Проблема группы в социальной психологии определения группы типология групп: 21. Проблема групп в социальной психологии. Классификация групп.

Содержание

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Социальные группы: основные характеристики

Ключевые слова: деятельность, идентификация, отождествление, группа, ПО, команда, функция, AND, обмен информацией, однородность, подразделения, чередование, страта, отношение, автор, конфигурация, очередь, член группы, информация, шаблон, значение, сеть, определение, анализ, таблица, матрица, операции, значимость, место, Личность, класс, поле, объект, права, контроль, опыт

7.1. Группа как объект социально-психологического анализа

Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах — дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, на занятиях спортивной секции, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т.д. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними — помогают друг другу или, наоборот, конкурируют. Порой люди в группе переживают одни и те же психические состояния, и это определенным образом влияет на их деятельность.

Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако следует отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Так, несколько человек, столпившихся на улице и наблюдающих за последствиями какого-либо дорожно-транспортного происшествия, представляют собой не группу, а агрегацию — соединение людей, случайно оказавшихся здесь в данный момент. Эти люди не имеют общей цели, между ними нет взаимодействия, через минуту-другую они разойдутся навсегда и ничто не будет их соединять. Однако если эти люди начнут предпринимать совместные действия, чтобы помочь пострадавшим при аварии, то тогда данное соединение лиц станет на короткое время группой. Таким образом, для того чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо, как в драматургических произведениях классицизма, прежде всего наличие трех единств — места, времени и действия.

При этом действие обязательно должно быть совместным. Важно также, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Такая идентификация (отождествление) каждого из них со своей группой приводит в итоге к формированию чувства «мы» в противоположность «им» — другим группам. Указанные признаки характеризуют прежде всего группы, включающие в свой состав сравнительно небольшое число членов, так что взаимодействие здесь осуществляется, как говорится, «лицом к лицу». В социальной психологии такие группы называются малыми (или контактными). Итак, малая группа — это совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

А.И. Донцов выделяет ряд следующих характеристик малых групп (Донцов, 1997):

  1. Относительно регулярный и продолжительный контакт на минимальной дистанции, без посредников.
  2. Общие цели, реализация которых позволяет удовлетворить индивидуальные потребности и интересы.
  3. Участие в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников.
  4. Общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения.
  5. Чувства солидарности членов группы друг с другом и признательности группе.
  6. Ясное и дифференцированное (индивидуализированное) представление членов группы друг о друге.
  7. Достаточно определенные и стабильные эмоциональные отношения, связывающие членов группы.
  8. Люди, взаимодействующие в группе, представляют себя как членов одной и той же группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Наряду с малыми группами в качестве объектов социально-психологического анализа могут выступать также совокупности индивидов, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких миллионов человек. Это группы большие (или дистантные), к которым относят этнические общности, профессиональные объединения, политические партии, различные крупные по своей численности организации.

Порой к социальным группам относят также совокупности лиц, имеющих какие-либо общие характеристики, например, студенты вузов, безработные, инвалиды труда и т.д. Подобные группы называют социальными категориями.

Можно выделить следующие характерные особенности больших групп. Это установление контакта между различными индивидами в основном с помощью средств массовой коммуникации, отсутствие единой территории (члены таких групп могут жить в различных регионах одной или нескольких стран; наличие структурной сложности группы, которая включает в свой состав множество других — организованных и неорганизованных, формальных и неформальных — групп (Десев, 1979).

В большой группе, в отличие от малой, невозможно непосредственное взаимодействие всех ее членов. Не всегда у членов больших групп наблюдается и чувство единства (например, у представителей одного и того же социального класса). Итак, самым общим образом социальную группу можно определить как совокупность индивидов, выделенных в одно социальное целое на основе каких-либо признаков.

Социальные психологи основное внимание уделяют группам малым. Это объясняется тем, что значительная часть нашей социальной жизни происходит именно в малых, а не в больших группах. Кроме того, малые группы являются более простыми объектами для исследования (в том числе экспериментирования), чем большие группы.

Помимо своей величины группы могут различаться по продолжительности существования. Так, некоторые группы собираются только один раз. Например, экспериментальная группа или люди, пришедшие на похороны. Другие же группы существуют в течение нескольких месяцев или даже лет. Например, семья, трудовая группа, спортивная команда. Каждая из подобных сравнительно стабильных групп характеризуется определенной ментальной общностью — групповым сознанием, которое включает в себя соответствующие моральные ценности и нормы.

Еще одной важной характеристикой группы является ее сплоченность. Группы могут сильно различаться по степени своей сплоченности. Члены групп с высоким уровнем сплоченности в большей степени стремятся сохранять это качество по сравнению с теми людьми, чьи группы не отличаются особой сплоченностью. Высокий уровень сплоченности группы позволяет ей оказывать более значительное влияние на своих членов.

Любую группу можно рассматривать как определенный социальный организм со свойственной ему жизнедеятельностью, имеющей в одних случаях прогрессивный, в других — регрессивный характер. Та или иная группа в рамках своего существования проходит различные фазы или стадии, которые также являются предметом исследования. Если иметь в виду прогрессивное функционирование группы, то на высшей стадии своего развития она, по мнению отечественных психологов, характеризуется как коллектив. Общепринятая среди них точка зрения состоит в том, что коллектив — это группа людей, объединенных общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценной совместной деятельности. В соответствии с этим можно сказать, что всякий коллектив представляет собой группу (малую), но не всякая группа может быть признана коллективом (Коломинский, 1976).

В соответствии с традицией, сложившейся в отечественной социальной психологии, термин «коллектив» употребляется в двояком смысле. Во-первых, как малая группа с высоким уровнем развития, цели которой подчинены целям данного общества. Во-вторых (в более широком смысле), как большая официальным образом организованная группа (типичный пример — предприятие), цели которой также служат общественному благу.

intuit.ru/2010/edi»>Рассматривая поэтапное развитие малой группы как коллектива, Л.И. Уманский начинает с определения крайних точек континуума, в рамках которого совершается этот процесс (Уманский, 1980). Очевидно, что крайней высшей точкой континуума является коллектив. Крайняя низшая точка этого континуума — группа-конгломерат, т.е. группа ранее не знакомых людей, случайно оказавшихся (или специально собранных) в одном месте и в одно время. Например, группа детей, только что приехавших в лагерь из разных мест и собранных вместе.

Следующий уровень — номинальная группа, которая характеризуется официальным присвоением ей какого-либо общего имени, названия (например, пятый отряд), приписыванием извне определенных целей, видов и условий деятельности и т.п.

Если члены группы примут эти регламентации, то она в своем развитии «поднимется еще на одну ступеньку» — становится группой-ассоциацией. Здесь начинается единая жизнедеятельность группы, закладываются основы коллективообразования, начинает формироваться ее структура.

При благоприятных условиях такая группа постепенно трансформируется в группу-кооперацию, которая отличается эффективной организационной структурой, высоким уровнем внутригруппового сотрудничества. Взаимоотношения в такой группе носят прежде всего деловой характер, что подчинено достижению ее официальных целей.

Следующая ступень развития — группа-автономия, характеризуемая высоким единством ее членов и в сфере деловых, и в сфере эмоциональных отношений. Именно на этом уровне, считает Л.И. Уманский, члены группы начинают идентифицировать себя с ней («моя» группа в отличие от «их» группы, «мы» в отличие от «они» — другие группы).

Группа-автономия в ходе своей жизнедеятельности может уйти в сторону от движения к коллективу и превратиться в группу-корпорацию. Так бывает в случаях гиперавтономизации, когда обособление приводит к замкнутости группы, ее направленности на узкогрупповые цели, противопоставлению себя другим группам.

В случае, противоположном корпоративной направленности, группа становится ячейкой более широкой общности, а через него и общества в целом. При этом в группе наблюдается коллективистическая направленность. Таким образом выглядит предлагаемый Л.И. Уманским континуум от групп-«неколлективов» к группам-коллективам. В рамках данной концепции выделены и отличительные признаки (параметры), с помощью которых можно оценивать степень развития группы как коллектива.

Это направленность группы, ее организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность (стрессоустойчивость). Данная концепция Л.И. Уманского оценивается отечественными исследователями как весьма плодотворная и в теоретическом, и в эмпирическом плане. Однако, как отмечают Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская, необходимо дальнейшее уточнение выделяемых этапов коллективообразования и ряда других компонентов рассмотренной схемы (Кричевский и Дубовская, 2001).

В отличие от отечественных социальных психологов американские исследователи не выделяют развитие группы в качестве научной проблемы и очень редко обращаются к термину «коллектив». Если же этот термин ими используется, то не в том смысле, которым наделяют его отечественные авторы. Под коллективом в западных социальных науках имеют в виду просто соединение людей, действующих в одном направлении. Так, к коллективному поведению относят те или иные действия толпы. В последнем Оксфордском словаре по социологии отмечается, что крайние пункты коллективного поведения могут быть представлены, с одной стороны, координированными и организованными социальными движениями, а с другой стороны — спонтанными вспышками совместных поведенческих реакций, например, эпизодами массовой истерии (Marshall, 1998).

Рассматривая характер взаимоотношений в группе, западные психологи говорят о высоком или низком уровне ее сплоченности. При этом выделяют иногда межличностную сплоченность и сплоченность, связанную с задачей группы. Однако, как отмечают исследователи, сплоченность не всегда выступает как позитивный фактор (Kenrick еt a1., 2002). Так, группам, сплоченным на межличностной основе, иногда трудно сосредоточиться на своих задачах.

Подобные группы в большей степени подвержены некоторым cпецифичеcким ошибкам при принятии решений (подробно об этом см. в гл. 9).

Исследования различных характеристик групп (преимущественно малых) представлены в западной социальной психологии весьма широко. В частности, выделяются следующие параметры групп, каждый из которых может быть подвергнут определенным измерениям (Hemphill, 1956):

  1. Размер группы.
  2. Сплоченность или степень, в которой группа функционирует как целое.
  3. intuit.ru/2010/edi»>Гомогенность (однородность) членов группы по таким характеристикам, как возраст, пол и образование.
  4. Гибкость групповой деятельности с точки зрения неформальных, а не установленных процедур.
  5. Стабильность группы относительно значительных изменений за определенный период времени.
  6. Проницаемость или готовность группы к принятию новых членов.
  7. Поляризация группы, исходя из ее ориентации и функционирования в направлении к единой цели.
  8. Автономия членов группы относительно ее функционирования независимо от других групп.
  9. Близость членов группы относительно знакомства с деталями жизни друг друга.
  10. Контроль или степень, в которой группа регулирует поведение индивидов в то время, когда они функционируют как члены группы.
  11. Участие членов группы в затратах времени и сил на групповую деятельность.
  12. Важность группы для ее членов.
  13. «Гедонический тон», исходя из степени общего чувства удовлетворения или неудовлетворения, которое сопровождает групповое членство.
  14. Позиция членов группы относительно распределения их статусов в иерархии.
  15. Зависимость членов группы от данной группы.

Эмпирические исследования американских психологов, направленные на изучение различных групп, осуществляются уже в течение нескольких десятков лет с учетом данных параметров. В частности, обнаружено, что индивиды, описывающие одни и те же группы (от небольшого комитета до большого университета), проявляют тенденцию давать сходные оценки по этим параметрам для своих групп. Правда, порой фиксировались заметные различия этих оценок в некоторых типах групп. Во всяком случае считается, что использование указанных параметров является надежной основой для характеристики той или иной группы.

Классификация социальных объединений в психологии

Предварительно отметим, что психология имеет дело с социальными объединениями, существующими реально, т.е. исследует психологические особенности, закономерности реально существующих групп, в которых люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, совместной деятельностью, помещены в идентичные условия и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. При этом подавляющее число исследований в социальной психологии выполнено на материале так называемых малых групп.

В психологической литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации малых групп: называются разные числа и основания этих классификаций. В настоящее время известно около 50 различных оснований классификаций групп. Наибольшее распространение в западной социальной психологии получило деление малых групп на: первичные и вторичные; формальные и неформальные; «группы членства» и «референтные группы».

Деление малых групп на первичные и вторичные связано с наличием или отсутствием непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т.п.) между людьми существуют непосредственные контакты.

Вторичные группы -это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники», например в виде средств связи. Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то студенты факультета составляют вторичное объединение.

Деление малых групп на формальные и неформальные соответствует рассмотренной выше типологии социальных объединений. Согласно американскому психологу Э.Мэйо, впервые в психологии предложившему это деление, формальная группа отличается тем, что в ней четко определены статусы ее членов -они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе так же строго распределены и роли всех членов группы, система лидерства и подчинения («структура власти»). Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях конкретной деятельности: рабочая бригада, спортивная команда и т.д. При таком понимании существа формальной группы в ее определении в слове «формальный» не содержится каких-либо негативных оттенков (в частности, не имеется в виду формализм отношений). Точнее сказать, это оформленная группа.

В отличие от формальных групп, Э.Мэйо обнаружил внутри них еще и «неформальные» группы, такие, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, т.е. отсутствует строгая структура «власти». Неформальная группа может образоваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают более мелкие группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом.

Тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений: формальные и неформальные.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определенной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Иногда в рамках таких групп (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход) , несмотря на их неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них выделяют определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

Психологические исследования показывают, что в реальной действительности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возникали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается структура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.

Различаются также между собой группы членства и референтные группы.

Различение было введено американским психологом Г.Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г.Хаймен назвал референтными.

Как отмечает социальный психолог Г.М.Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда -как группа, противостоящая группе членства, иногда -как группа, возникающая внутри группы членства.

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при котором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, кумир, литературный герой и т.п.

Единицы анализа форм организации человеческих общностей

Какими понятиями можно описать человеческую общность? Как на основе единиц анализа можно строить типологию общностей?

Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия «связи» и «отношения». В современных гуманитарных науках «отношение» считается одним из основных логико-философских понятий, отражающих способ (род) бытия соотносимых субъектов. Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию. В свою очередь, «связь»-это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь -это взаимозависимость (а не противопоставленность) явлений, далее неразличимых в пределах самой связи. В человеческих сообществах выделяют многообразные связи и отношения: деятельностные, социальные, психологические, субъективные, личные, духовные; функционально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые и др.

В развивающихся системах происходит постоянное преобразование связей и отношений, их взаимопревращение друг в друга. Кардинальное преобразование сложившихся связей и отношений данной системы приводит к возникновению системы нового типа (или нового уровня).

Любые связи и отношения, в которых оказываются люди, могут быть охарактеризованы через: а) места, распределенные между участниками некоторой общности; б) характер, образ, способ действий, адресованных другим участникам отношений и связывающих их; в) картину мира, образ себя, других людей, всей ситуации взаимодействия, которая открывается с этого места в результате таких действий. Единство места, действия и субъективной картины мира и есть та интегративная единица психологического анализа, в которой органически взаимосвязаны социальные, деятельностные, субъективные характеристики общности.

Чтобы не действовать с системой связей и отношений эмпирически, многообразие человеческих общностей необходимо типологизировать. В основу предлагаемой типологии положены две фундаментальные характеристики связей и отношений: 1) ситуативность-внеситуативность, 2) свободный или навязанный характер. По этим основаниям может быть построена типология общностей и соответствующие каждому типу общности единицы анализа.

В рамках данной типологии можно получить следующие определения: позиция -единица анализа свободного человеческого сообщества, свободно ассоциированных людей; статус -единица анализа связей и отношений в жестко и тотально регламентируемом социуме; социальная роль -единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия; игровая роль -единица анализа свободных, но временных общностей.

Позиция (позиционные общности) есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Про такого человека и говорят: «Он нашел свое место в жизни»(т.е. свободно самоопределился во всей совокупности человеческих отношений, в культуре, в истории).

Такое «место» определяет во всей полноте и мировоззрение, и принципы, и поступки человека.

Но «построить позицию» невозможно раз и навсегда, обретение «места в жизни»-событие не одноразовое. Свободный и ответственный выбор места, образа действия и мыслей, определяющих позицию, совершается в каждой точке существования, ставящей человека перед проблемой выбора. «На том стою и не могу иначе!»- в этом афоризме Лютера сформулированы предельно заостренные, полностью и без остатка сфокусированные в позицию отношения человека и мира. Ясно, что речь идет об отношении, которое должно постоянно воссоздаваться, строиться, поддерживаться, выверяться, доопределяться.

Статус (в сословном, кастовом или регламентированном обществе) — это «врожденная социальность»: стереотипы образа действий и мыслей, соответствующих статусу, предписываются детально и безоговорочно, и человек в них врастает всем своим существом. «Стать истинным дворянином», «стать истинным офицером»-значит «отлиться по форме» заранее заготовленного, предуготованного образа жизни (понятий, действий, чувств) и совпасть с ним, сделать его своей второй натурой. Сейчас в нашей культуре статусных общностей в чистом виде практически не существует, ибо разрушены сами основания традиционных укладов жизни -не только сословных, но даже национальных и семейных.

Самая общая психологическая характеристика внеситуативных и ситуативных общностей такова. Внеситуативные общности (позиционные и статусные) отличаются от ситуативных своей тотальностью; они пронизывают все сферы человеческого существования и часто пожизненны. Второе отличие внеситуативных общностей -их интегрированность (самотождественность) : например, дворянин не может позволить себе одновременное состояние в дворянском статусе и вне его. Такое различение, обнаружение в себе не только сословного, полностью вписанного в статус, но и общечеловеческого начала сделало изгоем не одного дворянина (вспомним хотя бы царский указ о сумасшествии Чаадаева).

Позиция и статус определяют действия, которые человек не может не совершать. Потеря или смена их всегда сопряжены с глубоким личностным кризисом, потерей или преобразованием себя. Смена ситуативных связей и отношений не предполагает столь необратимых изменений всего образа жизни. И социальные, и тем более игровые роли -это то, что человек может (или вынужден) делать, но (в других жизненных ситуациях) может и не делать. Себя в роли (игровой или социальной) и вне роли человек всегда способен различать в самосознании, практически без всякой угрозы болезненного раздвоения личности.

Отличие общностей навязанных (статусных и социально-ролевых) от свободных (позиционных и игровых) ясно из самого названия: свободные отношения человек выбирает сам, в навязанные он попадает по воле случая, рождения, по выбору других людей, но не по собственной воле.
Социально-ролевые общности достаточно подробно описаны в теории «социальных ролей», но описаны как общая характеристика любых человеческих отношений, вне проводимого здесь противопоставления.

Несамотождественность отличает социальную роль от статуса. Несвободность выбора различает социальную и игровую роль. Практически любой человеческий конгломерат стихийно структурируется именно в систему социальных ролей, подчеркивая и заостряя определенные индивидуально-характерные черты собранных вместе людей, и по этим чертам (зачастую малосущественным) типологизирует людей, системой социальных ожиданий выталкивая их в определенные социальные роли. Так, почти в каждом стихийно живущем классе существуют и исполняются роли «лидера», «умника», «шута», «козла отпущения», «дурочки», «мальчика для битья», «красотки», «недотроги», «аутсайдера»и пр.

Игровые общности иллюстрировать, пожалуй, нет нужды. На игровые отношения взрослых можно без натяжки перенести основные характеристики детской ролевой игры: добровольность, условность атрибутики ролей, выразительность и адресованность действий, двусмысленность (различение сюжетного и смыслового плана) , богатство воображаемого плана, бескорыстие, полноту удовольствия от самого играния и возможность, закончив эту игру, потом играть в другую или вовсе не играть. Симптоматично, что именно игровая психотерапия, предлагая человеку сознательно и намеренно играть навязанную ему роль (например, роль «жертвы» или «обидчика») , способствует хотя бы частично временному освобождению человека от власти социальных обстоятельств, ожиданий, предписаний (если такая несвобода его тяготит).

Рассмотрев четыре основные единицы анализа, необходимо теперь привести в соответствие с ними описанные выше типы общностей с характерными видами связей внутри них. Так, общности с социал -органическими связями в наибольшей степени допускают статусные отношения -от относительно аморфных в нерегламентированных общинах до строго (жестко) иерархизированных в номенклатурных системах. Соответственно, в общностях с социал-атомистическими, функциональными связями преобладают ролевые отношения; диапазон общностей с функциональными связями и ролевыми отношениями может иметь своими пределами от роли иностранца в чужой стране с незнанием языка до «театральной программки», где «все роли уже расписаны». В общностях соборного типа с гармоническими связями возможны прежде всего позиционные отношения, в наибольшей степени выражающие родовую сущность человека. В двух крайне вырожденных формах общности можно фиксировать: в «коммунитас»-всеобщую связанность с выпадением из всяких отношений; в «формальной структуре»- множественную относительность всего ко всему с разорванностью всех возможных связей.

Для нашей культуры с ее сверхценностью человеческой самостоятельности, свободы самоопределения позиционные отношения являются более желанными, выше ценимыми, чем отношения статусные, социально-ролевые и игровые. Поэтому способность человека строить позиционные отношения стала (для нашей культуры) одной из тех вершин, целей психического развития, вектор к которой направляется (взрослыми, обществом) очень рано. С первых месяцев жизни достижения ребенка оцениваются именно тем, что он сделал «сам»-по собственной воле, а не под властью обстоятельства и ситуации.

Социальная организованность -объединение с целевой детерминацией деятельности

Малая группа -форма социальной организованности. Характер связей и отношений в организации. Социально-психологические явления в малой группе

Что такое социальная организованность? В каких формах она проявляется? Какие социально-психологические феномены выявляются в социальных организованностях?

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, составляет основную область исследований социальной психологии. Реальность социальных связей и отношений всегда дана как реальность связей и отношений в группе и между социальными группами.

Выше мы различили два типа человеческих сообществ: «социальную структуру»(организованность) и «коммунитас» (бытийную общность). Данное различение было воспроизведено в дифференциации групп на формальные и неформальные, на статусные и позиционные. Каждый тип общностей имеет свои социально-психологические особенности.

Основной формой социальной организованности выступает группа, а точнее малая группа. В социальной психологии группой называют общность людей, объединенных на основании общих признаков, относящихся к осуществляемой ими совместной деятельности и общению.

Малую группу определяют как малочисленную по своему составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе (симпатии, антипатии, безразличия) , так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Множество групп как социальную организованность можно первом приближении типологизировать следующим образом:

Группа с лидером -это группа, связи и отношения в которой не структурированы и недифференцированы; задаются и обеспечиваются они только лидером, прежде всего -его личным авторитетом, который он вынужден постоянно подтверждать; в противном случае -неизбежна смена лидера.

Команда с командиром -здесь достаточно отчетливо структурированы и формализованы отношения между подчиненными и руководителем, права которого определены заранее; организация задана принципом единоначалия.

Отряд с предводителем (вожатым) -наиболее развитая статусная группа, с достаточно широким набором социальных ролей и у руководителя (появляются советники, помощники, заместители) , и у подчиненных (в зависимости от сложности и расчлененности совместной деятельности).

Коллектив с советом -хорошо структурированная и дифференцированная по связям и отношениям группа с коллегиальным принципом управления.

Корпорация, партия с вождем -как правило, это объемная полиролевая система во главе либо с харизматическим лидером (Ленин, Сталин) , либо с главным функционером-организатором; способ управления -на основе программы, вырабатываемой на конференциях, съездах.

Ассоциация с президентом -наиболее свободное объединение людей, имеющих помимо общих целей еще и совокупность разделяемых ценностей и устремлений; ассоциация сорганизована на принципах самоуправления.

Можно сказать, что все типы социальной организованности людей детерминированы целевыми ориентирами. Организованность всегда ориентирована на дело; и дело есть цель. Именно совместная, групповая деятельность является главным интегрирующим фактором; ее конкретный вид и характер определяют тип социальной организованности и ее структуру. Как правило, реализация дела, достижение цели «рассыпают» конкретную организованность, которая и существует ровно столько, сколько продолжается сама совместная деятельность.

 


Группы

  • Воздействие состава группы
  • Группы: их виды, размеры, структура
  • Детский коллектив
  • Индивидуумы и группы
  • История исследования малых групп
  • Личность и группа. Проблема взаимоотношений
  • Понятие и структура малых групп в психологии
  • Понятия малой группы и коллектива
  • Проблема общности в социальной психологии
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Групповая динамика: определение, этапы и теория

Американец, буддист, старшеклассник, христианин, итальянец, афроамериканец, калифорнийец, олимпиец. Многие способы, которыми мы себя описываем, часто связаны с группами, к которым мы принадлежим. С кем мы взаимодействуем больше всего, с кем мы связаны или на кого больше всего похожи, наши семьи и страны нашего происхождения, эти группы, среди многих, определяют, кто мы есть. Группы определяют, как мы воспринимаем себя и как нас воспринимают другие.

  • Что такое групповая динамика?
  • Каковы основные элементы групповой динамики?
  • Какие бывают виды групповой динамики?
  • Что такое теория групповой динамики?

Определение групповой динамики

Хотя люди могут выжить самостоятельно, очень немногие выбирают это. Большинство из нас проведет всю свою жизнь в группе, так как большая часть нашей деятельности — работа, учеба, поклонение и игры — происходят внутри группы. Существует множество определений группы. Многие скажут, что группа требует общения и взаимной зависимости, в то время как другие потребуют включения общей цели или задачи. Группа должна включать двух или более человек, но размер группы может сильно различаться.

Групповая динамика исследует, как люди работают вместе, какие факторы способствуют сплоченности и сотрудничеству, эффективности лидерства и как группы взаимодействуют с внешними группами.

Групповая динамика — это изучение действий, изменений и процессов внутри групп и между ними.

Динамика групп и типы групп

Группы можно разделить на две широкие категории – первичные группы и непервичные группы . Первичные группы будут включать более мелкие, более близкие связи, такие как семьи, друзья или близкие коллеги по работе, и часто объединяются ненамеренно (т. е. вы не можете выбрать свою семью). Члены основной группы регулярно взаимодействуют друг с другом и проводят много времени вместе. Первичные группы также имеют большое влияние на своих отдельных членов.

Семья считается первичной группой

Непервичные группы включают социальные группы, коллективы или категории. Социальные группы могут быть относительно большими и иметь более формальную организационную структуру. Участники могут приходить и уходить по своему усмотрению и решать, насколько эмоционально они хотят быть вовлеченными в группу. Коллективы, которые могут вести себя одинаково в любой момент времени. Они могут или не должны взаимодействовать для достижения своих целей. Примером этого является группа людей, стоящих в очереди на концерт.

Пять этапов развития групповой динамики

  1. Формирование – процесс отбора членов группы. Люди задают друг другу вопросы и решают, кто будет наиболее полезен для группы. На этом этапе цель часто неясна, но мы надеемся, что с помощью руководства группа сможет начать формировать эти цели.

  2. Штурм — момент, когда участники группы обсуждают свои идеи и начинают формировать план выполнения задач. Участники также начинают находить свое место и выяснять, какую роль они хотят играть в группе, которая лучше всего соответствует их личности и навыкам.

  3. Нормирование – момент, когда члены договорились о наилучшем способе достижения общей цели и определили потребности каждого члена. Лидерство также устанавливает план для группы, чтобы оставаться на правильном пути.

  4. Исполнение – точка, в которой группа работает на самом высоком уровне синергии и сотрудничества. Цели и индивидуальные роли установлены, а сильное руководство позволило членам стать самостоятельными.

  5. Перерыв – собраться вместе, чтобы отметить усилия друг друга. Каждый участник хвалит друг друга за завершение проекта, признавая, что они не смогли бы достичь своей цели самостоятельно.

Групповая динамика в психологии

При изучении групповой динамики перед исследователями стоит задача выйти за рамки индивидуальных характеристик каждой группы и выявить общие черты, которые согласуются между большинством, если не всеми, группами. Пять основных элементов групповой динамики:0021 взаимодействие , цели , взаимозависимость , структура и сплоченность .

Взаимодействие в групповой динамике

Члены группы часто участвуют в той или иной форме взаимодействия . Это взаимодействие может быть как положительным, так и отрицательным. Члены группы принимают решения, вступают в споры, обсуждают проблемы и даже сплетничают. Они могут расстроить друг друга или предложить поддержку. Группы могут работать над выполнением сложных задач, или некоторые могут замышлять заговор друг против друга.

Групповое взаимодействие, направленное на достижение цели, называется взаимодействием по заданию. Взаимодействие с задачей — это любое поведение внутри группы, которое в первую очередь направлено на достижение целей, проектов или планов группы.

Коллеги должны взаимодействовать друг с другом, чтобы завершить свой проект

Взаимодействие задач требует координации навыков и ресурсов внутри группы. Напротив, relat ионное взаимодействие относится к групповому поведению, которое способствует или поддерживает эмоциональные связи, или к поведению, которое угрожает эмоциональным связям группы.

Групповая динамика и цели

Цели являются важным элементом групповой динамики. Люди от природы склонны ставить как краткосрочные, так и долгосрочные цели как средство выживания. Пребывание в группе усиливает это поведение. Конкретные цели внутри группы могут охватывать участников в целом или только нескольких членов, но общая цель в конечном итоге объединяет группу. Например, цель присяжных — вынести вердикт о виновности или невиновности. Цель учебной группы состоит в том, чтобы гарантировать, что каждый в группе получит максимально возможную оценку.

Согласно McGrath (1984), группа достигает своих целей, сначала генерируя идеи, выбирая между вариантами, согласовывая решения и, наконец, выполняя задачи. Пребывание в группе может быть значимым источником вдохновения для достижения целей группы и индивидуальных целей каждого члена группы.

Взаимозависимость в групповой динамике

Члены группы часто должны зависеть друг от друга для достижения своих целей. Леброн Джеймс не смог бы выиграть чемпионат в одиночку без членов своей команды. Стив Джобс не смог бы создать iPhone без помощи инженеров, программистов и других сотрудников. Это называется взаимозависимостью.

Взаимозависимость относится к тому, как члены группы должны зависеть друг от друга для достижения своих коллективных и индивидуальных целей.

Взаимозависимость относится не только к целям группы, но члены могут также зависеть друг от друга, определяя свое поведение, мысли или чувства.

Различные группы могут иметь разные уровни взаимозависимости. Некоторые группы могут достигать своих целей самостоятельно; однако для других групп взаимозависимость может означать разницу между жизнью и смертью, например, для военного взвода.

Структура групповой динамики

Внутри группы организуется связь между членами. Эта организация является структурой группы.

Структура группы относится к организации ролей, норм и отношений внутри группы.

Групповые роли определяют ожидаемое поведение членов группы на назначенных им должностях, в то время как групповые нормы определяют стандартное и ожидаемое поведение в данном контексте. Наблюдение за структурой группы может дать больше всего информации о групповой динамике. При первом присоединении к группе человек, скорее всего, потратит больше всего времени на выяснение своего места в структуре группы. Если они не могут найти свое место, вполне вероятно, что этот человек решит покинуть группу (Forsyth, 2014).

Групповая динамика и сплоченность

Наконец, то, как отдельные члены группы связаны друг с другом, является сплоченностью группы.

Групповая сплоченность — это единство, связь или связь внутри группы, являющиеся результатом межличностных связей или других сил, таких как общая приверженность достижению целей группы.

Без сплоченности группа рискует распасться и полностью развалиться. В сильной группе отдельные члены становятся единым целым.

Типы групповой динамики

Групповая динамика не всегда выглядит одинаково. Их размер, структура, назначение и общая функция могут различаться. Существует два типа групповой динамики – формальная и неформальная групповая динамика.

Формальная групповая динамика

Формальная групповая динамика — это группы, созданные какой-либо организацией или юридическим лицом для достижения определенной цели. Его формирование является преднамеренным, и размер группы часто бывает большим. Формальная групповая динамика более профессиональна, а иерархическая структура внутри группы обязательна.

Эта воинская часть является примером формальной групповой динамики.

Динамика неформальной группы

Динамика неформальной группы присутствует в группах, созданных более естественным образом, и обычно возникает из-за какой-либо организационной потребности или возможности. Этот тип групповой динамики обычно имеет место в небольших группах. Участники присоединяются к группе добровольно, и процесс одобрения обычно не требуется. Неформальная групповая динамика не имеет четко определенной структуры, но все же может влиять на формальную групповую динамику.

Примеры групповой динамики

Следующий текст описывает и перечисляет примеры формальной и неформальной групповой динамики.

Примеры формальной групповой динамики

Формальная групповая динамика может проявляться в самых разных условиях, от корпораций и университетов до церквей, воинских частей и даже спортивных команд. Реальные примеры включают:

Примеры неформальной групповой динамики

Неформальная групповая динамика может возникнуть, чтобы удовлетворить потребность в формальной групповой динамике. Это могут быть группы по интересам, группы дружбы или референтные группы. Примеры из реального мира включают:

Теория групповой динамики

Несколько теорий групповой динамики рассматривают, как группы и межгрупповая динамика могут влиять на отдельных членов и функции группы в целом. Они также стремятся понять, как и почему люди воспринимают группу.

Двумя наиболее широко принятыми теориями групповой динамики являются межгрупповой конфликт и социальная идентичность . Межгрупповой конфликт часто возникает, когда ресурсы ограничены, и группам приходится конкурировать, что приводит к конфликту. Межгрупповой конфликт может легко привести к негативным последствиям, влияющим на деятельность группы и достижение ее целей. Однако эта теория предполагает, что это также может привести к увеличению солидарности и единства внутри каждой группы. Межгрупповой конфликт может быть разрешен посредством общения и решения проблем, чтобы устранить конфликт между группами.

Вторая теория групповой динамики — социальная идентичность . Это предполагает, что социальные группы являются важной частью того, как люди идентифицируют и классифицируют себя. Социальная идентичность человека может привести к тому, что он будет сравнивать свою группу (или внутреннюю группу ) с внешними группами (или внешней группой ). В результате людям со схожими социальными идентичностями легче и комфортнее сотрудничать (Forsyth, 2014).

Инициативность

Психологи групповой динамики также наблюдают, как и почему мы воспринимаем собрание людей как группу. Возьмем, к примеру, термин «интуитивность», впервые введенный социальным психологом Дональдом Кэмпбеллом в 1958 году.

Кэмпбелл черпала вдохновение в принципах восприятия, установленных гештальт-психологами, которые основывают свои исследования на том, как воспринимается целое, а не сумма его частей. Под инициативностью понимается то, как собрание людей может восприниматься как группа просто из-за общей судьбы, сходства, близости и других гештальт-принципов, а не из-за не связанных между собой отдельных лиц. Инициативность не имеет ничего общего со сплоченностью или единством группы. Например, четыре человека, идущие по улице в одном направлении и в одном и том же месте, с большей вероятностью будут восприниматься как группа, чем четыре случайных человека, которые идут одним и тем же путем.

Теорема Томаса

Теорема Томаса была впервые сформулирована социологом У. И. Томасом в 1928 году. 1928, с.572).

Соотнося это утверждение с групповой динамикой, если кто-то верит, что находится в группе или воспринимает группу, то группа реальна по своим последствиям. Теорема Томаса в групповой динамике может легко привести к стереотипизации. Например, скажем, человек, который видел этих четырех мужчин, подумал, что их группа была частью банды. тот человек воспринимает , что они были частью банды и, следовательно, начинают делать предположения об отдельных лицах в группе на основе их предположений о бандах.

С другой стороны, скажем, этим четверым мужчинам, шедшим по улице, сказали, что они являются частью группы, и они сами начали в это верить. Люди, которые считают, что они являются частью группы с высокой инициативностью, скорее всего, начнут верить, что они похожи на других членов этой группы и что они могут легко вписаться в нее. Эти четверо мужчин могут начать верить, что они похожи просто потому, что они считают, что являются частью группы.

Групповая динамика — основные выводы

  • Групповая динамика — это изучение действий, изменений и процессов внутри групп и между группами.
  • Пять основных элементов групповой динамики: взаимодействие, цели, взаимозависимость, структура, и сплоченность .
  • Первичная группы будут включать более мелкие, более близкие связи, такие как семьи, друзья или близкие коллеги по работе, и часто объединяются невольно, в то время как n первичные группы включают социальные группы, коллективы или категории.
  • Пять стадий развития групповой динамики: формирование , штурм , нормирование , выполнение и отложение .
  • Взаимозависимость относится к тому, как члены группы должны зависеть друг от друга для достижения своих коллективных и индивидуальных целей.
  • Групповая сплоченность — это единство, связь или связь внутри группы, являющиеся результатом межличностных связей или других сил, таких как общая приверженность достижению целей группы.

Групповые процессы | Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии

  • Бантель, К.А., и Джексон, С.Э. (1989). Топ-менеджмент и инновации в банковской сфере: имеет ли значение состав топ-команды? Журнал стратегического управления , 10 (S1), 107–124.

  • Барон, Р. С. (2005). Так что правильно это неправильно: групповое мышление и повсеместная природа поляризованного группового принятия решений. Достижения в экспериментальной социальной психологии , 37 , 219–253.

  • Баумайстер, Р.Ф., Эйнсворт, С. Е., и Вос, К.Д. (2015). Группы больше или меньше суммы их членов? Сдерживающая роль индивидуальной идентификации. Получено с http://journals.cambridge.org/BBSJournal/Call/Baumeister_preprint.

  • Бернстайн Э. и Винокур А. (1975). Что думает человек, узнав, что он выбрал не так, как другие: хорошее доказательство убедительных аргументов, объясняющих изменения выбора. Журнал экспериментальной социальной психологии , 11 (5), 412–426.

  • Бирчмайер, З., Дитц-Улер, Б., и Стассер, Г. (2011). Стратегическое использование социальных технологий: интерактивная перспектива социальной психологии . : Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

  • Бончек, Р. Х., Холсаппл, К. В., и Уинстон, А. Б. (2014). Основы систем поддержки принятия решений . Кембридж, Массачусетс: Academic Press.

  • Бонд, К.Ф., и Титус, Л.Дж. (1983). Социальная помощь: метаанализ 241 исследования. Психологический бюллетень , 94 (2), 265–292.

  • Боунбрайт, Д. А. (2010). 40 лет штурма: исторический обзор модели развития малых групп Такмана. Международная организация по развитию человеческих ресурсов , 13 (1), 111–120.

  • Борнштейн, Б.Х., и Грин, Э. (2011). Принятие решений присяжных: последствия для психологии и из нее. Современные направления психологической науки , 20 (1), 63–67.

  • Брауэр, М., и Джадд, К.М. (1996). Групповая поляризация и повторяющиеся выражения отношения: новый взгляд на старую тему. Европейский обзор социальной психологии , 7 , 173–207.

  • Браун, Р. (2000). Групповые процессы: динамика внутри и между группами (2-е изд.). Оксфорд: Бэзил-Блэквелл.

  • Картрайт Д. и Зандер А. (ред.). (1968). Групповая динамика: исследования и теория (3-е изд.). Нью-Йорк: Харпер и Роу.

  • Кэссиди, К. (2007). Возвращение к Такману: предложение новой модели группового развития для практиков. Journal of Experiential Education , 29 (3), 413–417.

  • Кастеллан, Нью-Джерси (2013). Индивидуальное и групповое принятие решений: Текущие вопросы . Хов, Великобритания: Psychology Press. Получено с https://books.google.com/books?hl=en&lr=&id=HklF9o_x9JEC&oi=fnd&pg=PR1&dq=group+Castellan,+2013&ots=wG2Vh6HePE&sig=QX-1YN2T0-03HJkimaydSokorw8.

  • Колларос, П.А., и Андерсон, И.Р. (1969). Влияние предполагаемого мастерства на творчество членов групп мозгового штурма. Журнал прикладной психологии , 53 , 159–163.

  • Коррелл, С.Дж., и Риджуэй, К.Л. (2006). Теория состояний ожидания. В J. Delamater (Ed.), Справочник по социальной психологии (стр. 29–51). Нью-Йорк: Спрингер. Получено с http://link.springer.com/chapter/10.1007/0-387-36921-X_2.

  • Дил М. и Стробе В. (1987). Потеря продуктивности в группах мозгового штурма: к разгадке загадки. Журнал личности и социальной психологии , 53 (3), 497–509.

  • Игли, А. Х. (2016). Когда страстные сторонники сталкиваются с исследованиями разнообразия, есть ли у честного посредника шанс? Журнал социальных вопросов , 72 (1), 199–222.

  • Эллемерс, Н., и Хаслам, С.А. (2012). Теория социальной идентичности. В PAM Van Lange, AW Kruglanski и ET Higgins (Eds.), Справочник по теориям социальной психологии (Том 2, стр. 379–398). Тысяча дубов, Калифорния: SAGE.

  • Эванс, К.Р., и Дион, К.Л. (2012). Групповая сплоченность и производительность: метаанализ. Исследование малых групп , 43 (6), 690–701.

  • Гал, Р. (1986). Боевой дух подразделения: от теоретической головоломки к эмпирической иллюстрации: пример Израиля. Журнал прикладной социальной психологии , 16 (6), 549–564.

  • Хэкман, Дж. Р., и Кац, Н. (2010). Групповое поведение и производительность. В ST Fiske, DT Gilbert, & G. Lindzey (Eds.), Справочник по социальной психологии (Том 2) . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.

  • Халеви, Н., и Чоу, Э. Ю. (2014). Как принимаются решения: фокусы и слепые зоны во взаимозависимом принятии решений. Журнал личности и социальной психологии , 106 (3), 398–417.

  • Холл, Дж. А., Коутс, Э. Дж., и ЛеБо, Л. С. (2005). Невербальное поведение и вертикальное измерение социальных отношений: метаанализ. Psychological Bulletin , 131 (6), 898.

  • Хогг, Массачусетс, Тернер, Дж. К., и Дэвидсон, Б. (1990). Поляризованные нормы и социальные системы координат: проверка теории самокатегоризации групповой поляризации. Фундаментальная и прикладная социальная психология , 11 (1), 77–100.

  • Холландер, EP (1958). Соответствие, статус и кредит идиосинкразии. Психологический обзор , 65 , 117–127.

  • Homans, GC (1950). Человеческая группа . Нью-Йорк: Harcourt, Brace & World.

  • Хорвиц, С.К., и Хорвиц, И.Б. (2007). Влияние разнообразия команды на результаты команды: метааналитический обзор демографии команды. Журнал управления , 33 (6), 987–1015.

  • Хюффмайер, Дж., Вессоловски, К., Ранденборг, А., Ботин, Дж., Шмид-Лорцер, Н., и Хертель, Г. (2014). Социальная поддержка со стороны других членов группы вызывает дополнительные усилия в группах. Европейский журнал социальной психологии , 44 (4), 287–296.

  • Янис, И. (1982). Групповое мышление (2-е изд.). Бостон: Хоутон-Миффлин.

  • Каплан, М.Ф., и Мартин, А.М. (2013). Понимание мировых систем присяжных посредством социально-психологических исследований . Хов, Великобритания: Psychology Press.

  • Карау, С.Дж., и Уильямс, К.Д. (1993). Социальное безделье: метааналитический обзор и теоретическая интеграция. Журнал личности и социальной психологии , 65 , 681–706.

  • Китинг Дж., Ван Бовен Л. и Джадд К.М. (2016). Предвзятая недооценка поляризующего влияния группового обсуждения. Журнал экспериментальной социальной психологии , 65 , 52–58.

  • Керр, Н.Л. (1983). Мотивационные потери в малых группах: анализ социальной дилеммы. Журнал личности и социальной психологии , 45 (4), 819–828.

  • Керр, Н.Л., и Бруун, С.Е. (1983). Незаменимость усилий участников и потерь групповой мотивации: эффекты безбилетника. Журнал личности и социальной психологии , 44 (1), 78–94.

  • Керр, Н.Л., и Хертель, Г. (2011). Прирост мотивации группы Келера: как мотивировать «слабые звенья» в группе. Компас социальной психологии и психологии личности , 5 (1), 43–55.

  • Керр, Н.Л., и Тиндейл, Р.С. (2004). Работа группы и принятие решений. Ежегодный обзор психологии , 55 , 623–655.

  • Кравиц, Д. А., и Мартин, Б. (1986). Рингельманн открыл заново: оригинальная статья. Журнал личности и социальной психологии , 50 , 936–941.

  • Лари, Т.С., и Паулюс, П.Б. (1995). Постановка целей социального сравнения в группах мозгового штурма. Журнал прикладной социальной психологии , 26 (18), 1579–1596.

  • Ларсон, Дж. Р., Фостер-Фишман, П. Г., и Киз, С. Б. (1994). Обсуждение общей и неразделенной информации в группах принятия решений. Журнал личностной и социальной психологии , 67 (3), 446.

  • Латане, Б., Уильямс, К., и Харкинс, С. (1979). Многие руки облегчают работу: причины и последствия социальной лености. Журнал личности и социальной психологии , 37(6), 822–832.

  • Лафлин П.Р., Хэтч Э.К., Сильвер Дж.С. и Бох Л. (2006). Группы справляются с задачами на преобразование букв в цифры лучше, чем лучшие люди: влияние размера группы. Journal of Personality and Social Psychology , 90 (4), 644.

  • Leana, CR (1985). Частичная проверка модели группового мышления Дженис: влияние групповой сплоченности и поведения лидера на ошибочное принятие решений. Журнал управления , 11 (1), 5–17.

  • Левин, Дж. М., и Морленд, Р. (1994). Групповая социализация: теория и исследования. В W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), , Европейский обзор социальной психологии, (Том 5, стр. 305–336). Чичестер, Великобритания: Wiley.

  • Лян, Д. В., Морленд, Р., и Арготе, Л. (1995). Группа по сравнению с индивидуальным обучением и групповой работой: посредническая роль трансактивной памяти. Бюллетень личности и социальной психологии , 21 (4), 384–393.

  • Липнак, Дж., и Стэмпс, Дж. (2008). Виртуальные команды: люди, работающие через границы с помощью технологий . Хобокен, Нью-Джерси: Джон Уайли и сыновья.

  • Локк, Э.А., и Лэтэм, Г.П. (2013). Новые разработки в постановке целей и выполнении задач . Лондон: Рутледж.

  • Маки, Д. М. (1986). Эффекты социальной идентификации при групповой поляризации. Журнал личности и социальной психологии , 50 (4), 720–728.

  • Михаэльсен, Л.К., Уотсон, В.Е., и Блэк, Р.Х. (1989). Реалистичный тест индивидуального и группового принятия решений на основе консенсуса. Журнал прикладной психологии , 74 (5), 834–839.

  • Нейстад, Б. А., Диль, М., и Стробе, В. (2003). Когнитивная стимуляция и вмешательство в группы генерации идей. В P. B. Paulus & B. A. Nijstad (Eds.), Групповое творчество: инновации через сотрудничество (стр. 137–159). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

  • Нейстад, Б. А., и Стробе, В. (2006). Как группа влияет на разум: когнитивная модель генерации идей в группах. Обзор личности и социальной психологии , 10 (3), 186–213.

  • Пакер, Д. Дж. (2009). Избегайте группового мышления: в то время как слабо идентифицированные участники хранят молчание, сильно идентифицированные участники не согласны с коллективными проблемами. Психологические науки , 20 (5), 546–548.

  • Паулюс П.Б. и Дзиндолет М.Т. (1993). Процессы социального влияния в групповом мозговом штурме. Журнал личности и социальной психологии , 64 (4), 575–586.

  • Паулюс П.Б., Дзиндолет М.Т., Полетес Г. и Камачо Л.М. (1993). Восприятие производительности при групповом мозговом штурме: иллюзия групповой продуктивности. Бюллетень личности и социальной психологии , 19 (1), 78–89.

  • Рингельманн, М. (1913). Исследования живых источников энергии: работа человека. Annales de l’Institut National Agronomique , 12 (2).

  • Руссо, В., Обе, К., и Савойя, А. (2006). Работа в команде — обзор и интеграция фреймворков. Исследования в малых группах , 37 (5), 540–570.

  • Морской берег, Юго-Восточная Америка (1954 г.). Групповая сплоченность в производственной рабочей группе . Анн-Арбор, Мичиган: Институт социальных исследований.

  • Стангор, К. (2016). Социальные группы в действии и взаимодействии (2-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж.

  • Стассер Г. и Стюарт Д. (1992). Обнаружение скрытых профилей группами, принимающими решения: решение проблемы или вынесение суждения. Journal of Personality and Social Psychology , 63 (3), 426.

  • Stasser, G., & Vaughan, S.I. (2013). Модели участия во время неструктурированного обсуждения лицом к лицу. Понимание группового поведения: согласованные действия малых групп , 1 , 165–192.

  • Штайнер, И. Д. (1972). Групповой процесс и производительность . Нью-Йорк: Академическая пресса.

  • Стробе, В., Дил, М., и Абакумкин, Г. (1992). Иллюзия групповой эффективности. Бюллетень личности и социальной психологии , 18 (5), 643–650.

  • Свааб, Р. И., Галинский, А. Д., Медвец, В., и Дирмайер, Д. А. (2012). Модель ориентации на общение, объясняющая разнообразные эффекты зрения, звука и синхронности на результаты переговоров и группового принятия решений. Обзор личности и социальной психологии , 16 (1), 25–53.

  • Тайфель, Х., и Тернер, Дж. К. (1979). Интегративная теория межгруппового конфликта. Социальная психология межгрупповых отношений , 33 (47), 74.

  • Тиндейл, Р. С., и Ларсон, Дж. Р. (1992a). Бонусный эффект сборки или типичное групповое выступление? Комментарий к Michaelsen, Watson, and Black (1989). Журнал прикладной психологии , 77 (1), 102–105.

  • Тиндейл, Р. С., и Ларсон, Дж. Р. (1992b). Дело не в том, как вы формулируете вопрос, а в том, как вы интерпретируете результаты. Журнал прикладной психологии , 77 (1), 109–110.

  • Триплетт, Н. (1898 г.). Динамические факторы в пейсмейдинге и конкуренции. Американский журнал психологии , 9 , 507–533.

  • Такман, Б.В. (1965). Последовательность развития в малых группах. Психологический бюллетень , 63 , 384–399.

  • Тернер, М.Э. (2014). Группы на работе: теория и исследования . Хов, Великобритания: Psychology Press.

  • ван Дейк, Х., ван Энген, М.Л., и ван Книппенберг, Д. (2012). Вопреки общепринятому мнению: метааналитическое исследование различий между демографическим и связанным с работой отношениями разнообразия с производительностью. Организационное поведение и процессы принятия решений человеком , 119 , 38–53.

  • Видмар, Н., и Ханс, В.П. (2007). Американские присяжные: Вердикт . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея.

  • Вебер, Б., и Хертель, Г. (2007). Мотивация низших членов группы: метааналитический обзор. Журнал личности и социальной психологии , 93 (6), 973–993.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts