Много эмоций: как выживать людям, которые чувствуют все

Содержание

как выживать людям, которые чувствуют все

Принято думать, что чрезмерные эмоциональные реакции — это то, с чем нужно бороться, так как они рушат отношения, провоцируют конфликты и становятся причиной множества других необдуманных поступков. Однако автор книги «С меня хватит! Как жить с эмоциональной чувствительностью» Ими Ло думает совершенно иначе и говорит о том, что люди, живущие в мире чувств и воспринимающие через них все окружающее, на самом деле могут видеть и ощущать то, что другим незаметно. Для этого нужно принять свою высокую чувствительность и осознать, что это не слабость, а, наоборот, сила. Рассказываем, кто такие эмоционально чувствительные люди и какие у них преимущества.

Ими Ло
Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2020

Кто такие эмоционально чувствительные люди

Эмоционально чувствительный человек в самом общем смысле — это личность, которая обладает большим спектром эмоций, чем кто-либо другой, и воспринимает мир и происходящие в нем события остро, ярко и чувственно. Существует пять признаков эмоциональной чувствительности:

  • Глубина, интенсивность и сложность эмоций.

  • Повышенная эмпатия и чувствительность

  • Высокий уровень восприимчивости.

  • Богатый внутренний мир, наполненный чувствами, и живое воображение.

  • Склонность к творчеству и экзистенциальная тревога.

По этим признакам можно определить, относитесь ли вы к категории эмоционально чувствительных людей.

Глубина, интенсивность и сложность эмоций

Если вы человек с высокой эмоциональной чувствительностью, вы словно существуете в мире эмоций и не мыслите себя за его пределами. Любые события воспринимаете остро, и ощущаете себя по-настоящему живым только тогда, когда что-то чувствуете. При этом эмоции могут быть не только яркими, но и переменчивыми: вот вы на пике эйфории, а в следующую секунду переживаете глубокую грусть.

Возможно, вы со страстью подходите к любому делу и можете любить сильно, грандиозно и без остатка, поэтому стремитесь создавать прочные связи с людьми, вещами и местами, из-за чего бывает сложно с ними попрощаться, даже если это необходимо.

Повышенная эмпатия и чувствительность

Вероятно, с самых ранних лет вас интересовала жизнь окружающих, вы беспокоились даже за людей, которые не имели к вам никакого отношения. Вы также можете ощущать более крепкую связь с животными и природой, внутренним миром другого человека и его физическими ощущениями. Наверняка вам не составит труда понять, что чувствует ваш собеседник и почему он чувствует себя именно так — причем вы ощущаете это настолько явственно, что иногда чужие переживания воспринимаются как ваши собственные.

Вы склонны эмпатично относиться к людям, а в близких отношениях можете романтизировать и идеализировать своего друга или партнера, прощая ему многие недостатки просто потому, что вы глубоко чувствуете его внутренний мир. Более того, некоторые высокочувствительные люди имеют низкий болевой порог, страдают мизофонией (непереносимость определенных звуков), гиперакузией (чувствительность к определенным частотам и силе звука) и аллергией.

Высокий уровень восприимчивости

Вам не свойственно довольствоваться поверхностными знаниями, так как благодаря эмпатии и чувственности вы можете проникать в самую суть вещей, видеть взаимосвязи и важные детали, которые многие упускают. Иногда у вас получается заранее предугадать наступление определенного события, понять состояние человека задолго до того, как он объяснит его сам, а также распознать истинные намерения.

Правда, умение предчувствовать что-либо не всегда играет вам на руку, так как некоторые образы и возможные варианты развития событий настолько сильно на вас влияют, что вы не можете отделаться от навязчивых мыслей и эмоций.

Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и нон-фикшена до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.

Богатый внутренний мир и живое воображение

Широкий спектр эмоций порождает различные образы и ассоциации, которые могут складываться в метафоры, идеи, фантазии и целые миры. Вероятно, вы очень любознательны, склонны к постоянным размышлениям и поиску ответов на вопросы, оттого внимательны к информации, которую изучаете, и к людям, с которыми общаетесь. Можете страдать от перфекционизма, склонны к излишней самокритике.

Когда вы читаете книги, смотрите фильм или театральную постановку, то, скорее всего, весь остальной мир перестает для вас существовать — теперь есть только вымышленная вселенная, которую вы чувственно исследуете и на которую ярко реагируете.

Склонность к творчеству и экзистенциальный кризис

Благодаря навыку проникновения в суть вещей вы, возможно, нередко задумывались о бессмысленности существования, испытывали страх одиночества, а также раздражение от того, что другие люди не хотят думать о том, что на самом деле важно.

Вы нередко зацикливаетесь на мысли о быстротечности времени и конечности всего сущего, из-за этого стараетесь использовать каждый момент жизни по максимуму, достигать творческих и карьерных высот. Возможно, у вас несколько увлечений, и вас абсолютно не устраивает идея бессмысленной жизни без каких-либо целей, стремлений и глобальных желаний.

Проблемы высокочувствительных людей

Человека, живо воспринимающего мир посредством чувств, нередко считают эмоционально незрелой личностью, так как его реакции на различные события кажутся чрезмерными и неадекватными ситуации. Так, действительно, бывает — например, когда необходимо уладить конфликт, а вместо этого человек, которого захлестнули эмоции, ругается еще больше и не хочет находить выход из ситуации.

Но почему это происходит? По большому счету лишь потому, что до конца XX века единственным показателем интеллекта и одаренности был IQ. Однако этот коэффициент учитывал исключительно способности ума, но совершенно не отражал возможности человека воспринимать мир иначе — через эмпатию, умение вставать на место другого, почувствовать настроение собеседника, увидеть его намерения и скрытый от глаз других потенциал. Поэтому и в обществе стал важен именно интеллект, аналитические и языковые способности, а не эмоции и креативность.

Только лишь в 80-х годах прошлого века ученые начали разрабатывать новые модели одаренности — так, собственно, и появился эмоциональный интеллект. Канадский психолог Франсуа Ганье был первым, кто в своей книге «Дифференциальная модель одаренности и таланта» разделил понятия одаренность и талант. По его мнению, талант — это то, что развивается со временем благодаря тренировкам и обучению, а одаренность — это врожденные способности, предрасположенность к определенной деятельности. Способности он разделил на пять категорий: интеллектуальные, творческие, социально-эмоциональные, сенсомоторные и другие (сюда относят экстрасенсорные способности, но к ним может быть много вопросов). Только вместе с этим разделением пришло понимание, что одаренность бывает не только интеллектуальной, а человек, не обладающий достаточными аналитическими способностями, не должен считаться глупым или бездарным.

Примерно в одно время с Ганье американский психолог Говард Гарднер разработал понятие множественного интеллекта, в который включил, например, социальный интеллект — то, как мы выстраиваем отношения с окружающими, — а еще внутриличностный интеллект — то, как мы воспринимаем себя и насколько склонны к саморефлексии.

Несмотря на все достижения в области психологии и активной популяризации эмоционального интеллекта, далеко не каждый человек осознает, насколько важны эмоции. В детях принято развивать интеллект, но никто не рассказывает им о том, как воспринимать мир через «мудрость сердца». Оттого особо чувствительные, одаренные дети не получают должной поддержки, перестают проявлять свои эмоции и, как следствие, сталкиваются с огромным количеством проблем во взрослой жизни, которые выливаются в конфликты, импульсивные решения и невозможность понять себя и других.

Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и нон-фикшена до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.

Как с этим справляться

Упражнение «Время правды»

Если вы понимаете, что испытываете чрезвычайно много эмоций и не можете ими управлять, вы с большой вероятностью находитесь в плену предрассудков, старых травм и убеждений, которые не дают реализовать весь ваш потенциал. Упражнение нужно для того, чтобы обратиться к неприятным событиям прошлого — например, к пережитому семейному опыту или неловким случаям в обществе, среди друзей или на работе, — в которых вы приходили к выводу, что ваши эмоции неправильные, и понять, почему вы считаете, что чувствительность вам только мешает. Вот, что вам нужно сделать:

  • Возьмите дневник и вспомните как можно больше болезненных событий прошлого. Есть ли у вас тенденция минимизировать негативные чувства? Или, например, пытаться отделиться от своих переживаний, словно вы не хотите, чтобы они были вашими?

  • Будьте честны с собой и вспомните свое детство. Как родители реагировали на вашу чувствительность? Они ее поддерживали или, наоборот, пытались подавлять? Получали ли вы поддержку, когда вам было грустно, и если да, то от кого? Могли ли вы пережить свои эмоции вместе с близкими или приходилось делать это в одиночестве?

  • Пока вы вспоминаете, обратите внимание на то, как реагирует ваше тело.

    Учащается ли пульс, когда вы думаете об определенных ситуациях? Может быть, ваши челюсти или плечи напрягаются? Эмоции, как правило, проявляются внешне, поэтому обращайте внимание на сигналы вашего организма.

В процессе этого упражнения, если покопаться глубоко, может стать понятно, по какой именно причине вы не можете принять и признать свою высокую чувствительность и, как следствие, сделать так, чтобы она начала работать на вас.

Прочувствуйте события прошлого

Некоторые травмы, полученные еще в далеком детстве или просто в прошлом, до сих пор могут вызывать в нас негативные чувства, такие как грусть, гнев, печаль или разочарование. Испытывать их нормально, но если события до сих пор кажутся болезненными, значит, вы еще не отпустили их. Поэтому позвольте себе пережить все эмоции заново, хоть это может быть неприятно.

Вспомните все ситуации, которые вызывают у вас тоску, токсичную зависть, гнев или любую другую негативную эмоцию. Попробуйте прочувствовать все это заново, разрешите себе отреагировать именно так, как отреагировали бы, если бы не запрещали себе свободно проявлять свои чувства, даже самые неприятные и негативные. Как и в предыдущем упражнении, обращайте внимание на реакцию тела: стоит ли у вас ком в горле, напряжены ли скулы, хочется ли вам плакать? И если да, то позвольте себе все это ощутить. Проживание эмоций заново — это как способ исцеления и очищения от того, что тревожило вас долгое время. Когда вы в полной мере прочувствуете все, вам будет проще отпустить события и идти дальше.

Упражнение «Мысленная репетиция»

Когда мы нервничаем, предвкушая не самое приятное или просто волнительное событие, то начинаем заранее подключать свои защитные механизмы, чтобы ситуация не обернулась для нас катастрофой. Однако накручивая себя, мы делаем только хуже, в то время как событие вполне может оказаться не настолько ужасным, каким поначалу представлялось. Чтобы избежать неверных реакций, проделайте несколько действий:

  • Представьте событие, которое является триггером вашей тревоги. Рассмотрите его детально, но не с точки зрения пассивного наблюдателя, а как активный участник.

  • Вообразите все возможные сценарии, по которым может развиваться данное событие. Будут ли люди говорить то, что вызовет в вас грусть? Или, может, разозлит? Представьте все, что может спровоцировать в вас сильную эмоциональную реакцию — от самых маленьких неприятностей до самых больших.

  • Разработайте план на каждый из вариантов. Что вы скажете, если ваш родственник даст непрошенный совет? Какая «мантра» поможет вам сохранить самообладание и не сорваться на близких?

  • Выберите из всех стратегий наиболее удачные и представьте, как применяете их в конкретной ситуации.

  • Вообразите абсолютно все сценарии и способы решения. Тогда вы будете более подготовленными, и уже не эмоции будут управлять вами, а вы будете использовать их по назначению.

Упражнение «Возведение собственного алтаря»

Чтобы чувствовать себя уверенно наедине со своими эмоциями или в обществе, постройте надежную базу из вещей, событий и объектов, которые вселяют в вас уверенность и радость. Сюда необходимо включить все то, что кажется вам стабильным и комфортным. Чтобы обнаружить эти вещи, задайте себе несколько вопросов:

  • Проанализируйте события прошлого. Что помогало вам вернуться к балансу, когда происходили шокирующие, травмирующие события?

  • Какие у вас есть утренние и вечерние ритуалы, которые вселяют в вас чувство стабильности?

  • Что приносит вам радость?

  • Что вы можете контролировать?

  • Какие люди поддерживают вас в трудную минуту? В каких отношениях вы чувствуете уверенность?

Когда вы соберете все ответы на вопросы, вы заметите, что, на самом деле, не противостоите миру в одиночку, и есть вещи, люди и внутренние механизмы, которые позволяют вам оставаться на плаву и не быть во власти эмоций так, чтобы их невозможно было контролировать.

Много эмоций: как подросткам и родителям отвечать на вызовы современности

Что происходит с современными подростками и их родителями в быстро меняющемся мире, и какие психологические задачи приходится решать тем и другим

Об авторе: Дарья Дмитриева — детский и семейный психолог, сотрудник благотворительного фонда «Арифметика добра».

Подростковый возраст согласно современным исследованиям стал гораздо длиннее — он охватывает период от десяти (предподростки) до 20, а по некоторым данным до 24 лет. Такой длинный период жизни уже сложно определять словами «переходный возраст» — это целая «эпоха».

Сразу хочу оговориться, что те психологические особенности, о которых мы будем говорить — это особенности жизни, характерные для семей, чье экономическое положение и физическая безопасность, как минимум, позволяют думать о задачах больших, чем задачи выживания.

Думаю, многие современные родители подростков с отвращением вспоминают то время, когда школьные учителя, участковый, да просто любая бабушка у дома могла сделать замечание ребенку или подростку. Большинству родителей тогда не приходило в голову говорить о том, что «это мой ребенок, и только я имею право его воспитывать».

Коллективное воспитание и коллективная ответственность имели свои негативные последствия, но при этом дети четче чувствовали границы со стороны общества — остановить неправильное поведение мог и считал своей обязанностью практически каждый взрослый.

Сейчас происходит индивидуализация, многие вопросы родители решают автономно, а дети дольше чувствуют себя под защитой мам и пап, больше им доверяют. Но такая индивидуализация и отказ от коллективной ответственности требуют от родителей большей включенности в то, чтобы передать ребенку важные для семьи ценности и правила поведения в обществе. В противном случае мы рискуем получить большой прирост социопатов. На гениальных социопатов интересно смотреть в кино, но жить с ними малоприятно, а уж если и гениальности там не додали, то, пожалуй, откровенно противно.

Запрет на чувства и рефлексию в сфере собственных желаний и переживаний, которые транслировали мамы и бабушки современных родителей, несмотря на все его минусы для психологического и физического здоровья, приводил к тому, что эмоциональная саморегуляция осваивалась гораздо быстрее.

Удлинение подросткового возраста и большое внимание к внутреннему миру детей привело как к их большой эмоциональной компетентности, так и к тому, что сейчас основной родительской задачей является длительное обучение эмоциональной саморегуляции.

Для сегодняшних взрослых это очень непросто. Многие из нас гораздо раньше простились с детством, стали брать на себя ответственность и меньше рассчитывали на эмоциональную поддержку родителей. Современные подростки дольше нуждаются в контейнировании переживаний, и это плата за их большую эмоциональную компетентность.

Мы только учимся быть более осознанными и чувствительными, заботиться о своем внутреннем мире и внутреннем мире детей, поэтому перекосы неизбежны.

Однако эмоции — это своеобразный «психологический компас», который в норме позволяет нам лучше ориентироваться в своих потребностях. Например, злость указывает на то, что какая-то потребность не удовлетворена, либо же наши границы нарушены, и тогда нам стоит задуматься о том, как мы можем защитить себя, получить желаемое или пережить разочарование от того, что нам что-то недоступно.

Современные подростки часто легко могут обозначить свои чувства, но далеко не всегда вообще видят своей задачей пойти дальше — обозначить то, что собственно они хотят от собеседника, предполагая, что дальше он сам должен догадаться, что же нужно. Нам необходимо учить детей и подростков определять не только то, что они чувствуют, но и то, что они хотят, делясь с нами своим переживанием. И давать им обратную связь, помогая увидеть что удовлетворение их потребностей не всегда возможно или требует усилий с их стороны.

Ценность усилия, поступка сейчас очень девальвирована в детской и подростковой среде. Помню, как лет шесть назад Российская Государственная Детская Библиотека объявила конкурс на написание детьми и подростками волшебных сказок. Я была одним из тех людей, кто читал присланные работы. Основная особенность волшебной сказки не только и не столько в том, что там есть волшебные предметы или волшебные помощники, сколько в том, что от героя требуется отправиться в путь, невзирая на опасности, или решиться на сложное испытание. Помощь он получает не просто так, а продемонстрировав доброту, смелость, находчивость, готовность к помощи и состраданию и т.д.

Из сотен сказок, которые были присланы на конкурс, лишь в единицах герой получал волшебную помощь в ответ на свои усилия и правильные поступки. На основную массу героев волшебная помощь сваливалась просто так — приходила фея и вдруг возвращала похищенную маму, пока наплакавшаяся героиня спала, или волшебник спешил ни с того ни с сего исполнять желания, просто встретив героя на прогулке. Понятно, что это не популяционное исследование, но то, что я описываю, хорошо согласуется, например, с популярным мнением что учитель обязан замотивировать и заинтересовать ученика.

На мой взгляд, это очень вредная концепция, нивелирующая роль и ответственность ученика, отбирающая у него авторскую позицию.

Учитель может создать поле возможностей, помочь в постановке интересных задач, поддерживать поиск ученика, показывать какие-то инструменты, и на этом все.

Мы оказываем себе и подростку плохую услугу, если начинаем ругать учителя, который не объяснил, не смог заинтересовать и не нашел подход. Безусловно, нам важно защищать ребенка в ситуации, когда учитель травит его, унижает, занижает отметки, т.е. проявляет чрезмерную агрессию. Но когда мы говорим именно об обучении, подростку нужно брать на себя ответственность за то, насколько он внимателен.

Современные родители росли в эпоху дефицита или появившихся возможностей, и им нужно было найти то, что интересно. Сейчас и мы, и дети решаем другую задачу — как дистанцироваться от обилия информации и предложений. При этом мы уже имеем некоторые механизмы выбора, а наши дети сразу попадают в перенасыщенную среду. Ребенок не успевает ничего захотеть, как ему предлагается тысяча и один способ удовлетворения еще не вполне осознанной потребности.

Сейчас все меньше и меньше занятий и игр с отсроченным результатом, плюс социальные сети позволяют очень быстро получить отклик на любое действие. Из этого вытекает еще одна родительская задача — предлагать ребенку включаться не только в краткосрочные, но и в долгосрочные проекты и помогать ему самостоятельно себя оценивать, видеть свои трудности и достижения.

Долгосрочный проект — это не занятие на всю жизнь. Для малыша долгосрочным проектом будет какая-то поделка, которую нельзя закончить за один присест, для подростка это может быть спортивная секция или помощь в ремонте. Важно чтобы результат было невозможно достичь одним махом, чтобы он требовал усилий, времени и его качество напрямую зависело от вклада.

Нужно сместить фокус родительского внимания с того, чтобы добывать и предлагать возможности для развития, на то, чтобы наблюдать за ребенком, отзываться на его интерес и активность. Нужно учить детей и подростков критически оценивать информацию.

Рискну предположить, что многие рекомендации через 3-5 лет устареют. И уж точно они устареют к тому моменту, когда современные подростки сами станут родителями. Мир меняется очень быстро и текущий кризис повлияет на принятые способы взаимодействия семей с подростками.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Для людей с алекситимией эмоции — загадка | Spectrum

© Дерек Брахни для Mosaic. Исходная фотография с сайта iStock

.

Стивен был дважды женат. Два свадебных дня. Два «да». И все же у Стивена нет счастливых воспоминаний ни о том, ни о браке, ни о каких-либо отношениях.

Он встретил свою первую жену на курсах подготовки медсестер, когда ему было всего 16 лет. Шесть лет спустя они поженились. Через три года после этого они развелись; она никогда не была для него подходящей, говорит он. Спустя почти два десятилетия, в 2009 г., он познакомился со своей второй женой через сайт знакомств. Он полностью погрузился в отношения, и в следующем году в присутствии своего отца и двух ее взрослых братьев и сестер они поженились в офисе ЗАГСа в Шеффилде, Англия, где они оба живут.

Он улыбался на свадебных фотографиях, потому что понимал, что их ждали, но, как он объясняет: «С внутренней точки зрения все, что я делаю, что требует эмоционального отклика, кажется фальшивкой. Большинство моих ответов — выученные ответы. В среде, где все веселы и счастливы, мне кажется, что я лгу. Играет роль. Который я есть. Так что — это — ложь».

Счастье — не единственная эмоция, с которой борется Стивен. Волнения, стыда, отвращения, предвкушения, даже любви… этого он тоже не чувствует. «Я чувствую что-то, , но я никак не могу различить, что это за чувство». Единственные эмоции, с которыми он знаком, это страх и гнев.

Такие глубокие проблемы с эмоциями иногда связаны с аутизмом, которого у Стивена нет, или с психопатией, которой у него тоже нет. В прошлом году, в возрасте 51 года, он наконец узнал, что у него есть: малоизвестное состояние, называемое алекситимией, слово, составленное из греческих частей, означающее, грубо говоря, «нет слов для эмоций».

Несмотря на название, настоящая проблема для людей с алекситимией не столько в том, что у них нет слов для выражения своих эмоций, сколько в том, что им самим не хватает эмоций. Тем не менее, не у всех с этим заболеванием одинаковый опыт. У некоторых есть пробелы и искажения в типичном эмоциональном репертуаре. Некоторые осознают, что испытывают эмоцию, но не знают, какую именно, в то время как другие путают признаки одних эмоций с чем-то другим — возможно, интерпретируя бабочки в животе как приступы голода.

Удивительно, но, учитывая, насколько обычно это не распознается, исследования показывают, что примерно 1 из 10 человек попадает в спектр алекситимии. Новое исследование показывает, что происходит не так, и эта работа обещает не только новые методы лечения эмоциональных расстройств, но и раскрытие того, как остальные из нас вообще что-то чувствуют .

Подделка:

Проработав 10 лет медсестрой, Стивен решил, что хочет заняться чем-то другим. Двухгодичный курс Access to University привел к получению степени по астрономии и физике, а затем к работе по тестированию компьютерных игр. Он построил себе успешную карьеру, работая в различных компаниях в отделах тестирования компьютеров, управляя командами и путешествуя по миру, выступая на конференциях. У него не было проблем с донесением фактов до коллег. Именно в контексте более личных отношений — или любого другого сценария, который обычно включает выражение эмоций — он чувствовал, что все было «не так».

«В начале отношений я полностью отдаюсь тому, кто этот человек», — объясняет он. «Мне сказали, что я очень хорошо умею поддерживать период медового месяца «дольше, чем ожидалось». Но через год все принимает серьезный оборот. Все разваливается. Я поставил себя на пьедестал, чтобы быть тем человеком, которым я на самом деле не являюсь. Я реагирую в основном когнитивно, а не эмоциями, заставляющими меня реагировать. Очевидно, что это недействительно. Это нереально. Кажется подделкой. Потому что это подделка. И ты можешь только притворяться так долго».

Он и его нынешняя жена перестали жить вместе в 2012 году. Он был у терапевта и ему прописали антидепрессанты. Хотя он все еще поддерживал связь со своей женой, было ясно, что отношения больше не работают. В июне 2015 года он пытался покончить жизнь самоубийством. «На самом деле я писал в Facebook и Twitter о самоубийстве, и кто-то — я так и не узнал кто — связался с полицией. Меня отвезли в больницу и лечили».

Психиатр направил Стивена на серию сеансов консультирования, а затем на курс психодинамической психотерапии, разновидности терапии, основанной на Фрейде, которая, пытаясь выявить бессознательные движущие силы мыслей и поведения, похожа на психоанализ.

© Дерек Брани для Mosaic. Исходная фотография с сайта iStock

.

Именно в книге Сью Герхардт под названием «Почему любовь имеет значение», которую рекомендовал его терапевт, он впервые столкнулся с концепцией алекситимии. «Я рассказал об этом на терапии, и именно тогда мы начали говорить о том, что я очень алекситимичен. Очевидно, у меня есть словарный запас. У меня есть слова для эмоций. Но являются ли они правильными словами для правильной эмоции — это совсем другой вопрос… Я просто подумал, что не умею говорить о том, что я чувствую, эмоциях и тому подобном. Но после года терапии стало очевидно, что когда я говорю об эмоциях, я на самом деле не знаю, о чем говорю».

Термин «алекситимия» восходит к книге, опубликованной в 1972 году, и берет свое начало во фрейдистской психодинамической литературе. Идеи Фрейда сейчас не в фаворе у большинства академических психологов, как объясняет Джефф Берд, доцент экспериментальной психологии Оксфордского университета. «Не в неуважении к этим традициям, но в когнитивной, нейро-, экспериментальной областях уже не так много людей действительно интересуются чем-либо, связанным с Фрейдом».

Но когда Бёрд прочитал об алекситимии, его описания заинтриговали. — На самом деле, это действительно удивительно. Для большинства людей «при низком уровне эмоций вы можете быть немного неуверенны в том, что именно чувствуете, но если у вас сильные эмоции, вы знает , что это такое». И все же как-то здесь были люди, которые просто не знали.

Берд начал свою научную карьеру, изучая аутизм, эмпатию и эмоциональную осведомленность, что привело к его интересу к алекситимии. В одном из своих первых исследований в этой области он связал алекситимию, измеряемую с помощью контрольного списка из 20 пунктов, разработанного в Университете Торонто, с отсутствием эмпатии. Если вы не можете чувствовать свои собственные эмоции обычным образом, вполне логично, что вы также не можете отождествлять себя с эмоциями других.

Но что действительно привлекло Берда к исследованию алекситимии, так это его общение с людьми с аутизмом. «Существовало мнение, что люди с аутизмом не обладают эмпатией. И это чушь. И вы можете увидеть это сразу же, как только встретите аутичных людей».

В ходе серии исследований Бёрд обнаружил, что около половины людей с аутизмом страдают алекситимией — это люди, которые борются с эмоциями и эмпатией, а остальные — нет. Другими словами, трудности, связанные с эмоциями, свойственны алекситимии, а не аутизму.

Гоночное сердце:

Птица увлечен распространением этого сообщения. Он с чувством рассказывает об одном конкретном волонтере-аутисте, у которого не было алекситимии: «Красивый парень с коэффициентом интеллекта, который мы не смогли измерить, это так хорошо. Он не мог удержаться на работе. Но он вызвался работать в доме престарелых, потому что хотел провести время с пользой. Они сказали: «О, из-за того, что у вас диагноз аутизм, вы не можете проявлять эмпатию, поэтому вы не можете заботиться о наших пожилых людях». Это просто смешно».

С тех пор Берд провел серию исследований, изучающих алекситимию вне контекста аутизма. Например, он обнаружил, что люди с этим заболеванием без труда узнают лица или различают изображения людей, улыбающихся и хмурящихся. «Но для некоторых из наших действительно алекситимичных людей, хотя они могут различать улыбку и хмурый взгляд, они понятия не имеют, что они есть . Это действительно очень странно».

Многие люди с этим заболеванием, с которыми встречалась Берд, говорят о том, что другие люди говорили им, что они другие, хотя некоторые действительно рано признают это в себе. «Я думаю, это немного похоже на неспособность видеть цвет, и все постоянно болтают о том, насколько это красное или насколько синее, и вы начинаете понимать, что есть аспект человеческого опыта, в котором вы просто не участвуете».

Помимо того, что Берд и его коллеги лучше охарактеризовали алекситимию, они также углубились в то, что ее объясняет, приняв аргумент, который может показаться замкнутым (у Стивена проблемы с эмоциями, потому что у него алекситимия, которая характеризуется проблемами с эмоциями), и это сразу отдельно.

В ситуациях, которые Стивен считает теоретически очень эмоциональными, например, когда он говорит кому-то «Я люблю тебя», он испытывает изменения внутри своего тела. «Я чувствую, как бьется мое сердце и прилив адреналина, но меня это чувство всегда пугает. Я не знаю, как реагировать. Это вызывает у меня желание либо убежать, либо отреагировать вербально агрессивно».

Страх и гнев — и замешательство — он понимает. «Все остальное кажется одинаковым… это такое чувство: «Эрррр, мне не совсем удобно с этим — это не совсем правильно».

© Дерек Брани для Mosaic. Исходная фотография с сайта iStock by Getty Images

.

Для Ребекки Брюэр, бывшей ученицы Берда, а ныне преподавателя психологии в Ройал Холлоуэй Лондонского университета, это имеет смысл. «При алекситимии люди часто знают, что испытывают эмоцию, но не знают, что это за эмоция», — объясняет она. «Это означает, что они все еще могут испытывать депрессию, возможно, потому, что они изо всех сил пытаются различать разные негативные эмоции и изо всех сил пытаются идентифицировать [положительные] эмоции. Как и в случае с тревогой, может случиться так, что кто-то испытывает эмоциональную реакцию, связанную с учащенным сердцебиением, что может быть возбуждением, но он не знает, как это интерпретировать, и может паниковать из-за того, что происходит в его теле».

Способность обнаруживать изменения внутри тела — от учащенного сердцебиения до отклонения кровотока, от полного мочевого пузыря до вздутия легких — известна как интероцепция. Это ваше восприятие собственного внутреннего состояния.

Различные эмоции связаны с различными физическими изменениями. В гневе, например, учащается сердцебиение, кровь приливает к лицу и сжимаются кулаки. При страхе также учащается сердцебиение, но кровь отливает от лица. Обычно считается, что эти изменения не являются полностью специфическими для отдельных эмоций, поэтому контекст также важен: если вы чувствуете, как бьется ваше сердце, и вы смотрите на паука, вы знаете, что чувствуете страх, а не сексуальное возбуждение.

Травма и пренебрежение:

Бёрд, Брюэр и другие обнаружили у людей с алекситимией сниженную способность, а иногда и полную неспособность производить, обнаруживать или интерпретировать эти внутренние телесные изменения. Люди с этим заболеванием имеют нормальный уровень интеллекта. Они, как и все остальные, могут понять, что видят паука, а не привлекательного потенциального партнера. Но либо их мозг не запускает физические изменения, которые, как кажется, необходимы для переживания эмоции, либо другие области их мозга не считывают эти сигналы должным образом.

В 2016 году Берд и Брюэр вместе с Ричардом Куком из Городского университета в Лондоне опубликовали исследовательскую работу, в которой алекситимия охарактеризована как «генерализованный дефицит интероцепции». Таким образом, это было объяснением проблем этих людей с эмоциями — но также, по сути, манифестом, утверждающим, что восприятие ряда телесных сигналов важно для переживания эмоций у остальных из нас.

Это идея, которую мы уже выражаем в повседневном языке: в английском языке извинения для того, чтобы что-то означать, должны быть «искренними». Если вы действительно любите кого-то, то «всем своим сердцем». Когда вы действительно злитесь , ваша «кровь кипит». Вместо того, чтобы говорить, что вы беспокоитесь, вы можете говорить о «бабочках в животе» (считается, что это вызвано отклонением кровотока от пищеварительной системы).

В детстве Стивен страдал от крайней эмоциональной запущенности. Когда ему было 6 лет, его мать намеренно подожгла их дом в Ноттингеме, в то время как она, Стивен, его младший брат и даже младшая сестра были внутри. К счастью, отец детей, уехавший на работу, понял, что забыл свой сухой паек, и вернулся домой.

Оглядываясь назад, Стивен говорит, что ясно, что его мать страдала послеродовой депрессией. Но она не получала лечения, «и все, что я знала, это тревога и беспокойство». После пожара его мать попала в тюрьму. Его отец был сталеваром, работавшим во все смены. «Сосед обратился в социальные службы, и папе сказали, чтобы он разбирался, иначе нас заберут. Никто из братьев или сестер моего отца не хотел меня или моего брата, потому что мы были маленькими дерьмами. Мы всегда были в беде. Ограбление магазинов. Все виды вещей. Так что мы попали под опеку».

До конца своего детства Стивен то жил в домах престарелых, то покидал их. Единственные эмоции, которые он помнит даже тогда, это страх, гнев и замешательство. «Рождество, дни рождения, ни с того ни с сего люди в домах престарелых добры ко мне… Я так и не привык к этому. Я всегда чувствовал себя неловко. Во мне просто мешанина чувств, которые я неправильно интерпретирую и не реагирую должным образом».

Алекситимия часто связана с травмой и пренебрежением с раннего возраста, объясняет Джефф Бёрд. Исследования близнецов также предполагают генетический компонент. И это также связано с определенными типами повреждений головного мозга, особенно с островковой долей, областью, которая получает интероцептивные сигналы.

Как отмечает Ребекка Брюэр, тревога, которую испытывает Стивен, характерна для людей с плохой интероцепцией. В Университете Сассекса Хьюго Кричли и Сара Гарфинкель, обладающие знаниями в области психиатрии и неврологии, ищут способы изменить интероцепцию, чтобы снизить тревогу.

Гарфинкель предложил трехмерную модель интероцепции, которая была хорошо принята другими специалистами в этой области. Во-первых, объективная точность восприятия интероцептивных сигналов — например, насколько хорошо вы считаете удары сердца. Во-вторых, субъективный отчет — насколько вы хороши, по вашему мнению. И в-третьих, метакогнитивная точность — насколько хорошо вы знаете, насколько вы хороши на самом деле.

Третье измерение важно, потому что различные исследования показали, что разрыв между тем, насколько хорошо кто-то думает, что он умеет считать удары сердца, например, и тем, насколько хорошо он на самом деле умеет, предсказывает уровень его беспокойства. Лиза Квадт, научный сотрудник Сассексской группы, в настоящее время проводит клинические испытания с целью проверить, может ли уменьшение этого разрыва у людей с аутизмом снизить их тревожность.

Снижение беспокойства:

В пилотном исследовании Кричли, Гарфинкель и аспирант Эбигейл Макланачан набрали группу студентов, которые пришли в лабораторию на шесть учебных занятий. На каждом сеансе они сначала выполняли задачу подсчета сердцебиения. Доброволец сидел в покое, держа на указательных пальцах резиновый пульсоксиметр, и сообщал, сколько ударов он насчитал. Затем Макланачан рассказал им, как они это сделали, чтобы они лучше поняли, насколько они точны.

Затем

Макланачан заставил их несколько минут прыгать или быстро ходить вверх по крутому холму за пределами здания — все, что было необходимо, чтобы повысить частоту сердечных сокращений, чтобы их было легче обнаружить. («Потому что некоторые люди действительно вообще не чувствуют биения своего сердца. Я не могу», — объясняет Квадт.) Затем они возвращались в лабораторию, снова выполняли задания и, как и раньше, каждый раз получали обратную связь.

Это было всего лишь экспериментальное исследование среди студентов в целом. Но через три недели студенты не только улучшили точность по всем трем параметрам интероцепции, но и сообщили о снижении тревожности примерно на 10 процентов.

В основном испытании добровольцы с диагнозом аутизм будут выполнять те же задания, что и в пилотном, но один раз в начале и один раз в конце они будут выполнять их в функциональном магнитно-резонансном томографе. Это позволит команде отслеживать активность в островковой доле, которая получает данные о частоте сердечных сокращений, и посмотреть, как изменения в этой активности могут соответствовать связям между миндалевидным телом, которое обнаруживает угрозы, и префронтальной корой, которая может определить, является ли потенциальная угроза действительно опасна или не опасна, и поэтому оправдано ли беспокойство. Надежда, объясняет Кричли, состоит в том, чтобы увидеть улучшенную связь между этими двумя областями, которая в предыдущих исследованиях связывалась со снижением тревожности.

Тем временем в Оксфорде Джефф Бёрд хочет рассмотреть идею о том, что существует два разных типа алекситимии. Люди с одним типом не производят достаточно телесных сигналов, необходимых для переживания эмоции, поэтому они вряд ли получат пользу от обучения группы Сассекс. Люди с другим типом производят всевозможные телесные ощущения, но их мозг не обрабатывает эти сигналы обычным образом. Эта вторая группа, в которую входит Стивен, может получить больше пользы.

Бёрд подчеркивает, что, хотя люди с алекситимией изо всех сил пытаются понять эмоции, это не означает, что они не заботятся о других людях. «По большей части люди с алекситимией могут распознать, что другие находятся в негативном состоянии, и это их огорчает. Проблема в том, что они не могут понять, что чувствует другой человек и что он чувствует, и, следовательно, как заставить другого человека чувствовать себя лучше или как уменьшить собственное беспокойство. Я думаю, что это важно, потому что в этом отношении алекситимия отличается от психопатии».

Стивен говорит, что для него это, безусловно, правда. И теоретически он бы приветствовал методику эмоциональной тренировки. «У меня есть несколько книг об эмоциях и чувствах, и они не имеют ни малейшего значения, потому что они не говорят достаточно конкретно о том, что вы на самом деле чувствуете в своем теле и какая эмоция».

Чувство силы:

На данный момент, учитывая отсутствие доступных методов лечения алекситимии, Стивен планирует использовать свое новообретенное понимание себя, полученное с помощью терапии, чтобы попытаться двигаться вперед. Сначала, по его словам, он надеялся, что терапия все исправит. «Я думал, что каждый день будет идеальным, блестящим… и я понял, что этого не произойдет. У меня всегда будут проблемы, всегда будут проблемы».

По его словам, он извлек ценные уроки. Хотя он и его жена все еще разлучены, они регулярно разговаривают, и теперь он старается не отвергать ее взгляды на свое беспокойство. «Вместо того, чтобы говорить «нет», я буду слушать. Я думаю: «Ну, ты знаешь, что такое эмоции, а я нет, так что я выслушаю тебя и либо приму это к сведению, либо найду способ справиться с этим». Он также думает о переходе на работу с людьми, которые борются со злоупотреблением психоактивными веществами, потому что он хотел бы вернуться к карьере, где он мог бы помогать людям.

Больше всего он полон решимости использовать свой диагноз алекситимии. «Для меня это придает мне силы — теперь я знаю об этом, я могу об этом читать. Я могу узнать больше об этом. И я могу разработать определенные инструменты, которые позволят мне бороться с этим».

Люди без алекситимии, вероятно, тоже могли бы пользоваться такими инструментами. Берд руководил работой, показывающей, что люди, которые лучше осознают свое сердцебиение, лучше способны распознавать эмоции других, что является важным первым шагом на пути к сопереживанию. Он планирует исследования, чтобы выяснить, может ли тренировка сердцебиения повысить эмпатию.

Те, кто хочет уменьшить чувство стресса и беспокойства в повседневной жизни, но не может или не хочет изменить источники стресса, могут вместо этого сосредоточиться на изменении сигналов, исходящих от их тела. Регулярные физические упражнения должны приглушать телесные сигналы (например, от сердца и кровообращения), которые мозг может интерпретировать как тревогу, поэтому он также должен приглушать чувство тревоги .

Знание того, что сигналы, поступающие от нашего тела, лежат в основе наших эмоций, может придать силы всем нам. Теперь, как это заставляет вас чувствовать?

Эта история изначально появилась на Mosaic . Он был отредактирован, чтобы отразить стиль Spectrum.

Что это такое и как с его помощью познать себя

Перейти к разделу

Как работает колесо эмоций?

Преимущества колеса эмоций

Как применить колесо эмоций на практике

Чувства сложны . Как мы узнали из классического трактата по психологии, Inside Out , можно чувствовать две вещи одновременно. Но также возможно не понимать, что мы чувствуем или что с этим делать.

В этом есть смысл — ведь люди могут испытывать более 34 000 различных эмоций. За этим нужно следить, и, конечно же, это нужно чувствовать. Более консервативные оценки определяют 27 различных эмоциональных состояний, но даже это слишком много. Даже самому преданному делу журналисту было бы трудно разобраться в этом.

Чтобы понять, что происходит под поверхностью, психолог Роберт Плутчик, доктор философии, упростил диапазон человеческих чувств до колеса эмоций. На нем изображены 8 основных эмоций, лежащих в основе наших переживаний, реакций и ощущений.

Вы можете использовать это колесо в качестве отправной точки, чтобы понять, почему вы чувствуете то, что чувствуете, что ваши чувства пытаются вам сказать и что с этим делать.

Что такое колесо эмоций?

Колесо эмоций – это круговая диаграмма, отображающая диапазон человеческих эмоций и то, как  они соотносятся друг с другом. Созданная психологом Робертом Плутчиком, доктором философии, большинство современных версий колеса эмоций имеют в центре 8 основных эмоций. Это радость, страх, удивление, гнев, доверие, печаль, отвращение и ожидание.

Как работает колесо эмоций?

(Источник изображения)

Колеса эмоций обычно имеют форму ярких цветов. В центре находятся наши основные эмоции: печаль , отвращение , гнев , ожидание , радость , страх , удивление и доверие . К внешним краям распространяются менее интенсивные варианты этих основных эмоций. Например, когда вы чувствуете раздражение, это более мягкая форма гнева.

Вот подробный обзор первичных и вторичных эмоций:

Печаль: включает горе, задумчивость, сожаление, обиду, неприятие, меланхолию, разочарование и депрессию

Отвращение: включает ненависть, незаинтересованность, неодобрение, отвращение пренебрежительное, отталкивающее и критическое

Гнев: включает ярость, раздражение, расстройство, оскорбление, горечь, насмешку, оскорбление, ревность, оскорбление и провокацию

Ожидание: включает интерес, бдительность, волнение, осведомленность, нетерпение, ожидание, тревогу и осторожность

Радость: включает счастье, экстаз, восторг, удовольствие, триумф, удовлетворение, удовлетворение, гордость и безмятежность

Страх: включает ужас, осторожность, опасение, озабоченность, беспокойство, тревога, стресс и нервозность

Удивление: включает изумление, отвлечение внимания, удивление, трепет, веселье, шок, безмолвие и недоверие

Доверие: включает в себя безопасность, уязвимость, надежду, позитив, безопасность, поддержку, комфорт и расслабленность.

Был ли у вас когда-нибудь разговор с кем-то, который звучал так:

Человек: «Тебе должно быть очень грустно, что все получилось не так, как ты хотел».

Вы: «Нет, я не совсем расстроен, просто разочарован».

В некотором смысле то, что вы здесь выражаете, является нюансом колеса эмоций. Вы говорите, что ваша эмоция недостаточно интенсивна, чтобы быть грустью (основной/основной эмоцией). Вместо этого вы находитесь на внешней границе основного чувства или, может быть, чувствуете смесь одной или нескольких эмоций.

Противоположные эмоции

Если вы посмотрите на изображения выше, вы увидите, что каждая из основных эмоций находится прямо напротив своей полярной противоположности.

Основные эмоции объединяются в пары следующим образом:

  • радость и печаль/экстаз и горе
  • доверие и отвращение/восхищение и ненависть
  • гнев и ужас/ярость и страх
  • ожидание и удивление/бдительность и изумление

Визуальное представление этих противоположностей также может помочь нам лучше понять наши чувства и реакции на других. Противоположные эмоции имеют тенденцию не столько гасить друг друга, сколько усиливать чувство или взаимодействие.

Например, если вы испытываете основную эмоцию, такую ​​как горе, и сталкиваетесь с кем-то в состоянии экстаза, это может усилить ваше чувство горя и дезориентировать. Когда вы глубоко восхищаетесь кем-то и сталкиваетесь с человеком, который ненавидит все, чем вы восхищаетесь, вы можете отреагировать решительно, защищаясь. В любом случае вы отталкиваете друг друга. В эмоциях противоположности не притягиваются.

 

Некоторые версии колеса эмоций показывают наши чувства гораздо более подробно. Например, эта версия колеса эмоций показывает только шесть основных эмоций — только отрицательных — и гораздо больше вторичных эмоций. Вы могли заметить, что «маленький» появляется как подмножество стыда и печали.

(Источник изображения)

Колесо ощущений против колеса эмоций

В то время как многие исследователи и терапевты адаптировали колесо для своих собственных целей, оригинальная версия колеса чувств (с его шестью основными чувствами) была создана доктором С. Глория Уиллкокс в 1982 году.

Согласно многим источникам, колесо эмоций Плутчика было впервые предложено в 1980 году. Эти две модели похожи, главное отличие заключается в количестве основных эмоций в центре. Строго говоря, модель Уилкокса — это колесо чувств, а модель Плутчика — колесо эмоций.

Преимущества колеса эмоций

Когда колесо эмоций используется как способ проверить себя, это полезный инструмент для развития самосознания. Есть два основных способа развития эмоциональной грамотности.

Во-первых, так легче понять и выразить свои чувства. Бывают моменты, когда наши эмоции довольно прямолинейны. Например, мы можем испытывать благодарность, когда кто-то делает для нас что-то хорошее.

В таких случаях колесо ощущений может иметь ограниченное применение. Вероятно, вы уже знаете, что отражает эмоция и как она влияет на ваше поведение.

Однако человеческие эмоции — это не только та таинственная сила, которая заставляет нас плакать в рекламе автомобилей. Они, как и большинство вещей, с которыми мы сталкиваемся, были усовершенствованы эволюцией как механизм выживания. По словам Плутчика, когда мы испытываем какое-либо чувство, это происходит потому, что конкретный стимул вызвал желание участвовать в определенном поведении.

Мы знакомы с этой идеей. Подумайте о реакции «бей или беги». Первоначально предназначенный для защиты от хищников, мы могли бы думать о нем как о части цепной реакции, управляемой эмоциями. Мы осознаем угрозу, чувствуем страх или злость и в результате решаем атаковать или убежать.

Это второе основное преимущество колеса эмоций — понимание эмоций как способа запустить поведение, ориентированное на выживание. Когда мы думаем об эмоциях как о неконтролируемой неприятности, мы мало что можем с ними поделать.

Но когда мы понимаем, что они пытаются сказать, мы можем обратиться к реальной потребности под поверхностью.

Как применить колесо эмоций на практике

Чтобы понять, как работают чувства, полезно понять теорию конструирования эмоций .

Изложенная профессором психологии и нейробиологом доктором Лизой Фельдман Барретт в книге « Как создаются эмоции », теория сконструированных эмоций объясняет, что наши чувства — это не просто «реакции». Наоборот, это то, как наш мозг осмысливает информацию вокруг нас и наши физические ощущения.

В некотором смысле ее работа противоречит теории Плутчика. Но они оба согласны с тем, что наши эмоции и то, как мы их интерпретируем, могут многому нас научить.

Когда наш мозг видит что-то, на что нам нужно отреагировать, у нас возникает физическая реакция. Многие из нас думают об этих физических реакциях как о самих эмоциях. Тем не менее, они являются мозгом, посылающим импульс для вероятного последующего действия.

Например, когда мы чувствуем стресс, наше сердцебиение учащается. Контекст и наш предыдущий опыт будут влиять на то, интерпретируем ли мы ощущение как страх, гнев или влечение.

Использование такого инструмента, как колесо эмоций, может помочь вам лучше понять, что вы чувствуете. Это дает вам возможность реагировать, а не реагировать.

Плутчик назвал это поведенческой адаптацией. Вот его модель того, как восемь основных эмоций соответствуют адаптивному поведению:

Адаптация прототипа

Гипотетическая эмоция

Защита:

Отступление, отступление, сокращение

Страх, ужас

Разрушение:

Устранение барьеров на пути к удовлетворению

потребностей

Гнев, ярость

Регистрация:

Проглатывание пищи

Приемка

Отказ:

Реакция Riddance на вредный материал

Отвращение

Репродукция:

Подход, контакт, генетический обмен

Радость, удовольствие

Реинтеграция:

Реакция на потерю питательного объекта

Печаль, горе

Разведка:

Исследование своего окружения

Любопытство, играй

Ориентация:

Реакция на контакт со странным объектом

Сюрприз

(источник таблицы)


Вот 6 способов использования колеса эмоций для развития отношений с собой и окружающими:

Отношения с самим собой

спирали на своих дорожках.
Но вместо того, чтобы отталкивать чувство, оно может помочь вам понять его.

Эмоции и логическое мышление возникают в двух разных частях мозга. Навешивание ярлыков вытягивает вас из контура эмоций в префронтальную кору. Эта часть мозга помогает вам рассуждать и решать проблемы.

Попробуйте использовать колесо эмоций, когда заметите, что чувствуете что-то — положительное или отрицательное. Чем больше вы будете практиковаться в обозначении своих чувств, тем больше у вас будет возможностей выбирать, как на них реагировать.

2. В качестве инструмента для самосознания

Когда мы начинаем обращать внимание на свои чувства, будь то ведение дневника, коучинг или другие виды Внутренней работы®, мы развиваем самосознание. Колесо чувств может помочь нам развить более широкий эмоциональный словарный запас.

Например, вы чувствуете себя измотанным, и это мешает вам оставаться заинтересованным и вовлеченным в работу. Вы можете посмотреть «интерес» на колесе эмоций — это смесь радости и предвкушения.

Или вы могли бы посмотреть на колесо чувств. Чувство «беспомощности» — разновидность страха, тогда как чувство «уныния» подпадает под грусть.

Знание основной эмоции, скрытой за вашими поверхностными чувствами, может помочь вам понять, что вызывает вашу эмоциональную реакцию.

3. В качестве инструмента эмоциональной регуляции

Эмоциональная регуляция — это способность оставаться спокойным, собранным и сосредоточенным во время стресса. Когда люди обладают сильными навыками эмоциональной регуляции, они более устойчивы, лучше работают в команде, более гибки и имеют более высокие баллы по другим показателям, связанным с максимальной производительностью.

К сожалению, большинство из нас чувствует первые признаки дискомфорта, и мы отключаемся. Вместо того, чтобы реагировать на стресс, пытаясь свести его к минимуму, мы можем использовать колесо эмоций для поиска эмоциональной потребности.

Отношения с другими

4. В качестве инструмента общения

Если вам трудно объяснить другим, что вы чувствуете, колесо эмоций может помочь начать разговор. Я думаю, что понимание того, как вторичные чувства представляют собой смесь двух первичных эмоций, — это хороший способ начать.

Например, если вы испытываете угрызения совести, колесо Плутчика классифицирует это как отвращение плюс печаль. Оттуда вы можете начать говорить о том, что вызывает каждую эмоцию.

5. Как инструмент для понимания других

Не всем легко или безопасно выражать свои эмоции. Иногда, когда кто-то что-то говорит, мы можем сказать, что под поверхностью происходит нечто большее. Однако вы можете не знать точно, что это такое.

Что может звучать громко и отчетливо, так это первичная эмоция — например, верхняя нота. Это часто случается с гневом и грустью.

Когда вы понимаете, что нюансы вторичных эмоций могут быть подавлены первичными эмоциями, вам легче понять поведение людей. Например, если у вас есть коллега, который всегда кажется раздраженным, вы можете обнаружить, что ее враждебность маскирует чувство обделенности или подавленности.

Мы не рекомендуем подвергать психоанализу всех ваших коллег. Но понимание того, как эмоции помогают понять поведение людей, может помочь развить эмоциональный интеллект в вашей команде.

6. В качестве учебного пособия для детей

Дети, как правило, эмоционально осведомлены. Но хотя они настроены на то, что чувствуют, у них часто нет эмоционального словаря, чтобы выразить это. Если вы практикуете методы осознанного воспитания или просто хотите, чтобы инструмент лучше понимал ваших детей, вам может помочь колесо эмоций.

Детям понравится разнообразие чувств, из которых они могут выбирать, вместо того, чтобы ограничиваться несколькими основными.

Заключительные мысли

Когда мы останавливаемся и прислушиваемся к своим чувствам, мы развиваем эмоциональное осознание, чтобы понять, что они нам говорят. Чувства и эмоции нельзя подавлять. Частью эмоционального благополучия является использование наших чувств для определения того, где мы не согласовываемся с нашими потребностями и ценностями.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts