Мимика это в психологии: Мимика | это… Что такое Мимика?

Значение мимики и жестов в психологии

18+

, автор: Быстрова А.

Мимика и жесты человека передают его истинное настроение и самые потаенные, скрываемые даже от себя, мысли.

Слова — это всего 30 % информации, которую при общении мы передаем друг другу.
Остальное это невербальные сигналы – от позиции тела до жестов и выражения глаз. Невербальное общение совершается без словесного контакта. Оно может сопровождать и дополнять вербальное общение, а может существовать как отдельная форма передачи информации собеседнику.

Итак, приступим:



Положение головы
Поднятая голова говорит об уверенности в себе, готовности к коммуникации и открытости к окружающему миру.
Подчеркнуто высоко поднятая голова свидетельствует о высокомерии и самолюбовании.
Запрокинутая голова — это вызов окружающим, готовность к активным действиям.
Склоненная набок голова — готовность идти на компромисс, отказ от лидерства, согласие на роль подчиненного.
Свисающая вниз голова — это слабость, безволие.

Мимика лица и глаз
Полностью открытые глаза соответствуют живости характера, хорошей восприимчивости человека.
Прикрытые глаза — это либо сильное утомление, либо признак инертности, равнодушия, пассивности.
Прищуренный взгляд означает либо пристальное внимание, либо хитрость, коварные планы, злой умысел.
Прямой взгляд, обращенный к собеседнику, показывает интерес, доверие, открытость, готовность к сотрудничеству.
Взгляд сбоку уголками глаз демонстрирует скептическое настроение, недоверие, выражает сомнения.
Взгляд снизу при склоненной голове свидетельствует о некоторой агрессии, которая может быть приведена в действие.
Взгляд сверху вниз в психологии жестов — это всегда чувство превосходства и высокомерия, демонстрация презрительного отношения к партнеру.
Если в мимике собеседника Вы улавливаете уклоняющийся взгляд, то, скорее всего, это неуверенность в себе, робость или чувство вины, или нежелание к контакту.


Язык жестов: руки
В психологии жестов рукам отводится очень большое значение. А связано это с тем, что жестикулируя руками, человек передает множество тех чувств и эмоций, которые не может передать словами.
Ладонь, открытая кверху, — символ объяснения, убеждения.
Руки, свисающие вдоль тела, — пассивность, безволие.
Руки, заложенные за спину, — неготовность к действиям, робость, застенчивость, сомнения.
Руки, спрятанные в карманах, — попытка скрыть, неуверенность в себе.
Рука, сжатая в кулак, — концентрация внимания, самоутверждение.
Потирание рук означает прилив положительных эмоций и удовлетворенность.
Движение рук, закрывающее глаза или лицо, — это стремление что-то скрыть, уйти от разговора.

Язык жестов: плечи
Высоко поднятые плечи и сутулая спина на языке жестов означают нерешительность, беспомощность, нервозность.
Плечи, спадающие вперед — знак слабости и подавленности, символ комплекса неполноценности.
Свободное движение плечами — уверенность в себе, внутренняя свобода.
Отведение плеч назад — в психологии жестов и мимики это стремление действовать.

Новости СМИ2

10+ примеров, 5 интересных фактов!

Как научиться понимать людей, опираясь на их жестикуляцию и мимику? Психология мимики и жестов даёт ответ на этот вопрос.

Изучив и поняв эту тему, можно обеспечить отсутствие тайн и скрытых смыслов в разговорах с окружающими и научиться читать людей, как открытую книгу.

Согласитесь, способность весьма полезная?

Содержание

Что такое

психология мимики и жестов?

Мимика и жесты в общении с окружающими играют огромную роль. Они помогают усилить, в полной мере раскрыть чувства. С помощью мимики мы выражаем эмоции, о которых не говорим. Наше тело весьма коварно, мы можем не замечать, как говорим одно, а язык тела показывает совсем другое.


Читайте также на нашем сайте:


Сами того не замечая, мы выдаем свои скрытые замыслы и недосказанные слова. Наше тело красноречивее любых речей и тирад.

Неопытному человеку будет тяжело разобраться, где и как слукавил его собеседник. Но тому, кому знакома тема мимики и жестов, обеспечены понимание ситуации и возможность взять ее под контроль.

Мимика и жесты очень сильно переплетены между собой, поэтому их всегда рассматривают в одной связке.

“Тот, кто лжет на языке слов, выдает себя на языке жестов, на которые он не обращает внимания”.

Освальд Шпенглер

Мы поступим также и в этой статье ответим на самые распространенные вопросы по теме мимики и жестов.

Мимика и жесты человека, психология влияния! Читайте, будет интересно 😉

Термины и понятия раздела мимики и жестов

Жестикуляционный рефрен, словарь символики психоанатомии, эргономика жестов. Что это такое?

Эти словосочетания тяжелы к восприятию для людей, впервые столкнувшихся с темой жестикуляции и мимики. Проще говоря, это составляющие данного раздела психологии, позволяющие понять мимику и жесты на более подробном уровне, чем «у него горят уши, значит он врет». Все куда более глубоко и серьезно, чем может показаться на первый взгляд.

Жестикуляционный рефрен это повторяющийся жест, который всегда имеет один и тот же смысл.

Вот пример. Скрещенные руки. Если правая лежит поверх левой – обида. Если наоборот – защитная позиция.

Словарь символики психоанатомии – это своего рода расшифровка языка жестов. Исходя из него, можно узнать, что означают определенные жесты в сложившейся ситуации. Данный раздел рассматривают сугубо на конкретных примерах, так как в разных ситуациях, один и тот же жест может трактоваться по-разному.Эргономика мимики и жестов – это раздел, описывающий способность приспособить язык тела для решения конкретных задач. Например, оказывать влияние на психику человека с помощью позитивных убеждений, передаваемых через жесты.

Изучение эргономики жестов – прекрасный способ научиться общаться продуктивнее и эффективнее. Он даёт возможность влиять на человека жестами и мимикой, которые подсознательно вызывают у того позитивные эмоции.

Этим хорошо пользуются мошенники. Например, для того, чтоб расположить человека к себе, мошенник может во время рассказа анекдота или какой-то приятной и смешной истории коснуться его руки. Таким образом мозг человека начинает позитивно реагировать на данный жест.

Затем, когда дело подходит к «провороту» самой аферы, мошенник невзначай опять касается руки человека, пробуждая в его сознании расслабленность и позитив. Так легче совершить махинацию, ведь расслабленный человек не начнёт что-то подозревать. Его мозг обманут психологией.

Что даёт понимание мимики и жестов?

Краткий список преимуществ:

  • Активная работа мозга.

Нужно запомнить кучу жестов и движений, которые обозначают какой-то конкретный смысл. К примеру, если во время диалога собеседник чешет затылок, это означает, что он не уверен в Ваших словах и поддает их сомнению. Можно привести массу таких примеров, и большинство из них нужно постоянно держать в памяти.

  • Умение подстраиваться и изменять ситуацию.

Когда вы знаете больше, чем вам говорят, вы можете чаще находить правильные решения в различных ситуациях, подводить собеседника к чему-то или получать ответы там, где он их даже не произносит.

  • Понимание негативных побуждений человека.

Знание этой темы даст вам возможность оградить себя от вранья, зависти, недружелюбия и т.д.

  • Понимание внутреннего мира собеседника.

Правильная интерпретация мимики и жестов не только даёт возможность заглянуть в душу, выведав все тайны собеседника, но и понять, что ему нужна помощь, хоть он и пытается это скрыть. В этом случае можно попытаться найти нужные слова и попытаться вместе разобраться с проблемой.

  • Развитие способности замечать мельчайшие детали.

Без этой способности невозможно трактовать сложившуюся картину из мимики и жестов. Один незамеченный жест может кардинально изменить весь смысл сигналов, подаваемых телом. Поэтому, если мы хотим правильно интерпретировать язык тела другого человека, нам необходимо быть более внимательными и восприимчивыми к мелочам.

  • Саморазвитие.

Саморазвитие – это дополнительный бонус при изучении психологии мимики и жестов. Человек учиться познавать как себя, так и окружающих, изучает что-то глубокое, черпает для себя что-то полезное.

С чего начать обучение языку мимики и жестов?

Рассмотрим все источники знаний по психологии мимики и жестов:

  • Литература.

Первый помощник в изучении данной темы. Кроме печатных книг многие специалисты в этом разделе психологии выпускают журналы, открывают сайты и ведут блоги в интернете.

  • Курсы по изучению психологии мимики и жестов.

Человек, разбирающийся в теме, сможет лично показать и объяснить, как всё работает и как применять полученные знания в жизни.

  • Просмотр сериалов или документальных фильмов на эту тему.

Как ни странно, оттуда можно почерпнуть весьма большой объем информации. Плюс ко всему, там всё показано на практике, что значительно упрощает понимание и усвоение «уроков» в голове.

  • Практика.

Читать и смотреть – это, конечно, хорошо, но необходимо применять полученные знания в реальных условиях. Это единственный способ усвоить информацию и изменить что-то в своей жизни.

Значение жестов и мимики на конкретных примерах

Теоретические знания нужно рассматривать на конкретных, смоделированных ситуациях. Только так можно правильно понять, о чем «молчит» собеседник. Разберём, как связаны чувства собеседника с движениями различных частей его тела.

Губы

Чаще всего с подвижностью губ связывают самоуверенность.

Пример 1.

Собеседник, опершись локтем о подлокотник кресла, теребит указательным пальцем губы, при этом не издавая ни единого звука.

Это означает, что человек растерян и не знает, какое решение принять. Собеседник думает, что им пытаются манипулировать, а его жест равносилен неуверенности. Данный пример является не частым, но зато очень красноречивым.

Пример 2.

Герметично сжавшиеся губы собеседника совсем перестали быть видны.

Здесь два варианта:

  • Это показывает человека как добродетеля, довольно опытного, мудрого.
  • Отвращение. Причем близкое к полному отторжению. Это более частый вариант.

В данном случае важен контекст беседы. Если во время разговора Вы обмолвились о чем-то неприятном или задели какую-то болезненную для собеседника тему, то это можно заметить по его сжатым губам. В этом случае стоит увести разговор в сторону и сменить тему на нейтральную.

Пример 3.

Собеседник закусывает верхнюю или нижнюю губу.

Это означает недовольство человека. Возможно, ваш собеседник измотан и эмоционально перегружен. Если верхнюю губу закусывает женщина, она, как правило, чего-то опасается.

Также этот жест может рассматриваться как соблазнение, тогда он свидетельствует о любовном возбуждении.

Спина

Спина – это центр чувственности, также отвечающий за способность вкладывать максимум сил в какое-то дело.

Пример 1.

Собеседник дружески хлопнул товарища по спине.

Это прямое выражение симпатии или просто хорошего настроения. Говорят, это сокращенная версия объятий.

Стоит отметить, что не всегда данный жест означает что-то хорошее. Читайте часть статьи про эргономику жестов.

Пример 2.

Собеседник общается с Вами, повернувшись спиной.

Если данную позу принимают мужчины, это говорит об их неспособности принимать решения. Также это указывает на отсутствие лидерских качеств, ведь тот, кому они присущи будет открыто встречать любой поворот ситуации и решать вопросы, находясь к собеседникам лицом.

Кисти

Кисти – самая активная и подвижная часть тела, она может рассказать о многом.

Пример 1.

Если Ваш собеседник держит кисти в позе «молитвы», то это означает скорее непримиримый жест, нежели снисходительный. Стоит быть готовым к тому, что собеседник будет возражать по поводу сказанного Вами.

Пример 2.

Собеседник закрывает руку, как бы держа в ней что-то маленькое.

Данный жест означает, что человек только забирает, а не отдает. Это символ эгоизма.   

Челюсть

Челюсть ассоциируется со злостью во всех ее негативных проявлениях.

Пример 1.

Бывает такое, что человек среди ночи начинает скрипеть зубами? Так вот, это вовсе не привычка или особенность организма, это ничто иное, как гнев. Чаще всего человек, переживший весьма злобную и мрачную ситуацию днем, невольно проявляет это ночью сквозь сон.

Пример 2.

Челюсти собеседника постоянно находятся в скрытом жевательном процессе. Это свидетельствует о весьма переменчивой личности.

Пример 3.

Желваки будто пульсируют под кожей, а из глаз вот-вот брызнут слезы. Это знак того, что собеседник явно теряет самообладание, он чем-то сильно потрясен и держит эмоции в себе из последних сил.

В статье мы рассматриваем только основные примеры, помимо них психология мимики и жестов разбирает множество ситуаций и контекстов.

Благодаря этим знаниям, каждый имеет возможность почувствовать суть поведения своего собеседника, понять, что на самом деле он испытывает и чувствует.

Как не прискорбно, людям свойственно врать, что-то скрывать или недоговаривать. Психология мимики и жестов, поможет пролить свет и ясность на многие ситуации, такие серьезные знания могут уберечь от  неприятностей.

Как использовать знания о мимике и жестах?

Пользоваться такими знаниями можно очень активно.

  • Если было замечено по определенным жестам или мимике, что собеседник не желает продолжать разговор, можно тактично завершить беседу и удалиться.
  • Наблюдая, как новый знакомый лукавит или скрывает правду, можно удалить такого человека из круга общения, лишив себя вечных тайн и недомолвок.
  • Можно спастись от обманщиков.

Профессиональные лжецы и манипуляторы отлично разбираются в психологии. Для того, чтоб скрыть тайные проявления мимики или жестов, они учатся контролировать самые мельчайшие движения.
Их тяжело, но всё же возможно раскусить. Достаточно понаблюдать за их поведением некоторое время, где-то их тело даст сбой и тогда всё станет явным.

Совет: если вы не уверены в правдивости речей человека, задавайте ему больше вопросов и наблюдайте за движениями его тела.

Такое глубокое знание дает возможность видеть истинное лицо людей. Не все являются теми, за кого себя выдают. Так почему бы не “расколоть” человека до того, как он смог предпринять в Вашу сторону что-то не очень приятное.

  • С позитивной стороны умение пользоваться жестами и мимикой может подсознательно расположить к вам человека, расслабить его и сделать очень сговорчивым.

Вы сможете позитивно влиять на него, на его самочувствие. Так почему бы не наделить эмоции человека позитивом, используя мимику и жесты?

Психология мимики и жестов в обществе

Знания и мимике и жестах широко используют при расследованиях и следствиях.

При допросе подозреваемого или свидетеля, специалист может отследить определенные мимические характеристики, по которым легко вычисляется врёт человек или говорит правду. Наше тело не даст себя обмануть. Человек может сам того не подозревая, выдать себя через жесты и мимику.

Также психология мимики и жестов находит своё применение в политике. Известно, почти все политики что-то недоговаривают. Узнать, что конкретно поможет данный раздел психологии.

Интересные факты
  • Есть интересный способ узнать врёт ли человек: нужно пожать ему руку. Если врёт – она будет холодной, так как когда человек лжёт, организм это понимает и предпринимает меры. Кровь спускается в ноги, чтобы в случае чего – бежать со всех ног.
  • Искренняя улыбка длится не больше четырех секунд. Мало того, дополнительным фактором искренности являются морщинки вокруг глаз. Если человек «натягивает» улыбку, то мимика глаз не будет затронута.
  • Если мужчина во время разговора с женщиной повернул ногу носком в ее сторону, это означает, что он испытывает симпатию. Это отличный способ для девушек проверять молодых людей на наличие интереса в их сторону.
  • Зуд. Как ни странно, зуд может вам многое рассказать, стоит лишь обратить внимание, в каком месте он возникает. Чешется затылок? Это свидетельствует о неуверенности в себе. Если же это подбородок, то подсознание подталкивает человека на то, чтоб он бросил вызов. Если зуд начался в районе тыльной стороны левой руки – нужно «закрыться». Правая кисть (также тыльная сторона) – подсознание говорит, что нужно схитрить.
  • В некоторых случаях мимика, жесты мужчин имеют совершенно другое значение, чем те же самые мимика и жесты женщин.

Заключение

Психология мимики и жестов – нелегкая тема для изучения и освоения. Но насколько же она интересна и увлекательна! Подумать только, толкование простых элементов поведения помогают в буквальном смысле читать человека, как книгу. Это очень ценная способность.

В первую очередь она приходит с умением наблюдать. Не обязательно быть дипломированным специалистом или иметь большой стаж работы в этой сфере. Достаточно просто учиться видеть, замечать все мелочи и анализировать их, прокручивать в голове факты, сопоставлять информацию и делать выводы.

Психология мимики и жестов может научить вас видеть людей насквозь. Это настоящая суперсила, обладать которой может лишь человек с большим упорством и желанием постигать тайны человеческой психологии.

Под конец, видео про жесты и мимику! Смотрим;)

Выражение эмоций на лице — IResearchNet

Выражение эмоций на лице Определение

Люди и некоторые другие животные прекрасно владеют своими лицевыми мышцами. Выражение эмоций на лице — это шаблонные движения мышц лица, которые соответствуют внутренним аффективным состояниям.

Значение выражения эмоций на лице

Общение, безусловно, важно для эффективного социального взаимодействия. В то время как люди могут общаться друг с другом вербально, они также могут общаться невербально с помощью языка тела и мимики. Выражение эмоций на лице — важный аспект общения, и наши тела и мозг, кажется, запрограммированы на участие в таком общении.

Два аспекта нервной системы подчеркивают биологическую готовность к общению посредством выражения лица. Во-первых, у людей есть области мозга, специально предназначенные для обработки информации о лицах других людей. Примечательно, что эти области мозга активны и развиваются даже у младенцев. Это говорит о том, что люди рождаются со склонностью и способностью обращать внимание и обрабатывать информацию о лицах других людей. Во-вторых, у каждого человеческого мозга есть две области коры, содержащие карту собственного тела. Соматосенсорная кора — это часть мозга, которая интерпретирует, какая часть или части тела получают тактильную информацию в любой момент времени. Чем более чувствительна та или иная часть тела, тем больше ей посвящена соматосенсорная кора. Моторная кора — это область мозга, отвечающая за направление мышечных команд к различным частям тела. Чем больше у человека контроля над определенной частью тела, тем больше моторной коры предназначено для этой части тела. Лицо непропорционально представлено в обеих этих областях коры. То есть, лицу посвящено больше частей соматосенсорной и моторной коры, чем можно было бы ожидать, исходя из размера лица по сравнению с остальной частью человеческого тела. Все это говорит о том, что выражение эмоций на лице играет важную роль и что наши тела способны легко общаться посредством такого выражения.

Культурные аспекты выражения эмоций на лице

Принимая во внимание коммуникативную важность выражения эмоций на лице, можно предположить, что выражение эмоций является универсальным в разных культурах, т. наблюдатели из всех культур могут интерпретировать, что чувствует тот или иной человек, основываясь на его или ее выражении лица. Действительно, Чарльз Дарвин первым отстаивал эту идею, утверждая, что выражения лица зависят от вида, а не от культуры. В пользу этой точки зрения имеется немало доказательств.

Люди способны с поразительной точностью распознавать по выражению лица как минимум шесть эмоций: счастье, удивление, страх, гнев, печаль и отвращение. Впечатляет то, что это было продемонстрировано даже в культурах, ранее не контактировавших с западными обществами (предполагая, что участники исследования не узнали об этих эмоциональных выражениях из различных средств массовой информации). Кроме того, когда представителей дописьменных культур просили изобразить различные выражения лица, американцы смогли распознать, какую эмоцию они выражают. Точность суждений о выражении лица хорошая, когда оцениваемая цель является неподвижной фотографией выражения лица. Точность таких суждений повышается, когда людям позволяют судить о выражении лица в действии.

Универсальность выражений эмоций на лице (и интерпретация этих выражений) предполагает, что они являются врожденными, а не приобретенными формами поведения. Подтверждая этот вывод, люди с врожденной слепотой имеют такое же выражение лица, как и зрячие. Кроме того, выражение лица некоторых приматов очень похоже на выражение лица человека. Эти данные подтверждают утверждение Дарвина о том, что выражение лица — это эволюционное поведение, выполняющее важную коммуникативную функцию.

Несмотря на эти культурные сходства, в разных культурах также существуют различия в выражении эмоций на лице. Во-первых, люди примерно на 10% точнее интерпретируют выражение лица представителей своей культурной группы, чем лица представителей других культурных групп. Однако важно помнить, что люди по-прежнему достаточно точны, когда судят о представителях других культурных групп. Во-вторых, в разных культурах и подгруппах внутри культур действуют разные правила уместности различных выражений эмоций. Например, американцы гораздо охотнее проявляют гнев, чем японцы. Поэтому люди могут по-разному выражать эмоции в разных культурах. В-третьих, недавние исследования выявили интересные культурные различия в том, как люди интерпретируют эмоциональные выражения других. В этом исследовании участники просматривали изображение социальной сцены, и их просили определить, какие эмоции испытывает конкретный человек на фотографии. Участники из западных стран использовали только выражение лица целевого человека при вынесении этих суждений. Участники из Японии с большей вероятностью использовали весь контекст (т. е. выражения лиц других участников сцены) при вынесении этих суждений. Для американцев улыбка всегда означала счастье. Для японских участников улыбка иногда означала счастье, а иногда — ухмылку.

Выражение и переживание эмоций

Исследователи уже довольно давно обсуждают роль выражения эмоций на лице. Некоторые утверждают, что выражение лица является частью эмоционального опыта, тогда как другие утверждают, что выражение лица просто отражает внутреннее состояние. В настоящее время нет доказательств, позволяющих определить, какая из этих точек зрения верна. Однако ясно одно: выражения лица и эмоции тесно связаны друг с другом. Исследования показали, что выражения лица могут создавать эмоциональные переживания. Исследования продемонстрировали это, ненавязчиво вызывая у людей улыбку или хмурый взгляд (произнося разные фонемы или держа карандаш во рту), а затем наблюдая за их влиянием на настроение. Улыбка вызывала более приятное настроение, а хмурый взгляд вызывал более негативное настроение. Выражения лица могут вызывать эмоции, вызывая физиологические изменения в организме. Также возможно, что они вызывают эмоции через процесс самовосприятия, в котором люди предполагают, что они должны быть счастливы (или грустны), потому что они улыбаются (или хмурятся). Конечно, в реальном мире эмоции людей обычно вызываются не только выражением лица, но и другими факторами. Однако то, что выражения и переживание эмоций так тесно связаны, является интригующим открытием.

Ссылка:

  • Экман, П. (1993). Выражение лица и эмоции. Американский психолог, 48, 384–392.

Выражения лица. Психология человеческих эмоций: учебник в открытом доступе

Глава 11: Отрицательные самосознательные эмоции

В классическом исследовании Келтнера (1995) он использовал данные участников, которые недавно выполнили задачу направленного мимического движения (DFA) в ранее не связанном исследовании. Эта задача описана здесь. Были проанализированы данные участников, которые сообщили о чувстве смущения или веселья во время DFA. В частности, Келтнер проанализировал выражение лица и телесные изменения участников в течение 15-секундного периода отдыха после каждого проявления эмоционального выражения. По сравнению с участниками, которые чувствовали себя удивленными, смущенными участниками…

  • смотрели вниз быстрее, дольше смотрели вниз и часто меняли направление взгляда.
  • показал больше «контролей улыбки» или попыток скрыть улыбку или изменение скуловой AU.
  • еще губные прессы (AU 24)
  • поворот головы от камеры и другие движения головой вниз
  • больше касаний лица

На рис. 1 показаны изменения лица, которые произошли со временем во время переживания смущения. Продолжительность каждого изменения лица — от левого края фотографии до конца стрелки. Таким образом, взгляд вниз — это изменение лица, которое длится дольше всего, за которым следует отведение головы. Интересно отметить, что смущенное выражение лица включает в себя несколько изменений лица в течение шести секунд.

 

Рисунок 1
Изменение выражения лица с течением времени и средняя продолжительность каждого изменения (Keltner, 1995)

Воспроизведено из Д. Кельтнер, 1995 г., Признаки умиротворения: свидетельство отчетливых проявлений смущения, веселья и стыда.

Journal of Personality and Social Psychology , 68 (3), с. 445 (https://doi.org/10.1037/0022-3514. 68.3.441) Copyright 1995 Американской психологической ассоциации.

 

Некоторые теоретики считают, что смущенное выражение лица служит адаптивной цели — показать другим умиротворение (Keltner, 1995; Castelfranchi & Poggi, 1990). Гипотеза умиротворения утверждает, что когда человек нарушает социальную норму, это вызывает гнев у членов группы. Демонстрируя смущенное выражение лица после нарушения нормы, люди признают, что осознают свое нарушение, и демонстрируют подчинение для поддержания общественного порядка. Тем не менее, Келтнер признал, что задача DFA — это уникальная ситуация, которая вызвала смущение, и что некоторые проявления прикосновения могут быть вызваны физиологическими привязанностями, а не смущением.

В последующем исследовании Кельтнер (1995) предложил участникам просмотреть видеозапись и бесплатно перечислить эмоции, выраженные человеком на записи. Участники оценили людей, демонстрирующих смущение, как грустных, а затем как нервных. Участники специально не называли термин «смущение» (это относится к исследованию Widen and Russell (2011) ниже).

В другом исследовании Келтнер (1995) изучал, являются ли выражения стыда и смущения уникальными. В этом исследовании участники смотрели видеозаписи того, как мальчики европеоидной расы и афроамериканцы в возрасте от 12 до 13 лет проходили тест на IQ. Ролики теста IQ, демонстрирующие выражение лица, выражающее веселье, удовольствие, гнев, отвращение, стыд и вину, были идентифицированы с помощью теста Экмана и Фризена (19).78) ФАКС. После просмотра каждого клипа участники выбирали эмоциональный термин (развлечение, удовольствие, гнев, отвращение, стыд и вина), который описывал выражение лица мужчин.

Результаты показали, что участники выбирали ярлыки «смущенный» для смущенных выражений, демонстрируемых подростками мужского пола, и выбирали ярлык «стыд» для мужчин, выражающих стыд. Интересно, что участники более точно обозначали смущение и стыд, когда оценивали выражения лиц афроамериканских мальчиков по сравнению с белыми мальчиками.

Рисунок 2
Доля выборки, выбирающая ярлык эмоций смущенных и стыдливых подростков мужского пола

Смущенный мужчина-подросток: смущение; афроамериканец – 68, смущение; Кавказец – 53, Позор; афроамериканец – 10, позор; Кавказец – 16.

Стыдный Подросток: Стыд; афроамериканец – 82 года, позор; Кавказец – 52, Брезгливость; афроамериканец – 5, отвращение; Caucasian – 20.

Адаптировано из Д. Кельтнера, 1995 г., Признаки умиротворения: свидетельство отчетливых проявлений смущения, веселья и стыда. Журнал личности и социальной психологии, 68 (3), с. 452 (https://doi.org/10.1037/0022-3514.68.3.441) Авторское право 1995 Американской психологической ассоциации.

 

В работе Кельтнера и Басуэлла (1996; классическое исследование, о котором мы говорили выше) они стремились определить выражения лица, связанные со смущением, стыдом и виной. Участникам показывали 14 выражений лица в течение пяти секунд. Для каждого из 14 эмоциональных выражений они просматривали 2 фотографии одной и той же женщины и 2 фотографии одного и того же мужчины. После просмотра каждой фотографии им был представлен список из 14 меток эмоций, и им было предложено выбрать эмоцию, которая лучше всего соответствует ранее просмотренному выражению лица.

Им нужно было выбрать метку эмоции в течение 10 секунд. 14 ярлыков эмоций:

  • Развлечения
  • Гнев
  • Трепет
  • (само)-презрение
  • Отвращение
  • Смущение
  • Страх
  • Вина
  • Счастье
  • Боль
  • Грусть
  • Позор
  • Сюрприз
  • Симпатия
  • Нет эмоций

 

Ниже приведены фотографии, которые, по мнению исследователей, соответствуют смущению, стыду и печали.

 

Табл.

Таблица, в которой показана эмоция, пример изображения этой эмоции, единицы действия и описание действий для эмоции.
Эмоции Пример изображения Боевые единицы Описание
Смущение 7 + 12 + 15 + 52 + 54 + 64 Веки сужены, сдержанная улыбка, голова повернута и опущена (не оценивается по шкале FACS: рука касается лица)
Стыд 54 + 64 Голова вниз, глаза вниз
Грусть 1 + 4 + 6 + 15 + 17 Брови нахмурены, глаза слегка прищурены, уголки губ опущены, нижняя губа приподнята

Адаптировано из Д. Кельтнер и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в теории основных эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

 

На рис. 4 показан процент участников, выбравших каждую эмоцию, когда отображаемое выражение лица было смущением. Как для женских, так и для мужских поз большинство участников выбрали смущение (51% при просмотре позирующих женщин; 56% при просмотре позирующих мужчин). Не показано на рисунке, только 7% выборки сочли фотографии смущения стыдом.

 

Рисунок 4
Процент участников, выбравших каждую эмоцию для выражения смущения

Женские позеры: Стыд — 56, Вина — 25, Печаль — 0.
Мужские позеры: Стыд — 47, Вина — 20, Печаль — 18

 

Примечание. Исследователи считали 7,2% выше шансом; Так, когда менее 7,2% выборки выбрано меткой, метка не включается в данные. Адаптировано из D., Keltner, & B.N. Басуэлл, 1996, Доказательства различения смущения, стыда и вины: исследование воспоминаний о прошлом и выражении эмоций на лице. Познание и эмоции, 10(2), с. 166, (https://doi.org/10.1080/026999396380312). Copyright 1996 Psychology Press. Фотография воспроизведена из Д. Келтнера и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в теории базовых эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

 

На рис. 5 ниже показан процент участников, выбравших каждую эмоцию, когда отображаемое выражение лица было стыдом. Большинство участников выбрали стыд для позирующих женщин (56%) и почти большинство для позирующих мужчин (47%). Не показано на рисунке, только 3,4% опрошенных сочли фотографии стыда смущающими. Хотя выражения стыда и смущения на лице кажутся уникальными, важно отметить, что в этом исследовании уровень распознавания отрицательных базовых эмоций был выше, как показано в Таблице 4. Например, при показе фотографии с отвращением уровень распознавания составил 88,9. % и 85,9% для женщин и мужчин позеров (рис. 5).

 

Рисунок 5


Процент участников, выбравших каждую эмоцию для выражения стыда

Женские позеры: стыд – 56, вина – 25, печаль – 0.
мужские позеры: стыд – 47, вина – 20, печаль – 18.

 

Таблица 4
Процент участников, выбравших каждую эмоцию для выражения основных эмоций (Keltner & Buswell, 1996

Таблица, показывающая основные эмоции и процентную долю мужчин и женщин, реагирующих по-разному
«Базовая» эмоция Женские позеры Позеры-мужчины
Гнев Гнев: 66,7

Отвращение: 17.2

Неуважение: 11.1

Гнев: 87,3

Неуважение: 07.7

Презрение Отвращение: 66,5

Презрение: 17,5

Отвращение: 45,6

Неуважение: 32,5

Отвращение
Отвращение: 88,9
Отвращение: 85,9
Страх Страх: 83,2 Страх: 91,9
Счастье Счастье: 89,7 Счастье: 74,8
Грусть Грусть: 84. 0 Развлечения: 15,6

Грусть: 78.6

Сюрприз Сюрприз: 72,2

Страх: 12,5

Благоговение: 11,8

Сюрприз: 84,4

Благоговение: 12,2

Примечание. Исследователи считали 7,2% выше шансом; Так, когда менее 7,2% выборки выбрано меткой, метка не включается в данные. Адаптировано из D., Keltner, & B.N. Басуэлл, 1996, Доказательства различения смущения, стыда и вины: исследование воспоминаний о прошлом и выражении эмоций на лице. Познание и эмоции, 10(2), с. 166, (https://doi.org/10.1080/026999396380312). Copyright 1996 Psychology Press.

 

Чтобы проверить уникальное выражение лица вины, исследователи демонстрировали выражения презрения к себе, сочувствия и боли. Кельтнер и его коллеги считали, что эти три выражения лица могут символизировать чувство вины. Почему? Что ж, презрение к себе может быть похоже на гнев по отношению к себе за совершение нарушения. Нанеся вред другому человеку, мы можем испытывать симпатию к этому человеку (т. е. заботу, заботу, сочувствие к нему). Наконец, боль — это субъективное чувство, о котором часто сообщают в связи с переживаниями вины и стыда (Tangney et al., 19).96).

 

Рисунок 6
Выражения лиц Кельтнера и Басуэлла, связанные с чувством вины

таблица, показывающая эмоцию, пример изображения этой эмоции, единицы действия и описание выражения лица.
Эмоции Пример изображения Боевые единицы Описание
Презрение к себе 14 + 54 + 64 Одностороннее стягивание уголков губ, голова вниз, взгляд вниз
Сочувствие 1 + 17 + 24 + 57 Внутренняя бровь приподнята, нижняя губа приподнята, губы сжаты, голова слегка выдвинута вперед
Боль 4 + 6 + 7 + 9 + 17 + 18 + 23 + 24 Глаза плотно закрыты, нос сморщен, брови нахмурены, губы сжаты, сжаты и слегка сморщены

Адаптировано из Д. Кельтнер и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в теории основных эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

Как видно на рис. 7, большинство участников назвали выражение лица, выражающее презрение к себе, стыдом.

 

Женщины-позеры: Стыд – 45, Вина – 22, Печаль – 15.
Мужчины: Стыд – 35, Чувство вины – 9, Печаль – 22.

Рисунок 7

Примечание. Исследователи считали 7,2% выше шансом; Так, когда менее 7,2% выборки выбрано меткой, метка не включается в данные. Адаптировано из D., Keltner, & B.N. Басуэлл, 19 лет96, Доказательства различения смущения, стыда и вины: исследование воспоминаний о прошлом и выражении эмоций на лице. Познание и эмоции, 10(2), с. 166, (https://doi.org/10.1080/026999396380312). Copyright 1996 Psychology Press. Фотография воспроизведена из Д. Келтнера и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в теории базовых эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

Для сочувствующего выражения лица (рис. 8) результаты различались в зависимости от пола позера. Что касается женщин, которые позируют, 1/3 участников назвали выражение сочувствия, а еще 1/3 выбрали отсутствие эмоций. Среди мужчин-позеров 43% выбрали сочувствие, а 36% — грусть. Вина не выбиралась на сверхслучайных уровнях.

 

Женщины-позеры: сочувствие — 33, отсутствие эмоций — 32, вина — 10, печаль — 8.
мужчины: сочувствие — 43, отсутствие эмоций — 0, вина — 0, печаль — 36.

Рисунок 8
Процент участники, выбравшие каждую эмоцию для выражения симпатии

Примечание. Исследователи считали 7,2% выше шансом; Так, когда менее 7,2% выборки выбрано меткой, метка не включается в данные. Адаптировано из D., Keltner, & B.N. Басуэлл, 1996, Доказательства различения смущения, стыда и вины: исследование воспоминаний о прошлом и выражении эмоций на лице. Познание и эмоции, 10(2), с. 166, (https://doi.org/10.1080/026999396380312). Copyright 1996 Psychology Press. Фотография воспроизведена из Д. Келтнера и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в теории базовых эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

 

Женщины-позеры: Боль – 45, Отвращение – 16, Гнев – 14, Презрение – 10.
Мужчины-позеры: Боль – 52, Отвращение – 20, Гнев – 0, Презрение – 0.

выбрал каждую эмоцию для выражения боли

Примечание. Исследователи считали 7,2% выше шансом; Так, когда менее 7,2% выборки выбрано меткой, метка не включается в данные. Адаптировано из D., Keltner, & B.N. Басуэлл, 1996, Доказательства различения смущения, стыда и вины: исследование воспоминаний о прошлом и выражении эмоций на лице. Познание и эмоции, 10(2), с. 166, (https://doi.org/10.1080/026999396380312). Copyright 1996 Psychology Press. Фотография воспроизведена из Д. Келтнера и Д. Т. Кордаро, 2017 г., Понимание мультимодальных эмоциональных выражений: последние достижения в теории базовых эмоций. Наука о выражении лица, с. 59-61. Copyright 2017 Оксфордского университета.

 

В совокупности эти результаты показывают, что в настоящее время у нас нет доказательств уникального выражения вины на лице. Кроме того, эти данные свидетельствуют о том, что выражение презрения к себе вызывает чувство стыда, а не вины. Наконец, хотя стыд и смущение однозначно распознаются, уровень распознавания ниже, чем для других базовых эмоций, вызванных внешним вызывающим событием.

В другом исследовании Уайден, Рассел и его коллеги (2011 г., да, Джеймс Рассел из циркумплексной модели) изучали, могут ли участники идентифицировать выражения смущения, стыда, презрения и сострадания на лице. Участникам было показано 10 фотографий эмоциональных выражений. Шесть из этих фотографий изображали основные эмоции счастья, печали, гнева, страха, удивления и отвращения, впервые идентифицированные Экманом и Фризеном (19). 71). Выражения презрения, стыда, смущения и сострадания на лице были определены Хайдтом и Кельтнером (1999) с использованием FACS (Экман и Фризен, 1978).

 

Рисунок 10
Фотографии выражений лица от Haidt and Keltner (1999)

Адаптировано из J. Haidt and D. Keltner, 1999, Культура и выражение лица: открытые методы находят больше выражений и градиент узнавания. Познание и эмоции, 13(3), с. 234 (https://doi.org/10.1080/026999399379267) Copyright 1999 Psychology Press.

 

Все участники сначала определили эмоции с помощью бесплатного звонка, а затем им снова показали выражения и дали список эмоциональных ярлыков, из которых можно было выбрать. Свободные ответы участников были закодированы в категории эмоций. Например, термины «пристыженный», «удрученный», «виновный» и «стыдный» были помещены в категорию стыда, а термины «смущенный», «застенчивый» и «застенчивый» были помещены в категорию смущения.
На рис. 11 показано, что в отношении выражений лица стыда и смущения участники получили более правильные ответы, когда они использовали метод принудительного выбора по сравнению с методом свободной метки. Важно отметить, что уровень распознавания при свободном обозначении исходных шести основных эмоций варьировался от . 41 (от отвращения) до 0,94 (для счастья).

Рис. 11 Стыд; Вынужденный выбор – 0,66, Стыд; Бесплатная маркировка — 0,32

Смущение; Вынужденный выбор — 0,48, смущение; Бесплатная маркировка – 0,31

 

Адаптировано из S.C. Widen, A.M. Кристи, К. Хьюетт и Дж.А. Рассел, 2011, Передают ли предложенные выражения презрения, стыда, смущения и сострадания лица предсказанные эмоции? Познание и эмоции, 25(5), с. 901. https://doi.org/10.1080/02699931.2010.508270 Copyright 2010 Psychology Press.

 

Ниже на рис. 12 показано, что в отношении смущения на лице большинство участников не назвали смущение, за которым следовали радость, грусть и познание (хотя оставшиеся 21% ответов были отнесены к другим категориям эмоций). Большинство участников бесплатно назвали выражение стыда грустью, за которой следовал стыд, а затем осознание. Эти результаты могут свидетельствовать о том, что исследования еще не определили уникальное выражение стыда или смущения на лице. Кроме того, ответы на свободное припоминание выражения стыда включают чувство вины, что затрудняет определение того, являются ли вина и стыд разными эмоциями.

Рисунок 12.
Доля ответов участников на выражения стыда и вины на сеансе бесплатной маркировки Стыд; Правильно – 0,32, Стыд; Счастье – 0, Стыд; Грусть – 0,42, Стыд; Познание – 0,05

Смущение; Правильно – 0,31, Смущение; Счастье – 0,24, Смущение; Грусть – 0,23, Смущение; Познание – 0,01

Примечание. Категория познания включает в себя свободно помеченные ответы «замешательство, любопытство, обсуждение, сомнение, недоумение, скептицизм, подозрительность, неуверенность и неуверенность» (Widen et al., 2011, стр. 9).00). Адаптировано из S.C. Widen, A. M. Кристи, К. Хьюетт и Дж.А. Рассел, 2011, Передают ли предложенные выражения презрения, стыда, смущения и сострадания лица предсказанные эмоции? Познание и эмоции, 25(5), стр.903. https://doi.org/10.1080/02699931.2010.508270 Copyright 2010 Psychology Press.

 

В целом эти исследования предоставляют некоторые первоначальные доказательства смущающих изменений лица, включая отведение взгляда, перемещение взгляда, опускание головы и прикосновение к лицу. Более свежие данные Widen et al. (2011) предполагает, что показатели распознавания стыда и смущения могут быть завышены из-за метода принудительного выбора, который использовался в прошлых исследованиях. На самом деле Рассел обнаружил, что участники не очень хорошо справляются с правильным определением стыда и смущения. Таким образом, это может означать, что стыд и смущение не являются базовыми эмоциями. Это также может означать, что из-за того, что смущенное выражение лица меняется в течение короткого периода времени, определить эмоции на фотографиях может быть сложнее.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts