Мнемоническая память приемы запоминания: Мнемотехника: что это, методы, приемы

Содержание

9 мнемотехник, которые позволят запомнить что угодно

Ключевые слова

Учите второй, третий или четвертый язык? Использование мнемонического метода ключевых слов улучшает усвоение и запоминание, особенно в отношении иностранного языка.

Вот как он работает:

  • сначала нужно выбрать ключевое слово, которое каким-то образом будет напоминать об иностранном слове;
  • затем требуется представить, что это ключевое слово связано со значением слова, которое нужно выучить;
  • визуализируя и получая ассоциации, мы вспоминаем правильное слово.

Например, если нужно выучить английское слово fabric («ткань»), можно подумать о фабрике, а затем представить, как на ней производят ткань. Несмотря на отличия в произношении, слова звучат достаточно похоже, чтобы запомнить ассоциацию между фабрикой и тканью, а также значение слова fabric.

Группировка или фрагментация

Метод группировки информации помогает организовать данные в группы, фразы, слова или числа, чтобы их было легче запомнить. Чтобы выучить номер телефона или кредитной карты, достаточно разделить его на фрагменты.

Например, чтобы запомнить последовательность 47895328463, скорее всего, потребуется немало усилий. Однако, если разбить ее на части (4789 532 8463), задача станет намного легче.

Интересно, что фрагментация является одной из нескольких мнемонических стратегий, которые изучались на людях с легкой формой болезни Альцгеймера. Результаты продемонстрировали, что метод может улучшить вербальную рабочую память на ранних стадиях деменции.

Сочетание информации с мелодией

Еще один способ успешно закодировать информацию в мозгу — использовать мелодию. Один из самых известных примеров — песенка, которая помогает выучить английский алфавит. Таким же образом можно запомнить названия стран Африки, научные циклы, стихи, математические уравнения и многое другое.

В интернете можно найти примеры готовых песен, созданных специально для обучения определенной информации, а для других случаев придется придумать свои собственные. При этом не обязательно уметь правильно воспроизвести мелодию или записать музыку, чтобы этот мнемонический метод сработал.

Музыка может быть полезным инструментом запоминания для людей с умеренными когнитивными нарушениями.

Акронимы и акростихи

Это наиболее известный нам тип мнемонических стратегий.

Акронимы используют простую формулу из букв, обозначающих каждое слово или фразу, которые необходимо запомнить. Например, ДНК расшифровывается как дезоксирибонуклеиновая кислота.

Акростих использует ту же концепцию, что и акроним, за исключением того, что вместо образования нового «слова» он генерирует предложение. Так, чтобы запомнить порядок цветов в радуге (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), достаточно выучить фразу «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Рифмы

Вы наверняка сможете продолжить строчку: «Наша Таня громко плачет: Уронила в речку…».

Способность запоминать и воспроизводить детские стихи обусловлена повторением и рифмой. Рифмующиеся слова можно использовать в качестве мнемотехники, помогающей усваивать и вспоминать информацию.

Иногда можно переставить слова или заменить на синонимы, чтобы они рифмовались. В итоге фраза врезается в память, потому что мы слышали ее много раз, и содержит рифму.

Установление связей

Одна из мнемонических стратегий заключается в том, чтобы связать новую информацию с чем-то хорошо знакомым или известным. Это придает ей смысл и облегчает запоминание. Прием можно применить практически к любому предмету или типу информации.

Например, представьте, что вас только что представили кому-то по имени Джеффри. Не стоит пропускать это мимо ушей. Подумайте о том, как можно запомнить новое имя.

Возможно, новый знакомый очень энергичен, и вы можете представить, что он постоянно прыгает. В следующий раз при встрече вы подумаете: «Это Джеффри-попрыгун» и сможете поздороваться с ним по имени.

Чертоги разума

Метод локусов (умственная прогулка, дворец памяти или чертоги разума) — пожалуй, одна из самых ранних техник в истории.

Считается, что впервые ее применил греческий поэт Симонид Кеосский в 477 году до нашей эры. Это также одна из наиболее изученных мнемотехник, демонстрирующая значительный успех в широком спектре академических предметов и жизненных ситуаций.

Как это работает?

  • Учащийся представляет комнату или знакомый путь через здание.
  • Он мысленно связывает факты или информацию с определенными местами или объектами, которые ему встречаются.
  • Чтобы вспомнить это, он повторно визуализирует движение по комнате или пути, и каждая остановка активирует новую порцию информации.

Исследования, начиная от студентов-медиков, изучающих диабет, и заканчивая студентами колледжей, запоминающими списки продуктов, показывают значительные улучшения при использовании метода локусов.

Метод крючков

Он особенно полезен для запоминания последовательной информации. Первый этап — придумать «крючок» к каждой цифре, например:

  • один — булочка;
  • два — ботинок;
  • три — дерево и так далее.

Далее изучите новую информацию, которую нужно выучить.

Затем соедините первое слово с «булочкой», второе слово с «туфлей», третье слово с «деревом» и так далее. Цель состоит в том, чтобы создать запоминающуюся связь с каждым новым фрагментом информации.

Например, представим, что задача — запомнить научную систему классификации: царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид. Используя крючки, можно визуализировать царство, помещенное на булочку для гамбургера. Затем представить табличку какого-нибудь отдела внутри ботинка. Далее — классную комнату на ветке дерева. И так далее.

Этот метод позволяет вспомнить как конкретную часть информации, так и правильный порядок, в котором она должна быть размещена.

Построение цепочек

Метод связывания (или построения цепочек) состоит в том, чтобы придумать историю или картину, которая соединит фрагменты информации, которые нужно запомнить. Каждый элемент побуждает вспомнить следующий.

Представим, что утром нам нужно взять с собой в школу следующие вещи: домашнее задания, очки, спортивную обувь, кошелек, деньги на обед и ключи.

Используя систему связывания, можно придумать короткую историю: домашние задания Джека надели очки и спортивную обувь и побежали к его кошельку, где его голодные ключи съели его деньги на обед.

Если добавить интересные детали или юмор, это облегчит запоминание информации.

Использование мнемотехник может стать отличным подспорьем для нашей памяти. Стоит иметь в виду, что некоторые из этих стратегий требуют практики. Но как только вы их освоите, они явно пойдут на пользу вашему обучению и запоминанию информации.

Источник.

Фото на обложке: Unsplash

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Мнемоника: 7 техник запоминания

Поиск:

На чтение: 14 минОбновлено: Рубрика: Память

В статье описана мнемоника: 7 техник запоминания и возможности этой системы.

Размах демонстрации невероятных «способностей» запоминать достиг международных соревнований. Все участники таких соревнований используют приемы мнемотехники. Мнемонисты считают ученической нормой запоминание 100 двухзначных чисел за 10 мин (что обычным способом запомнить нереально).

95% учебы в школе связано с запоминанием. Школьник, который овладеет мнемоникой НЕ будет испытывать проблем в школе. И не потому, что будет запоминать налету. Мнемотехника – это неизмеримо больше, чем вопросы с памятью. Ниже раскрыты ее возможности.

Мнемоника = Мнемотехника

Необходимые уточнения для эффективного запоминания

  1. Некоторые думают, что есть какие-то упражнения на развитие памяти, в т. ч. стихи, та же мнемотехника. Если бы это было так, то самая сильная память была бы у актеров. Они ведь всю жизнь учат тексты. Но нет. 

Память – это хранилище, библиотека, количество связей нейронов. Память больше зависит от образа жизни, питания, отдыха, чем от постоянного заучивания или упражнений.

А вот методам запоминания можно и нужно обучаться. Они действительно облегчают и ускоряют выучивание наизусть.

Память Запоминание

Мнемотехника НЕ развивает память.

Мнемотехника развивает внимание и мышление.

А также.

Мнемотехника – это способ записи информации в мозг. Как ручкой мы пишем в тетрадь. Используя мнемонические техники запоминания, мы пишем сразу в мозг, на языке мозга. Не на русском, не на английском, а на языке мозга, без посредников. Поэтому получается запоминать легко и даже то, что не вталкивалось в голову вообще.

  1. Надо понимать, когда нужна мнемоника, техники запоминания, а когда и без них все врезается в память так, что рад бы уже избавиться от этой информации.

Мнемотехнику применяют для ТОЧНОЙ информации. Тексты художественной и деловой литературы итак легко укладываются в голове в виде образов. Разве что использовать ее для запоминания последовательности этих образов.

Здесь надо использовать мнемонические способы запоминания
Формулы
Определения
Правила
Иностранные слова
Географические, и не только, названия
Исторические даты
ФИО
Телефонные номера
Учебные тексты
Интеллект-карты

Те данные, которые не вызывают образов и/или требуют дословного воспроизведения.

Как включить в голове кнопку ЗАПИСЬ

Процесс записи информации в мозг настолько прост, что с ним справляются первоклассники. Но есть условия, наличие которых обеспечивают этот процесс.

Что обязательно должно быть для запоминания
  • Понимание. Пробовали ли вы когда-нибудь запомнить слова, смысл которых вы не представляете?

Ключ к пониманию – представление картинки. Если мы понимаем, то за словом видим образ. Когда мы слышим слова «какие красивые цветы», то в голове всплывают пионы или розы (у каждого свои). Позже, даже без повторов, мы можем вспомнить, что сегодня нам рассказывали о каких-то красивых цветах, но так и не показали. Пришлось довольствоваться своими, из головы.

А вот когда мы слышим «4 апреля 1744 года», то никакого смысла не улавливаем, образ не всплывает, если только это не наш день рождения. И потом, хоть убей, не можем вспомнить эту дату. Ее приходится зазубривать, а запоминание этим способом процесс длительный. Ни о какой записи с одного прочтения не может быть и речи.

  • Внимание. Наверняка у вас такое было, что глаза бегут по буквам, а мысли заняты другим. И приходится перечитывать снова и снова, чтобы понять текст, уловить смысл. Людей, у которых есть длительное устойчивое внимание, очень мало. Хотя оно – основа эффективности в учебе, карьере, отношениях и т. д. Имеет смысл его тренировать у детей. Мнемотехника, кстати, блестяще с этим справляется.

Ну как можно что-то запомнить, если ты видишь одни слова, а образы в голове крутятся другие? Внимание помогает синхронизировать работу мозга и поступающие из органов чувств сведения от окружающей среды.

  • Мышление. Мнемонический способ запоминания – это работа с воображаемым образом. Выделение частей образа, увеличение-уменьшение, поворачивание, в т. ч. в 3х мерном пространстве, как голограмму (помните, как в «Звездных войнах»). Все это – мыслительные операции.

Особенно важно уметь детализировать образы!

Если вы сейчас думаете, что у вас совсем нет воображения, то это совершенно не так. Тот, кто понимает речь, тот создает образы. Не нужно переживать, что они не такие четкие, как в реальности. Так и должно быть. Образ – это все-таки слабый, искаженный собственным опытом, отпечаток реального объекта.

4 этапа мнемонического способа запоминания

1 этап. Кодирование

Чтобы запомнить, нужно СОЗНАТЕЛЬНО создать связи между запоминаемыми элементами. А чтобы образовать связи, нужно запоминаемые элементы перевести в образную форму. Перевод знаков в образы и есть кодировка.

Иногда, чтобы запомнить, достаточно только закодировать. Например, перевести формулу в образы.

Кодировка, подготовка информации к запоминанию — самый длительный, особенно у новичков, этап.

Для упрощения этого этапа мнемонисты придумали целую систему кодировки чисел от 0 до 1000. Представляете, на каждое число есть свой постоянный образ и не нужно каждый раз что-то придумывать. И так со всеми часто повторяющимися элементами: дни недели, месяцы, буквы. Это готовая база образных кодов. Бери – пользуйся. Например, 06 — это юла. Везде, где бы 06 не встречалась.

Непосвященный в мнемотехнику будет запоминать чей-нибудь день рождения многократным повторением или запишет в календарь. Мнемонист же представит яблоко с воткнутым в него топором и свяжет его с Петей, у которого 25 августа день рождения. И 25, и август – имеют постоянный код, который мнемонист переводит за 0,5 сек.

Образный код – это «буквы».

2 этап. Соединение образов

Здесь и происходит создание связей. Здесь мы сознательно включаем процесс запоминания. Если все будет правильно сделано, то потянув кота за хвост, вспомнишь, а точнее увидишь внутренним зрением, бант на нем, которым закодирована связанная информация.

Что значит связь? Это воздействие второго образа на первый. В паре автобус-след, след собачей лапы вдавлен в автобус так, что образовалась вмятина.

Что здесь важно:

  • Время фиксации связи 6 сек. Вот где внимание пригодится
  • Смотрим на яблоко с топором как на единый объект, с единым контуром
  • Сами образы крупные, с арбуз, объемные, детальные

Соединение образов в одну ассоциацию – это инструмент для записи, «карандаш».

3 этап. Запоминание последовательности

Дело в том, что память в обычном режиме откликается на стимул. Начали говорить про голограммы → всплыли «Звездные войны». Почувствовали запах парфюма → вспомнили человека.

Чтобы воспроизводить большие объемы информации, нужно уделять время на запоминание последовательностей из образных кодов. Делается это с помощью опорных образов.

Опорные образы выполняют роль «тетради». Ниже, когда пойдет речь о конкретных мнемонических техниках запоминания, это будет понятно на примере.

4 этап. Сохранение

В психологии, говоря о процессе забывания, используют кривую Эббингауза. Он изучал речевую память через запоминание разрозненных слогов, пытаясь полностью отключить воображение.

Эта кривая показывает, что связи разваливаются до нуля, если не повторять материал с определенной периодичностью. Причем повторять – это значит повторно считывать с носителя.

При мнемоническом методе запоминания чтение информации происходит только 1 раз, удерживая внимание на каждой связи 6 сек.

Затем, в течение 20 минут после записи, припоминаем из головы. Проверяем на наличие ошибок с помощью диктофона или письма.

Завтра вновь просматриваем созданные связи. Затем еще в течение 4х дней. После этого, читаем связи из головы для пожизненного запоминания раз в месяц или полтора.

ТОП-7 мнемонических техник запоминания

1. Искусственная ассоциация

Это основная техника, ядро мнемотехники.

Искусственную ассоциацию можно сравнить с новогодней елкой. Где елка – это основа ассоциации, а игрушки – элементы ассоциации.

Основа ассоциации — уникальная информация, факт, событие, ФИО человека, т. е. то, что располагается в первой ячейке таблицы. Ее кодируем в образ и выделяем части этого образа. На эти части будем крепить элементы ассоциации (вторая и далее ячейки строки таблицы).

Элементы ассоциации – это даты, последовательности чисел, дополнительная к основной информация. Каждый элемент фиксируем к части основы. Порядок фиксации слева направо, сверху вниз, как читаем.

Любая информация, которая может быть организована в строку таблицы, отлично запоминается этим приемом.

Бородинское сражение7сентября1812
Основа и элементы ассоциации

Каждую связь увеличиваем в воображении (либо прямо перед собой) до размеров с арбуз рассматриваем эту связь 6 сек. Чаще всего, таких связей в природе нет, но мозгу это совершенно все равно. Он записывает их также, как и естественные (те, которые мы можем встретить в жизни).

Эти образы были взяты из уже готовых образных ассоциаций чисел из системы запоминания «Джордано», автор Козаренко Владимир.

Борода — образ основы ассоциации Бородинское сражение

Элементы ассоциации:
◙ 7 — оса
◙ сентябрь — транспортир
◙ 812 — фагот

Важно: элементы накладываются на основу и образуют единое целое. Контуры элементов и основу создают один общий контур. В этом случае, просматривая в голове какой-либо из элементов ассоциации, проявляется вся конструкция.

Архангельская область1. Соловецкий монастырь2. Космодром Плесецк3. Алмазное месторождение им. М.Ломоносова4. Подводная лодка «Акула»5. Острова Франца Иосифа
Достопримечательности Архангельской области

Необходимую информацию, записанную этим мнемоническим приемом желательно раз в полтора месяца внимательно сканировать внутренним взором по несколько минут. Режимы просмотра могут быть разными: без проговаривания, только просмотр образов, только основу ассоциации, основу и числа на ней (вместо образов).

Используют этот мнемонический прием для запоминания словарных слов, иностранных слов, исторических и других дат, последовательностей чисел, любой точной информации.

2. Цепочка

Это мнемотехнический метод запоминания последовательности слов, списки. Обычно, память работает в режиме стимул-реакция. Часто бывает нужно запомнить последовательность из нескольких единиц, десятков, сотен единиц информации. Тогда используют цепочку.

Есть несколько правил для того, чтобы метод работал:

● Кодируют слова приемом парочки: образ 1 — образ 2 → образ 2 – образ 3 … Получается, что каждая следующая пара состоит из одного предыдущего образа и одного нового.

● Размер образов в паре одинаковый, примерно с арбуз

Фиксируем внимание на месте соединения образов в течение 6 сек

● В образе нужно отметить какой-либо яркий элемент, у медведя это может быть длинный коготь или острый зуб.

● Способ соединения должен быть во взаимодействии одного образа на другой

Пример, последовательность из слов: кружка, зубная щетка, зажигалка, нужно кодировать образы в парах: кружка – щетка, щетка – зажигалка.

В методе цепочка опорные образы не нужны.

3.

Матрешка

Прием для запоминания первых ячеек таблицы, основ ассоциации искусственной ассоциации.

В первой ячейке каждой строки таблицы находится уникальная информация – основа ассоциации. Вот эти основы и запоминаем мнемоническим приемом «матрешка». Из самого названия приема видно, что следующий образ спрятан в предыдущем.

У каждого образа есть видимые элементы и невидимые. Например, основа ассоциации — автомобиль. Его видимые элементы: колесо, дверка, стекло, на них мы запоминаем образы дат, слов. А на невидимом элементе – багажник или педаль тормоза — находится образ следующей основы ассоциации. Они связаны приемом цепочка.

Далее берем эту основу ассоциации и связываем с ней элементы — образы той информации, которую нужно запомнить.

Например

Березка3019083
Аврора3372600

4. Цицерон

Наверное, самый распространенная мнемоническая техника для запоминания последовательности информации.

Стимулом для вспоминания являются места. Места – это кадры реально существующей локации (комнаты, улицы, детской площадки).

Обязательное условие для успешного запоминания таким методом – кадры или по-другому локи нам хорошо знакомы. Мы четко знаем последовательность предметов на локи. И неважно, это дом родителей из детства или выдуманный нами мир. Главное, что мы его уже помним.

Например, спальню (локацию) мы мысленно (или реально) фотографируем по периметру на 10 кадров. Каждый из 10 кадров бьем на 5 частей. На каждую часть запоминаем единицу информации. Получается, что в спальне можно запомнить 50 единиц.

Здесь нужно отметить, что если запоминать на один и тот же опорный образ разную информацию, то предыдущая будет стираться. Поэтому одни и те же места используют для тренировки метода запоминания или на соревнованиях.

Новая информация стирает старую с одного и того же места

5. Прием свободных ассоциаций

Прием используют для создания дополнительного образа к основе ассоциации, когда ее не хватает для размещения на ней всей информации.

Образуем его с помощью естественных связей. Тех, которые уже сложились с опытом, стимул → реакция. И поэтому эти образы исключительно индивидуальные.

Например, закидываем в голову стимул образ «телевизор» и ждем реакцию, появляется образ «пульт», дальше «тумбочка». Никак эти образы не соединяем, они уже до этого были связаны.

Дальше уже на эти свободные ассоциации привязываем элементы – закодированные единицы информации.

6. Стикер

Используется для организации большого объема информации, например, конспекта учебника. Образ стикера такой же, как и бумажный стикер с клейкой стороной.

На него запоминаем образ параграфа, он становится основой ассоциации. Дальше делим основу на несколько частей: где 1ая часть – номер этого параграфа, а 5ая — образ следующего параграфа. На 2,3,4 части записываем основные блоки темы, для запоминания которых используем другие мнемонические техники и приемы (цепочка, искусственная ассоциация, ярлык и др.).

Сами стикеры организуем в гирлянды по 10 шт. Если в учебнике 40 параграфов, то получится 4 гирлянды. Их складываем в конверт. А конверт кодируем под название учебника или автора. Конверт подшиваем в библиотеку.

7. Символизация

Техника для запоминания абстрактных слов. Их довольно много и основная сложность в том, что абстрактное слово не содержит образ. Любовь, успех, работа – все эти понятия для каждого человека выражают свой собственный смысл. В этом ключ для кодирования.

Образ для слова «любовь» у кого-то может быть сердечко, у кого-то роза. Берите то, что первым придет в голову. Много символов уже общеприняты и можно применять их. Если совсем затык и ничего не приходит в голову, можно найти любой крупный сайт с иконками и вбить в поиск «трудное» слово. Обязательно найдется нужный образ или проявится свой.

Почему информация может не запомниться: 3 ошибки запоминания

После того, как запись точной информации в память сделана, мы проверяем (с помощью диктофона, например) созданные связи. Это нужно сделать в течение 20 минут после запоминания, иначе вспомнится уже мало. И если обнаружатся пропуски, т. е. связь не записалась, это говорит об одной (или всех сразу) из ошибок:

  1. Связь не была образована.
    ● Внимание где-то гуляло.
    ● Образы НЕ были наложены друг на друга, а шли друг за другом.
    ● Отсутствовал единый контур.
    ● Создали неявный, размытый или мелкий образ.
  2. Запомнили неправильный образ.
    ● Тот, который не подходит сюда.
    ● Сложный образ, сюжетный, где много персонажей.
  3. Недостаточное время рассматривали связь, менее 6 сек.

Что может мнемотехника: дух захватывает от панорамы возможностей

Как видно из перечня техник, все они используются совместно с другими. Мнемотехника – это система, в которой есть собственная база: определения, правила, принципы. И чтобы научиться быстро и точно запоминать большие объемы информации нужно изучать систему, а не отдельно взятые приемы.

Вот, например, как формируется библиотека знаний в голове, с помощью мнемотехники.

  1. На один стикер — образ «карандаш» зашито в памяти 5 единиц информации:
    ● все регионы РФ
    ● хронология дат средневековья
    ● таблица Менделеева
    ● определения 4го параграфа по биологии за 6 класс
    ● номера телефонов из контактов в телефоне
  2. 25 таких стикеров объединены в 5 цепочек по 5 шт.
  3. Каждый такая цепочка прикреплена на часть опорного образа, выделенного методом Цицерона (например, компьютерный стол).

Получается 4х-уровневый блок из 125 единиц информации (каждая из которых может включать огромный объем данных) с жесткой иерархией. Причем информацию можно извлекать как последовательно, так и выборочно.

Периодически просматривая созданные связи, можно сохранить их на всю жизнь.

На минуточку, у тех, кто освоил мнемотехнику развито устойчивое произвольное внимание и воображение, а вместе с этим и сильное мышление. Есть мощный багаж навыков, с которым можно покорять любые высоты.

Система запоминания, которую мы рассматривали в этой статье, называется Джордано. Ее автор В. А. Козаренко. Более 30 лет он занимается вопросами запоминания и сохранения точных данных на длительное время.

Сам он демонстрирует феноменальные возможности своей системы.

<

Выводы:

  1. Техники запоминания работают в системе, дополняя друг друга.
  2. Мнемоника облегчает запоминание и развивает мышление, внимание и воображение.
  3. Детям нравится запоминать таким образом. Это весело.
  4. Они приобретают навык связывать что угодно и понимание, что все в мире взаимосвязано. С вытекающими из этого следствиями.
  5. Память становится организованной и управляемой. Похожа на каталог в библиотеке.
  6. Появляются навыки работы с информацией.

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Для работы используйте одну из техник запоминания мнемоники. Это может быть кодировка плана текста или единицы точной информации.


мнемотехника

Поделитесь с друзьями:

Действительно ли работают мнемотехника и другие методы запоминания?

Одна из лучших проверенных тактик для запоминания большого объема материала — использование мнемотехники: буквенных образов, идей, звуков или других ассоциаций, которые помогают чему-то научиться.

Вероятно, простейшим примером мнемоники является песня про алфавит. Все мы, вероятно, учились петь азбуку в детском саду, и мы готовы поспорить, что вы до сих пор помните эту песню. Это укоренилось в вашем мозгу благодаря использованию мнемоники.

Тем не менее, хотя мнемотехника является отличным методом запоминания для усвоения понятий, она означает изучение еще ДРУГОЙ вещи в дополнение к вашей рабочей нагрузке. Знание того, как мы учимся, является важным соображением, прежде чем добавлять дополнительную работу.

Компания Brainscape решила обсудить эту тему. Собрав десятилетия исследований в области обучения для нашего оригинального руководства о том, как учиться более эффективно с МЕНЬШИМ общим усилием, мы заинтригованы, чтобы выяснить, стоит ли мнемоника дополнительных умственных усилий.

Использование мнемонических приемов для обучения

Корни мнемонических приемов как техники запоминания уходят в глубокую древность. Документально подтверждено, что древние римляне и греки знали и ценили мнемонические приемы, применяя их для облегчения требований декламации стихов, публичных выступлений и других задач.

Это один из наиболее распространенных мнемонических приемов в биологии, который помогает нам запомнить порядок таксономических рангов.

Основное мнемоническое запоминание вращается вокруг ассоциаций.

Самые основные мнемонические устройства в английском языке включают алфавитную песню, как упоминалось выше, и ROYGBIV, аббревиатуру цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго, фиолетовый). Другим распространенным мнемоническим знаком является фраза «i перед e, но после c», которая кодирует орфографическую информацию (хотя есть много исключений из этого правила. Часто слово «weird» используется, чтобы напомнить учащимся об этих исключениях, поскольку оно игнорирует правило и описывает несоблюдение определенных, необычных слов).

Вот еще один распространенный мнемонический прием в химии, который поможет вам вспомнить семь элементов, образующих двухатомные молекулы.

Дворец разума

Цицерон, знаменитый римский писатель и оратор, написал в своей книге De Oratore (55 г. до н. э.) о методе запоминания, называемом «методом локусов», иногда называемым техникой «чертога разума». В этом методе запоминания человек использует свои способности пространственного мышления для организации и хранения памяти внутри воображаемого здания или географического пространства.

Этот процесс получил некоторую известность в последние годы благодаря шоу BBC Sherlock , в котором молодой ученый Шерлок Холмс использует технику дворцов разума, чтобы вспомнить огромное количество информации, которая помогает ему раскрывать сложные и дьявольские преступления.

Чтобы построить дворец разума, человек начинает с чертежа физического местоположения (это может быть комната, здание или даже город или ландшафт). Чем крупнее или детальнее локация, тем больше данных можно там хранить. Затем они создают путь через место, по которому они могут следовать во время каждого «посещения», и начинают ассоциировать объекты или ориентиры во дворцах разума с определенными фрагментами информации.

Осторожность с мнемоникой

Для людей, которым необходимо запоминать и хранить огромное количество новой информации, например, для тех, кто учится в медицинской школе, на юридическом факультете или изучает иностранный язык, методы мнемотехники могут оказаться бесценными. Как показывает песенка с алфавитом, даже самые простые уроки могут извлечь пользу из этих методов.

Однако важно взвесить, сколько дополнительной памяти мнемоника накладывает на задачу в первую очередь, и если исходная концепция действительно была , то трудно оправдать дополнительное бремя?

Например, одна из распространенных медицинских мнемоник для запоминания того, что слово «желудочный» относится к желудку, состоит в том, чтобы представить себе большой старый желудок, сидящий на кровати «бензовоза». Это милое изображение, но серьезно, слово «желудочный» действительно так трудно запомнить? Даже я знал это слово, и я сам изучал естественные науки не больше, чем биология в колледже.

Некоторые вещи не так уж сложно запомнить, и вы, скорее всего, справитесь с работой с помощью обычных старомодных повторение .

Интервальные повторения побеждают мнемонику в любой день

Хотя наш мозг в значительной степени визуален и способен создавать такие ассоциации, как «дворцы памяти», верно также и то, что реальный способ обучения — это нагрузка на нейроны во время поиск практика . Клетки мозга растут, когда мы пытаемся вспомнить что-то, что всего лишь на краю нашей зоны ближайшего развития.

Вот почему карточки так эффективны при правильном использовании. Они позволяют нам разбить обучение на отдельные цели обучения, где мы должны получить ответ в нашей голове, используя активную память. И тогда мы можем оценить наши собственные знания на карточке, чтобы определить, как скоро нам нужно будет просмотреть их снова.

Было показано, что систематический образец интервальных повторений является единственным наиболее важным фактором, влияющим на то, насколько хорошо мы что-то запомним.

Использование системы интервального повторения (SRS), такой как Brainscape, с веб-карточками и карточками для мобильных устройств, которые повторяются в оптимальных интервью в соответствии с вашим рейтингом уверенности, может помочь вам учиться намного быстрее, чем другие методы обучения, и с меньшими умственными затратами.

Тем не менее, конечно, важно помнить, что либо мнемоника, либо Brainscape могут завести вас только до сих пор . Вам все равно придется поработать над запоминанием другими способами, например, с помощью карточек.

Так что приступайте к работе, повысьте мотивацию к учебе и приготовьтесь справиться с любой задачей, с которой вы столкнетесь!

[Подробнее о том, как более эффективно запоминать словарные слова. ]

Почему методы мнемонической памяти могут изменить вашу жизнь

Способность запоминать больше из того, что мы читаем или узнаем, может оказать огромное влияние на то, как мы обрабатываем информацию, и на то, сколько времени нам требуется, чтобы узнать что-то новое.

Как вид, мы боролись веками, и наши самые блестящие люди пытались разгадать секрет идеальной памяти. Хотя волшебное решение до сих пор не найдено, существует довольно много методов мнемонической памяти, которые были изобретены, опробованы и протестированы на протяжении многих лет.

Эти мнемонические приемы требуют некоторой практики, определенного уровня самоотверженности и правильного мышления, но они доказали свою эффективность. Что именно они из себя представляют, как они работают и насколько они могут нам помочь — все это я собираюсь исследовать дальше для вашего удобства.

Содержание

  1. Что такое мнемоническая память и что такое мнемотехника?
  2. Какие существуют типы мнемонических приемов?
  3. Какие самые популярные мнемонические приемы?
  4. Как использовать мнемонические приемы для улучшения памяти?
  5. Заключительные мысли

Что такое мнемоническая память и что такое мнемотехника?

Методы мнемонической памяти или мнемонические устройства представляют собой метод обучения, призванный помочь пользователю запоминать большие объемы информации с большей эффективностью, скоростью и меньшими усилиями, чем при использовании традиционных методов обучения.

Существует несколько категорий мнемонических техник, и, хотя их эффективность и механика значительно различаются, все они служат одной цели: увеличению объема запоминаемой информации и времени, необходимого для ее сохранения.

Какие существуют типы мнемонических приемов?

  • Знакомая мнемоника: хотя существует несколько вариаций этой техники, основной принцип остается в том, что обычно намного легче запомнить имя, например, если вы связываете его с отличительной особенностью человека, носящего это имя. Предположим, вы познакомились с новым человеком по имени Джейсон, у которого есть усы. Вы, скорее всего, запомните его как «Усатого Джейсона», чем просто Джейсона.
  • Орфографическая мнемоника : слова, которые трудно произносить по буквам, легче запомнить, если вам удастся выяснить закономерность, фразу или правило и использовать их в качестве мнемонического приема. Например, если у вас возникли проблемы со словом «отдельно», вы можете воспользоваться его правописанием и создать правило, говорящее «есть крыса в сепа крыса е».
    Орфографические мнемоники очень популярны, и в Интернете можно найти множество предопределенных фраз. Конечно, вы также можете сделать столько, сколько хотите или нуждаетесь.
  • Мнемотехника рифмования: рифмование может сыграть положительную роль в том, как вам удастся запомнить информацию. На самом деле это одна из старейших и наиболее часто используемых стратегий мнемонической памяти, которая одинаково хорошо работает как у детей, так и у взрослых. Типичным примером является старая фраза «В тысяча четыреста девяносто втором году Колумб плыл по синему океану». Рифмование 1942 года со словом «голубой океан» значительно увеличивает ваши шансы запомнить этот год.
  • Мнемоника аллитераций: поскольку неспособность вспомнить чье-либо имя, вероятно, является одной из самых распространенных проблем с памятью, с которыми мы все сталкиваемся, и одной из самых неудобных в этом отношении, было создано множество мнемонических устройств, чтобы помочь нам лучше запоминать имена людей.
    имена. Метод аллитерации фокусируется на буквах в чьем-то имени и приписывает им определенные характеристики человека. Например, чтобы вспомнить, что кого-то зовут Том, вы можете попытаться думать о нем как о Высоком, Организованном, Усатом парне.
  • Мнемоника песен : пение информации, которую вы хотите запомнить, очень сильно влияет на то, насколько быстро и хорошо вам удастся ее запомнить. Обычно использование простой мелодии, которую мы все знаем с детства (например, песня ABC), и замена исходных слов тем, что вам нужно запомнить, может гарантировать, что вы вспомните все, что вам нужно запомнить.

Как видите, приемы мнемотехники довольно разнообразны и работают по-разному. Хотя эти простые варианты, которые я представил выше, работают довольно хорошо для большинства людей, с годами были разработаны некоторые гораздо более сложные стратегии.

Отслеживайте книги, которые вы читаете, отслеживайте время, которое вы тратите на чтение, и делайте заметки о ваших привычках к чтению и о том, как вы себя чувствуете. Вы можете установить себе цели по времени, которое вы тратите на чтение, и вы можете получать уведомления, когда вы отстаете от времени чтения.

Какие самые популярные мнемонические приемы?

Когда дело доходит до более сложных стратегий, помогающих запоминать большие и сложные фрагменты информации, существуют определенные методы, которые доказали свою эффективность.

Хотя некоторые используют эти методы мнемоники для учебы, они также хорошо работают в повседневной жизни, при чтении или просто в качестве упражнения для улучшения памяти, чтобы поддерживать ваш мозг в отличной форме. Люди, использующие методы мнемоники для улучшения работы памяти, еще реже страдают от дефицита памяти или снижения умственных способностей в пожилом возрасте.

Техника фрагментации

Идеальная как для долговременного, так и для краткосрочного запоминания, мнемоническая техника фрагментации основана на научно доказанном факте, что наш мозг не способен запоминать более 7 фрагментов информации за раз.

Стратегия фрагментации — это обходной путь для этого ограничения, с которым создан наш мозг. Хотя возможные примеры мнемонической памяти бесчисленны, давайте предположим, чтобы понять эту технику, что мы должны запомнить 10-значный номер телефона, скажем, +15417543010.

Вместо того, чтобы пытаться запомнить все целиком, мы можем разделить его на отдельные части, например:

  • +1-541
  • 754
  • 3010

Нам легче запомнить 3 разных набора из 3 или 4 чисел, чем целую строку из 11 чисел.

Техника фрагментации столь же эффективна и для других вещей, а не только для чисел. Например, если вам нужно запомнить наизусть названия всех костей руки, вы, скорее всего, сможете легко это сделать, если разделите их на более мелкие категории: кисть, предплечье и верхняя часть руки. твоя рука и плечо.

Техника локусов

Техника локусов, также известная как метод локусов или дворец памяти, представляет собой еще одну стратегию тренировки мнемонической памяти, эффективность которой была научно доказана. Вероятно, это одно из старейших мнемонических приемов, его использование восходит к Греции до нашей эры, когда актеры и ораторы использовали его для запоминания своих строк или речей.

Техника довольно сложная, она требует от пользователя приличных усилий и самоотверженности, но способна дать поразительные результаты. Метод локусов использует нашу пространственную память, чтобы увеличить количество информации, которую мы можем сохранить. Предполагается, что те, кто его использует, воссоздают знакомое пространство в нашем воображении и пытаются связать определенные фрагменты информации, которые мы должны помнить, с вещами в этом месте.

Например, вашим дворцом памяти может быть ваш собственный дом, который вы знаете как свои пять пальцев. Представьте себе свой дом с определенными вещами, написанными на стенах, определенными коробками с информацией или просто украшенными вещами, которые вы хотите запомнить, — это суть техники Loci.

Интервальное повторение

Еще одна очень распространенная и эффективная мнемоническая техника, интервальное повторение также довольно сложно и требует некоторого привыкания. Этот метод был разработан пару десятилетий назад и с годами совершенствовался благодаря серии экспериментов и исследований.

Этот метод основан на нашей способности запоминать информацию в течение определенных периодов времени и использует нашу кривую забывания, чтобы максимизировать интервалы, необходимые для просмотра определенных фрагментов информации, чтобы лучше их запомнить.

Теория состоит в том, что повторение информации, которую мы пытаемся запомнить, с постоянно увеличивающимися интервалами положительно влияет на то, как информация хранится, как долго нам удается ее запомнить и как быстро мы можем извлечь информацию, когда это необходимо. .

Как использовать мнемонические приемы для улучшения памяти?

Теперь, когда у вас есть хорошее представление о том, что такое мнемоническая техника, какие типы техник можно использовать и какие из них наиболее популярны и эффективны, давайте посмотрим, как вы можете применить все это на практике. Для этого мы создали простое пошаговое руководство по выбору, использованию и улучшению мнемонических устройств.

1. Выберите мнемоническую технику, подходящую для поставленной задачи.

Поскольку количество доступных мнемонических устройств довольно велико, первое, что нужно сделать, это решить, какое из них лучше всего подходит для ваших нужд. С самого начала вы должны знать, что никто не сможет дать вам точный рецепт выбора правильной техники. Мы все разные, и наше сознание работает по-разному.

Важно иметь несколько рекомендаций, которые помогут вам найти наиболее подходящие мнемонические техники для вас и ваших конкретных задач.

Как выбрать правильное мнемоническое устройство 

Правильный выбор с самого начала может свести на нет ваш успех в использовании мнемонического устройства. Вот почему чрезвычайно важно помнить о нескольких вещах всякий раз, когда вы пытаетесь решить, какая техника лучше подходит для определенной ситуации.

  • Важно помнить, что важно . Естественно сопоставьте тип информации с мнемонической техникой. Используйте технику фрагментации для чисел или задач, требующих запоминания длинных фрагментов информации. Используйте технику правописания для слов, правописание которых вы хотите запомнить. Используйте мнемонику функции для лиц и имен.
  • Используйте приемы, привлекающие ваше внимание. Будь то потому, что они интригуют вас или потому, что они визуально интересны тем, как они работают, обязательно используйте мнемоническую технику, которая говорит с вами или имеет для вас значение.
  • Используйте технику, которая облегчит вам задачу . Путем проб и ошибок вам нужно будет выяснить, какие методы лучше всего подходят для вас. Возможно, вам нужен более организованный подход или более визуальный. Вы можете узнать это, только попробовав несколько техник.

2. Практика

Независимо от того, какую мнемоническую технику вы выберете, одно можно сказать наверняка: она потребует определенного уровня приверженности и большой практики, чтобы настроить ее на максимальную эффективность. Это будет относительно долгий процесс, но результаты поразят вас, как только вы все сделаете правильно.

Рекомендуется опробовать методы со случайной информацией, которую вам не обязательно запоминать, просто для проверки. Посмотрите, сможете ли вы легко запомнить номер телефона с помощью техники фрагментации, посмотрите, облегчит ли Loci запоминание вымышленного списка дел и так далее.

3. Повторяйте и улучшайте

Как только вы освоитесь с выбором мнемонической техники и результатами, вам нужно будет продолжать. Используйте его как можно чаще, следите за своим прогрессом и производительностью и постоянно старайтесь совершенствоваться.

Басмо может очень помочь на этом этапе. Несмотря на то, что это приложение для отслеживания чтения, а не специально разработанное как инструмент улучшения памяти, оно до краев наполнено функциями, которые изменят то, как вы запоминаете информацию.

Например, на этом этапе пути улучшения мнемонической стратегии вы можете легко использовать функцию ведения журнала от Basmo, чтобы отслеживать свой прогресс.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts