Наблюдение – как метод социальной психологии
Шпаргалки по … ↓
↳ Шпаргалки по социальной психологии:
Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Предметом наблюдения в социальной психологии служат вербальные и невербальные акты поведения человека, группы, нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации.
Естественно, ухватывает явление в целом, не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Но пассивно, не может познать причину явления, требует много времени. Наблюдение бывает:
1. В зависимости от элементов контроля при проведении наблюдения (контролируемое и неконтролируемое), причем при неконтролируемом наблюдении мы исследуем реальные жизненные ситуации, ставя своей задачей лишь общее описание того или иного процесса или явления, а контролируемое наблюдение ставит своей задачей сбор первичной информации для создания более точной картины и проверки тех или иных гипотез.
2. В зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное), причем при невключенном наблюдении исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, а при включенном исследователь в той или иной степени включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми, принимает участие в их деятельности.
3. По условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное), при этом полевое наблюдение проводится в реальной жизненной ситуации, при лабораторном условия окружающей среды определяются исследователем.
4. По степени формализованности наблюдения (структурированное, неструктурированное).
5. Случайное – наблюдение заранее неспланированного явления, деятельности, социальной ситуации.
Главным преимуществом непосредственного наблюдения следует, на мой взгляд, считать то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их появления. А главной особенностью наблюдения является неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на его восприятие действительности, и на интерпретацию наблюдаемых процессов, а следовательно наличие эмоционально-ценностной окрашенности восприятия. Одним из минусов наблюдения считается сложность, даже невозможность проведения повторного наблюдения, ибо «социальные процессы в своем развитии подвергаются воздействию огромного числа различных факторов и поэтому крайне редко бывают полностью идентичными…». Зато используя метод наблюдения, мы можем преодолеть весьма существенное препятствие метода опроса – языковой барьер.
Подраздел: Шпаргалки по социальной психологии
Похожие материалы в разделе Шпаргалки по …:
- Основные формы и методы инновационной деятельности
- Комплексний підхід
- Школи гуманістичного виховання
- Педагогічна і гуманітарна культура
- Позашкільні форми виховання
- Изучение и анализ документации как метод социально-психологического исследования
- Движущие силы и условия развития личности
- Методи організації і самоорганізації навчально-пізнавальної діяльності
- Гуманістична спрямованість особистості вчителя
- Задачи физического воспитания
Читать книгу «Практикум по наблюдению и наблюдательности» онлайн полностью📖 — Людмилы Регуш — MyBook.
Что выбрать
Библиотека
Подписка
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
Людмила Александровна Регуш
Практикум по наблюдению и наблюдательности
Предисловие
Книга автора «Наблюдение в практической психологии» была опубликована в 1996 г. Развитие психологической практики в различных областях жизни показало, что книга востребована, получила положительные отклики.
За прошедший период апробированы многие из предложенных в книге методик наблюдения, в соответствии с полученными рекомендациями в них внесены уточнения. Появились новые методики наблюдения, которые разработаны практикующими психологами и психологами-исследователями. Ими дополнено предлагаемое читателю второе издание практикума (первое вышло в 2001 г.).
При подготовке психологов, учителей широкое распространение получил тренинг профессиональной наблюдательности. В практике его использования разработаны новые упражнения и новый иллюстративный материал. Появились технические возможности не только для описания тренинга наблюдательности, но и для публикации его в полном объеме, включая иллюстративный материал.
Практикум по наблюдению и наблюдательности отражает развитие этого метода, обогащен новыми методиками и приемами развития наблюдательности.
Введение
Психологи все чаще обращаются к наблюдению как способу познания психики людей. Был период (1960-1980-е гг.), когда наблюдение практически не использовалось в психологических исследованиях. Основное место занимали методы, обеспечивающие массовый сбор данных и возможность их стандартизированной оценки. В некоторых учебниках того времени наблюдение характеризовалось даже как вспомогательный метод, хотя в действительности все методы психологии можно рассматривать как производные от наблюдения. Однако в 1920-1930-е гг. о наблюдении были написаны книги, а многие психологические открытия тех лет сделаны на основе наблюдения (Ш. Бюллер, В. Штерн, А. А. Люблинская, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже и др.). Вероятно, приоритет того или иного метода в психологии связан с теми задачами, которые она призвана решать в определенный исторический период. Сейчас, когда активно развивается практическая психология, которая обращена к конкретному человеку, к его проблемам, нуждам, которая не может обойтись без познания его уникальности и неповторимости, началось возрождение метода наблюдения.
Конечно, развитие методов психологии, которое произошло за последние 50 лет, не может не оказывать влияния на постановку и технику метода наблюдения. Развитие экспериментальной психологии и тестологии, способы создания и воплощения экспериментальных, тестовых, анкетных методик – все это, безусловно, повлияло на метод наблюдения сегодняшних дней. Поэтому, несмотря на то что в психологии есть фундаментальные работы о методе наблюдения (А. П. Болтунов (6), М. Я. Басов (3), Б. Г. Ананьев (2)), характеристика наблюдения может быть дополнена, а его техника усовершенствована.
Сегодня внимание специалистов-практиков привлекает и наблюдательность как одно из профессионально важных качеств людей, работающих в системе «человек-человек». Это вполне объяснимо. Во многих профессиях (учитель, врач, следователь, практический психолог, посредник, страховой агент, менеджер и др.) важен не только результат проявления наблюдательности, но и то, что она становится основанием для интуиции и предвидения. На это обстоятельство указывает Э. Фромм: «Интуиция тесно связана со способностью предсказывать будущее. Предсказание развития событий в будущем основывается на наблюдениях над направлением и интенсивностью сил, действующих в настоящем. Всякое глубокое знание, знание не поверхностных, видимых, а глубинных движущих сил, позволяет предсказывать будущее» (41, с. 198).
В наших исследованиях (12, 29–31) также установлена связь между развитием наблюдательности и способностью прогнозировать педагогические явления.
Поскольку наблюдение является основой для развития наблюдательности, в книге они рассматриваются в единстве.
Книга адресована людям, которые в своей профессиональной деятельности должны опираться на наблюдение и как на метод познания людей, и как на свою способность наблюдать. Это учителя, эксперты, консультанты, диагносты, следователи, т. е. все те, кто работает в системе «человек-человек».
Поскольку круг задач, которые решают эти специалисты с помощью наблюдения, очень разнообразен, они часто сами становятся создателями программ наблюдения, конкретных методик наблюдения. Именно поэтому в данной работе излагаются некоторые теоретические вопросы, связанные с раскрытием возможностей наблюдения. Основываясь на знании теории, можно достаточно успешно самостоятельно разрабатывать методики наблюдения.
Кроме того, в книге есть раздел, который посвящен конкретным методикам наблюдения.
Последний раздел книги посвящен наблюдательности как способности человека. Здесь дана не только характеристика этого свойства, но и система упражнений для тренинга наблюдательности в самостоятельном режиме или через тренинг в учебной группе.
Глава 1. Наблюдение в психологии
1.1. Роль наблюдения в развитии психологии
В этой главе речь пойдет о наблюдении как методе психологического исследования. Такое пояснение необходимо в связи с тем, что наблюдение не только метод исследования, но и один из видов восприятия. Можно вести клиническое наблюдение больного, вести следственное наблюдение или наблюдать за развитием ребенка, но при этом не проводить исследования.
Как метод психологического исследования наблюдение призвано выявить новые факты, явления, претендуя на их достоверность, объективность.
Можно предположить, что наблюдение с целью познания людьми друг друга возникло с появлением человека, поскольку необходимость во взаимодействии и получение от него желаемого результата во многом зависели от того, насколько правильно через наблюдение удавалось понять намерения и ожидания другого. Постепенно с развитием языка люди научились передавать в слове результаты своих наблюдений, где четко давалась характеристика человеческой сущности. В пословицах, поговорках фиксировались характеристики разных типов людей. Дело это не было праздным, поскольку подобные знания оказывались чрезвычайно важны для устройства общества, распределения ролей, развития взаимоотношений, а иногда – для сохранения жизни. Вчитайтесь в пословицы, и вы поймете, сколь наблюдательны были наши предки: «Простота хуже воровства»,
«Встречают по одежке, провожают по уму», «Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет», «Несчастен тот, кто не в силах перенести несчастье», «Только больная душа может быть глуха к чужой беде», «Не советуй угодное, советуй лучшее» и т. д.
Обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, также являются свидетельствами прекрасной наблюдательности, благодаря которой развивалась связь времен и поколений, выделялись устойчивые, особые группы людей, а в конечном счете складывались этносы. Соответствующая литература содержит достаточно таких свидетельств. В качестве примера приведем наблюдения древних греков, на основе которых они стали культивировать занятия «гимнасиями»:
У соседних с греками народов вызывали недоумение увлеченность, самозабвенность и даже самопожертвование, с которыми обитатели Эллады занимались физическими упражнениями. В диалоге грека Солона и скифа Анахарсиса грек дает такое объяснение: «Ты понимаешь, насколько хороши с оружием будут те, кто и нагой внушил бы ужас противнику, не обнаруживая ни дряблой белизны и тучности, ни бледности и худобы… Наши же юноши румяны и смуглы от горячего солнца, сильны и полны жара и мужества, и благодаря тому, что наслаждаются отменным здоровьем, они не худы до сухости и не тучны до полноты, но сложены вполне соразмерно. Ненужное и лишнее выходит из их тела вместе с потом…» (цит. по: Винничук Л. С. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. – М.: Высш. школа, 1988. – С. 386, 388).
Приведем другой пример, говорящий о том, что институт брака в Греции также складывался на основе многолетних наблюдений. В результате появились законы, обязывающие каждого мужчину вступать в брак:
Объяснялось это так: «Новые дети станут родителям утешением, а город наш получит от этого двойную пользу: не оскудеет число граждан и сохранится безопасность» (цит. по: Винничук Л. С. Указ. соч. – С. 140).
К донаучному периоду развития психологии относится использование людьми наблюдения для передачи из поколения к поколение способов и приемов деятельности. В период, когда отсутствовала письменность, и даже с ее развитием, одним из механизмов присвоения опыта остается подражание. Что оно в себя включает? «Смотри и делай, как я!» Если перевести этот призыв на язык психологии, то нужно вначале внимательно наблюдать, при этом запоминая содержание и последовательность действий, затем сохранить их в памяти, а когда показ закончится, воспроизвести. Успешность подражания зависит в первую очередь от того, насколько точно, правильно, до мельчайших деталей и подробностей человек разглядел все, что происходило. Яркие описания этого процесса находим в работе Э. Б. Тайлора «Первобытная культура»:
Способ изготовления каменных орудий теперь почти вполне ясен для археологов. Для них служат объектом наблюдения и подражания различные приемы, употребляемые для этого ныне существующими дикарями. Джон Эванс, например, успел воспроизвести самые тонкие образцы каменных орудий посредством ударов камня, нажима куском оленьего рога, распиливания пластинкой из кремня, сверления посредством палки и песка и трения о поверхность камня (Тайлор Э. Б. Первобытная культура / Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989. – С. 61).
Множество фактов передачи опыта от старшего поколения младшему описано в исследованиях М. Мид (20). Наблюдая процесс воспитания на Самоа, на Новой Гвинее у горных арапешей, она почти везде находила примеры воспитания детей на основе подражания. Вот один из них:
На Новой Гвинее у народа манус, живущего в основном на воде, уже младенец большую часть времени проводит в каноэ с родителями. Основные моторные навыки, позволяющие ему жить на воде, он усваивает к трем годам; иногда, еще не умея говорить, он уже может управлять каноэ. Естественно, что основной способ обучения – подражание. Даже плаванию детей не учат, они «подражают здесь своим не намного более старшим братьям и сестрам и после барахтанья в воде по пояс начинают делать нужные движения сами. Уверенность движений на земле и в воде приходит почти одновременно» (Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988. – С. 181).
Психология, как известно, приобрела статус науки в XIX в. с развитием в ней эксперимента, обеспечивающего объективность, воспроизводимость фактов и дающего возможность устанавливать закономерности. Позже появились тесты, анкеты и другие методы.
Несмотря на развитие различных методов психологии, наблюдение не потеряло своего значения, поскольку в психологии есть задачи, которые лучше всего решаются с помощью наблюдения, а некоторые – только благодаря наблюдению. В частности, в феноменологических исследованиях, где стоит цель выявить все многообразие признаков, присущих изучаемому феномену, очень часто единственным может стать метод наблюдения. Так были изучены застенчивость, честность, тревожность, саморегуляция и другие психические явления. Возникновению таких понятий, как «авторитарная личность», «успешный лидер», «стиль общения» и других, как правило, предшествовали многочисленные наблюдения за поведением людей.
Для примера можно привести исследование Л. И. Уманского (38), посвященное организаторским способностям. Автор идет через наблюдение к выделению различных признаков успешного/неуспешного организатора, затем к характеристике различных типов организаторских способностей и к их определению.
Благодаря обобщению фактов, собранных в наблюдении, психология существенно продвинулась в раскрытии сущности различных психических явлений. Кроме уже упоминавшихся можно перечислить ряд феноменов, в характеристику которых благодаря наблюдению внесен существенный вклад. Это эмпатия, ответственность, общительность, страх, стыд и др.
Наблюдение является едва ли не единственным методом изучения психики детей в младенческом и раннем преддошкольном детстве. Именно результаты наблюдения позволили дать некоторые нормативные характеристики психического развития в этот период: движений и действий, моторной речи, средств общения и др. Приведем один из примеров, где полученные в наблюдении за моторной речью младенца данные обобщены и представляют собой некоторую нормативную характеристику развития (см. с. 11).
Наблюдение существенно дополняет информацию, получаемую с помощью других методов. Эти дополнения могут иметь характер уточнения, объяснения, новизны фактов и т. п. Так, при изучении патологии развития важным является не только результат эксперимента или теста, но и поведение больного в процессе этих обследований.
Развитие моторной речи ребенка
Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 99.
Из данных, полученных Б. В. Зейгарник, видно, что именно через наблюдение удается дать обобщенную характеристику особенностей поведения детей, имеющих разные типы нарушения интеллектуальной деятельности, при выполнении ими тестов.
Велика роль наблюдения в развитии и совершенствовании других методов психологии. Если проанализировать процесс создания опросников, анкет, то обнаружится, что одним из первых этапов при их разработке было наблюдение. Как правило, авторы опросников не публикуют данные о ходе работы по их созданию. Но в книге А. Б. Леоновой «Психодиагностика функциональных состояний человека» этот процесс описан подробно. Автор показывает, что наблюдение за проявлением острого утомления позволило вначале выделить основные группы симптомов и его признаки по каждой из этих групп, затем, после статистических процедур, оставить в каждой группе симптомов только наиболее характерные и на этой основе создать содержание опросника. Познакомившись с опросником, вы убедитесь в том, что за ним стоят данные, полученные путем наблюдения.
Основные качественные типы нарушения интеллектуальной деятельности у детей 6–8 лет, их проявление и соотношение с количественными показателями
Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 164.
Диагностика острого утомления
Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 114–115.
В основу составления опросника легло условное выделение шести основных групп симптомов: общего самочувствия, специфических изменений самочувствия со стороны отдельных систем организма, уровня общей активности, изменений мотивации, эмоционального фона деятельности, особенностей выполнения трудовых операций. По отношению к каждому симптому существовала возможность одного из трех типов ответа: «да», «нет», «не знаю».
Если проанализировать содержание различных анкет, а они, как правило, являются самоотчетами испытуемых, то обнаружится, что возможность их заполнения основана на самонаблюдении, а авторы внесли (включили) в анкету вопросы, которые появились в результате обобщения фактов, полученных при многократных наблюдениях или наблюдении большого числа людей. Это относится к известной анкете Г. Айзенка на определение экстраверсии-нейротизма, опроснику К. Муздыбаева на изучение ответственности и др.
При разработке экспериментов также не обойтись без предварительного проведения наблюдения, которое часто составляет основу пилотажного исследования. Наблюдение помогает в создании экспериментальной ситуации, при отборе содержания экспериментальных заданий.
Стандарт
(2 оценки)
Людмила Регуш
На этой странице вы можете прочитать онлайн книгу «Практикум по наблюдению и наблюдательности», автора Людмилы Регуш. Данная книга относится к жанру «Общая психология».. Книга «Практикум по наблюдению и наблюдательности» была издана в 2008 году. Приятного чтения!
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
Метод наблюдения в психологии
Метод наблюдения в психологииРеклама
Реклама
1 из 18
Верхний вырезанный слайд
Скачать для чтения оффлайн
Образование
90Метод психологии 003
Реклама
Метод наблюдения психология
- Саджай Лоуренс С. Английский
- Наблюдение — это один из методов сбора исследовательских данных. Это включает в себя наблюдение за участником и запись соответствующих поведение для последующего анализа. Альберт Бандура, психолог и теоретик обучения, первой предложенной теории социального научения можно приписать впервые отметив наблюдательное обучение. Это мощный инструмент психологического исследования. Обдуманно и целеустремленно.
- Выбор: Выбор определенного аспекта наблюдения. Запись: вести учет наблюдаемых аспект в письменной или какой-либо другой постоянной форме. Анализ: Изучение элемента или структуры детально наблюдаемые аспекты. Интерпретация: объяснение аспектов наблюдение или проведение измерений.
- Натуралистический. Контролируется. Структурированные и неструктурированные. Участник и неучастник.
- Наблюдение за людьми в их обычном окружении. Часто используется при изучении поведения животных.
- Преимущества . Используется для генерации новых идей. . Всю ситуацию можно изучить. . Получается больше понимания. Недостатки . Невозможно наблюдать все типы поведения в естественном параметр. . Многие примеры поведения не повторяются.
- Проводится в лаборатории. Наблюдатель решает, куда вести наблюдение место, в какое время и при каких обстоятельствах. Используются стандартные процедуры.
- Преимущества . Могут быть легко воспроизведены другими исследователями с помощью та же схема наблюдения. . Наблюдатель может контролировать переменные. . Менее трудоемкий метод по сравнению с натуралистическим наблюдение. Недостатки . Участники ведут себя по-разному, поскольку они знают, что они наблюдается.
- Также называется систематическим наблюдением. Схема кодирования используется исследователями. Это метод сбора данных, с помощью которого исследователи собирать данные без прямого участия участники.
- Преимущества . Улучшенный контроль выборки. . Измерение ошибки. . Позволяет более сильное обобщение и проверяет надежность и действительность. . Аналогичен опросу, но вопросы не задаются. Недостатки . Языковой и культурный барьер. . Люди могут вести себя неестественно, поскольку знают, что они наблюдаются.
- Вовлекает исследователей в запись поведения, которое они можно увидеть. Преимущество: предоставление богатых качественных данных. Недостаток: без использования записывающее оборудование. Например, наблюдая за детьми, играющими со своими новые игрушки, полевые наблюдения или обзоры.
- Включенное наблюдение предполагает активное участие наблюдателя. Включенное наблюдение бывает двух типов. участники осознают, что за ними наблюдают которое называется открытым включенным наблюдением и другие, когда участники не знают, что они наблюдение, которое называется явным участником наблюдение.
- Преимущества . Исследователь, способный быть честным с группой в явном виде включенное наблюдение. . Скрытое включенное наблюдение может быть единственным способом собирать информацию о незаконной деятельности. . Незнание того, что за ними наблюдают, позволяет избежать «эффект наблюдателя». Недостатки . Может потерять объективность и стать предвзятым.
- . Если исследователь «под прикрытием», он должен быть очень скрытным о его исследованиях. . Исследователь может повлиять на происходящее.
- Наблюдение без участия предполагает наблюдение участников без активного участия. Преимущества . Участники склонны действовать более реалистично. . Исследователь не имеет никакого влияния на ситуацию. Недостатки . Наблюдатель может не понять, что происходит. . Сложнее найти или подтвердить гипотезу без воздействовать на участников.
- Наблюдение — важный метод получения данных коллекция. Существуют различные типы наблюдения. Тем не менее, имеет ограничения, которые необходимо преодолеть, дополнив другими исследованиями такие методы, как опрос участников и использование эксперименты.
Реклама
Систематическое наблюдение: примеры, сильные и слабые стороны (2023)
Систематическое наблюдение — это высокоструктурированный метод наблюдательного исследования, который осуществляется посредством структурированного наблюдения и кодирования исследовательского феномена. В этом методе один или несколько обученных наблюдателей записывают целевое поведение (я), используя предопределенную систему кодирования, чтобы свести к минимуму систематическую ошибку.
За поведением можно наблюдать в режиме реального времени или записать и закодировать позднее. Ключом к проведению научно обоснованного систематического наблюдения является обеспечение того, чтобы оценщики были хорошо обучены и стремились свести к минимуму предвзятость.
Поэтому рейтеры часто проходят обширный процесс обучения, когда категории наблюдения четко определены, и рейтеры участвуют в многочисленных практических занятиях.
Для того чтобы оценщики были как можно более беспристрастными, их не следует информировать о гипотезах или целях исследования, если это возможно.
Систематическое наблюдение используется в психологии, педагогических исследованиях, антропологии, социологии и бизнес-исследованиях.
Примеры систематического наблюдения
1.
Языковое развитие детейИсследования языкового развития детей часто проводятся при систематическом наблюдении.
Как правило, наблюдатели в течение нескольких недель обучаются тому, как кодировать утверждения, которые родители направляют своим детям.
Иногда наблюдения проводятся дома во время ужина, в классе для изучения воздействия учителей или в лаборатории, пока родитель и ребенок заняты свободной игрой или структурированной деятельностью.
Поведение участников либо кодируется в режиме реального времени по мере их возникновения, либо записывается на видео или аудио и позже используется для кодирования.
После сбора данных статистическое программное обеспечение используется для выявления моделей поведения родителей, связанных с развитием речи.
Хотя этот тип исследования дает ценные результаты, проведение этих систематических наблюдений требует невероятно много времени.
2. Наблюдение за стилем воспитания Баумринда
Качество собранных данных имеет решающее значение для научной достоверности исследования. Поэтому большое внимание уделяется подбору персонала для проведения наблюдений. Необходимо учитывать множество факторов, которые могут повлиять или не повлиять на рейтинги.
Например, когда Баумринд (Baumrind, 1971) проводила одно из своих ранних исследований стилей воспитания, наблюдателей разместили в домах каждой семьи. Данные были получены во время двух посещений на дому, каждое продолжительностью 3 часа.
«Семеро наблюдателей значительно различались по возрасту, мировоззренческим убеждениям и профессиональной подготовке. Все наблюдатели имели предыдущий опыт наблюдения и оценки детей и, по крайней мере, некоторое высшее образование в области поведенческих наук. Наблюдателей выбирали по их неортодоксальным взглядам и жизненному опыту, чтобы уменьшить субъективизм, присущий методам наблюдения» (с. 5).
Поскольку этническая принадлежность и культурное происхождение могут влиять на восприятие стилей воспитания, Баумринд попыталась выбрать инструкторов из разных слоев общества и с разным жизненным опытом.
3. Наблюдение за детской площадкой
Owens et al. (2008) оценили эффективность Программы социального использования языка (SULP) и терапии LEGO (R) для улучшения социальных навыков детей в возрасте 6–11 лет с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера.
Дети были случайным образом распределены в одну из двух терапевтических групп или в контрольную группу. Терапия проводилась по 1 часу каждую неделю в течение 18 недель.
В дополнение к ряду других мер, некоторые дети также наблюдались на школьной игровой площадке во время перемен с использованием схемы систематического кодирования наблюдения на игровой площадке.
«Частота самостоятельных социальных контактов со сверстниками и продолжительность социальных взаимодействий со сверстниками были измерены, чтобы получить общее представление о социальном функционировании, которое было практически
наблюдать на игровой площадке» (стр. 1951).
Хотя не было статистически значимых различий между двумя группами терапии до и после терапии, данные показали:
«… тенденция для группы LEGO к большему улучшению средней продолжительности социальных взаимодействий, чем группа SULP, и… значительное увеличение продолжительности взаимодействий для группы LEGO, но не для группы SULP» (стр. 1953-1954).
4. Программное обеспечение системы LENA
LENA расшифровывается как Система анализа языковой среды. Это автоматизированная технология записи, используемая для изучения овладения языком в типичных или особых группах населения.
В состав системы входит портативный цифровой языковой процессор (DLP), который участник исследования носит со специальной футболкой или жилетом. Записи сохраняются на аппаратном устройстве, а затем загружаются исследователем на веб-сайт LENA.
Программное обеспечение классифицирует слова говорящих на: количество слов взрослых (AWC), количество детских вокализаций (CVC) и количество разговорных оборотов (CTC).
Ganek & Eriks-Brophy (2016) заявляют, что «Система LENA способна предоставлять информацию о различных аспектах слуховой среды ребенка» (стр. 5).
Однако есть и недостатки. Например, система не предоставляет расшифровку выступления. Это означает, что исследователи должны расшифровывать записи вручную.
К сожалению, при наложении речи программа удаляет оба высказывания.
«В оживленных домах с большими семьями отбрасывание накладывающейся речи, вероятно, приведет к недооценке истинного количества произошедших взаимодействий. Подобные проблемы могут также повлиять на результаты LENA, полученные в классе» (стр. 5).
Несмотря на ограничения, система LENA предлагает дополнительный метод сбора количественных данных в естественной среде ребенка и позволяет избежать возможной предвзятости обученных наблюдателей.
5. Кодирование во время и вне задания, поведение в классе
Вышеприведенное видео очень подробно объясняет, как схема кодирования реализуется в условиях класса в первом классе. Рассказчик сначала указывает, что имя наблюдаемого ученика не видно. Анонимность или конфиденциальность является необходимой гарантией в большинстве исследований с участием людей.
Затем рассказчик описывает различные части схемы кодирования, определяет временной интервал каждого наблюдения и объясняет, что означают разные термины. Как уже говорилось, она отмечает поведение целевого ребенка и поведение сверстников каждые 10 секунд.
Она обводит на листе кодирования термин, обозначающий действия этого ребенка. В этом примере одно из основных наблюдаемых поведений — выполнение задачи и не выполнение задачи.
Следует отметить, что на кодировочном листе есть большое пустое место, где наблюдатель может делать заметки. Эти заметки могут описывать действия учителя, элементы обучения или любые необычные события, произошедшие во время наблюдения.
6. Юзабилити-тестирование при разработке продукта
Даже у самого продуманного дизайна могут быть недостатки. Многие из этих недостатков невозможно предвидеть на этапе проектирования. Вот почему юзабилити-тестирование является важным шагом в процессе проектирования.
Юзабилити-тестирование — это процесс оценки продукта с участием реальных пользователей. Существует множество методов, таких как тестирование в полевых условиях (называемое партизанским тестированием), в лабораторных условиях или дистанционно.
Члены группы дизайнеров будут наблюдать и делать заметки о том, как пользователи взаимодействуют с продуктом. Иногда эти наблюдения неформальны, но иногда они строго структурированы.
Могут быть определенные проблемы, которые беспокоят группу разработчиков, и поэтому они сосредоточивают свои наблюдения на этих проблемах. Иногда при этом фасилитатор тестирования просит участников выполнить определенные задачи и делает заметки об их опыте.
Эти наблюдения, последующие интервью и фокус-группы помогут команде выявить любые проблемные вопросы. Затем команда может внести любые необходимые изменения в дизайн, чтобы повысить удобство использования продукта.
7. Групповая динамика во время совещаний в офисе
Хотя многие сотрудники презирают совещания, они могут быть очень эффективными при правильном проведении. К сожалению, много времени во время совещаний тратится на деятельность, не связанную с работой.
Если компания обеспокоена тем, что встречи будут слишком непродуктивными, она может нанять внешнего консультанта для наблюдения за групповой динамикой. Это включает в себя обученных наблюдателей, которые наблюдают за выбранной группой собраний и делают систематические записи о том, что происходит.
Исследования показали, что каждый человек играет определенную функциональную роль, такую как: надзиратель, гармонизирующий, компромиссный, ищущий помощи и доминирующий.
Систематически наблюдая за функциональными заявлениями, которые происходят между членами команды, консультант может информировать компанию о способах повышения эффективности совещаний.
8. Тест Эйнсворт на странные ситуации
Доктор Мэри Эйнсворт десятилетиями проводила исследования стилей привязанности младенцев и детей. Чтобы оценить эту динамику между матерью и младенцем, она создала тест «Незнакомые ситуации», который состоит из 8 сценариев в лабораторных условиях.
За поведением матери и ребенка внимательно наблюдает обученный член исследовательской группы во время каждого сценария. Наблюдатели проходят обширную подготовку и кодируют действия ребенка в соответствии с подробной системой оценки.
В одном сценарии мать оставляет ребенка одного в лабораторной комнате и позже возвращается. Наблюдателей интересует, как ребенок реагирует на возвращение матери. Некоторые дети будут делиться нежностью, в то время как другие вообще избегают проявления материнской привязанности.
Чтобы исследование было достоверным, необходимо, чтобы наблюдатели согласились с тем, что они видят. Это называется межоценочной надежностью .
« Межэкспертное согласие для SSP высокое, особенно среди внутрилабораторных исследователей и в меньшей степени, но все же обнадеживающее при изучении межлабораторных показателей» (Simonelli & Parolin, 2016, p. 4).
9. Судейство по синхронному плаванию
На некоторых спортивных соревнованиях также проводятся систематические наблюдения. Например, в синхронном плавании за исполнением наблюдает и оценивает жюри, состоящее из высококвалифицированных судей.
В некоторых случаях может быть задействовано более 20 судей. Ставки могут быть довольно высокими, когда победа или поражение могут иметь серьезные последствия для будущего и финансового благополучия спортсмена.
Поэтому очень важно, чтобы все судьи использовали одни и те же критерии при оценке выступления спортсмена. При наличии существенных разногласий между судьями конкурс будет признан недействительным.
Исследование, проведенное Ponciano et al. (2017) исследовали возможность использования видеозаписей выступлений в качестве учебного пособия для судей.
Они записали упражнения трех опытных синхронисток, и их выступления были оценены десятью опытными судьями в двух разных случаях.
Оценки судей показали высокую степень сходства между Т1 (0,85) и Т2 (0,83). По словам исследователей: «Содержание видео интерпретировалось 10 оценщиками почти одинаково и позволило оценить постоянство через 7 дней» (стр. 185).
10. Эскиз куклы Бандура Бобо
Возможно, одним из самых известных исследований во всей психологии является исследование куклы Бандура Бобо. Исследование, проведенное доктором Альбертом Бандурой и его коллегами в 1960-х годах, продемонстрировало опасные последствия телевизионного насилия и вызвало общенациональные дебаты в США. В некоторых условиях взрослый агрессивно играл с надувной куклой Бобо. Взрослый ударил куклу молотком и отшвырнул через всю комнату.
В других условиях взрослый играл с куклой неагрессивно.
Затем детей отвели в другую комнату, где оказалась кукла Бобо. Затем обученные члены исследовательской группы наблюдали за поведением каждого ребенка и подсчитывали количество агрессивных действий каждого из них.
Схема кодирования включала: физическую агрессию, вербальную агрессию, агрессию к неодушевленным предметам и агрессивное торможение.
Оценки оценщиков были сопоставлены, и было обнаружено, что они полностью соответствуют друг другу. Это необходимо для того, чтобы результаты исследования считались достоверными.
Систематическое наблюдение Сильные стороны
1. Отлично подходит для оценки поведения
В отличие от других методов, систематическое наблюдение основывается на непосредственном наблюдении от третьего лица, а не на самоотчетах участников.
Многие исследования в области психологии и социальных наук опираются на бумажно-карандашные измерения. При оценке личностных качеств или установок участников исследования часто просят заполнить анкеты или опросы.
Однако при проведении исследования, использующего систематическое наблюдение, исследователи измеряют фактическое поведение.
Таким образом, вместо того, чтобы человек указывает, что, по его мнению, он мог бы сделать в определенной ситуации, его поведение фактически наблюдается в этой ситуации.
Это делает исследование более научным.
2. Превосходный метод полевых исследований
Как и в упомянутой выше силе, систематическое наблюдение часто проводится в реальных условиях. Хотя его можно использовать в лабораторных условиях, его также можно проводить в естественной среде участников исследования.
Например, исследования, изучающие влияние заявлений родителей или стиля дисциплины на развитие детей, могут проводиться дома у ребенка. Эта обстановка гораздо более естественна, чем лабораторная, которая может тормозить поведение участников.
3. Это может быть очень целенаправленный метод
При проведении систематических наблюдений можно сосредоточиться на весьма специфичных формах поведения.
Исследователям предоставляется возможность очень подробно определить свои целевые конструкты, в том числе определить, какое поведение не соответствует рабочему определению изучаемого конструкта.
Эта степень специфичности повышает достоверность исследования, что позволяет исследователям и потребителям исследования быть уверенными в результатах.
Слабые стороны систематического наблюдения
1. Возможность предвзятости наблюдателя
Систематическое наблюдение в большинстве случаев полагается на людей для проведения наблюдений. Всякий раз, когда в дело вовлечены люди, личные предубеждения и культурная динамика могут затуманить суждение.
Хотя тщательное обучение наблюдателей и экспериментальное тестирование могут помочь обеспечить достоверность оценок, наблюдатели также могут демонстрировать так называемый «дрейф».
Это когда оценщики постепенно отходят от заданных конструкций и начинают полагаться на собственное мнение. Дрейф может быть особенно проблематичным, когда исследования проводятся в течение многих месяцев.
2. Это требует времени
Систематическое наблюдение требует невероятно много времени. Еще до того, как будет собрана одна точка данных, оценщики должны пройти обширный процесс обучения.
Еще до начала обучения исследователи должны потратить значительное время на разработку подробной системы подсчета очков.
После завершения обучения сбор данных может занять много времени и сил. Если они проводятся в полевых условиях, оценщики должны добираться до назначенных мест и обратно. Если исследование проводится в лаборатории, часто одновременно наблюдается только один участник исследования.
Таким образом, основным недостатком систематического наблюдения является огромное количество времени и энергии, которое необходимо затратить для завершения одного исследования.
3. Эффект Хоторна
Эффект Хоторна заключается в том, что участники исследования иногда меняют свое поведение, потому что знают, что за ними наблюдают. Это может нанести серьезный ущерб достоверности исследования.
Целью исследования является изучение подлинного человеческого поведения. Однако, если участники подавляют свои действия или меняют свое поведение, чтобы оно выглядело более благоприятным, результаты исследования становятся недействительными.
Заключение
Систематическое наблюдение — невероятно разнообразный метод сбора данных. Его можно применять в естественных условиях, таких как классная комната, общественное место или домашняя обстановка. Это означает, что исследователи могут изучать поведение человека так, как оно происходит в естественных условиях.
Систематическое наблюдение использовалось в психологических исследованиях воспитания детей, овладения языком, привязанности и последствий насилия по телевидению. Другие значимые приложения включают оценку согласованности судей, удобства использования продуктов и моделей взаимодействия на рабочих встречах.
Ссылки
Ainsworth, M.D.S., Blehar, M., Waters, E., & Wall, S. (1978). Паттерны привязанности: психологическое исследование странной ситуации . Хиллсдейл: Эрлбаум.
Бандура, А., Росс, Д. и Росс, С.А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным моделям. Journal of Abnormal and Social Psychology , 63 , 575-82.
Баумринд, Д. (1971). Современные модели родительской власти. Психология развития, 4 , 1–103. https://doi.org/10.1037/h0030372
Хиллари Ганек и Элис Эрикс-Брофи. 2016. Система анализа языковой среды (LENA): обзор литературы. В Материалы совместного семинара по НЛП для изучения языка с помощью компьютера и НЛП для изучения языка , страницы 24–32, Умео, Швеция. Электронная пресса ЛиУ.
Оуэнс Г., Гранадер Ю., Хамфри А. и Барон-Коэн С. (2008). Терапия LEGO((R)) и программа социального использования языка: оценка двух вмешательств по развитию социальных навыков у детей с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера. Журнал аутизма и нарушений развития, 38 , 1944-57.
Коэн, Р. Дж., и Свердлик, М. Э. (2005). Психологическое тестирование и оценка: введение в тесты и измерения (6-е изд.). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Кронбах, Л. Дж. (1951). Коэффициент альфа и внутренняя структура тестов. Психометрика, 16 (3), 297-334.
Кронбах, Л. Дж. (2004). Мои текущие мысли о коэффициенте альфа и последующих процедурах. Образовательные и психологические измерения, 64 (3), 391-418.
Симонелли, Алессандра и Паролин, Микол. (2016). Тест в странной ситуации. Вирджил Зейглер-Хилл и Тодд К. Шакелфорд (ред.) В Encyclopedia of Personality and Individual Differences (стр. 1-4). https://doi.org/10.1007/978-3-319-28099-8_2043-1
Пончано К., Фугита М., Фигейра А., да Силва К., Мейра К. и Бокалини, До. (2017). Достоверность судейской оценки технических элементов синхронного плавания по видео. Revista Brasileira de Medicina do Esporte, 24 , 182-185. https://doi.org/10.1590/1517-869220182403170572
Дэйв Корнелл (доктор философии)
+ посты
Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.