«областной центр диагностики и консультирования»
«областной центр диагностики и консультирования»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 70
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 70 База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022 | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Бизнес-план Биография Бюллетень Викторина Выпускная работа Глава Диплом Дипломная работа |
Психологический практикум — Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
Психологический практикум
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
- Терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
- Инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности — цели и ценности-средства.
При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.
Инструкция
Особенности проведения процедуры тестирования:
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
- «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
- «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
- «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?»
- «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
- «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»
- «Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»
- «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Инструкция:
«Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
- стимульный материал к методике «Ценностные ориентации» М. Рокича
Методика Рокича «Ценностные ориентации»: плюсы и минусы
Психология — очень занимательная наука. Особенно увлекательна прикладная психология. Его действие можно наблюдать непосредственно. Поведение людей в обществе и в некоторых ситуациях определяется определенной совокупностью причин. Основываясь на них и их значениях, человек совершает действие. Исследование ценностей каждого человека — очень увлекательный процесс, который может привести к огромным социологическим и психологическим результатам.
Что такое ценности?
Ценности – это определенные взгляды на жизнь и весь окружающий мир. Они во многом определяют человека как личность в обществе и задают направление его деятельности в любой сфере. На совокупности ценностей строится жизненная философия каждого отдельного человека. Иногда люди не могут объяснить свои действия. Объясняется это очень просто — у них есть определенные значения, влияющие на поведение. Но эти приоритетные взгляды сохраняются на подсознательном уровне. Их трудно объяснить и понять объективно. Но это возможно. В таких случаях очень полезно посетить профессионального психолога, который поможет разобраться в себе и найти правильное решение. Они могут стать методом изучения ценностных ориентаций М. Рокича.
Изучение ценностных ориентаций
Поскольку речь шла о ценностях каждого человека, следует уделить особое внимание изучению этого вопроса. Изучением этой сферы занимался известный американский психолог Милтон Рокич. Несмотря на то, что он начал свою карьеру психиатром, вскоре его увлекла сфера социальных отношений и ценностей. Главным достижением является разработанный метод Рокича «Ценностные ориентации». Это личностный тест, который выявляет и фиксирует ценностные аспекты.
Методика
Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокич настаивает на индивидуальном подходе. Конечно, возможно и групповое тестирование. Но индивидуальные тесты считаются более качественными и точными.
Респонденту дается два списка значений по 18 баллов в каждом. Они могут быть на листах или на специальных карточках. Затем испытуемый должен прочитать все значения и напротив каждого поставить свой порядковый номер, в соответствии со своей системой ценностей. Чем значительнее указанное значение — тем выше его ранг.
Стоит отметить, что каждая группа значений, состоящая из 18 элементов. Это не просто набор каких-то приоритетов. Первая карта — это список терминальных ценностей, вторая — список инструментальных ценностей. После того, как испытуемый проставил порядковый номер, он должен передать две карточки в порядке важности. Другими словами, определить, какая из двух групп ценностей для него важнее.
Важно! Во время теста решение человека о важности категории может измениться. Не берите сразу результаты – дайте время прочитать и обдумать написанное. Считается, что последний вариант самый точный.
Тестовый материал
Первая карта — терминальное значение. Ознакомимся с ними:
- Эмоционально насыщенная, яркая жизнь.
- Мудрость и жизненный опыт, свидетельствующие о зрелости личности.
- Абсолютное здоровье (эмоциональное, психическое, физическое).
- Увлекательная работа.
- Чувство прекрасного в природе, музыке, поэзии.
- Любимый человек, полный понимания и любви.
- Финансовая независимость и предоставление денежных средств для удовлетворения своих потребностей и желаний.
- Долгая и верная дружба.
- Признание общества, всеобщее уважение.
- Возможность читать лучшие книги, путешествовать, постоянно развиваться и совершенствоваться.
- Полная самоотдача, максимальная реализация своего потенциала.
- Полное и всестороннее развитие.
- Приятная жизнь, удовольствие и отсутствие обязательств.
- Независимость и свобода в поступках и мыслях.
- Дом, семья.
- Добро для других, самопожертвование.
- Возможность творческой самореализации.
- Внутренняя сила, уверенность в своих силах, душевное спокойствие и умиротворенность.
Рассмотрим инструментальные значения:
- Порядок и аккуратность во всем.
- Хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
- Амбициозность, большие запросы.
- Способность радоваться жизни.
- Ответственность и оперативность.
- Способность принимать самостоятельные решения.
- Жажда постоянного совершенствования себя и окружающих.
- Широкий кругозор, образование, интеллект.
- Чувство долга, умение давать и выполнять обещания.
- Логика, рационализм, здравый смысл.
- Способность подчиниться воле.
- Храбрость.
- Уверенность в сложных ситуациях.
- Терпимость, терпимость к другим, умение прощать.
- Способность принимать точку зрения другого человека.
- Искренность и честность.
- Способность продуктивно работать.
- Умение заботиться.
Ответ на тест
Очень проста в анализе «Ценностные ориентации» Рокича. Интерпретация результатов теста означает выявление факторов, которые заставили человека рассортировать значения таким образом. После этого главная задача понять, по каким причинам он сделал именно так, что его подстегнули. Необходимо определить группы ценностей, которые испытуемый выделил больше всего. Например, это могут быть ценности семейной ячейки, самореализации и т. д. Ценностные ориентации инструментального типа могут группироваться в этические блоки, блоки добра и помощи другим и т. д.
Анализ результатов
Обработка метода Рокича «Ценностные ориентации» должна быть постепенной. Специалист должен уловить в своих ответах индивидуализм человека. Для этого следует провести вдумчивый, неторопливый анализ. Необходимо вывести определенные закономерности, которые присущи этому человеку. Метод Рокича «Ценностные ориентации» предполагает обязательный пошаговый анализ.
Особые случаи
Если затраченное время и усилия не дают определенных результатов, то дело в другом. Аналогичная ситуация при анализе результатов тестирования может свидетельствовать о том, что респондент является несформированной личностью. Это может быть ребенок, подросток или просто растерянный молодой человек. В любом случае его система ценностей претерпевает множество изменений, она только формируется. Проверять таких людей бессмысленно. Им желательно пройти испытание, когда они определятся, они достигнут внутреннего покоя. Иначе получатся просто неверные результаты, о которых никому не скажешь. Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича применима только к сформировавшимся личностям.
Еще одной причиной невозможности анализа испытуемого может быть неискренность его ответов. Каждый — закрытая книга. Трудно сказать, зачем человек пришел на тестирование, если он отвечает неправду. Скорее всего, у него есть какие-то предрассудки, и он решил доказать себе или кому-то еще, что психология не заслуживает уделяемого ей внимания. Жаль, что вместе, чтобы развиваться и совершенствоваться, человек что-то кому-то доказывает.
Преимущества методики
Главным достоинством метода Рокича «Ценностные ориентации» является его универсальность. Она применима ко всем людям и может определять их ценности. Еще это очень удобно — материал для теста готов, нужно только раздать его респондентам, а потом провести тщательный анализ. Важным показателем является экономия в процессе проведения, обработки и анализа результатов. Дорогостоящие исследования проводятся редко, потому что для этого нужно найти спонсоров. А методика изучения ценностных ориентаций Рокича помогает анализировать и делать выводы с помощью очень простого, но рационального тестирования.
Методика очень гибкая. Списки значений и инструкции для теста могут быть изменены. Это делается для того, чтобы лучше рассмотреть характер человека с разных точек зрения.
Недостатки методики
Основным и весьма существенным недостатком данной методики является ее открытость. Человек понимает, что его будут проверять. И, к сожалению, многие респонденты реагируют не на то, что они думают на самом деле, а на то, что уместно и правильно с точки зрения общечеловеческих ценностей. Это парализует возможность анализа каждого человека как отдельного и неповторимого. Образ человека общий, неточный и расплывчатый. Это очень существенный недостаток. Психологи пытаются уменьшить его влияние на тестирование. Перед тем, как начать говорить с аудиторией, стараясь донести до нее важность правдивых ответов. Некоторые люди понимают и отвечают на правду. Но все равно остается определенный процент тех, кто проходит тестирование, кто хочет казаться «правым» в глазах общественности.
Есть также люди, которые просто не хотят, чтобы кто-то знал и понимал их лучше, чем они сами. Они реагируют на неправду и считают, что поступают правильно. Что ж, это их право.
Общее впечатление
Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича даст достоверные результаты в том случае, если тест добровольный и мотивированный. Кроме того, необходим установленный контакт между психологом и респондентом. Это не должны быть деловые или официальные отношения.
Чтобы хоть как-то снизить влияние негативных сторон техники, следует постоянно пересматривать инструкцию к тесту. Можно и нужно вносить поправки, которые помогли бы испытуемому раскрыться. Это поможет психологу сделать правильные и обоснованные выводы о ценностных ориентациях человека.
Методика изучения ценностных ориентаций Рокича неприменима к отбору людей ни в какую систему, ни при обследовании. Однако проба Рокича остается актуальной и на сегодняшний день.
Подводя итоги, можно сказать, что описанный метод Рокича «Ценностные ориентации» имеет существенные достоинства и недостатки. Его активно используют в различных сферах. Ценности каждого человека являются важным критерием при приеме на работу или в других ситуациях.
Эмпатия как фактор решения моральных дилемм в подростковом возрасте Научно-исследовательская работа по теме «Экономика и бизнес»
Доступно на сайте www.sciencedirect.com
ScienceDirect
Procedia — Social and Behavioral Sciences 146 (2014) 89- 93
Третья ежегодная международная конференция «Воспитание и воспитание детей младшего возраста»
Эмпатия как фактор решения нравственных дилемм в подростковом возрасте
Молчанова С. В. *
а Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ул. 11/9 Москва, 125009, Россия
Реферат
Проведен анализ влияния эмпатии на решение моральных дилемм в подростковом возрасте. Выявлены значимые корреляции между уровнем эмпатии и стратегиями решения моральных дилемм. Высокий уровень эмпатии, взаимные ожидания и социальное признание коррелируют со стратегией ухода и стратегией, зависящей от контекста. Самый низкий уровень эмпатии выявлен у эгоистической стратегии. Обнаружены гендерные различия в уровне эмпатии — девочки ориентированы на эмпатию в большей степени, чем мальчики. Подростки из городов показали более высокий уровень эмпатии, чем их сверстники из городов.
© 2014 Опубликовано ElsevierLtd. Это статья в открытом доступе под лицензией CC BY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/).
Отбор и рецензирование под ответственность Российского психологического общества.
Ключевые слова: нравственное развитие, эмпатия, подростковый возраст, стратегии решения нравственных дилемм, гендерные различия.
l.Введение
Нравственное развитие – сложный процесс. Существует различное понимание основы нравственного развития. Были выделены два основных подхода к изучению нравственного развития (нормативно-когнитивный и эмпатический подходы) с двумя базовыми принципами: справедливости (Дж. Пиаж, Л. Кольберг) и заботы (Ч. Гиллиган) [1], [2]. Принцип справедливости основан на познавательных аспектах нравственного сознания — нравственном мышлении и нравственных суждениях, которые считаются критериями уровня нравственного развития [3]. Теория ориентации на заботу концентрируется на эмпатии как основном принципе, лежащем в природе морального поступка. В центре внимания эмоциональная направленность на потребности, идеи и желания других людей [4]. В настоящее время популярна идея интеграции процесса принятия моральных решений, и большинство авторов признают, что эмоции играют важную роль в моральных решениях (Н. Айзенберг, Дж. Рест) [5, 6].
* Автор, ответственный за переписку. Тел.: +7 910 4688475; факс: +7 495-6295910. Электронный адрес: [email protected]
1877-0428 © 2014 Опубликовано ООО «Эльзевир». Статья находится в открытом доступе по лицензии CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/ by-nc-nd/3.0/).
Отбор и рецензирование под ответственность Российского психологического общества. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.08.091
Существуют различные эмоциональные состояния, которые могут влиять на моральные решения: вина, стыд, дистресс, сочувствие, эмпатия и т. д. Эмпатия рассматривается как способность чувствовать вместе с другим и понимать и разделить его (ее) эмоции. Он состоит из разных компонентов: физиологического, когнитивного, эмоционального и поведенческого (К. Зан-Вакслер и др.) [7]. Эмпатия человека имеет социокультурную природу и проходит несколько этапов развития, начиная с младенчества (М. Хоффман) [8]. Роль семейного воспитания для развития эмпатии очень велика. Отношение родителей определяет способность ребенка распознавать эмоции и чувства и быть в состоянии делиться ими и чувствовать с другими в детстве (М. Хоффман, У. Деймон). Нравственная атмосфера, включая сопереживание, начинает играть важную роль в решении моральной дилеммы. [9]. Определенные стратегии решения моральных дилемм могут иметь корреляции с эмоциональными реакциями.
2. Настоящее исследование
Цели исследования:
— определить корреляции эмпатии со стратегиями решения моральных дилемм в подростковом возрасте.
— для определения гендерных различий в уровне эмпатии.
— для определения различий в уровне эмпатии у подростков из малых и больших городов.
3. Метод
4.1 Участники
Данные собраны в России. Расследование проводилось в одном городе — Москве и двух городах — Управленческом (Самарская область) и Шатуре (Московская область). Данные состоят из 346 испытуемых в возрасте от 13 до 21 года. Среди них 40% мальчиков и 60% девочек. Представлены три возрастные группы: 38 % подростков от 13 до 15 лет, 42 % подростков от 15 до 17 лет и 20 % испытуемых в возрасте от 18 до 21 года. Меграбян-Н.Эпштейн для определения уровня эмпатии. Анкета состоит из 33 утверждений, с каждым из которых вы должны согласиться или не согласиться.
Одной из целей исследования было выяснить, как эмпатия коррелирует со стратегиями решения моральных дилемм. Мы определили стратегии решения моральной дилеммы в нашем предыдущем исследовании, но считаем необходимым указать здесь инструменты, которые мы использовали для этой цели [10]. Использовался специальный набор инструментов:
— методика значений М. Рокича, модифицированная для наших целей. Список терминальных и инструментальных ценностей был изменен для объединения ценностей в две группы по принципу справедливости и заботы. Испытуемым предлагалось сформировать иерархию ценностей обеих групп и оценить, насколько они реализуют эти ценности в своем реальном поведении.
— Оригинал анкеты «Правосудие-Забота». Испытуемые должны были согласиться или не согласиться с 38 утверждениями, соответствующими нормативным шкалам нравственного развития (Л. Кольберг и К.Гиллиган), используя пятибалльную шкалу.
— Моральные дилеммы, модифицированные из проекта МАМОС (А. Подольский, П. Хейманс) [11], были построены для выбора между принципом заботы или справедливости. Были представлены две нравственные дилеммы, каждая из которых имеет свой коммуникативный контекст: «взрослый-подросток» и «подросток-ровесник». Испытуемым предстояло сделать нравственный выбор в незавершенной ситуации. В каждой дилемме подростки должны были найти и оценить решение героя и его самого на позиции героя.
— опросник ценностных ориентаций С.Шварца, выделяющий 10 ценностных ориентаций (типов мотивации).
5. Результаты
Первой целью нашего исследования было выяснить, как эмпатия коррелирует со стратегиями решения моральных дилемм в подростковом возрасте.
В нашем предыдущем исследовании мы определили 6 стратегий решения моральной дилеммы по результатам: стратегия заботы, стратегия справедливости, контекстно-зависимая стратегия, парадоксально-контекстуальная стратегия, стратегия сомнений и эгоистическая стратегия. Испытуемые решали 2 дилеммы с разным коммуникативным контекстом как для героев, так и для самих себя. Забота, справедливость или собственные интересы были принципами их выбора. Каждая стратегия также имеет свою специфику с предпочтительными моральными суждениями, моральными ценностями и ценностными ориентациями.
Стратегии решения моральной дилеммы представлены в таблице 1.
Таблица №1. Стратегии решения моральных дилемм.
Стратегии Дилеммы с коммуникативным контекстом
Подросток-взрослый Подросток-ровесник
Сам герой герой сам герой
Забота Стратегия Забота забота забота забота
Контекстно-зависимая стратегия справедливость справедливость забота забота
Правосудие стратегия правосудие правосудие справедливость сомнений забота или справедливость справедливость или забота забота или справедливость забота
Парадоксально-контекстная стратегия забота забота справедливость справедливость
Эгоистическая стратегия собственный интерес собственный интерес заботиться или отказаться от заботы или отказаться
Стратегия заботы характеризуется ориентацией на заботу во всех вариантах моральной дилеммы. Оно соотносится с терминальной ценностью доброты, любви к людям, альтруизма, готовности к самопожертвованию ради других людей. Для этих подростков важны и такие инструментальные ценности, как доверие к людям, чуткость к чьим-то потребностям, коммуникативная компетентность, верность, традиции. Испытуемые отдают предпочтение моральным суждениям, что относится к уровню 3 и 4 стадий теории Кольберга (мораль «хорошего» мальчика и стадия социального закона). Это позволяет предположить, что общественное уважение и признание очень важны для них. Существует сильная корреляция с высоким уровнем эмпатии.
Стратегия справедливости ориентируется на принцип справедливости во всех версиях моральной дилеммы. Приоритетной ценностью является уважение личности других. Смелость отстаивать свои интересы, способность к лидерству и образование также очень важны. Самооценка саморегуляции выше, чем в других группах. Уровень эмпатии средний.
Контекстно-зависимая стратегия характеризуется ориентацией на заботу во взаимодействии со сверстниками и справедливость во взаимодействии со взрослыми. Важны такие ценности, как доброта, готовность к самопожертвованию и смелость отстаивать свои интересы. Способность быть полезным, образованность, законопослушность – важные инструментальные ценности. Уровень эмпатии выше, чем у стратегии справедливости, но ниже, чем у стратегии заботы.
Эгоистическая стратегия ориентирована на собственные интересы. Важнейшей ценностью является забота о собственном благополучии, умение быть лидером и принципиальность. Для них наиболее важны нравственные суждения о социальном праве (4 этап). Самый низкий уровень эмпатии выявлен у эгоистической стратегии.
Стратегия сомнений ориентирована на ценности заботы, но не столь постоянна, как стратегия заботы. Доброта, уважение к личности других, искренность, законопослушность и честность. Имеется высокое согласие с моральным осмыслением 3 и 6 ступеней теории Кольберга (мораль «хорошего» мальчика и универсальные этнические принципы). Уровень эмпатии средний.
Парадоксально-контекстуальная стратегия больше ориентирована на терминальную ценность справедливости. Важными инструментальными ценностями являются смелость отстаивать свои интересы, автономия и независимость, умение быть лидером и законопослушным. Уровень эмпатии средний.
Результаты показали значительную корреляцию между уровнем эмпатии и стратегиями решения моральных дилемм. Подростки с более высоким уровнем эмпатии отдают предпочтение принципу заботы в моральных ценностях, моральных суждениях. В области решения моральной дилеммы уровень эмпатии коррелирует со стратегией заботы и контекстно-зависимой стратегией. С этими стратегиями коррелирует взаимные ожидания, социальное признание, позиция отражения эмпатии. Самый низкий уровень эмпатии выявлен у эгоистической стратегии.
Второй целью нашего исследования было изучение гендерных различий в уровне эмпатии.
Результаты показали, что в вербальном опроснике девочки более ориентированы на эмпатию, чем мальчики (0,46 при р=0,01). Эти гендерные различия в уровне эмпатии подтверждают тот факт, что девочки больше, чем мальчики, предпочитают стратегию ухода и контекстно-зависимую стратегию, что было показано в предыдущих исследованиях [12]. .
Третьей целью исследования было изучение различий в уровне эмпатии у подростков из малых и больших городов. Мы сравнили подростков из большого города Москвы и двух малых городов России: Управленческого (Самарская область) и Шатуры (Московская область). Подростки из города показали более высокий уровень эмпатии, чем их сверстники из города (0,41 при р=0,01). Этот факт подтверждает предыдущие выводы о том, что подростки из малых городов больше ориентированы на стратегию заботы, чем на стратегию правосудия, по сравнению с подростками из большого города [12]. Следует отметить, что существенных различий между подростками из двух малых городов выявлено не было. Это удивительный результат, учитывая тот факт, что эти два городка относились к разным регионам Российской Федерации.
Выводы исследования следующие. Результаты показали значительную корреляцию между уровнем эмпатии и стратегиями решения моральных дилемм. Подростки с более высоким уровнем эмпатии отдают предпочтение принципу заботы в моральных ценностях, моральных суждениях. В области решения моральной дилеммы уровень эмпатии коррелирует со стратегией заботы и контекстно-зависимой стратегией. С этими стратегиями коррелирует взаимные ожидания, социальное признание, позиция отражения эмпатии. Самый низкий уровень эмпатии выявлен у эгоистической стратегии. Обнаружены гендерные различия в уровне эмпатии — девочки ориентированы на эмпатию в большей степени, чем мальчики. Подростки из городов показали более высокий уровень эмпатии, чем их сверстники из городов.
Ссылки
[1] Piaget, J. Нравственное суждение о ребенке. Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трубнер и Ко; 1932.
[2] Myyra, L. Компоненты морали. Хельсинкский университет; 2003.
[3] Кольберг Л. Очерки нравственного развития. Том 2. Психология нравственного развития. Сан-Франциско; 1984.
[4] Гиллиган, К. Другим голосом: Представления женщин о себе и морали. Гарвардское образовательное обозрение, 1977, 47, 481–517.
[5] Рест, младший (1994) Фон: Теория и исследования. В: JRRest & D.Narvaez (Eds) моральное развитие в профессиях. Психология и прикладная этика. Хиллсдейл; Lawrence Erlbaum Associates, стр. 1–26.
[6] Молчанов С.В. Нравственно-ценностные ориентации как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте. Культурно-историческая психология, 2007, 1, 73-79..
[7] Zahn-Waxler, C., Radke-Yarrow, M., Wagner, E. & Chapman, M. Развитие заботы о других. Психология развития, №1, 1992, стр. 126-136.
[8] Хоффман М.Л. Эмпатия и нравственное развитие: последствия для заботы и справедливости. Кембридж; Издательство Кембриджского университета; 2000.
[9] Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Модели восприятия нравственной атмосферы школы современными российскими подростками как компонент социальной ситуации развития. Вестник Московского университета, Сер.14, Психология. Серия 14. Психология. 2, 73-86.
[10] Молчанов С.В. Стратегии решения моральных дилемм в подростковом возрасте. 13-я Европейская конференция по психологии развития.