Межличностные конфликты это: Межличностный конфликт — Психологос

Содержание

Межличностный конфликт – особенности, стадии, поведение в конфликте, способы разрешения

Одним из самых распространенных типов конфронтации в обществе является межличностный конфликт. Он имеет разные формы проявления и причины возникновения. Каждое противостояние можно разделить на определение стадии, для которых есть свои пути разрешения.

Что такое межличностный конфликт?

Изучением различных противостояний занимается особая наука – конфликтология. В ней существует четкое определение, что межличностный конфликт – это открытое противоречие между двумя и более индивидами, возникающее в процессе взаимодействия в различных сферах жизни общества: экономической, политической, социокультурной и других. Такая конфронтация появляеся, когда люди начинают воспринимать сложившуюся ситуацию как проблему с психологическим подтекстом.

Что характерно для межличностных конфликтов?

Для такого рода конфронтации между людьми свойственны следующие черты:

  1. Участие двух и более индивидов.
  2. Открытое столкновение участников межличностного конфликта в реальной единице времени.
  3. Отличающиеся личные мнения, взгляды и суждения в отношении определенной проблемы или ситуации, интересы отдельных групп и объединений, которые и нарушают нормальное взаимодействие сторон.
  4. Одна из сторон в результате столкновения интересов действует в ущерб другой. Второй участник предпринимает активные ответные действия.
  5. Полное разрешение конфликта возможно только при поиске компромисса, который устроит всех участников взаимодействия. Победа одной из сторон не исчерпает конфликт.

Причины межличностных конфликтов

В обществе ежедневно разгораются миллионы межличностных конфликтов не существует человека, который хоть раз бы в них не участвовал. Если индивид не является зачинщиком противостояния, то он может быть втянут в него даже против своей воли.

Этому способствуют разнообразные причины возникновения межличностных конфликтов, которые условно можно разделить на пять групп:

  1. Информационные причины, в основе которых лежит неприемлемая для одной из сторон информация. Это могут быть неполные и неточные факты, слухи, дезинформация, обнародование нежелательных или конфиденциальных сообщений, неверная интерпретация или спорные вопросы в существующих законах или правилах.
  2. Противостояние между людьми нередко возникает на фоне поведенческих факторов. Грубость, агрессия или эгоизм одной из сторон.
  3. Неудовлетворенность взаимоотношениями сторон. Это может быть как недовольство сложившимся взаимодействием, так и предложением по его развитию или продолжению.
  4. Ценностные причины. Сюда можно отнести те личные установки и верования, которые принимаются одной стороной, но отвергаются другой.
  5. Структурные факторы или стабильные обстоятельства которые существуют вне зависимости от воли конкретного индивида, то есть те, которые он не может изменить. Система управления государством или правосудия, пол, возраст и прочее.

Примеры межличностных конфликтов

Профессионалы утверждают, что межличностный конфликт в психологии – это неотъемлемая часть жизни в человеческом обществе. Его вызывает большое количество причин, указанных выше. От чего и примеры в реальной жизни можно найти повсюду:

  1. Начальник дает интервью в местную газету о деятельности своей фирмы. После выхода номера он понимает, что многие факты искажены журналистом. Стороны встречаются и сотрудник редакции отказывается выпускать опровержение, ссылаясь на свои записи интервью.
  2. Студенты одной комнаты общежития спорят о том, кому проводить уборку. Один считает, что все должны убираться по очереди, другой же уверен, что чаще пусть наводит порядок тот, кто больше всех мусорит.
  3. Муж с женой не могут найти общий язык в вопросе воспитания сына. Межличностный конфликт разгорается тогда, когда дошкольник отказывается сам одеваться, прося сделать это родителей. Отец запрещает матери одевать сына, но та все равно помогает ребенку.

Виды межличностных конфликтов

Большое количество характеристик одного и того же процесса позволяют классифицировать межличностный конфликт по самым разным критериям. По направленности он может быть:

  1. Горизонтальным, когда у участников равные права.
  2. Вертикальным, когда одна из сторон находится в подчинении.
  3. Смешанным. Такие противоречия часто возникают в организациях.

По значению бывают:

  • конструктивные или созидательные;
  • деструктивные или разрушительные.

Типы межличностных конфликтов делятся по продолжительности на:

  1. Ситуативные противоречия.
  2. Пролонгированные разногласия.

Конструктивный конфликт

Под понятием конструктивного конфликта значится взаимодействие, которое в конечном итоге приводит к выходу отношений на качественно более высокий уровень. Он возможен тогда, когда стороны:

  1. Придерживаются рамок этики и деловых отношений.
  2. Внимательно относятся к аргументам оппонента.
  3. Стремятся разрешить ситуацию, а не победить любой ценой.

Специфика конструктивного межличностного конфликта состоит в том, что:

  1. Благодаря такому противостоянию стороны осознают, что возникшие противоречия являются неблагополучным симптомом выстраивания отношений.
  2. В процессе конфликта выявляются важные разногласия, преодоление которых выводит взаимодействие на новый, более высокий уровень.
  3. При грамотном разрешении противоречия убираются факторы разногласий, налаживается взаимопонимание и сотрудничество сторон.

Деструктивный конфликт

Нередко конфликты в межличностных отношениях носят и деструктивный или разрушительный характер. То есть один из участников безапелляционно и жестко настаивает на своей правоте, не принимая позицию второго. Такой индивид нередко прибегает к осуждающим методом борьбы, стремится выиграть в конфликте любой ценой. При таком подходе трудно говорить о правильном разрешении и выходе на новый уровень взаимодействия.

Возможные последствия такого общения:

  1. Разрушение или значительное ухудшение устоявшихся отношений.
  2. Чувство обиды, неудовлетворенности, гнева или раздражения одного или всех оппонентов.
  3. Низкая результативность дальнейшей совместной деятельности.

Особенности межличностных конфликтов

Отличить межличностный конфликт от других видов противоречий можно по следующим характерным особенностям:

  1. Понятие межличностного конфликта применимо к непосредственному взаимодействию двух или более индивидов на основе столкновения или личных мотивов.
  2. Различные формы межличностного конфликта могут возникать из-за всего спектра известных причин от частных к общим.
  3. Такое противостояние считается своеобразной проверкой характера, темперамента, воли и других индивидуальных психических особенностей.
  4. Такая форма коммуникации отличается высокой эмоциональностью и охватом всех сфер отношений.
  5. Конфликты могут затрагивать интересы не только противоборствующих сторон, но и их окружение.

Стадии развития межличностного конфликта

При любом как конструктивном, так и деструктивном противостоянии, наблюдается конкретная определенная структура межличностного конфликта. Она состоит из следующих стадий:

  1. Предконфликтная, то есть положение дел накануне.
  2. Завязка или инцидент. Это первое столкновение сторон по возникшему удобному поводу.
  3. Нарастание или эскалация конфликта. Она состоит из серии действий и ответных мер сторон.
  4. Кульминация или наивысшая точка накала страстей во взаимодействии. Она приводит к тому, что стороны осознают бессмысленность проведения враждебных действий и необходимость поиска пути выхода из сложившейся ситуации.
  5. Завершение. Может быть благодаря поиску сторонами решения кризиса или иным причинам.
  6. Постконфликт.

Поведение в межличностном конфликте

Во время активной стадии противостояния оппоненты могут выбирать приемлемые для себя способы поведения в межличностном конфликте.

Это может быть:

  1. Насилие. Более слабая сторона в эмоциональном или физическом плане подчиняется оппоненту, который сильнее ее.
  2. Разъединение. Стороны прекращают общение и конфликт угасает до следующего столкновения.
  3. Переговоры и примирение. Это может быть как аргументированное принятие обоюдного решения, так и прекращение действий против оппонента всеми участниками. Тогда говорят о том, что противостояние самостоятельно утихает.
  4. Привлечение третьей независимой стороны для выхода конфликта на новый уровень.

Способы разрешения межличностных конфликтов

Решение любого конфликта возможно благодаря одной из следующих стратегий участников:

  1. Уклонение и избегание. Способ предполагает отсутствие как уступок, так и настойчивости на своей правоте. Не помогает качественно разрешить ситуацию.
  2. Агрессивные межличностные методы разрешения конфликтов – это принуждение и противоборство. При их использовании побежденная сторона будет испытывать недовольство после затихания конфликта.
  3. Сглаживание и уступчивость. В такой ситуации партнерам важно сохранить имеющиеся отношения в ущерб реальному решению проблемы.
  4. Компромисс или сотрудничество. Это самый оптимальный вариант взаимодействия, при котором стороны пытаются найти пути выхода благодаря взаимным уступкам.
  5. Решение проблемы – идеальный сценарий, не предполагающий жертв со стороны всех участников. В реальной жизни встречается редко.

 

что это такое и 5 способов решения

Межличностный конфликт может возникнуть в любой сфере, от рабочих до личных отношений. Поэтому для каждого важно научиться эффективно решать его, не повышая уровень стресса. От хороших навыков разрешения спорных ситуаций зависит продуктивность работы всей команды.

Что такое межличностный конфликт?

Межличностный конфликт — это противостояние между двумя или более людьми. Он может начаться с простого несогласия. Однако, чтобы стать конфликтом, вовлеченные люди должны перейти от несогласия к чему-то значительно большему. В работе конфликтная ситуация обычно возникает, когда один человек или группа препятствуют, или пытаются помешать другому человеку или группе достичь своих целей.

Общие признаки включают:

  1. Агрессивный язык тела.
  2. Разговоры мрачные или опасные, если они вообще случаются.
  3. Сплетни.
  4. Горячие аргументы.
  5. Негативные выражения лица.
  6. Недостаток откровенности, открытости или честности.

Пройти тест на характер человека

Типы противостояний между личностями.

Первый шаг к разрешению разногласий − это поиск правильной стратегии. Однако прежде требуется определить корневой источник проблемы и ее тип.

Различают три основных типа конфликтов:

  1. Личные или реляционные конфликты обычно связаны с идентичностью или самооценкой, или такими важными аспектами отношений, как лояльность, злоупотребление доверием, предполагаемое предательство или отсутствие уважения.
  2. Инструментальные конфликты связаны с целями, структурами, процедурами и средствами внутри организации.
  3. Конфликт интересов касается способов распределения средств достижения целей: времени, денег, пространства, персонала. А также таких факторов, как знания или опыт. Таким примером межличностного конфликта может служить пара, не согласная с тем, тратить ли деньги на отдых или починить крышу.

Межличностные конфликты: примеры.

Бывает, что сотрудники просто не ладят. Чем больше штат, тем больше возможностей для возникновения споров из-за недопонимания, невнимания или наивности в отношении других людей. Типичным примером межличностных конфликтов между людьми на работе может быть подчиненный мужчина, который не верит, что женщина-лидер способна быть руководителем и отдавать распоряжения.

Другим потенциальным примером межличностного конфликта между сотрудниками может быть женщина-руководитель, которая считает, что подчиненный мужчина не знает, что делает, просто потому, что он моложе. В обоих случаях столкновение возникает из-за предположений, а не реальности.

Разрешение конфликта.

Важно подчеркнуть, что раннее урегулирование конфликта обычно проще, потому что позиции не настолько укоренились, другие участники с меньшей вероятностью начали принимать сторону, а негативные эмоции не на пике. Лучший способ разрешить спор на ранних стадиях − это переговоры между участниками.

Пройти тест на самооценку

Позже конфликтующим, вероятно, понадобится поддержка посредника, арбитраж или «указание сверху», так что гораздо лучше решить проблему до эскалации. Третья сторона, вовлеченная в этот процесс, играет важную и трудную роль: выявить факты и минимизировать враждебное поведение. Она должна контролировать способ выражения негативных эмоций, побуждать к пересмотру проблемы и находить причины для достижения согласия, избегая соблазна поддержать одну из сторон. Для этого необходимо:

  • активно слушать;
  • наблюдать;
  • помогать сторонам найти причину, задавая открытые вопросы;
  • понять чувства каждой стороны и позволить выразить их;
  • помочь участникам проанализировать проблему;
  • поощрять поиск альтернативных решений.

Существует пять основных стратегий борьбы с конфликтами, каждая из которых может быть рассмотрена с точки зрения того, кто победит, а кто проиграет.

Очевидно, что беспроигрышная ситуация будет лучшей для всех. Поэтому некоторые стратегии будут значительно более успешными в перспективе.

5 способов разрешения межличностных конфликтов.

1. Конкурировать или бороться.

Это классическая ситуация «выигрыш-проигрыш», когда сила и мощь одного человека побеждают в конфликте.

У этого метода есть свое право на применение, но любой, кто его использует, должен знать, что он создает проигравшего, и если у этого проигравшего нет возможности выразить свои чувства, то это приведет к плохим последствиям. Эту стратегию лучше использовать в случаях, когда между заинтересованными лицами не предполагается дальнейших контактов.

2. Сотрудничество.

Это идеальный результат: беспроигрышная ситуация.

Потребуется немного времени, чтобы преодолеть трудности и найти способ решить дилемму приемлемо для всех. Это может быть тяжелой работой, особенно если позиции уже закрепились, но это также может быть наилучшей возможной отправной точкой в начале конфликтной ситуации.

3. Компромисс или переговоры.

Это может привести к лучшему результату, чем «выигрыш-проигрыш», но это не совсем «выигрыш-выигрыш». Можно назвать это ничьей.

Обе стороны отказываются от чего-то в пользу согласованного промежуточного варианта. Это приводит к решению, которое не очень нравится, но никого не обидит и не расстроит. Это занимает меньше времени, чем сотрудничество, но и приводит к меньшей удовлетворенности результатом.

4. Отказ или избегание.

Здесь все делают вид, что проблем нет.

Эта стратегия используется на удивление часто и может быть довольно эффективной. Это особенно полезно, если конфликтующим нужно время, чтобы «остыть» перед любым обсуждением, или если спор не принципиален и просто разрешится сам по себе с течением времени.

Однако его нельзя использовать, если противостояние накаляется. В этих условиях использование этой стратегии создаст ситуацию «проигрыш-проигрыш», что приводит к серьезному стрессу.

5. Сглаживание проблемы.

На первый взгляд гармония сохраняется, но под ней все еще скрывается раздор.

Это похоже на ситуацию выше, за исключением того, что один участник доволен этим сглаживанием, в то время как другой остается неудовлетворенным. Снова создается ситуация «выигрыш-проигрыш». Это может сработать там, где сохранение отношений важнее, чем разрешение спора прямо сейчас. Однако не очень полезно, если спор должен быть урегулирован, от этого, например, зависит рабочий процесс.

Межличностные конфликты были, есть и будут. То, как мы с ними справляемся, зависит от навыков общения и ведения переговоров, а также от осознания проблемы и отношения к ней. Мы часто относимся к нему как к чему-то плохому, чего следует избегать. И все же он сам не является ни плохим, ни хорошим, скорее возможностью для творческого решения. Проблемой он становится, когда мы не можем справиться с ним и не можем общаться с другим участником, чтобы достичь взаимовыгодного соглашения.

Пройти тест на тип личности

Что это такое и как его разрешить

Межличностный конфликт относится к любому типу конфликта, в котором участвуют два или более человека. Он отличается от внутреннего личного конфликта, который относится к внутреннему конфликту с самим собой.

Легкий или тяжелый межличностный конфликт является естественным результатом человеческого взаимодействия. У людей очень разные характеры, ценности, ожидания и отношение к решению проблем. Когда вы работаете или взаимодействуете с кем-то, кто не разделяет ваших мнений или целей, может возникнуть конфликт.

Однако конфликт не всегда бывает серьезным. И это не всегда отрицательно. Научиться распознавать и разрешать межличностные конфликты продуктивным и здоровым образом — это важный навык, который может помочь вам улучшить отношения в повседневной жизни.

В общих чертах, конфликт возникает, когда два или более человека расходятся во мнениях. Вы можете столкнуться с вербальным конфликтом, например спором, или невербальным конфликтом, когда кто-то может отвернуться или уйти от вас.

Независимо от того, насколько сильно вытряхивается конфликт, вы можете идентифицировать его как один из этих шести типов.

Псевдоконфликт

Псевдоконфликт обычно возникает в одной из следующих ситуаций:

  • Непонимание приводит к расхождению мнений.
  • Люди, участвующие в конфликте, считают, что у них разные цели, хотя на самом деле они имеют схожие цели.
  • Когда один человек, участвующий в конфликте, насмехается или насмехается над другим (иногда это называется приставанием).

В большинстве случаев псевдоконфликт можно разрешить без особых проблем. Как правило, требуется небольшое разъяснение того, что вы на самом деле имели в виду, или дальнейшее изучение того, как ваши цели на самом деле совпадают.

Большинству людей не нравится, когда их дразнят, особенно в присутствии других людей, поэтому вам также может понадобиться поговорить о том, что вас дразнят или дразнят.

Конфликт фактов

Вы совершенно убеждены, что змеи могут слышать, но ваш друг настаивает, что они не могут, потому что у них нет ушей.

Это иллюстрирует конфликт фактов, также называемый простым конфликтом. Конфликт фактов возникает, когда два или более человека не согласны с информацией или правдой чего-либо.

Поскольку такого рода конфликты связаны с фактами, их часто можно довольно легко разрешить. Все, что вам нужно сделать, это проверить достоверный источник на предмет правды.

Конфликт ценностей

Этот тип конфликта возникает, когда разные личные ценности приводят к разногласиям.

Если, например, у вас и вашего коллеги разные взгляды на право на аборт или у вас и вашего брата разные религиозные убеждения, вы можете столкнуться с ценностным конфликтом.

Этот тип конфликта не всегда имеет четкий путь к разрешению. У людей могут быть очень разные личные ценности и убеждения, поэтому вам может оказаться наиболее полезным просто признать свои противоположные точки зрения (уважительно) и признать, что вы, вероятно, не измените мнение друг друга.

Конфликт политики

Этот конфликт возникает, когда люди не могут договориться о стратегии решения проблемы или плане действий в данной ситуации. Личность, воспитание, образование и множество других факторов могут повлиять на чей-то подход к политике или решению проблем, так что такого рода конфликты не являются чем-то необычным.

Это может произойти, например, когда родители расходятся во мнениях относительно наиболее эффективного способа наказать ребенка или когда у коллег разные представления о том, как лучше всего заняться большим проектом.

Конфликт эго

У вас когда-нибудь был спор, в котором ни вы, ни другой вовлеченный человек не могли отступить или принять поражение?

Конфликт эго часто развивается вместе с другими типами конфликтов, и это может усложнить преодоление любых разногласий. Обычно это происходит, когда конфликт переходит на личный уровень.

Возможно, вы или другие участники конфликта связываете исход конфликта со своим интеллектом. Или, возможно, кто-то использует разногласия как платформу для осуждающих или уничижительных замечаний. В любом случае попытки разрешить реальный конфликт могут сойти на нет, если вместо этого вы сосредоточитесь на конфликте эго.

Метаконфликт

Метаконфликт возникает, когда у вас возникает конфликт из-за ваших конфликтов.

Некоторые примеры:

  • «Ты всегда киваешь, но никогда не слышишь, что я говорю!»
  • «Это так несправедливо. Это совсем не то, о чем мы говорим».
  • «Ты слишком взволнован. Я не могу иметь с тобой дело, когда ты такой».

Чтобы эффективно разрешать конфликты, вам необходимо четко общаться. Хотя метаконфликт может вызвать проблемы с общением, он часто делает это бесполезным образом.

Когда вы не решаете коммуникативные проблемы продуктивно, особенно когда вы уже в ссоре, конфликт может усложниться.

Управление конфликтом не обязательно означает его предотвращение. Различные мнения и точки зрения могут дать возможность лучше понять, что чувствуют другие люди, и относиться к ним на более глубоком уровне.

Когда неизбежно возникает конфликт, ключевое значение имеет уважительное общение. Вы можете не всегда соглашаться со всеми, и это нормально. Вежливые слова и непредубежденность помогут вам более эффективно разрешать или примиряться с разногласиями.

Существует множество здоровых и продуктивных способов преодоления конфликтов, хотя некоторые из них работают не во всех ситуациях. Как правило, разрешение конфликтов относится к одной из следующих категорий.

Уход

Уходя от конфликта, вы избегаете проблемы. Вы не говорите об этом или говорите только окольными путями.

Отстранение (также называемое избеганием) может включать:

  • игнорирование других вовлеченных людей
  • отказ обсуждать проблему
  • полное отключение
  • физический уход от конфликта проблемы в отношениях, когда это происходит часто, особенно если вы избегаете говорить о вещах, которые действительно важны для вас или кого-либо еще. Отказ может усугубить проблему или, по крайней мере, сделать ее более серьезной с течением времени.

    Кто-то может также избежать конфликта, отказавшись напрямую обсуждать проблему. Вместо этого они продолжают косвенно поднимать этот вопрос с помощью саркастических или пассивно-агрессивных замечаний. Это может усилить разочарование и ухудшить ситуацию для всех участников.

    Когда снимать

    Снятие средств — это не только плохие новости. Это может быть особенно полезно при работе с:

    • Острый конфликт. Когда эмоции сильны, вы можете временно уйти, чтобы остыть и собраться. Временное избегание может очень помочь, особенно если вы не хотите испортить отношения с другим вовлеченным человеком.
    • Неважный конфликт. Вы можете избегать конфликта, если он касается чего-то, что на самом деле не имеет значения, особенно если ваши отношения с другим вовлеченным человеком имеют значение. Например, ваш лучший друг настаивает на том, что он выиграл ваш последний турнир по настольным играм. Вы помните другой исход, но вам не хочется об этом спорить, поэтому вы перестаете оспаривать его память.

    Приспособление

    Приспособление означает, что на первое место должны быть поставлены чьи-то потребности. Вы уступаете конфликту, что позволяет вам, так сказать, «быть большим человеком».

    Другие участники могут относиться к вам положительно, но имейте в виду, что всегда уступая другим людям, когда возникают разногласия, вы не можете удовлетворить свои собственные потребности. Может быть, вы не возражаете против того, чтобы не получить то, что хотите, потому что хотите, чтобы ваш партнер был счастлив. Или, может быть, вам действительно все равно, куда вы поедете в отпуск.

    Здоровые отношения должны подразумевать взаимные уступки. Точно так же, как вы учитываете потребности и желания вашего партнера, они также должны учитывать ваши, когда вы их выражаете.

    Как и в большинстве хороших вещей в жизни, умеренность является ключевым моментом, когда дело доходит до приспособления.

    Соревнование

    Соревнование или принуждение предполагает отстаивание собственной точки зрения. Вы хотите «выиграть» конфликт, поэтому пытаетесь вовлечь других, чтобы они смотрели на вещи по-своему.

    Конкуренция не всегда означает использование тактики агрессии или манипуляции. Вы по-прежнему соревнуетесь, если вежливо просите или пытаетесь убедить других согласиться с вашим предложением.

    Вопреки распространенному мнению, соревнование может привести к положительным результатам, особенно если вы соревнуетесь уважительно.

    Допустим, вы работаете над групповым проектом. Вы знаете, что у вас есть правильный ответ, и у вас есть доказательства, чтобы поддержать вас. Когда вы побеждаете в конфликте, выигрывают все участники. Если у вас есть больше знаний о конкретной ситуации, вам также может понадобиться заставить других следовать вашему примеру, особенно если существует потенциальная опасность.

    Конфликт иногда может обостриться, если все участники хотят победить, особенно когда никто не хочет рассматривать другие методы разрешения.

    Это также может повлиять на отношения. Подобно тому, как всегда уступчивость может иметь негативные последствия с течением времени, постоянное принуждение другого человека к уступке вам также может привести к проблемам, особенно когда конкуренция связана с принуждением.

    Компромисс

    Когда вы идете на компромисс, вы даете некоторые основания, но то же самое делает и другой человек. Другими словами, вы оба получаете то, что хотите. Из-за этого компромисс может показаться отличным подходом к разрешению конфликтов. Все выигрывают, верно?

    Да, но и нет, так как вы тоже немного теряете. В дальнейшем, когда один или оба из вас вспоминают, в чем вы уступили, вы можете почувствовать разочарование или обиду. В некоторых случаях это может даже привести к тому, что первоначальный конфликт снова вспыхнет.

    Однако компромисс может иметь преимущества. Как правило, лучше получить часть того, что вы хотите, чем ничего, например. Он также может хорошо работать, когда по какой-либо причине невозможно решить проблему способом, который полностью удовлетворит всех.

    Просто имейте в виду, что как только вы достигли точки компромисса, вы часто можете сделать еще один шаг и совместно решить проблему.

    Сотрудничество

    Успешное сотрудничество в целом означает, что выигрывают все. Но это требует усилий со стороны каждого, поэтому, хотя он может предложить больше долгосрочных преимуществ, чем другие стратегии разрешения конфликтов, он может иметь меньшую популярность, чем более быстрые решения, такие как компромисс.

    Для успешного сотрудничества необходимо общение. Вы оба делитесь своими чувствами и используете активное слушание, чтобы действительно понять точку зрения другого человека. Вы используете эти знания, чтобы выработать решение, которое позволит вам обоим получить то, что вы хотите.

    По возможности лучше попытаться сотрудничать. Эта стратегия особенно рекомендуется для решения конфликта с романтическим партнером или кем-либо еще, с кем вы хотите поддерживать крепкие отношения.

    Чтобы сотрудничество было успешным, смотрите на свой конфликт как на проблему, которую нужно решить вместе, а не как на соревнование, в котором можно победить индивидуально. Гибкость также помогает. Вы можете подумать, что нашли правильный ответ, но у вашего партнера может быть идея, которая сделает ваше решение еще лучше.

    Не всегда легко разрешать межличностные конфликты, особенно когда вовлеченные люди имеют очень разные идеи. Избегайте этих деструктивных шаблонов, и вы обнаружите, что можете более успешно справляться даже с самыми сложными конфликтами.

    Взаимная неприязнь

    Когда ваш конфликт перерастает в полномасштабный спор, вы, вероятно, достигли точки взаимной неприязни. Враждебность может включать в себя личные нападки, крики и другие виды словесных оскорблений.

    Брайан Джонс, психотерапевт из Сиэтла, рекомендует следить за:

    • неуважение или обмен оскорблениями
    • критика или нападки на чей-либо характер вместо того, чтобы высказывать конкретную жалобу
    • оборонительная реакция, а не открытость для обратной связи
    • воздержание

    Эти тенденции могут помешать любым продуктивным изменениям, объясняет Джонс.

    Требование-отказ

    Этот паттерн описывает ситуацию, когда один человек выражает свои потребности или пытается разрешить конфликт, а другой человек в ответ уходит или избегает проблемы.

    Поскольку только один человек пытается решить проблему, она часто не решается. Обычно человек, который хочет разрешить конфликт, будет продолжать поднимать вопрос, в то время как другой человек будет продолжать менять тему или выходить из обсуждения.

    В большинстве случаев разочарование и обида нарастают с обеих сторон по мере усугубления проблемы.

    Обвинение

    Это происходит, когда один человек перенаправляет конфликт, обвиняя другого человека в проблеме.

    Вы спрашиваете своего напарника, почему он не пропылесосил дом, как обещал, и он отвечает: «Ну, ты передвинул пылесос, так что я не мог его найти».

    Конфликт, связанный с выставлением встречных обвинений, может быстро выйти из-под контроля. Обвинения могут привести к разочарованию и стрессу, и вы можете скорее огрызнуться на возражение, чем позаботиться о том, чтобы ответить продуктивно.

    Джонс рекомендует использовать «Я»-утверждения, чтобы избежать этого шаблона. Вместо того, чтобы говорить: «Ты сделал X» или «Ты всегда Y», скажи что-то вроде: «Мне тяжело, когда X» или «Я чувствую Y».

    Это позволяет вам поделиться своей точкой зрения, не обвиняя никого.

    Взаимная жалоба

    Когда партнер поднимает проблему, у вас может возникнуть соблазн поднять совершенно не связанную с ней проблему, которая вас беспокоит.

    Вы говорите: «Пожалуйста, положи обувь в шкаф, когда вернешься домой? Я всегда спотыкаюсь о них».

    Ваша сестра жалуется, говоря: «О, конечно, я сделаю это, как только ты уберешь свои книги. Они повсюду на столе, и никто другой не может их использовать».

    «Хорошо бы поддерживать разговоры об одной конкретной проблеме, — говорит Джонс. Работая над одной проблемой за раз, можно облегчить сдерживание конфликта.

    Серийные споры

    Вы когда-нибудь заканчивали спор, не придя к какому-либо реальному решению? Вы просто не могли больше говорить о проблеме, поэтому сдались, или кто-то ушел.

    Если проблемы не будут решены, они, вероятно, возникнут снова, и снова, и снова.

    Спор об одном и том же снова и снова может серьезно повлиять на ваши отношения. То, что началось как незначительная проблема с довольно простым решением, может стать предметом спора, который сразу же приведет вас обоих в бешенство.

    Возникает ли конфликт между друзьями, коллегами или романтическими партнерами, это совершенно нормально. Вы можете чувствовать себя неуверенно в том, как лучше всего разрешить каждый тип конфликта, но помните, что не всегда есть «лучший» способ.

    Когда вы подходите к конфликту с гибкостью, уважением и готовностью слушать и учитывать точки зрения других, у вас будет больше шансов на успешное сотрудничество, чтобы найти лучшее решение для всех.


    Crystal Raypole ранее работала писателем и редактором в GoodTherapy. В сферу ее интересов входят азиатские языки и литература, японский перевод, кулинария, естественные науки, позитивный секс и психическое здоровье. В частности, она стремится помочь уменьшить стигму в отношении проблем психического здоровья.

    Что такое межличностные конфликты и как их разрешать

    Конфликты стары, как род человеческий. Любая ситуация, в которой участвуют два или более человека, потенциально может перерасти в конфликт. Самые ранние конфликты происходили из-за территории, еды и других скудных ресурсов. В этой статье мы сосредоточимся на межличностных конфликтах и ​​способах их разрешения.

    Конфликты: определение и типы

    Конфликт неизбежен, но его можно разрешить.

    Во-первых, давайте посмотрим на определение конфликта.

    Проще говоря, конфликт — это серьезное разногласие. Возникает, когда у людей разные интересы, ценности, мнения, и они не могут найти золотую середину.

    Кроме того, существует несколько типов конфликтов между людьми. Это:

    • Внутриличностный
    • Межличностное общение
    • Внутригрупповой
    • Межгрупповой

    Давайте рассмотрим каждый из этих конфликтов немного подробнее.

    Внутриличностные конфликты

    Конфликт такого рода переживает один человек. Люди ежедневно сталкиваются с внутриличностными конфликтами, когда их ценности, цели или роли расходятся. Однако простой акт расстановки приоритетов разрешает эти конфликты.

    Некоторыми примерами конфликтов такого типа являются такие варианты выбора, как –

    • просмотр телевизора или подготовка к экзамену.
    • Получение степени MBA или размещение вакансий за границей
    • Ужин с семьей или ужин с клиентом
    Межличностные конфликты

    Такая ситуация возникает, когда люди склонны расходиться во мнениях относительно конечной цели и подхода, среди прочего. Межличностные конфликты могут быстро обостриться, и вещи могут стать личными, если не решить их в самый последний момент.

    Внутригрупповые конфликты

    Эти конфликты происходят в одних и тех же командах при работе над общей конечной целью. Внутригрупповые конфликты являются результатом различных подходов и установок. Внутригрупповые конфликты в определенной степени можно считать здоровыми, поскольку они препятствуют феномену группового мышления.

    Примером внутригруппового конфликта являются разногласия по поводу сроков запуска продукта.

    Межгрупповые конфликты

    Межгрупповые конфликты, как следует из названия, представляют собой конфликты между различными группами. Эти группы могут быть внутри организации или вне ее. Это происходит, когда рассматриваемые команды не имеют одинаковых всеобъемлющих целей. Ответственность за то, чтобы эти конфликты не вышли из-под контроля, становится ответственностью организации.

    Вся фирма должна работать на общий прогресс фирмы в единой манере.

    Почему возникают межличностные конфликты?

    Причины межличностных конфликтов.

    Каждый человек рано или поздно сталкивается с межличностными конфликтами. Кроме того, эти конфликты не ограничиваются рабочим местом. Межличностные конфликты могут возникать и между друзьями. Вот некоторые причины, вызывающие эти конфликты.

    Неэффективная коммуникация

    Основная причина возникновения этих конфликтов связана с плохой коммуникацией. Например, отсутствие ясности в отношении результатов, сроков и результатов проекта часто приводит к межличностным конфликтам на рабочем месте. Это классический случай, которого можно избежать, четко общаясь со всеми заинтересованными сторонами. Сотрудники должны проявлять инициативу, чтобы свести к минимуму такие ситуации.

    Столкновение личностей

    У каждого человека свой характер, который он привносит на работу. Некоторые люди сдержанны и склонны быть серьезными людьми, что резко контрастирует с людьми более энергичными, громкими и веселыми.

    Поскольку эти личности находятся на противоположных концах спектра, существует большая вероятность конфликта. Считается, что более экстравертные люди легкомысленно относятся к своей работе, и такие предположения увеличивают вероятность межличностных конфликтов.

    Отсутствие доверия

    Проблемы доверия между коллегами могут привести к межличностным конфликтам. Когда коллеги настороженно относятся друг к другу, офисная среда становится токсичной, а команде не хватает сплоченности.

    Разные интересы

    Межличностные конфликты чаще возникают, когда люди с разными интересами работают вместе. Им сложно идти на компромисс и находить решение, приемлемое для всех участников.

    Несовместимые цели

    Цели человека должны быть согласованы с общими целями команды или организации. Люди с общими целями лучше понимают свои роли и обязанности и, следовательно, лучше работают как единое целое.

    Теперь, когда у нас есть базовое понимание того, почему возникают межличностные конфликты. Рассмотрим их виды.

    Типы межличностных конфликтов

    Существует много типов конфликтов.

    Существует множество различных межличностных конфликтов. Итак, давайте рассмотрим каждый из них более подробно в этом разделе.

    Псевдоконфликты

    Эти конфликты возникают, когда вовлеченные стороны считают, что у них разные конечные цели, но на самом деле они имеют одну и ту же конечную цель. Здесь непонимание приводит к расхождению во мнениях.

    Псевдоконфликты принимают форму тривиальных аргументов, которые, в свою очередь, скрывают основную причину проблемы. Кроме того, есть вероятность, что псевдоконфликты выльются в поддразнивание или насмешку.

    Псевдоконфликты обычно разрешаются простым разъяснением.

    Конфликты фактов

    Это еще один тип межличностного конфликта. Предположим, вы говорите, что помидор — это фрукт, а ваш друг утверждает, что это овощ, и возникает конфликт фактов. Как показано, конфликт фактов возникает из-за части информации.

    Эти конфликты можно быстро разрешить. Все, что нужно сделать человеку, это проверить проверенный источник.

    Конфликты политики

    Этот вид межличностного конфликта возникает, когда у заинтересованных сторон совершенно разный подход к конкретной ситуации. Эти разные мнения или практика возникают из-за нескольких факторов: образования, точки зрения, обстоятельств, воспитания и т. д.

    Конфликты, связанные с политикой, распространены на рабочем месте, и они разрешаются путем поиска решения, подходящего для данной ситуации. Однако чаще всего предпочтение отдается золотой середине.

    Конфликт ценностей

    Возникает, когда вовлеченные лица имеют различные системы ценностей. Например, ваш коллега может считать приемлемым работать в фирме в нерабочее время. Однако это может полностью противоречить вашему мышлению. Конфликт ценностей — один из самых сложных для разрешения, и лучше всего признать и уважать тот факт, что у всех разные жизненные приоритеты.

    Конфликт эго

    В этом конфликте человек ставит на карту свою гордость. Конфликты эго возникают из-за небольших обид, которые со временем накапливаются. Например, если менеджер постоянно критикует одного члена команды и хвалит другого, это приводит к конфликту эго. Этот тип межличностного конфликта также является результатом связи результатов с интеллектом.

    Кроме того, осуждающие замечания также подпитывают конфликты эго, и в конфликте эго внимание отвлекается от рассматриваемой проблемы.

    Разрешение межличностных конфликтов

    Разрешение межличностных конфликтов

    Как упоминалось ранее, конфликты были частью человеческой эволюции, как и разрешение конфликтов. Умение разрядить напряженность между людьми — полезный навык. Существуют различные проверенные методы разрешения конфликтов. Давайте посмотрим на них ниже:

    Общение

    Очень важно, чтобы стороны, участвующие в межличностном конфликте, разговаривали друг с другом. Держите все каналы связи открытыми. Однако просто разговоры не помогают. Нужно правильно понять точку зрения другого человека. Эти разговоры должны быть теплыми и приятными. Оба человека должны придерживаться обсуждаемой темы.

    Активное слушание

    Это жизненно важная часть процесса разрешения конфликтов. Нужно обращать внимание и обрабатывать то, что говорит другой человек. Здесь человек должен наблюдать как вербальные, так и невербальные сигналы, чтобы полностью понять сообщение. Более того, не следует легкомысленно относиться к опасениям другой заинтересованной стороны.

    Будьте чуткими

    Умение внимательно слушать и ставить себя на место другого человека имеет большое значение для разрешения конфликтов. Проявление сочувствия — отличный способ показать, что вы заботитесь о других участниках и являетесь командным игроком в истинном смысле этого слова.

    Не обижайся

    Весомая причина, по которой межличностные конфликты тлеют и долго остаются неразрешенными, – это обиды на коллег. Нужно всегда прилагать усилия, чтобы прояснить ситуацию, извиниться, если нужно, и двигаться дальше. Это помогает человеку сосредоточиться на работе, а не создавать токсичную среду на рабочем месте.

    Четкое общение

    Четкое общение является ключом к предотвращению многих конфликтов на рабочем месте. Нужно четко объяснить, почему конкретная задача не может быть выполнена. Это чрезвычайно полезно, когда человек сталкивается с нереалистичными сроками. Некоторые ценные советы по улучшению общения:

    • уверенность в себе
    • поддержание зрительного контакта
    • Позитивный язык тела
    • Продолжая тему
    Вовлечение заинтересованных сторон

    При разрешении межличностного конфликта крайне важно наметить решение, в котором участвуют все стороны.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts