Методы активного обучения: Что такое активное обучение и насколько оно эффективно / Skillbox Media

ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №2» г. Оренбурга.

Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры.

Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке?

 

       Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения? 

 

Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности

        В специальной литературе есть разные трактовки терминов «метод обучения» и «прием обучения». По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.

Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

   Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.

 

Классификация методов обучения

Методы классифицируют по разным признакам:

  • по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;
  • по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
  • по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;
  • по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

 

Активные методы обучения: определение, классификация, особенности.
Что такое активные методы обучения?

       Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик».

Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

      Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

 

Признаки активных методов обучения

  • Активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.

 

 

Классификация активных методов обучения

       Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

  • дискуссионные;
  • игровые;
  • тренинговые;
  • рейтинговые.

 

Методы и приемы активного обучения

        В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

  • Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
  • Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
  • Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
  • Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
  • Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

 

Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое интерактивные методы обучения?

       Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

 

Задачи интерактивных методов обучения

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

 

Методы и приемы интерактивного обучения

  • Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при  котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
  • Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • Аквариум —
    одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
  • BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

        К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

        Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. 

 

Источник:  http://pedsovet. su/

Тренинг как метод активного обучения

Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии и не сводится только к социально-психологическому.

Область его применения значительно шире, чем у последнего, и отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности.

Групповой психологический тренинг используется:

  • в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний;
  • для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии;
  • для социально-психологической подготовки руководителей промышленного производства.

В этих рамках существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков. Особенно большой разброс имеется во времени работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами (например, в групп-анализе).

Важной общей чертой тренингов является их стадийность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы. Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить три основные стадии: начальную, рабочую и конечную. Иногда эти стадии характеризуют как этапы «оттаивания», «изменения», «замораживания».

Тренинги, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия.

Таких парадигм можно выделить несколько:

  • тренинг как своеобразная форма «натаскивания», при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;
  • тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
  • тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
  •  тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы. Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, проводящего тренинг: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, фасилитатор и др.

Интересно

«Дрессировщик» полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутри-личностных процессов. Он делегирует «тренируемым» только малую часть ответственности и занимается «натаскиванием» для развития необходимых умений и навыков. «Учитель» способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию «сверху» и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них.

«Ведущий» берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений.

Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений.

Кроме того, в литературе не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинг-группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того психологического направления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы.

Упражнения и приемы, характерные для той или иной психологической школы тренинга, являются не более чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего. Вследствие этого мы считаем, что даже внешне жестко манипулятивные приемы нейролингвистического программирования могут быть использованы не в целях манипуляции, а для облегчения процессов самораскрытия и самоактуализации участников группы.

Еще больший интерес для развития и обучения личности представляют ролевые игры с элементами драматизации. Именно этот принцип лег в основу метода, разработанного профессором Форвергом (ГДР) и названного им социально-психологическим тренингом. Социально-психологический тренинг – род группового психологического тренинга, активный метод групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

На основании большой экспериментально-исследовательской работы Форверг сделал вывод об эффективном влиянии социально-психологического тренинга на повышение межличностной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность.

Активное обучение: Учебное пособие | Центр преподавания и обучения

Введение

Активное обучение — это термин, используемый для описания стратегий обучения, которые способствуют активному участию учащихся в процессах формирования знаний. Такие стратегии могут включать в себя практические занятия, краткие письменные задания и задания для обсуждения, задачи по решению проблем, сбор и синтез информации, создание вопросов и деятельность, основанную на размышлениях, среди прочего. Вместе эти подходы направлены на то, чтобы задействовать навыки мышления более высокого порядка у учащихся посредством производства и формулирования знаний, а не путем пассивной передачи фактов и идей.

Стратегии активного обучения основаны на конструктивистских теориях обучения, которые подчеркивают важность установления связей между своими предыдущими знаниями и новым опытом и концепциями. Таким образом, задачи активного обучения предназначены для того, чтобы выявить текущее понимание учащихся, сделать это понимание явным, а затем создать возможности для учащихся интегрировать новые знания в свое понимание.

Как правило, стратегии активного обучения включают в себя сочетание индивидуальных и совместных задач, что дает учащимся возможность обдумать или предсказать результаты, а затем поделиться своими идеями и обсудить их со сверстниками. Занятия могут длиться от нескольких минут до больших сегментов учебного периода; суть в том, чтобы просто активировать когнитивные процессы учащихся, пока они находятся в классе. Приведенная ниже информация поможет вам разработать и внедрить стратегии, поддерживающие эту довольно широкую категорию методов обучения.

Каковы преимущества?

Активное обучение помогает учащимся задуматься о своем понимании, побуждая их устанавливать связи между своими предыдущими знаниями и новыми концепциями. Часто в задачах активного обучения учащимся предлагается сделать свое мышление явным, что также позволяет преподавателям оценить обучение учащихся. Хотя большая часть литературы по активному обучению сосредоточена на дисциплинах STEM, исследования показывают, что активное обучение может принести пользу учащимся в любой области, особенно учащимся, у которых было меньше возможностей для получения образования или которые сталкиваются с активным обучением в старшей школе. Несколько исследований показали, что учащиеся в классах активного обучения имеют более низкий уровень неудач и лучше справляются с оценками, чем учащиеся на традиционной лекции.

Лучшие практики

Поскольку активное обучение включает в себя так много различных видов деятельности в классе, важно помнить о нескольких основных принципах при разработке заданий активного обучения:

  1. Активные учебные задания должны помочь вашим учащимся достичь целей обучения
  2. Активные учебные задания должны создавать низкую планку для участия учащихся
  3. Задания активного обучения должны предоставлять учащимся обратную связь об их обучении
Помощь учащимся в достижении целей обучения

Прежде всего, активные учебные задачи должны быть нацелены на конкретные цели обучения. То есть они должны помочь учащимся развить знания и навыки, которые они должны приобрести на вашем курсе. Идентификация аргумента, использование доказательств в поддержку утверждения, организация информации и определение данной проблемы — все это навыки, которые поддерживают сложные цели обучения, такие как письмо и решение проблем. Активные учебные задачи должны быть направлены на то, чтобы предоставить учащимся возможность практиковать и овладевать такими навыками.

Поощряйте участие студентов

Задания активного обучения должны обеспечивать низкий порог входа и способствовать вовлечению всех учащихся. Поэтому задачи должны быть простыми или дискретными. Для более сложных задач инструкторы должны предоставить четкие инструкции, которые описывают (и моделируют) то, как учащиеся будут участвовать в упражнении. Как учащиеся будут взаимодействовать друг с другом в этой деятельности? Каковы основные правила или рекомендации для группового взаимодействия? Четкие ответы на эти вопросы помогут учащимся понять, что ожидается от их участия.

Предоставьте возможности для обратной связи и размышлений

В идеале обратная связь должна быть нацелена не только на навыки и знания, которые учащиеся, как ожидается, приобретут в результате изучения целей курса, но и должна четко указывать, как учащиеся могут улучшить свою успеваемость или углубить свое понимание обсуждаемой темы. Предоставление подробной индивидуальной обратной связи часто требует времени для отдельных инструкторов, и поэтому ее трудно получить за один учебный период, а обратная связь по активному учебному заданию может поступать из различных источников. Системы персонального реагирования (например, «кликеры»), например, могут собирать данные о мышлении учащихся в больших масштабах. Преподаватели, в свою очередь, могут сравнить эту информацию с экспериментальными данными или примерами экспертного мышления, чтобы выявить «пробелы» или расхождения в знаниях учащихся.

Обсуждения с участием сверстников или обзорные сессии, в ходе которых учащиеся получают рубрику, с помощью которой они могут оценить обучение своих одноклассников, также дают учащимся возможность как четко изложить свои мысли, так и получить неформальную обратную связь. Цель обратной связи в таких случаях состоит в том, чтобы предоставить учащимся информацию об их понимании или успеваемости, которая может направить их к желаемой цели обучения. Независимо от того, исходят ли они от цифрового инструмента, такого как кликер, или от одноклассника, активные учебные задания должны давать учащимся ощущение своего прогресса в обучении и помогать им оттачивать дальнейшую практику.

Примеры активного обучения

Конечно, есть много примеров заданий в классе, которые можно было бы классифицировать как «активное обучение». Некоторые из наиболее распространенных примеров включают упражнения «думай в парах», обсуждение пазлов и даже просто паузы для уточнения во время лекции. Члены Центра исследований в области обучения и преподавания Мичиганского университета составили полезный список методов активного обучения, которые они отсортировали в соответствии с «континуумом» сложности и временными затратами. Эти методы включают в себя:

  • Рефераты: в какой-то момент во время лекции студентов просят поработать одну-две минуты по заданной теме.
  • Самооценка: аналогично инвентаризации понятий и диагностическим оценкам, эти неоцениваемые упражнения, обычно выполняемые в начале семестра или нового раздела, используются для выявления пробелов в понимании учащимися.
  • Интерактивные лекции: часто в форме кратких опросов, эти мероприятия проводятся во время лекций, давая студентам возможность делать прогнозы, решать короткие задачи и т. д.
  • Исследовательское обучение: более масштабные, эти упражнения обычно предполагают, что учащиеся проводят различные аспекты научного исследования, такие как наблюдение за явлениями, анализ данных, прогнозирование результатов и т. д.
  • Видео, демонстрирующее методы активного обучения на большом курсе STEM здесь, в BU: https://mymedia.bu.edu/media/Active+Learning+in+Large+Classrooms/1_645lb6rt

Чтобы ознакомиться с полным списком методик, загрузите раздаточный материал UMich CRLT по активному обучению.

Краткие советы по началу работы с активным обучением

  1. Оценить потребности класса
    1. Какие темы или идеи вызывают наибольшие затруднения у студентов на вашем курсе?
    2. Какие данные или информация помогут вам понять, что изучают учащиеся?
    3. Какие стратегии активного обучения предоставят эти данные и, в конечном счете, помогут вашим учащимся достичь своих целей обучения?
  2. Разработка деятельности
    1. Подготовьте график, который поможет вам управлять деятельностью. Будет ли это происходить в классе? Как долго это будет продолжаться? Какие инструкции потребуются учащимся для участия в мероприятии?
    2. Установить основные правила для деятельности. Как ученики должны взаимодействовать друг с другом? Что они должны делать во время мероприятия?
  3. Оценить деятельность
    1. Подумайте о любых препятствиях или проблемах, с которыми вы и ваши ученики столкнулись при выполнении задания. Как их можно преодолеть?
    2. Получите обратную связь от учащихся о том, помогло ли это занятие в их обучении. Считали ли они это занятие полезным?
    3. Оцените полезность информации, предоставленной вам в ходе мероприятия. Улучшилось ли понимание учащимися темы или концепции? Можете ли вы использовать данные из занятия для дальнейшего улучшения будущих занятий или обучения в целом?

Дополнительные ресурсы

Шаги к созданию активной учебной среды (Центр развития преподавания Нью-Йоркского университета)

Ресурсы и исследования для активного обучения (Центр исследований в области обучения и преподавания UMich

Интерактивные занятия в классе (Центр преподавания и обучения им. Шеридана Университета Брауна)

Предыстория и подходы к активному обучению (Учебный центр Вандербильта)

Содействие активному обучению (Стэнфордский офис заместителя ректора по преподаванию и обучению)

Обзор и примеры активного обучения (Гарвардский центр преподавания и обучения им. Бока)

Active Learning

«Обучение — это не зрелищный вид спорта. Учащиеся мало узнают, просто сидя в классе, слушая учителей, запоминая готовые задания и выплевывая ответы. Они должны говорить о том, что они изучают, писать об этом, рассказывать применить его к прошлому опыту, применить его к своей повседневной жизни. Они должны сделать то, что узнают, частью себя».

— Артур В. Чикеринг и Зельда Ф. Гэмсон, «Семь принципов хорошей практики», Бюллетень AAHE 39: 3-7, март 1987 г.

Что такое активное обучение?

Активное обучение – это ориентированный на ученика подход, при котором ответственность за обучение возлагается на ученика, часто работающего в сотрудничестве с одноклассниками. В активном обучении учителя являются фасилитаторами, а не односторонними поставщиками информации. Презентация фактов, так часто представляемая в виде прямой лекции, принижается в пользу обсуждения в классе, решения проблем, совместного обучения и письменных упражнений (оцениваемых и неоцениваемых). Другие примеры методов активного обучения включают ролевые игры, тематические исследования, групповые проекты, обмен мыслями в парах, взаимное обучение, дебаты, своевременное обучение и короткие демонстрации с последующим обсуждением в классе.

Есть два простых способа активизировать обучение посредством обсуждения. Первый метод представляет собой формат мини-лекции, в котором преподаватель рассказывает десять-двадцать минут по определенной теме, а затем делает паузу, чтобы студенты могли объединить свои записи, найти пробелы и поработать с одноклассниками, чтобы заполнить пробелы. Второй метод представляет собой лекцию с активным прослушиванием, при которой студенты просто слушают лекцию, не делая заметок, а затем, через десять-двадцать минут, вместе с одноклассником или небольшой группой вспоминают, уточняют и уточняют содержание лекции.

В разделе ниже щелкните ссылки, чтобы найти примеры стратегий активного обучения, описанные на веб-сайте SERC Teach the Earth.

Примеры методов активного обучения

  • Обсуждение в парах: учащиеся обдумывают ответ на вопрос, а затем делятся своими мыслями с соседом.
  • Ролевая игра: «Каждый учащийся берет на себя роль человека, затронутого проблемой науки о Земле, такой как вулкан или загрязненное озеро, и изучает влияние проблем науки о Земле на человеческую жизнь и / или влияние деятельности человека на мир. вокруг нас с точки зрения этого человека».
  • Обнаружение границ тарелки (подробнее) : это метод группового обсуждения, использующий многие аспекты совместного обучения. В приведенном здесь примере учащиеся используют метод «Пилы», чтобы больше узнать о тектонике плит. Более общее обсуждение совместного обучения см. в модуле «Совместное обучение».
  • Рецензирование: учащиеся просматривают и комментируют материалы, написанные их одноклассниками.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts