Развитие и тренировка памяти, мнемотехника. Теория памяти в мнемотехнике
Развитие и тренировка памяти, мнемотехника. Теория памяти в мнемотехнике
Пятница, 08.04.2005. Выпуск 81
Теория памяти в мнемотехнике
Этот выпуск рассылки познакомит вас с моделью памяти, на которой основаны методы запоминания в мнемотехнике (Система запоминания «Джордано»). Для более детального изучения этого вопроса смотрите раздел «Учебник мнемотехники».
Мнемоническая модель памяти сильно отличается от моделей памяти, с которыми вы могли познакомиться в психологической литературе. Поэтому, если вы собираетесь писать реферат или сдавать зачет по теме «Память человека», вам лучше использовать материал из учебников психологии для вузов. Вряд ли преподаватель поставит вам хорошую оценку, если увидит в реферате незнакомые термины и теории…
Процесс «память»
Трудно свыкнуться с мыслью, что память — это связь
Пример. Доктор бьет молоточком по нерву, мышца ноги рефлекторно сокращается. Работает безусловный рефлекс, работает связь, генетически заложенная в мозг. Эта связь — и есть память.
Правильно организованный опыт облегчает понимание
Пример. Вы приходите домой, и видите гитару на вешалке. Вы догадываетесь, кто пришел к вам в гости. Стимул «гитара» вызывает в воображении целостный образ человека, которого вы многократно видели с этой гитарой. Связь образа гитары с образом человека в вашей голове — это память.
Мнемотехника выделяет и использует два вида памяти.
Реакция на стимул возникает в воображении. Мозг
достраивает
картинку-стимул до целостного образа
Запоминание
Запоминание — комплексный процесс накопления в мозге системы связей, на основе взаимодействия нескольких психических процессов: памяти, внимания, мышления, ощущения, представления.
Мнемотехника разделяет «память» и «запоминание». Эффективность запоминания зависит не только от памяти. Если у человека будет нарушен один из психических процессов (мышление, внимание, представление), то запоминание станет невозможным, даже если процесс «память» будет исправным.
Запоминание бывает трех видов.
Непроизвольное запоминание
Когда вы идете по улице, ваш мозг автоматически фиксирует связи между образами. Вам ничего не нужно делать для запоминания, так как глаза воспринимают уже соединенные образы.
Произвольное запоминание
Есть информация, которая не запоминается естественным образом. Если мы посмотрим на страницу книги, то мы не сможет её пересказать. Нам нужно прочитать эту страницу. Когда вы специально удерживаете внимание на информации — это называется произвольным запоминанием.
При чтении в голове возникают образы (мыленное кино), мы видим то, о чем рассказывается в тексте. В воображении возникают образы, эти образы самопроизвольно соединяются. А дальше — как и в случае с непроизвольным запоминанием. Мозг запоминает связи между образами. Когда мы захотим пересказать прочитанную страницу, мы будет вспоминать картинки и будет описывать их словами.
Поэтому пересказ прочитанного текста всегда приблизительный.Если бы слова текста не вызывали в воображении
зрительных образов,
мы бы не смогли ни понять, ни запомнить текст. Процесс
преобразования слов в образы и есть понимание
Сверхпроизвольное запоминание
Тексты бывают разные по сложности. Есть тексты, в которых содержится много точных данных (числа, фамилии, названия, термины, формулировки, формулы и пр.) Когда мы читаем такой текст, воображение «спотыкается» на точной информации, точная информация не преобразуется в образы. Сравните: карандаш лежит на столе. Или: ввести суппозитории ректально. То, что мозг не смог преобразовать в образы автоматически, «вырезается» из памяти. И при пересказе текста, мы не можем вспомнить точные данные.
Для запоминания таких текстов нужно использовать сверхпроизвольное запоминание. Это такое запоминание, когда процесс запоминания полностью контролируется. При чтении сложного текста человек делает остановки на точной информации, специально запоминает с помощью мнемонических методов последовательность абзацев текста и точные сведения в каждом абзаце. В голове специально создается образный конспект текста, который позволяет пересказать текст своими словами, но очень точно, не пропуская ни одного имени, названия или термина.
Искусственными являются не методы запоминания,
а информация, для запоминания которой мозг не приспособлен.
Мнемотехника всего лишь переводит информацию
на язык мозга, на язык образов
Способности запоминания обычного человека лежат где-то посередине между произвольным и сверхпроизвольным запоминанием. Почему посередине? Потому что каждый человек изобретает свои собственные приемы запоминания, когда сталкивается с необходимостью запоминать то, что мозг запоминать не умеет.
Инертность анализаторных систем
Возьмем в качестве примера зрительный и слуховой анализаторы. Анализаторные системы мозга обладают инертностью. Очень часто инертность анализаторных систем путают с памятью. Психологи их так и называют: «иконическая память», «кратковременная память». Но это вводит в заблуждение. Ведь процесс «память» — это образование связей. А в анализаторных системах никаких связей не создается.
Если мы посмотрим на цифры телефонного номера, написанные на бумаге, то мы некоторое время будем продолжать видеть эти цифры в воображении. Но они не сохраняются в мозге, мы не сможем их вспомнить уже через одну минуту.
Но если мы посмотрим на картинку, на которой несколько образов имеют один общий контур, то эта картинка попадает в память. В этом случае работает не только инертность анализаторных систем, но и включается процесс память, реагирующий на соединенные образы.
Инертность зрительного анализатора хорошо наблюдается в темной комнате. Когда глаза привыкнут к темноте, поднесите руку к лицу и на мгновение осветите ладонь искрой зажигалки. Последовательный образ появится примерно через одну секунду и будет сохраняться около пяти секунд. Вы в буквальном смысле слова будете видеть свою ладонь.
Если мы прослушаем ряд цифр, то легко сможем повторить последние 5-7 цифр. Это проявление инертности слухового анализатора. Но цифры эти не попадают в память. Уже через минуту мы не сможем их вспомнить.
Но если мы прослушаем предложение «На голубой тарелочке стоит белая чашка с молоком», то к инертности слухового анализатора присоединяется работа памяти. Слова вызывают комбинацию образов в воображении. Возникшие в воображении связи между образами фиксируются процессом «память». Мы сможем вспомнить это предложение и на следующий день, и даже через месяц.
Инертность анализаторных систем основана на явлении медленной синаптической передачи. Когда нервная клетка получает стимул, она выбрасывает специальные «медленные» нейромедиаторы, которые продолжают стимулировать следующую нервную клетку некоторое время, несмотря на то, что стимула уже нет.
Инертность анализаторных систем часто путают с памятью
Так как связи в анализаторных системах не образуются, инертность анализаторных систем не может быть классифицирована как память. Это именно инертность, временная задержка стимула.
Тем не менее, именно инертность анализаторных систем чаще всего используется человеком для «запоминания». Сознательно повторяя числа или прорисовывая их в воображении, человек может задержать информацию в анализаторной системе длительное время, достаточное для того, чтобы найти карандаш и блокнот.
Можно использовать инертность зрительного и слухового анализаторов одновременно. На этом основан простой фокус с «памятью» (разглашается с разрешения Олега Степанова). Одновременное использование двух анализаторов позволяет увеличить объем временно удерживаемой информации ровно в два раза. Вместо семи цифр можно временно удержать четырнадцать. Напишите на листке четырнадцать чисел. Семь цифр удерживайте в зрительном анализаторе, а семь других проговаривайте — удерживайте в слуховом анализаторе.
За время удержания информации в анализаторных системах, вы можете запомнить цифры с помощью мнемонических методов, запомнить навсегда. У непосвященных создается иллюзия мгновенного запоминания.
Вывести такого фокусника на чистую воду очень просто. После «мгновенного запоминания» нужно предложить ему решить пяток примеров на сложение. После этого он не сможет вспомнить цифры, которые мгновенно «запомнил».
Оставим инертность анализаторных систем людям с толстыми записными книжками и вернемся к памяти.
Двухкомпонентная модель памяти
Теория памяти в мнемотехнике выделяет два вида памяти, два процесса «память».
В отличие от официальной психологии, которая делит память на кратковременную и долговременную, в мнемотехнике память делится на два вида по СПОСОБУ ОБРАЗОВАНИЯ СВЯЗИ. Понятия «кратковременная память» и «долговременная память» в мнемотехнике не используются.
Две памяти, два разных способа образования связей
Первый вид памяти — рефлекторные связи
Этот вид связи хорошо изучен и описан во всех учебниках. Как известно, рефлекторные связи бывают безусловными (врожденными) и условными (созданными в течение жизни).
Когда мы дотрагиваемся до горячего утюга, рука самопроизвольно отдергивается. Это пример безусловного рефлекса.
Когда мы слышим слово «звезда», в воображении появляется образ звезды. Это пример условного рефлекса, образованного в мозге в процессе обучения.
Рефлекторные связи физически существуют в мозге в виде зоны синапса, области химической передачи импульса от одной нервной клетки к другой. Нельзя классифицировать рефлекторную память только по наличию синаптической связи. Ведь все нервные клетки в мозге имеют такие связи. К рефлекторной памяти относятся синаптические связи между нервными клетками разных анализаторных систем, которые создаются в специальных, ассоциативных зонах мозга, где имеют свои «представительства» все анализаторные системы.
В ассоциативных зонах мозга создаются связи между разными анализаторными системами
Чтобы рефлекторная связь образовалась, отростки нервных клеток должны находится на очень близком расстоянии, порядка 50 ангстрем, и должны работать периодически в течение нескольких дней.
Рефлекторная связь является однонаправленной, импульс проходит по нервной клетке в одном направлении.
Рефлекторные связи могут быть цепными, один стимул может запустить длинную последовательность реакций. Такие цепочки связей создаются между вставочными нейронами. (Обычно рефлекторная дуга включает в себя промежуточные нервные клетки.) Последовательность реакций может «проигрываться» в воображении — идеомоторный уровень, или реализовываться физически, с помощью мышц. Примером таких последовательных реакций может быть внутренняя или обычная речь.
Ещё одна важная особенность цепочек рефлекторных связей — это то, что они всегда стремятся к завершению, к «прокрутке» до конца (антиципация). Если программа начала реализовываться, человек не может её остановить. Например, профессиональной машинистке трудно прекратить печатать сразу, ей нужно допечатать предложение до конца. Ярким примером антиципации являются речевые автоматизмы, когда по началу фразы мозг воспроизводит всю фразу целиком (Мороз и солнце, день чудесный. ..). Явление антиципации используется в мнемотехнике, например, для запоминания фраз изучаемого иностранного языка.
Второй вид памяти — электрические (резонансные) связи
Этот вид памяти не описан в психологии, поэтому в Системе запоминания «Джордано» ему присвоено название «электрическая память».
Нейрофизиологи длительное время блуждают вокруг этого вида памяти, но не могут его сформулировать. Они делают предположение, что информация может сохраняться в пейсмейкерной активности нервных клеток (постоянный незатухающий электрический потенциал на мембране нейрона). Ошибка связана с трудностью понимания того, что является информацией для мозга.
Информация для мозга — это последовательная связь нескольких простейших элементов. Изменение последовательности связей ведет к изменению информации (в привычном смысле этого слова).
Василий Иванович — 125-36-72
Иван Васильевич — 125-72-36
Смысл запоминания заключается в запоминании связей между элементами.
Информация не сохраняется в электрической активности нервных клеток. Информация сохраняется в невидимой резонансной связи между нервными клетками. Примером такой связи может быть невидимая резонансная связь между двумя одинаковыми камертонами, или между двумя струнами, настроенными на одну ноту.
Электрическая память — процесс синхронизации электрической активности в группе одновременно работающих нервных клеток.
Преобразование точечной картинки в набор
контурных картинок. Синхронизация электрической
активности на мембранах нервных клеток
Клетки с одинаковым набором частот резонируют,
включаются и генерируют недостающие образы
Связи резонансные и связи рефлекторные… Они очень разные. Рефлекторные связи — это исполнительная система мозга. Электрические связи, система таких связей — это наше сознание и подсознание, это мышление и воображение. Это «фильтр», который анализирует входные импульсы, прежде чем последует мышечная реакция организма.
Мнемотехника позволяет экспериментально определить временные характеристики электрической памяти, а также описывает особенности её функционирования. И, самое главное, мнемотехника позволяет управлять процессом создания таких связей.
Связь образуется очень быстро, достаточно удержать в воображении два соединенных образа несколько секунд. Нормативное время — 6 секунд, мировой рекорд — 0,65 сек (Andi Bell, запоминание 52-х игральных карт).
Естественное запоминание речи, текстов и всего того, на что смотрят наши глаза, основано на этом виде памяти. Мнемоническое запоминание отличается лишь тем, что образы соединяются в воображении специально и по определенным правилам.
Однократно созданная в мозге связь сохраняется примерно 40 минут.
Если связь будет активизироваться (восприниматься повторно или будет просматриваться в воображении), она может быть сохранена в мозге пожизненно. Таким образом, электрическая память является и кратковременной (40 минут) и долговременной одновременно.
С одним образом можно образовать много связей, но вспоминаться всегда будет последняя, которая забивает предыдущие связи. «Затертые» связи сохраняются в мозге и могут быть воспроизведены при напоминании (латентное обучение).
Техника запоминания в Системе «Джордано» построена так, что позволяет запоминать информацию с повторяющимися элементами. Например, одно число 13 (один и тот же образ) можно запомнить хоть тысячу раз. И во всех случаях связь с этим числом будет последней, т.е. легко будет припоминаться сознательно, без подсказок.
Главное отличие электрических связей от рефлекторных заключается в том, что электрические связи не являются однонаправленными. Если вы создали в воображении связку из нескольких образов (посмотрели на кошку, состоящую из морды, глаз, ушей, хвоста, лапок и пр.), то стимулом может быть любой образ этой связки. Реакцией всегда будет появление в воображении целостного образа, всех ранее связанных образов. Достаточно увидеть хвост, воображение дорисует его до целостного образа кошки.
Этот вид связи объясняет механизм, с помощью которого мозг создает ассоциации. Попытки (безуспешные) объяснить механизм образования ассоциаций в свое время делали Гартли и Сеченов (Ярошевский, История психологии).
Первую картинку память не запомнит, вторую запомнит. Память реагирует на общий контур
Человек может манипулировать
образами в воображении, соединять их,
тем самым сознательно включая процесс «память»,
процесс образования связи между образами, имеющими общий контур
Для психологии достаточно принципиальных схем (модели), понимания сути явления, его экспериментального доказательства. Поэтому детальное нейрофизиологическое описание данного вида памяти оставим нейрофизиологам, физикам и математикам.
Итак, модель памяти в мнемотехнике выглядит очень просто.
Инертность анализаторных систем мозга Не может быть классифицирована как память, так как связи не формируются |
около 5-ти секунд | Медленная синаптическая передача | Способность повторить 7 услышанных или 7 увиденных цифр |
Электрическая память Воображение, мышление, сознание и подсознание Не проявляется в видимой активности, но легко наблюдается интроспективно |
Образование связи — 1-6 секунды Сохранение от 40 минут до пожизненного Сознательно связь создается с помощью мыслительной операции «Соединение двух образов» Связи могут создаваться непроизвольно, при восприятии образов с общим контуром |
Синхронизация электрической активности одновременно работающих нейронов, генерирующих образы Не реагирует на точную информацию (даты, термины, телефоны и т. п.), для запоминания требуется преобразование в образы |
Естественное запоминание любой визуальной информации, речи, текстов. Основа мнемонических методов запоминания |
Рефлекторная память Исполнительная система мозга, проявляется в видимой мышечной активности, легко регистрируется приборами |
Образование связи — порядка 3-х дней (в мнемонике) Пожизненное сохранение |
Формирование синаптической связи между нейронами разных анализаторов в ассоциативных зонах мозга | Всё, что связано с мышечной и химической активностью: речь, машинопись, ходьба, выделение слезы, чихание и пр. |
Это общее описание видов памяти. Разумеется, разные виды памяти могут взаимодействовать друг с другом. Модель не учитывает виды памяти, не связанные с когнитивными (познавательными) процессами, например генетическую память.
Проверить временные характеристики электрической памяти очень просто. В мнемотехнике это делается путем регистрации объема запоминаемой информации, времени запоминания, количества допущенных ошибок. Для запоминания чисел, например, числа преобразуются в образы и соединяются с заранее подготовленной последовательностью опорных (стимулирующих) образов. Использование мыслительной операции «Соединение образов» позволяет запоминать десятки и сотни образов с однократного восприятия каждого элемента. В зрительные образы может кодироваться любая информация (числа, термины, имена, названия и т.п.).
Если человек не обучен мнемонике (не умеет запоминать), то проверить механизм образования связи между соединенными образами можно путем последовательной демонстрации на экране картинок, на которых два образа имеют общий контур. В этом случае связи будут запоминаться мозгом автоматически.
Совсем необязательно, чтобы связи были необычными. Мозг запомнит любые связи
Для сканирования памяти, для считывания связей, нужно показывать одну из картинок пары. Мозг будет воспроизводить другую картинку (человек вспомнит вторую картинку пары).
Принцип работы памяти «Стимул — реакция» кажется вполне очевидным
Образование в мозге рефлекторных связей проверяется по скорости узнавания. Например, при заучивании образных кодов чисел скорость кодирования чисел в образы должна быть примерно 0,5 секунды. Числа предъявляются в случайном порядке.
Субъективно рефлекторные связи чисел с образами выражаются в том, что когда вы просматриваете ряд двузначных чисел, в воображении самопроизвольно воспроизводятся зрительные образы, соответствующие этим числам. Совершенно аналогично тому, как мы понимаем слова родного языка (ложка — образ «ложка», 35 — образ «куб»).
Понимание — процесс преобразования текста (речи) в комбинации зрительных образов в воображение.
Развитие визуального мышления (воображения) автоматически развивает функцию понимания текстовой информации.
Словарь мнемонических терминов вы можете найти на сайте Mnemonikon в разделе «Учебный раздел».
———————————
Таким образом, мозг вообще трудно отнести к запоминающему устройству. Мозг не запоминает ни образы, ни слова. Мозг запоминает связи, на основе которых каждый раз заново создает (генерирует) слова, образы, движения, речь. Функцию точного запоминания можно эмулировать в мозге с помощью мнемотехники. В норме (без специального обучения технике запоминания) мозг не может и не должен запоминать то, что мы привыкли называть словом «информация» (телефонные номера, исторические даты, списки, сложные тексты и пр. )
В норме память работает всегда «на узнавание», как реакция на стимул. Активное воспроизведение информации (без подсказок) возможно только после специального обучения технике запоминания, когда в мозге создается система внутренней стимуляции мозга (система опорных образов).
Приводимые временные характеристики электрической памяти получены
эмпирическим путем. Они должны уточняться в процессе специально организованных
опытов.
В.Козаренко
(c) Mnemonikon,
2002-2005
Россия, Москва, интернет-школа мнемотехники Mnemonikon
Сайт Mnemonikon http://mnemotexnika.narod.ru/
Почта ([email protected])
Воспроизведение материалов — по согласованию с Козаренко В.А.
Мнемотехника, или Как подчинить себе свою память | Медиа портал
Преподаватель курса мнемотехники, студентка 4 курса ИПиО Нелли Мещерякова уверяет, что развить свою память можно довольно быстро.
Преподаватель курса мнемотехники, студентка 4 курса ИПиО Нелли Мещерякова уверяет, что развить свою память можно довольно быстро и в любом возрасте.
Хоть однажды, но каждый из нас забывал, где оставил ключи от машины, вовремя не вспомнил день рождения ближайших родственников и друзей или номер телефона коллеги. По исследованиям психологов, в возрасте с 40 до 65 лет люди испытывают стойкое снижение памяти, а ведь ее развитие и поддержание в нужной форме — одно из средств против болезни Альцгеймера. Да что там взрослые – из-за плохой памяти дети теряют интерес к учебе.
Преподаватель курса мнемотехники в образовательном центре для школьников «Юниум», студентка 4 курса ИПиО Нелли Мещерякова уверяет, что развить в себе память можно довольно быстро и в любом возрасте. И тогда вы не только выучите целые лекции по нелюбимому предмету, но даже освоите несколько языков.
«Мы привыкли любую информацию записывать в электронные или записные книжки. А ведь можно положить ее в свой мозг. Тогда мы не будем зависеть от батареек в телефоне или интернета в планшете. А поможет в этом мнемотехника.
Мнемотехника — совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. То есть, мнемоника превращает цифры и буквы в яркие образы, которые буквально врезаются в нашу память».
Зачем нужна мнемотехника? Чтобы не зазубривать, а быстро и с удовольствием запоминать номера телефонов, банковских карт, имена и даты рождения друзей и знакомых, информацию по учебе и работе, иностранные слова, последовательности слов (например, список продуктов) или даже целые тексты.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
«Логопеды уже давно используют мнемотехнику в своей работе: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается и зарисовывается или выставляется картинка, и весь текст таким образом зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию», – прокомментировала Нелли.
К тому же мнемотехника помогает в развитии связанной речи, ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения. Одним словом, мнемотехника может значительно упростить жизнь, если уметь ей пользоваться.
Можно подумать, что мнемотехника появилась недавно, однако существует она уже несколько тысячелетий, окружает нас повсюду, и мы не раз использовали ее приемы на практике. Так, в мнемонике достаточно широко распространено составление фраз для запоминания. Самая известная среди них — «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она «кодирует» цвета радуги: каждый начинается с той же буквы, что и слово во фразе. Аналогичным образом работает фраза о порядке планет: «Можно вылететь за Марс, ювелирно свернув у нашей планеты». Или порядок падежей «Иван родил девчонку…»
«Мнемотехника включает в себя набор приемов и способов для облегченного запоминания. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности и закрепление в памяти. Но фундамент мнемотехники — ассоциации, так что ключ к успеху в запоминании — научиться создавать правильные и «крепкие» ассоциации. Только после этого можно двигаться дальше».
Рассмотрим важнейшие принципы мнемотехники. В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, то есть провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
Нелли поделилась пятью правилами по созданию «правильной» ассоциации:
1. Ассоциация – это первое, что пришло вам в голову. Необходимо создать в голове образ, который вызовет в памяти другой и поможет вспомнить нужную информацию. Созданная ассоциация станет крючочком при запоминании новой информации.
(на фото — Нелли Мещерякова)
2. Ассоциация должна быть нелогичной и абсурдной. Чем более необычную ситуацию вы создаете, тем сильнее она врезается в ваш мозг. Повторяю, во главе всего стоит образ. Если вы умеете создавать в голове изображение предмета, то вы уже на полпути к успеху.
3. Образы должны быть крупными, объемными, цветными, детальными. Включайте все свои органы чувств, чтобы как можно ярче представить себе картинку.
4. Ассоциация должны быть смешной – пусть это будет первое, что пришло вам в голову.
5. Ассоциация должна быть только о себе любимом, потому что только то, что происходит с вами, вызывает самый сильный интерес и поэтому лучше запоминается. Когда вы читаете параграф по истории и представляете себя завоевывающим Рим, то вы совершенно точно запомните больше фактов из этого текста.
Для эффективного запоминания правила необходимо привести созданную ассоциацию в движение. «Движение» помогает живо представить образ. Оно делает процесс запоминания не только простым, но и интересным.
«Например, вам нужно запомнить два слова: «конница» и «чердак». Вы представляете, что вы поднимаетесь на чердак и видите там конницу – стоят лошади с длинными челками, а на них сидят воины. Они пригнули голову к груди, потому что не умещаются на вашем крошечном чердаке. Вы смотрите на них и думаете: я же пришла сюда за вареньем, а что они тут забыли? И они вам отвечают: «Точно – что мы тут забыли?» — и улетают в окно. И варенье улетает следом за ними, а вы горько об этом сожалеете. Применив все правила построения правильной ассоциации, мозг накрепко запомнил два этих слова».
Какие методы мнемотехники использовать, зависит от того, чего вы хотите добиться: научиться запоминать цифры, слова, факты или выучить иностранный язык.
«Универсальных методов развития памяти нет. Но есть несколько приемов, которые практиковать может каждый и каждый день.»
Приемы мнемотехники от Нелли:
«Цепочка» – один из базовых приемов для запоминания энного количества предметов. Метод простой: представляем яркий образ, а потом склеиваем его со следующим. Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т. д. Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов.
Допустим, вам нужно купить в магазине сыр, порошок и лампочку. Представляем огромный пакет порошка. В него влетает лампочка и белый порошок разлетается по дощатому полу. На лампочку нанизывается сыр… и так выстраивается целая башня. Склейки должны быть максимально эффектными. Говорят, так можно запомнить список хоть из ста наименований. Что очень нужно для похода в магазин.
Прием «Матрешка». Специалисты утверждают, что он служит наиболее оптимальным способом мнемотехники. В его основе лежит соединение образов парами, и предыдущий облик ассоциации должен быть всегда больше последующего, то есть необходимо впечатление, что первый вид слова включает в себя идущего за ним. После их соединения он исчезает из сознания, главным становится последующий образ, который мысленно увеличивается, аналогично создается ассоциация между стоящими друг за другом словами. Так, образы постоянно внедряются друг в друга, как «матрешка». Классический пример данного действия, когда необходимо соединить два, казалось бы, несовместимых образа, — «красавица и чудовище».
Метод «вешалки» подходит для запоминания чисел. К каждой цифре нужно придумать несколько ассоциаций или слов-«вешалок»: 0 – бублик, 1 – кол, 2 – лебедь, 4 — стул, 8 — снеговик… Можно подобрать рифмующиеся слова: ноль – соль, два – сова. .. Заменяем цифры картинками и придумываем связную историю. Вуаля — номер телефона отложился в памяти надолго.
Метод Цицерона. Согласно легенде, Цицерон, когда готовился к своим речам, прогуливался и мысленно размещал везде важные пункты своего выступления. Потом, припоминая обстановку дома, вспоминал ключевые фразы.
Этот метод поможет вам запоминать слова на уроке английского, последовательность событий в уроках истории, новые понятия на уроках биологии и химии. В любом предмете можно найти применение. Каждый человек регулярно видит одни и те же зрительные образы. Это предметы в квартире, офисе. Это объекты на улице, по которой вы часто ходите, дома, на работе, в классе. Итак, вы выбираете 10 предметов, которые будете использовать для запоминания. После этого к каждому предмету придумываете предмет для запоминания. И ассоциацию к нему. Например, вы берете слово в английском языке и придумываете, как оно связано с цветком на подоконнике.
А что делать, если срочно нужно запомнить несколько иностранных слов?
«С помощью мнемотехники реально выучить сотни английских слов за один день», — уверяет Нелли.
К примеру, нам нужно запомнить слово «pillow» — подушка. Подбираем звуковую ассоциацию – «рыба-пила». Мы соединяем подушку и рыбу-пилу. И придумываем историю: подушечный маньяк приходит к вам с рыбой-пилой и начинает пилить вашу подушку с ужасно неприятным звуком «пиииии». Перья разлетаются в разные стороны – а то был подарок вашей любимой бабушки и вам ее ужасно жаль.
Так, применив правила построения ассоциации, мы запомнили английское слово. На воспроизведение этого рассказа в памяти, вам достаточно 3 секунд. И когда вы будете слышать слово «пиллоу» («pillow» ) – вы будете вспоминать сочетание «рыба-пила», и оно крючочком «выцепит» из памяти слово «подушка».
Если обратиться к теории, то в мнемотехнике используется три вида ассоциаций: звуковая (пиллоу-пила), смысловая (конница и чердак) и визуальная. Последняя используется на уроках в начальной школе.
«Трудные для написания, словарные слова представляем графически: например, слово «кассета» можно нарисовать как кассету, в отверстиях которой спрятались две буковки «С».
Примеров визуальной ассоциации множество: в слове «погода» вместо буквы «о» можно нарисовать солнышко. Непроверяемые «о» в словах «морковь», «огурец», «ворона», «молоко» можно запомнить, нарисовав ворону с сережками в виде двух «о» или бутылку с молоком с наброшенными на нее тремя кольцами. Нарисованная морковка крутит вокруг талии два обруча, а огурец гонит обруч перед собой. Теперь правописание этих слов останется в памяти навсегда. Даже правила можно нарисовать. Например, правило «Частица «не» с глаголами пишется раздельно» изобразить в виде футболиста-глагола, отбивающего мяч-частицу.
А если необходимо запомнить какие-то даты, то можно использовать цифры-образы, которые можно нанизать, как бусинки, на нить своей памяти. Например, год взятия Казани Иваном Грозным (1552) изобразить так: единичку — в виде копья, пятерки – звезды, сверкающие на шлемах русских воинов, двойка – лебедь, летящий с башни Сююмбике. Чтобы дата еще лучше уложилась в памяти, можно из названий, придуманных для цифр рисунков, составить предложение. Чем забавнее оно будет, тем лучше запомнится нужная дата.
Отличия мнемотехники от зубрежки в том, что во втором случае человек читает и потом много раз повторяет, запоминая таким образом. А благодаря мнемотехнике информация запоминается сразу, но ее потом нужно, следуя определенному алгоритму, повторять.
«В мнемотехнике, как и в любом другом навыке, важно регулярно тренироваться. Ведь память — это же мышца, которую нужно всегда поддерживать в тонусе. Я советую заниматься регулярно. Со временем это войдет в привычку, и вы уже не сможете запоминать по-другому, как делали это раньше. Я сразу говорю своим ученикам, что чудес лучше не ждать. Чтобы получить желаемый результат, нужно хорошенько поработать».
Совет:
«Если вы хотите более подробно познакомиться с теорией, то рекомендую прочитать «Учебник мнемотехники» под авторством Козаренко В.А. Много упражнений в книге «Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания», её автор — Р. Гейссельхарт. Изучать мнемотехнику можно также по книгам «Первые 20 часов» Джорджа Кауфмана и «Суперпамять» Тони Бьюзена.
К сожалению, в России и у нас в Татарстане мнемотехника пока широкого распространения не имеет. А ведь доказано, что, тренируя память, мы меняем мозг. Мнемоническая техника перенастраивает связи между мозговыми нервными центрами, увеличивая объем памяти. Так что запомнить тысячу английских слов за день вполне реально и доступно любому – стоит только захотеть.
Иллюстрации из открытых источников, http://pamyatplus.ru/, личного архива автора
Использование мнемоники для улучшения памяти
- Психология памяти
Лучше запоминайте звуки слов.
Постоянная ссылка Распечатать |
Источник(и)
- Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Mnemonics
Наиболее читаемые
Какой ты архетип?
Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого архетипического теста.
Ты злишься?
Пройдите наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злитесь ли вы!
Окна в душу
Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Привязанность и отношения
Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
31 Защитные механизмы
Взгляд на общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.
Раб своей роли?
В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?
Тесты личности
Какой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройдите наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злитесь ли вы!
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
Вы зациклились?
Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.
Руководства по самопомощи
Interpret Your Dreams
Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.
Как читать язык тела
Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.
Как справиться со стрессом и успешно сдать экзамены
Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.
Следите за миром психолога
Мнемоники действительно помогают улучшить память
Трудно запомнить, особенно когда вы студент, которому представлены списки информации, фактов и всеобъемлющих понятий. Поэтому, когда изучение учебников становится слишком скучным или его недостаточно для успешной сдачи экзаменов, вам придется обратиться к старым надежным мнемоническим приемам. Дурацкие персонажи с игровыми ассоциациями могут показаться глупым способом запомнить важные понятия, но дело в том, что мнемоника работает — это наука.
Что такое мнемонические приемы
Мнемонические приемы определяются как любой метод запоминания, который помогает вам запоминать! Да, это так просто. Есть несколько хорошо известных стратегий и приемов (мы поговорим об этом позже), но на самом деле, если это поможет вам вспомнить, технически это мнемоника.
Почему мнемоники эффективны
Действительно ли мнемоники работают? Ответ — да! Мнемотехника — это эффективная техника запоминания, потому что она помогает вам легко запоминать, запоминать и вспоминать информацию. Проще говоря, ваш мозг кодирует, хранит и извлекает воспоминания. Мнемотехника помогает улучшить вашу долговременную память. Как? Ну, они обращаются к аспектам критериев кодирования вашей кратковременной памяти!
За этим стоит наука:
Подготовьтесь, настройтесь и обработайте. Когда информация представлена вам, она начинает кодироваться в вашем мозгу, но насколько хорошо она кодируется и где она кодируется, зависит от того, как эта информация представлена вам. Есть несколько теорий феноменов памяти, которые играют роль, когда дело доходит до мнемоники.
1. Теория двойного кодирования
Когда вербальная и невербальная информация предоставляется одновременно, мы обрабатываем ее через два отдельных канала мозга. Поскольку оба канала активируются одновременно, у нас больше шансов сформировать более прочную память. Например, если вы видите красный цвет и одновременно говорите «красный», вы запомните этот цвет.
2. Эффект превосходства изображения
Наш мозг любит визуальные стимулы. Картинки легче запомнить, чем текст, и на них веселее смотреть. Этот эффект также говорит о теории двойного кодирования. Воображая, вы активируете другую часть своего мозга.
3. Эффект фон Ресторфа
Эффект фон Ресторфа, также известный как эффект изоляции, предполагает, что при предъявлении нескольких одинаковых стимулов ваш мозг с большей вероятностью распознает и запомнит другой. Различия будут бросаться вам в глаза, может быть, поначалу это будет нелегко, но когда вы их заметите, они станут заметны. Например, если вы видите пару тройняшек в одинаковых нарядах, но у одной из них голубой бант, в отличие от других, вы запомните! Это особенно верно, если вам 9 лет.0108 на самом деле не , как другие — например, на их луке есть гигантское пятно от мороженого.
4. Эффект юмора
Эмоции помогают нам лучше запоминать вещи. Будь то веселая шутка или душераздирающая история, ваш мозг запомнит информацию, потому что она спровоцировала ваши эмоции. Возможно, вы не будете смеяться или плакать в следующий раз, когда увидите или услышите это, но вы обязательно вспомните тот момент, когда узнали об этом.
5. Парадокс Бейкера-Бейкера
Этот парадокс играет на ассоциации. По сути, легче запомнить чье-то имя, если вы знаете о нем что-то, например род его занятий. Затем вы сможете представить, как они выполняют свою работу, и с большей вероятностью запомните их лицо и имя, что улучшит вашу память и память. В этом примере Джон Бейкер — настоящий пекарь! Кто бы мог подумать?
Как использовать мнемоники для учебы
Итак, как они работают, когда дело доходит до учебы? Что ж, вы можете создавать мнемонические аббревиатуры, такие как PEMDAS или ROYGBIV, но с более сложными темами это может стать немного сложнее. Мнемоники бывают разных форм и размеров, и лучше всего использовать те, которые больше всего обращаются к памяти вашего мозга.
Картинные мнемоники, которые рассказывают уникальную забавную историю, являются примером отличного учебного пособия, которое говорит обо всех явлениях памяти, о которых мы говорили ранее. Кроме того, вам не нужно делать свой собственный (если вы этого не хотите). К счастью, в современном мире у вас есть инструменты для онлайн-обучения, такие как Picmonic.
Независимо от того, являетесь ли вы трудолюбивым студентом-медиком или начинающим врачом, у Picmonic есть программа для вас. Система визуального обучения Picmonic, проверенная исследованиями, использует причудливых персонажей, связанных с трудными для изучения понятиями, для создания уникальных, незабываемых историй, помогающих учащимся запоминать больше информации за меньшее время.
Учащиеся могут создавать свои собственные мнемоники с помощью Picmonic, проходить встроенные тесты для быстрого повторения, чтобы улучшить запоминание и память, а также получить доступ к тысячам тем! Этот подход использует комплексную мнемоническую стратегию, созданную для студентов.
Что такое мнемонические стратегии?
Существуют различные мнемонические стратегии. В целом, мнемонические стратегии — это способы использования мнемотехники для обучения.
В школе это выглядело как определение ключевых слов, разбиение слов или предметов на части, связывание историй с понятиями, использование музыки для изучения азбуки, акронимов и многого другого.