|
Как происходит моральное развитие детей: стадии, внутренние и внешние факторы, результаты
Задача родителей — сформировать универсальные принципы и вооружить ребенка нравственными способами самозащиты
Цель нашей эволюции — развитие человеческих качеств, того, что отличает нас от животных. Все психические ресурсы человека необходимы для выстраивания нравственной картины мира. Какие факторы влияют на уровень нашего морального развития? И какие моральные качества и установки должны быть сформированы у детей к 6–7 годам? Об этом говорила психолог, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ Татьяна Авдулова на семинаре «Механизмы и методы морального развития детей». Публикуем первую часть нашего конспекта этого выступления.
В современном мире, к сожалению, вопросы морали и нравственности стоят обычно на последнем месте. Сначала мы стремимся приобрести знания, выстроить отношения, достичь определенного статуса, заработать материальные блага и только потом начинаем задумываться о вопросах морали. Почему же общество не всегда выделяет нравственность как задачу развития? Почему нравственность входит в конфликт с социальными требованиями? Ответ заключается в том, что нравственным быть трудно. Нравственное поведение не всегда поощряется, оно не ведет к каким-то дивидендам, благополучию, комфорту. В глобальном смысле нравственность — это тяжелый выбор.
С точки зрения психологии моральное развитие — процесс возрастного освоения и присвоения нравственных норм, категорий и принципов.
Это освоение происходит через их осмысление, эмоциональное принятие и готовность реализовывать в поведении и в отношениях с другими людьми. Все эти аспекты очень важны. Мы часто делаем акцент на когнитивной стороне: давайте научим, объясним, дадим максимальную информацию… Но знания — ничто, если нет эмоций: сочувствия, сопереживания, настроенности на другого человека.
Стадии морального развития
Стадия морального развития определяется по тому, какое мы принимаем решение в ситуации морального выбора. Причем решение свободное, когда никто не давит и не принуждает, и при этом решение не приносит явной выгоды. В этом случае выбор осуществляется на основе нравственных принципов.
Понять, на какой стадии морального развития находится человек, помогает шкала Лоуренса Колберга.
- Мораль послушания (поступать правильно, чтобы избежать наказания) и мораль выгоды (ты — мне, я — тебе).
- Мораль «хорошего мальчика» (поступать правильно ради одобрения) и поддержание порядка и социальной справедливости (все должно быть упорядочено и организовано по правилам, иначе общество развалится).
- Целесообразность и полезность (обоснование в каждом конкретном случае логики выбора).
- Наконец, самый редкий и высокий уровень морального развития — внутренние моральные принципы: в этом случае человек вырабатывает собственную моральную позицию, которая обоснована, присвоена и непоколебима.
Факторы морального развития
Моральное развитие не подчиняется системе внешних «моральных инструкций». Даже если у нас есть четкий алгоритм, применить его однозначно бывает сложно, потому что в него вмешиваются разнообразные факторы, прежде всего межличностные. Многочисленные коммуникации и взаимодействия осложняют нам процесс моделирования того, что есть Добро, а что Зло. В такой ситуации межличностные коммуникации можно рассматривать как необходимое условие формирования нравственных оценок.
Какие факторы влияют на моральное развитие ребенка?
Система отношений
В ней главное место занимают детско-родительские отношения. Система выстраивается в зависимости от того, как развиваются отношения между ребенком и родителем с самого раннего детства. Сейчас родители стали больше любить своих детей и реже жестоко наказывать, и это отчетливо положительная тенденция. Но при этом мы часто впадаем в другую крайность, когда любовь начинают понимать как вседозволенность, попустительство, тотальную свободу. Это опасный путь, поскольку регуляторные процессы закладываются уже в младенческом возрасте. Младенцу, вцепившемуся в волосы бабушке, нельзя объяснить, почему это плохо; но дать понять, что так делать нельзя — можно и нужно.
Опыт общения со сверстниками
Взаимодействие с «такими же, как я», — школа реального морального выбора. Если взрослые создают правила, некую идеальную модель, учат, как должно быть, то в общении со сверстниками ребенок отрабатывает полученные знания на практике. Так формируются реальные отношения. В тесных взаимоотношениях с ровесниками у детей возникают сложнейшие задачи, которые иногда даже нельзя спрогнозировать заранее.
Внутренние факторы, личностные предпосылки
Иногда тревожный ребенок будет более нравственным в поведении, чем не тревожный, но не потому, что у него есть какие-то глубинные принципы и он вышел на самый высокий уровень морального развития, а потому, что он как раз остался на первом уровне и испытывает сильный страх наказания. Если другой, более мощный страх будет подталкивать его в сторону менее нравственного поведения, его позиция изменится.
Внешние факторы
Внешние факторы — это воздействие среды или тот жизненный опыт, с которым приходится сталкиваться ребенку по мере развития. В наше время сложилась двойственная картина. С одной стороны, качество жизни, качество детства значительно повысились, но с другой стороны, современным детям явно не хватает сложностей. Конечно, речь идет о сложностях посильных, по возрасту — о таких сложностях, с которыми ребенок может справиться и выйти из ситуации с мыслью «Я молодец!». Подобный опыт у современных детей крайне бедный, у них редко возникают ситуации серьезного морального выбора.
Показатели морального развития в возрасте 6–7 лет
1. Развитие морального мышления, которое позволяет ребенку понимать и осознавать основные категории Добра и Зла, выделять нормы и правила поведения.
2. Способность воспринимать реальность через призму моральных оценок, которые базово не заданы (в отличие от физических законов). Эмпирические законы мира ребенок осваивает естественным образом, а вот с моральными законами сложнее. Они не так очевидны, не так явно присутствуют в опыте. Знакомство с правилами морали — отдельная задача воспитания.
3. Способность осознавать последствия своих поступков и задумываться о причинах своего поведения. Рубеж семи лет для многих религий критичен именно потому, что к этому возрасту ребенок уже отчасти научился действовать осознанно, задумываться наперед о том, к чему приведут его поступки. Понятно, что рефлексия и глубины самопознания еще впереди, но основы уже должны быть заложены.
4. Развитие нравственных чувств: сопереживания, сочувствия, эмпатии. Эмпатия вообще-то не эмоция дошкольника, это высшая эмоция, которая формируется позже, но зачатки эмпатии к 6–7 годам уже появляются.
5. Способность когнитивно и эмоционально встать на позицию другого человека, понять, «каково ему», и действовать в соответствии с этим пониманием.
6. Опыт осуществления реального морального выбора. Ребенок должен сталкиваться с ситуациями, где он выбирает из альтернатив и переживает последствия своего выбора. А как поступить? Как лучше? Эти выборы и поступки должны подвергаться моральной оценке. Он должен получать обратную связь в отношении своего поведения с точки зрения нравственности.
7. Опыт переживания спектра чувств при совершении нравственного поступка. Оказавшись в ситуации морального выбора, когда можно поступить по-разному, дети испытывают множество разных чувств: от искушения и желания обмануть до угрызений совести и попыток прислушаться к внутреннему голосу. При этом, сделав выбор, ребенок потом пытается объяснить его себе и окружающим.
8. Коммуникативный опыт сотрудничества, компромисса, договоренностей. Этот опыт может быть получен в насыщенном сложном общении со сверстниками. У домашних детей, не включенных в сообщество, возможностей для общения меньше. Чем насыщеннее общение, тем больше опыта, и негативного в том числе. Ребенок должен учиться с ним справляться.
«Парниковые» дети, взрослея, сталкиваются с проблемами, которые им не по силам, потому что у них не было встречи со злом. И они не понимают, как с этим злом взаимодействовать.
9. Стыд как переживание собственного несоответствия моральным и социальным нормам, которые транслируются в окружении ребенка; к школьному возрасту у ребенка уже должен быть опыт переживания стыда.
10. Совесть как внутренний механизм: негативные чувства, которые возникают в результате сопоставления своего реального поведения с должным, преобразуются в готовность изменить поведение. Совесть позволяет регулировать поведение: «Я могу совершить проступок, главное, чтобы я понимал, как потом себя вести».
Как возникают самоконтроль, чувство вины и стыда, умение сочувствовать другому и в целом регуляция поведения? Ребенок достигает определенного уровня морального развития благодаря нескольким механизмам, о которых пойдет речь во второй части статьи.
Роль семьи
Семья оказывает сильнейшее влияние на моральное развитие ребенка, закладывая базу и основы поведения. Задача родителей — сформировать универсальные принципы. Важно вооружить ребенка социально приемлемыми нравственными способами самозащиты и помнить о том, что психика человека — подвижный механизм, который поддается влиянию извне и который может меняться под воздействием разных обстоятельств.
Чем крепче будет фундамент и разнообразнее опыт детских переживаний, тем больше уверенности в собственных силах будет у ребенка в будущем и тем более гармоничные отношения он сможет выстроить с окружающим миром.
Источник:
Семинар «Механизмы и методы морального развития детей» Т.П. Авдуловой в рамках проекта «ПЕДАГОГИКА LAB» в Московском институте психоанализа, 29 октября 2019 года.
Продолжение нашего конспекта читайте здесь.
Семейная этика | Национальная коммуникационная ассоциация
1 октября 2009 г.
Этика общения, Связь со здоровьем, Межличностное общение
Книга Джоди Пиколт, Хранительница моей сестры, иллюстрирует противопоставление семейной этики и семейного общения, пересказывая правдивую историю Адама и Молли Нэш о многочисленных этических решениях, которые приходится принимать семье после того, как у ребенка диагностировано редкое заболевание. . В книге рассказывается о борьбе каждого члена семьи, поскольку семья пытается понять, почему одна дочь хочет свободы делать свой собственный медицинский выбор. Точка зрения каждого члена семьи на медицинскую, семейную, социальную и личную этику развивается по мере развития повествования. При этом Пиколт дает представление о принятии семейных решений, а также о поведенческих ожиданиях членов семьи друг от друга.
Хранительница моей сестры показывает, что семейные проблемы редко имеют простые правильные или неправильные решения.
Хотя Хранитель моей сестры это экстремальная медицинская ситуация, семьи также сталкиваются с аналогичными этическими проблемами при решении более распространенных медицинских дилемм. Например, многие семьи должны контролировать синдром дефицита внимания/гиперактивности ребенка (СДВГ). Представьте себе семью с чрезвычайно гиперактивным ребенком. Родители постоянно жалуются на стресс, который ребенок оказывает семье. Дома возникают постоянные ссоры даже из-за самых простых дел, таких как уборка детской комнаты. Семья ограничивает общение с друзьями и более отдаленными членами семьи, чтобы предотвратить объяснения и оправдания поведения ребенка.
После обращения за профессиональной помощью и опробования нескольких методов лечения семья сталкивается с этическим решением: лечить ребенка или нет. Мать предпочитает лекарства как средство снижения семейного стресса. Меньше стресса приведет к тому, что члены семьи будут больше наслаждаться обществом друг друга. Отец опасается, что лечение ребенка лекарствами приведет к тому, что другие, в частности учителя, будут воспринимать ребенка как отличающегося от других, не говоря уже о его беспокойстве по поводу того, как лекарство может повлиять на мозг ребенка или подавить естественную личность и дух ребенка.Как семья отвечает на вопрос? Чья точка зрения должна быть наиболее важной? Матери? Отец? Другого члена семьи? Медицинский работник? Используют ли члены семьи несколько точек зрения или только свою собственную? Учитывают ли они долгосрочные последствия для семьи? Как семьям участвовать в обсуждении без осуждения? К кому или куда может обратиться семья, чтобы решить дилемму?
Семейная этика может иметь решающее значение в таких ситуациях, как эта. Когда в семье возникает кризис, такой как принятие важного медицинского решения, появляется этическая линза, которая обеспечивает план поведения. То, как члены семьи говорят и реагируют на другого, определяется этой линзой. Если эта линза затуманена, тем более неуверенными и напряженными будут эти разговоры. Если линза чистая, получится лучшая семейная динамика. Исследования семейной динамики показывают, что семьи, которые положительно относятся к медицинским решениям, обычно находят решение до того, как окажутся в затруднительном положении. Эти семьи говорят о потенциальных решениях, которые, возможно, придется принять, обсуждают причины, по которым они должны сделать то или иное, и обдумывают последствия своих действий. Медленная проработка тонкостей вопроса позволяет услышать голос каждого члена семьи. Каждый чувствует себя частью решения. Ожидание бедствия, прежде чем выразить обеспокоенность, приводит к неподдерживающим и трудным отношениям между членами семьи в то время, когда хладнокровие и сотрудничество необходимы.
Ученые показали, что поддерживающие семьи обсуждают проблемы и вместе принимают решение. Эти семьи также говорят о своем решении таким образом, что это показывает их привязанность и приверженность друг другу и семейной ячейке.Однако иногда эта привязанность и преданность могут быть проблематичными, если с ними не обращаться должным образом. Поскольку члены семьи обычно любят друг друга, они иногда прибегают к нездоровым стратегиям выживания, чтобы сохранить стабильность семьи во время кризиса. Одной из популярных стратегий является частичная правда. — Разве это ложь, если я не скажу всей правды? обычный семейный вопрос. Некоторые люди считают, что непоколебимая правдивость является универсальным брачным законом. В конце концов, если партнер считает иначе, как могут сохраняться отношения? Некоторые супруги могут рассчитывать на «без секретов», на абсолютно открытый брак. Исследования показывают, что большинство людей предпочитают открытое и честное общение в браке, но требует ли это полной прозрачности? Брак представляет собой классическую уловку-22: партнеры должны раскрыть личную информацию, чтобы создать близость, но слишком много раскрытия может саботировать эту близость.
Самораскрытие между супругами — не единственный вид раскрытия информации в семье. Рассмотрим динамику общения между подростками и родителями. Подростки иногда лгут о том, где они будут, с кем они будут и чем они будут заниматься. Родители судят о поведении детей по их предполагаемой честности или надежности. Дети, будучи немного менее утонченными, могут считать родителей несправедливыми и пытаться перевести разговор на что-то другое, особенно когда есть другие братья и сестры. «Почему он может это сделать, а я нет?» Этот тип кажущегося несоответствия нуждается в объяснении; в противном случае дети будут чувствовать себя менее привилегированными или будут подкреплять воспринимаемую несправедливость как факт. Объяснение поведения способствует взаимопониманию и оценке точки зрения другого человека, поэтому родители должны использовать любую возможность, чтобы объяснить, почему они ведут себя именно так или почему они ожидают, что дети будут вести себя определенным образом. Объяснения — это этические уроки. Рутинные коммуникативные моменты, такие как раскладывание продуктов, болтовня за ужином или просмотр телевизора, — это отличная возможность для родителей поговорить о своих этических ценностях со своими детьми. Когда родители рассказывают о том, что произошло на работе в тот день, дети учатся обрабатывать информацию о работе. Эти типы взаимодействия помогают детям создавать ментальные модели для работы, авторитета и семейного общения. Семейные разговоры — неявные или явные — помогают формировать взгляды детей на мир и то, как они ведут себя в нем.
Во всех семьях есть модели общения, хорошие или плохие, и в большинстве семей есть стандарты поведения. Сосредоточенность на семейной этике может сделать эти стандарты очевидными. Хорошая новость заключается в том, что члены семьи часто думают одинаково, поэтому разные точки зрения не всегда такие разные. Тем не менее, семейные беседы о том, что определяет поведение членов семьи, могут быть полезным упражнением, помогающим членам семьи понимать друг друга, а также самих себя. Выработка семейной этики помогает семейному общению стать более эффективным и действительно помогает, когда в семье возникает кризис, и хорошее общение становится необходимостью, а не роскошью. Хорошее общение всегда полезно, и понимание того, что делает семью галочкой, всегда будет способствовать лучшему семейному опыту.
Об авторе(ах)
Канди Л. Уокер
Университет Луисвилля
Ассоциированный профессор
Аль Футрелл
3 Профессор Луисвиллского университета
20
Воспитание нравственного ребенка в современном мире
Что такое мораль?
Как мы можем воспитать наших детей чуткими, заботливыми и нравственными людьми?
Моральное поведение означает разные вещи для разных людей. Для наших целей мораль означает относиться к себе и другим с уважением. Эмпатия, сострадание и чувство справедливости являются центральными компонентами такого рода морального поведения.
Нравственность изучается
Младенцы не рождаются ни хорошими, ни плохими. Дети учатся поведению и ценностям в своем окружении — в основном от своих родителей, но также от братьев и сестер, других родственников, сверстников, учителей и все чаще из средств массовой информации. Дети учатся, наблюдая за поведением других людей, беседуя со взрослыми о поведении и из собственного опыта.
Нравственное поведение маленьких детей может быть сначала мотивировано желанием доставить удовольствие любимым взрослым или опасениями и страхами по поводу наказания. По мере роста и развития дети начинают усваивать внешние нравственные ценности как свои собственные. Однако все дети растут и развиваются с разной скоростью, и возраст, отнесенный к следующим стадиям нравственного развития, приблизителен.
Нравственные вехи по возрасту
Однако вы можете способствовать развитию у вашего ребенка чувства сострадания и сочувствия, если будете относиться к нему с добротой, помогать ему распознавать эмоции и (для малышей) ограничивать акты физической агрессии.
Детям этого возраста очень трудно понять чужую точку зрения. Их способность контролировать себя — не поддаваться эмоциям или желаниям — незначительна. Вашему дошкольнику нужно много любви, положительное подкрепление и постоянное ограничение поведения.
К восьми годам он должен по-настоящему понять, что значит чувствовать боль. Однако его потребность в принадлежности и влияние сверстников могут заставить его делать то, что он на самом деле считает неправильным.
Ученикам начальной школы нужна помощь, чтобы они взяли на себя ответственность за свои действия и узнали, что действия имеют последствия. Дети сильно меняются за это время: шестилетний ребенок может не понимать окончательности смерти, но десятилетний должен иметь хорошее представление о том, что это значит.
Это время для детей, чтобы начать экспериментировать с различным поведением и бунтом против родительской власти. Хотя вашего ребенка это может раздражать, он больше, чем когда-либо, нуждается в последовательном, сострадательном установлении ограничений и сильном родительском руководстве.
Подростки становятся способными думать о более сложных моральных проблемах, таких как смертная казнь и крайности богатства и бедности.
Практические советы для родителей
Если вы прибегаете к насилию или унижению для поддержания порядка в собственной семье, ваши дети могут начать использовать те же приемы в отношениях со сверстниками.
Особенно мальчикам нужно усвоить, что испытывать чувства — это нормально и даже положительно. Все дети нуждаются в помощи, чтобы научиться выражать гнев, не причиняя физического или психологического вреда другим людям: «Это нормально злиться на Шона за то, что он сбил ваши кубики, но вы не можете ударить его. Можете ли вы сказать ему, что вы злитесь?»
Поощряйте ребенка вспоминать, что он чувствовал в похожей ситуации, или думать о том, как бы он себя чувствовал в подобных обстоятельствах. «Чувства Сэма обижаются, когда вы обзываете его. Помните, что вы чувствовали, когда он обзывал вас?» «Как бы вы себя чувствовали, если бы все дразнили вас из-за того, как вы выглядите?»
Помогите ей понять, что злиться — это нормально, и это не обязательно должно быть катастрофой. «Неудивительно, что ты злишься. Эллен очень плохо с тобой обращалась. Но вы были друзьями так долго. Можешь ли ты сказать ей, что ты чувствуешь?»
Влияние не только родителей
Как родитель вы оказываете огромное влияние на ценности и поведение вашего ребенка, но мы не должны недооценивать влияние сверстников и средств массовой информации.
Чрезмерное воздействие насилия или неуважительного поведения может повлиять на то, как дети разрешают конфликты или относятся к другим. Средства массовой информации могут влиять на поведение детей напрямую, но они также влияют на детей опосредованно, через знакомство с ними их сверстников.
Непрерывный разговор
Когда ваши дети совсем маленькие, возьмите за привычку говорить с ними о справедливости и других моральных вопросах. Поговорите с ними о насилии и о ваших чувствах по этому поводу. Поддерживая линии связи открытыми по мере их взросления, вы предоставляете своим детям бесценную возможность изучить их собственные представления о морали и укрепить ценности, которые важны для вас и вашей семьи.
Жизнь полна моральных решений и затруднений. Везде есть возможность поговорить с детьми о своей семейной этике и морали. Используйте новости, фильмы, телепередачи, книги и повседневные события в качестве платформы для обсуждения моральных проблем.
Поощряйте своих детей, даже в раннем возрасте, выражать собственное мнение, думать о том, что они могут сделать и сказать в различных ситуациях, и попытаться поставить себя на место жертв несправедливости.