Методы психологии беседа: 1.2. Метод беседы

Беседа, как метод психологии

 

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное 

Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Рязанский  государственный университет имени  С. А. Есенина» 

Институт  психологии, педагогики социальной работы

Кафедра гуманитарных и естественно — научных дисциплин

И методика их преподавания 

Направление подготовки «Психолого – педагогическое образование»

Профиль «Психология образования» 
 
 
 
 

Контрольная работа

на тему:

« Беседа, как метод психологии » 
 
 
 
 

                                                                  Выполнила студентка заочного

                                                       отделения Ламбина Дарья Васильевна

                                                                  группы 13

                                                                  Проверил кандидат психологических

                                                                  наук старший преподаватель кафедры  

                                                                  общей психологии Евтешина Н. В. 
 
 

 

Рязань 2011г. 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

     Введение  ……………………………………………………………………….  3 

    

       Заключение…………………………………………………………………… 21

  Список литературы……………………………………………………

……… 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

  Очень часто, когда начинаешь говорить о методе беседы, приходится встречаться с недоумением или снисходительными взглядами, иронией или полным безразличием к теме: беседа— это что-то старое» ненаучное, это заря психологии, психотерапия; какое вообще отношение это имеет к современной науке с ее идеалами точности и объективности? И действительно, на первый взгляд кажется, что метод беседы (такой расплывчатый, такой неформализованный, такой субъективный) не выдерживает сравнения с точными экспериментальными процедурами, с жестко контролируемыми условиями эксперимента и «объективными» способами оценки данных.

   Итак, с одной стороны — компьютеры, математическая обработка результатов, специальная аппаратура и оборудование, а с другой — беседа, просто беседа, с полным отсутствием зримого, вещественного вооружения исследователя. Как же исследовать, если нельзя нажать магическую кнопку, если нет спасительной методики, если ничего не предъявляется на экране? Вместо этого — лицом к лицу с ним, с тем другим, но таким же, как я, человеком — шаг в неизвестность, полный риска, опасности и заманчивости. 

Цель: рассмотреть беседу, как метод психологии

Задачи:  

  • изучить структуру беседы
  • рассмотреть интервью, как разновидность беседы
  • изучить особенности использования вербального и невербального общения

 
 
 

     Беседа, как метод психологии – это что-то старое,  или использовать её актуально и в наше время, об этом мне хотелось рассказать в этой работе.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Метод беседы в психологии

     Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Было бы ошибкой считать, что беседа — самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка.       В соответствии с тем, сколько людей принимает участие в беседе, различают беседы индивидуальные (исследователь беседует с одним человеком) и групповые (одновременная работа исследователя с несколькими людьми).

      По  структуре вопросов различают стандартизированные (структурированные, формализованные), нестандартизированные (неструктурированные, неформализованные) и частично стандартизированные беседы. Стандартизированная (структурированная, формализованная) беседа предполагает предварительную формулировку вопросов и определение их очередности. Получаемая в этом случае информация сравнительно легко может быть обработана, но глубина познания при этом уменьшается. При такой форме беседы не исключена опасность получения неточных и неполных данных. Стандартизированная беседа используется чаще всего тогда, когда необходимо выяснить определенные тенденции изучаемых явлений, охватив при этом большое количество людей.

      Нестандартизированная (неструктурированная, неформализованная) беседа проходит фокусированно или  свободно. Разумеется, исследователь заранее готовит вопросы, которые будут поставлены, но их содержание, очередность и формулировка определяются ситуацией беседы, зависят от задающего вопросы, который придерживается предварительно определенной схемы. Недостатком этой формы работы является сложность обработки полученной информации. Нестандартизированная беседа часто используется в случаях, когда исследователь впервые знакомится с изучаемой проблемой.

      Однако  обычно самым удобным считается  частично стандартизированная беседа. Так же как и другие методы, метод беседы может иметь различные переходные варианты, отвечающие предмету и задачам исследования. В тех случаях, когда исследователь уже ориентируется в существующих отношениях и изучает определенный аспект проблемы, он может успешно применить способ частично стандартизированной беседы. Основным условием эффективности при этом являются четко определенные цели и детальная разработка плана исследования.

      По  организационной форме различают  следующие виды беседы: беседа по месту  работы, беседа по месту жительства, беседа в кабинете психолога. В зависимости от организационной формы по-разному проявляются особенности беседы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

Глава 2.   Интервью

     Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.

     Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).

     Метод интервью отличается строгой организованностью  и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы  субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

     В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента  к минимуму и обеспечение благоприятной  атмосферы общения. Цель интервью с  точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

     В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, положения в семье, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д. Оно может быть управляемым и неуправляемым (исповедальным).

     Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

     Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми. В этом случае стандартизованное интервью используется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы.

В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его к общению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.  Структура беседы 

     Несмотря  на очевидное многообразие типов  беседы, все они имеют ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность.

     Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь  необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т, е. «настроить его на совместную работу.

     Принципиальным  является то обстоятельство, кто инициировал  проведение беседы. Если она происходит по инициативе психолога, то ее вводная  часть должна заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Чаще всего это достигается посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям.

     Если  инициатором предстоящей беседы является не сам психолог, а его  собеседник, обращающийся к нему по поводу своих проблем, то вводная  часть беседы должна отчетливо продемонстрировать главным образом следующее: что психолог тактично и бережно относится к позициям собеседника, он ничего не осуждает, но и не оправдывает, принимая его таким, каков он есть.

     Во  вводной части беседы происходит первая проверка ее стилизации. Ведь набор  используемых психологом выражений и оборотов, обращение к собеседнику зависят от возраста последнего, пола, социального положения, жизненной среды, уровня знаний. Иными словами, словарный состав, стиль, концептуальная форма высказываний должны вызывать и поддерживать у собеседника положительную реакцию и желание давать полную и истинную информацию.

     Продолжительность и содержание вводной части беседы принципиально зависят от того обстоятельства, будет ли она единственной с данным собеседником или у нее возможно развитие; каковы цели исследования и т.д.

На начальной  стадии беседы особую роль для установления и поддержания контакта играет невербальное поведение психолога, свидетельствующее  о понимании и поддержке собеседника.

Невозможно  дать готовый алгоритм вводной части  беседы, репертуар фраз и высказываний. Важно наличие отчетливого представления о ее целях и задачах в данной беседе, Их последовательная реализация, установление прочного контакта с собеседником позволяют переходить к следующему, второму этапу.

Айламазьян А.М. Метод беседы в психологии

  • формат doc
  • размер 137.86 КБ
  • добавлен 13 мая 2009 г.

Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — «Психология». — М.: Смысл, 1999. — 222 с.
В учебном пособии рассматриваются методологические и теоретические проблемы метода беседы в психологии приводятся варианты конкретных заданий для практического курса. Реализуется подход к психологической беседе как совместной деятельности, благодаря которой происходят прогрессивные трансформации личности. Психологическая беседа рассматривается как метод исследования, метод диагностики и психологической помощи.
Учебное пособие предназначено для студентов психологических факультетов и отделений высших учебных заведений и преподавателей

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Методология и история психологии
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Новое в психолого-педагогических исследованиях

Смотрите также

  • формат pdf
  • размер 12. 78 МБ
  • добавлен 13 августа 2010 г.

Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: — МГУ им. М. В. Ломоносова. — Смысл, — 1999. – 222 стр. (Тир. 2000 экз. ). Рецензенты: Братусь Б. С., доктор психологических наук, Ениколопов С. Н., кандидат психологических наук. В учебном пособии рассматриваются методологические и теоретические проблемы метода беседы в психологии, приводятся варианты конкретных з…

  • формат doc
  • размер 674.82 КБ
  • добавлен 24 декабря 2010 г.

Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» / Отв, ред. А. М. Айламазьян: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 — «Психология». — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. — 480 с. Настоящая хрестоматия является учебным пособием по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» Общего практикума по психологии и вместе с учебным пособием «Метод беседы в пси…

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 70 КБ
  • добавлен 24 ноября 2011 г.

АмГУ, г.Благовещенск, 2011г., 12 стр., Метод интервью (виды интервью, этапы построения вопросника, процесс интервьюирования,регистрация данных) Метод беседы (виды бесед,кассификации типов вопросов,стили ведения беседы).

  • формат doc
  • размер 1.01 МБ
  • добавлен 02 декабря 2010 г.

Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие ISBN 9965-12-002-1 Издательство © «Казак университетi», Алматы, 2001. Объем страниц: 176 (в оригинале)/ 126 (в электронном варианте) Аннотация Впервые в отечественной психологии учебное пособие посвящается психобиографическому (биографическому) методу психологии, направленному на изучение личности как субъекта жизнедеятельности на жизненном пути, а также н…

  • формат doc
  • размер 41.5 КБ
  • добавлен 01 декабря 2009 г.

Краснодарский государственный университет культуры и искусств РЕФЕРАТ на тему: «Метод наблюдения в психологических исследованиях» Краснодар, 2006. 7с Содержание: Понятие наблюдения Виды наблюдения Модификацией метода включенного наблюдения Ошибки наблюдения Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически вк…

Практикум

  • формат ppt
  • размер 114.08 КБ
  • добавлен 09 июля 2011 г.

Методические указания к самостоятельной работе студентов специальности 030301 – Психология Содержание: 1. Методология психологии как отрасль науки 2. Теоретические, методологические и естественно научные основы психологии 3. Психофизическая проблема 4. Кризис методологических основ психологии 5. Законы и принципы психологии 6. Категориальная система психологии 7. Проблема объективности научного знания в психологии

Шпаргалка

  • формат doc
  • размер 683. 5 КБ
  • добавлен 11 января 2011 г.

МГУ им. Ломоносова, факультет психологии. Примерные ответы к экзамену по курсу Методология психологии. Лектор — Асмолов А. Г, 2006 г. Содержание: Образы психологии в истории науки и культуры Образ психологии в когнитивных науках Образ психологии в бихевиоральных науках Образ психологии в социальных науках Психология как наука о мотивации Проблема сознания в психологии Проблема поведения в психологии Проблема культуры в психологии. Культура и про…

Презентация

  • формат ppt
  • размер 209.5 КБ
  • добавлен 07 мая 2011 г.

Херсон, — ИПИС ХГУ. — 2011. Аннотация. В 44-х слайдах наглядно и последовательно представлены основные проблемы методологии психологии: исторический аспект, современное состояние методологии психологии как науки, пути развития научного знания в психологии. Содержание. Методология психологии как отрасль науки. Теоретические, методологические и естественно научные основы психологии. Психофизическая проблема. Кризис методологических основ псих…

Реферат

  • формат docx
  • размер 30.06 КБ
  • добавлен 20 декабря 2011 г.

КемГУ, г.Кемерово, 2011, 8стр, 7ист Описание особенностей наблюдения в детской психологии, плюсы и минусы его.

Статья

  • формат pdf
  • размер 129.5 КБ
  • добавлен 10 сентября 2011 г.

Статья. Журнал «Методология и история психологии». 2007. Том 2. Выпуск 1. стр.130 -150. Статья представляет собой анализ истории, принципов, трактовок и способов использования феноменологического метода в психологии, психиатрии и психотерапии. Дан анализ классических феноменологических исследований и их влияния на психологию, представлен обзор ключевых имен, идей и концепций, образующих современную феноменологическую психологию как направление….

Как вести светскую беседу, используя технику FORM

  1. Поведенческая психология

Не можете найти темы для разговора с друзьями? Трудно поддерживать разговор? Попробуйте легко запоминающуюся технику FORM.

Постоянная ссылка Распечатать |


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Взгляд на общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У вас стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Вы зациклились?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Руководства по самопомощи

Интерпретация ваших снов

Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

Как читать язык тела

Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.

Как победить стресс и успешно сдать экзамены

Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.

Подписаться на Мир Психолога

Лучшие практики для содержательных разговоров

Отношения могут быть сложными. Большую часть времени мы стараемся изо всех сил, чтобы сделать себя и своего партнера счастливыми. Проблема в том, что мы не всегда знаем, как это сделать лучше всего. Мы можем попробовать то, что, по нашему мнению, сработает, чтобы сохранить наши отношения такими, какими мы хотим их видеть. Или мы можем продолжать пробовать то, что делали в прошлом, надеясь на лучший результат. В конце концов, мы разочаровываемся или смиряемся с тем, что наши отношения такие, какие они есть. Но есть и другой способ.

Это первая статья из серии «Беседы, которые спасут ваши отношения». В этом посте представлена ​​структура того, как вести содержательные разговоры с вашим партнером. Последующие записи охватывают разговоры, которые должны быть у каждой пары, но, вероятно, не являются таковыми. Для этой серии я выбрал темы, имеющие центральное значение для здоровых и счастливых отношений. Они включают в себя способы любить, оказывать поддержку, понимать потребности вашего партнера и использовать технологии для улучшения, а не разрушения ваших отношений. Каждый из этих разговоров укрепит ваши отношения, создаст ощущение близости и интимности, а также предоставит новые способы подхода к вашим отношениям, которые будут проще и дадут вам больше того, что вы хотите.

Эффективные разговоры создают связь

Источник: © Melis82 | бесплатные стоковые изображения

Как и в случае любого обсуждения отношений, существуют рекомендации по подходу и вовлечению в разговор. Вы можете использовать эти советы для разговоров, которые я обсуждаю, или применить их к любому разговору, который вы ведете со своим партнером. Эти советы создают наиболее благоприятную среду для веселой и продуктивной беседы, в которой каждый человек может узнать о другом таким образом, чтобы не создавать обиды или конфликты.

Подготовка сцены для беседы

В любой содержательной беседе лучше выделить время, когда никто не будет отвлекаться, и у вас обоих будет физическая и эмоциональная энергия для разговора. Это должны быть веселые разговоры, но они могут привести к конфликту, если оба человека не хотят или не могут участвовать в данный момент. Вам следует подумать о том, когда у вас будет разговор и где он будет происходить. Не загоняйте своего партнера в угол, когда он занят или устал, например, когда он впервые приходит домой с работы. Оцените ситуацию и помните, что время разговора сильно повлияет на его исход.

Начало разговора

Когда мы подходим к партнеру, чтобы поговорить, лучше всего четко сказать ему, о чем вы хотели бы поговорить. Затем спросите их, открыты ли они для разговора об этом. Если они откажутся, вы можете спросить, не хотят ли они поговорить в другое время. Вы даже можете назначить конкретное время, если это то, что вы и ваш партнер предпочитаете.

Важно понимать, что то, как вы начинаете разговор, определяет реакцию вашего партнера. Если ваш партнер чувствует, что на него напали или его судят, он будет защищаться, что лишает возможности вести веселый и продуктивный разговор. Одна из тактик начала любого глубокого или сложного разговора — подходить к нему с чувством любопытства. Если вы хотите узнать, что чувствует и думает ваш партнер, он, скорее всего, будет участвовать в таком разговоре, который будет полезен для вас обоих.

Если вы участвуете в одном из разговоров по почте, одна из эффективных тактик для начала будет заключаться в том, чтобы объяснить своему партнеру, что вы прочитали статью о веселых разговорах, которые пары могут использовать, чтобы лучше узнать друг друга (или вставить любой разъем для разговора, который, как вы знаете, понравится вашему партнеру). Имейте в виду, что как бы вы ни подходили к началу разговора, вы должны подчеркнуть, что это не тест и не жесткий «разговор об отношениях» — это разговор о том, как лучше узнать своего партнера. Затем спросите, готовы ли они попробовать это. Если они скажут нет, вы можете спросить, будут ли они открыты в другой раз. Помните, что «нет» в один момент не означает «нет навсегда». Для вашего партнера вполне допустимо сказать, что он не в настроении или у него нет энергии в данный момент — просто оцените, захочет ли он в другое время.

Во время разговора

Как и в любом серьезном или сложном разговоре, вам нужно подумать о том, как вы выражаете свои чувства и как вы реагируете. Согласно Джону Готтману, известному исследователю конфликтов и семейного успеха, хозяева (пары, которые практикуют позитивное общение, способное поддерживать успешные долгосрочные отношения) мягко подходят к таким разговорам. И когда их партнер что-то говорит, даже если это трудно расслышать, они реагируют с любопытством и говорят что-то вроде: «Интересно. Расскажи мне больше».

Затем, начиная разговор (и во время него), избегайте критики – высказываний, атакующих человека. Готтман утверждает, что критика является первым из пагубных действий, которые он называет четырьмя всадниками апокалипсиса. Любое утверждение, которое заставляет слушателя чувствовать себя атакованным, оскорбленным или отвергнутым, может привести к другим проблемным моделям общения, включая оборонительную позицию. Как описывает Готтман на своем веб-сайте 1 , между критикой и жалобой есть разница. Жалоба фокусируется на поведении, тогда как критика фокусируется на человеке. Чтобы создать атмосферу общения, способствующую позитивному и заинтересованному разговору, убедитесь, что любые заявления, которые вы делаете, сосредоточены на ваших чувствах и конкретном поведении, а не на нападках на личность или поведение вашего партнера.

Будьте внимательным слушателем. Не позволяйте себе отвлекаться на свой мобильный телефон, другие вещи, происходящие во время разговора, или посторонние мысли, которые приходят вам в голову. Слушайте, чтобы понять, а не отвечать. Задавайте уточняющие вопросы, которые позволят вам по-настоящему понять, что чувствует ваш партнер. Старайтесь не перебивать своего партнера — подождите, чтобы ответить, пока он не закончит свою мысль. Может случиться так, что, ожидая ответа, вы узнаете что-то новое, что изменит вашу реакцию.

Во время разговора следите за невербальной обратной связью, которую дает вам ваш партнер. Иногда полезно заниматься метакоммуникацией — общением об общении. Например, вы можете сказать: «Кажется, вы не уверены в том, что я говорю. Я могу что-то уточнить?» Эта стратегия лучше, чем более критическое и оборонительное заявление вроде «ты меня никогда не понимаешь» или «почему это тебя смущает?» Вместо того, чтобы предполагать, что ваш партнер чувствует или реагирует на то, что вы говорите, задавайте вопросы с точки зрения желания добиться лучшего понимания. Кроме того, имейте в виду, что разговор предполагает баланс между говорящими и слушающими людьми. Старайтесь не доминировать в разговоре.

Общение является важным компонентом поддержания здоровых отношений. Без общения отношения чахнут и в конечном итоге умирают.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts