Мажорный и минорный лады музыки
Сегодня будет важная тема, разберём, что такое лад и как строятся два основных лада: мажорный и минорный. Это будет основой для понимания тональностей, которые будут в следующий раз.
Лад — это система взаимосвязей звуков на основе тяготения одних звуков в другие. Те звуки мелодии, к которым тянутся другие, называются устойчивыми, а те, которые тянутся, — неустойчивыми. Как это понять? Посмотрим, например, на такую мелодию
Последняя нота до здесь самая устойчивая, дальше мелодию можно не продолжать. Эта нота называется тоникой. Можно закончить мелодию на ми в последнем такте или на соль в четвёртом — это относительно устойчивые звуки. А если вы оборвёте её на другой ноте, например, на ля, фа или ре, то появится ощущение незаконченности. Кажется, что должна быть ещё одна нота, соль, ми или до.
Тоника и относительно устойчивые звуки лада образуют тоническое трезвучие. Если это трезвучие получилось мажорное, то и лад мажорный, а если минорное — то лад минорный. Сыграем эту же мелодию на терцию ниже и устойчивыми будут другие звуки: ля, до и ми.
Звуки лада, расположенные по порядку, образуют гамму. Гамма до-мажор выглядит так:
Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами. “Формула” этой гаммы такая: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. По этой же формуле можно построить гамму от другой ноты, например, от ре:
Здесь перед нотами фа и до появляются диезы, чтобы интервалы соответствовали формуле.
Ступени гаммы имеют свои названия: I — это тоника, V — доминанта, IV — субдоминанта. II и VII ступени — это вводные звуки, II — нисходящий, VII — восходящий. III и VI ступени называются медиантами. На ступенях гаммы можно построить трезвучия. Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными, а остальные — побочными.
Формула минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон, выглядит она вот так:
Тяготение звуков в гамме такое: II ступень тяготеет к I или III, IV — к III или V, VI — к V и VII — к I. То есть неустойчивые звуки тяготеют к соседним устойчивым.
То, что мы сейчас разобрали, – это натуральный вид гаммы. Кроме натурального есть ещё гармонический и мелодический виды.
Гармонический вид придаёт гамме некий восточный колорит за счёт появляющегося интервала увеличенной секунды. В гармоническом мажоре для этого понижается шестая ступень, а в миноре повышается седьмая ступень. Вот так выглядят гармонический до-мажор и до-минор.
Обратите внимание, что перед си в миноре пишется бекар. Это означает, в натуральном миноре здесь был бы си-бемоль, но мы его повышаем и получаем не просто си, а си-бекар. В следующий раз мы будем разбирать тональности, и все основные знаки гаммы уйдут к ключу. А бекар будет встречным знаком и более наглядным.
Ещё есть мелодический вид гаммы. Мелодический вид приближает мажор к минору, а минор к мажору. Для этого в мажоре понижаются шестая и седьмая ступени, а в миноре повышаются шестая и седьмая. Так запишутся мелодические виды до-мажора и до-минора.
Как видим, в мелодическом мажоре верхние четыре ноты, или верхний тетрахорд, совпадают с верхними четырьмя нотами натурального минора. Аналогично верхний тетрахорд мелодического минора звучит как верхний тетрахорд натурального мажора.
Часто мелодическую гамму минора играют так: вверх как мелодическую, вниз как натуральную. Так логичнее, потому что когда движемся вверх, повышать легче, а когда движемся вниз, то проще не повышать.
Попробуйте спеть эту гамму и увидите, что это действительно так 🙂 Вообще, если вы не занимались раньше сольфеджио, то попробуйте петь гаммы в удобном для себя диапазоне, это очень полезно.
Задания
Постройте все виды мажора и минора от ноты соль, все виды мажора от ноты си и все виды минора от фа-диез. Попробуйте спеть эти гаммы вместе с инструментом.
Ответы
Натуральный соль-мажор и соль-минор:
Гармонический соль-мажор и соль-минор:
Мелодический соль-мажор и соль-минор:
Все виды мажора от ноты си:
Все виды минора от ноты фа-диез:
Виды мажора и минора.
Натуральный, мелодический, гармоническийВ предыдущих статьях на нашем сайте Вы уже могли прочитать, что такое лад и тональность.
Но знаете ли Вы о том, что даже привычные нам мажор и минор имеют свои разновидности? За счёт изменения высоты некоторых ступеней лад меняет своё строение, по-другому звучит, приобретает определённый характер. Композиторы используют разные виды мажора и минора, чтобы придать своей музыке красочность и выразительность.
Давайте разберем подробно, какие виды этих ладов существуют.
И мажор, и минор делятся на 3 вида: натуральный, гармонический и мелодический.
Натуральные мажор и минор
Они называются так, потому что их происхождение — самое естественное, можно сказать, «природное». Эти лады сформировались довольно рано относительно многих других.
Строение натуральных видов мажора и минора вы наверняка уже знаете. В мажоре это: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон
Минор строится так:
тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
Натуральный мажор звучит светло, радостно.
Это можно услышать на примере веселой детской песни, которая написана в натуральном фа-мажоре:
Натуральный минор, наоборот, звучит печально. Обратимся к строению минорной гаммы: между VII и верхней I ступенью здесь целый тон. Мы помним, что VII ступень крайне неустойчива и разрешается в I. Но большой разрыв между звуками (а тон — это большой шаг) делает тяготение не таким острым. Звучание лада приобретает спокойный, созерцательный характер. Русские народные лирические песни чаще звучат в натуральном миноре:
Рассмотрим нотный пример, чтобы в этом убедиться:
Гармонический и мелодический мажор
Чтобы их построить, нужно взять за основу натуральный мажор, и уже исходя из него изменить некоторые ступени.
В гармоническом мажоре понижается VI ступень. Чтобы отметить это в нотах, перед звуком нужно поставить знак Ь (бемоль).
Обратите внимание: если в натуральном виде перед VI ступенью стоит # (диез), то нужно написать знак «бекар» — он отменяет действие предыдущих знаков, и тем самым, звук понижается.
Так происходит в тональности си-мажор:
Гармонический мажор звучит очень ярко, красочно. Он характерен для восточной национальной музыки, и многие композиторы использовали его, чтобы передать особый восточный колорит.
Однако этот вид мажора встречается не только в восточной музыке, но и любой другой, где нужно передать мечтательное, томное настроение.
Например, в «Мелодии» Чайковского для скрипки и фортепиано:
В мелодическом мажоре понижается уже 2 ступени — VI и VII. Принцип такой же — перед данными звуками пишется Ь или «бекар».
Этот вид мажора также звучит красиво и необычно, часто используется в музыке.
Как правило, он «раскрывается» при нисходящем движении гаммы:
Это видно по знакомому нам музыкальному примеру — песне Евгения Крылатова «Крылатые качели»:
Гармонический и мелодический минор
В гармоническом виде минора повышается VII ступень — в нотах это обозначается знаком # перед нужным звуком.
Он звучит остро, напряженно — за счёт усиленного тяготения VII# ступени к I (между ними всего полтона):
Этот вид минора широко распространён в музыке, в частности, в русских романсах:
Глинка, романс «Ах ты, ночь ли, ноченька»
И, наконец, разберем последний вид минора — мелодический. В нём повышается не только VII, но и VII ступень
Напомним, что, если в натуральном виде перед этими ступенями стоит Ь, в мелодическом нужно поставить «бекар», т. к. он отменит действие предыдущих знаков.
При нисходящем движении по мелодической минорной гамме действие знаков отменяется, т. е. минор звучит, как натуральный.
Мелодический минор получил широкое распространение в эпоху барокко, особенно, в творчестве И. С. Баха:
И. С. Бах, Хорошо темперированный клавир том I. Фуга до-минор
Итак, мы разобрали все виды основных ладов — мажора и минора.
Надеемся, что эта статья помогла Вам освоить эту несложную, но интересную тему.
В чем разница между мажорными и минорными аккордами
Вероятно, вы смутно помните уроки музыки в начальной школе. Возможно, вы помните, как вас учили, что мажорные аккорды = веселые, а минорные = грустные. На эмоциональном уровне это правда. Это потому, что мажорные аккорды звучат ярче, а минорные — темнее.
И если бы нам было девять лет, этого объяснения было бы достаточно. Но теперь мы собираемся погрузиться немного глубже и получить более подробное, немного более техническое объяснение, которое поможет научиться определять и играть мажорные и минорные аккорды.
Что делает аккорд минорным или мажорным?
Разница между мажорным и минорным аккордом сводится к одному простому изменению: терции в гамме.
Мажорный аккорд содержит 1-ю, 3-ю и 5-ю ноты мажорной гаммы.
Минорный аккорд состоит из 1-й, приплюснутой (пониженной) 3-й и 5-й нот мажорной гаммы, в честь которой он назван.
Пытаясь определить разницу между мажорными и минорными гаммами и аккордами, вы можете применить эту формулу для определения нот в любой мажорной или минорной гамме. Имея в виду эти формулы, мажорная гамма всегда будет содержать третью (или большую треть) ноту, тогда как минорная гамма никогда не будет иметь в своей конструкции мажорную треть. В минорной гамме третья нота, составляющая гамму или аккорд, всегда будет сглажена (или понижена) на полтона. Это то, что придает минорному аккорду его мрачное звучание.
Музыка состоит из паттернов. Как только вы узнаете эти «правила» и шаблоны, вы сможете понять практически все самостоятельно. И с практикой переход между мажорными и минорными аккордами и изучение правильной позиции для многих из этих аккордов станет второй натурой.
Построение мажорных и минорных аккордов и гамм
Давайте попробуем визуализировать построение минорной гаммы по сравнению с мажорной. Таким образом, мы можем лучше рассмотреть разницу между мажорной гаммой и соответствующим ей аккордом и минорной гаммой.
Гамма состоит из 7 нот (8 нот, если считать последнюю ноту, завершающую гамму):
1-я нота (или основная нота), дающая название гамме
2-я нота
3-я нота выше второй ноты на полтона
4-я нота выше третьей ноты на целую ноту
5-я нота , что на целую ноту выше 4-й ноты
6-я нота, которая на одну ноту выше пятой
7-я нота, которая на одну целую ноту выше шестой
октава выше. Эта восьмая нота на половину выше седьмой.
Например, гамма ля мажор будет включать следующие ноты: A—B—C#—D—E—F#—G#-A. Если вы возьмете гитару или бас и сыграете эти мажорные аккорды, это будет звучать весело и приветливо.
Теперь перейдем от мажорной гаммы к минорной. Сосредоточьтесь на этой 3-й плоской ноте в гамме. В этом случае возьмите C# и опустите его на 1 полную ноту вниз (на полшага вниз по грифу гитары). Это станет гаммой ля натуральный минор и будет состоять из следующих нот: A-B-C-D-E-F-G-A.
Сыграйте эти минорные аккорды, и они станут темнее и тяжелее.
Подождите, почему три ноты изменились?
Хороший улов! Продолжая учиться, вы увидите, как все эти небольшие изменения создают разные масштабы. Но когда дело доходит до определения мажорных или минорных аккордов, вам нужно сосредоточиться на терции.
Вот и все. Один маленький переключатель на этой второй ноте может заставить вас почувствовать надежду или страх.
Относительный минор и мажор
Относительный минор звучит сложно, но на самом деле это не так! Скорее, относительная минорная гамма — это шкала, в которой используются те же ноты, что и в мажорной гамме, но они воспроизводятся в другом порядке. Например, гамма ля минор является относительным минором гаммы до мажор, поскольку обе гаммы имеют одни и те же ноты. Смотри:
Как видите, обе гаммы имеют одни и те же ноты, но имеют разную начальную точку. Поскольку ля минор является относительным минором до мажор, хотя у них одни и те же ноты, они звучат совершенно по-разному, когда вы слышите их игру.
Например, гамма до мажор — обычно самая первая гамма, которую изучают начинающие гитаристы — имеет яркий, веселый тон. С другой стороны, гамма ля минор имеет более мрачный, зловещий тон, хотя она состоит из тех же самых нот. Относительные минорные гаммы — отличный способ запомнить, что порядок, в котором вы играете ноты, и то, какие ноты вы кладете рядом друг с другом в песне, существенно влияет на ее настроение и тон. При игре с использованием этих гамм вы будете использовать соответствующие мажорные и минорные аккорды, которые работают в этих гаммах. Знание этих компонентов музыкальной теории также может помочь вам легче создавать гитарные соло, если вы начнете писать свою собственную музыку.
Как узнать относительный минор звукоряда?
Да, да. Это здорово и все такое, но как узнать, какой лад является относительным минором мажорного? Существует ли простая формула для определения относительного минора гаммы? Есть! Относительный минор — это 6-й интервал мажорной гаммы, а его аналог — 3-й интервал минорной гаммы.
Как вы можете видеть здесь, C — третья нота ля минорной гаммы. Это сигнализирует о том, что относительным мажорным аналогом этой гаммы ля минор будет до мажор.
Взглянув на гамму до мажор выше, вы увидите, что шестая нота — это ля. Это намек на то, что относительный минор до мажор — ля минор.
Примеры мажорных и минорных песен
Теперь, когда у нас есть теория мажорных и минорных гамм и аккордов, соответствующих этим гаммам, давайте посмотрим, как они ощущаются и звучат под нашими пальцами. Вот несколько песен, в композиции которых используются как мажорные, так и минорные аккорды. Некоторые способы использования этих аккордов удивят вас. Послушайте эти песни и убедитесь, как мажорные и минорные аккорды, используемые в одной и той же песне, могут создавать интересные звуковые ландшафты и разные настроения.
«Shout» — The Isley Brothers
Эта мелодия 1959 года сочетает в себе R&B, госпел, поп и блюз, создавая уникальную хриплую классику. Несмотря на поток положительной энергии, излучаемой этой песней, вы найдете минорный аккорд. На самом деле половина этой песни содержит минорный аккорд. «Shout» The Isley Brothers содержит только два аккорда: Am и C. После того, как вы запомнили правильное расположение аккордов, начните играть с ля мажор и до минор и посмотрите, как эта инверсия меняет звук и тон песни. .
Узнайте, как играть в «Крик» здесь.
«Celebration» — Kool and the Gang
То, что в песне используются минорные аккорды, не означает, что она должна быть мрачной и задумчивой. В этом музыкальном событии используются аккорды Cm7, Dbmaj7, Bbm7, Ab/C, F7, E9sus4, Gb/Bb и Db/A. «Celebration» группы Kool and the Gang сочетает в себе фьюжн и фанк с устоявшейся диско-основой группы для массового хита, который будет звучать на свадьбах и спортивных мероприятиях до конца времен.
Узнайте, как играть в «Celebration» здесь.
«Another Somebody Done Somebody Wrong Song» — B. J. Thomas
Эта классическая кантри-рок песня о разбитом сердце, поэтому можно подумать, что она будет наполнена минорными аккордами. Спойлер: всего один. В песне «Another Somebody Done Somebody Wrong Song» можно почти услышать, как Би Джей пытается избавиться от горя, используя все основные аккорды: D, G, A7, Dmaj7, D7, Em, F#7, B7 и E7. . Может быть, эта дуэль между грустью нашего главного героя и позитивом аккордов помогла этой песне завоевать 19-е место.76 премий «Грэмми» за лучшую песню в стиле кантри, присужденная авторам песен Ларри Батлеру и Чипсу Моману.
Научитесь играть «Another Somebody Done Somebody Wrong Song» здесь.
«Where Is My Mind» — Pixies
Вот пьянящий (без каламбура… ладно, может быть, слегка задуманный) заводной рокер, который переключается между мажорными и минорными аккордами (C, Am, E, F, Fm и G) , чтобы создать определенное настроение. Несмотря на довольно последовательный барабанный бой и последовательность аккордов, вы никогда не чувствуете себя полностью комфортно благодаря вокальной атаке Фрэнка Блэка и жуткому бэк-вокалу песни. «Where Is My Mind» также дает вам возможность услышать, как переключение между мажорными и минорными аккордами влияет на песню — с F и Fm рядом друг с другом. Во время игры подумайте о том, как меняется настроение песни, если они просто висят на мажорной или минорной версии этого аккорда F. Попробуйте сами!
«Калифорнийские девчонки» — The Beach Boys
Это Beach Boys! Как можно не думать о солнце, прибое и улыбках? И все же, когда вы погрузитесь в эту классику на все времена, вы увидите, что она почти на 50 % состоит из минорных аккордов: A, G, D, E, Bm, F, Am и Gm. Вы также можете услышать ключевой элемент успеха Beach Boys в «California Girls»: потустороннее музыкальное видение Брайана Уилсона и сосредоточенность Майка Лава на коммерческой жизнеспособности. То, что вы получаете, — это обманчиво сложная песня с достаточным количеством запоминающихся зацепок, чтобы быть актуальной спустя десятилетия.
Это всего лишь несколько примеров того, как выбор мажорных и минорных аккордов может создать настроение, как ожидаемое, так и неожиданное. И помните, если вам интересно, почему песня заставляет вас чувствовать себя счастливым или грустным, ключом может быть эта третья нота.
Узнайте больше с уроками игры на гитаре в мажорных и минорных аккордах на Fender Play
Когда вы впервые учитесь играть на гитаре, это может показаться немного ошеломляющим. Есть так много аккордов и гамм, которые нужно выучить и запомнить. Fender Play позволяет легко выучить аккорды, гаммы, музыкальную теорию, а любимые песни помогут применить эти уроки на практике.
Небольшие уроки, проводимые профессиональными инструкторами, раскрывают для вас концепции и дают возможность подыгрывать и учиться. Практикуйтесь в любое время и в любом месте, что делает обучение еще более удобным.
Подпишитесь на бесплатную пробную версию Fender Play сегодня и начните свое музыкальное путешествие!
Как определить, является ли музыка мажорной или минорной
Распознавание между мажором и минором является важным базовым навыком для любого музыканта. Это один из первых шагов, который позволит вам по-настоящему погрузиться в музыку и понять, как она создается. Мне часто задают этот вопрос, так что давайте приступим прямо к делу.
Как определить, является ли песня или произведение мажорным или минорным? Есть два способа определить, является песня мажорной или минорной: на слух и на вид. Делая это на слух, прислушивайтесь к мажорным и минорным качествам музыки. При чтении нот ответ заключается в ключевой подписи и в том, как используются ноты и аккорды.
Это звучит достаточно просто, но требует некоторой практики, так что давайте рассмотрим детали. Сначала мы обсудим, как распознавать мажор и минор, читая нотную запись, а затем распознавать мажор и минор на слух.
В этой статье мы также рассмотрим, откуда берутся ключи. Я предлагаю вам прочитать его один раз, даже если вы знакомы с тональностями и гаммами. Понимание того, откуда они берутся, делает весь этот процесс намного проще!
Как определить, является ли нота мажорной или минорнойЧто в этом уроке
Как определить, является ли музыка мажорной или минорной в нотах
Мы начнем с распознавания мажорной или минорной тональности в нотах. Но что такое ключ?
Мы используем термин «тональность» просто для обозначения мажорной или минорной гаммы, в которой мы играем. Как вы увидите в таблице ниже, у нас есть 12 мажорных и 12 минорных тональностей. Почему 12? Потому что каждая нота музыкального алфавита (все 12!) получает свою очередь, являясь первой нотой мажорной гаммы и первой нотой минорной гаммы. Каждый из них является ключом.
Например, вот гамма ля мажор (имеется в виду, что это мажорная гамма, начинающаяся с ноты ля).
Гамма ля мажорТеперь, если бы у нас была музыка, в которой используется эта гамма, мы сказали бы, что эта музыка в тональности ля мажор:
Мендельсон: Симфония № 4 – тема 1-й части ля мажорА вот гамма ля минор (имеется в виду, что это образец минорной гаммы, начинающийся с ноты A):
Гамма ля минорЕсли мы посмотрим на музыку, в которой используется эта гамма, то музыка написана в тональности ля минор :
Мендельсон: Симфония № 4 – Тема 4-й части ля минорТаким образом, с термином «тональность» мы просто говорим о том, какая гамма используется в любой момент. Если музыка меняет тональность, значит, изменилась гамма. Если две песни в одной тональности, это просто означает, что они используют одинаковую гамму.
Подпись ключа: большая или второстепенная?
Так как же узнать тональность музыкального произведения? Для этого мы смотрим на нотную запись и видим, как организованы ноты. Если они есть, мы должны также обратить внимание на диезы и бемоли, потому что они дают важные подсказки.
К счастью, очень легко узнать, какие диезы или бемоли используются в пьесе, потому что они обычно пишутся в начале каждого нотоносца (сразу после ключа). Это известно как ключ подпись .
Тональность написана на каждом нотоносце сразу после ключа.Вот таблица всех подписей ключей. Обратите внимание, что:
- Есть 2 набора ключей: один с диезами, а другой с бемолями;
- Каждая ключевая подпись рассчитана на 2 ключа: один основной и один дополнительный;
- Существует четкая закономерность в том, как продвигаются подписи ключей. Мы начинаем с до-мажор, в котором нет диезов, переходим к тональности с 1-диезом, затем к тональности с 2-мя диезами и так далее, пока не дойдем до до-диез-мажор, в которой все ноты заточены (таким образом, 7 диезов).
- То же самое происходит и с бемолями: каждая новая тональность получает еще одну бемоль, пока мы не дойдем до до-бемоль мажор с 7 бемолями.
- Есть несколько других паттернов, которые вы могли бы заметить, но на этом уровне этого пока должно быть достаточно.
Этот второй пункт ОЧЕНЬ важен, прежде чем мы перейдем к следующим шагам. Каждая подпись ключа принадлежит одному основному ключу и одному дополнительному ключу.
Это означает, что тональность, которую мы находим в нотах, сужает наши варианты до двух возможных тональностей: одной мажорной и одной минорной. Наш следующий шаг будет заключаться в том, чтобы выяснить, какой из двух это.
Откуда берутся подписи ключей?
Ключевые подписи существуют, потому что мажорные и минорные гаммы должны поддерживать образец полных шагов (также известных как «тона») и полутонов (также известных как «полутона») независимо от ноты, с которой они начинаются. Образец мажорной гаммы, например, таков: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Так уж получилось, что следуя этой схеме, начиная с ноты C, мы получаем все белые клавиши фортепиано:
В гамме до мажор используются только белые клавиши фортепианоНо если мы начнем с любой другой ноты, нам придется использовать один или несколько диезов или бемолей. Например, начиная с ноты ре, ноты фа-диез и до-диез (а не натуральная фа и натуральная до) необходимы для сохранения правильной картины тонов и полутонов. Другими словами, тональность ре мажор состоит из 2 диезов: фа-диез и до-диез.
Гамма ре мажорВот еще пример. Если бы мы начали с ноты си-бемоль и захотели получить мажорную гамму, мы бы обнаружили, что для сохранения правильной картины тонов и полутонов нам нужно сгладить 2 ноты: саму си (превратившуюся в си-бемоль) и ми ( становится ми-бемоль). Другими словами, тональность си-бемоль мажор состоит из двух бемолей: си-бемоль и ми-бемоль.
Гамма си-бемоль мажорТо же самое касается минорной гаммы. Диезы или бемоли нужны для того, чтобы сохранить правильную структуру тонов и полутонов. Именно в этом паттерне гамма обретает свое отчетливое звучание — свое особое качество. Если бы мы изменили шаблон, мы бы изменили сам масштаб.
Так это майор или минор?
Итак, теперь, когда мы можем распознать тональность пьесы, нам осталось решить, представляет ли она мажорную или минорную гамму.
Для этого мы должны искать подсказки в самой музыке. В общем, наиболее важными нотами и аккордами мажорной и минорной тональности являются:
- Тоника : это первая нота гаммы и построенный на ней аккорд;
- Доминанта : это пятая нота гаммы и построенный на ней аккорд:
Мы узнаем, почему эти аккорды так важны в этом подробном уроке о «тональности», но в в общем, это потому, что вместе они устанавливают тонику на место как тонику. С практикой вы научитесь мгновенно видеть эти ноты и аккорды в любой тональности.
Видение тоники и доминанты в музыке поможет вам очень быстро отличить мажор от минора, но вот 5 советов для начала:
- как тоника) или пятая нота гаммы (известная как доминанта).
- Первый аккорд в музыке очень часто является первым аккордом звукоряда (тоникой). Если нет, то это пятый аккорд гаммы (доминанта).
- Последний аккорд обычно также является первым аккордом гаммы.
- Обратите особое внимание на бас. Первые и/или последние ноты произведения обычно являются тоникой.
- Если вы подозреваете, что тональность минорная, ищите в музыке повышенную 7-ю ступень. «Поднятая септима» означает, что седьмая нота гаммы повышается на один полутон. Например, в ми миноре ищите ре-диез в музыке (это на 7 нот выше ми).
Примеры и упражнения
Теперь давайте проверим эти советы! Здесь у нас есть 4 коротких пьесы для фортепиано. Мы начнем с двух простых тактов из Менуэта Баха. Это мажор или минор?
Бах: МенуэтВ тональности показан только один диез. Согласно нашей таблице тональностей это означает, что это может быть либо соль мажор, либо ми минор. При внимательном рассмотрении нот не должно быть сомнений, что это соль мажор:
- Первые две доли обозначают ноты соль мажор: G – B – D.
- Ноты в 3-й доле первого такта Ре – фа-диез – ля. Это аккорд ре мажор (и доминирующий аккорд соль).
- Второй такт состоит только из нот соль мажорного аккорда.
В общем, каждая нота указывает на тональность соль мажор. Оранжевые цифры в обозначениях ниже соответствуют пунктам выше:
Показатели соль мажорДаже в таком небольшом количестве музыки советы, которые мы узнали о тонических и доминантных аккордах, действуют.
Далее идут 8 тактов из короткой фортепианной пьесы Гайдна. В чем ключ?
Гайдн: № 6 из 12 легких пьес для фортепианоВ тональности нет ни диезов, ни бемолей. Согласно нашей таблице тональностей, это означает либо до мажор, либо ля минор. Намеков на ля минор нет, но много на до мажор:
- Первый аккорд до мажор с самой нотой до в басу.
- Последними нотами являются две «до» — одна в басу и одна в дисканте.
- Басовая нота перед последней нотой C является ее собственной квинтой: G (обратите внимание, что здесь ключевой ключ заменен на басовую). Окончание с пятой, переходящей в первую, является сильным индикатором любой тональности.
- Первая фраза, заканчивающаяся в такте 4, также заканчивается аккордом до.
Вот еще один отрывок. Это из «9» Шумана.0286 Альбом для юношества . Это мажор или минор?
Шуман: № 7 из «Альбом для юношества»Ключевая подпись показывает 1 бемоль. Согласно нашей таблице тональностей, это означает, что это произведение либо фа мажор, либо ре минор. Нет указаний на ре минор, но есть несколько для фа мажор:
- Оптимистичная нота до, которая идет к фа. Это соотношение пять к одному еще раз! Это потому, что когда F — первая нота, C — пятая. Как мы видели, уже одно это подтверждает фа мажор. Более того, после этого мелодия переходит от C к F еще два раза.
- В 3-м такте мы получаем ноты фа мажор, растянутые в арпеджио.
- Тоника фа мажор ведет к доминирующему аккорду фа (до мажор) в 4-м такте.
Далее первые 2 фразы из короткого произведения Чайковского. Это мажор или минор?
Чайковский: Похороны куклы из «Альбом для юношества», соч. 39’Ключевая подпись состоит из 3-х граней. Согласно нашей таблице тональностей, это означает, что эта музыка написана либо в ми-бемоль мажоре, либо в до миноре. Должно быть ясно, что в музыке все указывает на до минор:
- Первый аккорд — до минор (ноты до — ми-бемоль — соль), причем сама нота до является самой нижней нотой баса.
- Первая фраза снова заканчивается в такте 4 до минор, и ей предшествует аккорд G (его доминанта).
- Нота си-бемоль повышается на полтона, чтобы стать си-бемоль натуральной. Это именно то, что мы ожидали бы, если бы мы были в до миноре — повышенная 7-я нота.
- Если мы играем в до миноре, отрывок заканчивается на доминирующем аккорде (соль мажор). Как мы уже видели, это совершенно нормальный аккорд для окончания музыкальной фразы.
А как насчет фа-диез в басу в такте 7? Эта нота не в тональности до минор, значит ли это, что мы ошибаемся в нашем заключении?
Нет, мы не ошиблись. Несмотря на фа-диез, мы все еще в до миноре. Это вопрос гармонии. Не вдаваясь в подробности, скажем, что работа фа-диез состоит в том, чтобы усилить толчок к целевому аккорду соль мажор. Сам аккорд соль мажор по-прежнему принадлежит нашей домашней тональности до минор.
Итак, как вы видите, подсказки о том, является ли произведение мажорным или минорным, всегда содержатся в нотах. Ищите тонику и ее доминанту, и вы узнаете ключ.
Как определить мажор или минор на слух
Опять же, это в основном вопрос практики. Это не значит, что на это уйдут годы! Это просто означает, что вам нужно какое-то время выполнять упражнения для слуха по 15–30 минут в день.
Вы, наверное, слышали, что мажор счастлив, а минор грустен, но это упрощение. Я понимаю, что это непопулярное мнение, но описание интервалов и гамм с настроениями и чувствами вводит в заблуждение. Это добавляет ненужный поверхностный слой к прослушиванию музыки. Вместо того, чтобы отвлекаться на выяснение того, является ли гамма «радостной» или «грустной», мы должны прислушиваться к тому, является ли она на самом деле мажорной или минорной.
Звуки подобны цветам. Мы знаем красный цвет просто как «красный» (не описывая его как яркий, опасный или что-то еще), а синий цвет просто как синий (не прибегая к таким прилагательным, как спокойный, волнистый или что-то еще).
Таким же образом, есть определенное качество звука (что-то вроде цвета звука) для мажора и определенное качество звука для минора , и это то, что мы должны практиковать, чтобы распознавать на слух.
Распознавание мажорных и минорных трезвучий
Первый шаг — понять разницу между мажорными и минорными трезвучиями. Как вы, возможно, знаете из теории музыки, разница в третьем.