Методы психологии наблюдение: Урок 2. Методы психологии

Содержание

это что такое, виды и методы исследования

Самым старым методом получения информации является наблюдение. Исследователь изучает внешнее поведение других людей, чтобы получить интересующую информацию, провести анализ полученных данных, сделать заключение. При этом не происходит преднамеренного вмешательства в жизнь выбранного субъекта. Наблюдение в психологии применяется и по сей день, считаясь эффективной техникой.

Суть и задачи метода

Наблюдение — метод проведения исследований, используемый для получения информации. На практике применяется два типа слежки:

  • ведущее — основной метод исследования;
  • подкрепляющее — проводится в комплексе с опросом.

Задачи метода:

  • получение предварительных данных для планирования действий;
  • создание иллюстрированных материалов;
  • обработка первичной информации.

Предмет исследования

Предметом исследования:

  • вербальные — продолжительность, содержательность, интенсивность речи;
  • невербальные — движения, мимика;
  • перемещения субъекта;
  • дистанция между людьми;
  • физические проявления — побои, толчки, удары, касания.

Целью исследования выступают только те проявления, которые можно объективно зафиксировать в документах, на фото или видео.

Сферы применения

Наблюдение применяются в различных сферах:

  • медицине;
  • психологии;
  • педагогике;
  • криминалистике.

Полученная информация помогает раскрывать преступления, помогать людям в сложных ситуациях, преподавать новые знания.

Классификация

Методы наблюдения в психологии классифицируются зависимо от разных факторов. Разделение по систематичности:

  1. Систематическое — исследование проводится согласно четкому плану, разработанному заранее. При этом учитываются условия окружающей среды.
  2. Несистематическое — ученые создают общую картину о поведении одного человека или группы. При этом не фиксируют отдельные проявления поведения.

В психологии также выделяют такие виды наблюдения:

  1. Выборочное — наблюдатель записывает, фотографирует или снимает на камеру только определенные параметры поведения, проявления активности со стороны субъекта.
  2. Сплошное — исследователь фиксируют любые изменения поведения, действий человека.

Формы наблюдения:

  • осознанное;
  • неосознанное внешнее;
  • неосознанное внутреннее;
  • неосознанное окружающее.

Во время осознанного наблюдения индивида заранее предупреждают об исследовании. Иногда ученые рассказывают испытуемому о главных задачах, целях проведения слежки, но чаще эти данные скрываются, называются совершенно другие мотивы, чтобы человек вел себя естественно.

Особенности осознанной формы наблюдения:

  • ученые влияют на поведение испытуемого, что может негативно сказаться на результате;
  • объект наблюдения может нарочно изменять свое поведение.

Во время неосознанного внутреннего наблюдения, ученый не вмешивается в жизнь испытуемого, становится частью его окружающего мира. При этом он может завести разговор с объектом слежки.

Особенности:

  1. Наблюдатель может пользоваться различными способами получения информации.
  2. Возникает множество сложностей с фиксированием информации, так как наблюдаемый субъект может выезжать из страны, длительное время пребывать дома, на работе. Невозможно построить четкий график для наблюдения, из-за чего слежка затягивается на неопределенный промежуток времени.

В редких случаях наблюдатель может утерять свою скрытность при личном общении с субъектом.

При неосознанном внешнем наблюдении человек не знает, что за ним ведется слежка, а исследователь отказывается от любых контактов с субъектом. Управлять процессом наблюдения невозможно. Часто наблюдатели меняются, чтобы человек не смог заподозрить их в слежке.

Преимущества и недостатки метода

В психологии у метода наблюдение выделяют определенные достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при применении техники. Преимущества:

  1. Возможность фиксировать изменения поведения в естественных условиях.
  2. Достижение многомерности охвата. Благодаря этому можно фиксировать несколько параметров, к которым относятся вербальные и невербальные.
  3. Возможность проводить исследования, задействую группу лиц, записывая особенности отношений между отдельными людьми и оценивая их поведение в одинаковых ситуациях.
  4. Не нужно создавать определенные условия для проведения наблюдения, использовать лабораторное оборудование, подготавливать человека.

Недостатки:

  • некоторые факторы могут помешать проведению исследования;
  • наблюдение требует больших затрат —денег, людей, времени;
  • нужно уметь правильно отмечать важные моменты, сопоставлять полученные данные между собой, делать выводы.

На результат проведения слежки процесс может повлиять:

  • неправильно составленный план действий;
  • усталость человека, который проводит слежку;
  • гало-эффект;
  • ошибки в моделировании разных ситуаций;
  • неверное первое впечатление;
  • наличие собственных предубеждений;
  • социальный статус испытуемого, экспериментатора;
  • настроение, в котором находится наблюдатель при выполнении порученной работы.

Некоторые исследователи не учитывают жизненных ситуаций наблюдаемого субъекта, из-за чего результаты получаются неправильными.

Инструменты

Для проведения наблюдения понадобится несколько инструментов:

  • записная книжка;
  • видеокамера;
  • диктофон;
  • фотокамера.

Выбор инструментов зависит от вида наблюдения.

Принципы проведения и этапы исследования

Последовательность проведения исследования:

  1. Определяется объект проведения слежки.
  2. Проводится оценка окружающей ситуации, выявляются обстоятельства, при которых проживает наблюдаемый.
  3. Создается план проведения слежки. Необходимо выделить основные моменты, чтобы не растеряться при слежке.
  4. Выбирается метод обработки полученных данных.
  5. Подготавливаются инструменты для слежки.

После выполнения всех действий, сбора информации, необходимо сопоставить полученные данные, провести анализ, сделать выводы.

В Америке существует этический кодекс, согласно которому слежку можно проводить только при соблюдении ряда правил:

  1. Согласие на проведение слежки можно не спрашивать, если она будет проводиться в общественном месте. В остальных случаях потребуется разрешение.
  2. Психолог должен минимально вмешиваться в жизнь наблюдаемого.
  3. Категорически запрещено раскрывать информацию о наблюдаемых людях, указывать в общедоступных документах точные данные.
  4. Если объекту слежки что-то угрожает, исследователь должен минимизировать риск причинения травм человеку.

Ошибки, из-за которых получаются неправильные результаты:

  1. Неправильная корреляция. Ученый объясняет проявление одних признаком, на основании других.
  2. Неправильное первое впечатление. Исследователь фиксирует данные, опираясь на свои первые впечатления.
  3. Эффект снисхождения. Психолог по своей натуре дает преимущественно положительные оценки.
  4. Ошибки контраста. Наблюдатель привык характеризовать других людей по чертам, которых нет у него.
  5. Ошибки центральной тенденции. Ученый старается дать нейтральную оценку проявлениям активности.
  6. Гало-эффект. Исследователь зацикливается на действиях субъекта и не замечает мелочей.

Наблюдение применяется в различных сферах человеческой жизни. С помощью этого метода можно получить общую информацию о привычках, поведении, нахождении человека в обществе. Для его выполнения достаточно держать цель в поле зрения, отмечать важные моменты в записной книжке, делать фотографии, записывать видео.

15 лучших книг по психологии и психотерапии

На видео представлена подборка книг по психологии, которые помогут Вам погрузиться глубже в мир психологии и получить ответы на многие, интересующие Вас вопросы.

www.

Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Что такое обсервационное исследование? — Delve

Наблюдение — это метод исследования, при котором вы наблюдаете за участниками и явлениями в их наиболее естественных условиях. Это позволяет исследователям видеть, как их испытуемые делают выбор и реагируют на ситуации в их естественной среде, в отличие от структурированных условий, таких как исследовательские лаборатории или фокус-группы.

Какие бывают виды наблюдательных исследований?

Натуралистическое наблюдение

При натуралистическом наблюдении наблюдение происходит непосредственно в среде, где происходит явление. Наблюдения производятся максимально ненавязчиво, при этом исследователь никаким образом не взаимодействует напрямую с участниками.

Включенное наблюдение

При включенном наблюдении исследователи активно участвуют в самом исследовании. В дополнение к наблюдению за поведением исследователь может проводить интервью, делать заметки, просматривать документы и делать фотографии.


Структурированное наблюдение

При структурированном наблюдении исследователи наблюдают не в естественных условиях, а в лаборатории или смоделированной среде. Структурированное наблюдение предназначено для наблюдения за определенным, ограниченным набором моделей поведения. Этот метод менее естественен, но позволяет учитывать меньшее количество переменных.

Когда мне следует проводить наблюдательное исследование

Вы должны проводить наблюдение за поведением, когда хотите:

  • Наблюдать, как участники ведут себя в естественных условиях

  • Увидеть, как факторы реального мира влияют на поведение

  • Описать явление

Какие существуют наблюдательные методы исследования?

Методы наблюдения в исследованиях используются во многих методологиях качественных исследований, таких как тематический анализ и обоснованная теория. Оба метода могут включать этапы сбора данных с помощью методов наблюдения в естественных условиях.

Каковы преимущества и недостатки наблюдательных исследований?

Прежде чем вы решите начать процесс наблюдения в исследованиях, подумайте о его преимуществах и недостатках.

Преимущества

Проводя наблюдательные исследования, вы можете наблюдать, что происходит в естественных условиях. Это позволяет вам находить информацию, которую вы обычно не можете получить с помощью других методов исследования, таких как фокус-группы или опросы. Поведение, которое вы наблюдаете, может быть более естественным и точным, чем если бы вы наблюдали за ним в контролируемой обстановке.

Недостатки

Когда вы проводите наблюдательные исследования, может быть трудно контролировать переменные, поскольку вы не можете контролировать окружающую среду. Кроме того, проведение обсервационных исследований может занимать много времени и средств.

Что нужно учитывать при проведении обсервационных исследований?

Получить разрешение 

Убедитесь, что у вас есть необходимые разрешения для проведения исследования. Это может варьироваться в зависимости от среды, в которую вы собираетесь, и типа людей, за которыми вы наблюдаете. Обязательно выполните домашнее задание и получите все необходимые разрешения.

Будьте готовы и имейте запасные планы 

Во время обсервационного исследования может произойти многое. Убедитесь, что у вас есть запасные планы. Возьмите с собой дополнительные батареи для своих камер, дополнительную бумагу для заметок и многое другое. Убедитесь, что у вас есть план, где и когда пользоваться туалетом и когда вы будете есть. Это принесет дивиденды, чтобы сделать хорошее планирование заранее.

Какие этапы наблюдения?

  1. Определите цель вашего исследования.

  2. Определите вопросы и создайте руководство по исследованию

  3. Установите свой метод сбора данных

  4. Наблюдение

  5. Подготовка ваших данных

  6. Analyze Behavior. Методы психологии

    Описательные методы исследования используются для определения того, кто, что и где относится к человеческому поведению и другим психологическим явлениям.

    Психологи и исследователи используют множество инструментов при изучении поведения людей и животных.

    Описательные методы исследования в психологии предназначены для научного описания или объяснения того, что происходит, с кем и где, а не того, как или почему это происходит.

    Этот тип исследования часто проводится в естественных условиях и может предшествовать другим типам научных исследований, направленных на более глубокое изучение явления. Цель, согласно статье 2016 года, — найти «истину в последней инстанции».

    В описательных исследованиях используются три основных метода, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны.

    Описательные методы исследования — это научные инструменты, используемые исследователями и психологами для сбора информации и описания особенностей поведения, паттернов и других явлений. Эти методы сосредоточены на том, кто, что и где, а не на том, почему или как.

    В психологии описательные исследования часто используются для определения определенных моделей поведения или наблюдаемых черт. Поскольку описательные исследования, как правило, связаны с «голой правдой», они часто проводятся настолько естественно, насколько это возможно, без каких-либо манипуляций или переменных.

    Описательное исследование может быть начальным шагом перед проведением двух других типов психологических исследований:

    • Корреляционное исследование: изучает две переменные одновременно и может использоваться для выявления закономерностей отношений
    • Экспериментальное исследование: определяет причину и следствие, подвергая одну группу воздействию определенной переменной, в то время как другая не подвергается воздействию переменной

    Описательное исследование обычно не опирается на гипотезу и может быть более гибким, чем другие типы психологических исследований. Этот тип исследования может служить трамплином для дальнейших исследований, позволяя ученым собирать информацию, необходимую для формирования гипотезы. Затем эта гипотеза может служить основой для корреляционного исследования или формального эксперимента.

    Ученые используют три метода описательных исследований:

    • наблюдение
    • тематические исследования
    • опросы

    У каждого метода есть сильные и слабые стороны. Ученые могут предпочесть один метод другому в зависимости от типа информации, в которой они нуждаются, и от кого.

    Метод наблюдения относится к ученым, наблюдающим за поведением животных или людей в естественных условиях. Исследователи могут использовать данные для выявления тенденций или закономерностей, которые могут потребовать дальнейшего изучения.

    Целью метода наблюдения является получение беспристрастного «моментального снимка» конкретной группы населения в определенное время согласно обзору исследований 2020 года, в котором оценивается эффективность различных описательных методов исследования.

    Однако для получения точных результатов этот метод следует применять осторожно. Если наблюдаемые субъекты знают, что кто-то наблюдает за ними, они могут почувствовать себя некомфортно и изменить свое поведение. Это иногда называют «эффектом Хоторна».

    Тем не менее, есть несколько способов, которыми исследователь может смягчить эффект Хоторна, например, пытаясь слиться с наблюдателями настолько хорошо, чтобы наблюдатели не замечали исследователей, или говоря участникам, что они наблюдают что-то отличное от того, что они видят. собственно смотря.

    Кроме того, исследователи могут также передавать предвзятость тем, кого они наблюдают, в результате чего участники корректируют свое поведение в соответствии с предвзятостью.

    По этим причинам метод наблюдения может быть более точным для ученых, изучающих поведение животных, а не человека.

    Тематические исследования обычно сосредотачиваются на отдельном человеке или небольшой группе людей и могут предоставить массу информации о чем-то очень конкретном в его естественной среде.

    Целью этого метода исследования является предоставление подробной информации об обнаруженном явлении в природной среде. Например, исследователь может наблюдать за человеком или небольшой группой людей с редким заболеванием или признаком, чтобы получить данные об этом конкретном заболевании или признаком.

    Такая точность может представлять как преимущества, так и риски для тематических исследований.

    Вероятность того, что участники выйдут из исследования или откажутся продолжать работу с исследователями в этом типе исследовательского формата, может снизиться, что может повысить точность результатов тематического исследования.

    И, несмотря на то, что тематические исследования должны собирать много информации о чем-то конкретном, ученые и исследователи все еще могут быть не в состоянии обобщить свои выводы для большей части населения. Таким образом, тематическое исследование может быть нерепрезентативным, что может сделать выводы ненадежными за рамками конкретного тематического исследования.

    Одна из проблем тематического исследования заключается в том, что определение этого описательного метода исследования может широко варьироваться среди ученых, в разных дисциплинах и даже внутри них. Тем не менее, некоторые ученые предполагают, что тематические исследования могут и должны использоваться более широко, как утверждается в одной статье 2020 года.

    Когда для оценки конкретной информации требуется большая выборка, лучшим инструментом исследователя может быть опрос. Цель опроса — получить представление о конкретном поведении среди большой группы людей.

    Опросное исследование предполагает, что участники отвечают на вопросы исследователей с помощью анкет, виртуально или лично. Опросы могут оценить более широкий круг людей в своей выборке, чем тематическое исследование, но не могут предоставить такую ​​же глубину информации.

    В качестве описательного метода исследования опросы могут иметь такие же неточности, как наблюдения. Участники могут изменить свои ответы, опасаясь или опасаясь того, как они могут быть восприняты.

    Виртуальные и очные опросы

    Онлайн-опросы могут быть более точными, поскольку участники не отвечают на вопросы интервьюера лицом к лицу. Однако из-за отсутствия интервьюера ответы не могут быть обсуждены сверх того, что было предоставлено.

    Онлайн-опросы также могут иметь более низкую долю ответов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts