Методы музыкальной терапии: Занятия по музыкальной терапии с детьми, методики, особенности, центр, клиника IsraClinic

«Музыкотерапия в работе с дошкольниками» Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

«Музыкотерапия в работе с дошкольниками»

Музыка не только фактор облагораживающий,

воспитательный. Музыка – целитель здоровья.

(В.М.Бехтерев)

Музыкальное воспитание включает в себя нравственное развитие личности ребёнка, оно облагораживает, пробуждает высокие внутренние чувства, такие как доброта, любовь, жизнерадостность, позитивное мышление и многое другое. Но 21 век – век скоростей, время великих гениальных открытий и великих достижений в науке, когда уже не остаётся времени уделить внимание своему внутреннему человеку. Люди зациклены на внешних факторах, видимых, временных, что порождает , в свою очередь, агрессию и обособленность. И все эти факторы сказываются на поведении и психике наших детей. Взрослым уже некогда уделять время своим детям и те, в свою очередь, находят «утешение» в компьютерных технологиях, которые приковывают любопытных малышей к экранам телевизоров, пропагандирующих насилие, агрессию и убийства.

В результате, дети несут эти эмоции в общество, становясь жестокими и безразличными.

Алкоголизм, наркомания и разводы родителей, также являются сильнейшими факторами стресса для ребёнка, которые несут за собой тяжелейшие последствия в дальнейшем его развитии в течении всей жизни.

Конечно, в детских садах и школах над данной проблемой работают психологи и педагоги, и ищут новые нетрадиционные методы её решения. Я, в свою очередь призываю педагогов не смотреть на эти проблемы со стороны, а пробовать их решать . Предлагаю обратиться к одному из нетрадиционных методов, который ещё мало изучен, но очень эффективен, в качестве средства коррекции эмоциональных и психологических отклонений . Это метод – музыкальная терапия.


Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми, с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.
А, также, как раннее было сказано, является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, и при лечении различных соматических и психосоматических заболеваний.

С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы.

К. Швабе, один из основателей музыкотерапии, предлагает три направления использования музыки:

1. Медицинское.

2. Педагогическое.

3. Профилактическое (или функциональное).

Внутри каждого направления выделяются различные по форме музыкальные воздействия:

по объему воздействий — опосредованные и неопосредованные;

по способу организации действий — индивидуальные и групповые;

по диапазону воздействий — активные и поддерживающие;

по взаимодействию с терапевтом — директивные и недирективные;

по предполагаемому конечному результату — поверхностные и глубокие.

Активные формы музыкотерапии: ритмотерапия, вокалотерапия, хореотерапия, сказкотерапия, игровая психотерапия.

Пассивные формы музыкотерапии: коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребенком), реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта), регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения).

Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию.

Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно– коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается очищение. В третьем – снимается нервно– психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой – является преодоление коммуникативных расстройств.

Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может “выговориться”; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога –

не навреди.

Формы музыкальной терапии:

1. Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что ребенок в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. Занятия направлены на моделирование положительного эмоционального состояния, релаксацию – выход, посредством музыки из травмирующей ребенка ситуации. Варианты проведения:

а) Музыкальные картинки: восприятие музыки осуществляется ребенком совместно с музыкальным руководителем, который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на музыкальной картинке и в течении 5-10 минут побывать в мире музыкальных звуков, мелодии, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка.

Используются классические инструментальные произведения, не применяемые в учебном процессе; звуки живой природы.

б) Музыкальное моделирование: используется программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений: 1. Отвечающий душевному состоянию ребенка в данный момент (сочувствие его переживаниям). 2. Противостоящий действию предыдущего музыкального фрагмента и нейтрализующий его. 3. Обладающий наибольшей силой эмоционального воздействия, необходимой для выздоровления (динамичная, жизнеутверждающая музыка). в) Минирелаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребенка. Важно дать ребенку почувствовать свое тело, мышечный тонус, научить расслабляться при напряжении.

2. Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.

а) Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. Используются песни и формулы, способствующие гармонизации внутреннего мира ребенка – «Я хороший – ты хороший». Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущественно групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент “анонимности” чувств, “укрытости” в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

б) Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроении с помощью игры на музыкальных инструментах.

в) Кинезитерапия – различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое внимание придается коррекции коммуникативных, психологических функций. Кинезитерапия включает в себя: психогимнастику, коррекционню ритмику, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию.

— Психогимнастика – комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья детей.

-Сюжетно-игровая кинезитерапия – вариант двигательной терапии, где все пражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа – игровая импровизация. В занятие включены упражнении, обеспечивающие релаксацию, коррекцию моторики. Живая музыка – движением под музыку ребенок выражает свое эмоциональное состояние.

-Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, – преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).

Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия – ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними – возникали коммуникативно – эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. Терапевтическую ценность представляют ритмические, колебательные движения под музыку в три такта.

Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.

Использование музыкотерапии в течении дня.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;

для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;

пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Рекомендации для педагогов и родителей по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми.

1. На успешность проведения занятия влияют позитивная личность педагога, владения им способами музыкального выражения-игрой на музыкальных инструментах и умение петь, а так включение в профилактический и коррекционный процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

2. Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии ( от 15 минут до 45 минут), кратность применения в неделю 1-7 раз.

3. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение — искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени ( светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.

4. Так же следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не раннее чем через 2 часа после еды.

5. Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться- это поможет им «открыть двери бессознательного» и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка — успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.

6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, что бы не вызывать усталости и возможных защитных реакций.

7. Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно так же восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.

10. Желательно использовать инструментальную классическую и специально лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную т.к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда человек прибывающий в унынии слышит грустную музыку, это может поднять ему настроение.


  1. В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные выше, такие как двигательные упражнения и танцы, ритмические и дыхательные упражнения, драматизация лечебных спектаклей — игр, активизация зрительных образов и представлений, музицирование, игротерапия, вокалотерапия, арттерапия, цветотерапия, сказкотерапия и другие методы.

Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма.

Ритм. Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса — то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.

· Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные — поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.

· Частотность. Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.

· Также очень важны такие характеристики, как диссонансы — дисгармоничное сочетание звуков — они возбуждают, раздражают, и консонансы — гармоничное сочетание звуков — они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Она воздействует ультра- и инфразвуками, мы их не слышим, но их воспринимают наши органы, а это может действовать разрушающе на мозг по принципу «25-го кадра».

Упражнения по музыкотерапии

«Упрямая подушка» (снятие общего напряжения, упрямства)

Терапевтическая игра

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее! » (Чайковский Увертюра «Буря») Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают? » Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения). Подушка стала доброй. Давайте полежим на ней и послушаем прекрасную музыку (Шопен «Ноктюрн №20») .

«Маленькое привидение»

Терапевтическая игра

Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить. » Взрослый хлопает в ладоши. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») В конце игры привидения превращаются в детей.

«Клоуны ругаются» (снятие вербальной агрессии).

Терапевтическая игра

Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия (Кабалевский «Клоуны»). Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.

:

«Ночные страхи» (Музыкальное моделирование)Страх

1. Переживание своего эмоционального состояния: «Над деревней взошла луна. С гор на дома и огороды полез скользкий липкий туман. И в этом тумане неясными тенями замелькали древние зловещие духи. У них сегодня праздник – вальпургиева ночь. До самого утра ведьмы, привидения, гоблины и тролли будут кружиться в дикой пляске на лысой горе». (Мусоргский «Ночь на лысой горе»)

«Снеговик» (Психогимнастика. (направленные на расслабление, снятие напряжения)

Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. (Шопен Вальс «Зимняя сказка») .

«Медвежонок Бука» (Музыкальная театрализация)Замкнутость

Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. Подбежал к нему зайчонок (Сен-Санс «Заяц», поздоровался: «Привет, Мишка». Отвернулся молча медвежонок, брови насупил, надулся. Подбежала белочка (Римский-Корсаков «Белка», лапку протянула: «Привет» — говорит – «Давай дружить! ». Отвернулся Миша. «Не нужны мне друзья», — пробурчал он. Ежик мимо проползал, ягодкой медвежонка угостить хотел. … .) Миша ягоду взял и отвернулся. Даже «спасибо» не сказал. «Какой, все-таки, он бука! » — удивились зверята. Но вот подул сильный ветер. (Вагнер «Полет Валькирий») Белочка в дупло прыгнула, ежик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее и сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно мишке. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать, но кого звать-то? Друзей ведь него нет. И вдруг выскочил из куста зайка, схватил медвежонка за лапки. Ежик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ежика (дети-актеры бегут «паровозиком»). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья! » — подумал медвежонок. А вслух сказал: «Спасибо! ». Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит «спасибо», «пожалуйста» и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке) .

Каталог: upload
upload -> Основы теории и практики связей с общественностью
upload -> Balachova T. N., Isurina G. L., Regentova A. U., Tsvetkova L. A bonner B. L., Изучение влияния информационных материалов на отношение женщин к употреблению алкоголя во время беременности
upload -> Основные Причины Появления Эректильной Дисфункции
upload -> Социальные теории лидерства: основные понятия и проблемы
upload -> Лидер как социальный тип: понятие и личностные особенности в западной исследовательской традиции
upload -> Лидерство как личностный феномен
upload -> —
upload -> Пирамида Маслоу плюс – новое слово в теории мотивации
upload -> Методическте рекомендации для студентов по дисциплине «психология журналистики» цели и задачи дисциплины дисциплина «Психология журналистики»


Скачать 151.89 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Методы музыкальной терапии на уроках музыки и движения с детьми с ОВЗ | Статья по музыке:

Методы музыкальной терапии на уроках музыки и движения с детьми с ОВЗ

Козлова Ольга Александровна,

учитель музыки и движения классов «особый ребенок»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 школа №25 Петроградского района

Санкт-Петербурга

  С древнейших времен музыку признавали, как средство развития личности человека. О воздействии музыки на организм человека знали еще в античности. Аристотель, Пифагор, Платон считали, что музыка устанавливает порядок и гармонию в человеческом теле. Авиценна лечил музыкой нервные и психические расстройства. В конце XIX, начале XX века в России была создана специальная комиссия, которая изучала влияния музыки на человека. Академик     В. М. Бехтерев подготовил доклад «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства», опубликовал ряд работ о лечебном, воспитательном и гигиеническом значении музыки. Был организован комитет по изучению лечебного влияния музыки членами которого стали видные врачи и музыканты. Появляются работы о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение. В ХХ веке особенно во второй половине музыкотерапия начинает развиваться как независимая дисциплина в Европе и Америке.

 Одна из классификаций разделяет использование музыки на три направления: медицинское, профилактическое (функциональное) и педагогическое.  Специфика каждого направления определяется целью использования музыки. 

Воздействие музыки на эмоциональную сферу человека использовалось при лечении нервно-психических расстройств. Различные музыкальные методики, среди которых есть активные, такие как вокалотерапия, ритмотерапия, хореотерапия, в ходе которых человек сам играет, поет или выполняет ритмические действия и пассивные — прослушивание музыкальных произведений, используют музыку, как средство, которое проявляет эмоциональные проблемы и помогает пережить и преодолеть их, испытать катарсис. Этот вид воздействия музыки классифицируется как медицинский, он выделен в специальный раздел психотерапии – музыкотерапию.

Музыку как средство улучшения общего самочувствия, повышения работоспособности и снижения утомляемости стали называть функциональной и использовать в основном в промышленности, как внешний ритмический раздражитель. Функциональная музыка стала использоваться как фон, создающий определенное состояние и настроение в сфере торговле, ресторанах, кафе.

Третье направление использования музыки — педагогическое. В ХХ веке сформировалось множество музыкально-педагогических систем.

Школа Эмиля Жака-Далькроза в основе которой лежит метод эвритмии – связи музыки с движением.

Школа Карла Орфа: основной методикой его системы является элементарное музицирование с использованием специальных музыкальных инструментов и музыкально-сценическая деятельность.  

   Школа Золтана Кодая, которая опирается на хоровое пение и     развивает «сознательное нотное пение».  

В последние годы педагогическая музыкотерапия формируется как самостоятельное научное направление. В процессе приобщения к музыке ребенок осваивает определенные внешние, практические действия, и внутренние, психические, которые составляют основное содержание психического развития (восприятие, мышление, память, воображение). Технологии и методы, используемые музыкальной терапией, успешно применяются в работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для этой категории детей применение методов музыкальной терапии на уроках наиболее актуально, так как ее сущность заключается в способности вызывать у «особого» ребенка положительные эмоции, оказывающие лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы.  Технологии музыкальной терапии используются с целью коррекции двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, преодоления последствий сенсорных деприваций, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.

Музыкотерапия проводится в трех формах:

— рецептивной;

— активной;

— интегративной.

Использование методов рецептивной музыкотерапии направлено на моделирование положительного эмоционального состояния, расширение слухового опыта, оно хорошо сочетается с использованием цвета или разноцветным освещением. 

Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, хореотерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей, имеющих сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. К активным методам можно отнести пластическое музицирование, музыкальные этюды, музыкально-ритмические упражнения, сюжетно-образные движения. Игра на музыкальных инструментах и ритмическое музицирование используют два основных способа:

1) способ «телесной игры»: хлопки, щелчки, легкие постукивания и др.

2) способ простейшей музыкальной импровизации на элементарных музыкальных инструментах (барабаны, маракасы, бубенцы, трещотки).

Эти методы развивают чувство ритма, усиливают двигательную, вокальную и речевую активность, координируют движения. «Телесную игру» можно использовать как ритмическое сопровождение при пении, как способ общения в групповых играх, музыкальных рассказах, играх-драматизациях.

В психокоррекционной работе учитель может применять интегративную музыкотерапию, метод мультисенсорного воздействия. Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы.

 Для достижения оптимальных результатов уроки с использованием методов музыкальной терапии, целесообразно строить равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить с чередованием активных, пассивных и интегративных форм музыкального воздействия. Урок должен включать стимулирующие и расслабляющие разделы:

1. Приветствие.

2. Музыкально — ритмические упражнения.

3. Пение.

4. Слушание музыки  

5. Игра на детских музыкальных инструментах.

6.Просмотр видеоклипов, фрагментов музыкально-терапевтических фильмов.

7. Пластические этюды, танцы, хороводы.

8. Прощание. 

Особенностью методов музыкальной терапии является то, что они обладают спонтанностью, эти методы не являются директивными и позволяют ребенку свободно действовать и проявлять эмоции. Это помогает увидеть проблемы ребенка и найти пути их преодоления.

Музыкотерапия не ставит своей задачей обучение, овладение специфическими навыками и умениями музыкальной деятельности. Цель коррекционных занятий с применением методов музыкальной терапии определяется исходя из физических, психических и умственных возможностей ребенка. Эти занятия направлены на решение проблем, связанных особенностями его здоровья.

Для достижения максимального результата, особенно для детей, проживающих в системе ПНИ, оптимальным является сочетание индивидуальных занятий, которые помогают ребенку почувствовать свою значимость и групповых в которых развиваются навыки коммуникации, способности подражания.

Список литературы:

  1. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии Круг / Ю.Г. Зарубина, И.С. Константинова, Т.А. Бондарь, М.Г. Попова. – М.:Тервинф, 2008.
  2. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Пер. с англ. – М.; Теревинф, 2004.
  3. Буренникова Ф.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста / Санкт-Петербург, «Музыкальная палитра», 2012.
  4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). СПб.: ЛОИРО, 2000.
  5. Даг Гудкин. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику / М.:Классика-ХХI, 2013.
  6. Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию / Пер с нем., — СПб.: Питер, 2003.
  7. Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребёнком: взгляд нейропсихолога. / М.: Теревинф, 2013.
  8. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком. Руководство для родителей / Пер с англ., М. Тервинф, 2013.

Четыре метода музыкальной терапии — холистическая музыкальная терапия

Когда меня спрашивают о музыкальной терапии, я часто слышу один из вопросов: «Итак, что вы делаете на сеансе?» В первую очередь я всегда думаю о клиенте, его потребностях и целях, а также их музыкальных предпочтениях. После того, как я соберу эту информацию в своей оценке, я смогу сузить объем того, что я мог бы включить в сеанс. Как музыкальные терапевты, у нас нет одного основного вмешательства, которое мы используем. Мы можем привлечь наших клиентов к различным музыкальным мероприятиям для достижения их целей. Как правило, музыкальная терапия состоит из четырех основных методов:0003 восприимчивость, воссоздание, импровизация и композиция . Эти методы могут быть использованы в многочисленных вариациях, некоторые из которых описаны ниже.

Рецептивный метод обычно состоит из прослушивания музыки в той или иной форме. Это может включать прослушивание живой или записанной музыки. Прослушивание музыки может быть основной формой терапии на сеансе. Например, для расслабления или облегчения боли. В других случаях прослушивание музыки может затем перейти в терапевтическую дискуссию относительно тем песни или обработки эмоций, возникающих во время песни. Рецептивный метод также дает возможность движения под музыку или танцы.

Метод воссоздания музыкальной терапии включает в себя воссоздание музыки, которая уже существует. Например, спеть любимую песню или поиграть на музыкальных инструментах под популярные мелодии. Активное создание музыки имеет много преимуществ, таких как улучшение моторики, ориентация в реальности, социальное взаимодействие, восстановление памяти, поддержка дыхания и расслабление.

Метод импровизации не так страшен, как может показаться. Импровизация может быть как сложной, как импровизация мелодии, так и простой, как хлопание в ладоши короткого ритма. Импровизировать можно с помощью спонтанного использования голоса, инструментов, перкуссии тела или создания любых звуков в окружающей среде! Им также может наслаждаться отдельная игра в одиночку или в группе, например, в режиме «вызов-и-ответ». Импровизация может быть прекрасной средой для самопознания, эмоционального осознания и общения с другими в данный момент.

Не нужно быть опытным автором песен, чтобы использовать метод композиции музыкальной терапии. Как и импровизация, композиция бывает разной сложности. Клиент может написать целую песню (слова и инструменталы), сыграть ее, а затем обсудить ее с музыкальным терапевтом. Композиция также может состоять из идей из одного слова, чтобы заполнить пробел в лирике известной песни. Вместо «Все, что вам нужно, это любовь», клиент может сказать: «Все, что вам нужно, это шоколад!» Композиция также может быть способом создания традиционных проектов в качестве подарка близким с помощью музыкальных коллажей или записей сердцебиения.

В зависимости от клиента сеансы музыкальной терапии могут включать в себя широкий спектр методов для наилучшего достижения целей клиента в данный момент.

Чтобы получить дополнительную информацию о музыкальной терапии или записаться на сеанс, свяжитесь с нами.

Ссылки:

Гардстрем, С., и Сорель, С. (2015). Методы музыкальной терапии. В B. Wheeler (Ed.), Справочник по музыкальной терапии (стр. 116-127). Гилфорд Пресс.

Стэнборо, Р.Дж. (2020, 10 ноября). 10 способов, которыми пение полезно для здоровья. Линия здоровья. https://www.healthline.com/health/benefits-of-singing#benefits

Методы, льготы и условия лечения

  • Исследования многочисленных преимуществ музыки проложили путь к бурно развивающейся области музыкальной терапии.
  • Музыкальная терапия включает в себя музыкальное выражение для достижения целей физического, социального и психического здоровья.
  • Преимущества включают облегчение боли, снижение артериального давления, снижение хронического стресса и тревоги.

Ни для кого не секрет, что как прослушивание музыки, так и ее исполнение могут быть терапевтическими, предлагая мощное средство для умственной стимуляции и эмоционального выражения.

Растущие исследования пользы музыки проложили путь к развивающейся области музыкальной терапии: уникальному подходу, использующему музыку для решения различных задач физического, социального, когнитивного и эмоционального здоровья.

Эксперты говорят, что музыкальная терапия может быть полезна для людей всех возрастов и состояний здоровья, независимо от того, играют ли они на музыкальном инструменте или имеют соответствующий музыкальный опыт или навыки.

«Нет другого стимула на Земле, который воздействовал бы на мозг так глобально, как музыка», — говорит Брайан Харрис, сертифицированный музыкальный терапевт. «Было также показано, что музыка помогает в нейропластичности, или способности мозга укреплять старые связи и создавать новые связи. Таким образом, когда ее проводит обученный врач, музыкальная терапия становится мощным вмешательством».

Узнайте больше о музыкальной терапии и о том, чего ожидать от практики ниже.

Что такое музыкальная терапия?

По словам Дженнифер Боргвардт, сертифицированного музыкального терапевта в хосписе Пенсильванского университета, существует множество методов музыкальной терапии. Вот некоторые из них:

  • Написание песен
  • Исполнение предварительно сочиненных песен
  • Прослушивание музыки
  • Игра на импровизированном инструменте

Харрис отмечает, что используемые вмешательства зависят главным образом от конкретной цели клиента.

Например, многие когнитивные вмешательства — или стратегии, уменьшающие влияние проблем, связанных с памятью, обучением, восприятием, языком и мышлением, — включают написание песен, игру на барабанах и ударных инструментах. Если у кого-то возникли проблемы с ходьбой из-за инсульта, лечение может включать в себя ходьбу в определенном ритмическом режиме.

Важно: Музыкальная терапия отличается от звуковой терапии, древней практики, которая использует вибрации голоса, инструментальных гонгов, тибетских поющих чаш, камертонов и колокольчиков для расслабления.

Музыкальные терапевты, успешно сдавшие независимый экзамен, проводимый Сертификационной комиссией музыкальных терапевтов, имеют сертификат Совета музыкальных терапевтов (MT-BC). Обученные и сертифицированные музыкальные терапевты работают в различных условиях, таких как больницы, дома престарелых, реабилитационные центры, амбулаторные клиники, общественные центры психического здоровья, центры для престарелых, дома престарелых, программы по борьбе с наркотиками и алкоголем и школы.

Харрис добавляет, что многие музыкальные терапевты также предлагают услуги на дому, в своей частной практике или посредством телетерапии.

Типы музыкальной терапии 

По мере роста области появляются новые и разные подходы к музыкальной терапии, каждый со своими методами и преимуществами.

По словам Боргвардта, несколько подходов к музыкальной терапии включают:

  • Музыкальную терапию Nordoff-Robbins. Это импровизационный подход, который изначально был разработан для людей с нарушениями развития и обычно включает в себя сочинение музыки.0040
  • Музыкальная терапия по месту жительства. Это часто предоставляется маргинализированным группам с целью улучшения здоровья, связи и социальных изменений.
  • Метод управляемого воображения Бонни. Терапевт использует выбранные последовательности классической музыки, чтобы стимулировать воображение клиента.
  • Вокальная психотерапия. Это голосовая модель, которая способствует музыкальному диалогу между терапевтом и пациентом.

Какие заболевания можно лечить с помощью музыкальной терапии?

 

Количество исследований, подтверждающих эффективность музыкальной терапии для решения проблем физического и психического здоровья, постоянно растет.

Согласно Харрису и Боргвардту, некоторые из многих состояний, при которых может помочь музыкальная терапия, включают:

  • Деменцию
  • Астму
  • Хроническую боль
  • Аутизм
  • Беспокойство
  • Депрессия
  • Инсульт
  • Рассеянный склероз
  • Болезнь Паркинсона
  • Шизофрения
  • Коммуникативные проблемы
  • Болезнь Альцгеймера

Эксперты говорят, что музыкальная терапия может также предложить жизнеспособную альтернативу разговорной терапии, когда кому-то трудно выразить себя вербально.

«В жизни так много переживаний, которые временами кажутся выходящими за рамки рациональной языковой обработки, — говорит Боргвардт. «В музыкальной терапии у нас есть возможность использовать музыкальный опыт, чтобы помочь нам выразить внутреннее состояние, по-новому соединиться друг с другом, придать смысл и задействовать наше врожденное творчество, и все это в контексте терапевтических отношений».

Каковы преимущества музыкальной терапии?

Эксперты сходятся во мнении, что музыкальная терапия может быть так же эффективна для не музыкантов, как и для инструменталистов и певцов. Тем не менее, Боргвардт признает, что понимание музыки обычно полезно для этой терапевтической работы.

Вот что говорят исследования о пользе музыкальной терапии для здоровья.

Польза для физического здоровья

Снимает боль. Метаанализ 2016 года показал, что музыкальная терапия оказывает значительное влияние на уменьшение как острой, так и хронической боли. В небольшом исследовании 2010 года также было обнаружено, что музыкальная терапия значительно снижает уровни острой боли и мышечного напряжения, связанные с ежедневным уходом за ожогами.

Улучшает здоровье недоношенных детей. Исследование, проведенное в 2013 году, показало, что музыкальная терапия оказывает положительное влияние на сердечную и дыхательную функции недоношенных детей, улучшает их поведение при кормлении и снижает уровень стресса у родителей, способствуя установлению связи.

Понижает кровяное давление. Метаанализ 2016 года показал, что музыкальная терапия может быть эффективной для улучшения или снижения систолического артериального давления у пациентов с гипертонией.

Положительно влияет на людей с черепно-мозговыми травмами. Метаанализ 2021 года показал, что музыкальная терапия может оказывать положительное влияние на пациентов с черепно-мозговыми травмами, включая увеличение длины шага при ходьбе и улучшение исполнительных функций — умственных навыков, которые участвуют в рабочей памяти, концентрации и внимании, а также многозадачности.

Положительно влияет на реабилитационное лечение после инсульта. Исследование, проведенное в 2020 году, показало, что, когда пациенты, перенесшие инсульт, участвовали в сеансах музыкальной терапии в течение двух полных лет наряду с существующим реабилитационным лечением после инсульта, они получали физические преимущества, такие как улучшение функции рук и походки.

Снижает хронический стресс. Систематический обзор 2018 года и два мета-анализа пришли к выводу, что вмешательства музыкальной терапии могут оказывать значительное влияние на снижение стресса, с особенно заметным эффектом на снижение частоты сердечных сокращений.

Снижает количество госпитализаций по поводу детской астмы. В исследовании 2019 года дети, принимавшие участие в музыкальной терапии, меньше госпитализировались по поводу астмы по сравнению с теми, кто не участвовал в сеансах музыкальной терапии.

Улучшает симптомы болезни Паркинсона. Исследование, проведенное в 2015 году, показало, что методы, связанные с ритмом, могут улучшить походку (скорость, частоту и длину шага), координацию конечностей, осанку и равновесие у людей с болезнью Паркинсона.

Аналогичным образом, исследование 2019 года также показало, что ритмическая слуховая стимуляция, тип музыкальной терапии, значительно снижает количество падений при болезни Паркинсона, приводя к более быстрой ходьбе и более длинным шагам.

Улучшает случаи афазии. Систематический обзор и метаанализ 2019 года пришли к выводу, что музыкальная терапия может умеренно улучшить языковую реабилитацию у людей с постинсультной афазией.

Это состояние, вызванное повреждением головного мозга в результате инсульта или другой травмы головы, может привести к трудностям при устном и письменном общении. Интересно, однако, что пациенты, перенесшие инсульт, с нарушениями речи и языка часто могут пропеть целые фрагменты текста, которые они не могут произнести.

Пособия по охране психического здоровья

Шизофрения. Согласно обзору 2011 года, музыкальная терапия в сочетании со стандартным уходом помогает людям с шизофренией улучшить общее психическое состояние, социальное функционирование и некоторые аспекты поведения и когнитивных функций.

Аутизм. детей школьного возраста, прошедших курс музыкальной терапии в течение восьми-двенадцати недель, улучшили, по словам родителей, социальную коммуникацию и функциональную активность мозга, связанную с общением, в небольшом исследовании 2018 года.

Деменция. Согласно небольшому исследованию 2008 года, музыкальная терапия является эффективным подходом к уменьшению поведенческих и психологических симптомов деменции, таких как бред, возбуждение, тревога, апатия и раздражительность, а также ночные расстройства.

Другое исследование, проведенное в 2010 году, показало, что групповая музыкальная деятельность может уменьшить физическую и вербальную агрессивность у пожилых людей с деменцией.

Депрессия. Обзор 2017 года пришел к выводу, что музыкальная терапия может уменьшить как клиническую, так и сообщаемую пациентами депрессию, а также может снизить уровень тревоги и улучшить общее функционирование у людей с депрессией.

Беспокойство. Одно исследование 2016 года показало, что музыкальная терапия может помочь уменьшить беспокойство и усталость у больных раком, а другое небольшое исследование 2002 года показало, что студенты испытывают меньше беспокойства и стресса после 20 часов музыкальной терапии, и эти преимущества сохранялись в течение двух месяцев наблюдения. -вверх.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). В обзоре 2017 года говорится, что музыкальная терапия может лечить и уменьшать симптомы посттравматического стрессового расстройства, включая мысли, которые мешают управлять своими эмоциями, а также избегание и негативное настроение.

Улучшение духовного самочувствия. В небольшом исследовании, проведенном в 2007 году, всего четыре 30-минутных сеанса музыкальной терапии привели к значительному улучшению духовного самочувствия, например, к большему принятию смерти, ощущению цели, удовлетворенности жизнью и радости, а также оптимизму в отношении будущего. среди пациентов хосписа.

Советы инсайдеров

Музыкальная терапия может обеспечить творческий, невербальный выход, а также неврологическую стимуляцию, что приводит к далеко идущим умственным, физическим и эмоциональным преимуществам.

Музыкальная терапия считается возмещаемой услугой в рамках льгот для программ частичной госпитализации, если это указано в плане лечения врача, а в некоторых штатах США разрешена оплата услуг музыкальной терапии через программу Medicaid.

Сколько стоит: Плата за музыкальную терапию зависит от лечебного учреждения и не покрывается страховкой. Тем не менее, музыкальные терапевты уровня магистра часто имеют право на получение лицензии психотерапевта в определенных штатах в дополнение к их MT-BC, и это может позволить получить большее возмещение страхового покрытия. По словам Боргвардта, во многих программах хосписов (а также в больницах, дневных программах, домах престарелых и т. д.) есть музыкальные терапевты, которые предоставляют услуги бесплатно, а терапевты с частной практикой часто предлагают скользящие шкалы в зависимости от дохода пациента. Американская ассоциация музыкальной терапии По оценкам, 20% музыкальных терапевтов получают компенсацию за свои услуги от частного страхования.

При поиске услуг важно найти сертифицированного терапевта (MT-BC), чтобы убедиться, что он имеет надлежащую подготовку и полномочия для предоставления адекватных услуг. Полномочия, такие как зарегистрированный музыкальный терапевт (RMT), сертифицированный музыкальный терапевт (CMT) или продвинутый сертифицированный музыкальный терапевт (ACMT), больше не признаются Национальным реестром музыкальной терапии.

Для получения дополнительной информации о музыкальной терапии эксперты рекомендуют такие ресурсы, как Совет по сертификации музыкальных терапевтов, Академия неврологической музыкальной терапии и Американская ассоциация музыкальной терапии, которые предлагают каталог, в котором вы можете найти квалифицированного музыкального терапевта в вашем регионе. область.

  • 5 проверенных способов естественного повышения уровня серотонина
  • Счастье можно купить за деньги: вот сколько вам нужно и как их потратить, по мнению финансового терапевта
  • У меня депрессия? Тест для оценки ваших симптомов и подбора правильного лечения
  • Почему от депрессии вы устаете и как бороться с усталостью
  • Витамин D и депрессия: как витамин D может влиять на ваше настроение

Ребекка Стронг

Ребекка Стронг — независимый писатель из Бостона, освещающий вопросы здоровья и хорошего самочувствия, еды и вина, фитнеса и путешествий. Помимо участия в вертикалях Health Reference и Kitchen в Insider, она также писала для Healthline, журнала Health, Bustle, StyleCaster, PopSugar, AskMen и Elite Daily.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts