Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
Доводилось вам забывать пароли или имена новых знакомых? Для вас сложно за несколько секунд выучить номер телефона, а на заучивание страницы текста может уйти целый вечер? После прочтения этой статьи вы навсегда избавитесь от необходимости записывать список продуктов, а запомнить последовательность в несколько десятков случайных слов не составит труда.
Мнемотехника (мнемоника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Сегодня вы узнаете базовые принципы мнемотехники и научитесь запоминать последовательности слов.
Мнемотехника (мнемоника): что это и как освоить
Метод быстрого запоминания называется мнемотехникой. Сочетание различных приемов позволяет запоминать обширные объемы информации. Приобрести такие способности мечтают многие ученики, инженеры, ученые и простые люди, в личных целях.
В последнее время по телевизору показывают удивительных людей, которые за одну минуту запоминают 100 вытащенных наугад карт или сотню мелких деталей. Такие способности выглядят для простых зрителей настоящим волшебством.
Секрет заключается в том, что эти люди владеют мнемоникой. Они не скрывают того, что закончили курсы мнемотехники и утверждают, что эти тренинги способны развить супер-память у любого желающего.
Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфические знания для этого не нужны. Тренировка поможет взрослым, подросткам и детям. В любом возрасте легко натренировать память, стоит только захотеть.
Обучение мнемотехнике начинают в любом возрасте. Насколько успешно будут усвоены приемы запоминания, зависит лишь от потраченного вами времени и приложенного старания.
Важнее всего понять закономерности запоминания, узнать базовые принципы и применять мнемотехнику практически. Следует постоянно совершенствовать свое умение, не останавливаться на достигнутом.
Мнемотехнику можно изучить самостоятельно, по источникам в интернете, бесплатно. В этой статье мы расскажем об общих возможностях использования мнемотехники и раскроем ее некоторые секреты.
com/embed/_J3C460Fe74?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Упражнение для развития слуховой памяти
По дороге старайтесь схватить на слух, удержать в голове и запомнить случайные отрывки чужих разговоров; старайтесь хранить в голове такое увеличивающееся в течение дня досье весь этот и следующий день. Вы убедитесь, что вскоре научитесь удерживать в памяти на редкость много не связанных по смыслу фраз одновременно.
Всюду, где это возможно, старайтесь различать людей по голосу и по шагам и корректировать ваши определения.
Учите наизусть стихи и мотивы, проговаривая и напевая их (самый эффективный и приятный прием!).
Потренируйтесь на лекциях, слушая и внимательно запоминая их. Раз уж судьба предоставила вам как студенту такую возможность, не пренебрегайте ею даром, а воспользуйтесь этим способом как тренажером.
Проговаривайте вслух прозаический текст как можно более сухого содержания и учите его. В первый день проговорите и выучите наизусть одну строчку, на другой — добавьте следующую и повторите обе, и так до больших объемов. Именно так, кстати, заучивали с голоса тексты эпические певцы. Вот и для вас самое важное здесь — учить именно с собственного голоса, а не с текста. Для этого достаточно сконцентрировать внимание на том, что вы слышите, а не на том, что видите. В крайнем случае, можно попросить кого-нибудь ежедневно читать вам по строке.
Мнемоника
Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.
Некоторые эффективные методы известны вам с детства. Метод Акростих помогает ученику запомнить раз и навсегда цвета радуги. Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Первая буква каждого слова этого детского стишка совпадает с буквой цвета радуги. И все знают, что радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
С помощью этой методики наши предки заучивали буквы алфавита. Сейчас этот стих не используют, потому что и буквы уже называют по-другому.
Мнемофразы помогают помнить правила синтаксиса: надеваю одежду, одеваю Надежду. Уж замуж невтерпеж.
Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Эти детские стишки помогут нам понять, как работает мнемотехника.
Для того, чтобы хорошо запоминать мастера мнемоники советуют пользоваться системой образов или ассоциаций. Так фамилию Эйнштейна связывают с физикой. Имя Иван похоже по звучанию на диван. Число одиннадцать внешне похоже на барабанные палочки и китайские палочки для еды. Любовь ассоциируется с сердцем.
Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом слова. К примеру:
- Ананас;
- Барабан;
- Крокодил;
- Вентилятор;
- Кирпич.
Придумаем смешной рассказ про то как ананас играл на барабане, крокодилу это не понравилось, он побежал к барабану, но вентилятор сдул его с пути, и крокодил ударился об кирпич.
Причем, чем более бредовая история, тем скорее она запомнится.
Очень близкая к этой методике – Цепочка. Она предполагает образы выставить в уме в цепочку. Ананас держит барабан, крокодил кусает барабан, на его хвосте висит вентилятор, и кирпич лежит на подножье вентилятора.
Кому нужна мнемотехника?
В какой бы области вы ни хотели развиваться, учиться очень важно. Сейчас, как никогда ранее актуально высказывание «кто владеет информацией – тот владеет миром». Те, кто не масштабирует свою компетентность, очень быстро оказываются не у дел. Особенно учитывая то, что мир постоянно развивается.
Вместе с этим прогрессом значительно увеличивается количество информации, которое нам нужно перерабатывать. И по этой причине мнемотехника понадобится всем без исключения. Но есть категории людей, для которых этот навык будет особенно необходимым:
- Школьники и студенты. И тем, и другим нужно ежедневно перерабатывать огромное количество информации, данной в сжатом виде. Кроме того, многие из них пишут шпаргалки. Мнемотехника помогает их выучить и списывать билет из своей головы. Вы согласитесь, что это значительно безопаснее, чем пользоваться бумажками. И ведь так учащийся ничего не нарушает. Он реально знает то, о чем пишет на экзамене.
- Преподаватели. Мнемотехника изначально создавалась под задачи ораторского искусства. Преподавателям нужно очень много выступать перед аудиторией, и для них также нежелательно использовать вспомогательные материалы, чтобы не терять контакт со студентами. Причем запоминание плана лекции – это самое простое, что может мнемотехника. Также, если вы сохраните план лекции у себя в голове, то почти не придется повторно к ней готовиться.
- Бизнесмены. Им часто приходится общаться с людьми, информацию о которых хочешь-не хочешь, а запомнить надо, чтобы не потерять ценного партнера. Мнемотехника поможет предотвратить эту беду.
- Желающие изучить иностранный язык. С помощью мнемотехники можно запоминать всю точную информацию: исключения, правила, слова, фразовые глаголы, формы неправильных глаголов и так далее.
Таким образом, мнемотехника пригодится абсолютно в любой сфере жизни. Она будет полезной начиная общением с людьми и запоминанием списка покупок и заканчивая изучением сложных дисциплин и иностранных языков.
Упражнения мнемотехники для начинающих
Совет начинающей аудитории: сохранять спокойствие. Для изучения новой информации следует оставаться спокойным. Это необходимо для того, чтобы лишние эмоции, тревожное состояние не смешивалось с ассоциациями, которые вы выстраиваете в голове, для кодирования. К тому же будет сложно понять для себя, какой метод подходит вам больше.
Новичку полезно понять принципы мнемоники и выбрать подходящие приемы. Замечено, что запоминать разрозненные предметы, несвязанные цифры труднее. Легче запоминать связь между объектами. Хорошо связать уже известную информацию с новой.
Проще запоминаются логические, образные, эмоциональные, яркие ассоциации, а не сами объекты. По этим связям информацию легче найти в памяти и воспроизвести.
Если нет таких связей, их надо создать. В этом и есть суть заучивания в мнемонике.
Мнемотехника работает следующим образом:
- берутся абстрактные данные;
- между ними создаются связи – происходит кодирование;
- запоминание, повторение в удобной форме;
- декодирование, расшифровка;
- воспроизведение нужных данных, которые надо было запомнить.
В такой последовательности происходит работа с данными. Новичкам не следует пугаться этого, вроде сложного процесса. Если практически начать применять советы мастеров, окажется, что это не так сложно, как кажется.
Мнемотехника позволяет новичкам использовать те образы и ассоциации, которые им ближе, удержать их в памяти легче.
Способ второй: цепочка
Суть метода состоит в соединении образов между собой. Как это сделать правильно?
Не обращайте внимания на пропорции
Все образы должны быть примерно одного размера. Допустим, вы должны соединить самолет и яйцо. Пусть яйцо будет огромным, а самолет маленьким, один в один как яйцо.
Соединяйте ярко
Яйцо и рядом с ним стоит самолет. Это слишком скучно, чтобы запоминать. Пускай самолет пробьет яйцо! Пусть нос самолета вонзится в скорлупу, пусть наш авиалайнер торчит из этого яйца как свечка в праздничном торте!
Обращайте внимание на последовательность
Если вам нужно запомнить слова в определенной последовательности, то используйте правило: первый образ всегда левее или выше последующего (мы читаем сверху вниз и слева направо – легко запомнить). То есть если мы запоминаем «самолет, яйцо», то вышеописанный пример подходит, а если «яйцо, самолет», то мы должны представить, как самолет стоит вертикально (почему бы и нет?) и на него надели сверху яйцо. Белок медленно стекает по фюзеляжу (не забываем про яркость!).
Когда запоминаете несколько слов цепочкой, вы должны абстрагироваться от всех образов, кроме того, который вы только что вспомнили и того, который идет следующим.
Например: рыцарь, шляпа, воздушный шарик, кирпич. Рыцарь сидит на шляпе и держит ее за край (как будто он на надувном круге в аквапарке). Эта же шляпа на воздушном шарике, как будто на чьей-то голове (можно представить нарисованное лицо на шарике, но это не обязательно). Воздушный шарик привязан к кирпичу, и они медленно летят вместе.
Вы не должны представлять всю конструкцию сразу. Представляйте сначала только рыцаря и шляпу, потом только шляпу и шарик (рыцаря во внимание уже не берем) и т.д. При припоминании так же держите в голове не больше двух образов одновременно. От одного к другому, от него к следующему.
Этот метод плох тем, что при забывании одного элемента цепочки, вы можете забыть остальное. Но если нужно запомнить десяток-два слов, а придумывать историю некогда – этот метод будет очень кстати. Также этот прием можно рассматривать как вспомогательный при рассмотрении следующего способа запоминания.
Тренируйтесь! Запомните цепочкой слова: волк, капуста, футболист, шахматы, бабушка, кольцо, молоко, хирург, картина, абрикос.
Способ третий: метод Цицерона
Это самый эффективный и популярный у мнемонистов метод. У него есть еще и другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума и т.п. Это одно и то же.
Суть в том, что мы создаем в своем воображении некое пространство с опорными образами. Звучит сложно, но на самом деле вы научитесь этому так же легко, как и методу цепочки.
Опорный образ – это образ, с которым вы будете соединять запоминаемые образы. Его еще называют локусом или просто опорником.
Почему он именно опорный? Представьте себе свою кухню: холодильник, кран в раковине, микроволновка и т.д. Вы не так часто переставляете эти предметы. Вряд ли вы каждую неделю находите новое место для холодильника. Вышеперечисленное и есть опорные образы.
Важно! Тарелка на столе – не опорный образ, потому что меняет свое местоположение, а декоративная тарелка на стене – опорный образ, потому что висит там всегда.
Суть метода в создании воображаемого пространства, но оно не обязательно должно быть создано с нуля. Вы можете представить свою квартиру – вы хорошо ее знаете и можете в ней мысленно пройтись в своем воображении.
Выделите в своей квартире (комнате, офисе или любом другом месте, которое вы хорошо знаете) несколько опорных образов: телевизор, люстра, настольная лампа, аквариум, стиральная машина и т.п.
Важно! Вы должны точно знать последовательность своего маршрута от одного опорного образа к другому. Я, например, всегда иду по маршруту прихожая-кухня-ванная-спальня. Внутри комнаты перемещаюсь от опорника к опорнику по часовой стрелке.
К каждому опорному образу присоединяете запоминаемый. Когда нужно будет вспомнить – проходите по маршруту и воспроизводите информацию в нужной последовательности. Можно даже в обратном порядке.
Важно! Вы можете менять запоминаемые образы. То есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации (во время тренировок запоминания, например). Старые образы при этом забываются. Вы будете помнить только последний запомненный образ. Причем если вы будете часто использовать одни и те же локации, то образы начнут путаться (можете вспомнить то, что запоминали два раза назад), в таком случае локациям нужно просто дать «отдохнуть» – не запоминать на них какое-то время, а использовать другой дворец памяти.
На одну локацию вы можете присоединять не один образ, а цепочку. По 5 слов на один опорник, например.
С методом Цицерона вы сможете запомнить огромные объемы информации достаточно быстро, а главное – надолго. Если это нужно, то их необходимо повторять.
Важно! Мнемонисты повторяют исключительно по памяти – это очень важно! В источник вы можете посмотреть только для проверки или в случае, если что-то забыли. Чем больше объем информации, тем чаще нужно повторять (5 слов можно запомнить на пару недель и без повторения, а вот 500 нужно повторить тут же, через 6 часов (перед сном, если это вечер), на следующий день, через 3 дня, через неделю, через две, через месяц).
Тренируйтесь! Выделите опорные образы и запомните на них следующие слова: комар, шоколад, окунь, борец, осень, бутылка, академия, шланг, бита, роза.
Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от количества локаций и вашей тренированности. Когда я в первый раз запомнил 160 цифр (о запоминании числовой информации расскажу в следующей статье), у меня жутко болела голова. Но уже через несколько недель для меня это стало привычным делом и я не испытывал никакого утомления от такого количества, я мог запомнить уже больше 400 цифр за раз.
Сегодня вы узнали, что такое мнемотехника, ее базовые принципы, а также научились запоминать последовательности слов. В следующих статьях вы узнаете, как запоминать цифры, даты, термины, иностранные слова, речь для выступления, колоду карт, имена и лица и т.п. Оставляйте свои вопросы и пожелания в комментариях.
Надеюсь, мнемоника станет частью вашей жизни, и в скором времени вы начнете удивлять своих знакомых феноменальной памятью.
Желаю успеха!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Мнемотехника: создание опорных образов и увеличение скорости запоминания
- Мнемотехника для детей (и не только)
- Мнемотехника: цифры
- Мнемотехника: имена и лица, текст выступления, исторические даты, термины и игральные карты
- Мнемотехника: запоминание иностранных слов
- Лучшее за год. Часть вторая
- Как научить ребенка читать по-английски
- Мнемотехника: личный опыт
- Как создать чертоги разума?
- Дворец памяти
Ключевые слова:_С1040, 1Мнемотехники, 4Когнитивистика
Как запоминать списки
Описываемые техники помогают запоминать списки. Нам иногда приходится брать с собой длинный список продуктов в магазин, который неудобно держать в руке и запоминать трудно.
Список нужных вещей в дорогу, план выступления тоже выглядят как список. Анекдоты и истории, фокусы тоже люди любят запоминать. В виде списков можно запоминать полезную информацию.
Удобнее все это запомнить, пользуясь мнемоникой.
Эта техника позволяет запоминать списки ненадолго.
Первый десяток слов запомним по тому, на что они похожи по внешнему виду:
- Столб, фонарь;
- Лебедь;
- Попа, ухо;
- Стул перевернутый, флаг;
- Крючок;
- Вишня;
- Кочерга, клюшка;
- Женщина, гитара;
- Воздушный шарик;
- Гольф.
Второй десяток – по звучанию:
- Орден, Бог Один;
- Тварь;
- Трио;
- Черт;
- Пятка;
- Шест;
- Семечки;
- Осы;
- Дева;
- Деспот.
Нам надо запомнить список:
- Шуба;
- Свекла;
- Селедка;
- Картошка;
- Велосипед;
- Колбаса;
- Конфеты;
- Газировка;
- Варенье;
- Молоко.
Чтобы запомнить эти слова представим шубу, болтающуюся на фонаре, свеклу в клюве у лебедя, селедку, шлепающую попу, картошку, сидящую на стуле, велосипед, с крючком в шине. И для каждого слова надо придумать свою бредовую историю, связывающую его с цифрами от 1-10.
Мнемотехника для развития памяти взрослым: лучшие упражнения
Приемы запоминания можно придумывать разные. Если количество букв в слове считать цифрой, то можно запомнить сложное длинное число. К примеру, корень из двух: 1,4142135623. Смешной стишок в этом поможет.
«Я Дуся, я дура, но я вот нашла корень из два».
Способы мнемотехники под названием Рифмизация помогают запомнить скучные законы по физике. «Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды», так звучит закон Архимеда.
Для заучивания иностранных слов подходят приемы созвучия. Слово Swing – раскачиваться, похоже на русское свин. Представляя себе раскачивающегося на качели поросенка, запомним надолго английское слово.
Длинные английские слова можно дробить на короткие для более легкого запоминания.
Методы мнемотехники для запоминания текстов
Цицерон, отправляясь на очередное публичное выступление, всегда шел по одной и той же дороге. Дорога была ему знакома, начиная от кустика до камушка. Ключевые слова, с которых начинались блоки, на которые делил тексты Цицерон, он произносил в уме в тех местах, которые помнил по маршруту.
Для запоминания текстов, выучите маршрут, по которому идете каждый день на работу или в школу. Ключевые слова следует связать с точками дороги, которую вы помните наизусть. Текст хорошо разделить на абзацы или главы, небольшие части. Тогда вы сможете удивить своих друзей и преподавателей, рассказывая текст без ошибок.
Что такое мнемотехника?
Под этим словом подразумевается набор приемов и методик, призванных улучшить запоминание сложной информации. Эти техники существуют достаточно давно. Так, первые сохранившиеся работы по мнемотехнике ученые датируют 86-82 годом до нашей эры. Мнемонические приемы были очень востребованными у ораторов, поскольку им приходилось толкать длинные речи, а использование вспомогательных средств считалось позорным.
Да и сейчас оратору не следует читать с бумажки, если он хочет произвести должное впечатление на народ. И мнемотехника в таком случае помогает ничего не забыть сказать.
Современная мнемотехника (она никакого отношения не имеет к пневмотехнике, иногда люди путают эти термины) шагнула значительно дальше, и основана на научных разработках. Сама она строится на ассоциативном принципе. Человек значительно лучше запоминает информацию, которая связана с другой. Именно поэтому зубрежка столь неэффективна. Мозг запоминает в первую очередь связи.
Второй постулат, на котором строится мнемотехника, – мозг наиболее качественно запоминает зрительную и пространственную информацию, поскольку это обуславливает самую лучшую выживаемость.
Лучшие книги по мнемотехнике
Артур Думчев «Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти»
В этой книге собраны примеры упражнений, разных способов, для развития быстрого запоминания. Артур запомнил число Пи до 22529 знаков.
Пользуясь советами автора, читатели учатся находить решение сложнейших задач в уме, оперировать цифровыми длиннющими цепочками. Интеллект переходит на новую ступеньку.
Цены на Думчев Артур Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти
Узнать больше о книге
Роджер Сайп «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей»
В сборнике знаменитого автора, преподавателя стратегий и тактики саморазвития, представлен ряд новшеств и способов, для лучшего запоминания, скорого чтения.
Цены на Роджер Сайп Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей
Узнать больше о книге
Джошуа Фоер «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания»
Книга повествует о периоде времени, которое автор потратил на изучение собственных способностей к запоминанию. Целый год он раскрывал внутренние потенциалы, скрытые механизмы, защитные нюансы и тренировался.
Упражнения для развития зрительной памяти
Совсем очевидное дело: разглядывайте картинки и тренируйтесь, запоминая и воспроизводя их мысленно с последующей автокорректировкой и идя при этом от простых картинок к сложным, от длительного рассматривания — к мгновенному взгляду и от неточного воспроизведения — к точному.
В качестве таких картинок используйте изображения, знание которых вам пригодится независимо от тренировок: схемы устройств, предметы искусства, географические карты и т.д.
Помните, что зрительная память очень важна для восприятия любой информации: часто мы помним нужный нам смысл только потому, что нам зримо представляется та страница, тот ее угол и те печатные или рукописные строчки, коими этот смысл был запечатлен.
11 стр., 5203 слов
Память и ее развитие
… личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестаёт быть человеком. О тяжелых нарушениях памяти мы писали выше. … обратили внимание, то она попадает в кратковременную память. «Кратковременную память часто называют еще оперативной, или рабочей, потому … внутренний мир? — Информация обрабатывается различными механизмами памяти. Поступающая от органов ощущений информация обрабатывается сенсорной …
Мнемотехника и мнемоника в её методах и приёмах, упражнения для запоминания мнемонистов
Память человека удивительна по своей природе. Случается так, она закладывает в файлы долговременные то, что надо бы быстрее забыть, а то, что очень нужно помнить, выводит в слепую зону. Прикладывая массу усилий и ресурсов, всё же удаётся потянуть за ниточку и вывести событие на территорию внимания и осознания. Это было замечено ещё в дописьменный период развития человечества. Шаманы и жрецы, позже монахи и священнослужители держали огромные объёмы информации в своих головах, пользуясь «наукой образности».
- Понятие мнемотехники
- Основные приёмы запоминания
- Запоминание цифр
- Запоминание имён и лиц
- Запоминание исторических фактов
- Мнемонисты и их соревнования
Первая книга о тренировке памяти была напечатана во Франции под названием «О тенях идей», автор – Джордано Бруно
С древних времён люди поняли, что запоминание может случиться не произвольно, а можно, применив волю и стремление, пользоваться информацией всю жизнь.
Цифры, события, люди, факты, воспоминания – всё перепуталось в голове и начинает раздражать. Проблемы с памятью? Есть решение! Тренировка памяти.
Психический процесс запоминания напрямую связан с органами чувств и воображением:
- больше впечатлений и ассоциаций, ярче воспоминание;
- сильные визуальные, аудиальные и кинестетические переживания легче переходят в долговременные структуры;
- замена фактов (объектов) на представления и понятия, памятнее впечатляющие образы.
Хотите помнить всё и всегда? Реальная боевая задача. Простое зазубривание сотрёт информацию через несколько дней, осмысленное оставит навсегда. Огромное количество техник, приёмов и упражнений разработано на данный момент, чтобы натренировать память. Одна из них мнемотехника.
Понятие мнемотехники
Что вы желаете помнить? Номера телефонов, правила языка, шутки и анекдоты, конспекты, планы и разное другое. Мнемоника – мнемонические приёмы запоминания. Они вас удивят и порадуют. Например, 100 слов с интервалом в 7 секунд легко запишет ваш мозг в память.
Мнемотехника – это мнемонические приёмы и методы запоминания различной информации, используя особенности психических механизмов через ассоциативные ряды, увеличивая объём памяти. Это как «система внутреннего письма».
Например, одно из явлений восприятия – синестезия – проявляется в том, что раздражение одного органа чувств вызывает ощущения в другом органе чувств. Так, и возникают мнемонические цепочки, связка образов для запоминания, которые можно воспроизвести как в прямом, так и в обратном порядке.
Рассмотрим основные техники, приёмы и методы, хотя разработано их специально великое множество, целые циклы и серии для тренировки памяти. Иногда в рекомендательной литературе используют понятие «мнемоника», что, по сути, одно и то же, совокупность приёмов и методов для мнемонической тренировки памяти.
В основе главного мнемонического принципа лежит замена достаточно абстрактных объектов образами-ассоциациями через визуальное, аудиальное или чувственное представление. Важно создать связанную цепочку, яркий информационный ряд, для простоты запоминания.
Основные приёмы запоминания
Набор унифицированных приёмов и техник достаточно обширный. Основан на свойстве психики запоминать быстро связь между воспринимаемыми образами. Обычная скорость – 6 секунд на запись в память одного образа.
- Ассоциации. Найти яркую необычную ассоциацию во фразе или картинке по данной информации.
- Буквенный код. Создание ассоциативных смысловых фраз, используя первые буквы из информации.
- Рифмы. Придумывание пар слов и стихотворений с предложенной информацией.
- Созвучие. Термины и иностранные слова соединять с уже известными и созвучными.
- Римская комната. Метод Цицерона. Размещение запоминаемых объектов в хорошо известном пространстве.
- Метод Айвазовского. Тренировка зрительной памяти мнемоническими приёмами.
Запоминание цифр
Эти приёмы и упражнения пригодятся, когда запомнить нужно быстро и ненадолго. Выучить всю математику или физику не получится, а вот необходимую информацию к экзамену да.
Самая популярная и древняя мнемотехника – создание цифробуквенного кода. Каждой цифре соответствует определённая буква. Большие цифры – длинные слова, словосочетания и даже истории.
Сам код при этом хорошо заучивается.
Например, необходимо запомнить число 386145.
- Разбиваем число на пары: 38-61-45.
- Производим перекодировку с буквами: 38 – с и т; 61 – р и з; 45 – п и в.
- Составляем слова: например, «Сто РаЗ ПраВ».
Цифры можно запомнить связанными ассоциациями – метод вешалок. Вешалка – слово, «приклеенное» к цифре. Например, 1 – образ цветка, 3 – образ поля, 7- образ вазы. 137 – история о попадании цветка в вазу.
Цифра – образ. Приём, в котором каждая цифра через свою форму написания связывается с похожим образом их жизни. Например, 0 – солнце, 8- неваляшка, 2 – лебедь. Из образов составляют интересную яркую историю.
Метод О’Брайнера. Запоминание чисел через известных людей. Например, 4 – Жириновский, 7 – Шарапова. 47 – Жириновский с теннисной ракеткой на корте.
Запоминание имён и лиц
Нам приятно, когда помнят имя. Запоминать людей, с которыми познакомились – полезное упражнение для памяти.
Проявление интереса, обращаясь по имени к человеку, во время общения. Полученная информация пойдёт в основу ассоциаций. Например, Максим – лучший гитарист в городе.
Ассоциация с уже знакомыми людьми. Например, тёзки или родственники с таким же отчеством. Помогут имена известных личностей, актёров, политиков, музыкантов.
Модификации имени. Например, Максим, Макс, Максимка, Максютка.
Письменное имя. Визуальное представление, как могло бы быть оно написано. Например, Макс: крупные четыре буквы красного и синего цвета.
Трансформация фамилии. Зрительная ассоциация модификации фамилии. Например, Шахов: падишах в шатре или шах, поставленный королю на шахматной доске.
Запоминание исторических фактов
Запомнить даты к экзамену по истории или даты в жизни вашей семью помогут простые упражнения мнемотехники.
Важно выстроить все даты в ассоциативный ряд, что зачем шло.
Например, 1945 год – окончание Великой Отечественной войны. 1 – красный флаг, 9 – Берлин, 4 – четыре долгих года, 5 – отлично. Великая Отечественная – башня и народ. Война – огонь. Связываем всё в одну картинку: Красный флаг на башне в Берлине, внизу костры и люди, кричат слово «отлично».
Мнемонисты и их соревнования
В 1991 году прошёл первый мировой чемпионат по запоминанию, теперь проходит в 30 странах мира. Первым победителем стал британец Доминик О’Брайен. В чемпионате есть даже свои мнемотехнические дисциплины: слова, имена, даты, карты, цифры, абстракции и другие.
Самым известным мнемонистом был репортёр одной из газет Шершевский. Память у него была феноменальной, в основе которой лежало уникальное воображение. Несколько лет его феномен и технику изучал советский психолог А. Р. Лурия впоследствии написавший книгу «Маленькая книга о большой памяти» (1968 г.).
Шершевский никогда не записывал раздаваемые редактором задания: адреса, имена, маршруты. Тренировка памяти мнемотехника шла на рабочем месте. Удивлённый памятью сотрудника редактор и направил Шершевского к Лурия. Там пришлось пройти ряд очень сложных тестов, которые подтвердили безграничность объёма его памяти.
Мнемонист легко связывал высокие звуки и яркие краски, цифры с людьми, ощущения поверхности со вкусом, используя мнемотехнические приёмы. Свои способности он даже демонстрировал на сцене.
Жить с таким воображением было сложно, образы сталкивались и перемешивались, когда Шершевский воспринимал очень простой материал не для запоминания. В его памяти было очень много ненужной информации, пока не нашёл для себя простой образ: грифельная чёрная доска и тряпка. И это сработало!
Пытаясь оценить свою память, мы сравниваем её с памятью других людей. При этом мы не знаем, хороша она или не очень. В результате получаем искажённое представление, забывая об уникальных способностях своей психики.
Почему методы мнемонической памяти могут изменить вашу жизнь
Способность запоминать больше из того, что мы читаем или узнаем, может оказать огромное влияние на то, как мы обрабатываем информацию, и на то, сколько времени нам требуется для изучения новых вещей.
Как вид, мы боролись веками, и наши самые блестящие люди пытались разгадать секрет идеальной памяти. Хотя волшебное решение до сих пор не найдено, существует довольно много методов мнемонической памяти, которые были изобретены, опробованы и проверены годами.
Эти мнемонические приемы требуют некоторой практики, определенного уровня самоотверженности и правильного мышления, но они доказали свою эффективность. Что именно они из себя представляют, как они работают и насколько они могут нам помочь — все это я собираюсь исследовать дальше для вашего удобства.
Содержание
- Что такое мнемоническая память и что такое мнемотехника?
- Какие существуют типы мнемонических приемов?
- Какие самые популярные мнемонические приемы?
- Как использовать мнемонические приемы для улучшения памяти?
- Заключительные мысли
Что такое мнемоническая память и что такое мнемотехника?
Методы мнемонической памяти или мнемонические устройства представляют собой метод обучения, призванный помочь пользователю запоминать большие объемы информации с большей эффективностью, скоростью и меньшими усилиями, чем при использовании традиционных методов обучения.
Существует несколько категорий мнемонических техник, и, хотя их эффективность и механика значительно различаются, все они служат одной цели: увеличению объема запоминаемой информации и времени, необходимого для ее сохранения.
Какие существуют типы мнемонических приемов?
- Знакомая мнемоника: Хотя существует несколько вариаций этой техники, основной принцип остается тем, что обычно намного легче запомнить имя, например, если вы связываете его с характерной особенностью человека, носящего это имя. Предположим, вы познакомились с новым человеком по имени Джейсон, у которого есть усы. Вы, скорее всего, запомните его как «Усатого Джейсона», чем просто Джейсона.
- Орфографическая мнемоника : слова, которые трудно произносить по буквам, легче запомнить, если вам удастся выяснить закономерность, фразу или правило и использовать их в качестве мнемонического приема. Например, если у вас возникли проблемы со словом «отдельно», вы можете воспользоваться его правописанием и создать правило, говорящее «есть крыса в сепа крыса е». Орфографические мнемоники очень популярны, и в Интернете можно найти множество предопределенных фраз. Конечно, вы также можете сделать столько, сколько хотите или нуждаетесь.
- Рифмованные мнемоники: рифмование может сыграть положительную роль в том, как вам удастся запомнить информацию. На самом деле это одна из старейших и наиболее часто используемых стратегий мнемонической памяти, которая одинаково хорошо работает как у детей, так и у взрослых. Типичным примером является старая фраза «В тысяча четыреста девяносто втором году Колумб плыл по синему океану». Рифмование 1942 года со словом «голубой океан» значительно увеличивает ваши шансы запомнить этот год.
- Мнемоника аллитераций: поскольку неспособность вспомнить чье-либо имя, вероятно, является одной из самых распространенных проблем с памятью, с которыми мы все сталкиваемся, и одной из самых неудобных в этом отношении, было создано множество мнемонических устройств, чтобы помочь нам лучше запомнить имена людей. Метод аллитерации фокусируется на буквах в чьем-то имени и приписывает им определенные характеристики человека. Например, чтобы вспомнить, что кого-то зовут Том, вы можете попытаться думать о нем как о Высоком, Организованном, Усатом парне.
- Мнемоника песни : пение информации, которую вы хотите запомнить, очень сильно влияет на то, насколько быстро и хорошо вам удастся ее запомнить. Обычно использование простой мелодии, которую мы все знаем с детства (например, песня ABC), и замена исходных слов тем, что вам нужно запомнить, может гарантировать, что вы вспомните все, что вам нужно запомнить.
Как видите, приемы мнемотехники весьма разнообразны и работают по-разному. Хотя эти простые варианты, которые я представил выше, работают довольно хорошо для большинства людей, с годами были разработаны некоторые гораздо более сложные стратегии.
Отслеживайте книги, которые вы читаете, отслеживайте время, которое вы тратите на чтение, и делайте заметки о ваших привычках к чтению и о том, как вы себя чувствуете. Вы можете установить себе цели по времени, которое вы тратите на чтение, и вы можете получать уведомления, когда вы отстаете от времени чтения.
Какие самые популярные мнемонические приемы?
Когда дело доходит до более сложных стратегий, помогающих запоминать большие и сложные фрагменты информации, существуют определенные методы, которые доказали свою эффективность.
Хотя некоторые используют эти методы мнемоники для учебы, они также хорошо работают в повседневной жизни, при чтении или просто в качестве упражнения для улучшения памяти, чтобы поддерживать ваш мозг в отличной форме. Люди, использующие методы мнемоники для улучшения работы памяти, еще реже страдают от дефицита памяти или снижения умственных способностей в пожилом возрасте.
Техника фрагментации
Идеальная как для долговременного, так и для краткосрочного запоминания, мнемоническая техника фрагментации основана на научно доказанном факте, что наш мозг не способен запоминать более 7 фрагментов информации за раз.
Стратегия фрагментации — это обходной путь для этого ограничения, с которым создан наш мозг. Хотя возможные примеры мнемонической памяти бесчисленны, давайте предположим, чтобы понять эту технику, что мы должны помнить 10-значный номер телефона, скажем, +15417543010.
Вместо того, чтобы пытаться запомнить все целиком, мы можем разбить его на отдельные части, например:
- +1-541
- 754
- 3010
Мы с большей вероятностью сможем легко запомнить 3 разных набора из 3 или 4 чисел, чем целая строка из 11 чисел.
Техника фрагментации столь же эффективна и для других вещей, а не только для чисел. Например, если вам нужно запомнить наизусть названия всех костей руки, вы, скорее всего, сможете легко это сделать, если разделите их на более мелкие категории: кисть, предплечье и верхняя часть руки. твоя рука и плечо.
Техника локусов
Техника локусов, также известная как Метод локусов или дворец памяти, представляет собой еще одну стратегию тренировки мнемонической памяти, эффективность которой была научно доказана. Вероятно, это одно из старейших мнемонических приемов, его использование восходит к Греции до нашей эры, когда актеры и ораторы использовали его для запоминания своих строк или речей.
Техника довольно сложная, требует от пользователя приличных усилий и самоотверженности, но способна давать поразительные результаты. Метод локусов использует нашу пространственную память, чтобы увеличить количество информации, которую мы можем сохранить. Предполагается, что те, кто его использует, воссоздают в нашем воображении знакомое пространство и пытаются связать определенные фрагменты информации, которые мы должны помнить, с вещами в этом месте.
Например, вашим дворцом памяти может быть ваш собственный дом, который вы знаете как свои пять пальцев. Представьте себе свой дом с определенными вещами, написанными на стенах, определенными коробками с информацией или просто украшенными вещами, которые вы хотите запомнить, — это суть техники Loci.
Интервальное повторение
Еще одна очень распространенная и эффективная мнемоническая техника, интервальное повторение также довольно сложно и требует некоторого привыкания. Этот метод был разработан пару десятилетий назад и с годами совершенствовался благодаря серии экспериментов и исследований.
Этот метод основан на нашей способности запоминать информацию в течение определенных периодов времени и использует нашу кривую забывания, чтобы максимизировать интервалы, необходимые для просмотра определенных фрагментов информации, чтобы лучше их запомнить.
Теория состоит в том, что повторение информации, которую мы пытаемся запомнить, с постоянно увеличивающимися интервалами положительно влияет на то, как информация хранится, как долго нам удается ее запомнить и как быстро мы можем извлечь информацию, когда это необходимо. .
Как использовать мнемонические приемы для улучшения памяти?
Теперь, когда у вас есть хорошее представление о том, что такое мнемотехника, какие приемы можно использовать и какие из них наиболее популярны и эффективны, давайте посмотрим, как все это можно применить на практике. Для этого мы создали простое пошаговое руководство по выбору, использованию и улучшению мнемонических устройств.
1. Выберите мнемоническую технику, подходящую для поставленной задачи.
Поскольку количество доступных мнемонических устройств довольно велико, первое, что нужно сделать, это решить, какое из них лучше всего подходит для ваших нужд. С самого начала вы должны знать, что никто не сможет дать вам точный рецепт выбора правильной техники. Мы все разные, и наше сознание работает по-разному.
Важно иметь несколько рекомендаций, которые помогут вам найти наиболее подходящие мнемонические техники для вас и ваших конкретных задач.
Как выбрать правильное мнемоническое устройство
Правильный выбор с самого начала может свести на нет ваш успех в использовании мнемонического устройства. Вот почему чрезвычайно важно помнить о нескольких вещах всякий раз, когда вы пытаетесь решить, какая техника лучше подходит для определенной ситуации.
- Важно помнить . Естественно сопоставьте тип информации с мнемонической техникой. Используйте технику фрагментации для чисел или задач, требующих запоминания длинных фрагментов информации. Используйте технику правописания для слов, правописание которых вы хотите запомнить. Используйте мнемонику функции для лиц и имен.
- Используйте приемы, привлекающие ваше внимание. Будь то потому, что они интригуют вас или потому, что они визуально интересны тем, как они работают, обязательно используйте мнемоническую технику, которая говорит с вами или имеет для вас значение.
- Используйте технику, которая облегчит вам задачу . Путем проб и ошибок вам нужно будет выяснить, какие методы лучше всего подходят для вас. Возможно, вам нужен более организованный подход или более визуальный. Вы можете узнать это, только попробовав несколько техник.
2. Практика
Независимо от того, какую мнемоническую технику вы выберете, одно можно сказать наверняка: она потребует определенного уровня приверженности и большой практики, чтобы настроить ее на максимальную эффективность. Это будет относительно длительный процесс, но результаты поразят вас, как только вы все сделаете правильно.
Рекомендуется опробовать методы со случайной информацией, которую вам не обязательно запоминать, просто для проверки. Посмотрите, сможете ли вы легко запомнить номер телефона с помощью техники фрагментации, посмотрите, облегчит ли Loci запоминание вымышленного списка дел и так далее.
3. Повторяйте и улучшайте
Как только вы освоитесь с выбором мнемонической техники и результатами, вам нужно будет продолжать. Используйте его как можно чаще, следите за своим прогрессом и производительностью и постоянно старайтесь совершенствоваться.
Басмо может очень помочь на этом этапе. Несмотря на то, что это приложение для отслеживания чтения, а не специально разработанное как инструмент улучшения памяти, оно до краев наполнено функциями, которые изменят то, как вы запоминаете информацию.
Например, на этом этапе пути улучшения мнемонической стратегии вы можете легко использовать функцию ведения журнала от Basmo, чтобы отслеживать свой прогресс. Вы можете написать свои мысли, чувства и важную информацию о вещах, которые вы пытаетесь узнать.
4. Повысьте эффективность мнемонических устройств с помощью Basmo
Функция ведения журнала — не единственный инструмент, предоставляемый Basmo, который может помочь в сохранении информации.
Сочетание любой мнемонической техники с использованием басмо повысит ваши шансы на успешное запоминание того, что вы пытаетесь запомнить. Например, если вы пытаетесь использовать стратегию интервального повторения, Basmo позволит вам установить необходимое расписание для ваших сеансов рецензирования.
Для метода локусов Basmo пригодится с функцией создания цитат, которая значительно облегчит вам визуализацию информации, которую вы хотите запомнить, используя свой дворец памяти.
Просто отсканируйте страницы или абзацы из книги, которую вы изучаете, и используйте генератор цитат для создания изображений, которые вы легко запомните.
Готовы вывести свою игру в чтение на новый уровень?
Попробуйте буктрекер Basmo уже сегодня!
Это 100% бесплатная загрузка, так что вам терять?
Заключительные мысли
Использование методов мнемонической памяти — отличный способ улучшить объем, скорость и длительность запоминания необходимой информации. Поиск лучшей мнемонической стратегии потребует некоторой работы, но объединение ваших усилий с использованием Basmo, безусловно, даст потрясающие результаты.
Вектор машинного обучения, созданный vectorjuice – www.freepik.com
Обучение, игры, приемы и методы улучшения памяти
Размышляя обо всем, что дети должны усвоить за тринадцать лет обучения в школе, может быть ошеломительно осознавать тот огромный объем информации, который они должны усвоить и усвоить только для того, чтобы закончить среднюю школу! Для маленьких детей задача обучения может быть особенно сложной, поскольку они формируют основу, на которой будет строиться все будущее обучение, впитывая огромное количество фактов и навыков во всем, от математики до правописания!
Одной из стратегий, помогающих маленьким ученикам усваивать и запоминать информацию, является тренировка мнемонической памяти. Вспомните начальную школу: помните ли вы какие-нибудь стишки или джинглы, которые помогали вам выучить? Многие современные родители с любовью вспоминают известную песню «Conjunction Junction», представленную в «Schoolhouse Rock». Эта песня — всего лишь один из примеров мнемонического приема, который использовался для помощи детям в изучении грамматики.
Storytime-advertising-container
Чтобы получить лучшее представление о том, как использовать мнемотехнику для улучшения памяти, присоединяйтесь к нам, и мы обсудим, что это такое, как она помогает, и различные методы, которые можно использовать, чтобы помочь детям учиться и процветать в школе.
Adsense-контейнер
Проще говоря, использование мнемотехники помогает нам устанавливать связи между тем, что мы хотим запомнить, с тем, что мы уже хорошо знаем. Мнемонические приемы — это уловки, которые учащиеся могут использовать, чтобы вспомнить недавно выученные факты или информацию. Мнемонические стратегии используют слуховые, вербальные или акустические сигналы, чтобы помочь нам сохранить информацию, поскольку мы полагаемся на ранее изученную информацию, чтобы вспомнить недавно усвоенные факты.
Преимущества для детей, использующих мнемонические приемы, довольно просты: они могут быстрее и легче вспоминать факты и информацию, на изучение которых в противном случае им потребовалось бы больше времени. Согласно исследованию 2017 года, дети, которые используют мнемонические приемы, «запоминают в 2–3 раза больше фактической информации», и учащимся тоже нравится их использовать! Еще одним преимуществом является то, что мнемонические стратегии универсальны и могут использоваться в ряде предметов в рамках учебной программы, помогая им запоминать математические факты, а также грамматические правила и многое другое!
Наконец, существует множество различных мнемонических стратегий, которые можно использовать в зависимости от темы и контекста. В зависимости от того, что нравится вашему ребенку или что он, скорее всего, запомнит больше всего, найдите метод, который лучше всего подойдет.
Мнемонические приемы для улучшения памяти
На этом этапе вам может быть интересно узнать о различных типах мнемонических приемов и о том, как их можно использовать для определенных предметов и/или тем. Давайте рассмотрим следующие мнемонические стратегии, чтобы увидеть, как они могут помочь вашему ребенку:
Подумайте о числах, которые большинство взрослых запоминают легче всего. К ним, вероятно, относятся адреса, номера телефонов и номера социального страхования. Как люди, наша способность запоминать цепочки чисел общеизвестно слаба, но что делает перечисленные выше так легко запоминаемыми? Ответ заключается в том, что они сгруппированы в небольшие, разумные куски.
Психологи давно признали, что взрослые с трудом запоминают группы чисел, но становится намного легче, когда они разбиты на группы по два, три или четыре. Что делает телефонные номера такими легкими для запоминания, так это то, что каждый раздел, включая код города, разделен дефисами. Вместо того, чтобы запоминать одну большую группу из 10 цифр, мы запоминаем три цифры кода города, еще три цифры, известные как код центрального офиса, за которыми следуют оставшиеся четыре цифры. Точно так же все номера социального страхования состоят из трех цифр, дефиса, двух цифр, дефиса и четырех оставшихся цифр.
Итак, что это значит для обучения вашего ребенка? Используйте этот метод, чтобы научить вашего маленького ученика запоминать длинные цепочки чисел. В течение всей жизни дети должны запоминать множество чисел, от номеров своих счетов до номеров студенческих билетов и формул для уроков математики. Используйте эту стратегию фрагментации и с другими предметами, помимо чисел. Дети могут объединять факты, чтобы улучшить память и в других предметных областях!
Ранее мы упоминали известную песню «Conjunction Junction», которая представляла собой мелодию из «Schoolhouse Rock», которую многие родители, которые сами были детьми в 70-х, 80-х и 9-х годах,0, скорее всего, помнят. Эта мелодия особенная, потому что она научила поколения маленьких учащихся назначению и функциям союзов в грамматике, предлагая детям запоминающуюся мелодию для пения. Музыка является таким эффективным средством обучения, потому что мы запоминаем больше, когда связываем понятия с музыкой. Дети, как правило, легко запоминают слова в музыкальных текстах, что делает обучение с помощью песен прекрасным вариантом для обучения таким вещам, как математические факты, правила грамматики или даже о штатах и городах на уроках общественных наук!
Превращать идеи в песни не только полезно, но и весело, делая их еще более запоминающимися! Чтобы использовать эту мнемоническую технику, послушайте нашу веселую песенку с цифрами, которая поможет детям запомнить счет до 1000: названы с использованием акронимов, в которых каждая буква представляет слово, составляющее его имя. Акронимы также особенно полезны для запоминания фактов в школе. Если мы сможем создать броское имя, в котором каждая буква представляет факт, дети уже на пути к запоминанию концепции.
Например, учителя словесности часто используют аббревиатуру: «FANBOYS». Каждая из этих букв представляет собой сочинительный союз в грамматике. Буква «F» означает слово «для», а «A» означает «и» и так далее. На практике, когда студенты пишут и хотят соединить два предложения запятой, все, что им нужно сделать, это вставить ФАНБОЙ. Пока дети могут запомнить аббревиатуру, они могут легко вспомнить, какие слова выбрать для использования в качестве координирующих союзов.
Акронимы могут быть полезной стратегией в различных классах и предметах, от ELA до естественных наук! Свяжитесь с учителями вашего ребенка, чтобы узнать, использовались ли какие-либо аббревиатуры в классе, или найдите их самостоятельно, чтобы помочь вашему ребенку в любом предмете или теме, которые он / она считает сложными!
Сочини рифму
При изучении орфографических правил многие из нас помнят поговорку «I перед E, кроме C!». Это пример запоминающегося стихотворения, которое может помочь детям (и взрослым!) вспомнить важные факты или правила. На самом деле, это вообще было причиной того, что детские стишки были изобретены: чтобы они были воспитательными или преподали нравственные уроки.
В современных классах учителя могут придумывать стишки, чтобы помочь детям запомнить факты, которые они должны запомнить по любому заданному предмету. Стихи обычно короткие, максимум несколько предложений. Рифмы очень похожи на музыкальные мнемоники в том смысле, что они имеют запоминающийся ритм и звучание. Ищите обучающие стишки на YouTube или создавайте новые вместе с ребенком.
Акростихические мнемоники подобны словесным играм, в которые мы играем, чтобы запомнить понятия с помощью броских предложений, которые представляют что-то еще, что мы пытаемся использовать. Один популярный акростих, который используют многие учителя математики, предназначен для того, чтобы помочь детям запомнить порядок операций.
Аббревиатура – PEMDAS, но детям нелегко ее запомнить, поскольку она не образует никаких узнаваемых слов. Вместо этого учителя составляют предложение, в котором первая буква каждого слова представляет операцию. В этом случае предложение звучит так: «пожалуйста, извините, моя дорогая тетя Салли». В этом случае «p» обозначает круглые скобки, «e» — показатели степени и так далее. Создание предложений с буквами акростиха — еще один способ запомнить сложную для усвоения информацию. Или посмотрите пример предложения с буквой акростиха, которое поможет детям запомнить названия планет:
Человеческий мозг заполнен миллионами маленьких цепей, в которых нейроны связаны друг с другом, передавая информацию от одного нейрона к другому. Таким образом, имеет смысл только то, что наш мозг превосходно устанавливает связи, когда мы думаем и обрабатываем информацию. Когда дело доходит до памяти, иногда мы можем усваивать информацию быстрее, если связываем вновь полученную информацию с ранее полученными знаниями.