Мировоззрение — это система человеческих представлений и знаний о мире (см. Мир) и о месте человека в мире, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природной и социальной действительности (см. Бытие). Мировоззрение возникает как сложный результат практического взаимодействия человека с внешней действительностью — природой и обществом. Оно определяет социальное самочувствие и самосознание личности, её рефлексивное понимание своей жизни, социокультурные ориентации, оценки и поведение, отношение человека к внешнему миру, другим людям, себе самому и формирует его личностные структуры. В этом смысле мировоззрение нередко называют высшим уровнем самосознания индивида. В то же время мировоззрение индивида так или иначе сопрягается, перекликается со взглядами, идеалами, убеждениями, ценностями других людей и сообществ и выступает как социокультурное образование. Мировоззрение — относительно автономная и устойчивая система внутренних детерминант жизнедеятельности человека, которая во многом зависит от обыденного наличного опыта человека, будучи связанной с потребностями, целями, интересами, с его окружением. Вместе с тем, оно предполагает образ «мира как целого», что достигается при возможности «возвышения» над обыденностью повседневного существования и при выходе в сферу всеобщности. То есть мировоззрение по сути своей метафизично. Оно предстаёт в виде целостной, многоуровневой, сложно организованной системы социальных установок, обладающей фундаментальными для жизнедеятельности личности функциями. В системе мировоззрения сочетаются воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное, слово и дело, объективное и субъективное. Идеи и идеалы лишь завершают, рационализируют, интегрируют мировоззрение, придают ему осознанный характер. Система мировоззрения как социальное «ядро» личности обусловливает её целостность, ответственность, рациональную и адекватную ориентацию в обществе (см. Общество). Термин «мировоззрение» впервые появляется в начале XVIII века в сочинениях немецких философов-романтиков, а также в работе Ф. Э. Шлейермахера «Речи о религии». Г. В. Ф. Гегель анализирует «моральное мировоззрение» в «Феноменологии духа» (Сочинения, т. 4. — М., 1959, с. 322–330). В «Лекциях по эстетике» (книга первая) Гегель рассматривает «религиозное миросозерцание» (Сочинения, т. 12. — М., 1938, с. 329–330). В той же работе (книга третья) Гегель пользуется понятием «теоретическое мировоззрение» для характеристики идейной позиции художника (Сочинения, т. 14. — М., 1958, с. 192). Таким образом, Гегель пытался разграничить различные типы мировоззрений. Е. Дюринг развивал теорию мировоззрения вместо метафизики. Согласно Г. Гомперцу, мировоззрение — это «космотеория», призванная представить непротиворечивое понимание идей, развитых в отдельных науках, и фактов практической жизни. В. Дильтей усматривал в жизни исток мировоззрения и выделял различные типы мировоззрений в религии, поэзии и метафизике.
Исходными мировоззренческими понятиями являются «мир» и «человек». Вопрос о их соотношении — основной мировоззренческий вопрос. Ответы на этот вопрос различны и многообразны, хотя, так или иначе, они зависят от того, что принимается за определяющее — «мир» или «человек». Если первичным оказывается «мир», то человек произведён от него, является его частью, его проявлением. При этом «мир» может отождествляться с «природой», «материей», «субстанцией» (духовной или материальной), «универсумом», «космосом» и так далее. Человек в таком случае выводится из мира, объясняется через его законы и свойства. Если же за исходное принимается понятие «человек», то мир определяется через человека, человеком (более того — индивидом) и оказывается соразмерным человеку («миром человека»). Нередко два этих полюсных подхода пытаются объединить. Тогда за исходное принимается отношение, связь мира и человека (Л. Фейербах, К. Маркс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и другие).Типология мировоззрений может быть построена на разных основаниях. Обычно выделяют мировоззрение религиозное, естественнонаучное, социально-политическое, философское. Некоторые исследователи выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое, мифологическое и другие, а также различные частные и смешанные их типы. Можно выявить три независимых критерия разграничения мировоззрений. Первый из них можно назвать эпистемологическим, поскольку здесь имеются в виду научные, ненаучные и антинаучные виды мировоззрения. Второй критерий носит предметный характер: здесь речь идёт о реальности — природной или социальной, которая получает своё обобщённое теоретическое выражение в том или ином мировоззрении. Третий критерий — универсально-синтетический, то есть охватывающий и природную, и социальную реальность, благодаря которому становится возможным философское мировоззрение. Индивидуальная жизнедеятельность, социальная практика и окружение человека выступают предпосылками возникновения устойчивых и целесообразных форм его социального поведения задолго до того, как исторически и индивидуально осознаются и приобретают теоретическую форму (а иногда так и не осознаются при жизни данного поколения) объективные закономерности его общественного существования. Всякое мировоззрение очевидно складывается из убеждений. Они могут быть истинными или же, напротив, мнимыми; научными, религиозными, нравственными, обоснованными и необоснованными, прогрессивными и реакционными и так далее. Одни убеждения основываются на фактах, другие, напротив, коренятся лишь в субъективной уверенности, лишённой объективной основы. Убеждения характеризуются прежде всего той энергией, настойчивостью, решительностью, с которыми они высказываются, обосновываются, защищаются, противопоставляются другим убеждениям. С этой точки зрения, убеждение не совпадает просто с высказыванием относительно того, что считается истинным, полезным и так далее; это — активная позиция за или против каких-то других убеждений.
Мировоззрение, как философско-теоретический синтез научных знаний, повседневного и исторического опыта изменяется и развивается в ходе истории человечества. Мировоззрение, базирующееся на науке (см. Наука), предполагает приоритет мира над человеком, или «действительности самой по себе». Наука стремится, насколько возможно, исключить человека, его интересы и волю из своей картины. Она отделяет объект от субъекта, сущность и кажимость, чтойность и этость, всеобщее и единичное, истину и мнение. Идеал науки — достижение истинного знания о действительности. Её эмпирический базис — наблюдение и эксперимент, осуществляемые исследователем. Но самого исследователя наука стремится устранить из результатов его научного поиска. Сушности, ноуменальности наука пытается достичь через феноменальность, используя при этом процедуры «очищения» сущности от кажимости. В отличие от религии, искусства, мифа наука опирается не на доверие, не на веру, не на внутреннее чувство и не на мистическое откровение, а на рационально выводимое знание. Истина здесь рационально добывается, рационально объясняется, рационально обосновывается. Первоначально истина противопоставлялась пользе, наука не стремилась к практическим результатам. Со временем же именно польза, практический результат стали выражать социальный смысл науки, сама она превратилась в социальный институт, а научное мировоззрение стало ядром формирования мировоззрения общества. Идеал научности (рациональности) менялся исторически. В зависимости от него менялись представления и о степени истинности научного мировоззрения. Длительное время функцию идеала выполняло математическое знание; для естествознания вплоть до конца XIX века было характерно механистическое мировоззрение; в последнее время заявляет о своей приоритетности идеал социально-гуманитарного знания. Многие науковеды утверждают, что сейчас нет единого и единственного идеала научной рациональности, что он до конца не оформился, находится в процессе становления. Некоторые мыслители, в особенности философы позитивистской ориентации, пытаются доказать, что науки не нуждаются в мировоззрении. Другие (в частности, основатели физики XX века) подчёркивают эвристическое значение мировоззрения. Так, А. Эйнштейн писал: «Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность» (Собрание научных трудов. — М., 1967, т. 4, с. 142). М. Планк в докладе «Физика в борьбе за мировоззрение» подчёркивает: «Мировоззрение исследователя всегда участвует в определении направления его работы» (Plank M. Wege zur physikalischen Erkenntnia. Stuttgart, 1949, S. 285). На мировоззренческом уровне наука выявляется в видеФилософское мировоззрение, которое развивается в рамках философии (см. Философия) претендует на целостный образ мира, на постижение «мира как целого». В этом смысле метафизическая позиция находит в философии своё наиболее адекватное выражение и воплощение. Философия изначально противопоставляла себя и мифу, и религии, и искусству, а затем и науке, хотя во многом опиралась на них. Зародившись, фактически, вместе с другими видами мировоззрения, которые возникали с распадом древней мифологической картины мира, философия была занята поисками единства в разнообразном видимом мире, поисками всеобщего и целого. При этом проблемы философии принципиально не разрешимы до конца, они постоянно вновь и вновь возникают и воспроизводятся в различной форме, постановке, в зависимости от уровня развития и потребностей общественной жизни. Философское мировоззрение является самосознанием эпохи и общества, поэтому изменения в нём исторически обусловлены. Меняются постановки проблем, формулировки основного вопроса философии. Даются новые ответы на поставленные вопросы, предлагаются иные формы аргументации. Не меняется всеобщий, предельный характер решаемых проблем. Именно через ответы на поставленные вопросы человечество осознает свои пределы и раздвигает их, формируя и мир, и себя. Философия формирует идеи и концептуальные системы мира; на их основе она даёт оценку месту человека в мире и возможности преобразования мира человеком. Философия вырабатывает свою систему принципов и идеалов, определяющих смысл жизни человека в мире; а на их основе формулирует цели человека, определяет задачи его деятельности. Связываясь со своей собственной историей, философия, наконец, развивает духовный опыт человечества. Таким образом, философия находится в постоянном челночном движении: от наличного бытия — в сферу философского обобщения — и назад, в сферу жизни, впитывая и используя при этом достижения всех других типов мировоззрения. В целом, мировоззрение, в особенности его научные, философские, социально-политические и религиозные формы, играет значительную организующую роль во всех сферах общественной жизни. |
КИМ Философия Введение
Вопросы:
1. Мировоззрение, его значение и структура, типы мировоззрения.
2. Предмет философии, категории и разделы.
3. Основные проблемы и функции философии.
Философия – форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем.
В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (φιλοσοφία — филос – друг и софия – мудрость).
Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относится к началу I тыс. до н.э., т. е. примерно три тысячи лет назад. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор.
Человек всегда пытался найти ответы на вопросы:
— как устроен окружающий мир?
— каково место и предназначение в мире человека?
— что первично: материя или сознание?
— упорядочен ли мир или в нем господствует хаос?
— что такое познание и познаваем ли мир?
— в чем смысл человеческой жизни?
Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах, которые называются мировоззренческими.
Мировоззрение – это сумма личных представлений человека об окружающем мире, в которых человек глубоко убежден и готов отстаивать, эти представления определяют позицию человека, его поведение и ценности.
Мировоззрение это набор исходных принципов или представлений о мире. Они не обязательно осознаются человеком, но необходимы для определения смысла и оценки происходящего. Некоторые из этих представлений врожденные (осознание времени, пространства, причинности и т.п.). Другие формируются в процессе воспитания и развития (добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе и другим людям).
В структуре мировоззрения выделяют следующие уровни:
- миросозерцание– констатация устройства мира без его понимания
- миропредставление – понимание мироустройства на уровне чувств и ощущений
- миропонимание – глубокий уровень знаний, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.
Историческими типами мировоззрения являются:
— мифология
— религия
— философия
Мифология – система изначальных представлений человека о мироустройстве, месте и предназначению в нем человека, которая сводилась к обожествлению сил природы и формированию образа героя, способного бороться против них.
Религия — специфическая форма мировоззрения, в которой понимание происходит через его разделение на земной (воспринимаемый органа¬ми чувств), и небесный (потусторонний, непостижимый и всемогущий). Религиозное мировоззрение отличает наличие нравственных принципов, идеи добра и справедливости. Философия — от мифологии и религии отличается стремлением рационально объяснить мироустройство.
Предмет философии.
Термин «философия» одним из первых ввел Пифагор (ок. V до н.э.) Смысл философии – в поиске истины.
Другие философы (софисты) считали, что главная задача философии — научить своих учеников мудрости, причем мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказы¬вать то, что сам человек считает правильным и выгодным.
Платон (IV в. до н. э.) полагал, что задача философии заключается в позна¬нии вечных и абсолютных истин. Это под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
По мнению Аристотеля (IV в. до н. э.), предмет философии — причины бытия. Философия — единственная наука, которая существует ради самой себя.
Основные проблемы философии:
1. исследование общих вопросов бытия (онтология). В зависимости от ответа на вопрос о первичности материи или сознания, различают материализм – утверждает, что в основе мироздания находится материя; идеализм – утверждает первичность сознания (Бога).
2. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели позна¬ния; в чем заключается сущность познания и что есть истина (гносеология).
3. Бытие человека (антропология).
4. Изучение общих вопросов функционирования и развития общества (социальная философия).
Основные разделы философии:
онтология – учение о бытии;
гносеология – учение о познании;
диалектика – учение о развитии и всеобщей связи;
общая методология познания;
философская антропология — философское учение о человеке;
социальная философия;
формальная логика;
аксиология – учение о ценностях;
этика;
эстетика;
философия истории;
история философии, важность данного раздела обусловлена тем, что без знания узловых пунктов развития философской мысли трудно понять саму философскую проблематику и разобраться во всех остальных составляющих философской науки.
Функции философии
Предварительное представление о проблемах, вынесенных в заголовок, может дать образная и лаконичная формулировка одного из основоположников немецкой классической философии – И. Канта. По его мнению, философия должна дать человеку ответ на следующие вопросы:
— Что я могу знать?
— Что я должен делать?
— На что я могу надеяться?
— Что такое человек, в чем смысл и назначение его бытия?
— Можно ли преодолеть преграду между сознанием человека и бытием?
Этот перечень достаточно четко обрисовывает основную проблематику философии. Мы, к сожалению, знаем мир не таким, каков он сам по себе, а таким, каким он нам представляется в наших образах. У человека нет никаких способов избегнуть этого опосредствующего воздействия человеческого сознания, нет путей и средств, позволяющих вступить в прямой и непосредственный контакт с миром вещей, существующих независимо от сознания, самих по себе в том виде, каковы они есть на самом деле.
Единственная возможность преодолеть рамки своего сознания и мышления – это преобразующая деятельность и продукты этой деятельности, которую осуществляет человек.
Опираясь на свои представления о мире, человек создает материальные предметы, которые существуют не только в его сознании и воображении, но реально.
В современных условиях задачи философии связаны, прежде всего, с выработкой сознания, предполагающего ответственность людей перед лицом глобальных проблем, порождаемых современной стадией постиндустриальной, техногенной цивилизации, от которых зависит выживание человечества, – таких, как — экологический кризис, — противоречия между наиболее развитыми странами и остальной частью человечества, — потеря устойчивости духовных оснований современного общества и т. д.
В этих условиях философия призвана внести свой существенный вклад в выработку согласия в процессе взаимодействия различных народов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Сформулируйте самостоятельный ответ: что такое философия?
2. Какое место в философии занимает понятие мировоззрения, что это такое (попробуйте выразить определение своими словами).
3. Перечислите и обоснуйте уровни мировоззрения, а так же его исторические типы.
4. Как изменялось содержание предмета философии (Пифагор, учение «софистов», Платон, Аристотель)?
5. Что собой представляют проблемы: онтология, гносеология, антропология?
6. Дайте развернутое определение понятию «диалектика».
7. Дайте развернутое определение понятию «метафизика»
Мировоззрение (философия) | Encyclopedia.com
gale
просмотров обновлено 08 июня 2018
БИБЛИОГРАФИЯ
Weltanschauung — немецкое слово, которое часто переводится просто как «мировоззрение», но часто переводится как «мировоззрение» или «мировоззрение». или оставить без перевода. Мировоззрение — это всеобъемлющая концепция или теория мира и места человечества в нем. Это интеллектуальная конструкция, которая обеспечивает как единый метод анализа, так и набор решений проблем существования. Концепция мировоззрения сыграла важную роль в развитии психоанализа, критической теории и герменевтики девятнадцатого и двадцатого веков.
Мировоззрение тесно связано с работами Вильгельма Дильтея (1833–1911), который хотел дать гуманитарным наукам то же, что Иммануил Кант (1724–1804) дал естественным наукам. Кант установил возможность объективного и достоверного знания для естествознания ( Naturwissenschaft ) в своей Критике чистого разума (1781). Дильтей намеревался создать критику разума от имени исторических гуманитарных или культурных наук ( Geisteswissenschaft 9).0013). Для Дильтея целью естественных наук было причинное объяснение, тогда как целью гуманитарных наук было достижение понимания посредством интерпретации. Всякая интерпретация, рассуждал он, имеет место в рамках более широкого понимания мира (т. е. Weltanschauung), которое само исторически обусловлено. Таким образом, интерпретаторы человеческой истории и культуры должны признать свое погружение в конкретную историческую ситуацию и традицию и в этом процессе смириться с конечностью своей точки зрения. Ирония историцистских выводов Дильтея заключается в том, что они подрывают его первоначальную цель установления универсальной достоверности суждений в гуманитарных науках. Этот раскол или противоречие привели к разным взглядам на концепцию мировоззрения среди таких мыслителей, как Фрейд, Гуссерль, Хайдеггер и Гадамер.
Для Зигмунда Фрейда (1856–1939) эпохой современности было возникновение рационального или научного мировоззрения и последующий упадок или затмение альтернативного религиозного или философского мировоззрения. Научное мировоззрение рассматривает как мир природы, так и мир культуры в конечном счете прозрачно для силы человеческого познания. Поэтому она сознательно вытесняет мировоззрения, ставящие определенные явления за пределы досягаемости человеческого понимания. По мнению Фрейда, психоанализ представляет собой последний вклад в критику ненаучных мировоззрений (например, прослеживая происхождение религии до сохранения желаний и потребностей детства до зрелости). Появление научного мировоззрения, которое, по словам Фрейда, все еще находится в зачаточном состоянии, разрешит парадокс, оставленный Дильтеем. Это был исторически обусловленный взгляд на мир, но поскольку он представлял собой конечную точку или конечную точку человеческого познания, он мог дать объективное и достоверное знание для всех человеческих действий и стремлений.
Более прямым преемником Дильтея был Эдмунд Гуссерль (1859–1938). Отвергая сильные утверждения научного рационализма, Гуссерль утверждал, что объекты воспринимаются наблюдателем только изнутри интенционального горизонта сознания или «жизненного мира» ( Lebenswelt ). Другими словами, объекты не расположены в объективном или автономном пространстве и времени; они не существуют вне стороннего наблюдателя, который может познать их объективно и окончательно. Для Гуссерля значение не существует «там снаружи», а пребывает только там, где встречаются субъект и мир. Цель состоит в том, чтобы избавиться от предубеждений истории и науки, чтобы сознание могло понять объект таким, какой он есть на самом деле.
Однако Гуссерль, как и Фрейд, игнорировал исторический характер изложения Дильтея. Сама возможность исторического значения оспаривалась последователями Гуссерля в феноменологии и герменевтике, включая Мартина Хайдеггера (1889–1976) и Ганса Георга Гадамера (1900–2002).
Хайдеггер подчеркивал конечность всех исторических и культурных интерпретаций за счет антиисторических счетов. Для Хайдеггера герменевтика как теория и практика интерпретации должна оставаться осведомленной о различных Weltanschauungs, действующих в определенных исторических контекстах. Человек может познать объект только изнутри своего своеобразного и исторически обусловленного Weltanschauung или (излюбленный термин Хайдеггера) 9 .0012 Weltbild (картина мира). Являясь интерпретаторами окружающего мира, люди всегда оказываются внутри определенного языка и культуры. Люди не могут заключить в скобки предпосылки своего мировоззрения, чтобы объяснить реальность; на самом деле эти предпосылки становятся частью самого существования, которое требует объяснения.
Ганс-Георг Гадамер, чья работа 1975 года « Истина и метод » представляет собой основное направление современной герменевтики, во многих отношениях расширил хайдеггеровскую критику неисторической интерпретации. Для Гадамера понимание включает интерпретирующий диалог с мировоззрением, в котором человек находится. Способы понимания людей (их «методы») являются в одно и то же время средством интерпретации и объектами, требующими интерпретации. Гадамер воссоединяется с историцистскими выводами Дильтея своим утверждением, что понимание может быть достигнуто только применительно к мировоззрению, в котором это понимание имеет место. Однако, в отличие от Дильтея и Хайдеггера, Гадамер утверждает, что не может быть окончательной интерпретации реальности, потому что новые жизненные миры или картины мира заставят будущих интерпретаторов видеть и переживать мир по-другому.
СМ. ТАКЖЕ Фрейд, Зигмунд; герменевтика; идеология; философия; Политическая теория
Дилтей, Вильгельм. 1996. Избранные произведения . Том. IV: Герменевтика и изучение истории , ред. Рудольф А. Марккрил и Фритьоф Роди. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Фрейд, Зигмунд. 1933. Лекция XXXV: Философия жизни. Новые вводные лекции по психоанализу. Пер. WJH Sprott. Нью-Йорк: WW Norton.
Гадамер, Ханс-Георг. 1975. Истина и метод . Лондон: Шид и Уорд.
Хайдеггер, Мартин. 1962. Бытие и время . Транс. Джон Маккуорри и Эдвард Робинсон. Нью-Йорк: Харпер.
Дэвид В. Макивор
Международная энциклопедия социальных наук
Gale
Views Обновлена мая 23 2018
. очень специфическое значение для Фрейда, который определил его в «Новой вводной лекции» следующим образом: «A Weltanschauung есть интеллектуальная конструкция, которая решает все проблемы нашего существования единообразно на основе одной господствующей гипотезы, которая, соответственно, не оставляет ни одного вопроса без ответа и в которой все, что нас интересует, находит свое фиксированное место» (1933a [1932], стр. 158).
Действительно, Фрейд уже использовал это понятие как палку, чтобы бить философию и религию — обе подвергались критике, например, в его Future of an Illusion (1927c). Однако в 1933 г. он расширил идея, поставившая под свою эгиду и науку, но с той оговоркой, что « Weltanschauung науки уже заметно отходит от нашего определения. Верно, что он также предполагает единообразие объяснения вселенной; но делает это только как программа, выполнение которой отнесено на будущее» (стр. 158-159). Дело в том, что понятие Weltanschauung полезно дополняло понятие культуры, поскольку это помогло определить различные сферы культуры и указать на лежащие в их основе эмоциональные причины существования.
Фрейд превозносил и защищал достоинства нетерпимости, которая отказывалась во имя «истины» считать все области человеческой интеллектуальной деятельности равноценными: «Это просто факт, что истина не может быть терпимой, что она не допускает никаких компромиссов или ограничений, что исследование рассматривает каждую сферу человеческой деятельности как принадлежащую ей и что она должна быть безжалостно критична, если какая-либо другая сила пытается захватить какую-либо ее часть» (стр. 160). Поэтому следует сказать, что взгляды Фрейда на религию и особенно на философию были довольно узкими, считая, что, как и он, они были полностью закрыты для сомнений. С другой стороны, его оппозицию догматизму гораздо легче понять, если принять во внимание, что догматизм представляет собой главное искушение для любого теоретика и, несомненно, для самого Фрейда в отношении психоанализа. И именно ради психоанализа он защищал идеал научной аскезы.
По поводу религиозного Weltanschauung , в 1933 году Фрейд сформулировал идеи, которые он выразил в Тотем и табу (1912-13a) о формировании религий, переформулировав, по существу, некоторые темы Будущее иллюзии относительно того, как религия потворствует «стремлению человечества к знаниям» и его детской потребности в защите. Чтобы подчеркнуть, насколько рискованно для мысли религиозное мировоззрение, которое оно ограничивает своими запретами, он также пересмотрел идеи, выраженные в «Цивилизованной сексуальной морали и современных нервных заболеваниях» (19). 08д). Большинство замечаний Фрейда относительно понятия Weltanschauung на самом деле относились к религии, но он упоминал и об искусстве, которое для него «почти всегда безвредно и благотворно; оно не стремится быть чем-то иным, кроме иллюзии» (1933а). 1932], с. 160), и философии, о которой он писал: «Философия не противостоит науке, она ведет себя как наука и действует отчасти теми же методами; способности представить картину вселенной без пробелов и связную» (стр. 160).
Другим видом Weltanschauung , о котором Фрейд обычно мало что мог сказать, за исключением своих соображений о войне, была политика и, в частности, марксизм, которому он противопоставлял концепцию эволюции обществ, столь же материалистическую, сколь и Маркса, но без реального обсуждения марксовых теорий, которые казались ему производными от «темной гегелевской философии, школу которой окончил Маркс» (стр. 177). Нигилизм анархистской разновидности он осуждал как чистую софистику; тем не менее это представляло собой атаку на самую суть научных идеалов, поскольку отменяло критерий истины.
Наконец, размышления Фрейда о понятии Weltanschauung обычно смешивались с серьезной и энергичной аргументацией в пользу науки, как, например, когда он сказал о обычном человеке: «Истина кажется ему не более способной к сравнительным степеням, чем смерть (стр. 172). Его заключение было настоящим боевым кличем: « Weltanschauung , воздвигнутое на науке, имеет, помимо упора на реальный внешний мир, в основном отрицательные черты, такие как подчинение истине и отказ от иллюзий. недоволен таким положением вещей, кто требует для своего сиюминутного утешения большего, чем это, пусть ищет его там, где найдет, мы не пожалеем его, мы не можем помочь ему, но и не можем из-за него думать иначе (стр. 182).
Софи де Мийолла-Меллор
См. также: Идеология; иллюзия; Лингвистика и психоанализ; Новые вводные лекции по психоанализу ; психоаналитические исследования; Наука и психоанализ; Правда.
Библиография
Фрейд, Зигмунд. (1908г). «Цивилизованная» сексуальная мораль и современные нервные болезни. СЭ , 9: 177-204.
——. (1912-13а). Тотем и табу. SE , 13.
——. (1927с). Будущее иллюзии. СЭ , 21: 1-56.
——. (1933а [1932]). Новые вводные лекции по психоанализу. СЭ , 22: 1-182.
International Dictionary of Psychoanalysis De Mijolla-Mellor, Sophie
gale
просмотров обновлено 08 мая 2018
Weltanschauung — это выражение, уже вошедшее в романтическое употребление в немецком языке, в частности, И. Кантом в 1790 году. начиная с середины 19 века. Weltanschauung (мировоззрение) обозначает образ, в котором человек сочетает множественность существ, ценностей и обязанностей, в частности, через концепцию начала, объясняющую существование вселенной, и через концепцию высшей ценности, к которой вселенная примыкает. стремится к своей цели и из которой она черпает свое значение. Этот образ может быть бессознательным и латентным; она может быть выражена в мифических нарративах или в более или менее научно разработанных теориях. С космологической точки зрения мировоззрение можно охарактеризовать как скептическое, атеистическое, пантеистическое, теистическое и т. д.; с аксиологической точки зрения мировоззрение можно классифицировать как гедонистическое, гуманистическое, религиозное и т. д.
Те философы, которые утверждают, что ценность находится за пределами досягаемости рационального познания (Г. Лотце, М. Шелер, Н. Хартманн), должны признать, что Weltanschauung — это философская система — существуют два нередуцируемых способа познания вселенной. Если же, наоборот, признать внутреннюю связь бытия и ценности, то следует признать, что метафизическая система есть научно разработанное Weltanschauung.
Историзм (W. dilthey) обычно судит о различных Weltanschauungs только по физиологическим и психологическим качествам, индивидуальному и коллективному опыту, потребностям и условиям индивида и общества. Мировоззрение, согласно историцизму, правильно, если оно позволяет индивидууму или обществу осмысливать мир последовательно со своими собственными субъективными установками. На самом деле критерием достоверности мировоззрения является его достоверность, то есть соответствие объективной реальности. Тем не менее одни и те же истины могут быть объединены в различные синтезы в соответствии с различными точками зрения, с которых они рассматриваются. В этом смысле фактически существуют различные истинные Weltanschauungs, дополняющие друг друга, а не противоречащие друг другу.
В теологии возникает вопрос об отношении между мировоззрением и верой. Протестанты по большей части верят, что вера не включает никакого суждения о существовании или ценности существ; поэтому они склонны признать, что христианская религия может сосуществовать среди верующих с различными противоречивыми мировоззрениями. Для католиков вера состоит в полном подчинении разума и воли Богу-откровителю: поэтому принятие католической религии подразумевает отказ от мировоззрения, противоречащего откровенному образу мира.
См. также: мужчина; релятивизм.
Библиография: р. eisler, Wörterbuch der philosophischen Begriffe, 3 v. (4-е изд., Берлин, 1927–30) 3: 505–507. л. giusso, Enciclopedia filosofica, 4 v. (Венеция – Рим, 1957) 4:1742–43. а. е. wilhelm et al., Evangelisches Kirchenlexicon: Kirchlich-theologisches Handwöterbuch, ed. час Брюнотт и О. Вебер, 4т. (Геттингерн, 1956–61) 3:1761–73. «Weltanschauung», Lexikon für Theologie und Kirche, 9.0013 изд. Дж. Хофер и К. Ранер, 10 т. (2д, новое изд. Фрайбург, 1957–65) т.10. Дж. klein, Die Religion in Geschichte und Gegenwart, 7 v. (3-е изд. Тюбинген, 1957–65) 6: 1603–06. п. lippert, Die Weltanschauung des Kathotizismus (Лейпциг, 1927).
[г. alseghy]
Новая католическая энциклопедия ALSZEGHY, Z.
oxford
просмотров обновлено 14 мая 2018 г. внутри общества. Например, иногда утверждают, что длительно безработные имеют фаталистические взгляды, средний класс — индивидуалистический подход к жизни, в то время как представители рабочего класса придерживаются набора убеждений и взглядов, делающих упор на коллективизм. Социологи поставили ряд интересных вопросов по этой теме. Действительно ли определенные социальные группы придерживаются идентифицируемых мировоззрений? Если да, то как люди приходят к определенным представлениям об обществе и какова связь между принадлежностью к группе и субъективными представлениями о ней индивида? Основная проблема, с которой сталкиваются социологи, занимающиеся этими вопросами, заключается в определении и описании самого мировоззрения. О каких убеждениях и ценностях можно сказать, что они составляют мировоззрение? Должны ли мы вообще ожидать, что люди будут придерживаться последовательных мировоззрений, учитывая, например, что исследования образов классов показывают, что чаще всего взгляды и ценности людей непоследовательны или неоднозначны и редко образуют связное целое? Короче говоря, использование этого термина обычно указывает на некоторую неточность аргумента и почти всегда указывает на то, что данные, подходящие для конкретного случая, отсутствуют.
Социологический словарь ГОРДОН МАРШАЛЛ
Что такое мировоззрение?.
Это больше, чем просто то, как мы видим… | Уилл КэмпбеллУ каждого из нас свой взгляд на мир. Но что это за путь? Из чего он сделан и почему меня это должно волновать? В этой статье объясняется, что это за «путь» и почему он важен.
Мировоззрение часто рассматривается как «Фильтр», через который мы видим мир, но это не обязательно так.Что происходит, когда мы наблюдаем за окружающим миром? Наши органы чувств собирают данные, наш разум преобразует эти данные в полезную информацию, а затем наше «я» что-то с ними делает. Есть много способов проанализировать и изучить этот процесс, и есть много различных аспектов этого процесса, которые необходимо рассмотреть. Однако наиболее важным аспектом этого процесса является структура идей, управляющих этим процессом. У всех нас есть эта структура, осознаем мы ее или нет, принимаем мы ее или отрицаем, не имеет значения. Это обязательно часть того, что делает нас теми, кто мы есть. Это понятие обычно называют мировоззрением.
Ему давали и другие названия, такие как парадигма, личная философия или религиозная точка зрения. Однако наиболее практичным и всеобъемлющим термином является Мировоззрение . При всей простоте определяется как то, как человек смотрит на мир . Однако, чтобы по-настоящему оценить важность и значимость понятия, необходимо более тщательное определение. Простое определение заставляет человека упускать из виду детали мировоззрения, которые делают его чем-то большим, чем просто личным взглядом на вещи. Редко кто задумывается над тем, что подразумевается под простым термином взгляд , и это уводит человека от многих важных фактов о мировоззрениях, которые позволяют нам понять, почему их понимание так важно.
Мировоззрение — это система верований, отвечающая на философские вопросы о Боге, Человеке и Космосе и влияющая на то, как человек относится к себе, другим и окружающему миру и взаимодействует с ними. Это определение обеспечивает более полное и всестороннее определение реальности, которую термин Мировоззрение передает. Его можно описать как структуру взаимосвязанных и взаимоподдерживающих идей и способов организации информации, которые влияют на то, как человек воспринимает реальность и отношения. Мировоззрение как бы создает набор параметров, по которым при принятии решения человек фильтрует информацию, чтобы сделать выбор. Он формирует привычки человека, управляет его решениями и отношениями, устанавливает его моральные принципы и оправдывает образ жизни человека.
Когда человек знакомится с этой концепцией, может возникнуть искушение отвергнуть ее. Однако, отказываясь от него, человек демонстрирует, что он у него есть. Что-то заставляет человека отказаться от тех или иных идей, и это что-то – Мировоззрение, которым обладает человек. У каждого Человеческого Существа есть Мировоззрение, но не каждое Человеческое Существо осознает его или даже то, как определить, что это такое. Когда их заставляют обосновывать свои ответы на Происхождение, Смысл, Мораль и Судьбу, многие люди не знают, как реагировать, или не понимают, когда один ответ может противоречить другому. Тогда возникает вопрос: если человек не может последовательно и адекватно ответить на такие вопросы, является ли то, во что он верит, истиной? Если это неправда, должны ли они продолжать жить в соответствии с этим? Если они продолжат жить в соответствии с ним, к чему это может привести для этого человека и тех, на кого он влияет?
Изучая системы верований других, мы можем прийти к более справедливому формированию собственного мировоззрения. В конечном счете, Мировоззрение человека формируется либо самим человеком, либо для этого человека другими людьми. Теперь, понимая, что мировоззрение влияет на то, как мы думаем, решаем и действуем, что вам больше всего нравится? Какого мировоззрения вы придерживаетесь и как вы отвечаете на философские вопросы о Боге, Человеке и Космосе? Выяснение того, каково ваше мировоззрение и как вы его оправдываете, возможно, может стать самым важным делом, которое вы можете предпринять в своей жизни. В конце концов, либо вы определяете, что управляет вашей жизнью и формирует вас, либо это сделает кто-то другой.