Поощрение и наказания сотрудников. Когда применять «кнут», а когда «пряник»?
Однако, оптимальная точка для разных коллективов будет отличаться.
А. Если в коллективе преобладают сотрудники доминантного психотипа, то они уважают силу и власть. Поэтому в такой компании крен должен быть в сторону «кнута», иначе много «пряников» принимают за слабость руководителя. Важен сильный, авторитарный руководитель, который сможет четко ставить задачи, контролировать их выполнение и не бояться назначать санкции за нарушение приказов.
Б. Для чувствительного коллектива должен быть крен в сторону «пряника», поскольку, с одной стороны, они более ответственны и совестливы, поэтому не «садятся на шею» при недостаточном количестве «кнута». С другой стороны, им нужно поощрение в силу психической слабости. Без него они впадают в депрессию. Для такого коллектива важно, чтобы ими управлял демократический или дружеский тип руководителя, который сможет их в нужный момент поддержать, настроить на рабочий лад с помощью похвалы и поощрительными стимулами, а не давлением и санкциями.
В. Для демонстративного коллектива нужна своего рода «дрессировка». Когда демонстративный делает что-то, полезное для коллектива, нужно задабривать его «пряниками» в виде его «превознесения» и повышения его значимости. Когда он работает недостаточно хорошо, нужно игнорировать его и публично обращать внимание на других. Таким образом, мы «дрессируем» его делать работу хорошо, чтобы получить поощрение. В этом случае подойдет руководитель с демократическим стилем управления, который умеет найти баланс, в нужный момент, между стимулами поощрения и наказания.
Г. Для целеустремленного коллектива нужно соотношение «кнута» и «пряника» ровно посередине. Нужно поставить четкую цель и четко обозначить условия премирования: если цель достигнута, то применяем «пряник», если не достигнута – «кнут». С данной задачей прекрасно может справиться амбициозный или демократический тип руководителя. Для целеустремленных самое главное иметь перед глазами точную цель, к которой они должны прийти.
Д. Для творческих коллективов нужен крен в сторону «пряника», но не такой сильный, как у чувствительных. С одной стороны, избыток «кнута» заставит их полностью изолироваться и уйти в свой внутренний мир. С другой стороны, при отсутствии минимальной дисциплины они не смогут организовать свою деятельность должным образом и направить ее к цели компании. Они будут заниматься своими «странными» делами, которые не имеют практической пользы для руководителя.
Для данного коллектива подойдет демократический тип руководителя, который ориентирован на вовлеченность сотрудников в процесс принятия решений. Поощряет креативность, и, как правило, степень вовлеченности подчиненных во все процессы и проекты высока. При таком подходе у коллектива преобладает высокая степень удовлетворенности от своей работы и повышенная продуктивность.
Проблема поощрения и наказания в воспитании дошкольников
Автор: Багирова Фирузя Рафик кызы
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.
Дата публикации: 12.04.2017 2017-04-12
Статья просмотрена: 3419 раз
Скачать электронную версию
Скачать Спецвыпуск I научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной психологии» (pdf)
Багирова, Ф. Р. Проблема поощрения и наказания в воспитании дошкольников / Ф. Р. Багирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/148/42029/ (дата обращения: 08.11.2022).
Статья посвящена одной из интересных тем психологии — роли методов поощрения и наказания в воспитании ребёнка. Автором определен круг задач, которые необходимо рассмотреть при анализе вопросов наказания, его формы, виды, применение с учетом возрастных особенностей ребенка. Экскурс в историю исследования проблемы был дополнен экспериментальной частью, в которой были выявлены особенности применения и виды наказания, используемые в воспитании родителями детей дошкольного учреждения.
Ключевые слова: воспитание, дошкольники, коррекция, наказание, поощрение, семья.
Одной из проблем, которая сегодня беспокоит родителей, педагогов, это воспитание детей, которое граничит с определенными трудностями. Очень часто мы не знаем, как правильно воспитывать, какие методы нужно использовать в процессе воспитания ребёнка, почему наши дети иногда агрессивно воспринимают наказание, а иной раз недооцениваем методы поощрения. Вопросы семьи являются объектом пристального внимания психологов и педагогов. Это и роль семьи в формировании детей, развитии эмоциональной неустойчивости, стили семейного воспитания, влияние семьи на развитие агрессии, тревожности, страхов и т. д. Нас же заинтересовала тема рассмотрение особенностей и влияния поощрения и наказания на развитие, формирование и становление ребенка. В воспитании ребенка обязательно присутствие, как наказания, так и поощрения. У ребенка четко должно быть сформировано отношение к наказанию — «что сделал неправильно» и к поощрению — «я хорошо поступил».
Данной проблемой занимались как педагогики, так и психологи. Среди них особое место занимают: А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский. Нельзя не согласиться с высказыванием К. Д. Ушинского, который считал, что если школа и семья разумно организуют весь процесс обучения и воспитания детей, то перед ними никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. Лучше, если воспитатель добьётся того, что поощрения и наказания станут ненужными» [8, с. 151].
Проблема поощрения и наказания в психологической науке представлена как одна из дискуссионных. Различные школы, направления в истории психологии по-разному оценивали роль наказания в формировании ребенка.
Если, в общем, охарактеризовать исследование проблемы в зарубежной психологии, то модно сказать, что отдельные суждения содержаться как в работах основателя психоанализа З.Фрейда, так и в психологии А. Адлера, который рассматривая особенности человеческого характера, отмечал: «большинство родителей жалуется, что не может понять своих детей, и в то же время большинство детей заявляет, что родители их не понимают» [1, с.7]. Основу родительского воспитания по А. Адлеру все же составляет система поощрения, так как наказание формируют у ребенка чувство неполноценности. Отсюда и возникают проблемы, конфликты, агрессия, тревожность, на почве неправильного применения форм наказания и поощрения в воспитании детей.Против системы наказаний выступал и представитель гештальтпсихологии, который доказывал, что развитие агрессии и напряженности у детей связано именно с наказанием. Максимум позитива, поощрения может положительно влиять на становление личности ребенка [5].
В работе А. С. Спиваковской основной упор делается на то, что именно наказания является основной и самым эффективным методом воздействия в семейном воспитании [7].
Исследуя тему поощрения и наказания, Гордин Л. Ю. выделил следующие их виды [3, с. 151]:
Педагогическая Энциклопедия, определяя поощрение, указывает на то, что «в воспитании поощрение — это метод, стимулирующий развитие ребенка. В практике поощрение дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и другое» [6, с. 174].
Нельзя не отметить и работу азербайджанских ученых в исследование данной проблемы: Велиев М. В. [2], Гурбанова Л. М. [4] и др.
Рассматривая литературу по интересующей нас теме, мы обратили внимание на то, что большинство ученых относятся к наказанию как необходимой мере в воспитании ребёнка. Мы систематизировали имеющиеся сведения и попытались представить наказание в следующем виде:
Для того чтобы понять отношение родителей к поощрению и наказанию, мы решили провести опрос среди родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение — средняя группа и старшая дошкольная. В эксперименте участвовало 35 родителей. Нами был составлен опросник, который включал следующие вопросы:
- Как Вы считаете, нужно ли наказывать детей?
- Наказывали ли Вас в детстве?
- За что обычно Вы наказываете детей?
- В какой форме Вы наказываете детей?
- Считаете ли Вы допустимым применять физическое насилие при наказании?
- Как Вы думаете, почему дети не слушаются?
- Что Вам не нравится в вашем ребёнке?
- За что Вы можете ударить его?
Анализ полученных результатов, свидетельствовал о следующем: по первому вопросу: Из 35 человек — 28 ответили, что наказывать нужно. На вопрос: наказывали ли Вас в детстве? — 22 родителя признались, что их родители очень часто наказывали и били. Поэтому они считают, что ребёнка нужно наказывать, без этого не обойтись. Интересен ответ на вопрос: В какой форме Вы наказываете детей? Мнения разошлись: 12 человек запрещали детям выходить на улицу, 8 — ставили в угол, 9 — не обращали внимания на капризы и крики, игнорировали, 6 — применяли физическую силу.
Бросается в глаза тот факт, что в опросе участвовали мамы и бабушки. Причем в большинстве случаев по отношению к детям применяется сходная модель поведения, которая была применима к родителям детей. В психологии доказан факт того, что жизненный сценарий в большинстве случаев пишется в детстве самими родителями, что потом автоматически переносится во взрослую жизнь. Неудавшиеся взаимоотношения между родителями, конфликты, ссоры, все это отражается на детях, а некоторых случаях являются толчком к вымещению злости родителей на детях. Уставшие родители, неустроенность, материальные проблемы снижают эмоциональный настрой родителей. Они весьма редко могут похвалить ребенка, уделяя слишком мало времени на общение с ним. Все то, безусловно, травмирует ребёнка, отражается на его психике и лишает родителей радости полноценного общения с ребенком. Потом мы удивляемся тому факту, что ребенок замкнут, агрессивен. Умение подбодрить ребенка, похвалить, являются стимулом к его хорошему поведению, мотивирует его к осознанию правильности своего поведения, вырабатывает у него навыки правильного поведения в обществе.
Таким образом, в проведённом нами исследовании мы попытались ответить на вопрос что такое поощрение и наказание, остановились на их видах и путем опроса выявили виды наказания, которые применяются родителями, детьми и воспитателями. Очередным этапом исследования станет организация семинара, способствующего разъяснению родителям психологических особенностей развития ребенка, необходимости знания закономерностей применения в воспитании ребёнка, как наказания, так и поощрения.
Литература:
- Адлер А. Наука о характерах: Понять природу человека. Перевод Цыпина Е. — М.: Академический проект, 2014. — 243 с.
- Велиев М. В. Возрастная и педагогическая психология. — Баку: Наука, 2013. — 297 с.
- Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей [Текст] / Л. Ю. Гордин. — М.: Педагогика, 1971. — 200 с.
- Гурбанова Л. М. Психологические проемы семьи и пути их решения. — Сумгаит, Издательство «Знание», 2012. — 240 с.
- Левин К. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности [Текст] / К. Левин, А. Бандура. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 125 с
- Российская Педагогическая Энциклопедия (в двух томах), т. 2 М-Я. — М.: Научное Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999. — 672 с.
- Спиваковская A. C. Как быть родителем. — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
- Сухомлинский В. А. О воспитании / Составитель и автор вступительного очерка С. Соловейчик — М.: Политиздат, 1986. — 270 с.
Основные термины (генерируются автоматически): наказание, ребенок, поощрение, родитель, вид наказания, воспитание детей, дошкольное учреждение, семейное воспитание, Адлер, какая форма.
Ключевые слова
семья, воспитание, наказание, коррекция, дошкольники, поощрениевоспитание, дошкольники, коррекция, наказание, поощрение, семья
Похожие статьи
Изучение стилей
семейного воспитания родителей старших…семейное воспитание, ребенок, родитель, стиль, стиль воспитания, мать, семья, Адлер, либеральный стиль, дошкольный возраст.
Правовое
воспитание детей как инновационная форма…Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.
«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей.
Особенности применения метода
наказания с младшими…наказание, семья, родитель, ребенок, отношение родителей, строгое наказание, воспитание детей, использование наказания, значение наказаний, широкая общественность.
Особенности
воспитательной позиции современных родителейКлючевые слова:семья, семейное воспитание, методы воспитания, семейная педагогика, методы воспитания, родительство. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция. Именно родители — это первые педагоги для ребенка…
Взаимоотношение
родителей и детей в семье…ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности.
Взаимодействие семьи и детского сада в успешном
воспитании…детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.
Результаты психолого-педагогического исследования по изучению.
..Система дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение — это место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь
Отрицательные методы воздействия «иногда» используются родителями: обзывание, наказания в виде лишения.
Особенности
воспитания в семье детей дошкольного возрастаРодители в таких случаях, в большинстве своем ограничиваются только его наказанием, хотя было бы правильно объяснить ребёнку, в чём
Некоторые родители в воспитании детей допускают излишнюю строгость, не разрешают шалости и наказывают за малейшие ошибки.
Особенности работы с семьей,
воспитывающей «особого» ребенкаж) активное использование методики позитивного стимулирования ребенка
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, направление работы, воспитание детей, Бутово, социальная адаптация ребенка, собственный ребенок, семейная. ..
Похожие статьи
Изучение стилей
семейного воспитания родителей старших…семейное воспитание, ребенок, родитель, стиль, стиль воспитания, мать, семья, Адлер, либеральный стиль, дошкольный возраст.
Правовое
воспитание детей как инновационная форма…Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.
«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей.
Особенности применения метода
наказания с младшими. ..наказание, семья, родитель, ребенок, отношение родителей, строгое наказание, воспитание детей, использование наказания, значение наказаний, широкая общественность.
Особенности
воспитательной позиции современных родителейКлючевые слова:семья, семейное воспитание, методы воспитания, семейная педагогика, методы воспитания, родительство. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция. Именно родители — это первые педагоги для ребенка…
Взаимоотношение
родителей и детей в семье…ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности.
Взаимодействие семьи и детского сада в успешном
воспитании…детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.
Результаты психолого-педагогического исследования по изучению…
Система дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение — это место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь
Отрицательные методы воздействия «иногда» используются родителями: обзывание, наказания в виде лишения.
Особенности
воспитания в семье детей дошкольного возрастаРодители в таких случаях, в большинстве своем ограничиваются только его наказанием, хотя было бы правильно объяснить ребёнку, в чём
Некоторые родители в воспитании детей допускают излишнюю строгость, не разрешают шалости и наказывают за малейшие ошибки.
Особенности работы с семьей,
воспитывающей «особого» ребенкаж) активное использование методики позитивного стимулирования ребенка
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, направление работы, воспитание детей, Бутово, социальная адаптация ребенка, собственный ребенок, семейная…
Воспитание: использование поощрений и наказаний (Руководство)
Воспитание может быть личной и щекотливой темой. Многие родители готовы на все, чтобы помочь своим детям, и мало что может быть более болезненным, чем мысль о том, что их воспитание может быть далеко не идеальным. Но вот правда: каждый родитель может стать лучше. Перед терапевтом могут сидеть те, у кого самые трудные дети, или те, у кого хватило смелости попросить о помощи. Посещение родителем психотерапевта не является признаком неудачи.
В этом руководстве рассказывается о лучших практиках нескольких распространенных методов воспитания. При консультировании следует делать упор на постоянство родителей и их приверженность методам. В некоторых случаях небольшая оплошность может привести к полной неэффективности стратегии.
Большинство советов в этом руководстве, если не указано иное, эффективны как для подростков, так и для детей младшего возраста. Конечно, родители и их терапевты должны использовать все свои возможности, чтобы корректировать свои действия в соответствии с уровнем развития их ребенка.
Трудности обучения родителей
«Я пробовал.»
Прежде чем обратиться за помощью, большинство родителей перепробовали все. Они пробовали награды, и они пробовали наказания. Они были более строгими, и они были менее строгими. Это не помогло. Посещение психотерапевта обычно является крайней мерой.
Как терапевт, важно внимательно слушать, что родитель пробовал, что сработало, а что не сработало. Если вы начнете со стратегиями, которые, по мнению родителей, они уже пробовали, ваша мудрость останется без внимания, и вы потеряете доверие.
При этом трудности родительства часто являются результатом реализации плана, а не самим планом. Например: Награды при правильном использовании очень эффективны. Награды, которые не реализованы должным образом, бесполезны.
Из-за этого вам может быть поручено мотивировать родителя попробовать что-то во второй раз с небольшими изменениями. Вы знаете, что корректировки имеют большое значение, но если вы не слушали родителей должным образом, они, вероятно, не будут вам доверять. Если родитель не верит, что вы понимаете ситуацию, у него не будет мотивации вносить ваши коррективы.
Восстановление доверия
Родителям, которые потеряли доверие своих детей из-за того, что не выполнили поощрения или наказания, предстоит борьба. Эти случаи трудны, но не невозможны. Потребуются особые усилия, чтобы восстановить доверие и заставить родителей показать своим детям, что они настроены серьезно.
Этим родителям следует сообщить, что для того, чтобы вмешательства подействовали, может потребоваться время, и иногда поведение их ребенка может ухудшиться, прежде чем станет лучше. Дети в таких ситуациях могут проверить готовность своих родителей использовать наказания, и они могут не поверить, что обещанные награды реальны.
Семьям с детьми старшего возраста и подростками будет трудно добиться прогресса без их присутствия на сеансе. Будет особенно ценно проводить семейные занятия, в которых участвуют все.
Награды
Это руководство не просто так рассказывает о наградах, а не о наказаниях. Как правило, поощрения улучшают поведение ребенка больше, чем наказания. В этом разделе мы опишем, как использовать экономику токенов, которая является общей системой вознаграждения. Мы также составили список лучших практик использования вознаграждений, которые можно использовать как с экономикой токенов, так и без нее.
Создание экономики токенов
Даже если вам кажется, что вы никогда не слышали о «экономике токенов», вы слышали. Наше общество убегает от символической экономики, называемой валютой. В экономике жетонов родитель дает своему ребенку баллы за хорошее поведение, которые впоследствии можно обменять на вознаграждение.
Огромным преимуществом жетонной экономики является то, что награды можно легко давать в любое время (например, «Я дам вам три очка, если вы поможете мне в саду в течение одного часа»). При правильном выполнении это позволит детям получать немедленное вознаграждение за хорошее поведение.
Как мы обсудим позже в разделе «Эффективное использование вознаграждений», частые небольшие вознаграждения более эффективны, чем нечастые большие вознаграждения. Экономика жетонов позволит вам давать частые небольшие вознаграждения (баллы), которые также позволят вашему ребенку работать над чем-то большим, что его действительно волнует.
Есть несколько вещей, которые необходимо сделать для развития эффективной экономики токенов. Ваш ребенок должен хотеть участвовать. Это означает, что она должна быть легкой для понимания, веселой и полезной. О, и придумайте новое название для системы («Экономика токенов» звучит как какое-то ужасное домашнее задание).
Прежде всего, сделайте систему максимально простой. Выдавайте баллы и записывайте их где-нибудь на видном месте для вашего ребенка, и они обменивают их на вознаграждения. Это хорошая идея, чтобы иметь последовательные ежедневные цели, например, 1 балл за мытье посуды и 1 балл за уборку в комнате перед сном. Не усложняйте, иначе это станет слишком хлопотно.
Карта магнитной ответственности
инструмент для терапии
Для маленьких детей вы можете сделать систему более увлекательной, используя стикеры для записи очков. Простой лист наклеек со звездами действительно добавит очарования. Психотерапевты: Может быть полезно дать родителям таблицу и несколько наклеек, чтобы помочь им начать работу.
Наклейки со звездами
инструмент для терапии
Когда вы начинаете экономию жетонов, поговорите со своим ребенком, чтобы составить список наград и их стоимость в очках. Награды не должны быть недостижимыми, но будьте осторожны, чтобы не закопать себя в яму с наградами, которые слишком дороги или слишком легко достижимы. Придумайте небольшие награды (10 баллов, чтобы не ложиться спать позже на выходных), а также более крупные (100 баллов за новую игрушку). Идеальная система позволит вашему ребенку часто получать небольшое вознаграждение, сохраняя при этом несколько баллов, чтобы работать над чем-то большим.
Ваша экономика жетонов будет такой же мощной, какой вы ее сделаете. Если вы серьезно относитесь к системе, выдаете баллы и поощряете, ваш ребенок будет участвовать. Если они искренне верят, что это возможность получить то, что они хотят, они не упустят ее.
Создание экономики токенов
рабочий лист
Эффективное использование вознаграждений
Следующие советы по эффективному использованию вознаграждений подходят для детей и подростков всех возрастов (и, честно говоря, для взрослых тоже). Вы можете скачать печатную версию советов здесь:
Использование поощрений и наказаний
рабочий лист
Наградные купоны
рабочий лист
Наказания
Как и в случае с наградами, существуют правильные и неправильные способы применения наказаний. При неправильном использовании наказания сделают плохое поведение еще хуже. Если в прошлом наказания не применялись последовательно, их внезапное применение может также привести к временному ухудшению поведения, поскольку дети проверяют ограничения и бросают вызов своим родителям.
В этом разделе мы обсудим, как тайм-ауты можно использовать с детьми младшего возраста, а затем мы предоставим список лучших практик для наказаний, которые можно использовать в любом возрасте.
Тайм-ауты
Для детей младшего возраста тайм-ауты обычно являются достаточным последствием для управления нежелательным поведением. Следуйте этим инструкциям, чтобы получить хорошие шансы на успех.
- Выберите место для тайм-аутов. Это должно быть место, где вы можете легко следить за своим ребенком и следить за тем, чтобы он не отвлекался (никаких телефонов, игр или игрушек). Стул или коврик в углу, как правило, идеально подходят. Никогда не отправляйте ребенка в его комнату, полную игрушек и игр — это скорее награда, чем наказание!
- Если ваш ребенок нарушает правило, немедленно отправьте его на тайм-аут. Дети не будут связывать свое плохое поведение час назад с тайм-аутом, который они испытывают сейчас.
- Расскажите своему ребенку, почему он собирается сделать перерыв в двух предложениях или меньше, и остановитесь на этом. Все, что длиннее двух предложений, будет забыто. Например: «Я попросил вас выключить телевизор после того, как ваше шоу закончилось, и вы этого не сделали. Возьмите тайм-аут на 5 минут». Сделанный.
- Установите таймер, чтобы вы и ваш ребенок точно знали, когда заканчивается тайм-аут. Тайм-ауты должны длиться 1 минуту для каждого года жизни. Так, 2-летний ребенок будет в тайм-ауте 2 минуты, 5-летний — 5 минут и так далее.
- После того, как прозвенит таймер, идите дальше. Поговорите с ребенком, дайте ему понять, что он хорошо справился с заданием, и покончите с этим. Ваш ребенок заработал чистый лист.
Инструкции: эффективное использование тайм-аутов
Эффективное применение наказаний
Вы можете скачать версию советов для печати здесь:
Использование поощрений и наказаний
рабочий лист
Другие советы для родителей
- Не стоит недооценивать силу улыбки или «хорошей работы». Признают они это или нет, но большинство детей хотят одобрения своих родителей. Иногда эти маленькие награды могут быть более мощными, чем что-либо еще.
- Выберите сражения. Итак, ваш ребенок подобрал одежду с пола и положил ее в комод, но она неаккуратно сложена. Отпусти ситуацию! Спросите себя: «Действительно ли эта проблема сейчас так важна?»
- Постарайтесь поймать, что ваш ребенок ведет себя хорошо. Ваш гиперребенок сидит на месте? Дайте им знать, что вы заметили! Поставьте перед собой цель замечать, что ваш ребенок ведет себя хорошо (каким бы незначительным это ни казалось) по крайней мере три раза в день. Лучший способ покончить с плохим поведением — вознаградить за противоположное хорошее поведение.
- Хвалите поступки, а не черты характера. Например, если ваш ребенок получает хорошую оценку, хвалите его трудолюбие, а не ум. Если ваш ребенок считает, что он прошел тест благодаря своему интеллекту, что это значит, если он провалил тест? Кроме того, похвала такого поведения, как трудолюбие, приведет к еще большему трудолюбию, но такие качества, как интеллект, находятся вне контроля вашего ребенка.
- Будьте честны. Вы хотите, чтобы ваш ребенок мыл посуду, а он хочет играть в видеоигры. Вместо того, чтобы говорить им мыть посуду «прямо сейчас», дайте им разумные сроки. Попробуйте это: «Мне нужно, чтобы ты закончил мыть посуду в течение следующего часа». Как бы вы себя чувствовали, если бы смотрели любимое шоу, а ваш партнер потребовал, чтобы вы стирали белье «прямо сейчас»?
- Будьте конкретны в своей похвале. Если ваш ребенок усердно работает над домашним заданием, скажите: «Мне нравится, как хорошо ты концентрируешься». Если ваш ребенок моет посуду самостоятельно, скажите: «Спасибо, что помог сегодня по хозяйству».
- В некоторых случаях лучше игнорировать плохое поведение, чем наказывать его. Часто плохое внимание лучше, чем отсутствие внимания, и дети знают, что их замечают, когда они раздражают. Другими словами, время, потраченное на то, чтобы поговорить с ребенком и наказать его, может быть истолковано как награда в таких ситуациях. Если поведение вашего ребенка не является опасным или деструктивным, и вы думаете, что он просто пытается привлечь ваше внимание, игнорируйте его, пока он не остановится.
Прочие ресурсы
Магия 1-2-3: Дисциплина для детей
книга
Воспитание девочки-подростка
книга
Вмешательства при СДВГ для родителей
рабочий лист
12 примеров положительного наказания и отрицательного подкрепления
Возможно, вы думаете, что «положительное наказание» звучит как оксюморон, в конце концов, как наказание может быть положительным?
Мало кто любит наказания, верно?
Разрыв в понимании этой концепции происходит из-за использования слова «положительный»; здесь, на PositivePsychology. com, мы обычно используем термин «позитивный» для обозначения вещей, которые по своей природе хороши, вещей, которые дают жизнь, и вещей, которые способствуют процветанию и процветанию.
Понятие положительного наказания пришло из совсем другой эпохи и с совсем другого взгляда на психологию; а именно, 1930-е годы и бихевиоризм.
Итак, что такое положительное наказание и как оно связано с воспитанием детей, обучением и даже работой?
Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить наши 3 упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших детей, клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Что такое положительное наказание в психологии?
- Б. Ф. Скиннер и его теория оперантного обусловливания
- Положительное наказание против отрицательного подкрепления
- Положительное наказание против положительного подкрепления
- 6 примеров положительного наказания на практике
- 6 примеров отрицательного подкрепления на практике
- Положительные эффекты наказания
- Использование положительного наказания с детьми
- Применение положительного наказания в классе
- Положительное наказание на рабочем месте
- Общая критика
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое позитивное наказание в психологии?
Позитивное наказание является одним из четырех (позитивное воспитание) методов изменения поведения в соответствии с теорией оперантного обусловливания (Skinner, 1971). Четыре типа:
- Положительное наказание
- Положительное подкрепление
- Отрицательное наказание
- Отрицательное подкрепление
Эти методы классифицируются на основе двух факторов:
- Пытаетесь ли вы поощрять (подкреплять) или препятствовать (наказывать) поведение.
- Добавляете ли вы что-то, чтобы повлиять на поведение (положительно), или убираете что-то, чтобы влиять на поведение (отрицательно).
Хотя может быть трудно рассматривать «позитивное» как обескураживающее поведение, а «негативное» как ободряющее поведение, легко уловить, когда вы понимаете, что когда речь идет об оперантном обусловливании, термины «позитивное» и «негативное» не совпадают. используются не так, как мы обычно о них думаем. В этой теории «положительный» не обязательно означает «хороший», а «отрицательный» не обязательно означает «плохой».
Теория оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера
Теория оперантного обусловливания была разработана известным бихевиористом Б. Ф. Скиннером (1971). Если вы не знакомы с бихевиоризмом, определенно стоит погрузиться в литературу; однако для целей этой статьи мы дадим краткий обзор.
Бихевиоризм был ведущим взглядом на психологию в течение нескольких десятилетий, примерно с 1930-х по 1960-е годы. Его отстаивал Джон Уотсон, но Скиннер — психолог, которого чаще всего ассоциируют с бихевиоризмом благодаря его многочисленным теориям и экспериментам (GoodTherapy, 2015). Общая идея бихевиоризма заключается в том, что люди (и животные) находятся под сильным влиянием и направляются внешними факторами. В дебатах «природа против воспитания» бихевиористы твердо придерживаются стороны «воспитания».
Более бескомпромиссные бихевиористы полагали, что люди рождаются как «чистые листы» практически без заложенных ранее программ или врожденных характеристик. По их мнению, почти все, что вы могли бы использовать для описания себя, будь то черты, навыки, титулы или предпочтения, исходит из вашего окружения. С этой точки зрения, мы все рождаемся с примерно одинаковым потенциалом, за исключением генетических нарушений и других физических ограничений или преимуществ.
Именно в этом духе Скиннер разработал свою теорию оперантного обусловливания. Эта теория утверждает, что классическое обусловливание — явление, с помощью которого Павлов обнаружил, что мы связываем вещи, которые происходят последовательно, как причинно связанные, — слишком упрощенно, чтобы объяснить, как обычно влияет на поведение, особенно на более сложное поведение (McLeod, 2018).
Оперантное обусловливание построено на основе поощрения и наказания: когда наше поведение вознаграждается, нас поощряют повторять или продолжать это поведение, а когда наше поведение наказывается, нам не рекомендуется повторять или продолжать это поведение.
Мы формируем связь между поведением, которое мы продемонстрировали, и последствиями, хорошими или плохими. Когда нас поощряют и вознаграждают за какое-то поведение, это поведение подкрепляется; когда нас наказывают за поведение, это поведение имеет тенденцию исчезать (McLeod, 2018).
Как мы отмечали выше, оперантное обусловливание описывает четыре способа воздействия на поведение, основанное на последствиях и желаемом результате:
- Положительное наказание повторяться (т. е. субъекту вводится неприятное последствие, чтобы воспрепятствовать его поведению).
- Положительное подкрепление : к смеси добавляется что-то, что делает поведение более вероятным для продолжения или повторения (т. е. субъекту предлагается приятное последствие для поощрения его поведения).
- Негативное наказание : что-то «убирается» из смеси, что делает поведение менее вероятным для продолжения или повторения (т.е. что-то приятное удаляется от субъекта, чтобы воспрепятствовать его поведению).
- Отрицательное подкрепление: что-то удаляется из смеси, что делает поведение более вероятным для продолжения или повторения (т. е. что-то неприятное удаляется от субъекта, чтобы поощрить его поведение).
Некоторые примеры этих методов воздействия на поведение будут описаны ниже.
Положительное наказание против отрицательного подкрепления
Положительное наказание — это попытка повлиять на поведение, добавив что-то неприятное, в то время как отрицательное подкрепление — это попытка повлиять на поведение, убрав что-то неприятное. Оба метода используются для воздействия на поведение, но положительное наказание направлено на устранение или уменьшение «плохого» поведения, в то время как отрицательное подкрепление направлено на поощрение или усиление «хорошего» поведения.
Например, порка ребенка, когда он закатывает истерику, является примером положительного наказания. Что-то добавляется в смесь (порка), чтобы воспрепятствовать плохому поведению (устроить истерику).
С другой стороны, снятие ограничений с ребенка, когда он следует правилам, является примером отрицательного подкрепления. Что-то неприятное (набор ограничений) снимается, чтобы поощрить хорошее поведение ребенка (соблюдение правил).
Положительное наказание против положительного подкрепления
Положительное наказание отличается от положительного подкрепления только в одном аспекте: поощряется или не поощряется поведение.
В обоих случаях к смеси добавляется что-то приятное (положительное подкрепление) или неприятное (положительное наказание).
Как указано выше, положительное наказание включает в себя добавление чего-то неприятного, чтобы воспрепятствовать поведению. Положительное подкрепление включает в себя добавление чего-то приятного для поощрения поведения.
Например, угощение ребенка рожком мороженого, когда он ведет себя тихо и послушно во время похода по магазинам, является положительным подкреплением. Поведение ребенка (тихий и послушный в магазине) подкрепляется добавлением чего-то приятного (рожок мороженого). Будем надеяться, что ребенок поймет, что он получает рожок мороженого, потому что он вел себя прилично в походе по магазинам, и он с большей вероятностью будет вести себя прилично во время следующего похода за покупками.
Подробнее об этом читайте в положительном подкреплении для детей.
6 Примеры положительного наказания на практике
Существует множество других способов использования положительного наказания для воздействия на поведение, в том числе:
- Кричать на ребенка за плохое поведение.
- Заставлять их выполнять неприятную задачу, когда они плохо себя ведут.
- Добавление работы и обязанностей, когда он не соблюдает правила.
- Ученикам, которые забывают сдать задание, назначают дополнительную работу.
- Добавление дополнительных тренингов по деликатности для сотрудников, которые оскорбляют или беспокоят кого-то на работе.
- Внедрение дополнительных правил и ограничений, когда подросток пропускает комендантский час.
Не все эти наказания обязательно являются хорошими способами воспрепятствовать поведению, но они являются примерами концепции положительного наказания.
6 Примеры отрицательного подкрепления на практике
Существует также много примеров отрицательного подкрепления на практике (с разной степенью эффективности), в том числе:
- Отмена строгого родительского контроля в Интернете или на телевидении, когда ребенок доказывает, что он достаточно ответственен, чтобы обрабатывать более взрослый контент.
- Разрешение ребенку выходить на улицу без сопровождения, когда он перестает нарушать границы родительских правил.
- Снятие ответственности за работу по дому, чтобы вознаградить ребенка за выполнение других обязанностей к удовлетворению родителей.
- Отмена комендантского часа, когда подросток доказал свою ответственность и здравый смысл.
- Устранение препятствий для самостоятельности (например, жестких сроков или предписанных способов выполнения задач), когда сотрудник успешно завершает важный проект.
- Отказ от практики прихода и ухода, когда сотрудники доказали, что им можно доверять в отношении точного отчета о своем отработанном времени.
Положительные эффекты наказания
Хотя слово «наказание» по своей сути звучит негативно, оно не обязательно является негативным. При оперантном обусловливании наказание — это просто сдерживание поведения; это может быть так же безобидно, как усадить ребенка и объяснить ему, почему он больше не должен вести себя плохо.
Положительные результаты применения наказаний включают:
- Ребенку сообщают, что его поведение неприемлемо, и теперь он знает, чего не делать в будущем.
- Ребенку дается наказание или негативное последствие, которое учит его тому, что поведение имеет последствия, и, надеюсь, поможет ей связать эти два явления.
- Ребенку дается веская причина вести себя более уместно в будущем, и в конечном итоге ему должна быть предоставлена возможность сделать это.
Конечно, у наказания есть и обратная сторона:
- Наказуемое поведение не обязательно забывается, оно просто подавляется, а это означает, что оно может вернуться, когда наказание перестанет применяться.
- Может вызвать повышенную агрессию и научить ребенка тому, что агрессия — хороший способ решения проблем (только при определенных видах наказания).
- Это может вызвать страхи, которые распространяются на другие ситуации (например, ребенок, которого наказывают за нарушение порядка, может уйти в себя и начать бояться социальных ситуаций).
- Не всегда направляет ребенка к желаемому поведению; он говорит ребенку, чего не следует делать, но может не указывать ребенку, что ему или ей следует делать вместо этого (McLeod, 2018).
В идеале ребенок должен воспитываться с поощрением и наказанием в здоровом сочетании — получая вознаграждение за хорошее поведение и исправляя за плохое поведение. Часто оба являются жизненно важными элементами воспитания, и каждый может достичь того, чего не может сделать другой.
Например, поощрение — отличный инструмент для поощрения хорошего поведения, но оно не дает ребенку обратной связи о плохом поведении (хотя иногда плохое поведение просто противоположно хорошему, например, соблюдение комендантского часа или нарушение комендантского часа). . Точно так же наказание хорошо для предотвращения плохого поведения, но у него есть досадный недостаток: он ничего не говорит ребенку о том, какое поведение на самом деле желательно.
Конечно, эти недостатки в каждом методе в значительной степени исчезают, когда родители используют оба метода и сообщают о том, что они ожидают увидеть и чего они ожидают не увидеть от своего ребенка.
Применение положительного наказания к детям
Положительное наказание может быть чрезвычайно эффективным инструментом в арсенале родителей, и, как мы узнали выше, оно не обязательно должно быть физическим. Позитивное наказание описывает любую ситуацию, в которой родители добавляют ребенку что-то нежелательное, чтобы побудить его воздерживаться от определенного поведения, которое они не считают уместным или приемлемым.
Есть много способов сделать это. Джеймс Леман, социальный работник и эксперт по работе с проблемной молодежью, предлагает следующие семь рекомендаций по применению позитивных наказаний:
- Используйте последствия, которые имеют смысл.
Они должны быть неприятны и привязаны к демонстрируемому поведению и уроку, который вы хотите, чтобы они усвоили (например, грубость по отношению к кому-либо может привести к необходимости написать письмо с извинениями за грубость и объяснением того, что они будут делать дальше время, когда они злятся, а не набрасываются). - Сделать последствия черно-белыми.
Покажите ребенку, что поведение А приводит к последствиям Б, независимо от того, почему они совершают действия А или как они относятся к справедливости последствий Б. - Разговоры о решении проблем.
В зависимости от степени неприятности это может быть наказанием само по себе, но может использоваться и как дополнение к наказанию (например, подростка наказывают за пропуск комендантского часа, но родители также обсуждают с подростком о своих вариантах в следующий раз, когда у них возникнет соблазн задержаться допоздна или в ситуации, когда они могут в конечном итоге нарушить комендантский час). - Не ввязывайся в спор о последствиях.
Будьте тверды в своем решении и не поддавайтесь истерике маленького ребенка или апатии подростка (предполагаемому) по поводу наказания. - Заинтересуйте ребенка.
Вы можете сделать это, попросив их ответить на вопрос «Что вы собираетесь делать, чтобы в следующий раз не попасть в беду?» Дети никогда не захотят положительного наказания (если только оно не является неэффективным по своей сути), поэтому заставьте их думать о том, как избежать этого наказания, это поможет им лучше себя вести. - Привлекайте ребенка к ответственности за свое поведение.
Даже если кажется, что они не заботятся о наказании, важно их поведение, а не то, насколько они заботятся. - Не показывайте отвращения или пренебрежения и не саркастично относитесь к своему ребенку.
Суть в том, чтобы учить вашего ребенка, а не унижать его и не обескураживать (Lehman, 2012).
Однако существуют ограничения на то, как и когда применять положительное наказание; по словам Джеймса Лемана, заземление вашего ребенка только научит его «делать время», но на самом деле не покажет ему, как улучшить свое поведение (Lehman, 2012). Дети, которых часто заземляют, со временем привыкнут к этому и научатся справляться с этим, но они не обязательно усвоят то, чему вы пытаетесь их научить (см. нашу статью о воспитании устойчивости у детей).
Вместо того, чтобы давать им инструкции по правильному поведению и шанс исправиться, заземление ребенка ограничивает их поведение и не дает им даже выбора, вести себя желаемым образом или нет. Они могут чувствовать себя настолько ограниченными, что это не лишает их возможности оценить свой выбор и принять более взвешенное решение, не давая им места для роста.
Исследования также показывают, что положительное наказание не всегда ослабляет поведение человека при наказании, оно может просто подавлять его. Если ребенок боится наказания, он может продолжать вести себя плохо, пока находится вдали от родителей, которые его наказывают. Дети будут вести себя, когда вы на них смотрите, потому что им не нравится наказание, но им все равно может нравиться тайно участвовать в самом поведении (Смит, 2012).
Применение положительного наказания в классе
Положительное наказание также можно использовать в классе, но здесь применимы те же рекомендации и предостережения, перечисленные выше.
Здесь может быть меньше свободы действий, поскольку учителя, как правило, не имеют такой власти над детьми, как их родители, но есть еще один дополнительный элемент, который может помочь или навредить усилиям по применению положительного наказания: присутствие их сверстников.
Давление со стороны сверстников — очень действенный фактор, который можно использовать для нормализации и поощрения хорошего поведения, но наказание детей на глазах у сверстников также может вызвать стыд, смущение и кипящее негодование при неправильном применении.
Одно из самых важных правил, которым нужно следовать, когда речь идет о положительном наказании в классе, — воздерживаться от использования стыда или смущения в качестве инструмента для обучения; если ребенок смущается перед своими сверстниками, он вряд ли будет думать об этом как о положительном учебном опыте и может стать открыто враждебным, вместо того, чтобы его поощряли оценивать свое поведение и делать лучший выбор.
Наряду с этим важным правилом следуйте этим шести рекомендациям, чтобы обеспечить эффективное и надлежащее применение положительного наказания в классе:
- Сочетайте положительное наказание с положительным подкреплением, чтобы обеспечить поощрение желательного поведения, которым учащиеся могут заменить свое плохое поведение.
- Используйте самые мягкие методы наказания, которые могут быть эффективными; начните с менее интенсивных наказаний и постепенно увеличивайте их по мере необходимости, если мягкие методы неэффективны.
- Не лишайте учащегося ключевых возможностей развивать свои социальные и академические навыки; например, не сокращайте время перемены и не раздавайте подвески, если ребенку уже неловко со сверстниками или ему трудно заводить друзей.
- Разрешить учащимся вносить свой вклад в любые разрабатываемые планы поведения; таким образом, ученики будут чувствовать, что у них есть право голоса, и с большей вероятностью примут любые наказания, которые они заработают.
- Убедитесь, что ваш план поощрения хорошего поведения и предотвращения плохого поведения соответствует:
a. Правила вашей страны, штата или территории, а также
b. Родители ваших учеников! - Отслеживайте результаты своего плана поведения, чтобы убедиться, что он работает, и устраняйте неполадки, которые не работают (Intervention Central, n. d.).
Позитивное наказание может быть очень полезным инструментом в классе, если применяется добросовестно и тщательно.
Положительное наказание на рабочем месте
Наказание не обязательно прекращается, когда мы становимся взрослыми.
Популярна идея о том, что наказание может быть эффективным средством пресечения нежелательного поведения сотрудников, такого как опоздания и невыходы на работу. Это то, что вы, вероятно, видели на своем рабочем месте, направленное либо на себя, либо на кого-то другого.
Например, это все случаи положительного наказания на работе:
- Устный выговор от вашего начальника или, возможно, от вашего отдела кадров.
- Назначается дополнительное обучение, когда вы нарушаете правила или ведете себя непрофессионально.
- Получать задания, которые никто не хочет выполнять, из-за несвоевременного выполнения качественной работы.
- Получение официального предупреждения за слишком частый отказ от работы.
В некоторых случаях эти формы наказания могут быть чрезвычайно эффективными. Иногда все, что нужно, чтобы воспрепятствовать плохому поведению и поощрить хорошее поведение, — это «поговорить» с вашим руководителем. В других случаях это не так эффективно.
Исследования показали, что положительное наказание не всегда приводит к хорошему поведению на работе; иногда это только временно останавливает одно плохое поведение, а также может привести к страху, психологическому напряжению, тревоге и другим нежелательным последствиям. Эти эмоциональные и поведенческие реакции могут отрицательно сказаться на производительности труда и рабочем поведении (Milbourn Jr., 1996).
Подобно последствиям чрезмерно усердных или излишне жестких методов воспитания, сотрудники, которые чувствуют, что у них нет выбора или контроля над своей работой, могут начать действовать, подавлять свои истинные намерения или даже участвовать в более гнусном поведении, таком как растрата, саботаж или иным образом подрывая интересы своего работодателя.
Положительное наказание на работе может быть эффективным в некоторых случаях, но, как и положительное наказание для детей, его следует использовать умеренно, уместно и в сочетании с методами подкрепления.
Обычная критика
Как мы уже говорили ранее, положительное наказание имеет определенные недостатки; это может сбить детей с толку относительно того, что они должны делать вместо плохого поведения, вызвать у них страхи или другие неадекватные привычки или чувства, вызвать гнев или непокорность и может привести только к подавлению поведения вместо истинного «угасания» поведения. поведение.
Вот некоторые распространенные критические замечания по поводу эффективности положительного наказания, но есть и довольно сильное отвращение к положительному наказанию по другой причине: этично это или нет.
Многие современные родители не приемлют любого вида положительного наказания, которое влечет за собой неприятные физические последствия, и на то есть веские причины — большое количество исследований показывает, что во многих случаях физическое наказание может быть не только неэффективным, но и привести к непредвиденным последствиям или даже иметь неприятные последствия для родителей (Cherry, 2018).
Недавний метаанализ нескольких десятилетий исследований шлепков и других физических наказаний, в основном не считающихся жестокими, показал, что эти наказания значительно повышают вероятность того, что ребенок проявит нежелательные и непреднамеренные последствия, такие как антиобщественное поведение и проблемы с психическим здоровьем (Gershoff & Grogan-Kaylor, 2016). На самом деле, последствия шлепков и других «ненасильственных» форм физического наказания были почти такими же пагубными, как и физическое насилие.
Как отмечает Алан Каздин, профессор психологии Йельского университета и эксперт по воспитанию детей:
«Вы не можете наказать такое поведение, которого вы не хотите… согласно исследованиям, в телесных наказаниях нет необходимости. Мы не отказываемся от эффективной техники. Мы говорим, что это ужасная вещь, которая не работает» (Смит, 2012).
Важная информация
Суть в том, что, как и многие другие приемы и методы, положительное наказание может быть очень эффективным или очень неэффективным в зависимости от того, как оно применяется.
Позитивное наказание, которое имеет правильную направленность и соответствует уровню нарушения, может быть отличным инструментом для пресечения или пресечения поведения; неадекватно направленное и несоответствующее положительное наказание может привести к чему угодно: от неспособности преподать урок, который вы хотите преподать, до проблем с психическим здоровьем и сохранения стилей воспитания, которые просто не работают.
Если вы руководствуетесь здравым смыслом и следуете простым для понимания рекомендациям, изложенным в этой статье, у вас не должно возникнуть серьезных проблем с использованием мягкого и эффективного положительного наказания для поощрения хорошего поведения.
Что вы думаете о положительном наказании? Считаете ли вы его эффективным для ваших детей, студентов и/или сотрудников? Каковы ваши наказания или подкрепления? Дайте нам знать об этом в комментариях!
Хотите продолжить чтение? Ознакомьтесь с: Книги о позитивном воспитании, обучение и ресурсы
. Мы надеемся, что вам понравилось читать эту статью. Не забудьте бесплатно скачать наши 3 упражнения по позитивной психологии.
- ГудТерапи. (2015). «Бихевиоризм». Получено с https://www.goodtherapy.org/learn-about-therapy/types/behaviorism
- Гершофф, Э. Т., и Гроган-Кейлор, А. (2016). Шлепки и последствия для детей: старые споры и новые метаанализы. Журнал семейной психологии, 30, 453-469.
- Центр вмешательства. (н.д.). Что должен знать каждый учитель о методах наказания и планах поведения учащихся. Получено с https://www.interventioncentral.org/behavioral-interventions/challenging-students/what-every-teacher-should-know-about…punishment-techni
- Леман, Дж. (2012). Дети, которые игнорируют последствия: 10 способов заставить их прилипнуть. Расширение прав и возможностей родителей. Получено с https://www.empoweringparents.com/article/kids-who-ignore-consequences-10-ways-to-make-them-stick/
- Маклеод, С. (2018). Скиннер – Оперантное обусловливание.