99. Сознание и бессознательное Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается человеком, остальная же часть остается неосознанной. Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. Бессознательное : 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания человека. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями: 1) непосредственное эмоциональное чувствование; 2) идентификация; 3) заражение эмоциональное; 4) объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким-то существенным признакам. Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит выражение в ранних формах познания ребенком действительности и в первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом (субсенсорном) восприятии, в непроизвольном запоминании и пр. , а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются.> > ФИЛОСОФИЯ: всё основное по философии: кратко: 1. Возникновение философии и становление ее предмета 2. Предмет философии 3. Основные функции философии 4. Философия как мировоззренческое знание 5. Мировоззрение как философское понятие 6. Формы мировоззрения 7. Основной вопрос философии: бытие и сознание 8. Онтологическая сторона основного вопроса философии 9. Гносеологическая сторона основного вопроса философии 10. Мифология как начальная форма мировоззрения 11. Основные философские учения Древней Индии 12. Тенденции развития и основная проблематика философской мысли Китая 13. Мировоззрение и культура античности 15. Милетская школа: Анаксимандр 16. Милетская школа: Анаксимен 17. Пифагор и его школа 18. Гераклит Эфесский 19. Ксенофан и элеаты 20. Элейская школа: Парменид 21. Элейская школа: Зенон и рождение диалектики 22. Мелисс Самосский и систематизация идей элеатов 23. Вклад Эмпедокла в античную науку и философию 24. Древнегреческий ученый Анаксагор 25. Античная атомистика: Левкипп, Демокрит 26. Учение Демокрита о жизни и душе 27. Возникновение софистики 28. Софисты: Протагор, Горгий и Продик 29. Философия Сократа 30. Учение Платона о бытии, душе и познании 31. Учение Платона о государстве 32. Учения сократических школ 33. Философия и научная деятельность Аристотеля 34. Учение Аристотеля о бытии 35. Философия стоицизма 36. Философия Сенеки 37. Стоицизм Марка Аврелия 38. Блаженный Августин. Учение о бытии 39. Блаженный Августин о свободе и божественном предопределении 40. Блаженный Августин о Боге, мире и человеке 41. Среднеазиатская философия Средневековья: Авиценна 42. Арабская и еврейская философия средневековья: Аверроэс, Маймонид 43. Средневековая европейская философия: Фома Аквинский 44. Идеи Фомы Аквинского о душе и познании 45. Идеи Фомы Аквинского об этике, обществе и государстве 46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья 47. Позднее Средневековье: Роджер Бэкон 48. Позднее Средневековье: Иоанн Дунс Скот 49. Позднее Средневековье: расцвет номинализма 50. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика 51. Антропоцентризм эпохи Возрождения 52. Становление науки Нового времени 54. Философия Дж. Локка 55. Эмпиризм Дж. Беркли 56. Рене Декарт – основатель рационализма 57. Монадология Г. В. Лейбница 58. Французский материализм: Д. Дидро 59. Французский материализм: П. Г. Д. Гольбах 60. Философия XVIII–XIX веков: Просвещение и романтизм 61. Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков 62. Теория И. Канта об объективности знания 63. Теория познания И. Канта 64. И. Г. Фихте. Преодоление кантовского дуализма 65. Философия Ф. Шеллинга 66. Абсолютный идеализм Г. Гегеля 67. Диалектика Гегеля 68. Антропологический материализм Фейербаха 69. Философия Маркса и Энгельса. Завершающий этап немецкой философии 70. Постклассическая философия XIX–XX веков 71. Философия А. Шопенгауэра 72. Философия С. Кьеркегора 73. Философия Ф. Ницше 74. Позитивизм О. Конта 75. Философия прагматизма: Ч. Пирс 76. Философская антропология М. Шелера 77. Философия западного экзистенциализма 78. Философия М. Хайдеггера 79. Экзистенциализм К. Ясперса 80. Особенности развития русской философии 81. Идеи западноевропейской философии в русском приложении 82. Объяснение направленности философско-социальных теорий 83. Области философских интересов русских просветителей XVIII века 84. Западники и славянофилы 85. Философия В. С. Соловьева 86. Русская философия XX века 87. Философия Л. Шестова 88. Философия Н. А. Бердяева 89. Русские космисты 90. В. И. Ленин – представитель марксизма 91. Философия неопозитивизма 92. Философия постмодерна XX века 93. Понятие бытия. Основные формы бытия 94. Философское понимание пространства и времени 96. Вопрос о происхождении сознания 97. Основные подходы к проблеме сознания 98. Структура сознания 99. Сознание и бессознательное 100. Основные подходы к проблеме познания 101. Познание человека 102. Структура и формы познания 103. Особенности обыденного и научного познания 104. Философия научного познания 105. Практика и ее функции в процессе познания 106. Основные философские проблемы общения людей 107. Общество и его структура 108. Понятие человеческого общества 109. Классовый подход к социальной сфере человеческого общества 110. Стратификационный подход к социальной сфере общества 111. Государство как форма общественной власти 112. Национальное государство современного типа 113. Социальный контроль в современном государстве 114. Философия морали 115. Роль и перспективы информационных процессов в обществе 116. Понятие прогресса в обществе 117. Исторические формы отношений человека и природы 118. Проблема «человек – природа» в условиях НТР 119. Общество и природа: на пороге катастрофы 120. Прогнозирование будущего |
Реферат: Бессознательное и сознательное в человеке
Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания »
Тема: Бессознательное и сознательное в человеке
Раздел: Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания
Тип: Реферат | Размер: 17.23K | Скачано: 270 | Добавлен 18.02.13 в 12:33 | Рейтинг: +1 | Еще Рефераты
Содержание
1. Объясните, как понимает сущность психики человека психоанализ 3
2. Изложите основные идеи учения 3. Фрейда и его последователей 7
3. Покажите единство человека как индивида и как личности 11
Список литературы 14
1.
Объясните, как понимает сущность психики человека психоанализПсихоанализ создан в конце XIX века австрийским учёным З. Фрейдом и назван по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.
Организация психики, которую называют «топографической моделью» З.Фрейда, представляет единство трех уровней — СОЗНАНИЯ, ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОГОи БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.
СОЗНАНИЕ включает все то, что находится здесь и сейчас в поле восприятия, ощущений, переживаний, мыслей и внимания человека.
ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ, которое иногда называют подсознательным, осознанным знанием или «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который хоть и не осознается в данный момент, но может восстановиться, вернуться в сознание либо спонтанно, либо без особых усилий, т.к. его содержание не исключено из сознания, а только удалено временно.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ представляет самую глубокую и значимую часть человеческого разума и включает в себя примитивные врожденные инстинкты, эмоции, воспоминания, которые настолько угрожают бодрствующему сознанию, что были в свое время вытеснены, но продолжают определять особенности повседневного функционирования человека. В бессознательном отсутствует отрицание и сомнение. Оно безразлично к реальности и живет по принципу удовольствия — неудовольствия. Содержание бессознательного, сильно нагруженной энергией влечений, стремится вернуться в сознание и проявиться в поведении.
С позиции классического психоанализа, включающего теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, психика человека изначально не делится на сознание и бессознательное. Такое деление возникает в раннем детстве и завершается в период полового развития.
Концептуальная модель психической жизни человека, построенная на идее неосознаваемых психических процессов была пересмотрена 3. Фрейдом в 20-ые годы двадцатого столетия, превратившись в структурную модель психической жизни, в контексте которой анатомия личности представляет процессы «ОНО» (ИД), «Я» (ЭГО) и «СВЕРХ-Я» (СУПЕР-ЭГО).
По Фрейду, часть психического аппарата под названием «ОНО» (ИД) — это средоточие инстинктов, а также агрессивных и сексуальных влечений. Содержание «ОНО» бессознательно и находится в конфликте с «Я» и «СВЕРХ-Я». Но импульсы «ОНО» не склонны оставаться неосознанными, они пытаются достичь сознания и тем самым быть удовлетворенными. «ОНО» живет по принципу достижения удовольствия и не всегда прямо открыто для наблюдения. Если в «ОНО» преобладает покой и удовлетворенность, то о его содержании ничего невозможно сказать. О нем можно узнать только по оговоркам, опискам, грезам, сновидениям, ассоциациям, символам. Психоанализ в этом смысле помогает содержанию «ОНО», т.к. выступает в качестве его освободителя.
Понятие «Я» (ЭГО) — не отождествляется ни с индивидом как таковым, ни с психическим аппаратом в целом. «Я» выступает в защитной роли и составляет часть цензуры (преграда между системой бессознательного — предсознания-сознания), основной функцией которой является запрет. 3. Фрейд называет «Я» «слугой трех господ», поскольку оно выступает как посредник, пытающийся примирить противоречивые требования внешнего мира, «ОНО» и «СВЕРХ-Я», его «Я» стремится опосредовать отношения между миром и «ОНО», подчинить «ОНО» его требованиям, и привести мир в соответствие с желаниями «ОНО».
«Я» способно к наблюдению и «ОНО», и самого себя, и «СВЕРХ-Я». В ответ на неприятный сигнал тревоги «Я» приводит в действие ряд защитных механизмов. Под этим понимается совокупность действий индивида на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости душевного равновесия. То есть «Я» осуществляет приспособление к реальности. Ограничивая импульсы «Я» прислушивается к «СВЕРХ-Я», решая либо подавить нечто, отправив его в «ОНО», либо выпустить их в свет как приемлемое с точки зрения общества. Если бы не давление «Я» или представляемых им внешних сил с их требованиями, судьба всех влечений стремилась бы лишь к одному — к удовлетворению. Таким образом, задача «Я» — это самосохранение и приобретение средств, с помощью которых можно осуществлять адаптацию к воздействиям со стороны «ОНО» и к требованиям окружающей реальности.
Все защитные меры «Я» против «ОНО» осуществляются тихо и незаметно для самого «Я». Их невозможно увидеть в действии, виден только результат действия защитных механизмов «Я». Но это само по себе уже может стать объектом анализа. Если бдительность «Я» ослаблена (сном, гипнозом, лекарствами, усталостью, болью, либо с помощью специальных психологических техник), то «ОНО» может прорваться в область «Я» в виде оговорок, забывания, описок и т.п. Материал, помогающий анализировать «Я», выступает в форме сопротивления анализу «ОНО». «Я» в анализе становится активным, когда пытается с помощью противодействия воспрепятствовать вторжению «ОНО». А поскольку аналитик занят тем, чтобы помочь «ОНО» войти в область осознания, то «Я» начинает сопротивляться самому аналитику. Анализ сопротивлений «Я» дает хорошую возможность наблюдать и осознавать бессознательные защитные действия «Я».
«Я» защищается не только от прорыва «ОНО» в область «Я», но и от аффектов, связанных с этими инстинктами. Любовь, вожделение, ревность, разочарование, страдание и печаль сопутствуют сексуальным желаниям. Ненависть, гнев, ярость сопутствуют агрессии. Индивидуальное «Я», оставаясь одним и тем же, во всех своих конфликтах достаточно последовательно выбирает то один, то другой способ защиты. «СВЕРХ-Я» (СУПЕР-ЭГО) представляет собой моральное сознание и имеет содержание в основном доступное восприятию и осознанию. «СВЕРХ-Я» заполняется представлениями из морали, права, политики, религии и из других запретов общества. «СВЕРХ-Я» образуется в результате интериоризации родительских требований и запретов и ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов.
В случае, когда «Я» принимает требования «СВЕРХ-Я», то между «Я» и «СВЕРХ-Я» возникают гармоничные отношения «. При этом описание «СВЕРХ-Я» становится неопределенным из-за содержательного совпадения с «Я». О «СВЕРХ-Я» можно судить только тогда, когда его содержание начинает критично или враждебно относиться к «Я». «СВЕРХ-Я» становится видимым через состояния, которые продуцируются им в «Я», например, через чувства вины и совести. «СВЕРХ-Я» подсказывает «Я», что следует подавить, отправив в «ОНО», а что можно разрешить как приемлемое с его точки зрения. По отношению к «Я» «СВЕРХ-Я» играет роль судьи, обособившись от «Я» и властвуя над ним.
3. Фрейд разделил «СВЕРХ — Я» на две подсистемы — совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний, а эго-идеал — с поощрительным аспектом поведения. Эго-идеал у индивида формируется не только родителями, одобряющими и высоко оценивающими что-либо, но и при достижении им цели, когда у него возникает чувство гордости и самоуважения.
«СВЕРХ — Я» считается сформированным, когда родительский контроль полностью замещает самоконтроль, который помогает убедить ЭГО в преимуществе идеальных целей над реальными.
2. Изложите основные идеи учения 3. Фрейда и его последователей
Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (18561939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.
Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.
З.Фрейдназвал свое учение психоанализом, о котором шла речь выше.
Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений «, в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге «Психопатология обыденной жизни «. Постепенно его идеи приобретали признание. В 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок почитателей и последователей. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение ширится. В то же время Фрейд становится все более догматичным в своих взглядах, не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые его учениками. Это приводит к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей.
О том, что мыслью Фрейда правила общая логика преобразования научного знания о психике, говорит сопоставление пути, следуя которому он пришел к концепции бессознательной психики, с путями творчества других натуралистов. Отвергая альтернативу — либо физиология, либо психология сознания, они открывали особые психодетерминанты, не идентичные ни нейродетерминантам, ни лишенным реального причинного значения феноменам сознания, понятого как замкнутое бестелесное «поле » субъекта. В этом общем прогрессе научного познания психики важная роль наряду с Гельмгольцем, Дарвином, Сеченовым принадлежит Фрейду.
Во введении в научный оборот различных гипотез, моделей и понятий, охватывающих огромную неизведанную область неосознаваемой психической жизни, и состоит заслуга Фрейда. В своих исследованиях Фрейд разработал ряд понятий, запечатлевших реальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и др.
Фрейд выдвинул на первый план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, — о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым » и «должным «. Жизненность и практическая важность этих вопросов выгодно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, «университетской » психологии. Это и обусловило тот огромный резонанс, который получило учение Фрейда как в самой психологии, так и далеко за ее пределами.
Вместе с тем на интерпретацию выдвинутых им проблем, моделей и понятий неизгладимую печать наложила социальноидеологическая атмосфера, в которой он творил.
Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.
Либижозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом важно, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли при этом человек в посторонних объектах. Исходя из этого Фрейд выделял три больших этапа.
Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человеческого общества. Он писал, что вождь племени является своего рода отцом рода, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, тают, которые начинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами происхождения основных этапов в развитии либидо.
Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод — психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование, которое пациент некритично понимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Поскольку основа такого выздоровления связана с внушением, эта терапия была названа директивной — в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента и врача.
Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры — не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.
Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей, настолько проникли в «кровь » западной культуры, что многим ее представителям значительно легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается резкой критике.
Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда его последователями основные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся прежде всего следующие положения:
1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;
2) представление о развитии как адаптации к среде; хотя среда и не является всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;
3) представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных;
4) идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем не претерпевает.
3.Покажите единство человека как индивида и как личности
Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают – общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.
Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидных структур.
Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость.
Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Человека как личность изучают – общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации.
Однако человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальный и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают– психология познания, творчества, труда, общая и генетическая психологии.
Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.
Однако для каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т. д. Поэтому кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия. С этой точки зрения индивидуальность – это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации – индивида, личности, субъекта деятельности.
Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности.
Список литературы
- Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 317 с.
- Концепция психоанализа [электронный ресурс]. — Образовательный портал Claw.ru. Режим доступа: http://www.claw.ru
- Психо-динамическое направление: Зигмунд Фрейд [электронный ресурс]. — Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры. Режим доступа: http://psylib.org.ua/
- Теория Фрейда о бессознательном [электронный ресурс]. — KM.RU — Образование — Психология, педагогика. Режим доступа: http://student.ru/
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Первая помощь: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
Бессознательное состояние — это когда человек не может реагировать на людей и действия. Врачи часто называют это комой или нахождением в коматозном состоянии.
Другие изменения сознания могут происходить без потери сознания. Они называются измененным психическим статусом или измененным психическим статусом. Они включают внезапную спутанность сознания, дезориентацию или ступор.
Потеря сознания или любое другое внезапное изменение психического состояния требует неотложной медицинской помощи.
Потеря сознания может быть вызвана почти любой серьезной болезнью или травмой. Это также может быть вызвано употреблением психоактивных веществ (наркотиков) и алкоголя. Удушье предметом также может привести к потере сознания.
Кратковременная потеря сознания (или обморок) часто является результатом обезвоживания, низкого уровня сахара в крови или временного низкого кровяного давления. Это также может быть вызвано серьезными проблемами с сердцем или нервной системой. Врач определит, нужны ли пострадавшему анализы для диагностики обморока.
Другие причины обморока включают напряжение во время дефекации или мочеиспускания, очень сильный кашель, очень быстрое дыхание (гипервентиляция) или вазовагальный обморок.
Человек не отвечает (не реагирует на действия, прикосновения, звуки или другую стимуляцию).
Следующие симптомы могут возникнуть после того, как человек потерял сознание:
- Амнезия на события (непомнящие) до, во время и даже после периода бессознательного состояния
- Спутанность сознания
- Сонливость
- Головная боль говорить или подвижность частей тела (симптомы инсульта)
- Головокружение
- Потеря контроля над кишечником или мочевым пузырем (недержание мочи)
- Учащенное сердцебиение (сердцебиение)
- Замедленное сердцебиение
- Ступор (тяжелая спутанность сознания и слабость)
Если человек потерял сознание из-за удушья, симптомы могут включать:
- Неспособность говорить 900 20
- Затрудненное дыхание
- Шумное дыхание или высокие звуки при вдохе
- Слабый, неэффективный кашель
- Синюшный цвет кожи
Сон — это не то же самое, что быть без сознания. Спящий человек будет реагировать на громкие звуки или легкую тряску. Человек без сознания не будет.
Если кто-то не спит, но менее бодр, чем обычно, задайте несколько простых вопросов, например:
- Как вас зовут?
- Какая сегодня дата?
- Сколько тебе лет?
Неправильные ответы или невозможность ответить на вопрос предполагают изменение психического состояния.
Если человек потерял сознание или его психическое состояние изменилось, выполните следующие действия по оказанию первой помощи:
Позвоните или скажите кому-нибудь позвонить по номеру 911 или по местному номеру службы экстренной помощи.
- Часто проверяйте дыхательные пути, дыхание и пульс пострадавшего. При необходимости начните сердечно-легочную реанимацию.
- Если человек дышит и лежит на спине, и вы не думаете, что у него травма позвоночника, осторожно переверните его к себе на бок. Согните верхнюю ногу так, чтобы бедро и колено находились под прямым углом. Аккуратно наклоните голову назад, чтобы дыхательные пути оставались открытыми. Если дыхание или пульс останавливаются в любой момент, переверните пострадавшего на спину и начните сердечно-легочную реанимацию.
- Если вы считаете, что у вас травма позвоночника, оставьте человека там, где вы его нашли (пока дыхание продолжается). Если человека рвет, поверните все тело одновременно на бок. Поддерживайте его шею и спину, чтобы голова и тело оставались в одном и том же положении, пока вы перекатываетесь.
- Держите пострадавшего в тепле до прибытия медицинской помощи.
- Если вы видите, что человек теряет сознание, постарайтесь предотвратить падение. Положите человека на пол и поднимите его ноги примерно на 12 дюймов (30 сантиметров).
- Если обморок, скорее всего, вызван низким уровнем сахара в крови, дайте пострадавшему что-нибудь сладкое поесть или выпить, только когда он придет в сознание.
Если пострадавший потерял сознание из-за удушья:
- Начать СЛР. Компрессии грудной клетки могут помочь сместить объект.
- Если вы видите, что что-то блокирует дыхательные пути и оно не закреплено, попробуйте удалить это. Если предмет застрял в горле человека, НЕ пытайтесь его схватить. Это может протолкнуть объект дальше в дыхательные пути.
- Продолжайте сердечно-легочную реанимацию и продолжайте проверять, не сместился ли объект, пока не прибудет медицинская помощь.
- НЕ давайте человеку, находящемуся без сознания, еду или питье.
- НЕ оставляйте человека одного.
- НЕ кладите подушку под голову человека, находящегося без сознания.
- ЗАПРЕЩАЕТСЯ бить по лицу человека, находящегося без сознания, и не брызгать водой на его лицо, пытаясь привести его в чувство.
Позвоните по номеру 911 или в местный номер экстренной помощи, если пострадавший без сознания и:
Быстро не приходит в сознание (в течение минуты)
Упал или получил травму, особенно при наличии кровотечения
Диабет
- Судороги
Потеря контроля над кишечником или мочевым пузырем
Не дышит
Беременна
Возраст старше 50 лет , но:
Чувствует боль в груди, давление, или дискомфорт, или учащенное или нерегулярное сердцебиение
Не может говорить, имеет проблемы со зрением или не может двигать руками и ногами
Для предотвращения потери сознания или обморока:
- Избегайте ситуаций, когда уровень сахара в крови становится слишком низким.
- Старайтесь не стоять на одном месте без движения слишком долго, особенно если вы склонны к обморокам.
- Получайте достаточное количество жидкости, особенно в теплую погоду.
- Если вы чувствуете, что вот-вот потеряете сознание, лягте или сядьте, наклонив голову между коленями.
Если у вас есть заболевание, такое как диабет, всегда носите ожерелье или браслет с медицинским предупреждением.
Потеря сознания — первая помощь; Кома — первая помощь; изменение психического статуса; Изменения психического состояния; Обморок — первая помощь; Обморок — первая помощь
- Сотрясение мозга у взрослых — выписка
- Сотрясение мозга у взрослых – что спросить у врача
- Сотрясение мозга у детей – выписка
- Сотрясение мозга у детей – что спросить у врача
- Профилактика травм головы у детей
- Положение восстановления — серия
Американский Красный Крест. Руководство участника по оказанию первой помощи/CPR/AED . 2-е изд. Даллас, Техас: Американский Красный Крест; 2016. www.pdfdrive.com/american-red-cross-first-aidcpraed-d128296673.html. По состоянию на 20 февраля 2023 г.
Kleinman ME, Goldberger ZD, Rea T, et al. Обновленная информация Американской кардиологической ассоциации за 2017 год, посвященная базовым средствам жизнеобеспечения взрослых и качеству сердечно-легочной реанимации: обновление Руководства Американской кардиологической ассоциации по сердечно-легочной реанимации и неотложной сердечно-сосудистой помощи. Тираж . 2018;137(1):e7-e13. PMID: 29114008, pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29114008/.
Лей С., Смит С. Подавленное сознание и кома. В: Стены РМ, изд. Неотложная медицина Розена: концепции и клиническая практика . 10-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2023: глава 12.
Папа Л., Мёрер В.Дж. Гладить. В: Стены РМ, изд. Неотложная медицина Розена: концепции и клиническая практика . 10-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2023: глава 87.
Пробст М. Обморок. В: Стены РМ, изд. Неотложная медицина Розена: концепции и клиническая практика . 10-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2023: глава 11.
Обновлено: Джесси Борке, доктор медицинских наук, CPE, FAAEM, FACEP, лечащий врач Kaiser Permanente, округ Ориндж, Калифорния. Также рецензировали Дэвид С. Дагдейл, доктор медицинских наук, медицинский директор, Бренда Конауэй, главный редактор, и A.D.A.M. Редакционная коллегия.
Расстройства сознания — NHS
Расстройство сознания или нарушение сознания — это состояние, при котором на сознание влияет повреждение головного мозга.
Сознание требует как бодрствования, так и осознания.
Бодрствование — это способность открывать глаза и выполнять основные рефлексы, такие как кашель, глотание и сосание.
Осведомленность связана с более сложными мыслительными процессами, и ее труднее оценить.
В настоящее время оценка осведомленности основывается на физических реакциях, обнаруживаемых во время осмотра.
Основными нарушениями сознания являются:
- кома
- вегетативное состояние
- состояние минимального сознания
Кома
Кома – это когда у человека отсутствуют признаки бодрствования и никаких признаков осознания.
Человек в коме лежит с закрытыми глазами и не реагирует на окружающую среду, голоса или боль.
Кома обычно длится менее 2–4 недель, в течение которых человек может проснуться или перейти в вегетативное состояние или состояние минимального сознания.
Подробнее о комах.
Вегетативное состояние
Вегетативное состояние — это когда человек бодрствует, но не проявляет никаких признаков сознания.
Человек в вегетативном состоянии может:
- открывать глаза
- просыпаться и засыпать через равные промежутки времени
- имеют базовые рефлексы (например, моргают, когда их пугает громкий шум, или отдергивают руку, когда ее сильно сжимают)
Они также могут регулировать свое сердцебиение и дыхание без посторонней помощи.
Но человек в вегетативном состоянии не проявляет никаких осмысленных реакций, таких как слежение за объектом взглядом или реакция на голос.
Они также не проявляют никаких признаков эмоций.
Если человек длительное время находится в вегетативном состоянии, это может считаться:
- продолжающееся вегетативное состояние , если оно длится более 4 недель
- постоянное вегетативное состояние , если оно длится более 6 месяцев, если оно вызвано нетравматическим повреждением головного мозга, или более 12 месяцев, если оно вызвано черепно-мозговая травма
Если у человека диагностировано постоянное вегетативное состояние, выздоровление крайне маловероятно, но не невозможно.
Состояние минимального сознания
Человек, демонстрирующий ясное, но минимальное или непоследовательное осознание, классифицируется как находящийся в состоянии минимального сознания.
У них могут быть периоды, когда они могут общаться или отвечать на команды, например двигать пальцем, когда их об этом просят.
Человек может войти в состояние минимального сознания после комы или вегетативного состояния.
В одних случаях состояние минимального сознания является этапом на пути к выздоровлению, а в других — постоянным.
Как и в случае вегетативного состояния, продолжающееся состояние минимального сознания означает, что оно длится более 4 недель.
Но сложнее диагностировать постоянное состояние минимального сознания, потому что оно зависит от таких вещей, как:
- тип черепно-мозговой травмы
- насколько серьезна травма
- насколько человек реагирует
В большинстве случаев состояние минимального сознания обычно не считается постоянным, пока оно не продлится несколько месяцев и не будет признаков улучшения.
Человек, находящийся в постоянном минимальном сознании, обычно имеет такой же прогноз, как и человек в вегетативном состоянии. Чем дольше они остаются в этом состоянии, тем меньше у них шансов на выздоровление.
Почему они возникают
Расстройства сознания могут возникнуть, если повреждены части мозга, связанные с сознанием.
Эти виды черепно-мозговой травмы можно разделить на:
- черепно-мозговая травма – результат тяжелой травмы головы, например травмы, полученной во время автомобильной аварии или падения с большой высоты
- не- черепно-мозговая травма — когда повреждение головного мозга вызвано состоянием здоровья, например, инсультом
- прогрессирующее поражение головного мозга – когда мозг постепенно повреждается с течением времени (например, из-за болезни Альцгеймера)
Подробнее о причинах расстройств сознания.
Постановка диагноза
Расстройство сознания будет подтверждено только после тщательного тестирования, чтобы определить уровень бодрствования и осознания человека.
Эти обследования должны проводиться лицом, имеющим опыт работы с расстройствами сознания, хотя следует также учитывать мнение других медицинских работников и членов семьи.
Для некоторых состояний нарушения сознания, таких как вегетативное состояние и состояние минимального сознания, существуют рекомендуемые критерии, помогающие подтвердить диагноз.
Подробнее о диагностике расстройств сознания.
Лечение и уход
Лечение не может обеспечить выход из состояния нарушенного сознания.
Вместо этого используется поддерживающее лечение, чтобы дать наилучшие шансы на естественное улучшение.
Это может включать:
- обеспечение питания через зонд для кормления
- регулярное перемещение человека во избежание образования пролежней
- легкая тренировка суставов, чтобы они не стягивались
- поддержание чистоты кожи
- управление кишечником и мочевым пузырем (например, использование трубки, известной как катетер, для дренирования мочевого пузыря)
- поддержание чистоты зубов и полости рта
- предложение возможностей для периодов значимой деятельности — например, прослушивания музыки или просмотра телевизора, показа изображений или выслушивания членов семьи говоря
Сенсорная стимуляция
В некоторых случаях для повышения реактивности можно использовать лечение, называемое сенсорной стимуляцией.
Включает стимуляцию основных органов чувств, таких как зрение, слух и обоняние.
Обычно этим занимается обученный специалист, но часто к участию приглашаются члены семьи.
Некоторые примеры сенсорной стимуляции включают:
- визуальную – показ фотографий друзей и семьи или любимый фильм
- слух – разговор или воспроизведение любимой песни
- обоняние – размещение цветов в комнате или распыление любимых духов
- прикосновение – держание за руку или поглаживание кожи разными тканями
Не совсем ясно, насколько эффективна сенсорная стимуляция , но иногда это считается целесообразным.
Выздоровление
Невозможно предсказать шансы улучшения состояния человека в состоянии нарушенного сознания.
Это в значительной степени зависит от:
- Тип травмы головного мозга
- Насколько тяжелой травмой
- Возраст человека
- Как долго они были в штате для
. состояние нарушенного сознания в течение многих лет. Многие люди так и не приходят в сознание.
Известны лишь единичные случаи прихода людей в сознание через несколько лет.
Те немногие люди, которые приходят в сознание по прошествии этого времени, часто имеют серьезную инвалидность, вызванную повреждением их головного мозга.
Прекращение нутритивной поддержки
Если человек находится в постоянном вегетативном состоянии в течение 12 месяцев после черепно-мозговой травмы или 6 месяцев после нетравматической черепно-мозговой травмы, ему может быть рекомендовано прекратить нутритивную поддержку.