению, родители не всегда задумываются о психологическом смысле этих методов и правилах их применения. Только грамотное применение поощрения и наказания будет способствовать гармонично развитой личности ребенка, и формировать социально приемлемое поведение.
Краткая аннотация. В буклете представлена информация теоретического и практического характера. В теоретической части раскрыта актуальность вопроса выбора методов воспитания, психологический смысл двух основных методов: поощрение и наказание, так же обозначены виды наказания и их последствия. В практической части родителям предложены правила применения методов поощрения и наказания.
Техника создания буклета. Информационный буклет «Поощрение и наказание» выполнен в программе Microsoft Office Word 2010 и состоит из двух страниц. Каждая страница разделена тремя колонками. Для оформления текстовой информации в содержании буклета выбран шрифт «Times New Roman» в размере – 14; междустрочный интервал – 1.
Функциональность:
Данный буклет использовался на встрече родительского клуба по теме «Наказание», «А как насчет дисциплины?», на родительских собраниях, тематика которых затрагивает семейное воспитание.
Также буклет можно использовать:
— на индивидуальной консультации по теме дисциплины, непослушания, воспитания.
Результативность использования информации в буклете. Используя рекомендации в буклете, родители повысили свою компетентность в вопросах воспитания. Они применяют полученную информацию на практике, что способствует гармонизации детско-родительских отношений, коррекции деструктивного поведения, развитию гармоничной личности ребенка.
Содержание буклета.
Заголовок буклета.
ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Содержание внешних частей буклета.
Сегодня многие родители стараются стать более чуткими по отношению к детям, более ответственно относиться к вопросу воспитания, способствовать развитию гармоничной личности ребенка.
Несмотря на существование большого арсенала методов педагогического воздействия, самыми популярными остаются поощрение и наказание. Чтобы применение этих методов не навредило ребенку, нужно руководствоваться некоторыми правилами.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПООЩРЕНИЯ
закрепить «хорошее» поведение и стимулировать ребенка поступать так же правильно в дальнейшем.
Поощрение за то, что ребёнок удержался от плохого поступка, является более сильным средством коррекции нежелательного поведения, чем наказание.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАКАЗАНИЯ
вызвать у ребенка чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда и желание исправиться;
способствовать снятию напряжения, которое возникает после проступка, т. к. наказание предполагает прощение.
Наказание является самым слабым методом подавления нежелательных поступков у ребенка. Эффект наказания от раза к разу слабеет. Родителям приходится постепенно усиливать свои меры наказания, и оно в таком случае травмирует нервную систему ребенка.
ВИДЫ НАКАЗВНИЯ
Чаще всего родители прибегают к следующим мерам наказания, не всегда осознавая последствия их применения.
ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
Когда родитель учитывает индивидуальные и возрастные особенности ребенка, учитывает конкретную ситуацию, то в воспитании можно обойтись без наказания.
Если без наказания никак нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах:
1. Наказание не должно вредить здоровью ребенка.
2. Справедливым считается наказание, которое ребенок получил за нарушение правил, которые известны ребенку.
3. За один проступок – одно наказание.
4. Наказание ребенка предполагает его прощение за инцидент, о прежних проступках ни слова.
5. Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к данному методу воспитания.
6. Нельзя наказывать ребёнка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ПООЩРЕНИЯ
Поощрение помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Чтобы метод поощрения закреплял положительные способы поведения, его необходимо правильно применять.
1. Поощрение надо использовать, когда необходимо отметить достижения ребенка, которые потребовали от него значительных усилий — умственных, нравственных.
2. Соблюдайте чувство меры. Если ребенка хвалить за каждый пустяк, то он привыкает к похвалам и не обращает на них внимание, или начинает многое делать напоказ.
3. Поощрение всегда должно сочетаться с требовательностью.
4. Форма поощрения зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей. Это может быть и улыбка, и теплое слово.
5. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее «Сделай это, тогда получишь вот это …».
Изображение буклета.
Фотографии буклета.
Наказание или поощрение — Психологос
Одна из проблем научения — не только добиться нового, желательного поведения, но и избавиться от проявлений нежелательного. Главная цель наказания — устранить имеющее место поведение, а не заменить его новым. Часто, например при воспитании детей или их обучении, возникает вопрос, что лучше: наказать за проступок или дождаться желательного поведения и поощрить ребенка. Наибольших результатов удается достичь, когда наказание сопровождает старое поведение, а награда — новое. Хотя это всего лишь общее правило, которое не может использоваться во всех случаях жизни, оно подчеркивает важный принцип: следует обращать внимание не только на само поведение — нежелательное, устраняемое при помощи наказания, и желательное, поощряемое наградой, — но и на наличие альтернативы данному типу поведения. Если требуется отучить ребенка дергать кошку за хвост, то, согласно этому принципу, необходимо не только наказать малыша, но и предложить ему другое занятие (например, игру с игрушечной машинкой) и наградить его за переключение. Если человек осваивает работу с каким-либо механизмом, инструктор должен не просто терпеливо ждать, когда тот все сделает правильно, а показать ему его ошибки.
Наказание бывает потому что (был проступок — получи наказание!) и для чего-то: «в данном случае, исходя из наших целей, лучше всего сработает наказание, а не поощрение, и наказание такое…» Везти ли детей летом в деревню, на дачу или куда-то за рубеж, если предыдущий раз они вели там себя часто плохо? По принципу наказания «потому что» — не везти, не заслужили, а с точки зрения перспектив развития — может быть и стоит. Это развивающая среда, будут умнеть быстрее.
Как правило, целеориентированное влияние (в том числе наказание) более эффективно.
Поощрение или наказание
Статья Филиновой Виктории, детского и семейного психолога
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>
Все родители мечтают вырастить «хорошего ребенка». В действительности же, очень часто под словом «хороший» имеется в виду «удобный» – такой малыш, который всегда слушается, исполняет любые требования, проявляет ответственность в тех заданиях, которые поручил ему взрослый.
И все же вряд ли можно предположить, что родители, задаваясь целью вырастить «хорошего ребенка», мечтают о бездушном роботе, беспрекословно подчиняющемся и выполняющем все приказания.
Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях или лучше обходиться без контроля, который сужает рамки свободы? См. →
Конструктивное наказание
Взрослые создают правила и запреты, а дети их нарушают. Дети не всегда послушны, а родители не всегда справедливы. Иной раз подзатыльник оказывается основным или даже единственным методом выхода из кризисной ситуации. Умеете ли вы наказывать? Какой ценой вы готовы отстаивать родительский авторитет? В каких случаях наказание идет на пользу? В этой статье вы найдете ответы на многие вопросы. См. →
Графики подкрепления – Общая психология
Перейти к содержимомуОбучение
Цели обучения
- Различать графики подкрепления
Помните, что лучший способ научить человека или животное какому-либо поведению — использовать положительное подкрепление.


График усиления | Описание | Результат | Пример |
---|---|---|---|
Фиксированный интервал | Подкрепление доставляется через предсказуемые промежутки времени (например, через 5, 10, 15 и 20 минут). | Умеренная частота ответов со значительными паузами после подкрепления | Больничный пациент использует контролируемое пациентом обезболивающее по расписанию врача |
Переменный интервал | Подкрепление доставляется через непредсказуемые промежутки времени (например, через 5, 7, 10 и 20 минут). | Умеренная, но стабильная скорость отклика | Проверка Facebook |
Фиксированное соотношение | Подкрепление доставляется после предсказуемого количества ответов (например, после 2, 4, 6 и 8 ответов).![]() | Высокая скорость отклика с паузами после подкрепления | Сдельная оплата — фабричный рабочий получает оплату за каждое x количество произведенных изделий |
Переменное передаточное число | Подкрепление доставляется после непредсказуемого количества ответов (например, после 1, 4, 5 и 9 ответов).ответы). | Высокая и стабильная скорость отклика | Азартные игры |
Теперь объединим эти четыре термина. — это когда поведение вознаграждается через определенное время. Например, Джун переносит серьезную операцию в больнице. Ожидается, что во время выздоровления она будет испытывать боль, и ей потребуются лекарства, отпускаемые по рецепту, для обезболивания. Джун внутривенно вводят обезболивающее, контролируемое пациентом. Ее врач устанавливает ограничение: одна доза в час. Джун нажимает кнопку, когда боль усиливается, и она получает дозу лекарства. Поскольку вознаграждение (облегчение боли) происходит только через фиксированный интервал времени, нет смысла демонстрировать поведение, когда оно не будет вознаграждено.
С помощью человек или животное получает подкрепление в зависимости от количества времени, которое непредсказуемо. Скажем, Мануэль работает менеджером в ресторане быстрого питания. Время от времени в ресторан Мануэля приходит кто-нибудь из отдела контроля качества. Если в ресторане чисто и обслуживание быстрое, каждый в эту смену получает бонус в размере 20 долларов. Мануэль никогда не знает, когда появится специалист по контролю качества, поэтому он всегда старается содержать ресторан в чистоте и следит за тем, чтобы его сотрудники обслуживали быстро и вежливо. Его производительность в отношении быстрого обслуживания и содержания ресторана в чистоте стабильна, потому что он хочет, чтобы его команда получала премию.
С существует определенное количество ответов, которые должны произойти, прежде чем поведение будет вознаграждено. Карла продает очки в магазине очков и получает комиссию каждый раз, когда продает пару очков. Она всегда пытается продать людям больше пар очков, в том числе солнцезащитные очки, отпускаемые по рецепту, или запасную пару, чтобы увеличить свою комиссию. Ей все равно, действительно ли человеку нужны солнцезащитные очки по рецепту, Карла просто хочет свою премию. Качество того, что продает Карла, не имеет значения, потому что ее комиссионные не основаны на качестве; это основано только на количестве проданных пар. Это различие в качестве исполнения может помочь определить, какой метод подкрепления наиболее подходит для конкретной ситуации. Фиксированные коэффициенты лучше подходят для оптимизации количества продукции, тогда как фиксированный интервал, в котором вознаграждение не зависит от количества, может привести к более высокому качеству продукции.
В количество ответов, необходимых для получения награды, варьируется. Это самый мощный график частичного подкрепления. Примером графика подкрепления с переменным соотношением являются азартные игры. Представьте себе, что Сара — в целом умная, бережливая женщина — впервые посещает Лас-Вегас. Она не игрок, но из любопытства кладет в автомат четвертак, потом еще, и еще. Ничего не произошло. Два доллара четвертаками спустя ее любопытство угасает, и она вот-вот уйдет. Но затем машина загорается, звонят колокольчики, и Сара возвращает 50 четвертаков. Это больше походит на это! Сара возвращается к вставке четвертаков с новым интересом, и через несколько минут она израсходовала всю свою прибыль, и у нее в кармане 10 долларов. Сейчас может быть разумное время, чтобы бросить курить. И все же она продолжает вкладывать деньги в игровой автомат, потому что никогда не знает, когда придет следующее подкрепление. Она продолжает думать, что в следующем квартале она может выиграть 50, или 100 долларов, или даже больше. Поскольку график подкрепления в большинстве видов азартных игр имеет переменное соотношение, люди продолжают пытаться и надеются, что в следующий раз они выиграют по-крупному. Это одна из причин того, что азартные игры вызывают такое привыкание — и такое сопротивление исчезновению.
Watch It
Ознакомьтесь с графиками подкрепления в следующем видео.
Вы можете просмотреть расшифровку «Обучение: графики подкрепления» здесь (откроется в новом окне).
В угасание подкрепляемого поведения происходит в какой-то момент после прекращения подкрепления, и скорость, с которой это происходит, зависит от графика подкрепления. В графике с переменным соотношением точка угасания наступает очень медленно, как описано выше. Но при других графиках подкрепления угасание может наступить быстро. Например, если Джун нажмет кнопку обезболивающего до того, как отведено время, одобренное ее врачом, лекарство не будет введено. Она находится на графике подкрепления с фиксированным интервалом (дозируется каждый час), поэтому угасание происходит быстро, если подкрепление не приходит в ожидаемое время. Среди режимов подкрепления переменное соотношение является наиболее продуктивным и наиболее устойчивым к угасанию. Фиксированный интервал является наименее продуктивным и наиболее простым для тушения (рис. 1).
Рисунок 1 . Четыре схемы подкрепления дают разные модели реагирования. График с переменным соотношением непредсказуем и дает высокую и устойчивую скорость реакции с небольшой паузой или вообще без нее после подкрепления (например, игрок).
Соедините концепции: азартные игры и мозг
Скиннер (1953) заявил: «Если игорное заведение не может убедить посетителя отдать деньги без возврата, оно может добиться того же эффекта, вернув часть денег посетителя по переменной график соотношения» (стр. 397).
Рисунок 2 . Некоторые исследования показывают, что патологические игроки используют азартные игры, чтобы компенсировать аномально низкий уровень гормона норадреналина, который связан со стрессом и выделяется в моменты возбуждения и возбуждения. (кредит: Тед Мерфи) Скиннер использует азартные игры в качестве примера силы и эффективности обусловливающего поведения, основанного на графике подкрепления с переменным соотношением. На самом деле Скиннер был настолько уверен в своих знаниях об игровой зависимости, что даже утверждал, что может превратить голубя в патологического игрока («Утопия Скиннера», 1971). Помимо силы подкрепления с переменным соотношением, азартные игры, по-видимому, воздействуют на мозг так же, как некоторые наркотики, вызывающие привыкание. Иллинойсский институт лечения зависимости (nd) сообщает о доказательствах, свидетельствующих о том, что патологическая зависимость от азартных игр является зависимостью, похожей на химическую зависимость (рис. 2). В частности, азартные игры могут активировать центры вознаграждения в мозгу, как это делает кокаин. Исследования показали, что у некоторых патологических игроков уровень нейротрансмиттера (химического вещества мозга), известного как норэпинефрин, ниже, чем у нормальных игроков (Roy, et al., 19).88). Согласно исследованию, проведенному Алеком Роем и его коллегами, норадреналин выделяется, когда человек чувствует стресс, возбуждение или возбуждение; патологические игроки используют азартные игры для повышения уровня этого нейротрансмиттера.
Другой исследователь, нейробиолог Ганс Брейтер, провел обширное исследование азартных игр и их влияния на мозг. Брейтер (цитируется по Franzen, 2001) сообщает, что «денежное вознаграждение в эксперименте, похожем на азартную игру, вызывает активацию мозга, очень похожую на ту, что наблюдается у кокаинового наркомана, получающего вливание кокаина» (параграф 1). Дефицит серотонина (еще одного нейротрансмиттера) также может способствовать компульсивному поведению, включая зависимость от азартных игр.
Возможно, мозг патологических игроков отличается от мозга других людей, и, возможно, это различие каким-то образом привело к их игровой зависимости, как предполагают эти исследования. Однако установить причину очень сложно, потому что невозможно провести настоящий эксперимент (было бы неэтично пытаться превратить случайно выбранных участников в проблемных игроков). Следовательно, может случиться так, что причинно-следственная связь на самом деле движется в противоположном направлении — возможно, игра в азартные игры каким-то образом изменяет уровень нейротрансмиттеров в мозгу некоторых игроков. Также возможно, что какой-то упущенный из виду фактор или смешанная переменная сыграли свою роль как в игровой зависимости, так и в различиях в химическом составе мозга.
Контент с лицензией CC, оригинал
- Модификация и адаптация, добавление туториала. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution
- Лицензия : Другое
Контент с лицензией CC, ранее опубликованный
- Оперативное обусловливание. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/6-3-operant-conditioning. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
Все права защищены содержание
- Обучение: Графики подкрепления.
Автор: : ByPass Publishing. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=GLx5yl0sxeM. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
License
General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Оперантное обусловливание – общая психология
Перейти к содержимомуОбучение
Цели обучения
- Дайте определение и приведите примеры оперантного обусловливания
В предыдущем разделе этого модуля основное внимание уделялось типу ассоциативного обучения, известному как классическое обусловливание. Помните, что в классическом обусловливании что-то в окружающей среде автоматически запускает рефлекс, и исследователи обучают организм реагировать на другой стимул. Теперь обратимся ко второму типу ассоциативного научения — оперантному обусловливанию. В организмы учатся связывать поведение и его последствия (таблица 1). Приятное последствие повышает вероятность повторения такого поведения в будущем. Например, дельфин Спирит из Национального аквариума в Балтиморе делает сальто в воздухе, когда ее дрессировщик свистит. В результате она получает рыбу.
Классический кондиционер | Оперативное обусловливание | |
Метод кондиционирования | Безусловный раздражитель (например, еда) сочетается с нейтральным раздражителем (например, звонком). Нейтральный раздражитель в конечном итоге становится условным раздражителем, который вызывает условную реакцию (слюноотделение). | За целевым поведением следует поощрение или наказание, чтобы усилить или ослабить его, чтобы учащийся с большей вероятностью продемонстрировал желаемое поведение в будущем.![]() |
Время стимула | Стимул возникает непосредственно перед реакцией. | Стимул (подкрепление или наказание) возникает вскоре после реакции. |
Психолог Б. Ф. Скиннер увидел, что классическое обусловливание ограничено существующим поведением, которое вызывается рефлекторно, и оно не объясняет новое поведение, такое как езда на велосипеде. Он предложил теорию о том, как возникает такое поведение. Скиннер считал, что поведение мотивировано последствиями, которые мы получаем за поведение: подкреплением и наказанием. Его идея о том, что обучение является результатом последствий, основана на 9Закон эффекта 0017 , впервые предложенный психологом Эдвардом Торндайком. Согласно закону эффекта, поведение, за которым следуют удовлетворяющие организм последствия, с большей вероятностью будет повторяться, а поведение, за которым следуют неприятные последствия, повторится с меньшей вероятностью (Thorndike, 1911). По сути, если организм делает что-то, что приводит к желаемому результату, он, скорее всего, сделает это снова. Если организм делает что-то, что не приводит к желаемому результату, он с меньшей вероятностью сделает это снова. Примером закона эффекта является занятость. Одна из причин (и часто главная причина) того, что мы появляемся на работе, заключается в том, что нам за это платят. Если нам перестанут платить, мы, скорее всего, перестанем появляться, даже если нам нравится наша работа.
Работая с законом эффекта Торндайка в качестве основы, Скиннер начал проводить научные эксперименты на животных (в основном на крысах и голубях), чтобы определить, как организмы обучаются посредством оперантного обусловливания (Skinner, 1938). Он поместил этих животных в камеру оперантного кондиционирования, известную как «ящик Скиннера» (рис. 1). Коробка Скиннера содержит рычаг (для крыс) или диск (для голубей), который животное может нажать или клюнуть, чтобы получить пищевое вознаграждение через дозатор. Динамики и свет могут быть связаны с определенным поведением. Регистратор подсчитывает количество ответов животного.
Смотреть
Посмотрите следующий клип, чтобы узнать больше об оперантном обучении и посмотреть интервью со Скиннером, в котором он рассказывает об обучении голубей.
Вы можете просмотреть расшифровку «Оперантного обусловливания» здесь (откроется в новом окне).
Лицензии и атрибуции (Нажмите, чтобы развернуть)Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
- Оперативное обусловливание.