1. Понятие мировоззрения( мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Элементы мировоззрения.
Под мировоззрением в его развитой форме понимается обобщенная система социально-политических, нравствственных, эстетических, религиозных, философских, естественнонаучных взглядов на окружающий мир, человека, его отношения к действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами идеалы, убеждения, ценностно-смысловые представления и нормы, принципы познания и преобразования действительности.
Мировоззрение
формируется на основе знаний о мире и
обществе, накопленные человечеством в
процессе исторического развития и
личного опыта; составляет ядро
общественного и индивидуального
сознания, носителями которых соответственно
являются социальная группа и личность;
характеризует различные ступени развития
общества по степени их зрелости; имеет
огромное практическое значение, в
решающей степени влияя на жизненные
устремления, трудовую деятельность и
быт, всю сферу человеческой экзистенции.
Мировоззрение определенным образом соотносится и с понятием идеология, которая охватывает ту часть мировоззрения, которое ориентируется на социальные явления и классовые отношения. Мировоззрение же в целом охватывает всю объективную действительность человека.
Значительную
роль в мировоззрении в различных эпохах,
в том числе и наше время, играют
практические, обыденные знания и
сведения, основанные на здравом смысле,
повседневном практическом опыте. Такие
взгляды нередко называют «жизненной
философией».
Следовательно,
в состав мировоззрения, сложного
интегрального образования, входят вся
совокупность обобщенных знаний о мире
— научных, практических, профессиональных
и других, а также различные целостные
системы, формирующие представление о
добре и зле, прекрасном и безобразном,
существующем и должном и др., определяющие
отношение к прошлому, настоящему и
будущему, образ жизни и нормы поведения
людей. Характерная черта мировоззрения
— единство образа мыслей и образа
действий, это сфера поступков, социальной
активности, деятельности в решении
насущных жизненных проблем. Таким
образом, в мировоззрении в обобщенном
виде представлены познавательная,
ценностная и поведенческая стороны в
их взаимосвязи.
По содержанию и направленности мировоззрение может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим, относиться к различным социальным группам и классам. В реальной жизни общие представления о мире и жизненные программы, свойственные определенной эпохе, дополняются множеством групповых и индивидуальных вариантов, отражающих многообразие социальных и природных условий существования людей. И тем не менее, в многообразии исторически изменяющихся мировоззрений выделяются несколько основных типов: мифологическое, религиозное, философское.
Мироощущение (термин этнологии) — отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное. мироощущуение, мировосприятие, миросозерцание — это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.Позитивное мироощущение
Проявляется
в стремлении к усложнению этнических
систем. При нём преобладает пассеизм —
ощущение времени, при котором прошлое
воспринимается как единственная
объективная реальность. Служит основой
жизни на Земле.
Негативное мироощущение
Проявляется в стремлении к упрощению этнических систем. При нём преобладает футуристическое ощущение времени — прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее — подготовкой к будущему, а само будущее — единственной объективной реальностью. Большое количество людей с негативным мироощущением образует антисистему.Отношение человека к окружающей действительности и природе, выражающееся в тех или иных настроениях, чувствах. целостное осознание и переживание, воздействие на человека реальности в форме ощущений, эмоций.
Мировосприятие как предпосылка миропонимания, особая форма освоения в системе мировоззрения.
Об антропологических границах и реликтовом мировосприятии.
Существует
трехуровневая структуре человека,
включающей сознание, подсознание и
бессознательное, современному человеку
крайне редко доступно реликтовое
мировосприятие, свойственное представителям
и древних, и современных примитивных
культур, которое характеризуется тем,
что может воспринимать информацию из
разных источников.

Миропонимание
—
система идей о происхождении и структуре
мира, о факторах, создающих и поддерживающих
наблюдаемые в нем связи, отношения, о
причинах и характере мир. изменений и
месте человека в мире. Содержание М.
существенно зависит от уровня развития
науки и обществ. практики. Будучи частью
мировоззрения, М. является материалистическим
или идеалистическим. Древнейшая форма
идеа-листнч. М. — религиозная; для нее
характерно признание бога или мн.

Мироощущение мировосприятие и миропонимание
В различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.
Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.
В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.
Миропонимание
складывается на основе мироощущения и
мировосприятия. На характер миропонимания
по мере развития науки все большее
влияние оказывают добытые ею знания.
Значение миропонимания заключается в
том, что оно является основой формирования
потребностей и интересов человека, его
представлений о нормах и ценностях, а
значит и мотивов деятельности. Развитие
и совершенствование мироощущения,
мировосприятия и миропонимания приводит
к повышению качества содержания
мировоззрения и росту силы воздействия
его на живую жизнь.
Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность. Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией.
Гносеологическая функция
С названной
функцией связана гносеологическая или
теоретико-познавательная. Сущность
этой функции заключается в способности
философии осуществлять теоретическое
исследование познавательной деятельности
человека с целью выявления механизмов,
приемов и методов познания. Иными
словами, теория познания, вырабатывая
принципы и нормы познания, снабжает
человека средствами, с помощью которых
люди получают возможность постигать
мир, т. е. получать о нем истинные знания
и тем самым иметь правильное, отвечающее
требованиям современности мировоззрение,
на базе которого возможна эффективная
практика.
Методологическая функция
Философия,
будучи средством выработки принципов
человеческого отношения к миру и
хранителем знаний об этих принципах, в
состоянии выступать в качестве
методологии, т. е. в роли учения о методах
познания и преобразования действительности.
Это означает, что философия обладает
методологической функцией. Термин
“методология” используется в научной
литературе в двух смыслах: во-первых,
словом “методология” обозначается
учение о нормах, правилах человеческой
деятельности; во-вторых, под методологией
понимается совокупность определенных
норм, опосредующих познавательные и
практические действия с целью их
оптимизации. Можно утверждать, что
методология как совокупность принципов
и норм деятельности выступает как
проявление мировоззрения в действии.
Выполнение философией методологической
функции зависит от качества выработанных
в ее рамках общих принципов познавательной
и практической деятельности людей, а
также от глубины усвоения знаний этих
принципов применяющими их людьми.
Информационно-коммуникативная функция
Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.
Ценностно-ориентирующая функция
Философия
как совокупность знаний о наиболее
общих принципах отношения человека к
миру представляет собой в то же время
систему критериев оценочной деятельности,
в роли которых выступают эти принципы.
Оценочная деятельность, возможная на
основе осведомленности людей о
предлагаемых философией критериях
оптимальности, полезности той или иной
совокупности явлений и действий,
выступает в качестве средства ориентации
этих людей в мире. Философия как средство
выработки знаний о ценностях и носитель
этих знаний, с точки зрения аксиологии,
или теории ценностей, способна выполнять
ценностно-ориентирующую функцию.
Критическая функция
С таким
направлением реализации одного из
назначений философии связано проявление
другого ее назначения, выражающегося
в выполнении критической функции. В
рамках философии осуществляется оценка
происходящего в мире на основе содержащихся
в философии общих представлений о норме
и патологии явлений и процессов
действительности, окружающей человека.
Критическое отношение философии к
негативно оцениваемому в духовной и
материальной жизни содействует выработке
мер, направленных на преодоление того,
что не устраивает человека, представляется
ему патологическим и потому достойным
преобразования. Критическая функция
философии может проявляться не только
в отношениях людей к миру, но и
реализовываться в ходе самооценки
специалистами ее собственного содержания.
Таким образом, критическая функция
философии в состоянии реализоваться
как в плане стимуляции развития знаний
о мире и обновления мира в целом, так и
в плане совершенствования содержания
самой философии.
Определение и значение мировоззрения — Merriam-Webster
мир · мировоззрение ˈwərl(d)-ˌvyü
: всестороннее представление или восприятие мира, особенно с определенной точки зрения
звонили также мировоззрение
Примеры предложений
У этих двух групп очень разные мировоззрения .
Недавние примеры в Интернете
Еще одно важное послание в вашей работе заключается в том, что приоритет отдается рациональному, объективному научному подходу. 0013 мировоззрение может отгородить нас от других полезных способов мышления.
— Дэвид Марчезе Дэвид Марчезе, New York Times , 29 января 2023 г.
Мои долгие, захватывающие визиты в последующие десятилетия постепенно раскрывали мировоззрение необычайной сложности, проявляющееся в одном из самых сложных процессов горя, когда-либо задокументированных.
— Пирс Витебски, Scientific American , 12 декабря 2022 г.
Законодательство о запрете книг формально санкционирует такое мировоззрение , подвергающее опасности учителей, а Министерству юстиции теперь приходится рассматривать угрозы насилия в отношении учителей и школьного персонала.
— Аарон Р. Хэнлон, Новая Республика , 16 августа 2022 г.
Ваше мировоззрение , включая убеждения и мнения, начинает формироваться в детстве, когда вы социализируетесь в определенном культурном контексте.
— Кит М. Беллицци, 9 лет.0013 Разговор , 11 августа 2022 г.
У грязной горячей тети есть доход, свободное время и мировоззрение , которое вращается вокруг жизни, а не создания жизни.
— Гламур , 20 мая 2022 г.
Знакомство с Кэти Перри и другими тяжеловесами поп-музыки 2010-х годов открыло ей мировоззрение и вдохновило ее на написание собственных песен.
— Бриттани Спанос, 9 лет.0013 Rolling Stone , 27 октября 2022 г.
Просто живя в жизни этого персонажа, зрители узнают больше о том, как ее мировоззрение одновременно похоже и отличается от их собственного.
— Аламин Йоханнес, EW.com , 19 июня 2022 г.
В ее мировоззрении капитализм победил, но Китай более эффективно, чем Соединенные Штаты, применяет его.
—Агустино Фонтевечкья, Forbes , 3 июня 2022 г.
Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «мировоззрение». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Первое известное использование
1848, в значении, определенном выше
Путешественник во времени
Первое известное использование мировоззрения было
в 1848 г.
Посмотреть другие слова того же года мировой дух
мировоззрение
мировая война
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Мировоззрение».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/worldview. По состоянию на 17 марта 2023 г.Копировать ссылку
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Мировоззрение | Ligonier Ministries
12 августа 2021 г.
Мировоззрение и культураWorldview
Ligonier Ministries5 Min Read
Введение
Мировоззрение – это комплексное философское осмысление и объяснение действительности. У каждого есть мировоззрение, осознает он это или нет. Мировоззрение человека включает в себя убеждения и предположения о Вселенной и обо всем жизненном опыте. Мировоззрение формирует и формирует наш подход к философии, религии, науке, правительству, экономике, образованию и искусству. Хотя мировоззрения так же стары, как история человечества, все нехристианские мировоззрения противостоят христианскому мировоззрению. Современные нехристианские мировоззрения включают антитринитарный теизм, гуманизм, экзистенциализм, секуляризм, гедонизм, прагматизм, натурализм, позитивизм, плюрализм, постмодернизм, этатизм и атеизм.
Объяснение
Ранние древние ближневосточные космогонии являются одними из первых зарегистрированных мировоззрений. Они были написаны, чтобы помочь религиозным приверженцам интерпретировать окружающий мир. Эти космогонии часто писались как конкурирующие альтернативы друг другу. В отличие от особого откровения Бога о Себе Своему народу, эти альтернативные древние языческие мировоззрения были сосредоточены на мифах о богах и богинях окружающих народов.
Досократические философы пытались ответить на вопрос о высшей реальности в свете проблемы одного и многих. Они сформировали высшую реальность посредством своих исследований в области биологии, астрологии, химии и физики. Они стремились развивать философское мировоззрение либо в единстве, либо в многообразии. История эллинистической философии от Гераклита и Парменида до Аристотеля, Платона и Сократа была историей поисков целостного философского мировоззрения, которое, среди прочего, решало проблему единства и разнообразия.
Революция произошла в восемнадцатом и девятнадцатом веках благодаря философскому вкладу Иммануила Канта и Фридриха Гегеля. В своей «Критике чистого разума » Иммануил Кант сформулировал агностическое мировоззрение. Кант представил философский подход, который бросил вызов общепринятым аргументам в пользу существования Бога. Создавая мировоззрение вокруг своих представлений о ноуменальной сфере и феноменальной сфере, Кант изолировал Бога в ноуменальной сфере (царство вещей, которые не могут быть восприняты органами чувств). Сделав Бога трансцендентно непознаваемым, он исключил Его из процесса толкования. Для Канта единственное, что мы можем по-настоящему знать, это то, что относится к феноменальной сфере. Философия Канта получила название «трансцендентальный идеализм».
Чтобы преодолеть непримиримость философских категорий Канта, немецкий философ XIX века Г.В.Ф. Гегель сформулировал альтернативное философское мировоззрение. В то время как Кант ограничил Бога ноуменальной (то есть трансцендентальной) сферой, Гегель двинулся к философии имманентности. Гегель построил свое мировоззрение на предположении, что все можно классифицировать как тезис или антитезис и что каждый тезис и антитезис можно в конечном счете постепенно синтезировать в связную систему (процесс, называемый «диалектикой»). Гегель предположил, что история не просто открывает Бога, но что история — это Бог, раскрывающий Себя как абсолютный Дух во времени и пространстве. Эволюционная метафизика Гегеля, в свою очередь, проложила путь материалистическому мировоззрению Карла Маркса. Акцент Гегеля на диалектике также подпитывал радикальный имманентизм немецкой высшей критики.
Кант и Гегель оказали огромное влияние на богословские институты по всей Европе в девятнадцатом веке. Фраза Weltanschauung (мировоззрение) была популяризирована в немецких богословских трудах девятнадцатого века. Weltanschauung было по существу попыткой развить кантовское Weltbegriff (понятие мира) в теистическое понятие. Шотландский теолог девятнадцатого века Джеймс Орр впервые предпринял подробное исследование этого развития Weltanschauung в Германии девятнадцатого века. В своей работе Христианский взгляд на Бога и мир Орр заложил основу для христианского теистического мировоззрения . Орр утверждал, что библейское христианство дает нам явно христоцентрическое мировоззрение, которое является единственным последовательным объяснением Вселенной. Он писал: «Христианский взгляд на вещи образует логическое целое, на которое нельзя нарушать или отвергать по частям, но оно остается или рушится в своей целостности и может страдать только от попыток слияния или компромисса с теориями, которые покоятся на совершенно разных основаниях. ”
В том же столетии Авраам Кайпер — известный голландский теолог, государственный деятель и педагог — решил сформулировать твердое кальвинистское мировоззрение. Находясь под сильным влиянием Жана Кальвина, подчеркивавшего верховную власть Бога над всеми сферами жизни и опыта, Кайпер стремился превратить теологию Кальвина в последовательное философское мировоззрение. В своей инаугурационной речи в Свободном университете Амстердама Кайпер заявил: «Во всей сфере нашего человеческого существования нет ни одного квадратного дюйма, над которым Христос, Властелин над всем, не воскликнул бы: Мое!» Кайпер продолжал структурировать свое мировоззрение в соответствии с «суверенитетом сферы», а именно, с тем, как Христос осуществляет свое правление через Своих людей в доме, школе и правительстве. Кайпер резюмировал различные сферы своего мировоззрения в своем 1898 каменных лекций в Принстонской теологической семинарии. Эти лекции позже были опубликованы под названием « лекций по кальвинизму ». Опираясь на работу Джеймса Орра, Кайпер делал акцент на воскресшем Христе и Его превосходстве над всем сущим.
Современник Кайпера, Герман Бавинк, стремился продвигать последовательное христианское теистическое мировоззрение. Бавинк часто отмечал тщетность стремления сохранить религию и науку, а также веру и знание независимыми друг от друга. Он написал в своем Реформатская догматика , «Не может существовать рядом двух мировоззрений, одного религиозного и другого научного. Вместо этого может быть только одно мировоззрение, мировоззрение одновременно религиозное и научное. Другими словами, вера и знание не являются несовместимыми».
В то же время Бавинк отверг любые попытки синхронизировать сверхъестественное мировоззрение христианства с натуралистическим мировоззрением секуляризма. Он пояснял: «Всякая попытка натуралистически объяснить факты откровения до сих пор всегда заканчивалась признанием того, что между сверхъестественным мировоззрением Писания и мировоззрением натуралистов зияет огромная пропасть и что примирение между ними невозможно».
Кайпер и Бавинк заложили основу для последующих сторонников реформатского и кальвинистского мировоззрения. Б. Б. Уорфилд, Корнелиус Ван Тил и Герман Дойеверд являются одними из самых известных преемников Кайпера и Бавинка в реформатской церкви. Другими известными евангелистскими и кальвинистскими философами и апологетами двадцатого века, внесшими значительный вклад в формулирование христианского мировоззрения, являются Фрэнсис Шеффер, Гордон Кларк, Карл Ф.Х.Генри и Э.Дж. Карнелл.
В последние десятилетия канадский философ Чарльз Тейлор много писал о религиозной подоплеке и влиянии светского мировоззрения. Работа Тейлора стала пробным камнем для понимания мировоззрения в постмодернистском обществе.
Цитаты
Мировоззрение человека представляет его самые фундаментальные убеждения и предположения о вселенной, в которой он живет. Это отражает то, как он ответил бы на все «большие вопросы» человеческого существования: фундаментальные вопросы о том, кто и что мы есть, откуда мы пришли, почему мы здесь, куда (если куда-то) мы направляемся, смысл и цель жизни, характер загробной жизни и то, что считается хорошей жизнью здесь и сейчас. Мало кто сколько-нибудь глубоко продумывает эти вопросы, и еще меньше людей имеют твердые ответы на подобные вопросы, но мировоззрение человека, по крайней мере, будет склонять его к одним видам ответов и отталкивать от других. Мировоззрение формирует и информирует о нашем восприятии окружающего мира. Подобно очкам с цветными линзами, они влияют на то, что мы видим и как мы это видим. В зависимости от «цвета» линз некоторые вещи могут быть видны легче или, наоборот, они могут быть ослаблены или искажены — более того, некоторые вещи могут быть не видны вообще.
Если наука противоречит религии или религия противоречит науке, по крайней мере одно из них должно быть неверным. В истории были времена, когда научное сообщество исправляло не Библию, а неверные толкования Библии, как мы видели в скандале с Галилеем.