Методы мышления приемы и методы: Методы и приемы технологии критического мышления | Методическая разработка по теме:

Методы и приемы критического мышления

Методы и приемы развития критического мышления

на уроках русского языка и литературы

 

Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат.

 Макс Планк

    ХХІ век – век инновационных технологий,  передовых направлений в сфере экономики, образования, медицины, науки и  промышленности. Этот век оснащен различными технологиями. Новшества, которые происходят в современном мире, так или иначе затрагивают все сферы.  Яркое доказательство этому – признание всего мира, будущее участие нашей республики на выставке ЕХРО-2017. В начале  нового 2014 года 17 января  Президент Республики Казахстан  Н.А.Назарбаев в своем Послании отметил главные стратегии до 2050 года. Среди них особое место занимает и стратегия образования, создание новых возможностей для раскрытия  потенциала  казахстанцев. Для достижения этой цели необходимо создать  качественную  систему образования.

Внедрять инновационные идеи, разрабатывать авторские методики и развивать дистанционное обучение, дистанционные олимпиады  — все эти задачи перед педагогами поставил Президент  в своей стратегии «Казахстан-2050». В помощь учителям  — мультимедийные классы, электронные учебники и интерактивные доски. Тысячи учителей проходят обучение по Кембриджской программе. В последнее время улучшилось  благосостояние народа,  повысился  уровень образования. В новом Послании  Президент РК особо отметил необходимость повышения заработной платы, стипендий, пенсий, пособий. Согласно  новой стратегии, к 2050 году казахстанцы  должны стать одной из самых образованных наций.

    Новый век  в сфере образования принес с собой  течение новых мышлений, модель  современной школы и образ нового учителя.  Если должна измениться система образования, то отсюда следует, что должно измениться и мышление  современного учителя, тип урока, учителю-новатору  необходимо знание языков.  Программа  трехъязычия  дает новые возможности не только для учеников,  но и для родителей.

  Каждый учащийся, каждый родитель понимает важность изучения всех языков в равной мере. Для этого сам учитель должен  идти в ногу со временем,  знать, искать, пробовать себя, падать и, исправляя свои ошибки, снова идти вперед.  Недаром  Президент Н. А. Назарбаев в своих посланиях  обращает внимание на то,  что «будущее свободной страны – в фундаментальном образовании и  передовой науке».   В новом мире  с каждой  долей секунды появляются новые идеи,  новые технологии. Инновационные технологии коснулись и образования.  Для духовно-нравственного воспитания  молодого поколения  используются и с успехом применяются различные методы. Это и критическое мышление, и модульная технология, и проектное  обучение.   Воспитание нового поколения связано с образованием,  с  воспитанием нравственности, чувства патриотизма. Эти  звенья дополняют друг друга. По словам Президента, стабильное государство невозможно без патриотизма. А воспитание чувства патриотизма зависит и от родителей, и от учителей.

  В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной методика критического мышления, элементы которого можно с успехом применять на уроках русского языка и литературы.

     Мне хотелось бы остановиться несколько подробнее на некоторых их них, которые используются в технологии развития критического мышления.

    Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся  должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

   Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как метод Джигсо,  приемы «Толстые и тонкие вопросы», «Двухчастный дневник», «Бортовой журнал», «Гроздья кластера», «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно и другие.

   Метод  «Шесть шляп мышления». Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума,   креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

  Метод  Джигсо. Метод предназначен для того, чтобы обучающие помогали друг другу учиться. Каждая группа  получает  одинаковое задание: прочитать свой микротекст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех трех групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал.  Объяснив и обсудив три микротемы в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают общую тему, состоящую из трех микротем.

   Прием «Корзина идей».  Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он  позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

  1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

  3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

  4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

  5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.  Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

 6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

 

   Прием «Фишбоун».   Схема (диаграмма) «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава в 1960 году как метод структурного анализа.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

   Прием «Толстые и   тонкие вопросы» может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.  Прием «Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

  Прием  «Двухчастный дневник».  Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

 

 

цитата

комментарии

 

 

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.

   Прием «Написание эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на  заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

  Прием «Кластер».  Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди — графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда — это наша тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

   

  Прием «Знаю, хочу узнать, узнал». Еще одним интересным табличным приемом является  таблица, который получил название «Знаю, хочу узнать, узнал». Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

знаю

хочу узнать

узнал

 

 

 

   Прием   «Ромашка  Блума». Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином  Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

 Самым приемлемым  методом  на уроках русской литературы является  применение метода  Джигсо. На уроке  каждая группа  готовит  краткий пересказ текста с употреблением новых слов,  стараясь  передать точное содержание рассказа. 

  Для  закрепления текста  на  уроке  можно  применилть  прием «Толстые и тонкие вопросы». Этот  прием из технологии  развития критического мышления используется для организации  взаимоопроса.  Стратегия позволяет  ученикам умение формулировать вопросы,  умение соотносить понятия.  «Тонкий вопрос» предполагает однозначный краткий ответ.  Соответственно,  «толстый  вопрос» предполагает ответ развернутый, полный.   

    После изучения темы учащимся предлагается  самостоятельно сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса»,  связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга,  используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  Думаю, что таким приемом  можно научить детей отвечать кратко или дать полный ответ на поставленный вопрос.  Ученик,  у  которого  минимальный  словарный запас слов,  старается давать полноценные  и содержательные  ответы на «толстые вопросы».   Таким образом у ученика развивается устная речь, обогащается словарный объем. 

   Не только на предметных уроках можно использовать инновационные технологии, но и на воспитательных   уроках,  и внеклассных  мероприятиях. 

Особенно ребятам  нравится  применять  технологию «Шесть шляп мышления»  Эдварда  де  Боно.  В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления.  При использовании этого метода  ребята делятся на шесть групп, и  каждая группа,  в соответствии  с  цветом своей шляпы,  приводят аргументы  по определенному проблемному вопросу. Такой метод работы развивает у детей критическое мышление, обогащает словарный запас учащихся, расширяет кругозор, заставляет детей  искать  новые и новые аргументы, исторические факты. Есть и ученики, которые защищали свою групповую работу в стихотворной форме.

        Бесспорно одно: для того, чтобы  идти  в ногу со временем, надо стараться успеть понять, осмыслить и применить на практике все  то новое, что приносит ХХІ век.

 

Приемы технологии формирования критического мышления учащихся

Ключевые слова: кластер, критическое мышление, структурно-логические схемы, методика наборного полотна, компетентностно-ориентированные задания

По мнению великого русского писателя  Льва Николаевича Толстого, «Человек немыслим вне общества», и приобщение человека к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям р мире, накопленным предыдущими поколениями, начинается с образования. Образование основано на получении систематизированных знаний, освоений умений и навыков и направлено, прежде всего, на развитие личности. Это не только обучение, но и воспитание человека, его нравственных и гражданских качеств. Образованность является основой его нравственных и гражданских качеств. Образование является основой общей культуры человека и общества, одним из важных показателей социального прогресса. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников, созидательных и активных граждан. Образованный человек способен достичь намеченных жизненных целей, благополучно существовать , добиться успеха в профессиональной карьере, повысить свой престиж. Он может надеяться сделать карьеру в бизнесе, политике, в сфере культуры и быть полезным обществу.

Именно поэтому в современном мире уделяется такое большое внимание образованию, как развивающейся, динамической, социальной системе, позволяющей стать стратегической основой для совершенствования человеческого социума. По мнению ученых, увеличение объёма новой информации, на которой было основано образование до введения образовательных стандартов второго поколения, резко сокращает долю знаний, получаемых человеком в период школьного образования по отношению к информации необходимой ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе. Кроме того, ученые считают, что больше 25%тех видов деятельности, которые будут востребованы в 21-м столетии, сегодня еще не существуют, а те, которые сейчас есть, существенно изменятся. Людям будут  нужны абсолютно новые знания и навыки. Поэтому основой современного образовательного процесса должны стать методы и приемы, направленные на формирование таких форм мышления обучающегося, которые помогут ему ориентироваться в безбрежном мире информации, отличать верную версию о лживой, находить причины ошибок, т.е. критически оценивать полученные знания. 
Учитель становится важным звеном в этом процессе. Он может препятствовать или способствовать ему.

Психологи К.Уейд и К.Таврис считают, что критическое мышление – это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств.

Руководствуясь этим определением можно сформулировать основные умения и навыки, которые формируются в образовательном процессе.

Итак, критически мыслящий человек:

  • поднимает и формулирует жизненно важные вопросы и проблемы;
  • собирает, оценивает и эффективно интерпретирует относящуюся к делу информацию;
  • проверяет полученные выводы и принятые решения в соответствии с релевантными критериями и стандартами;
  • признает и оценивает допущения, скрытые смыслы и практические последствия;
  • эффективно общается с партнерами, решая сложные проблемы, аргументируя свою точку зрения.

Приемы формирования критического мышления должны быть основаны на том, что потребность в нем появляется с необходимостью проверки достоверности суждений, высказываемых людьми — нами самими или другими.

Критическая мысль не поверхностна, она глубока, избегает категорических выводов. Умение мыслить критически, прежде всего, выражается в следовании правилам логики. Основными психологическими действиями, способствующими развитию критического мышления, являются:

  1. Умение задавать вопросы, интерес.
  2. Корректное определение проблемы.
  3. Отличие фактов от мнений.
  4. Исследование фактов и доказательств.
  5. Анализ идеи, предложения.
  6. Контроль над эмоциями в объяснениях.
  7. Упрощение без утраты сущности.
  8. Терпимость к неопределенности.
  9. Умение мыслить на перспективу (критическая позиция)
  10. Умение мыслить нестандартно.

Составляя задания, направленные на развитие критического мышления учащихся, нужно учитывать навыки, используемые в нем:

  1. Наблюдать – значит видеть и замечать кого-либо/что-либо.
  2. Описывать  — значит говорить как кто-либо/что-либо выглядит.
  3. Сравнивать  —  значит сопоставлять сходства и различия между людьми или вещами; оценивать что-либо и соизмерять с другими вещами.
  4. Определять – значит показывать или доказывать существование кого-либо/чего-либо; узнавать кого-либо/что-либо  как конкретную личность/вещь.
  5. Ассоциировать — значит умственно делать связи между людьми или вещами; соединять людей или вещи по принципу их взаимодействия.
  6. Заключать – значит делать выводы на основе имеющейся информации или фактов; косвенно предполагать истинность чего-либо.
  7. Прогнозировать – значит предполагать, что произойдет в будущем, предсказывать что-либо.
  8. Применять – значит делать заявление, создавать руководство и т.д. для извлечения наибольшей эффективности в конкретной ситуации, применять что-либо, значит использовать в соответствии, извлекать практическую пользу из чего-либо. 

В соответствии с этим навыками ученики должны уметь:

  1. Описывать  ситуацию другим.
  2. Проверять, имеется ли необходимая информация и не предвзяты ли они в своих суждениях.
  3. Соотносить ситуацию с собственными убеждениями.
  4. Выражать эмоции для указания важности, но не предвзятости поведения.
  5. Задавать вопросы о возможных результатах.
  6. Анализировать различные способы действия и условия устранения недостатков и ограничений.
  7. Коллективно обсуждать способы действия. Решать какие способы являются наилучшими и что необходимо для этого сделать. 

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Американские педагоги Дж. Стил , К.Мередит и Ч.Тампел разработали технологию такого развития посредством чтения и письма. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности, потому  она вполне может использоваться на уроках естественно-научного цикла. Технологический  алгоритм урока с набором приемов, стратегий ведения урока, рекомендации по их использованию на определенных этапах представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1

Технологические этапы

1 стадия

2 стадия

3 стадия

Вызов
Имеющиеся знания
Интерес к получению новой информации
Постановка учеником собственных целей обучения

Осмысление содержания
Получение новой информации
Корректировка учеником поставленных целей обучения

Рефлексия
Размышление, рождение нового знания
Постановка учеником новых целей обучения

Выбор методических приемов зависит от уровня подготовки учащихся, степени усвоения материала, формы урока и т. д. В таблице 2 укажем приемы и методы, которые можно использовать на уроках на каждом этапе.

Таблица 2

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

Вызов (активизация)

Направлена на вызов у учащихся имеющихся знаний по этому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Вспоминают, что известно по этому вопросу, делают предположения, систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.

Составление списка известной информации
Графическая систематизация материала – кластеры, таблицы
Верные и неверные утверждения
Перепутанные логические цепочки
Игровые элементы: «снежный ком», «Шерлок Холмс» и т. д.

Осмысление содержания

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с ново информацией, постепенное продвижение от старого знания к новому.

Читают, слушают, используют активные методы чтения, делают пометки на полях, составляют логические структурные группы – опорные конспекты, структурно-логические схемы и т.д., ведут записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:
Маркировка с использованием условных значков
Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов, маршрутных листов (используя схематичную кодировку информации)
Составление графических карт-пазлов темы
«Мозговой штурм»

Рефлексия

Возвращение к первоначальным записям – предположениям, направление на внесение изменений, дополнений, творческие, исследовательские задания на основе изученной информации.

Соотносят «новую» информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления

Заполнение кластеров, таблиц
Установление причинно-следственных связей между блоками информации
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
Ответы на поставленные вопросы
Организация устных и письменных круглых столов
Организация дискуссий
Исследования отдельных вопросов темы.

Рассмотрим практические примеры приемов, которые могут использоваться на каждом этапе.

1. Кластеры, СЛС

2. Физические диктанты «Верю – не верю»

Номера заданий располагаются в области соответствующего ответа на карте ответов.

  1. Простой механизм — это преобразователь силы.
  2. Любое твердое тело можно использовать как рычаг.
  3. Чтобы рычаг дал выигрыш в силе, отношение его плеч должно быть равно 1.
  4. Если на доске качаются ребята различного веса, им нужно сесть на одинаковом расстоянии от опоры.
  5. Чтобы уравновесить груз массой 5 кг на конце рычага длиной 1 м грузом в 20 кг, точку опоры нужно поместить на расстоянии 20 см от большого груза.
  6. Наклонная плоскость – это разновидность рычага.
  7. Клин – разновидность наклонной плоскости.
  8. Блок дает выигрыш в силе.
  9. Подвижный блок может дать выигрыш в силе в 4 раза.

3. Логические игры

А) «Снежный ком». Игра строится по принципу детской игры, но в качестве ключевого слова берется какая-либо физическая величина, явление, понятие. Участники делятся на группы. Игра начинается с характеристики выбранного ключевого слова. Каждая группа добавляет к сказанному соперниками предложению по одному свойству, уточнению. Проигрывает та группа, которая не сможет повторить весь составленный текст или добавить новое уточнение.

  • 1 группа: Простой механизм.
  • 2 группа: Простой механизм – преобразователь силы.
  • 3 группа: Простой механизм – преобразователь силы, может изменить ее направление.
  • 4 группа: Простой механизм – преобразователь силы, может изменить ее направление или величину.
  • 5 группа: Простой механизм – преобразователь силы, может изменить ее направление или величину. Наклонная плоскость – пример простого механизма.

Б) «Шерлок Холмс» Игра заключается в перечислении всех характеристик явления, величины или понятия, загаданного учителем или его помощником.

Каждая группа называет по одному уточнению. Не сумевшие продолжить выбывают из игры.

Учитель: «Я потерял блок. Помогите мне его найти»

  • 1 группа: Бывает подвижный и неподвижный.
  • 3 группа: Неподвижный меняет направление действующей силы и т.д.

4. Использование карточек-сорбонок, скайн-карт и т. д.

Есть два способа колки поленьев. В первом случае полено ударяют быстро движущимся топором. Во втором – слабым ударом загоняют топор в полено, а потом, взмахнув топором с насаженным поленом, бьют обухом о колодку. Объясните механические явления, наблюдаемые при каждом способе.

5. Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)

Для составления таких заданий используется методика их разработки, представленная в таблице.

Таблица 3

Что дано

Что нужно определить

Описание явления, процесса, наблюдаемого в окружающей жизни.

— узнать или объяснить явление 9 в зависимости от уровня сложности задания)
— предложить способ использовать это явление в ругой ситуации или предотвратить данный процесс и т. д.

Описание технического устройства, способа применения в технике тех или иных изученных физических явлений.

— узнать явление, лежащее в основе принципа действия данного устройства
— оценить достоинства или недостатки использования данного устройства или механизма
— предложить (выбрать из предложенного) способы безопасного использования описанного устройства.

  1. Описание цели исследования, гипотезы опыта или наблюдения

— предложить план проведения исследования зависимости одной физической величины от другой
— выбрать оборудование (предложить экспериментальную установку)для проверки выдвинутой гипотезы

Описание результатов наблюдений или опыта в виде таблицы, графика, текста

-сделать вывод (выбрать один из выводов) на основании полученных результатов
-оценить значение параметра, характеризующего полученную в опыте зависимость физических величин
-оценить достоверность полученных результатов, исходя из заданных погрешностей измерений.

Пример КОЗ

6. Методика наборного полотна

Очень важным является обучение самостоятельному составлению таких заданий. Для этой цели может быть использована методика наборного полотна.
Ребятам выдаются базовые карточки определенного цвета с физическими величинами ( в дальнейшем карточки могут выбираться учащимися вслепую) , из которых они должны составить зависимости, добрав дополнительные карточки из базовой коробочки (они меньше по размеру, содержат набор физических величин, знаки алгебраических операций, цвет отличен от базовых). Задача заключается в том, чтобы по составленным формулам составить текст задачи. Оценивается полнота и правильность подачи материала, литературная оболочка задачи.

В заключение хотелось бы отметить, что самое важное в технологии критического мышления – это создать условия для постановки учащимися собственных целей обучения, помочь им в определении пути для их достижения и посредством разнообразных стратегий, приемов и методов сопровождать их по выбранному маршруту. Далеко не всегда можно реализовать все три стадии в рамках одного урока, поэтому гораздо больший смысл имеет тематическое планирование. Изучение темы, а значит, и сам технологический цикл, может занимать несколько уроков, при этом стадии могут повторяться неоднократно. Технология реализации критического мышления предлагает для выбора целый спектр стратегий, приемов и методов, и этот перечен6ь не является закрытым, он пополняется, учитель может использовать свои приемы, которые он считает наиболее эффективными в достижении целей урока.

Используемые источники информации:

  1. Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. / Пер. с англ. – СПб.: Азбука, 1996.
  2. Ружиэйро В.Р. Мышление : пятнадцать уроков для начинающих авт. / Винсент Р. Ружиэйро; авторизованный пер. с англ. Андрея Станиславского. — Москва : Флинта : Наука, 2006. — 437, [2] с.
  3. Загашев И. О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. – СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с.
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. Для учителя. М.: Просвещение, 2004. 173 c.
  5. Фостер К.К. Вводные вопросы для активизации критического мышления // Перемена. 2004. № 4. С. 38-43.
  6. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. 503 с. (Университетское КМ)
  7. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов. Самара: Профи, 2002.
  8. Critical Thinking — http://www.criticalthinking.org/ (Университетское КМ)
  9. Библиотека PsyFactor — http://www.psyfactor.org/lybr7.htm
  10. https://kopilkaurokov.ru/fizika/testi/kompietientnostno-oriientirovannyie-zadaniia-po-fizikie

IdeaConnection: Методы мышления

Мозговой штурм

Мозговой штурм — самый известный и популярный метод генерирования идей для групп. Мозговой штурм полезен на всех этапах более крупного процесса решения проблем.

Шаррет

Формальная версия Charrette включает творческие зубрежки в течение нескольких дней, в которых участвуют архитекторы, их творческие поставщики, муниципальные чиновники, застройщики и жители. Такие сеансы также называют исследованием по замыслу.

Креативное решение проблем

С момента появления ставшей уже классической структуры Осборна-Парнеса многие академические и коммерческие организации пересортировали и переименовали этапы и фазы того, что мы теперь называем творческим процессом решения проблем (CPS).

Критическое мышление

Критическое мышление – это объективный анализ фактов для формирования суждения. Критическое мышление — это самонаправленное, самодисциплинированное, самоконтролируемое и самокорректирующее мышление. Это влечет за собой способность эффективно общаться и решать проблемы, а также стремление преодолеть наш врожденный эгоцентризм и социоцентризм.

Мечтать

Это метод следования за своими мыслями одна за другой, заставляющий человека дрейфовать в потоке идей, которые в конечном итоге принимают коническую форму: то, что, казалось бы, началось как случайные мысли, закончится как вершина конуса: окончательная идея.

Диалектические подходы

Некоторые подходы к решению проблем используют дебаты для исключения предположений и генерирования оригинальных идей.

Анализ силового поля

Анализ силового поля определяет конкурирующие силы, связанные с проблемой, и использует мозговой штурм для поиска решений

Инновационный метод FORTH

Инновационный метод FORTH — это ориентированный на клиента вдохновляющий практический инновационный метод, состоящий из пяти шагов для создания новых продуктов и услуг. В течение 14 недель после запуска вы создаете 4 новых мини-бизнес-кейса с кросс-функциональной командой.

Интерактивное планирование и идеализированный дизайн

Интерактивное планирование, как оно определено и распространено Расселом Л. Акоффом, фокусируется на создании будущего путем проектирования желаемого настоящего.

Метод К-Дж

Метод К-Дж был разработан Дзиро Кавакита в 1960-х годах как диаграмма сходства и стал одним из семи инструментов управления и планирования, используемых в комплексном контроле качества

Нестандартное мышление

Латеральное мышление — это преднамеренный, систематический процесс творческого мышления, в ходе которого проблемы преднамеренно рассматриваются с совершенно разных сторон.

Микрореальность

Микро-реальность — это метод развития ума, который изучает и анализирует проблемы и проблемы с целью предоставления новых, индивидуальных и динамичных решений.

Интеллект-карты

Интеллект-карта — это, по сути, нелинейная форма описания. Идея состоит в том, чтобы составить органически связанную диаграмму слов, понятий, идей, задач, решений или другой информации и связать отдельные элементы в соответствии с требованиями их ассоциаций.

Морфологический анализ

Морфологический анализ обеспечивает систему и формат для изучения параметров сложных проблемных ситуаций для новых комбинаций, которые могут быть преобразованы в творческие решения.

Продуктивное мышление

Productive Thinking — это система решения проблем и поиска возможностей, разработанная для включения таких творческих методов, как мозговой штурм и латеральное мышление, по мере необходимости.

Генератор случайных слов

Использование генератора случайных слов — это простой способ заставить свой разум отвлечься от его обычной рутины и переключиться на касательные, которые в противном случае он бы не принял.

СКАМПЕР

SCAMPER — это аббревиатура от семи приемов мышления, которые помогают тем, кто их использует, находить нестандартные решения проблем. Техники мышления настолько распространены в творческом поведении человека, что правильнее было бы назвать SCAMPER мнемоникой для набора техник, а не отдельной техникой.

Шесть мыслящих шляп

Метод Шести Мыслящих Шляп определяет шесть способов мышления, которые должны быть параллельно направлены на решение решаемой проблемы. Этот подход параллельного мышления активно препятствует и заменяет аргументативный подход, при котором члены группы выступают за противоположные решения.

SWOT-анализ

SWOT-анализ хорошо известен как бизнес-инструмент для планирования, но вы можете найти его очень полезным для общего мышления.

Синектика

В основе синектики лежит значение названия. На протяжении всего сеанса синектики фасилитатор отвечает за объединение и руководство различными людьми, их различными идеями и случайной стимуляцией.

Системное мышление

В этой серии статей о системном мышлении я делюсь ключевыми идеями и инструментами, необходимыми для развития и развития системного мышления для решения сложных проблем.

Теория устранения неполадок

Эта Теория необходима для выяснения первопричин любой проблемы в любой системе/машине. Когда вы прочитаете его, вы оцените тот факт, что до сих пор никто не решил ни одной проблемы в любой системе/машине без непреднамеренного использования этого метода; который я тщательно исследовал и задокументировал.

ТРИЗ

Исходя из гипотезы о существовании универсальных принципов творчества или моделей изобретательства, следует, что все решения уже найдены. Методология ТРИЗ опирается на базу знаний таких моделей изобретения.

4 эффективных метода мышления, которые вы должны использовать

В среднем у человека возникает более 6000 мыслей в день. Нам нравится думать, что мы контролируем направление этих мыслей, но реальность такова, что большая часть нашего мышления бессознательна и реактивна. Излишне говорить, что умение эффективно мыслить важно практически для каждой роли, работы и сектора — будь вы студентом, готовящимся к важному экзамену, или бизнес-менеджером, пытающимся реализовать стратегию роста. Во всех других сферах жизни мы применяем инструменты, а затем практикуемся, чтобы улучшить свои способности; Речь — это то, что мы делаем каждый день, но мы по-прежнему пишем речи и тренируемся, прежде чем произнести их — так почему же то же самое не относится к нашему мышлению?

Использование следующих методов мышления — это верный способ сделать принятие решений, решение проблем и генерацию идей проще, чем когда-либо прежде. Читайте дальше, чтобы узнать о наиболее эффективных методах мышления, которые вы и ваша команда можете использовать, чтобы получать максимум от каждого рабочего дня.

1. Обратный мозговой штурм

Знаю, знаю, это звучит нелогично, но обратный мозговой штурм — это мощная техника решения проблем и творческого мышления, которую можно применять в самых разных ситуациях. Вы знаете, как это бывает, когда сталкиваешься с вызовом или конкретной проблемой, пытаясь найти решение из воздуха, часто кажется почти невозможным. Но что, если бы вы перевернули все с ног на голову — скажем, вы хотите привлечь больше клиентов, ну, вместо этого попробуйте провести мозговой штурм, чтобы потерять клиентов. Вы можете сделать это, сначала сформулировав противоположную сторону своей проблемы — в данном случае потерю клиентов, — а затем сформулировав несколько идей о том, как этого добиться. Например, вы можете решить внедрить небрежное обслуживание клиентов или сложный процесс покупки. Как только у вас появится несколько идей, используйте «отрицательные» примеры в качестве отправной точки для создания реальных творческих идей для достижения вашей подлинной цели (например, предложить первоклассное обслуживание клиентов и простой, оптимизированный процесс оформления заказа). Этот метод мышления работает так хорошо, потому что он заставляет вас отказаться от старых, разочарованных шаблонов мышления — попробуйте его, и вы будете поражены новыми, инновационными идеями, которые появятся на вашем пути.

2. Six Thinking Hats

Совместное творчество иногда может быть проблемой. Одна из распространенных проблем, с которой сталкиваются команды, — это создание структуры без ограничения свободного, инновационного мышления. К счастью, с помощью техники «Шесть шляп мышления», вдохновленной методологией Эдварда де Боно, вы можете достичь как структурированности, так и креативности. Техника работает, заставляя команды думать с одной и той же точки зрения в одно и то же время — это создает динамизм и, в конце концов, должно обеспечить панорамный обзор лучших идей всей команды.

Чтобы использовать это, каждый член команды должен надеть шесть шляп метафорического мышления. Подобно хору, поющему в унисон, идея состоит в том, чтобы поднять общую генерацию идей за счет силы единого мышления. Шесть шляп различаются по цвету и перечислены ниже:

Белая шляпа: Факты. Что вы уже знаете или хотите узнать?

Желтая шляпа: Преимущества – Каковы преимущества, ценности и выгоды?

Черная шляпа: Предупреждения. Что может пойти не так?

Красная шляпа: Чувства. Какие чувства она вызывает у вас? Учитывайте страхи, симпатии и антипатии.

Зеленая шляпа: Творчество – каковы возможности и альтернативы?

Синяя шляпа: Процесс. Обычно эту шляпу носит руководитель сеанса, который отвечает за организацию процесса и обеспечение соблюдения принципов Шести шляп мышления.

При использовании этой техники очень важно убедиться, что все соответствующие мысли зафиксированы на каждой из шести стадий мышления. Для этого мы рекомендуем использовать шаблон, подобный этому в Ayoa, чтобы вы могли действовать в соответствии с многочисленными идеями, обнаруженными во время совместной сессии.

3. Комбинационное творчество

Вы когда-нибудь замечали, что лучшие идеи иногда звучат немного… безумно? Идеи и творчество — это объединение ранее существовавших кусочков знаний, чтобы сформировать что-то новое и оригинальное. Часто результат может быть немного странным, особенно поначалу. Конечно, для большинства из нас проблемой является способность генерировать идеи, которые являются одновременно практичными и новыми, в конце концов, мы все ограничены определенными практическими аспектами при работе на рабочем месте. И в этом гениальность техники мышления Комбинационного Креатива. Эта формула идеально подходит для поиска творческих решений и генерации идей, меняющих правила игры. Чтобы использовать его, вам нужно сначала определить свой фокус или цель (например, нанять больше лучших талантов). Отсюда вы записываете разумные идеи о том, как этого достичь, а затем перечисляете неразумные идеи о том, как этого добиться. В конце концов, вы объединяете как разумные, так и неразумные идеи вместе, чтобы придумать выигрышные идеи, которые являются одновременно практичными и инновационными — это беспроигрышный вариант!

4.

Карта эмпатии

И последнее, но не менее важное — это инструмент мозгового штурма, известный как «карта эмпатии». Есть несколько более серьезных бизнес-задач, чем понимание потребностей клиентов и заинтересованных сторон. Независимо от вашей роли или сектора, всегда есть целевая аудитория с постоянно меняющимися проблемами; обслуживать их является секретом успеха в бизнесе. Карты эмпатии традиционно используются в качестве начального шага в процессе «дизайн-мышления», который используется для разделения решения проблем на пять важных этапов (подробнее об этом можно прочитать здесь). Тем не менее, карту эмпатии все еще можно использовать отдельно, чтобы лучше понять вашу целевую аудиторию с выводами, которые затем можно использовать для удовлетворения потребностей вашего клиента.

Чтобы использовать карту эмпатии, вы должны сочувственно заполнить четыре раздела, указав, что ваш клиент: говорит (что вы слышите от вашей целевой аудитории), думает (что они думают о вашем продукте или услуге), делает (действия они потребляют при использовании вашего продукта или услуги) и чувствуют (как они относятся к вашему продукту или услуге и к проблеме, которую они решают).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts