Межличностная роль
У каждого человека в системе отношений своя межличностная роль. При этом последняя налагает на человека определенные права и обязанности. Отметим, что большинству межличностных ролей не обучают. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт. Как правило, индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли, а также в том, что делает человек, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора. В то же время, благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений, можно говорить о типичных межличностных ролях, о системе шаблонов понимания, координации и согласования поведения людей, составляющих пару.
Например, в ситуации сотрудничества могут возникнуть следующие межличностные роли: коллега, партнер, клиент, поклонник, объект любви и т.д. В ситуации конкуренции – это соперник, враг, заговорщик, союзник и т.
Можно сказать, что межличностные роли отражают функционально-организаторскую зависимость людей в их совместной деятельности.
Роль социальная – это совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы.
В процессе взаимодействия социальный контроль осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, которые «используются» общающимися людьми.Роль социальная – это совокупность норм,
определяющих поведение действующих
в социальной системе лиц в зависимости
от их статуса или позиции, и само поведение,
реализующее эти нормы.
Понятие социальная роль было предложено
независимо друг от друга американскими
социологами Р. Линтоном и Дж.Мидом в 1930-х гг. Р.Линтон трактовал социальную роль как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, а Дж.Мид – в плане непосредственного взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе которой происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности.
Так в ролевом описании общество или любая социальная группа предстает в виде набора определенных социальных позиций (рабочий, ученый, школьник, муж, солдат и т.д.), находясь в которых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям (экспектациям) других людей, связанных с данной позицией. Кроме этого, один и тот же человек выполняет различные роли, входя в различные ситуации общения, порой попадая в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные роли оказываются плохо совместимыми. Например, являясь по своей служебной роли начальником n-отдела, она, заболев, выполняет предписания врача, оказавшись в роли покорной жены; принимая же гостей, она радушная хозяйка… Выступая в роли матери 14-летнего сына и замечая в нем недостатки, с одной стороны убеждена в необходимости усиления требовательности к нему, а с другой стороны – проявляет слабость, потакая ему и тем самым способствует закреплению отрицательных черт.
Исполняя различные роли, взаимодействия людей регулируются еще ролевыми ожиданиями. Хочет того или не хочет, но от человека окружающие ожидают поведения, которое соответствовало бы определенному образцу. При этом каждая роль обязательно получает общественную оценку, и даже незначительное отклонение от образца осуждается. Можно сказать, что необходимым условием успешного межличностного общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Способность и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидания того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть, называется тактом.
Человеческая жизнедеятельность не исчерпывается только ролевым поведением, т.е. шаблонным. Так за пределами социальных ролей остаются разнообразные виды отклоняющегося (девиантного) и спонтанного поведения, в том числе новаторская деятельность человека, созидающая новые нормы и новые социальные роли. Точно также и структура личности не сводится к совокупности социальных ролей: их интериоризация (усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную индивидуальность, складывающуюся на протяжении жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью.
Роли менеджера по МинцбергуTalent Management
Статья посвящена основным ролям менеджера в организации согласно концепции Минцберга
Независимо от того, новичок вы в управлении или опытный специалист, вы должны осознавать, что для управления требуются определенные навыки и способности.
Минцберг выделил десять ролей менеджера, которые он сгруппировал в три основные области управленческой деятельности:межличностные роли, инфрмационные и роли в принятии решений. Эти области описаны Пью и Хигсоном (Pugh and Hickson 1996, pp. 30-31).
Межличностные роли. Эти роли охватывают отношения менеджера с другими людьми. Внутри данной области имеются три следующие роли: глава, лидер и связующее звено. Менеджер должен действовать как глава, обладая формальными полномочиями и символическим положением, представляя свою организацию. Как лидер менеджер должен собрать воедино потребности организации и её отдельных работников, с которыми он сотрудничает и которыми управляет. Третья межличностная роль — связующее звено — охватывает область горизонтальных отношений, которые, как показывают исследования, также важны в деятельности менеджера. В круг его обязанностей входит поддержание сетей связей внутри самой организации и за её пределами. Работа с людьми, формальная и неформальная, в иерархии и по горизонтали, является, таким образом, главной составляющей роли менеджера.
Работа с людьми, формальная и неформальная, в иерархии и по горизонтали, является, таким образом, главной составляющей роли менеджера.
Информационные роли. Менеджер должен постоянно работать с информацией, исполняя три соответствующие роли — собирателя, распространителя и представителя. Он является важной фигурой в мониторинге того, что происходит в организации, обобщая информацию как о внутренних, так и о внешних событиях и передавая её другим. Процесс передачи информации — это элемент роли распространителя. Менеджер должен предоставлять касающуюся организации информации персоналу и внешним заинтересованным сторонам, выполняя роль представителя.
Роли в принятии решений. Как и многие другие авторы, Минцберг считает эти роли самой важной частью управленческой деятельности, так как они касаются принятия решений. Четыре роли, включенные в эту категорию, основаны на различных типах решений — инициатор, устранитель проблем, распределитель ресурсов и ведущий переговоры. В качестве инициатора менеджер принимает решения об изменениях, которые происходят в организации. Он может вносить изменения и принимать активное участие в принятии решения относительно того, как они должны быть проведены. Он предчувствует ситуацию и действует проактивно. Эта роль сильно отличается от роли устранителя проблем, в которой менеджеру приходится принимать решения во время каких-либо непредвиденных событий, вышедших из-под контроля. Способность реагировать на внезапные события, как и способность планировать деятельность, — это важный управленческий навык, по мнению Минцберга. Роль распределителя ресурсов является центральной для многих видов деятельности в организации. Понятно, что менеджер должен принимать решения и о распределении денег, людей, оборудования, времени и т.д. Минцберг подчеркивает, что поступая таким образом, менеджер действительно рассчитывает время, программирует работу и отвечает за деятельность. Роль ведущего переговоры не менее важна: менеджер должен вести переговоры с другими и при этом уметь принимать решения об использовании организационных ресурсов.
Минцберг полагает, что информационные роли являются очень важными: менеджеры определяют приоритетность информации. Благодаря своим межличностным ролям они получают информацию, а, благодаря ролям в принятии решений, они её используют. Однако Минцберг не считает, что один аспект работы важнее других. Это происходит по двум причинам: относительная важность каждой роли меняется с течением времени и от задания к заданию, не имея четких границ. Минцберг признает, что до определенной степени роли могут меняться по своей значимости согласно ситуации и окружения, в котором работает менеджер. Это является важным условием:
Не существует единой модели или образца, которым должны следовать менеджеры, и то, что хорошо для одной ситуации, может не подойти для другой. Это называется ситуационным подходом в менеджменте.
Возможность менеджера самому выбирать совокупность различных ролей означает, что менеджмент не сводится к набору научных утверждений и программ. По существу менеджмент является искусством, и менеджеру придется изучать ситуацию постоянно. Это можно делать, изучая себя и способы, с помощью которых вы выполняете свою работу. Такой подход называется «рефлексивной практикой», означая, что вы можете учиться, размышляя о том, что вы делаете: что получается хорошо, а что идет плохо, почему появляются те или иные результаты.
Одно из преимуществ рефлексивного размышления состоит в том, что оно позволяет научиться видеть различия между моделями менеджмента и собственным реальным опытом. Многие из ваших действий могут быть основаны на собственных рассуждениях, интуиции или накопленном опыте.
Знакомство с Минцбергом можно закончить ещё одной ссылкой на него. Он подчеркивает важность связующей и коммуникационной составляющей управленческой деятельности, которая дает возможность команде работать эффективно. Он объясняет эту точку зрения, используя метафору оркестра.
«Взятые вместе, различные ограничения, с которыми дирижер работает внутри оркестра, имеют много общего с работой менеджеров — не подвергать абсолютному контролю других, но и не отказываться совершенно от применения власти, а находиться где-то посередине».
Минцберг (Mintsberg, 1998, p. 144)
Успехов всем и эффективной работы.
А мы — с вами, как вы знаете).
3 различных типа межличностных ролей
Давайте подробнее рассмотрим межличностные роли менеджера.
Менеджеры низшего звена будут иметь другие межличностные роли, чем менеджеры среднего звена.
То же самое относится и к высшему руководству.
Межличностные роли менеджера включают действия в качестве:
- менеджера
- лидер
- член команды
Как менеджер ваша межличностная роль заключается в том, чтобы каждый понимал свою роль, свою обязанности, их задачи и цели.
Это выполнение задач ЧЕРЕЗ людей. Это означает не просто выкрикивание приказов, а общение таким образом, чтобы создать заинтересованность в выполнении работы.
Это «как», а не «что», и поэтому существует большая разница между Обучение навыкам управления , которое мы проводим, и Программы обучения развитию лидерских качеств , которые мы проводим. Там другой акцент.
Когда вы слышите термин «управление», вы обычно думаете о необходимости управлять ресурсами и задачами, а не людьми.
Мне нравится думать, что они идут рука об руку. Задачи сами не решаются!
Итак, необходимые навыки включают:
- Уверенное планирование
- Эффективная организация
- Эффективный контроль
К ним относятся способность управлять бюджетом, ставить эффективные цели и быть объективным при определении задач управления временем.
Как следует сообщать об этих задачах?
Ваши навыки межличностного общения определят успех всего, что необходимо сделать.
Итак, будьте ясны в своих ожиданиях. Будьте точны в своих потребностях и желаниях. И будьте убедительны в своих желаниях по срокам, которые должны быть выполнены.
Как насчет вашей роли лидера?
Здесь действительно можно развить свои навыки межличностного общения.
Ранее мы отмечали, что мы управляем задачами и ресурсами.
Мы также должны помнить, что люди не хотят, чтобы ими управляли; но они хотят быть лидерами.
Вот некоторые навыки, которые можно развивать с течением времени
Коммуникативные навыки , которые включают Вербальное общение – что мы говорим и как мы это говорим; Невербальное общение – то, что мы общаемся без слов, например, посредством языка тела или тона голоса; и
Навыки слушания – как мы интерпретируем вербальные и невербальные сообщения, посылаемые другими.
Эмоциональный интеллект – способность понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других.
Работа в команде – способность работать с другими в группах и командах, как формальных, так и неформальных.
Навыки ведения переговоров, убеждения и влияния – работа с другими для достижения взаимоприемлемого (выигрыш/выигрыш) результата. Это можно рассматривать как подмножество коммуникации, но его часто рассматривают отдельно.
Разрешение конфликтов и посредничество – работа с другими людьми для разрешения межличностных конфликтов и разногласий в позитивном ключе, что опять-таки можно рассматривать как разновидность общения.
Решение проблем и принятие решений – работа с другими для выявления, определения и решения проблем, что включает в себя принятие решений о наилучшем образе действий. Совершенствуя эти конкретные навыки, вы создаете шансы мотивировать и вовлекать свою команду, чтобы производить больше и придавать больше импульса.
Вы также должны демонстрировать отличные навыки межличностного общения, будучи командным игроком . Вы можете видеть себя не членом команды, а ее подставным лицом. Но ваша роль командного игрока также должна развиваться. Наши межличностные роли часто охватывают работу в качестве командного игрока.
Как вы можете это сделать?
Командные игроки: – Создавайте дух команды – Ставьте на цели команды – Выступайте в качестве поддержки – Знайте свои навыки, сильные и слабые стороны
Требуемые навыки межличностного общения включают: – Навыки хорошего качества встреч – Навыки творческого решения проблем – Навыки решительного принятия решений – Отличные навыки задавать вопросы и слушать
Работа менеджера требует, чтобы мы играли разные роли в межличностных отношениях в разное время. Наши навыки межличностного общения будут определять успех ролей, которые мы играем, и помогут поддерживать наши общие показатели успеха.
Дополнительные ресурсы межличностных ролей
Вот несколько полезных ресурсов по межличностным ролям.
Пожалуйста, нажмите ниже , чтобы узнать больше:
Надеюсь, эти ресурсы помогли вам. Если вы хотите вывести свою управленческую игру на новый уровень, у нас есть ряд решений Management Training , которые могут вам помочь, включая БЕСПЛАТНЫЙ онлайн-курс по менеджменту , состоящий из 5 видеомодулей и вспомогательных материалов. Курс охватывает эффективный коучинг, стили лидерства , как делегировать полномочия, как управлять своими командами и все, что вам нужно знать о том, как давать и получать обратную связь!
Еще раз спасибо
Шон
Шон Макфит
Управляющий директор
Обучение MTD
Межличностные роли — Типы менеджеров ial Роли
Межличностные ролиСодержание
ToggleРоль менеджера — это набор поведений, связанных с задачей управления. Используя эти роли, менеджеры выполняют только что рассмотренные основные функции управления: планирование и выработка стратегии, организация, контроль, руководство и развитие сотрудников. Минцберг был одним из первых и наиболее стойких писателей, описавших роль менеджера. Он наблюдал за тем, что менеджеры делали в течение дня, следя за ними. Он сгруппировал роли в три категории: межличностные роли, информационные роли и роли принятия решений.
В этой категории межличностные роли включают поведение и обязанности, связанные с взаимодействием сотрудников и заинтересованных сторон. Менеджер может достичь организационных целей посредством этих взаимодействий. Как внутри, так и вне своих организаций люди проводят много времени во взаимодействии друг с другом. К ним относятся коллеги, подчиненные, начальники, поставщики, клиенты, правительственные чиновники и общественные лидеры. Понимание межличностных отношений является важным аспектом всех этих взаимодействий. Согласно исследованиям, менеджеры тратят более 80 процентов своего времени на общение с людьми.
Среди этих взаимодействий есть три ключевые межличностные роли:
Подставное лицоМенеджеры выполняют социальные и юридические обязательства в качестве символических подставных лиц. Посещение свадеб подчиненных или выступление на школьных и церковных мероприятиях являются примерами таких обязанностей, как приветствие посетителей, подписание юридических документов, приглашение важных клиентов на обед и т. д. Эти обязанности, в основном церемониальные по своему характеру, жизненно важны для бесперебойного функционирования организации. .
Менеджеры несут ответственность за выполнение задач, связанных с социальными, символическими или юридическими вопросами. Как представитель организации вы не принимаете решений. Подставные лица также несут ответственность за мотивацию своих команд для достижения целей и задач.
Ожидается, что они будут вдохновлять свои команды. Как подставное лицо, вас уважают как авторитетного человека. Одной из ваших обязанностей как менеджера будет выполнение определенных церемониальных обязанностей, таких как встреча высокопоставленных лиц, посещение свадьбы, приглашение важного клиента на обед и т. д.
Пример: Как подставное лицо, вы несете ответственность за посещение общественных обедов и мероприятий с клиентами. Продвижение вашей компании или команды является частью вашей роли, а также создание положительного профессионального имиджа.
ЛидерРабота каждого менеджера связана с мотивацией и поощрением своих сотрудников. Кроме того, он должен стремиться согласовать их индивидуальные потребности с целями организации. Лидерство — это обеспечение производительности и ответственности вашей команды, вашего отдела или даже всей вашей организации.
В роли лидера подразделения или организации менеджер оказывает наибольшее влияние. Руководя деятельностью подчиненных, он должен мотивировать и направлять их на достижение поставленных задач, а также руководить и координировать их деятельность. Его подчиненные должны следовать его указаниям и указаниям с уважением и самоотверженностью, будучи образцовым лидером.
В обязанности менеджера входит следить за работой своих сотрудников. Как правило, ваша цель — управлять командой и обязанностями ее членов таким образом, чтобы достичь поставленных целей. Среди ваших обязанностей в качестве менеджера вы будете обеспечивать лидерство, развивать и мотивировать персонал, а также проводить оценки.
Пример: У вашей команды может быть цель по продажам на месяц. Как лидер, вы должны сообщать о своих ожиданиях членам вашей команды. Вы будете регулярно следить за их прогрессом в течение месяца, и вы можете предоставить ресурсы или делегировать задачи, чтобы помочь им достичь своей цели.
СвязнойРоль менеджера в качестве связного предполагает развитие контактов за пределами его вертикальной цепочки подчинения для сбора информации, которая будет полезна его организации. Менеджеры должны поддерживать сеть внешних контактов в дополнение к поддержанию постоянного контакта с своих подчиненных, коллег и начальников для оценки внешней среды конкуренции, социальных изменений или изменений в государственных правилах, положениях и законах. Менеджер в этой роли создает собственную внешнюю информационную систему.
Сеть взаимных обязательств также развивается с другими менеджерами в организации. Альянсы также формируются, чтобы заручиться поддержкой предложений и решений. Развитие отношений с внешними источниками информации может быть достигнуто путем посещения собраний и конференций, личных телефонных звонков, чтения торговых журналов и развития неформальных контактов внутри внешних агентств.
Создание и поддержание отношений на внутреннем и внешнем уровне является частью роли связующего звена. Ваша роль заключается в том, чтобы связать различные группы людей, чтобы обеспечить бесперебойную работу. Вы можете выступать в качестве связующего звена для обмена знаниями или информацией между членами цепочки управления вашей организации и обеспечения выполнения проектов в соответствии с графиком. Возможно, вы сможете привлечь членов вашей внешней сети в свою компанию, чтобы помочь более эффективно достигать организационных целей.
Пример: Ваша роль менеджера требует от вас регулярного общения с вашими сотрудниками, а также с вашими клиентами. Слушая своих клиентов, вы можете узнать об их потребностях и передать эту информацию своим сотрудникам. Имея четкое представление об ожиданиях клиента, вы можете быть уверены, что он удовлетворит эти потребности и обеспечит успешный результат.
Тест по межличностным ролям / MCQ
Что из следующего является примером межличностной роли?
а. Предприниматель
b. Лидер
гр. Распределитель ресурсов
Правильный ответ на данный вопрос: вариант b. Лидер
Какая из этих ролей, по Минцбергу, является межличностной? A. пресс-секретарь
B. лидер
C. переговорщик
D.