Методы и приемы психологической реабилитации | |
Коррекционная работа психолога в школе — Психотерапия | |
1. Суггестивная психотерапия. Суггестивная психотерапия использует информационное воздействие на психическую сферу в виде внушения. Внушение (суггестия) — восприятие субъектом информации, поступающей извне, в полном объёме, некритично, без субъективно-личностной переработки. Существует очень важная система психологической защиты, обеспечивающая целостность личности, препятствующая некритическому восприятию внешней информации. Для снижения толерантности этой системы, облегчающей внедрение внешней информации в психическую сферу, используются различные психотехнические приёмы. К одному из приёмов, облегчающих реализацию внушения, относится изменение психофизиологических свойств центральной нервной системы, в частности — развитие у пациента изменённых состояний сознания. 2. Рациональная психотерапия. Основным психотерапевтическим приёмом является убеждение. Убеждение — восприятие субъектом информации, поступающей извне, критично, посредством субъективной смыслово-логической (когнитивной) и эмоциональной переработки.
Основными направлениями, или подходами, в психотерапии являются три: психодинамический, феноменологический (экзистенциально-гуманистический), Третий компонент личности — «суперэго». Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей. Сущность психодинамического подхода в психотерапии: это подход, который подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности. 2. Феноменологическая (экзистенциально-гуманистическая) психотерапия — это глубинная жизнеизменяющая терапия, позволяющая сделать жизнь более осознанной. Этот подход рассматривает жизнь человека в целом, то, как он живет свою жизнь. Цель жизнеизменяющей психотерапии — помочь клиенту почувствовать себя чем-то большим и способным на большее в своей жизни, и таким образом, имеющим выбор там, где ранее он переживал вынужденность. Психотерапевт и клиент являются попутчиками в экзистенцильном подходе и терапия строиться не на теории, а на взаимоотношениях. Отличительным признаком подлинной жизнеизменяющей психотерапии является постановка во главу угла работы с сопротивлением и неизбежность феноменов переноса и контрпереноса и многое другое. 3. Когнитивно-поведенческая психотерапия основана на представлениях, в соответствии с которыми чувства и поведение человека определяется не ситуацией в которой он оказался, а его восприятием этой ситуации. Когнитивно — поведенческая психотерапия направлена на коррекцию такого рода искажений или ошибок мышления и помогает формировать более адаптивные стереотипы поведения. Когнитивно-поведенческая психотерапия эффективна при: депрессии, панических атаках, различного рода фобиях, тревожных и обсессивно-компульсивных (навязчивых) расстройствах. Для людей, склонных к самоанализу и рефлексии, когнитивно-поведенческая психотерапия — лучшее средство психотерапевтической помощи. При легкой и средней степени выраженности расстройств когнитивно-поведенческая психотерапия сравнима по эффективности с психофармакотерапией, а в долгосрочной перспективе превосходит ее, поскольку, приобретя психотерапевтический опыт преодоления тревоги и депрессии, человек научается распознавать их приближение и принимать необходимые меры, а возможно, даже предотвращать расстройство. Приемы терапевтической суггестии; методики аутогенной тренировки и релаксацииСуггестивная психотерапия. Самовнушение (аутосуггестия) — внушение самому себе каких-либо представлений, мыслей, чувств, рекомендованных врачом и имеющих целью устранить болезненные явления, укрепляющих волю и уверенность в выздоровлении. Гипносуггестивная психотерапия — лечебное внушение, проводимое в состоянии обусловленного суггестией гипнотического сна. Внушению в состоянии гипнотического сна предшествует доступное объяснение сущности гипносуггестивной терапии, имеющее целью преодолеть скептическое или боязливое отношение пациента к этому виду лечения. Сеансы гипноза можно проводить с группой больных. В группу целесообразно включать 1—2 гипнабельных больных, так как внушаемость обычно усиливается путем взаимной индукции и подражания. Аутогенной тренировки и релаксации. Слово «аутогенная» происходит от двух латинских слов: autos — сам и genos — происхождение. Это значит, что вы выполняете эго действие сами для себя. Аутогенная тренировка — это релаксационная техника, состоящая из комплекса упражнений, вызывающих ощущение теплоты во всем теле и тяжести в конечностях и торсе, и визуализации, которая помогает расслабить сознание. Физиологические эффекты аутогенной тренировки схожи с эффектами всех релаксационных техник, вызывающих восстановительную деятельность организма. Сердцебиение, ритм дыхания, мышечное напряжение и содержание холестерина в крови снижаются. Альфа-волновая активность мозга и приток крови к конечностям увеличивается. Приток крови к конечностям помог начать лечение болезни Рейно аутогенными методами. У страдающих этой болезнью нарушен приток крови к конечностям. К тому же страдающие мигренями и бессоницами также получат пользу от аутогенной тренировки, как и гипертоники. И наконец, увеличение альфа-волновой активности мозга — признак расслабления сознания, что также является результатом аутогенной тренировки. Психологические эффекты. Аутогенная тренировка была разработана также для того, чтобы помочь людям снизить тревожность, уменьшить подавленность, усталость и повысить сопротивляемость стрессу. Например, женщина, которая не могла носить зубные протезы без того, чтобы не подавиться ими, в процессе аутогенной тренировки научилась контролировать этот процесс. Существует несколько факторов, соблюдение которых необходимо для успешной аутогенной тренировки: высокая мотивация и готовность к деятельности; рациональный уровень самоконтроля и саморегуляции; поддержание определенного положения тела, способствующего получению пользы; сведение к минимуму воздействия внешних стимулов и концентрация сознания на внутренних ощущениях; концентрация внимания на телесных ощущениях. Релаксация — система приемов, способствующих мышечному расслаблению, и сам результат, то есть глубокое мышечное расслабление и связанное с этим внутреннее состояние покоя. Релаксация экономит силы, которые обычно человек тратит на напряжение мышц, которые ненужно задействовать в данный момент. Эту энергию лучше использовать на более важные вещи. Релаксация способствует снятию мышечных зажимов. Постоянное неосознанное напряжение определенных групп мышц приводит к созданию «мышечного панциря»: гипертонуса рук или ног, перекошенного лица, головы, втянутой в плечи. Приемы релаксации применяются в спорте, для гипноза, аутотренинга, отчасти и в медицине — например, частичная релаксация используется в логопедических упражнениях и психотерапии. Релаксация помогает быстрее засыпать и снимать последствия стресса. Важно помнить: владение любой из техник релаксации поспособствует в десятки раз быстрее справиться с последствиями стресса, но не поможет не испытывать стресса вовсе. Различают несколько видов релаксации:1. Прогрессивная релаксация. |
Виды и методы психологической реабилитации
Илья Павлов
Автор Викиум
Психологическая реабилитация — неотъемлемая составляющая восстановительных мероприятий, необходимость в которых возникает при перенесении человеком различных заболеваний, получении им инвалидности, попадании в ситуацию, травмирующую психику, избавлении от алкогольной, наркотической, игровой зависимостей и в некоторых других случаях.
Психосоциальная реабилитация направлена на восстановление нарушенных или вовсе утраченных психических функций, нормализацию психоэмоционального здоровья, помощь в адаптации к сложившейся социально-личностной ситуации, восстановление коммуникативных навыков.
Характер реабилитационных мероприятий зависит от того, какого рода нарушения наблюдаются у пациента.
Содержание:
- 1 Реабилитация инвалидов
- 2 Постинсультная психологическая помощь
- 3 Реабилитация при болезни Альцгеймера и деменции
- 4 Реабилитация при стрессах, депрессиях
- 5 Реабилитационные методы
Реабилитация инвалидов
Цель работы — помочь в социальной адаптации человеку с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Реабилитологи обучают инвалида необходимым навыкам — трудовым, коммуникативным, помогают развить способности, благодаря которым человек сможет выполнять физически доступную ему работу.
Большое внимание уделяется тому, как человек воспринимает себя в социуме, насколько ощущает себя его частью.
Постинсультная психологическая помощь
Реабилитация людей, перенёсших инсульт, предполагает три этапа. Задача №1 — восстановить Я-образ человека. Параллельно с работой психолога работает физиотерапевт и специалист по лечебной физкультуре.
Вторая задача — скорректировать межличностные отношения, представление о которых могло деформироваться под влиянием болезни. На этом этапе человек должен осознать свой социальный статус.
На третьей стадии восстановления реабилитант с помощью специалистов формирует установки на здоровый образ жизни. Человеку необходима новая концепция жизни, которая будет учитывать все имеющиеся факторы.
Реабилитация при болезни Альцгеймера и деменции
Лечению подобные болезни не поддаются. Можно только смягчить уже имеющиеся симптомы и поддерживать здоровье на текущем уровне.
И если терапевты, психиатры отвечают за лекарственное купирование негативных проявлений, то задача психолога состоит в другом. Реабилитологи корректируют поведение (агрессию, плохой сон, тревожность), проводят мероприятия, призванные улучшить настроение, организуют группы психологической поддержки.
Реабилитация при стрессах, депрессиях
Всё начинается с понимания причин. Выявив источник проблемы, психолог помогает клиенту осознать болезнь.
Далее с реабилитантом проводятся беседы, используются другие методы, вовлекается семья или близкое окружение человека, страдающего депрессией.
Реабилитационные методы
Восстановительный курс предполагает использование нескольких методик — в комплексе или по отдельности, в зависимости от поставленных задач.
- предварительное обследование, посредством которого определяются проблемы, требующие решения;
- медитация, преимущественно групповая;
- упражнения, способствующие релаксации;
- арт-терапия — выражение текущего психоэмоционального состояния с помощью творчества;
- индивидуальные или групповые беседы, направленные на проработку проблем.
Также при реабилитации важен фактор мотивации. Лечение окажется успешным, только если реабилитанта будут хвалить за успехи, стимулировать. Не обойтись и без поддержки родных, осознающих проблему и помогающих с ней справиться.
Психологическая реабилитация — это возможность вернуться к полноценной социальной жизни, почувствовать гармонию с собой и окружающим миром. Этому также способствует курс Викиум «Детоксикация мозга».
Психосоциальное лечение | NAMI: Национальный альянс по психическим заболеваниям
Психосоциальные методы лечения включают различные виды психотерапии, а также социальную и профессиональную подготовку и направлены на оказание поддержки, обучение и руководство людям с психическими заболеваниями и их семьям. Психосоциальные методы лечения являются эффективным способом улучшения качества жизни людей с психическими заболеваниями и их семей. Они могут привести к меньшему количеству госпитализаций и меньшим трудностям дома, в школе и на работе.
Обратитесь в местное отделение NAMI, в местный центр психического здоровья или к поставщику медицинских услуг, чтобы узнать, какие психосоциальные услуги доступны в вашем районе и какие услуги могут быть предоставлены в рамках вашего плана медицинского страхования.
Типы психосоциального лечения
Психотерапия
Психотерапия, которую часто называют разговорной терапией, — это когда человек, семья, пара или группа садятся и разговаривают с терапевтом или другим поставщиком психиатрических услуг. Психотерапия помогает людям узнать об их настроении, мыслях, поведении и о том, как они влияют на их жизнь. Они также предоставляют способы помочь реструктурировать мышление и реагировать на стресс и другие условия.
Психообразование
Психообразование знакомит людей с их болезнью и методами лечения. Психообразование также включает в себя обучение членов семьи и друзей, где они изучают такие вещи, как стратегии выживания, навыки решения проблем и способы распознавания признаков рецидива. Семейное психообразование часто может помочь снять напряжение дома, что может помочь человеку, страдающему психическим заболеванием, выздороветь. Многие образовательные программы НАМИ являются примерами психообразования.
Группы самопомощи и поддержки
Группы самопомощи и поддержки могут помочь справиться с чувством изоляции и помочь людям понять свое психическое состояние. Члены групп поддержки могут поделиться разочарованиями, успехами, рекомендациями к специалистам, где найти лучшие ресурсы сообщества и советы о том, что лучше всего работает при попытке восстановиться. Они также заводят дружеские отношения с другими членами группы и помогают друг другу на пути к выздоровлению. Как и в случае с психообразованием, семьям и друзьям также могут быть полезны собственные группы поддержки.
Психосоциальная реабилитация
Психосоциальная реабилитация помогает людям развивать социальные, эмоциональные и интеллектуальные навыки, необходимые им для того, чтобы жить счастливо, при минимальной профессиональной помощи, которую они могут себе позволить. Психосоциальная реабилитация использует две стратегии вмешательства: обучение навыкам преодоления стресса, чтобы они могли более успешно справляться со стрессовой средой, и развитие ресурсов, которые уменьшают будущие стрессоры.
Лечение и ресурсы варьируются от случая к случаю, но могут включать в себя медикаментозное лечение, психологическую поддержку, семейное консультирование, профессиональную подготовку и обучение независимому образу жизни, жилье, обучение по трудоустройству, помощь в обучении и социальную поддержку.
Ассертивное внебольничное лечение (ACT)
Ассертивное внебольничное лечение (ACT) – это модель группового лечения, которая обеспечивает междисциплинарное, гибкое лечение и поддержку людям с психическими заболеваниями круглосуточно и без выходных. ACT основана на идее о том, что люди получают более качественную помощь, когда их поставщики психиатрических услуг работают вместе. Члены команды ACT помогают человеку решить все аспекты его жизни, будь то лекарства, терапия, социальная поддержка, работа или жилье.
ACT в основном используется для людей, которые были переведены из стационара, но хотели бы получить аналогичный уровень ухода и комфорт, ведя более независимую жизнь, чем это было бы возможно при стационарном лечении.
Поддерживаемая занятость
Работа может быть важным шагом на пути к благополучию и выздоровлению, но проблемы, связанные с психическим заболеванием, могут усложнить его. Однако существуют программы, разработанные специально для помощи в подготовке к работе, поиске работы и оказании поддержки на рабочем месте.
Профессиональная реабилитация (VR)
VR предоставляет консультации по вопросам карьеры и помощь в поиске работы для людей с ограниченными возможностями, включая психические заболевания. Структуры программ VR варьируются от штата к штату. Чтобы узнать больше о конкретной государственной программе, посетите агентство виртуальной реальности вашего штата.
Индивидуальное трудоустройство и поддержка (IPS) Поддерживаемое трудоустройство
Программы IPS — это основанные на фактических данных программы, которые помогают людям с психическими заболеваниями найти работу, которая соответствует их индивидуальным сильным сторонам и интересам. Как только человек находит работу, программы IPS обеспечивают постоянную поддержку, чтобы помочь ему добиться успеха на рабочем месте. В группы IPS Supported Employment входят специалисты по трудоустройству, поставщики медицинских услуг и лица с психическими заболеваниями. Если человек соглашается, члены семьи или другие значимые лица могут быть частью команды.
Клубные дома
Клубные дома — это общественные центры, открытые для людей с психическими заболеваниями. Члены Clubhouse имеют возможность приобрести навыки, найти работу, найти жилье и продолжить образование. Участники работают бок о бок с персоналом, чтобы обеспечить бесперебойную работу программы. Члены также имеют возможность принимать участие в общественных мероприятиях, занятиях и мероприятиях по выходным.
Ведение пациентов
Здоровая жизнь в условиях сложного состояния здоровья (соматического или психического) может потребовать работы с несколькими поставщиками медицинских услуг и вспомогательными ресурсами. Управление делами может помочь людям координировать эти услуги.
Куратор знает о местных медицинских учреждениях, возможностях жилья, программах трудоустройства и сетях социальной поддержки. Он или она также знакомы со многими вариантами оплаты, включая местные, государственные и федеральные программы помощи. Этот человек может сыграть важную роль в оказании вам или члену вашей семьи наилучшего лечения.
Куратор оценит ваши потребности и объяснит, какие ресурсы доступны в вашем регионе. Он или она объяснит процесс подачи заявки на получение услуг и поможет вам собрать необходимые документы, подтверждающие право на получение услуг. После этого куратор свяжется с вами, чтобы убедиться, что вы продолжаете удовлетворять свои потребности в лечении. Как заполнять официальные формы, как пользоваться транспортом на встречи — со всеми этими вопросами может помочь менеджер по работе с клиентами.
Кейс-менеджеры — это профессионалы, имеющие сертификат в области кейс-менеджмента или ученые степени в области социальной работы. Обычно они нанимаются крупными страховыми компаниями или местными правительствами округов и штатов. Если вы находитесь в больнице или ваш врач порекомендовал куратора, вы можете автоматически получить звонок от него. Если у вас нет куратора, но вы хотели бы его получить, узнайте, как его получить. Лучше всего позвонить в отдел здравоохранения, социальных служб или по делам пожилых людей вашего штата или округа.
Помните, что ваш куратор готов работать с вами для вашего блага. Задавайте вопросы, и если вы не понимаете ответы, спросите еще раз. Хороший куратор не может гарантировать, что вы получите все ресурсы, на которые вы подаете заявку, но он или она обязательно должны информировать вас и выслушивать ваши опасения.
Психосоциальные реабилитационные вмешательства при лечении шизофрении и биполярного расстройства
1. Американская психиатрическая ассоциация. DSM-5: Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. 5-е изд. Вашингтон, округ Колумбия: Американское психиатрическое издательство; 2013. [Google Академия]
2. Лей Б., Бланц Б., Хартманн М., Шмидт М.Х. Психосоциальный исход подростковой шизофрении: 12-летнее наблюдение. Шизофр Булл. 2000; 26:801–816. [PubMed] [Google Scholar]
3. Ферруччо Н.П., Тосато С., Лаппин Дж.М., Хеслин М., Донохью К., Джордано А., Ломас Б., Райнингхаус У., Оньеджиака А., Чан Р.К.К., Краудас Т., Джонс П. Б., Мюррей Р.М., Фирон П., Дуди Г.А., Морган С., Даззан П. Неврологические признаки первого психотического эпизода как корреляты долгосрочного исхода: результаты исследования AESOP-10. Шизофр Булл. 2021; 47: 118–127. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
4. MacQueen GM, Young LT, Joffe RT. Обзор психосоциальных результатов у пациентов с биполярным расстройством. Acta Psychiatr Scand. 2001; 103: 163–170. [PubMed] [Google Scholar]
5. Джадд Л.Л., Акискал Х.С., Шеттлер П.Дж., Эндикотт Дж., Леон А.С., Соломон Д.А., Кориелл В., Мазер Д.Д., Келлер М.Б. Психосоциальная инвалидность при биполярных расстройствах I и II типов: проспективное, сравнительное, лонгитюдное исследование. Арх генерал психиатрия. 2005;62:1322–1330. [PubMed] [Google Scholar]
6. Liberman LP. Yetiyitiminden İyileşmeye: Psikiyatrik yyileştirim Elkitabı. США: American Psychiatric Publishing, Inc.; | 2008 г. Чевири: Йылдыз М. Анкара: Türkiye Sosyal Psikiyatri Derneği; 2011. [Google Академия]
7. Шеффилд Дж.М., Кархер Н.Р., Барч Д.М. Когнитивные дефициты при психотических расстройствах: взгляд на всю жизнь. Neuropsychol Rev. 2018; 28: 509–533. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
8. Baune BT, Malhi GS. Обзор влияния когнитивной дисфункции на социальные, профессиональные и общие функциональные результаты при биполярном расстройстве. Биполярное расстройство. 2015;17:41–55. [PubMed] [Google Scholar]
9. Гитлин М.Дж., Минц Дж., Сокольски К., Хаммен С., Альтшулер Л.Л. Субсиндромальные депрессивные симптомы после симптоматического выздоровления от мании связаны с задержкой функционального восстановления. Дж. Клин Психиатрия. 2011;72:692–697. [PubMed] [Google Scholar]
10. Mueser KT, Deavers F, Penn DL, Cassisi JE. Психосоциальные методы лечения шизофрении. Annu Rev Clin Psychol. 2013; 9: 465–497. [PubMed] [Google Scholar]
11. Микловиц Д.Дж. Дополнительная психотерапия биполярного расстройства: состояние доказательств. Am J Психиатрия. 2008; 165:1408–1419. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
12. Ceraso A, Lin JJ, Schneider-Thoma J, Siafis S, Tardy M, Komossa K, Heres S, Kissling W, Davis JM, Leucht S. Поддерживающее лечение с антипсихотическими препаратами при шизофрении. Cochrane Database Syst Rev. 2020;8 CD008016. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Смит Л.А., Корнелиус В., Уорнок А., Белл А., Янг А.Х. Эффективность стабилизаторов настроения и нейролептиков в поддерживающей фазе биполярного расстройства: систематический обзор рандомизированных контролируемых исследований. Биполярное расстройство. 2007; 9: 394–412. [PubMed] [Google Scholar]
14. Альтамура А.С., Фаджолини А., Галдеризи С., Рокка П., Росси А. Комплексное лечение шизофрении. Дж Психопат. 2015;21:168–193. https://www.jpsychopathol.it/wp-content/uploads/2015/09/08_Altamura1.pdf. [Академия Google]
15. Сальседо С., Голд А.К., Шейх С., Маркус П.Х., Ниренберг А.А., Декерсбах Т., Сильвия Л.Г. Эмпирически поддерживаемые психосоциальные вмешательства при биполярном расстройстве: текущее состояние исследований. Дж. Аффек. расстройство. 2016;203:214. [PubMed] [Google Scholar]
16. Patterson TL, Leeuwenkamp OR. Дополнительные психосоциальные методы лечения шизофрении. Шизофр Рез. 2008; 100:108–119. [PubMed] [Google Scholar]
17. Reinares M, Sánchez-Moreno J, Fountoulakis KN. Психосоциальные вмешательства при биполярном расстройстве: что, для кого и когда. Дж. Аффек. расстройство. 2014; 156:56–55. [PubMed] [Академия Google]
18. Новик Д.М., Шварц Х.А. Доказательная психотерапия биполярного расстройства. Фокус. 2019;17:238–248. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
19. Kane JM, Correll CU. Оптимизация выбора лечения для улучшения приверженности и результатов лечения шизофрении. Дж. Клин Психиатрия. 2019;80 IN18031Ah2C. [PubMed] [Google Scholar]
20. Бирмахер Б., Аксельсон Д., Стробер М., Гилл М.К., Валери С., Чиаппетта Л., Райан Н., Леонард Х., Хант Дж., Айенгар С., Келлер М. Клиническое течение у детей и подростков с расстройствами биполярного спектра. Арх генерал психиатрия. 2006; 63: 175–183. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
21. Bonnín CM, Jiménez E, SoléB, Torrent C, Radua J, Reinares M, Grande I, Ruíz V, Sánchez-Moreno J, Martinez-Arán A, Vieta E. Пожизненные психотические симптомы, подпороговая депрессия и когнитивные нарушения как Барьеры функционального восстановления у пациентов с биполярным расстройством. Дж. Клин Мед. 2019;8:1046. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
22. Colom F, Vieta E, Tacchi MJ, Sanchez-Moreno J, Scott J. Выявление и улучшение несоблюдения режима при биполярных расстройствах. Биполярное расстройство. 2005; 7: 24–31. [PubMed] [Академия Google]
23. Олфсон М., Механик Д., Ханселл С., Бойер К.А., Уолкап Дж., Вайден П.Дж. Прогнозирование несоблюдения режима лечения после выписки из стационара у больных шизофренией. Психиатр Серв. 2000; 51: 216–222. [PubMed] [Google Scholar]
24. Скотт Дж., Поуп М. Самооценка приверженности лечению стабилизаторами настроения, уровни в плазме и госпитализация в психиатрическую больницу. Am J Психиатрия. 2002; 159: 1927–1929. [PubMed] [Google Scholar]
25. Маркус С.К., Зуммо Дж., Петтит А.Р., Стоддард Дж., Доши Дж.А. Приверженность к антипсихотикам и повторная госпитализация у пациентов с шизофренией, получающих пероральные и инъекционные нейролептики длительного действия после выписки из больницы. J Manag Care Spec Pharm. 2015; 21: 754–768. [PubMed] [Академия Google]
26. Национальный институт здравоохранения и клинического мастерства. Шизофрения. Основные вмешательства в лечение и ведение шизофрении у взрослых в учреждениях первичной и вторичной помощи, 2014 г. http://www.nice.org.uk/guidance/cg178. [Google Scholar]
27. Galletly C, Castle D, Dark F, Humberstone V, Jablensky A, Killackey E, Kulkarni J, McGorry P, Nielssen O, Tran N. Руководство по клинической практике Королевского австралийского и новозеландского колледжа психиатров для Лечение шизофрении и связанных с ней расстройств. Aust NZ J Psychiatr. 2016; 50:410–472. [PubMed] [Академия Google]
28. Американская психиатрическая ассоциация. Практическое руководство по лечению пациентов с шизофренией, 2019 г. [Google Scholar]
29. Xia J, Merinder LB, Belgamwar MR. Психообразование при шизофрении. Кокрановская система базы данных, ред. 2011; 6 CD002831. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
30. Смит Д., Джонс И., Симпсон С. Психообразование при биполярном расстройстве. Adv Psych Treat. 2010;16:147–154. [Академия Google]
31. Бонд К., Андерсон И.М. Психообразование для предотвращения рецидивов при биполярном расстройстве: систематический обзор эффективности в рандомизированных контролируемых исследованиях. Биполярное расстройство. 2015;17:349–362. [PubMed] [Google Scholar]
32. Альхадиди М.М., Абдулла К.Л., Юнг Т.Л., Хадид Л.А., Данаи М. Систематический обзор рандомизированных контролируемых исследований психообразовательных вмешательств для пациентов с диагнозом шизофрения. Int J Soc психиатрия. 2020; 66: 542–552. [PubMed] [Google Scholar]
33. Dixon LB, Dickerson F, Bellack AS, Bennett M, Dickinson D, Goldberg RW, Lehman A, Tenhula WN, Calmes C, Pasillas RM, Peer J, Kreyenbuhl J Исследование результатов лечения пациентов с шизофренией Команда (ПОРТ) 2009рекомендации по психосоциальному лечению шизофрении PORT и краткие заключения. Шизофр Булл. 2010; 36:48–70. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
34. Yatham LN, Kennedy SH, Parikh SV, Schaffer A, Bond DJ, Frey BN, Sharma V, Goldstein BI, Rej S, Beaulieu S, Alda M, MacQueen Г., Милев Р.В., Равиндран А., О’Донован С., Макинтош Д., Лам Р.В., Васкес Г., Капчински Ф., Макинтайр Р.С., Кожицки Дж., Канба С., Лафер Б., Суппес Т., Калабрезе М.Р., Виета Э., Мали Г., Пост Р. М., Берк М. Канадская сеть по лечению настроения и тревоги (CANMAT) и Международное общество биполярных расстройств (ISBD) 2018 г., рекомендации по ведению пациентов с биполярным расстройством. Биполярное расстройство. 2018;20:97–170. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
35. Менон М., Бальзан Р.П., Харпер К., Кумар Д., Андерсен Д., Мориц С., Вудворд Т.С. Психосоциальные подходы в лечении психозов: когнитивно-поведенческая терапия психозов (КПТп) и метакогнитивный тренинг (МСТ) Clin Schizophr Relat Psychoses. 2017; 11:156–163. [PubMed] [Google Scholar]
36. Моррисон А.П., Рентон Дж.К., Данн Х., Уильямс С., Бенталл Р.П. Когнитивная терапия психоза: подход, основанный на формулировках. 1-е изд. Лондон: Бруннер-Рутледж; 2003. [Google Академия]
37. Lam DH, Watkins ER, Hayward P, Bright J, Wright K, Kerr N, Parr-Davis G, Sham P. Рандомизированное контролируемое исследование когнитивной терапии для предотвращения рецидивов биполярного аффективного расстройства: итоги первого года . Арх генерал психиатрия. 2003; 60: 145–152. [PubMed] [Google Scholar]
38. Джонс С.Х., Смит Г., Маллиган Л.Д., Лоббан Ф., Лоу Х., Данн Г., Велфорд М., Келли Дж., Маллиган Дж., Моррисон А.П. Когнитивно-поведенческая терапия, ориентированная на восстановление, при недавно начавшемся биполярном расстройстве: рандомизированное контролируемое пилотное исследование. Бр Дж. Психиатрия. 2015;206:58–66. [PubMed] [Академия Google]
39. Чан К.Дж., Цай Дж.К., Лю Д., Линь К.Х., Чиу Х.Л., Чжоу К.Р. Эффективность когнитивно-поведенческой терапии у пациентов с биполярным расстройством: метаанализ рандомизированных контролируемых исследований. ПЛОС ОДИН. 2017;12 e0176849. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
40. Вентриглио А., Риччи Ф., Магнифико Г., Чумаков Э., Торалес Дж., Уотсон С., Кастальделли-Майя Дж.М., Петито А., Белломо А. Психосоциальные вмешательства при шизофрении: Сосредоточьтесь на руководящих принципах. Int J Soc Psychiatr. 2020;66:735–747. [PubMed] [Академия Google]
41. Гаудиано Б.А., Герберт Д.Д. Неотложное лечение стационарных пациентов с психотическими симптомами с помощью терапии принятия и приверженности: экспериментальные результаты. Behav Res Ther. 2006; 44: 415–437. [PubMed] [Google Scholar]
42. Briki M, Monnin J, Haffen E, Sechter D, Favrod J, Netillard C, Cheraitia E, Marin K, Govyadovskaya S, Tio G, Bonin B, Chauvet-Gelinier JC, Leclerc S, HodéY, Vidailhet P, Berna F, Bertschy AZ, Vandel P. Метакогнитивная тренировка при шизофрении: многоцентровое рандомизированное контролируемое исследование. Шизофр Рез. 2014;157:99–106. [PubMed] [Google Scholar]
43. Перич Т., Маникавасагар В., Митчелл П. Б., Болл Дж. Р., Хадзи-Павлович Д. Рандомизированное контролируемое исследование когнитивной терапии биполярного расстройства, основанной на осознанности. Acta Psychiatr Scand. 2013; 127:333–343. [PubMed] [Google Scholar]
44. Гольдштейн Т.Р., Ферш-Подрат Р.К., Ривера М., Аксельсон Д.А., Мерранко Дж., Ю Х., Брент Д.А., Бирмахер Б. Диалектическая поведенческая терапия для подростков с биполярным расстройством: результаты исследования пилотное рандомизированное исследование. J Child Adolesc Psychopharmacol. 2015;25:140–149. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
45. Беллак А.С., Мюзер К.Т., Джинджерих С., Агреста Дж. Обучение социальным навыкам при шизофрении. Пошаговое руководство. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 1997. [Google Scholar]
46. Nuechterlein KH, Barch DM, Gold JM, Goldberg TE, Green MF, Heaton RK. Выявление разделяемых когнитивных факторов при шизофрении. Шизофр Рез. 2004; 72: 29–39. [PubMed] [Google Scholar]
47. Keefe RSE, Eesley CE, Poe MP. Определение декремента когнитивных функций при шизофрении. Биол психиатрия. 2005; 57: 688–69.1. [PubMed] [Google Scholar]
48. Дабан С., Мартинес-Аран А., Торрент С., Табарес-Сейсдедос Р., Баланса-Мартинес В., Салазар-Фрайле Дж., Сельва-Вера Г., Виета Э. Специфика когнитивных функций дефицита при биполярном расстройстве по сравнению с шизофренией. Систематический обзор. Психотер Психосом. 2006; 75: 72–84. [PubMed] [Google Scholar]
49. Бора Э., Везнедароглу Б., Вахип С. Теория психических и исполнительных функций при шизофрении и биполярном расстройстве: кросс-диагностический анализ латентного класса для идентификации нейропсихологических подтипов. Шизофр Рез. 2016; 176: 500–505. [PubMed] [Академия Google]
50. СолеБ, Хименес Э., Торрент С., Рейнарес М., дель Мар Боннин С., Торрес И., Варо С., Гранде I, Вальс Э. , Салагре Э., Санчес-Морено Х., Мартинес-Аран А., Карвалью А.Ф., Виета Э. , Когнитивные нарушения при биполярном расстройстве: стратегии лечения и профилактики. Int J Нейропсихоф. 2017;20:670–680. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
51. Вита А., Барлати С., Беллани М., Брамбилла П. Когнитивная коррекция при шизофрении: предыстория, методы, доказательства эффективности и перспективы. Эпидемиол Psychiatr Sci. 2014; 23:21–25. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
52. Wykes T, Huddy V, Cellard C, McGurk SR, Czobor P. Метаанализ когнитивной реабилитации при шизофрении: методология и размеры эффекта. Am J Психиатрия. 2011; 168: 472–485. [PubMed] [Google Scholar]
53. Velligan DI, Diamond PM, Maples NJ, Mintz J, Li X, Glahn DC, Miller AL. Сравнение эффективности вмешательств, использующих поддержку окружающей среды для улучшения результатов у пациентов с шизофренией. Шизофр Рез. 2008; 102: 312–319. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
54. McGurk SR, Twamley EW, Sitzer DI, McHugo GJ, Mueser KT. Метаанализ когнитивной реабилитации при шизофрении. Am J Психиатрия. 2007; 164:1791–1802. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
55. Анайя С., Мартинес А.А., Аюсо-Матеос Дж.Л., Вайкс Т., Виета Э., Скотт Дж. Систематический обзор когнитивной коррекции шизоаффективных и аффективных расстройств. J Аффективное расстройство. 2012; 142:13–21. [PubMed] [Google Scholar]
56. McGurk SR, Mueser KT, Pascaris A. Когнитивное обучение и поддерживаемая занятость для лиц с тяжелыми психическими заболеваниями: годичные результаты рандомизированного контролируемого исследования. Шизофр Булл. 2005;31:898–909. [PubMed] [Google Scholar]
57. Икебути Э., Сато С., Ямагути С., Симодайра М., Танэда А., Хацусэ Н., Ватанабэ Ю., Саката М., Сатакэ Н., Нисио М., Ито ДЖИ. Влияет ли улучшение когнитивного функционирования с помощью когнитивной восстановительной терапии на результаты работы при тяжелых психических заболеваниях? Вторичный анализ рандомизированного контролируемого исследования. Психиатрия Clin Neurosci. 2017;71:301–308. [PubMed] [Google Scholar]
58. Bonnin CM, Torrent C, Vieta E, Martinez-Arán A. Восстановление функционирования при биполярном расстройстве: функциональная коррекция. Харв Рев Психиатрия. 2014;22:326–330. [PubMed] [Академия Google]
59. Frank E, Kupfer DJ, Thase ME, Mallinger AG, Swartz HA, Fagiolini AM, Grochocinski VJ, Houck P, Scott J, Thompson W, Monk T. Двухлетние результаты терапии межличностных и социальных ритмов у людей с биполярное расстройство I типа. Арх генерал психиатрия. 2005; 62: 996–1004. [PubMed] [Google Scholar]
60. McFarlane WR. Семейные вмешательства при шизофрении и психозах: обзор. Семейный процесс. 2016; 55: 460–482. [PubMed] [Google Scholar]
61. Рейнарес М., Боннин С.М., Идальго-Маццеи Д., Санчес-Морено Дж., Колом Ф., Виета Э. Роль семейных вмешательств при биполярном расстройстве: систематический обзор. Clin Psychol Rev. 2016; 43:47–57. [PubMed] [Академия Google]
62. Лайман Р. Д., Брауде Л., Прити Г., Догерти Р.Х., Дэниелс А.С., Гхош С.С., Шома С., Дельфин-Риттмон М.Э. Потребительское и семейное психообразование: оценка доказательств. Психиатрическая серв. 2014; 65: 416–428. [PubMed] [Google Scholar]
63. Рейнарес М., Колом Ф., Санчес-Морено Дж., Торрент С., Мартинес-Аран А., Комес М., Гойколеа Дж.М., Бенабарре А., Саламеро М., Виета Э. Влияние группового психообразования лиц, осуществляющих уход о течении и исходе у пациентов с биполярным расстройством в стадии ремиссии: рандомизированное контролируемое исследование. Биполярное расстройство. 2008; 10: 511–519. [PubMed] [Google Scholar]
64. Pharoah F, Mari J, Rathbone J, Wong W. Семейное вмешательство при шизофрении. Cochrane Database Syst Rev. 2010;12 CD000088. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
65. Хакулинен С., Эловайнио М., Арффман М., Лумме С., Суокас К., Пиркола С., Кескимяки И., Мандербака К., Бёкерман П. Статус занятости и личный доход до и После начала тяжелого психического расстройства: исследование случай-контроль. Психиатр Серв. 2020;71:250–255. [PubMed] [Академия Google]
66. Hoffmann H, Jäckel D, Glauser S, Mueser KT, Kupper Z. Долгосрочная эффективность поддерживаемой занятости: 5-летнее наблюдение за результатами рандомизированного контролируемого исследования. Am J Психиатрия. 2014; 171:1183–1190. [PubMed] [Google Scholar]
67. Falkum E, Klungsøyr O, Lystad JU, Bull HC, Evensen S, Martinsen EW, Friis S, Ueland T. Профессиональная реабилитация взрослых с психотическими расстройствами в скандинавском обществе социального обеспечения. БМС Психиатрия. 2017;17:24. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
68. Evensen S, Wisløff T, Lystad JU, Bull H, Martinsen EW, Ueland T, Falkum E. Изучение потенциальной рентабельности программы профессиональной реабилитации для лиц с шизофренией в социальном обществе с высоким уровнем доходов. БМС Психиатрия. 2019;19:140. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
69. Ziguras SJ, Stuart GW. Мета-анализ эффективности лечения психических заболеваний за 20 лет. Психиатр Серв. 2000;51:1410–1421. [Перекрёстная ссылка] [PubMed] [Академия Google]
70. Инджедере А., Йылдыз М. Ведение пациентов с тяжелыми психическими заболеваниями: результаты 24-месячной практики. Тюрк Псикиятри Дерг. 2019;30:245–252. [PubMed] [Google Scholar]
71. Bond GR, Drake RE, Mueser KT, Latimer E. Ассертивное лечение людей с тяжелыми психическими заболеваниями по месту жительства: критические ингредиенты и влияние на клиентов. Dis Manag Health Out. 2001; 9: 141–159. [Google Scholar]
72. Бота Ю.А., Коэн Л., Йоска Дж.А., Херинг Л.М., Оостхуйзен П.П. Оценка эффективности модифицированной программы ассертивного лечения по месту жительства в развивающейся стране. БМС Психиатрия. 2010;10:73. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
73. Боден Р., Сундстрем Дж., Линдстрем Э., Визельгрен И.М., Линдстрем Л. Пятилетний исход первого эпизода психоза до и после реализации модифицированной программы ассертивного лечения по месту жительства. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2010;45:665–674. [PubMed] [Google Scholar]
74. Соломон П. Коллегиальная поддержка/равноправные услуги, лежащие в основе процессов, преимуществ и важнейших компонентов. Psychiatr Rehabil J. 2004; 27: 392–401. [PubMed] [Google Scholar]
75. Salzer MS, Shear SL. Выявление преимуществ поставщиков-потребителей при оценке услуг, предоставляемых потребителям. Psychiatr Rehabil J. 2002; 25: 281–288. [PubMed] [Академия Google]
76. Родер В., Мюллер Д.Р., Шмидт С.Дж. Эффективность интегрированной психологической терапии (ИПТ) для больных шизофренией: обновление исследования. Шизофр Булл. 2011;37:S71–S79. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
77. Руис-Ириондо М., Салаберрия К., Поло-Лопес Р., Ируин А., Эчебуруа Э. Предотвращение снижения когнитивных функций при хронической шизофрении: долгосрочная эффективность интегрированной психологической терапии и обучение управлению эмоциями. Псикотема. 2019;31:114–120. [PubMed] [Академия Google]
78. Макгуайр А. Б., Кукла М., Грин А., Гилбрайд Д., Музер К.Т., Сальерс М.П. Управление болезнью и выздоровление: обзор литературы. Психиатр Серв. 2014;65:171–179. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
79. Йилдиз М., Везнедароглу Б., Эрьявуз А., Каяхан Б. Обучение психосоциальным навыкам социального функционирования и качества жизни при лечении шизофрении: контролируемое исследование в Турции. Int J Psych Clin Pract. 2004; 8: 219–225. [PubMed] [Google Scholar]
80. Tas C, Danaci AE, Cubukcuoglu Z, Brüne M. Влияние участия семьи на обучение социальному познанию у клинически стабильных амбулаторных пациентов с шизофренией — рандомизированное пилотное исследование. Психиатрия рез. 2012;195:32–38. [PubMed] [Google Scholar]
81. Regier DA, Farmer ME, Rae DS, Locke BZ, Keith SJ, Judd LL, Goodwin FK. Коморбидность психических расстройств при злоупотреблении алкоголем и другими наркотиками. Результаты исследования эпидемиологического охвата (ECA). ДЖАМА. 1990; 264:2511–2518.