Морально нравственное воспитание: Морально-нравственные качества молодежи | mosi.ru

Содержание

Морально-нравственные качества молодежи | mosi.ru

Изучение морально-нравственных качеств подрастающего поколения представляет особо важную проблему. Много говорится о нравственности, однако очень мало работ, посвященных этой проблеме, хотя именно нравственность способствует развитию и процветанию общества.

Морально-нравственные качества определяют поведение человека в семье, обществе, мире и выступают основой диалога, общения и взаимодействия как между людьми, так и между социальными общностями [1, с. 56]. В настоящее время общество переживает морально-нравственный кризис, наблюдается процесс снижения нравственности не только подрастающего поколения, но и взрослого населения. Сейчас, когда нравственно-духовный потенциал истощен, необходимы шаги, которые бы смогли стабилизировать духовно-нравственное состояние общества. Поэтому целью нашей работы являлось изучение уровня значимых нравственных ценностей молодежи. Для достижения поставленной цели использовались такие методики, как «Друг-советчик 2» С.

А. Черняевой [2, с. 58], «Изучение ценностей личности» Ш.Шварца [3, с. 38]. В исследовании принимали участие 60 человек. Это молодежь в возрасте 18-25 лет. Среди испытуемых было 30 верующих и 30 неверующих.

В результате исследования определились 3 типа уровня нравственности, это люди с:

  • Позитивным моральным выбором
  • Негативным моральным выбором
  • Промежуточным, уклончивым выбором

У верующей молодежи позитивно-моральный выбор проявился во всех ситуациях. Если посмотреть по отдельным ситуациям, например, связанным с семейными отношениями, наибольшее отличие морально-позитивного выбора касается верности супругов, неверующие не считают нужным хранить верность и склонны к разводу. Для верующей молодежи значимым является уважать родителей, помогать в старости и немощи, а у неверующих уклончивые, неопределенные ответы в этой ситуации. Верующие считают аморальной эротику, у неверующих противоположное мнение. Принципиально разный подход проявляется в ситуации «взятие чужого» и чувства совести за поступок: у верующих это неприемлемо, у неверующих легкомысленное отношение к этой ситуации.

При исследовании ценностей, как руководящих принципов жизни, у верующей молодежи ведущими ценностями являются: духовная жизнь, скромность, уважение родителей и благочестивость, а у неверующих ведущей ценностью является успешность. Это связано с тем, что у верующих людей самым главным в жизни являются духовные ценности. Эти данные еще раз говорят о важности морально-нравственного воспитания молодежи.

Можно ли вообще сомневаться в том, что внешняя сила народа питается из источника той духовной силы, которую образуют личности и ее составляющие. Личность задавливается еще в самом зачатке ее развития, в школе, дающей ей неподходящую пищу вместе с тяжелым нравственным гнетом окружающей среды [4]. Духовность каждой личности обеспечивает развитие новой духовной жизни народа. Поэтому духовное и морально-нравственное воспитание оздоравливает всё общество.

 

Литература

  1. Братусь Е.С. Психология. Нравственность. Культура / Е.С. Братусь.  – М., 1994.
  2. Черняева С.А. Развитие личности и психологическая помощь в свете христианского мировоззрения / С.А. Черняева. – СПб., 2007.
  3. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности / В.Н. Карандашев. – СПб., 2004.
  4. www.yuriev.spb.ru

Привет от Тимура и Ко: нужно ли детям морально-нравственное воспитание?

Исследования доказывают, что даже малыши способны различать добро и зло, а эмпатия и мораль — врождённые качества человека. Возникает логичный вопрос: нужно ли тогда целенаправленно воспитывать в детях нравственное поведение? И если да, то как это правильно сделать? Разбираемся в проблеме вместе с Ольгой Агафоновой, семейным психологом и экспертом журнала «Psychologies».

Сам себе не воспитатель 

Ученые считают, что предрасположенность к сопереживанию ближнему заложена в нас природой: даже самые маленькие дети способны «считывать» эмоции окружающих и реагировать на них. На этом постулате основываются и современные подходы к воспитанию в раннем детстве, например, Educaring Approach.

Более того, возможно, что такое качество как эмпатия даже досталось нам в наследство от обезьян. 

В своей работе «Последние объятие мамы. Чему нас учат эмоции животных» французский приматолог Франс де Вааль пишет: «Обезьяны не только подходят к страдающему, но и выполняют точно те же самые действия, что и люди, — трогают, обнимают, целуют. Посмотрев видеоматериалы исследования с участием человеческих детей, я сразу же понял, что все это время изучаю именно эмпатическую заботу. Так зачем мне придумывать для нее какие-то другие термины? Утешающее поведение отмечается у многих животных, от собак до грызунов, от слонов до дельфинов, хотя жесты у каждого вида при этом свои». 

Кажется, отсюда следует, что нравственное поведение человека — это продукт эволюции, а значит, ребенок естественным образом и сам способен научиться отличать плохое от хорошего и с уважением относиться к ближним.

Однако все не так просто. Джастин Уильямс, детский психиатр и преподаватель Абердинского университета, доказал, что «эмпатия», которую проявляют малыши — лишь подражание поведению взрослых. Дети не отдают себе отчёта в том, действительно ли их поведение правильно с нравственной точки зрения, они лишь копируют эмоции и действия, которые сопутствуют их проявлению.

На практике это значит, что дети будут считать правильными и те поступки, которые противоречат принципам нравственности, если кто-то будет их за это поощрять. Дети в возрасте до 10 лет эгоцентричны и плохо воспринимают к отвлеченные «нравоучения». Они делают ровно то, за что их награждают родители и значимые взрослые, и потому именно на этом этапе особенно важно направлять поступки малышей в верное русло.

Не сказкой единой

Ещё одно распространённое заблуждение — что дети и сами способны понять, что такое добро и зло. Действительно, подвергаясь с младенчества воздействию культурной среды, дети быстро усваивают традиционные образы «героев» и «злодеев» и могут уже в четыре года сказать, какой персонаж — хороший, а какой — плохой. Кроме того, в сказках отыгрывается много страхов, например, страх смерти. Однако, способности оценивать поступки с моральных позиций не будет совершенной, если она основана только на потреблении художественных произведений.

Дело в том, что детские книги, мультфильмы и далее по списку построены на делении мира на чёрное и белое: в них всегда есть абсолютно нравственно чистые «герои» и откровенные «злодеи». Из-за этого у ребёнка формируются опасные по своей однозначности установки о том, что одни люди по определению «хорошие», а другие — «плохие». 

Для психики дошкольника это абсолютная норма, но задача родителей постепенно расширять диапазон восприятия мира, добавлять к черному и белому полутона. Не стоит «вываливать» на семилетнего ребенка всю неоднозначность и сложность бытия, но обсудить с ним поступок персонажа с точки зрения других героев, поставить себя на его место, понять причины, будет полезно для развития нравственных суждений.

Иными словами, литература — это хорошо, по-настоящему усвоить моральные нормы дети способны только при активном участии близких взрослых.

Воспитывайте себя

Нравственные ценности ребенку транслирует общество, культурные институты, но прежде всего семья. Поэтому, подчеркивает Ольга Агафонова, не стоит удивляться их многообразию и прибегать к догматизму. А чтобы передать ребенку то, во что вы верите и считаете правильным, нужно воспитывать не его, а себя.

Допустим, мужчина идет с сыном по улице, папа плюнул на асфальт, сын повторил и получил от отца подзатыльник. Это странно: за что? Ведь своим примером он сам показал сыну, что это допустимо.

Потом, даже если вы руководствуетесь этим правилом, уберите иллюзии, что стопроцентно получится воспитать ребенка в вашей системе координат. Дети — не роботы и не дрессированные зверюшки, это люди с индивидуальными особенностями, характером. Часто, чем больше взрослые стараются сделать из ребенка «приличного» человека, тем больше он потом срывается в ненормативное поведение, пытаясь таким образом отстоять свою самость. 

Нет общего алгоритма, единых правил, как воспитать идеального, нравственного человека. Прежде всего быть такими самим.

Чтобы ребенок учился выносить свои суждения, вдумчиво проявлять эмпатию и ставить себя на место другого, полезно обсуждать с ним волнующие его ситуации. Главное делать это в моменте, незамедлительно. Не «дома поговорим», а здесь и сейчас. Не стоит сразу начинать учить ребенка, как жить: от длинных и нудных речей детям становится скучно. Введите малыша в беседу как полноправного участника. Узнайте, что его смутило, как он видит ситуацию, как он считает правильным поступить. Научите его смотреть на себя со стороны, разыграйте психодраму по ролям. Когда дети вовлечены, слушают, говорят, двигаются, обсуждают, они выносят из беседы максимум.

Начать такой разговор можно с любого возраста: берем жизненно важную ситуацию и говорим на понятном для ребенка языке. Например, с трехлеткой получится обсудить проблему «делиться-не делиться»: в каких случаях это хорошо, какие правила и границы установить, чтобы не обидеть себя или товарища.

Основной маркер — насколько сам ребенок способен прочувствовать на себе то, что делает другому. 

Нет ничего предосудительного и в том, чтобы поощрять правильные, по мнению родителей, поступки, если в семье это принято. Однако стоит помнить, что отказ от «сладкого» проходит тяжело: как только «сахарок» отменяется, вся мотивация к действию у ребенка рушится. 

Если нравственные нормы в семье не совпадают с общественными, например, в случае национальных или сексуальных меньшинств, опять же, нужно начать с себя: если семья искренне верит в свой уклад, взгляды и ценности, тогда и ребенок будет идти с этой уверенностью и знанием, что он такой, какой есть, и имеет на это полное право.


Партнерский материал

Строим лучшее будущее | Через образование

Построение будущего через лучшее образование

Образование — ключ к светлому будущему.

Последние новости

Новости образования

7 эффективных стратегий для создания сильных лидерских команд K-12

В сегодняшней сложной образовательной среде сильное и эффективное руководство имеет решающее значение для позитивных изменений и достижения высоких результатов в K-12

Подробнее »

Через образование 5 июня 2023 г.

Быстрый путь к совершенству в сестринском деле: участие в онлайн-программе ABSN

В динамичной и постоянно развивающейся сфере здравоохранения медсестры играют решающую роль в обеспечении качественного ухода за пациентами и содействии их благополучию

Подробнее »

Через образование 30 мая 2023 г.

Преимущества получения докторской степени в области геронтологии для НП

В эпоху стремительного старения населения планеты потребность в специалистах здравоохранения со специальными знаниями в области геронтологии

Подробнее »

Через образование 30 мая 2023 г.

Студенческий центр

Стипендии для обучения в частной школе: поиск и подача заявки на финансирование

Рассматривая возможности получения образования, частные школы предлагают учащимся ряд преимуществ, которых нет в государственных школах. От младших классов

Подробнее »

Через образование 18 мая 2023 г.

Как оставаться в безопасности на общественных мероприятиях в колледже

Общественные мероприятия, такие как вечеринки в колледже, позволяют расслабиться и повеселиться, но также сопряжены с некоторыми рисками, которые следует учитывать.

Подробнее »

Через образование 15 мая 2023 г.

Подробное руководство по подаче заявления в колледж в качестве потенциального студента

Получение высшего образования необходимо на пути к построению успешной карьеры. Но с таким количеством вариантов и

Подробнее »

Через образование 12 мая 2023 г.

Уголок учителя

Использование ассоциативного обучения для помощи учащимся с ограниченными возможностями

Образование является основным правом всех людей, включая людей с ограниченными возможностями. В США около 7,2 млн студентов

Подробнее »

Через образование 29 апреля 2023 г.

Как неассоциативное обучение может повлиять на классную среду

Развитие современных методов обучения произвело революцию в системе образования, предоставив новые и инновационные способы вовлечения учащихся и

Подробнее »

Через образование 27 апреля 2023 г.

Как использовать ассоциативные стратегии обучения для повышения успеваемости учащихся

Современная классная обстановка с годами значительно изменилась, и, как следствие, изменились и методы обучения. С

Подробнее »

ЧерезОбразование 25 апреля 2023 г.

Строим лучшее будущее | Через образование

Построение будущего через лучшее образование

Образование — ключ к светлому будущему.

Последние новости

Новости образования

7 эффективных стратегий для создания сильных лидерских команд K-12

В сегодняшней сложной образовательной среде сильное и эффективное руководство имеет решающее значение для позитивных изменений и достижения высоких результатов в K-12

Подробнее »

Через образование 5 июня 2023 г.

Быстрый путь к совершенству в сестринском деле: участие в онлайн-программе ABSN

В динамичной и постоянно развивающейся сфере здравоохранения медсестры играют решающую роль в обеспечении качественного ухода за пациентами и содействии их благополучию

Подробнее »

Через образование 30 мая 2023 г.

Преимущества получения докторской степени в области геронтологии для НП

В эпоху стремительного старения населения планеты потребность в специалистах здравоохранения со специальными знаниями в области геронтологии

Подробнее »

Через образование 30 мая 2023 г.

Студенческий центр

Стипендии для обучения в частной школе: поиск и подача заявки на финансирование

Рассматривая возможности получения образования, частные школы предлагают учащимся ряд преимуществ, которых нет в государственных школах. От младших классов

Подробнее »

Через образование 18 мая 2023 г.

Как оставаться в безопасности на общественных мероприятиях в колледже

Общественные мероприятия, такие как вечеринки в колледже, позволяют расслабиться и повеселиться, но также сопряжены с некоторыми рисками, которые следует учитывать.

Подробнее »

Через образование 15 мая 2023 г.

Подробное руководство по подаче заявления в колледж в качестве потенциального студента

Получение высшего образования необходимо на пути к построению успешной карьеры. Но с таким количеством вариантов и

Подробнее »

Через образование 12 мая 2023 г.

Уголок учителя

Использование ассоциативного обучения для помощи учащимся с ограниченными возможностями

Образование является основным правом всех людей, включая людей с ограниченными возможностями.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts