Миропонимание мировосприятие мироощущение: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

1. Понятие мировоззрения( мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Элементы мировоззрения.

Под мировоззрением в его развитой форме понимается обобщенная система социально-политических, нравствственных, эстетических, религиозных, философских, естественнонаучных взглядов на окружающий мир, человека, его отношения к действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами идеалы, убеждения, ценностно-смысловые представления и нормы, принципы познания и преобразования действительности.

Мировоззрение формируется на основе знаний о мире и обществе, накопленные человечеством в процессе исторического развития и личного опыта; составляет ядро общественного и индивидуального сознания, носителями которых соответственно являются социальная группа и личность; характеризует различные ступени развития общества по степени их зрелости; имеет огромное практическое значение, в решающей степени влияя на жизненные устремления, трудовую деятельность и быт, всю сферу человеческой экзистенции.

Мировоззрение содержит в себе две нераздельные стороны — эмоциональную и интеллектуальную. Первая связана с чувственно-образным восприятием мира и выражается в мироощущении, мировосприятии, миросозерцании, вторая представлена в логико-понятийной форме как миропонимание. Соотношение эмоциональной и интеллектуальной сторон определяется многими объективными и субъективными причинами: политическими, психологическими, социокультурными и другими.

Мировоззрение определенным образом соотносится и с понятием идеология, которая охватывает ту часть мировоззрения, которое ориентируется на социальные явления и классовые отношения. Мировоззрение же в целом охватывает всю объективную действительность человека.

Значительную роль в мировоззрении в различных эпохах, в том числе и наше время, играют практические, обыденные знания и сведения, основанные на здравом смысле, повседневном практическом опыте. Такие взгляды нередко называют «жизненной философией».

Этот уровень мировоззрения характеризуется традиционными, стихийными несистематизированными сведениями о мире. Они носят самый разнообразный характер и определяются уровнем образования, культурой, национальными, религиозными традициями своих субъектов — носителей. Существует и другой, более высокий уровень рассмотрения отношения человека к миру — теоретический, к которому относится и философия.

Следовательно, в состав мировоззрения, сложного интегрального образования, входят вся совокупность обобщенных знаний о мире — научных, практических, профессиональных и других, а также различные целостные системы, формирующие представление о добре и зле, прекрасном и безобразном, существующем и должном и др., определяющие отношение к прошлому, настоящему и будущему, образ жизни и нормы поведения людей. Характерная черта мировоззрения — единство образа мыслей и образа действий, это сфера поступков, социальной активности, деятельности в решении насущных жизненных проблем. Таким образом, в мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая стороны в их взаимосвязи.

По содержанию и направленности мировоззрение может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим, относиться к различным социальным группам и классам. В реальной жизни общие представления о мире и жизненные программы, свойственные определенной эпохе, дополняются множеством групповых и индивидуальных вариантов, отражающих многообразие социальных и природных условий существования людей. И тем не менее, в многообразии исторически изменяющихся мировоззрений выделяются несколько основных типов: мифологическое, религиозное, философское.

Мироощущение (термин этнологии) — отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное. мироощущуение, мировосприятие, миросозерцание — это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.

Позитивное мироощущение

Проявляется в стремлении к усложнению этнических систем. При нём преобладает пассеизм — ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. Служит основой жизни на Земле.

Негативное мироощущение

Проявляется в стремлении к упрощению этнических систем. При нём преобладает футуристическое ощущение времени — прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее — подготовкой к будущему, а само будущее — единственной объективной реальностью. Большое количество людей с негативным мироощущением образует антисистему.Отношение человека к окружающей действительности и природе, выражающееся в тех или иных настроениях, чувствах. целостное осознание и переживание, воздействие на человека реальности в форме ощущений, эмоций.

Мировосприятие как предпосылка миропонимания, особая форма освоения в системе мировоззрения.

Об антропологических границах и реликтовом мировосприятии.

Существует трехуровневая структуре человека, включающей сознание, подсознание и бессознательное, современному человеку крайне редко доступно реликтовое мировосприятие, свойственное представителям и древних, и современных примитивных культур, которое характеризуется тем, что может воспринимать информацию из разных источников.

Сложность нынешнего этапа развития философских исследований я вижу в том, что объем информации, циркулирующей в сообществе, огромен. Это приводит к тому, что у людей остается очень мало времени и сил на то, чтобы знакомиться с новинками.Долгое время проблема «сознания» и проблема «тела» рассматривались в отрыве друг от друга. Телесность в духовных традициях часто носит негативный статус: плоть предлагается умерщвлять, а иногда истязать.Телесность человека — это бесценный дар, потому что она представляет собой тот инструмент, используя который наш Создатель имеет возможность узнавать-познавать-проживать плоды своего творения.Одну из его важнейших особенностей усматривают в возможности переживать происходящее в другом как во-мне-самом-совершающееся, то есть как часть собственных внутренних процессов. О том, что такое мировосприятие возможно, свидетельствуют данные изучения австралийских аборигенов, которые способны узнавать о том, что из соседней деревни возвращается жена, в собственном теле ощутив, как ремни, на которых она несет ребенка, впиваются в плечи, или что в гости идет старик-отец, почувствовав, как ноют его старые раны.
Многие представители животного мира демонстрируют возможности таких форм восприятия, которые человек, опираясь на современную картину мира, склонен считать экстрасенсорными (например, электрическое чувство угря и чувство боковой линии рыб). На самом деле они вполне обыденны, просто задействуют механизмы, не актуализируемые современным человеком в его схемах восприятия. Телепатия, рассмотренная в этом ключе, будет представлять собой вполне нормальное явление, имеющее в своей основе естественные и совершенно рациональные механизмы.

Миропонимание — система идей о происхождении и структуре мира, о факторах, создающих и поддерживающих наблюдаемые в нем связи, отношения, о причинах и характере мир. изменений и месте человека в мире. Содержание М. существенно зависит от уровня развития науки и обществ. практики. Будучи частью мировоззрения, М. является материалистическим или идеалистическим. Древнейшая форма идеа-листнч. М. — религиозная; для нее характерно признание бога или мн.

богов создателями и управителями мира, определяющими его судьбы, роль человека в нем. С наибольшей полнотой особенности этой формы М. нашли выражение в мир. религиях, особенно в христианстве и исламе. Возникшие позднее филос. идеа-листич. системы М. (Платона, Лейбница, Гегеля) проводили ряд общих с религией идей, хотя в иной, более абстрактной форме. В глубокой древности зародилось и материалистич., атеистич. М. (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Ван Чун). Атеистическим, хотя порой и непоследовательным, было М. мыслителей-материалистов Нового времени — Декарта, Спинозы, Дидро, Гольбаха и др., -опиравшееся на использование механики в качестве универс. фактора для объяснения явлений различных областей действительности. Последовательно атеистическим является М. диалектич. и историч. материализма, обобщающее все достижения совр. естествознания и обществ, практики. Рассматривая мир как структурно неисчерпаемую, многообразную движущуюся материю, вечную и бесконечную, это М. закрывает всякие лазейки для протаскивания идеи бога.

Мироощущение мировосприятие и миропонимание

В различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.

Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.

В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.

Миропонимание складывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.

Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность. Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией.

Гносеологическая функция

С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.

Методологическая функция

Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.

Информационно-коммуникативная функция

Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.

Ценностно-ориентирующая функция

Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы. Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире. Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей, способна выполнять ценностно-ориентирующую функцию.

Критическая функция

С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания. Таким образом, критическая функция философии в состоянии реализоваться как в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования содержания самой философии.

Определение и значение мировоззрения — Merriam-Webster

мир · мировоззрение ˈwərl(d)-ˌvyü 

: всестороннее представление или восприятие мира, особенно с определенной точки зрения

звонили также мировоззрение

Примеры предложений

У этих двух групп очень разные мировоззрения .

Недавние примеры в Интернете Еще одно важное послание в вашей работе заключается в том, что приоритет отдается рациональному, объективному научному подходу. 0013 мировоззрение может отгородить нас от других полезных способов мышления. — Дэвид Марчезе Дэвид Марчезе, New York Times , 29 января 2023 г. Мои долгие, захватывающие визиты в последующие десятилетия постепенно раскрывали мировоззрение необычайной сложности, проявляющееся в одном из самых сложных процессов горя, когда-либо задокументированных. — Пирс Витебски, Scientific American , 12 декабря 2022 г. Законодательство о запрете книг формально санкционирует такое мировоззрение , подвергающее опасности учителей, а Министерству юстиции теперь приходится рассматривать угрозы насилия в отношении учителей и школьного персонала. — Аарон Р. Хэнлон, Новая Республика , 16 августа 2022 г. Ваше мировоззрение , включая убеждения и мнения, начинает формироваться в детстве, когда вы социализируетесь в определенном культурном контексте. — Кит М. Беллицци, 9 лет.0013 Разговор , 11 августа 2022 г. У грязной горячей тети есть доход, свободное время и мировоззрение , которое вращается вокруг жизни, а не создания жизни. — Гламур , 20 мая 2022 г. Знакомство с Кэти Перри и другими тяжеловесами поп-музыки 2010-х годов открыло ей мировоззрение и вдохновило ее на написание собственных песен. — Бриттани Спанос, 9 лет.0013 Rolling Stone , 27 октября 2022 г. Просто живя в жизни этого персонажа, зрители узнают больше о том, как ее мировоззрение одновременно похоже и отличается от их собственного. — Аламин Йоханнес, EW.com , 19 июня 2022 г. В ее мировоззрении капитализм победил, но Китай более эффективно, чем Соединенные Штаты, применяет его. —Агустино Фонтевечкья, Forbes , 3 июня 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «мировоззрение». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

1848, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование мировоззрения было в 1848 г.

Посмотреть другие слова того же года мировой дух

мировоззрение

мировая война

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Мировоззрение».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/worldview. По состоянию на 17 марта 2023 г.

Копировать ссылку

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Мировоззрение | Ligonier Ministries

12 августа 2021 г.

Мировоззрение и культураWorldview

Ligonier Ministries

5 Min Read

Введение

Мировоззрение – это комплексное философское осмысление и объяснение действительности. У каждого есть мировоззрение, осознает он это или нет. Мировоззрение человека включает в себя убеждения и предположения о Вселенной и обо всем жизненном опыте. Мировоззрение формирует и формирует наш подход к философии, религии, науке, правительству, экономике, образованию и искусству. Хотя мировоззрения так же стары, как история человечества, все нехристианские мировоззрения противостоят христианскому мировоззрению. Современные нехристианские мировоззрения включают антитринитарный теизм, гуманизм, экзистенциализм, секуляризм, гедонизм, прагматизм, натурализм, позитивизм, плюрализм, постмодернизм, этатизм и атеизм.

Объяснение

Ранние древние ближневосточные космогонии являются одними из первых зарегистрированных мировоззрений. Они были написаны, чтобы помочь религиозным приверженцам интерпретировать окружающий мир. Эти космогонии часто писались как конкурирующие альтернативы друг другу. В отличие от особого откровения Бога о Себе Своему народу, эти альтернативные древние языческие мировоззрения были сосредоточены на мифах о богах и богинях окружающих народов.

Досократические философы пытались ответить на вопрос о высшей реальности в свете проблемы одного и многих. Они сформировали высшую реальность посредством своих исследований в области биологии, астрологии, химии и физики. Они стремились развивать философское мировоззрение либо в единстве, либо в многообразии. История эллинистической философии от Гераклита и Парменида до Аристотеля, Платона и Сократа была историей поисков целостного философского мировоззрения, которое, среди прочего, решало проблему единства и разнообразия.

Революция произошла в восемнадцатом и девятнадцатом веках благодаря философскому вкладу Иммануила Канта и Фридриха Гегеля. В своей «Критике чистого разума » Иммануил Кант сформулировал агностическое мировоззрение. Кант представил философский подход, который бросил вызов общепринятым аргументам в пользу существования Бога. Создавая мировоззрение вокруг своих представлений о ноуменальной сфере и феноменальной сфере, Кант изолировал Бога в ноуменальной сфере (царство вещей, которые не могут быть восприняты органами чувств). Сделав Бога трансцендентно непознаваемым, он исключил Его из процесса толкования. Для Канта единственное, что мы можем по-настоящему знать, это то, что относится к феноменальной сфере. Философия Канта получила название «трансцендентальный идеализм».

Чтобы преодолеть непримиримость философских категорий Канта, немецкий философ XIX века Г.В.Ф. Гегель сформулировал альтернативное философское мировоззрение. В то время как Кант ограничил Бога ноуменальной (то есть трансцендентальной) сферой, Гегель двинулся к философии имманентности. Гегель построил свое мировоззрение на предположении, что все можно классифицировать как тезис или антитезис и что каждый тезис и антитезис можно в конечном счете постепенно синтезировать в связную систему (процесс, называемый «диалектикой»). Гегель предположил, что история не просто открывает Бога, но что история — это Бог, раскрывающий Себя как абсолютный Дух во времени и пространстве. Эволюционная метафизика Гегеля, в свою очередь, проложила путь материалистическому мировоззрению Карла Маркса. Акцент Гегеля на диалектике также подпитывал радикальный имманентизм немецкой высшей критики.

Кант и Гегель оказали огромное влияние на богословские институты по всей Европе в девятнадцатом веке. Фраза Weltanschauung (мировоззрение) была популяризирована в немецких богословских трудах девятнадцатого века. Weltanschauung было по существу попыткой развить кантовское Weltbegriff (понятие мира) в теистическое понятие. Шотландский теолог девятнадцатого века Джеймс Орр впервые предпринял подробное исследование этого развития Weltanschauung в Германии девятнадцатого века. В своей работе Христианский взгляд на Бога и мир Орр заложил основу для христианского теистического мировоззрения . Орр утверждал, что библейское христианство дает нам явно христоцентрическое мировоззрение, которое является единственным последовательным объяснением Вселенной. Он писал: «Христианский взгляд на вещи образует логическое целое, на которое нельзя нарушать или отвергать по частям, но оно остается или рушится в своей целостности и может страдать только от попыток слияния или компромисса с теориями, которые покоятся на совершенно разных основаниях. ”

В том же столетии Авраам Кайпер — известный голландский теолог, государственный деятель и педагог — решил сформулировать твердое кальвинистское мировоззрение. Находясь под сильным влиянием Жана Кальвина, подчеркивавшего верховную власть Бога над всеми сферами жизни и опыта, Кайпер стремился превратить теологию Кальвина в последовательное философское мировоззрение. В своей инаугурационной речи в Свободном университете Амстердама Кайпер заявил: «Во всей сфере нашего человеческого существования нет ни одного квадратного дюйма, над которым Христос, Властелин над всем, не воскликнул бы: Мое!» Кайпер продолжал структурировать свое мировоззрение в соответствии с «суверенитетом сферы», а именно, с тем, как Христос осуществляет свое правление через Своих людей в доме, школе и правительстве. Кайпер резюмировал различные сферы своего мировоззрения в своем 1898 каменных лекций в Принстонской теологической семинарии. Эти лекции позже были опубликованы под названием « лекций по кальвинизму ». Опираясь на работу Джеймса Орра, Кайпер делал акцент на воскресшем Христе и Его превосходстве над всем сущим.

Современник Кайпера, Герман Бавинк, стремился продвигать последовательное христианское теистическое мировоззрение. Бавинк часто отмечал тщетность стремления сохранить религию и науку, а также веру и знание независимыми друг от друга. Он написал в своем Реформатская догматика , «Не может существовать рядом двух мировоззрений, одного религиозного и другого научного. Вместо этого может быть только одно мировоззрение, мировоззрение одновременно религиозное и научное. Другими словами, вера и знание не являются несовместимыми».

В то же время Бавинк отверг любые попытки синхронизировать сверхъестественное мировоззрение христианства с натуралистическим мировоззрением секуляризма. Он пояснял: «Всякая попытка натуралистически объяснить факты откровения до сих пор всегда заканчивалась признанием того, что между сверхъестественным мировоззрением Писания и мировоззрением натуралистов зияет огромная пропасть и что примирение между ними невозможно».

Кайпер и Бавинк заложили основу для последующих сторонников реформатского и кальвинистского мировоззрения. Б. Б. Уорфилд, Корнелиус Ван Тил и Герман Дойеверд являются одними из самых известных преемников Кайпера и Бавинка в реформатской церкви. Другими известными евангелистскими и кальвинистскими философами и апологетами двадцатого века, внесшими значительный вклад в формулирование христианского мировоззрения, являются Фрэнсис Шеффер, Гордон Кларк, Карл Ф.Х.Генри и Э.Дж. Карнелл.

В последние десятилетия канадский философ Чарльз Тейлор много писал о религиозной подоплеке и влиянии светского мировоззрения. Работа Тейлора стала пробным камнем для понимания мировоззрения в постмодернистском обществе.

Цитаты

Мировоззрение человека представляет его самые фундаментальные убеждения и предположения о вселенной, в которой он живет. Это отражает то, как он ответил бы на все «большие вопросы» человеческого существования: фундаментальные вопросы о том, кто и что мы есть, откуда мы пришли, почему мы здесь, куда (если куда-то) мы направляемся, смысл и цель жизни, характер загробной жизни и то, что считается хорошей жизнью здесь и сейчас. Мало кто сколько-нибудь глубоко продумывает эти вопросы, и еще меньше людей имеют твердые ответы на подобные вопросы, но мировоззрение человека, по крайней мере, будет склонять его к одним видам ответов и отталкивать от других. Мировоззрение формирует и информирует о нашем восприятии окружающего мира. Подобно очкам с цветными линзами, они влияют на то, что мы видим и как мы это видим. В зависимости от «цвета» линз некоторые вещи могут быть видны легче или, наоборот, они могут быть ослаблены или искажены — более того, некоторые вещи могут быть не видны вообще.

Если наука противоречит религии или религия противоречит науке, по крайней мере одно из них должно быть неверным. В истории были времена, когда научное сообщество исправляло не Библию, а неверные толкования Библии, как мы видели в скандале с Галилеем.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts