Понятие о чувствах и эмоциях
К эмоциональной сфере традиционно относят не только эмоции как таковые, но и настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
О связи эмоциональных переживаний с процессами жизнедеятельности организма было известно уже давно. Аристотель полагал, что познавательные процессы реализуются только «душой», а эмоциональные – совместно «душой» и «телом». В XVII в. Декарт (1950) постулировал, что страсть, возникающая в душе, имеет своего «телесного двойника».
Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком, его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.
Эмоции тесно связаны с потребностями. При удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные.
Существует множество классификаций эмоций. Наиболее очевидно разделение эмоций на положительные и отрицательные. Выделяют стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос» ? сила). Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъем, в то время как астенические эмоции действуют противоположным образом. По потребностям различают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, ? так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.) и высшие эмоции (чувства), социально обусловленные, связанные с общественными отношениями.
По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс (Крылов). По Р.С. Немову, к классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Различают несколько основных функций эмоций: приспособительную, сигнальную, оценочную, регуляторную и коммуникативную. Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей.
Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике – выразительные движения лица, пантомимике – выразительные движения всего тела и «вокальной мимике» ? выражение эмоций в интонации и тембре голоса).
Именно в эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека. Личность во многом формируется под воздействием прожитых переживаний. Эмоциональные реакции в свою очередь обусловлены индивидуальными особенностями эмоциональной сферы человека.
Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, поза, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком» человеческих чувств, средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.
Влияние эмоций на человека. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40 60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения сказываются на восприятии, мышлении, поведении индивида и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Эмоция активизирует вегетативную нервную систему, которая воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы.
Разум и тело требуют действия. Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, – мощной или едва выраженной – она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.
(Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание.) То, что мы называем «настроением», обычно формируется под воздействием именно таких эмоций. Последние исследования в области нейрофизиологии показывают, что эмоции и настроение влияют на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням. (Если в течение долгого времени человек испытывает злость, тревогу или депрессию – даже если эти эмоции слабо выражены, – то у человека больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию.)
Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования.
Эмоции и развитие личности. При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоции и развития личности нужно учитывать 2 фактора:
- влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Генетические предпосылки играют важную роль в формировании эмоциональности, в установлении величины порогов переживания той или иной эмоции;
- индивидуальный опыт и обучение в той части, которая относится к эмоциональной сфере, т.е. навыки выражения эмоции.
Можно сказать, что эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. Ребенок, предрасположенный к вспыльчивости, пугливый или улыбчивый ребенок встречают разный прием в мире сверстников и взрослых.
От эмоций, которые чаще всего испытывает человек, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, эмоциональность сказывается даже на интеллектуальном развитии.
Эмоции и секс. Сексуальное влечение практически всегда сопровождается той или иной эмоцией. В сочетании с гневом, презрением оно перерождается в садизм или сексуальное насилие. Сочетание сексуального влечения с чувством вины может дать мазохизм либо импотенцию. В любви и супружестве сексуальное влечение вызывает у партнеров радостное возбуждение, острое переживание чувственного удовольствия и оставляет после себя самые яркие впечатления.
Эмоции супружества и родительское чувство. Особенности эмоционального склада человека, его эмоциональная отзывчивость во многом определяют способ ухаживания и выбор партнера для совместной жизни.
Наиболее общими и фундаментальными принципами человеческого поведения является то, что эмоции заряжают энергией и организуют мышление, деятельность. Интенсивная эмоция вызывает у человека прилив энергии. Конкретная эмоция побуждает человека к конкретным действиям.
Понятие о чувствах и эмоциях и их физиологический механизм
Человек не только активно познает окружающий мир в процессах восприятия, воображения, памяти, мышления, но, вместе с тем, и относится к нему определенным образом: одни события его волнуют, к другим относится безразлично; одни предметы нравятся, к другим он равнодушен и т.
п. Так, источником эмоциональной сферы являет-ся окружающая действительность, к предметам и явлениям которой человек относится по-разному.Основными понятиями эмоциональной сферы личности являются «чувства» и «эмоции». В од-них случаях эмоции и чувства рассматриваются как тождественные психологические явления, а в других их отличают только по степени сложно-сти: чувства — сложные переживания, а эмоции — элементарные, простые переживания. Но такое понимание явлений не является точным. Необхо-димо различать эмоции и чувства в узком смысле слова.
К чувствам относят более или менее устойчивые отношения личности, имеющие определенную предметную направленность (любовь и ненависть, уважение и презрение и т.д.). Так, например, лю-бовь может быть патриотическим чувством, чув-ством любви к себе, матери, детям, чувством по-ловой любви. Все эти чувства и есть не что иное, как отношение человека к разным сторонам дей-ствительности. Чувства могут быть как в актуаль-ном, так и в потенциальном состоянии.
Таким образом, чувство есть устойчивое явление, особенность личности; в то время как эмоции — процесс, через который чувства проявляются (или иначе говоря, процесс актуализации чувств как отношений). Эмоции есть внешний язык наших чувств.
Такое отличие чувств и эмоций дает возможность понять все случаи переживаний человека. Вместе с тем, это разделение полностью соответствует сложившемуся в физиологии ВНД представлению о механизмах чувств и эмоций.
Физиологические механизмы чувств и эмоций. Положение И.П. Павлова о динамическом стерео-типе заключается в создании систем временных нервных связей. Установление временных связей — это процессы, лежащие в основе образования и проявления положительных и отрицательных эмоций и чувств во всей их сложности и интен-сивности. Легкость установления систем времен-ных связей связана с положительными эмоциями. И наоборот, отрицательные эмоции вызывают трудности в создании временных связей. Это мо-жет быть связано с внешними трудностями (на-пример, резкая смена условий или требований, которые предъявляются к индивиду) или с небла-гоприятным внутренним состоянием (болезнью и т.п.). Наиболее яркое проявление эмоций можно наблюдать при нарушении обычных привычек или разрушении динамического стереотипа.
Физиологической основой положительных эмо-ций (радость, восторг) является преимущественно процесс возбуждения. В основе отрицательных эмоций (печаль, тоска, страх) лежат процессы торможения, вызывающие трудность образования временных связей.
эмоциональные переживания связаны с особыми физиологическими процессами и изменяются в организме (например, при эмоциональных пере-живаниях изменяется кровообращение, учащается или замедляется сердцебиение). Это объясняется тем, что эмоциональные процессы затрагивают деятельность всего организма. Физиологической основой чувств человека является совместная дея-тельность коры больших полушарий и подкорко-вых центров. В подкорковых областях находятся центры, управляющие вегетативной нервной сис-темой, с которой тесно связаны эмоциональные переживания.
Существенную роль в эмоциональных пережива-ниях человека играет вторая, сигнальная система. Физиологической основой высших чувств являет-ся связь первой второй сигнальных систем. По-следняя влияет на подкорковые области головно-го мозга, вследствие чего человек может созна-тельно управлять своими чувствами.
‹ Понятие о характере Вверх Понятие об ощущении и его физиологический механизм. Классификация ощущений ›
Насколько универсальны наши эмоции?
Нет ничего лучше миграции, чтобы показать, как вещи, которые кажутся естественными, могут быть артефактами культуры. Когда я покинул Индию, чтобы поступить в колледж в Англии, я с удивлением обнаружил, что ущипнуть себя за кадык не означает, как я думал везде, «на мою честь». Я научился ожидать только насмешки при наклонах головы из стороны в сторону, которыми я выражал степень согласия или несогласия, и приучил себя придерживаться аристотелевской бинарной системы кивков и покачиваний.
Примерно в то же время я также узнал — из британской версии «Офиса», — что слово «съеживаться» может быть прилагательным, как во фразе « так что съеживаться». Оказалось, что существует немецкое слово, обозначающее чувство, вдохновленное Дэвидом Брентом, заставляющим съеживаться боссом, которого играет Рикки Жерве в сериале: Fremdschämen — смущение, которое испытываешь, когда другие люди, возможно, не осознавая этого, смущают себя. Может быть, обладая этими словами — «съежиться», Fremdschämen — только дал мне ярлыки для чувства, которое я уже хорошо знал. Или, может быть, изучение слов и умение определять чувства были частью одного и того же процесса. Может быть, не только мой словарный запас, но и мой эмоциональный диапазон был расширен в те первые месяцы в Англии.
У многих мигрантов есть такая история. В книге «Между нами: как культуры создают эмоции» (Нортон) голландский психолог Батья Мескита описывает свое недоумение перед приездом в Соединенные Штаты по поводу использования английского слова «дистресс». Был ли он «ближе к голландскому angst («беспокойство/страх»), — задавалась она вопросом, — или ближе к голландскому verdriet/wanhoop («печаль/отчаяние»)?» Ей потребовалось время, чтобы почувствовать себя как дома при этом слове: «Теперь я больше не рисую пробел, когда используется это слово. Я знаю и , когда ощущается страдание, и то, что может ощущаться при переживании страданий. Бедствие стало для меня «эмоцией».
Для Мескиты это пример более широкой, упускаемой из виду реальности: эмоции — это не просто естественные подъемы нашей психики — это конструкции, которые мы наследуем от наших сообществ. Она призывает нас выйти за рамки работы более ранних исследователей, которые стремились определить небольшой набор «запрограммированных» эмоций, которые были универсальными и, предположительно, эволюционно адаптивными. (Обычные кандидаты: гнев, страх, отвращение, удивление, счастье, печаль.) Сама Мескита однажды признала, что, как она пишет, «эмоциональная жизнь людей различна, но сами эмоции одинаковы». Ее исследование изначально искало различия в другом: в языке эмоций, в формах и интенсивности их выражения, в их социальном значении.
Однако со временем ее убежденность начала ослабевать. «Что бы это значило, если бы эмоции были одинаковыми?» она спрашивает. Работая с турецкими и суринамскими иммигрантами в Нидерландах, а позже сама будучи иммигранткой в Соединенных Штатах, она пришла к выводу, что идея культурно инвариантного ядра базовых эмоций была скорее идеологией, чем научной истиной. Во-первых, отмечает Мескита, «не во всех языках есть слово для обозначения самой эмоции».
Как насчет слов для обозначения определенных чувств? «Если бы мы нашли слова для гнев , страх , печаль и счастье повсюду, — пишет она, — это может быть признаком того, что язык «разрезает природу по суставам». Эта последняя фраза, столь любимая философами, перекликается с линия в «Федре» Платона. Он отражает надежду на то, что наши человеческие понятия соответствуют чему-то «внешнему», естественным видам, которые существуют независимо от того, что мы о них думаем или говорим. Биолог Эрнст Майр считал, что концепции видов в биологии соединяются таким образом. На него произвел впечатление тот факт, что «туземцы каменного века в горах Новой Гвинеи признают за виды точно такие же сущности природы, как и западный ученый». Являются ли «гнев» и «страх» похожими на приведенные Майром примеры синиц и малиновок?
Здесь Мескита, присоединившись к своему бывшему соавтору Лизе Фельдман Барретт и другим современным конструкционистам, использует лингвистические данные, чтобы подорвать универсалистский взгляд на эмоции. В японском языке, отмечает Мескита, есть одно слово haji , означающее одновременно «стыд» и «смущение»; на самом деле, многие языки (включая мой родной язык, тамильский) не делают такого различия. Слово бедуинов хашам означает не только стыд и смущение, но также застенчивость и респектабельность. У илонготов Филиппин есть слово, betang , что касается всего этого, а также благоговения и послушания.
Становится хуже. По словам Мескиты, «на китайском языке нет хорошего перевода слова «самоуважение». Она говорит нам, что носители лугандского языка в Восточной Африке «используют одно и то же слово okusunguwala для обозначения гнева и печали». По ее словам, японцы потрясены, узнав, что в английском языке нет эквивалентного слова до амаэ: «полная зависимость от заботливой снисходительности опекуна». Когда японский психоаналитик Такео Дои рассказал своему коллеге об этой необъяснимой лакуне, тот воскликнул: «Да ведь это делает даже щенок». Мескита заключает, что «языки очень по-разному организуют область и производят как разные виды, так и разное количество различий».
В книге Мескиты жители Запада поддались способу мышления, достаточно распространенному, чтобы стать героем фильма Pixar. В «Головоломке» маленькая девочка Райли показана с разумом, населенным пятью эмоциями — Радостью, Печалью, Страхом, Отвращением и Гневом, — каждой из которых назначен аватар. Гнев, конечно, красный. Горячий разговор между Райли и ее родителями представлен в виде активации одинаковых красных фигур у каждого из них. «Головоломка» с некоторым визуальным чутьем передает то, что Мескита называет «девяткой».0005 ШАХТА модель эмоций, модель, в которой эмоции являются «Ментальными, ВНУТРИ человека и Эссенциалистскими», т. е. всегда обладающими одними и теми же свойствами.
В отрывке, где она излагает свои методы работы, она рассказывает нам о некоторых эмпирических результатах, которые ее озадачили. Когда ее попросили перечислить «слова для эмоций», ее респонденты из турецких и суринамских семей были особенно склонны перечислять слова, относящиеся к поведению. И поэтому слова «смех» появлялись чаще, чем «радость», а «плач» — чаще, чем «грусть». Некоторые мыслительные термины для «кричать» и «помощь» были эмоциональными словами. Все это установило для Мескиты, что «культурные различия выходят за рамки семантики»; что эмоции живут «между» людьми, а не «внутри»» 9.0003
Мескита хочет, чтобы мы рассмотрели эту альтернативную модель. Вместо того, чтобы рассматривать эмоции как ментальные и «внутренние», возможно, нам следует понимать их «как действия, происходящие между людьми: действия, которые приспосабливаются к текущей ситуации», а не «как психические состояния внутри человека». Вместо того, чтобы рассматривать эмоции как завещанные биологией, мы могли бы рассматривать их как приобретенные: «внушенные нам нашими родителями и другими культурными агентами» или «обусловленные повторяющимся опытом в наших культурах». В этой модели эмоций они находятся «вне личности, связаны с отношениями и расположены» — 9.0005 НАШИ .
Для Мескиты модель эмоций MINE естественно сочетается с индивидуалистической ориентацией Запада, в то время как «глобально более распространенная» модель OURS принадлежит коллективистскому подходу незападных, неиндустриальных обществ. Как и следовало ожидать, контраст очень не в пользу Запада. Японские спортсмены, опрошенные после соревнований, «сообщили о гораздо большем количестве эмоций в контексте отношений» по сравнению с американскими спортсменами. Западные общества, размещая эмоции внутри, а не снаружи, затруднили понимание, не говоря уже о том, чтобы сочувствовать другим способам испытывать или «делать» эмоции.
Одной из причин, по которой люди сопротивляются представлению о том, что эмоции могут быть разными в разных культурах, Мескита признает, является стремление к инклюзивности: беспокоит то, что «говорить, что люди из других групп или культур имеют разные эмоции, равносильно отрицанию их человечности. ” Наоборот, утверждает она: упорство в культурной неизменности имеет тенденцию к исключению. Модель MINE , затемняя незападные способы говорить об эмоциях и понимать их, в конечном итоге подразумевает, что то, что есть у незападных людей, должно быть чем-то иным, чем эмоции. И поэтому инклюзивисты, утверждает она, заканчивают тем, что относятся к тем, кто отличается, как к нечеловеческим. Она считает, что только признавая, что эмоции культурно специфичны, мы можем по-настоящему понять людей, с которыми мы делим эту планету. Соответственно, она предлагает рецепт: «Не думайте, что человек, который ведет себя не так, как вы ожидаете, подавляет свои подлинные, настоящие эмоции. Просить.»
Критическая тенденция, которую представляет книга Мескиты, бросила длинную тень на интеллектуальную культуру Запада в прошлом веке. Там, где мы наивно полагали человеческие универсалии, критики — антропологи, философы, а теперь, кажется, и психологи — призывают нас видеть многообразие, относительность, «несоизмеримость парадигм» и «радикальную инаковость». Перевод между эмоциональными лексиконами разных языков, который мы считали повседневным занятием, кажется невыполнимым. Даже наши самые глубокие чувства оказываются свободными от формирующей руки языка и условностей.
Психологические исследования Мескиты, как и более ранние работы по антропологии и социолингвистике, на которые она опирается, явно нацелены на то, чтобы ниспровергнуть ортодоксальные теории эмоций, как академические теории, так и «народную теорию», которая подразумевается в том, как мы говорим о наших эмоциях. А там это что-то напутали в тех теориях. Просто такие конструкционисты, как Мескита, плененные собственной теорией, могут предлагать неверный диагноз и неверный курс лечения.
Начните с ее парада социолингвистических примеров. Интерпретация их Мескитой соответствует тому, что в подобных случаях было названо «лексической ошибкой». Что мы должны вынести из того факта, что в другом языке нет других слов для обозначения стыда и смущения? Что его говорящие не могут знать, какие ситуации требуют каких эмоций? Превращается ли мое смущение из-за расстегнутой молнии в стыд, когда я нахожусь рядом с другими говорящими на тамильском языке? Мой стыд из-за того, что я забыл о дне рождения моей матери, превратился в смущение? Если уж на то пошло, все ли мои английские друзья твердо понимают это различие? (Попробуйте сделать это сами.)
В английском есть одно слово для обозначения тоски по дому. Как и немецкий ( Heimweh ). А вот французского нет. Делает ли это боль французского эмигранта от недопеченного круассана менее острой, чем боль англичанина в Нью-Йорке перед чашкой теплого чая?
Мескита много говорит о том, что у Луганды есть одно слово, обозначающее гнев и печаль. Разве английский термин «расстроен» не имеет такого же диапазона? (Носители луганды оспаривают ее рассказ и отмечают, что язык легко отмечает различие между ними.) Английское слово «скромность» охватывает почти тот же диапазон, что и у бедуинов.0005 hasham , и умный переводчик может найти способы заставить нас увидеть диапазон илонготского betang , который можно использовать для обозначения «Я недостоин!» чувство застенчивости или подчинения. Практика перевода, осуществляемая ежедневно миллионами мигрантов, рассказывающих о своем опыте, должна дать нам больше надежды на то, что мы можем сказать словами, которые у нас есть.
Эмоции и чувства, примеры, значение, список, колесо, журнал
Эмоции — это сложные психические состояния, которые не следует путать с настроениями и чувствами. В частности, эмоции представляют собой сознательные психические реакции, которые субъективно переживаются. Несмотря на то, что количество литературы, посвященной эмоциональным темам, растет, единого мнения относительно теорий эмоций еще нет.
Определение эмоций
По данным Американской психологической ассоциации (АПА), эмоция представляет собой сложную модель реакции, часто включающую эмпирические, поведенческие и физиологические компоненты. Эмоции основаны на том, как человек справляется с положительным и отрицательным опытом. Эмоции обычно разбиваются на три части: субъективное переживание, физиологическая реакция и поведенческая или экспрессивная реакция.
Процесс определения человеческих эмоций все еще продолжается. Существует несколько теорий о том, что составляет наши эмоции, но даже современные идеи все еще оспариваются.
Социокультурное влияние
Социокультурное влияние может привести к тому, что люди из разных культур неконгруэнтно обозначают эмоции. Пол Экман, американский психолог, в 1960-х годах побывал в четырех странах: США, Чили, Аргентине и Бразилии. В каждом месте исследователи представили участникам фотографии с различными выражениями и попросили их связать каждое изображение с одной из шести основных эмоций. Возник консенсус в отношении того, что улыбки соответствуют счастью, а гнев – противоположности.
Однако все изменилось после того, как это исследование было проведено снова в отдаленном сообществе, не знакомом с западными идеалами. В Папуа-Новой Гвинее был проведен такой же эксперимент, и участники выбирали ожидаемую эмоцию только в двадцати восьми процентах случаев. Самыми запутанными эмоциями для идентификации были страх, удивление и гнев. Поэтому, хотя существует общее мнение о существовании шести основных эмоций, это может быть верно только для некоторых стран и культур.
Свидетельства культуры и эмоций
Культура очень влиятельна и формирует индивидуальное выражение и субъективное переживание эмоций. Согласно статье в Ассоциации психологических наук, исследования Стэнфордского университета показывают, что люди обычно предпочитают чувствовать больше положительных, чем отрицательных эмоций. Однако конкретные эмоции, вызывающие положительный опыт, могут различаться в разных культурах. Например, положительные человеческие эмоции, которые предпочитали американцы европейского происхождения, — это возбуждение и восторг. Население Китая предпочитало спокойные и расслабляющие эмоции. Часть этой разницы заключается в различиях в рекламе и маркетинге между обеими культурами и основными культурными ценностями.
Пол Экман предположил, что эмоции можно разделить на универсальные и культурно специфичные. В рамках культурно-специфической категории упоминаются четыре различных подтемы. Правила отображения в разных культурах могут различаться, особенно в отношении того, когда и как выражать эмоции. Существуют также лингвистические барьеры в отношении конкретного языка, используемого для описания эмоций, и точных слов для эмоций. Наконец, конкретные значимые культурные события отличаются ожидаемыми эмоциями и отношением. Важно отметить, что различия могут быть даже внутри конкретной культуры.
Пример культурно-языковых различий можно наблюдать в немецком термине «Schadenfreude», который описывает удовольствие, получаемое от узнавания о несчастье врага. Это уникальное эмоциональное состояние получило особый ярлык. Для жителей Таити нет слова или понятия печали. Они могут вести себя так, что выражают грусть, но они не описывают это как обозначение таким образом.
Чувства и эмоции
Хотя чувства и эмоции тесно связаны, они не взаимозаменяемы. Чувства часто возникают в ответ на эмоциональные переживания. Под влиянием воспоминаний, убеждений и многих других факторов чувства часто являются следствием эмоций, но не тождественны им. Кроме того, эмоции обычно описываются как возникающие из ощущений в теле. Чувства обычно не имеют такого происхождения.
«Настроение» — еще один термин, который необходимо лучше понимать. Настроение — это любое кратковременное эмоциональное состояние низкой интенсивности. Настроения отличаются от эмоций тем, что им не хватает стимулов или триггеров и нет четкой отправной точки. Приведен пример: оскорбление может вызвать эмоцию гнева. Но гнев не обязательно должен быть вызван определенной причиной.
Процесс эмоций
Одним из основных споров вокруг эмоций является то, что квалифицируется как эмоция и последовательность, в которой возникают эмоции. Как отмечалось ранее, эта последовательность включает в себя субъективный опыт, физиологические и поведенческие реакции.
Субъективные переживания
Начало переживания эмоций связано с субъективным опытом, также известным как стимул. Шесть основных эмоций широко известны в этой области. К ним относятся печаль, счастье, страх, гнев, удивление и отвращение. Другие теории основных эмоций, которые обсуждаются, включают ожидание и радость, которые можно рассматривать как комбинации четырех основных эмоций.
Категоризация базовой эмоции — это любая эмоция с универсально узнаваемым выражением, которая должна производиться автоматически и быть чистой. Эмоции сложны, если они не подходят под эту категорию. Эти эмоции имеют различные выражения, которые трудно распознать, они требуют когнитивной обработки и состоят из комбинации нескольких эмоций.
Независимо от того, выражаются ли основные или сложные эмоции, субъективные переживания сосредоточены на опыте, который человек производит из этих эмоций.
Физиологические реакции
Эмоции возникают в результате физиологических реакций организма на определенные субъективные переживания. Например, когда кто-то испытывает грусть, он может плакать, или когда он нервничает, он может чувствовать учащение пульса. Эти физиологические реакции тесно связаны с вегетативной нервной системой и ее реакцией на определенные эмоции, которые испытывает человек. Вегетативная нервная система отвечает за регуляцию реакции «бей или беги».
Поведенческие реакции
Поведенческие реакции составляют аспект эмоций, включающий внешнее выражение эмоций, например, улыбку, смех или вздох. Однако крайне важно признать, что социальные нормы могут играть роль в формировании этих ответов.
Поведенческие реакции полезны для благополучия человека. В исследовании, опубликованном в Journal of Abnormal Psychology, сообщается, что при просмотре негативных и позитивных эмоциональных фильмов подавление поведенческих реакций на эмоции затрагивало участников физически. Таким образом, из данных ясно, что выражение различных эмоций полезно для здоровья.
Базовые эмоции и сложные эмоции
Как упоминалось ранее, в исследованиях эмоциональной психологии существует четкое разделение между базовыми и сложными эмоциями. Основные эмоции были темой, которая интересовала таких ученых, как Чарльз Дарвин. Чарльз Дарвин был первым, кто предположил, что выражения лица, вызванные эмоциями, универсальны. В контексте эволюции подразумевалось, что эмоции и выражения эмоций возникают в результате биологических реакций и приспособлены для выживания человека. Кроме того, у животных наблюдались эмоции, которые необходимы, особенно для передачи сигналов.
Черты эмоций на лице
Интересно, что другие имеющиеся в настоящее время данные свидетельствуют о том, что существуют биологические и генетические причины выражения эмоций на лице. Были получены убедительные результаты исследования выражения эмоций на лице слепых людей. Даже у слепых с рождения спонтанное возбуждение эмоций может вызвать мимику. Примечательно, что эти выражения идентичны тем, которые наблюдаются у зрячих людей.
Одинаковая структура мышц лица существует у младенцев и взрослых и становится полностью функциональной при рождении. Такая же структура присутствует и у шимпанзе. Они обеспечивают большую поддержку универсальных выражений лица, как у людей, так и даже у нечеловеческих приматов.
Восемь основных эмоций
Роберт Плутчик — один из исследователей в этой области, который предложил восемь основных эмоций: гнев, страх, печаль, отвращение, ожидание, доверие и радость. Затем он расположил их всех в цветовом круге. Хотя теория Плутчика не является общепринятой по сегодняшним меркам, вклад цветового круга в основном связан с изучением сложных эмоций.
Цветовой круг представляет собой сложную форму, которая делится на восемь секторов, определяющих основные эмоции. Используются восемь различных цветов, по одному для каждого сектора. На колесе также нарисованы вертикальные линии и буква l, которые обозначают интенсивность. Говорят, что эмоции усиливаются по мере того, как они перемещаются от внешней стороны колеса к центру.
Наконец, есть отношения между эмоциями на руле. Каждый раздел имеет диагональ противоположной эмоции, которая представляет противоположную эмоцию. Некоторые эмоции без цветов на колесе представляют собой смесь двух первичных или базовых эмоций.
Шесть основных эмоций
Пол Экман был первым, кто составил список эмоций, хотя он определил шесть основных эмоций. Список в 1999 году расширился, включив в него больше. Исходными шестью эмоциями были печаль, счастье, страх, гнев, удивление и отвращение.
Исследователи также обсудили четыре основные эмоции. Хотя теория шести основных эмоций является наиболее распространенной, недавно были получены противоречивые данные исследования, проведенного в Университете Глазго в 2014 году. Экман создал этот список, и он является частью исторического понимания. Однако знания в этой области постоянно меняются.
Теории эмоций
В школах преподается несколько теорий эмоций, но в литературе существуют и менее распространенные теории.
Теория Джемса-Ланге
Теория Джеймса-Ланге является примером теории, преподаваемой в школах, потому что это одна из самых ранних теорий. Эта теория предполагает, что психологические стимулы или возбуждение вызывают реакцию вегетативной нервной системы (ВНС), что приводит к переживанию эмоций. Физиологические реакции будут происходить до эмоционального поведения и субъективного опыта. Эта точка зрения фокусируется на объединении физиологических и психологических реакций.
Теория Кэннона-Барда
Теория Кэннона-Барда прямо противоречит теории Джеймса-Ланге. Это предполагает, что тело и эмоции находятся вместе одновременно, а не друг за другом.
Эта теория объединяет физиологию и психологию. Однако он основан на том факте, что информация отправляется в две разные области мозга одновременно. Эти области — миндалевидное тело, жизненно важное для таких эмоций, как страх. Существует также кора головного мозга, общая область, которая объединяет входы от поступающей в нее информации.
Теория когнитивной оценки
Теория когнитивной оценки — это теория, которую исследовал Ричард Лазарус и которая делает упор на мышление. Порядок таков, что человек сначала испытывает стимул, думает, а затем испытывает физиологическую реакцию и эмоцию.
Теория лицевой обратной связи
Наконец, менее распространенная теория лицевой обратной связи в основном фокусируется на выражениях лица. Тесно связанная с теориями Чарльза Дарвина и Уильяма Джеймса, эта идея заключается в том, что выражение лица влияет на эмоции, а не является реакцией на них.
Теория лицевой обратной связи напрямую связана с важностью лицевых мышц для переживания эмоций. Определенные лицевые мышцы удерживают рот открытым для улыбки, что служит выражением счастья. Эта теория говорит, что физический акт улыбки выражает счастье; следовательно, человек может стать счастливым, просто улыбаясь.
Преимущества изучения эмоций
Начиная с раннего возраста изучение эмоций имеет несколько преимуществ. Как и взрослые, дети должны разработать стратегии управления своими эмоциями. Социальная и эмоциональная осведомленность и навыки могут помочь в формировании отношений и решении проблем. Однако для этого необходима поддержка взрослых. Взрослые могут оказывать поддержку, объяснять и обучать детей, чтобы помочь им понять, как управлять своими чувствами.
Работа с детьми
Важным первым шагом в работе с детьми над их эмоциями является обучение их тому, как обозначать их. Чтобы начать поощрять эмоциональное развитие ребенка, можно начать с того, что спросить его, как он себя чувствует, и активно настроиться на его эмоции.
Взрослые также могут моделировать эмоциональное восприятие и понимание, демонстрируя выражения лица и язык тела в течение дня. Кроме того, открытый и уместный разговор о своих эмоциях с детьми может способствовать их эмоциональному пониманию. Наконец, разговоры о том, как другие люди могут себя чувствовать в разных ситуациях, могут способствовать развитию таких качеств, как эмпатия.
В целом важно, чтобы ребенку было комфортно выражать свои эмоции взрослым. Это может потребовать дополнительных усилий, например, помочь ребенку сформулировать свои чувства. Быть образцом для подражания в эмоциональном понимании важно для детей, чтобы понять себя, что приводит к здоровому выражению эмоций.
Что такое эмоциональный интеллект?
Многие люди слышали об IQ или коэффициенте интеллекта, который предназначен для оценки человеческого интеллекта. Измерение также существует для эмоций, называемых эмоциональным интеллектом или EI. Это способность воспринимать, интерпретировать и использовать эмоции для общения и установления отношений с другими людьми. Хотя IQ важен, высокий эмоциональный интеллект также может привести ко многим успехам в жизни.
Человек с высоким эмоциональным интеллектом (EI) может определить и описать, что чувствуют другие, и осознает их чувства и эмоции. Они также могут проявлять чувствительность к чувствам других и выражать сочувствие. В целом, высокий эмоциональный интеллект может помочь людям управлять своими эмоциями и легче понимать других. Людей с высоким эмоциональным интеллектом часто называют хорошими слушателями, рефлексивными и чуткими.
Вклад в развитие эмоционального интеллекта
Человеком, внесшим значительный вклад в развитие концепции эмоционального интеллекта, был Говард Гарднер в середине 1970-х годов. Затем он бросил вызов стандартам, предположив, что интеллект — это больше, чем одна способность. Психологи Питер Саловей и Джон Майер ввели эмоциональный интеллект в литературу.
Опросники эмоционального интеллекта
Доступно множество тестов и опросников эмоционального интеллекта, которые можно разделить на четыре типа. Существуют тесты, основанные на способностях, на основе черт, на основе компетенций и на основе поведения. Многие из этих тестов относятся к шкале эмоционального интеллекта как к мере; рассматриваются примерно шестьдесят два предмета, каждый из которых имеет разный вес.
Многие люди могут заполнять анкеты по эмоциональному интеллекту из чистого интереса, хотя их использование для найма сотрудников, например, в таких областях, как здравоохранение, широко распространено.
Что такое эмоциональная регуляция?
Эмоциональная регуляция обычно относится к способности человека влиять на эмоции, которые они испытывают, в том числе когда и как они выражаются. Этот процесс сложен, так как эмоциональная регуляция может происходить как автоматически, так и преднамеренно, и она может действовать на сознательном или бессознательном уровне. Эмоциональная регуляция затрагивает весь спектр эмоций, от отрицательных до положительных. Три основных компонента эмоциональной регуляции включают инициирующие действия, тормозящие действия и модулирующие реакции.
Третий компонент, модулирование реакций, является самой здоровой техникой контроля эмоций, поскольку подавление эмоций может привести к неблагоприятным последствиям, как упоминалось в предыдущем разделе. Эмоциональную регуляцию можно описать как модификатор и фильтр для важной информации, получаемой в повседневной жизни.
Исследования эмоциональной регуляции и психического здоровья выявили важную взаимосвязь между регуляцией эмоций и управлением депрессией. Люди с более низким уровнем тревожности, как правило, обладают более высоким эмоциональным контролем и эмоциональным интеллектом (ЭИ).
Навыки эмоциональной регуляции
Эмоциональная регуляция может быть сложной задачей на начальном этапе, но этому можно научиться. Люди могут научиться делать паузы между переживанием чувств и их реакцией. Также может быть полезно критически подумать о своих реакциях на их чувства. Кроме того, важно участвовать в принятии решений, основанных на ценности. Импульсивная реакция без осознания своих эмоций может иметь негативные последствия и заставить действовать вопреки их основным ценностям и этике. Методы эмоциональной регуляции могут помочь людям избежать таких ситуаций и сделать более осознанный и согласованный выбор.
Такие навыки, как самосознание, важны для развития эмоциональной регуляции. Развитие самосознания может включать в себя обозначение эмоций человека в настоящее время и осознание эмоционального присутствия. Внимательное осознание может добавить к самосознанию, поскольку оно помогает идентифицировать аспекты внешнего мира, такие как тело и окружающая среда.
Когнитивная переоценка
Когнитивная переоценка — это психологическая техника, которой часто обучают своих пациентов лицензированные психологи или терапевты. Он призывает человека обрести гибкость и принятие своих эмоций. Как правило, практики включают в себя рассмотрение ситуации в прошлом и переживаемых эмоций с новой точки зрения, чтобы получить более широкое осознание.
Адаптивность тесно связана с гибкостью, поскольку позволяет практиковать объективное мышление. Побуждения к этим действиям включают размышления о ситуациях, которые произошли в прошлом, с точки зрения кого-то еще, кто, возможно, испытал то же самое.
Наконец, самосострадание важно для людей, чтобы создать гибкое пространство в своем уме и выражать положительные и отрицательные эмоции.
Медитация и регулирование эмоций
Как отмечалось в предыдущем разделе, существуют различные навыки эмоциональной регуляции. Медитация — это практика, которая может помочь человеку научиться навыкам эмоциональной регуляции. Медитация изначально фокусируется на связи между разумом и телом и работает на усиление положительных эмоциональных ощущений, эмоциональной стабильности и устойчивости, улучшая общее самочувствие.
Два механизма, которые она использует, делают медитацию эффективной техникой для развития эмоциональной регуляции. Первый аспект внимательности включает в себя контроль внимания, который управляет фокусом внимания человека. Второй аспект — когнитивный контроль, предполагающий преднамеренный и сознательный контроль над своими мыслями и чувствами. Исследования показали, что люди, которые медитируют в течение длительного времени, лучше связаны, уравновешены, синхронизированы, организованы и эффективны. Медитация также может воздействовать на пластичность мозга и перенастраивать мозг для лучшей обработки эмоций.
Будущее эмоциональной психологии
Хотя в области эмоциональной психологии были проведены обширные исследования, многое еще предстоит изучить. Как упоминалось ранее, эмоциональная регуляция приносит пользу людям с психическими заболеваниями. Поэтому это одно из направлений.
Позитивная психология
Позитивная психология — это отрасль психологии, тесно связанная с эмоциональной психологией, но не совпадающая с ней. Он фокусируется исключительно на положительных эмоциях и силе позитивного мышления и поощряет положительные эмоции. Ценности позитивной психологии включают в себя хорошее самочувствие, полное вовлечение, добрые дела и наслаждение. Важно отметить, что внимательность и самосострадание также подчеркнуты.
Это особенно актуально, поскольку связано с эмоциональным регулированием как ключевым навыком. Эмоциональная психология и позитивная психология могут пересекаться. Сотрудничество между этими двумя ветвями может побудить людей обращаться со своими эмоциями через позитивное мышление, переосмысливая свое мышление.
Аффективная неврология и понимание эмоций
Эмоции также можно изучать с физиологической точки зрения. Аффективная неврология находится в авангарде исследований в области изучения эмоций. Несмотря на ограничения научного метода в обеспечении полного понимания эмоций, он остается стандартной методологией, используемой в такого рода исследованиях.
Согласно одной редакционной статье в Журнале Американской академии детской и подростковой психиатрии, аффективная нейробиология является многообещающей молодой областью нейробиологии. Он используется для понимания основы многих психопатологий и исследования нейронной основы того, что влияет на эмоции и чувства.
Другими словами, нейронаука стремится идентифицировать конкретные биологические и физиологические процессы, лежащие в основе эмоций, тем самым позволяя нам связать эмоциональные переживания, которые люди распознают и обозначают в разных обществах, с их соответствующими физическими проявлениями.
Эмоциональная схема
Аффективная нейронаука бросает вызов этим упрощенным взглядам на эмоции и пытается объяснить сложности, необходимые для возникновения одной эмоции. Это идея о том, что запрограммированные цепи в мозгу связаны с определенными эмоциями. Считается, что в мозгу может быть шесть или семь таких цепей. Семь универсальных контуров включают стыд, поиск, ярость, страх, игру, вожделение, заботу и панику. Эти семь цепей обнаружены у животных.
Примечательно, что эти схемы взаимодействуют друг с другом. Например, сигналы бедствия активируются, когда одно животное отделяется от своей стаи, что вызывает панику и одновременно активирует заботу. Следовательно, взаимодействие между этими цепями может создавать сложные эмоции.
Вопросы для самоанализа
Хотя существует множество теорий об эмоциях, важно понимать, что они могут существенно влиять на благополучие человека. Есть несколько вопросов, которые можно задать себе относительно своих эмоций.
- Что касается эмоционального поведения, как бы я описал себя?
- Согласятся ли другие с моей оценкой моего эмоционального поведения?
- Каковы причины моего нынешнего настроения?
- Как мое настроение может повлиять на принятие решений?
- Открыт ли я для других точек зрения?
Эти вопросы требуют самоанализа и могут привести к высокому эмоциональному интеллекту. Есть также несколько опросников эмоциональной регуляции, доступных в Интернете. В целом, здоровое самовыражение необходимо для благополучия.
Служба психического здоровья Анаханы
Вики
Блоги
Ссылки
Наука об эмоциях: изучение основ эмоциональной психологии | UWA Online
Эмоции
Инфографика «Наши основные эмоции» | Список человеческих эмоций | UWA Online
Культурные различия в эмоциональном выражении | Пол Экман Группа
Разница между чувствами и эмоциями | ВФУ онлайн.