Моральные правила моей семьи 4 класс: Как составить свод ( перечень) моральных норм, правил, принятых в семье?

Внеурочное занятие «Моя семья.Мои семенные ценности»

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Суворовская школа для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

Воспитательный час:

Направление: личностное развитие

 

 

 

«Моя семья,

мои семейные  ценности»

9 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела

воспитатель:

И.А. Панкина

 

 

 

апрель, 2018

 

Цель: содействовать расширению знаний учащихся о семье, о нравственных нормах и морали; формировать ценностное отношение к семье.

Задачи:

1.     Образовательные: раскрыть понятия «семья», «счастливая семья», «семейные ценности».

2.     Развивающие: расширять кругозор, способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе, развивать творческий потенциал детей.

3.     Воспитательные:

— воспитывать у детей нравственные качества личности, добрые взаимоотношения между детьми в группе, ценностное отношение к себе и окружающим;

— воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;

— побуждать к анализу собственного поведения, к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.

4. Коррекционные:

— развивать слуховое внимание;

— развитие эмоционально-волевой сферы;

— развитие ассоциативного мышления с опорой на жизненный опыт;

— развивать связную устную речь.

 

Используемые технологии:

Здоровьесберегающие технологии: создание благоприятного психологического климата на уроке;

Технология коллективного  творческого воспитания: организация определенного образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения.

Игровые технологии: помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого;

Технология проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

Гуманно-личностная технология:

способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке  благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

Информационно – коммуникационная технология: работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование исследовательских умений.

 

Оборудование:

— Компьютер

— Мультимедийный проектор

— Презентация «Моя семья, мои семейные  ценности»

— Атрибуты к упражнению «Найди правило»

— Атрибуты к упражнению «Что потом»

— Атрибуты к упражнению «Дерево семейных ценностей»

— Атрибуты к упражнению «Сделай так, чтобы конфликт не возник»

 

План занятия:

1.      Организационный момент.

2.     Основная часть.

1.     «Найди правило»

2.      «Что потом»

3.     «Закончите пословицы о семье»

4.     Упражнение «Ассоциация»

5.     «И в шутку и в серьёз»

6.     «Сделай так, чтобы конфликт не возник»

7.     Упражнение «Дерево семейных ценностей» 

3.     Итог

Ход занятия

1.      Организационный момент.

Слайд 1. — У каждого человека есть безусловные ценности, то есть то, что при любых обстоятельствах он будет хранить, защищать, отстаивать. Сегодня наш разговор будет совсем необычным. О чём мы будем говорить? В этом нам поможет ребус.

Слайд 2.Отгадайте, что он означает.

Слайд 3. В разные времена у разных народов  ценности могут быть разными, но есть одна ценность, которая значима для любого народа в любое время. Это семья. Ученые считают, что человек стал настоящим человеком, когда сформировалась семья. Именно в семье человек получает любовь и заботу, первые уроки доброты и ответственности, именно семья становится для человека, потерявшего себя, опорой и надеждой на возрождение.

Сегодня наша встреча посвящена СЕМЬЕ. Вместе с вами мы раскроем секреты счастливой семьи.

 

2.     Основная часть.

Слайд 4. 1. «Найди правило»

— Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Какая у меня семья?

— Я предлагаю вам прослушать стихотворение, слушайте внимательно и запомните правила, которые должны быть в семье.

 

Что значит для меня моя семья?

 Конечно — счастье и уют домашний,

 Семь правил обязательных храня,

 Лишь только семь, но очень — очень важных.

 

 Во — первых, это главное — любовь.

 Всем сердцем и душою всей, и разумом.

 Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

 А трепетно, и каждый день по — разному.

 

 Второе — дети. Что за дом без них?

 Пустыня без колодца — не напиться.

 А дети — это жизнь, это родник

 И продолженье рода. Пусть струится!

 

 Потом забота. Лишь она

 Очаг семейный сбережет от ветра.

 Старайся, чтоб с улыбкой весна

 Была всегда с тобою, а не где-то.

 

 Четвертое — терпение. Оно

 Поможет пережить невзгоды, беды…

 И отогреет солнышком окно.

 Что инеем заледенело белым.

 

 А пятое — ответственность и дом

 В фундаменте семейном веский камень.

 Они помогут защитить любовь,

 От ветра уберечь душевный пламень.

 

 Шестое — уваженье. Только с ним

 Приобретешь успех, признанье общее

 Всегда, считаясь с мнением других,

 Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

 

 И наконец, седьмое — чистота

 Везде — в дому, в душе твоей и помыслах…

 Вот так я представляю свой очаг,

 Где я любима, счастлива, где полностью.

 

— На доске вы видите таблички с правилами. Я предлагаю вам убрать те правила, которые  вы не слышали в стихотворении.

 

 Слайд 5. 2. «Закончите  пословицы о семье»

— По очереди читаем пословицу, закончите ее.

 

Где любовь да совет, там и горя … нет

Где мир и лад, не нужен и … клад

Лучший клад, когда в семье … лад

В гостях хорошо, а дома … лучше

В своём доме и стены … помогают

В семье разлад, так и дому … не рад

Доброе братство лучше … богатство

Вся семья вместе, …так и душа на месте

 

 

Слайд 6. 2. «Что потом»

— Каждый человек хочет быть счастливым, это, значит, все мечтают об одном и том же. Представления у людей о счастье разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (1 место — самое важное и т. д.).

•        Карьера

•        Семья

•        Отдых, путешествие

•        Материальные блага

•        Дети

 

Слайд 7.  3. Упражнение «Ассоциация»

— Очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья», ведь через небольшой промежуток времени вы тоже станете папами и мамами, и будете зажигать свет в своих окнах. У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

 

• Если семья — это здание, то какое…

• Если семья — это цвет, то какой…

• Если семья — это музыка, то какая …

• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…

• Если семья — это настроение, то какое…

 

Слайд 8-10.  4.Разминка «И в шутку и всерьез»

 

1. Какое выражение стало символом большой семьи:

а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.

2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,

«33 родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит)

3. Цветок – символ семьи. (Ромашка)

4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (Мать и мачеха)

5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?(Матрешка)

6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»)

7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (В доме)

8. Как называют детей, родившихся у матери в один день? (Близнецы)

9. Назовите по-другому маму мамы. (Бабушка)

10. Про кого говорят: «Седьмая вода на киселе»? (Дальние родственники)

11.  Назовите маму и папу одним словом. (Родители)

 

 

 

Слайд 11.   4. «Сделай так, чтобы конфликт не возник»

 

— У меня карточки с названием конфликтных ситуаций. Вы должны взять на себя роль человека, который может предотвратить, разрешить конфликт.

«Обиженный ребенок», «Пьяный муж», «Нехватка денег», «Болезнь бабушки», «За плохое поведение вашего ребенка, вас вызывают в школу».

 

5. Упражнение «Дерево семейных ценностей»  (работа в группах, делятся на три семьи)

Цель: определение и ранжирование семейных ценностей.

 

— Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться).

Задача участников – ранжировать ценности:

 

– в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.

 

— в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.

 

— в крону – желаемые, но не обязательные ценности.

 

Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.

 

Перечень возможных семейных ценностей:

Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.

Представление результатов работы. Сравнение разных деревьев, выявление сходств.

 

 

3.     Итог

Слайд 12-15.

— Ребята как вы думаете, можно нашу группу назвать семьёй? (ученики: высказывают свои мнения).

— Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач.

— Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.

          

 

 

 

Слайд 16. — Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».

 

— Что нового вы узнали?

— Чем интересен был наш разговор?

— Какой бы вы хотели видеть свою семью?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический классный час: «Я и моя Семья».

| Классный час (1, 2, 3, 4 класс):

Тематический классный час: «Я и моя Семья».

 Цель: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни; сделать совместные выводы о семейных отношениях.

 

УУД:

1. Воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные; эстетические.

2. Формирование умение соизмерять свои потребности с потребностями окружающих: отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей.

3. Помочь сформировать правильное отношение к семье, её членам, их взаимоотношениям. Помочь ребенку оценить свое место в семье.

 

Вопросы для обсуждения:

1.     Что такое – семья.

2.     Взаимопонимание в семье и пути его достижения.

3.     Что такое эмоции и их влияние на отношения в семье.

4.     Что самое трудное в семейной жизни.

5.     Что такое – конфликт.

Оборудование: 

Цитаты:

«Любовь и родители – основа всех добродетелей» Цицерон.

 

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой.

 

Пословицы:

 «Дружная семья гору сдвинет».  Русская

 «Мой дом — моя крепость».  Английская

 

 Плакат: 

«Сосуд человеческих эмоций».

 

Буклет: 

«Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию»

 

Эпиграф:

«Семья вся вместе – душа на месте»

 

Основные понятия:

Конфликт – противоборство, столкновения, серьёзное разногласие.

 

Эмоции – волнения, реакция на внутренние и внешние раздражители, имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с переживаниями, волнениями.

 

Этические черты – бескорыстие, сыновья почтительность, верность, жертвенность, уважение, терпимость, демократичность, сотрудничество,

сочувствие, умение прощать, умение разрешать конфликты, доброта, готовность помочь.

 

Понимать – значит, с полуслова или вовсе без слов знать, что чувствует и хочет сказать собеседник.

 

Ход мероприятия:

 

Классный руководитель:

 

          Дорогие ребята!  Сегодня мы будем говорить о самых дорогих и близких людей, тех, кого называете нежно и ласково: мама, папа, бабушка, дедушка. И пусть этот союз детей и родителей будет крепким, счастливым и мирным долгие – долгие годы.

«Могущество народа – в семье. Силен тот народ, который имеет крепкие семьи, живущие в согласии, мирно и доброжелательно».

Ученик 1:

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

          Классный руководитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о семье, доме, о взаимопонимании, об отношение в семье). А что такое — семья?  

Высказывание детей.

          Слово — это понятно всем, как слово «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.

А еще — это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест.

«Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» — удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец.

Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово — «понимание», — пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь, и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» — обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

Как вы думаете, ребята, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, хлестко отшлепать баловников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинувших самовар? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар: «Не шали, не балуйся! Вот тебе, вот тебе!» Но он никогда не позволял себе и слова, произнесенного от неспокойного или злого сердца. Он был воспитанным человеком. По-моему, главная черта его характера — мужество, ведь он всю жизнь умел придерживаться выбранной линии поведения. А еще — доброта и милосердие… Что можно еще о нем сказать с уверенностью?

Высказывание детей.

Конечно же, то, что он был любящим и терпеливым отцом, дедом, мужем и соседом.   Родительская любовь неразрывно связана с чувством ответственности за жизнь, за судьбу ребенка. Нет ничего дороже семьи.

 

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

 

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

 

Классный руководитель: Семья, дом — это крепость, которая не поддается волнениям самого лихого времени. Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, преданность, самопожертвование. Это спасательный круг, который помогает нам не потонуть в океане хаоса и беспредела, с помощью которого мы каждый вечер прибиваемся к спокойной и надежной гавани, где царят уют, радость, душевный покой.

Что же держит « на плаву» нашу семейную крепость, не позволяет рухнуть ей в этом непрочном мире? Что самое трудное в семейной жизни?

Высказывание детей.

Классный руководитель: Это взаимопонимание, любовь, уважение… А самое трудное в семейной жизни это будничный, прозаический быт, ссоры, конфликты. Особенно «бурлит жизнь» в семье, когда дети, подрастая, начинают считать, что имеют право на собственное слово и на собственный поступок. «Трудный» возраст…

Вечная проблема отцов и детей. Она существовало во все времена и у всех народов. Родители – люди одного поколения, дети — другого. Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации, различные убеждения, моральные и нравственные принципы. Все это не редко приводит к непониманию, столкновению мнений, конфликтам.

 

На слайде изображен «Сосуд человеческих эмоций».

Ребята, на слайде изображен «Сосуд человеческих эмоций». Он имеет форму кувшина. В верхнюю часть сосуда поместим такие эмоции, как гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно считать разрушительными, т. к. они разрушают психику человека, его здоровье, его взаимоотношения с людьми. Эти эмоции во внешнем поведении проявляются так: обзывания, оскорбления, ссоры, телесные наказания. Посмотрим от чего  гнев, агрессия, злоба?

Оказывается, эти чувства вторичные, а происходят они от переживаний другого рода, таких как боль, страх, обида. Эти чувства страдательные (смотри 2-й слой кувшина). А их причина в неудовлетворении потребностей (смотри

3-й слой кувшина) в любви, взаимопонимании, уважении, свободе и т.д.

 

Вывод: Любить родителей, уважать их, беречь, понимать, не заставлять нервничать, всегда стараться позвонить, предупредить, если задерживаешься и тогда в отношениях не будет места боли, страху, обидам, а значит не будет места и гневу, злобе, агрессии.

 

Классный руководитель: Строить взаимоотношения в семье необходимо по законам человечности:

И чтобы после себя не корить

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть

Злого в мире и так довольно.

 

Учащимся предлагается памятки  на них написаны правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию. Учащиеся зачитывают их вслух.

ПАМЯТКА

     Настоящий сын бережет покой родителей. 

   Настоящая дочь заботится о благе своей семьи.

     Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.

     Не вступай в пререкания с взрослыми.

     Не выражай недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи.

     Не допускай, чтобы родители отдавали тебе все то, в чем они сами нуждаются.

     Старайся не делать того, что осуждают старшие, — ни на глазах у них, ни где-то в стороне.

     Не собирайся в дорогу, не предупредив старших.

     Нельзя оставлять родного человека в одиночестве, особенно если у него нет никого, кроме тебя.

 

 

Классный руководитель:  Подумайте, от вас зависят отношения в семье и отношение к вам.

 

Вывод:

Научишься жить с близкими – будешь жить в мире с другими людьми. Старайся никого не обижать.

 

Ученица 4:

Счастье – родину иметь

Да о ней всю жизнь болеть!

Вечно помнить свет села,

Дом родной, святые сени

И заветные ступени,

По которым в мир сошла

 

Классный руководитель: Конечно в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, – это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. А когда строится Дом?

Высказывание детей.

Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья. Так что же такое дом?

Высказывание детей.

Дом – это вся жизнь, радость, воспоминания… В современной песне поется:

Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть уютного Дома, где тебя поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом?  С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

 

ИГРА: «Дом счастья»

1.     Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят вам в голову» в связи с данным словом «Дом».

 

        Дом – это ….(крепость, очаг, защита, надежность, красота, любовь, тепло,    уют, опора….)

 

2.     Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»). Что вы можете предложить для крепости семейных отношений?

 

Взаимопонимание, бескорыстие, верность, уважение, терпимость, сочувствие, доброта, почтительность,  жертвенность, демократичность, сотрудничество, традиции, дружба, хорошее настроение, преданность ….

 

3.     Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье, ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа  себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.

 

Итак, что можно (быть внимательным, ласковым, заботливым, добрым, уверенным в себе, ответственным, преданным, великодушным,….)

что нельзя (вступать в пререкания с взрослыми, грубить, повышать голос в споре,  бездельничать, когда родители трудятся, причинять боль, оставлять родного человека в одиночестве, ставить свои интересы выше других, быть агрессивным, выплескивать свой гнев, злобу, обиду,….)

 

Классный руководитель: А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим «Дом счастья».

Учащиеся прикрепляют «кирпичики» на плакат с контуром Дома.

Счастье человека в семье — наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят. ..

 

Ученица 5:

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом;

Это не дом.

 

Ученик 6:

Дом — это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

 

Ученик 7:

Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.

                                                                    Е. Куменко

Классный руководитель:  Я  желаю каждому из вас построить такой же «Дом счастья» для своей  семьи . Дом, состоящий из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения. И этот Дом будет всегда отличается от других домов, хотя конструкции строительства могут быть схожи. Разница будет заключаться в самой атмосфере семьи, семейных привычках, традициях — культуре семьи.

Ребята, у меня в руке ромашка с одним лепестком. (Предлагается вспомнить сказку «Цветик-семицветик». ) Если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в своей семье? Если бы у вас было одно желание, что бы вы загадали?

Высказывание детей.

Надо беречь и щадить здоровье самых близких вам людей. И как бы вы ни пытались заменить их друзьями и подругами, в самые трудные и горькие дни вы все равно обратитесь к своим родителям. Сколько бы не было ситуаций, как бы вы их ни решали, помните вам обязательно нужно оставаться хорошими помощниками и заботливыми детьми.

«Мать и отец – первые и главные воспитатели. Они учат сына и дочь понимать людей, ценить жизнь. Они передают детям лучшее. Общество – огромный дом, сооруженный из маленьких кирпичиков – семей. Крепкие кирпичики – крепкий дом. Счастья вашему дому!»

 

Будьте здоровы и счастливы!

Правила о том, как родители должны устанавливать правила: NPR

В целом, исследователи обнаружили, что дети понимают необходимость некоторых правил, особенно правил безопасности, например, не бить других детей. Но когда дело доходит до того, что родители диктуют, что ребенку носить или с кем ему играть, многие дети сопротивляются. iStockphoto.com скрыть заголовок

переключить заголовок

iStockphoto.com

В целом, исследователи обнаружили, что дети понимают необходимость некоторых правил, особенно правил безопасности, например, не бить других детей. Но когда дело доходит до того, что родители диктуют, что ребенку носить или с кем ему играть, многие дети сопротивляются.

iStockphoto.com

Правила в доме 8-летнего Кэмерона Слотера ясны: дети должны делать уроки, когда приходят домой из школы; время сна 7:30; а колоть брата карандашом не разрешается.

Хотя Кэмерон, как и большинство 8-летних, не всегда выполняет эти правила идеально, когда на них надавливают, он говорит, что ценит их. Они защищают вас, объясняет он, поэтому они хороши.

Но если вы слишком задержитесь на теме правил, вы в конце концов обнаружите, что есть некоторые правила, которые Кэмерон не считает справедливыми или достойными — правила, которые, по его мнению, можно не соблюдать. Например, он не думает, что его мать может регулировать его личные отношения — детей, которые ему нравятся и с которыми он проводит время. «Я сам могу выбирать себе друзей», — говорит он, кивая.

По словам Ларри Нуччи, психолога-исследователя из Института человеческого развития Калифорнийского университета в Беркли, позиция Кэмерона в отношении правил типична. Нуччи считает, что если вы внимательно посмотрите, каким правилам дети подчиняются, а какие отвергают, можно обнаружить четкие закономерности.

Дети сами выбирают, каким правилам им подчиняться

«Дети не просто сопротивляются родителям, — говорит Нуччи. «Это не та ситуация, когда детьми движет только их порывы, и они просто отвергают все правила, установленные родителями».

Вместо этого, утверждает Нуччи, правила можно разделить на четыре отдельные категории.

Несмотря на то, что Кэмерон не всегда четко следует правилам, он говорит, что понимает, почему правила важны для безопасности. Предоставлено семьей Слотер скрыть заголовок

переключить заголовок

Предоставлено семьей Слотер

Есть моральные правила: не бей, поделись. Есть правила безопасности: не переходи улицу в одиночестве, не беги с ножницами. Есть правила социальной условности: вы должны говорить «сэр» и «мадам».

«И еще есть четвертая категория, которая связана с тем, что дети считают своим делом и что считают личным», — говорит Нуччи. «Дружба, товарищи по играм, с кем они хотят играть, с кем они хотят быть рядом. Некоторые виды досуга, такие как спорт, которым они хотят заниматься, или игрушки, которыми они хотят играть. И некоторые способы, которыми вы выражаете себя через свою внешность — одежду, например».

И именно в этой четвертой категории, утверждает Нуччи, происходит подавляющее большинство конфликтов между родителями и детьми.

«Дети вообще не спорят с родителями — или очень мало спорят с родителями, — когда родители выдвигают разумные правила безопасности или правила о том, чтобы не воровать у других детей и не бить других детей», — говорит Нуччи. «Практически все конфликты родителей с детьми связаны с личными вещами».

В поисках автономии

На самом деле, Нуччи говорит, что в обсервационных исследованиях — исследованиях, в которых исследователи отправляются в домашнюю среду и кодируют взаимодействие между родителями и их детьми — дети, кажется, сопротивляются моральным правилам только примерно в 10 процентах случаев; По словам Нуччи, 70 процентов их сопротивления приходится на области, которые, по их мнению, относятся к их личным владениям.

Теперь это немного сложно, потому что оказывается, что дети и родители не всегда сходятся во взглядах на то, что представляет собой личный бизнес.

Nucci предлагает пример купания.

«Дети видят это так: «Это мое тело, это моя жизнь, я счастлив таким, какой я есть, я не хочу принимать ванну». А мама говорит: «Нет, это нездорово, и ты вонючий, и тебе нужно принять ванну», — говорит он.

«То, что делает ребенок, так это отстаивает свободу действий и автономию. А мать утверждает: «Нет, это часть общих семейных условностей». »

Нуччи говорит, что исследователи обнаружили, что подобные конфликты из-за контроля над личными владениями происходят в каждой культуре. И на самом деле, Нуччи считает, что для родителей важно уважать личное пространство ребенка, потому что это в конечном счете важно для психологического благополучия.

«Мы обнаружили, что это связано с требованиями, предъявляемыми людьми к самоощущению и психологической целостности», — говорит он.

Нуччи указывает на кросс-культурные исследования подростков: «Мы знаем, что, когда родители чрезмерно вмешиваются, когда они начинают контролировать вещи, которые действительно, действительно личные — например, сохранение вашего дневника в тайне и [другие] аспекты вашего самовыражения — что дети даже в сельской местности Китая сообщают о депрессии».

Контроль против. Восприятие контроля

Но детские психологи не всегда разделяют идею о том, что родители не должны нарушать правила, касающиеся определенных областей жизни детей.

«Дело не в том, во что не следует вмешиваться, а в том, как», — говорит Алан Каздин, директор Йельского родительского центра.

Каздин не считает, что есть такие сферы жизни, где дети должны иметь автономию. Он говорит, что если родители стремятся к уступчивости, главное — правильно сформулировать правила и не подходить к детям авторитарно, потому что это провоцирует оппозиционное поведение.

«Когда вы хотите, чтобы ребенок что-то сделал, независимо от домена правил, исследование показывает, что это тон голоса при формулировании вашего запроса и то, включаете ли вы в него выбор», — говорит Каздин.

«Итак, если вы скажете своему 4-летнему ребенку: «Мы идем на улицу! Надень красное пальто! На улице холодно!» Вы дали ребенку ультимативное мышление, которое может привести к оппозиционному поведению», — говорит он.

«Если вы скажете то же самое: «Мы собираемся выйти на улицу. Пожалуйста, наденьте красное пальто или зеленую куртку». Такая презентация значительно увеличивает вероятность соблюдения требований у любого ребенка».

Основное различие между этими двумя подходами заключается в следующем: Нуччи будет утверждать, что для детей важно фактически контролировать часть своей жизни, в то время как Каздин говорит, что для них важно только иметь ощущение контроля.

Это верно не только для детей, говорит он, но и для всех людей. Родители включены.

Быть хорошим бесплатно | Bottom Line Ethics

Как родитель, одна из самых сложных вещей, которую нужно сделать хорошо, — это передать ценности свободно мыслящим людям. Воспитание детей требует установления границ и помощи им в понимании того, почему важно думать и вести себя определенным образом. Границы регулярно навязываются, пока они малы, и на какое-то время они начинают верить, что так будет всегда. И тут в дело вступает нечто пугающее для всех родителей — понятие выбора.

Иногда это происходит рано, но чаще всего это происходит, когда дети вступают в подростковый возраст и наблюдают, как другие делают выбор вопреки воле родителей. Иногда, будучи родителями, мы закручиваем гайки, чтобы убедиться, что наши дети соответствуют нашим стандартам. Часто это важно для предотвращения вреда. Но в какой-то момент должен произойти переход к тому, чтобы наши дети делали свой собственный выбор.

Для наших первых четырех детей это в основном произошло, когда они поступили в колледж, а старшая школа стала переходным периодом. Они получили прогрессивную свободу за последние четыре года дома, а поскольку все четверо ушли в колледж, они были вынуждены в основном постоять за себя в повседневной жизни. Мы были доступны, и мы молились, но они принимали решения.

Наша четвертая учится в колледже на первом курсе, и процесс с ней мне нравится не больше, чем с первой. Но я знаю, что это необходимо. У нас были люди, которые говорили нам, что у нас есть «хорошие дети» в те годы, когда они жили дома. Но дети, решения которых принимаются за них, на самом деле не «хорошие». Они послушны, или хорошо себя ведут, или уступчивы — все эти описания в моем сознании в основном положительные, пока они живут дома. Но они могут быть по-настоящему хорошими только тогда, когда они свободны в выборе.

Поскольку я преподаю этику, я знаю, что существует множество подходов к изучению этого предмета в классе. При обучении аудиторской и бухгалтерской этике мне необходимо объяснить ограничения на поведение профессионалов, которые важны из-за доверия, оказываемого им другими. Я учу их правилам, которым они должны следовать или ожидать санкций со стороны профессии или общественности. Я учу их соблюдению.

Но что интересно, я заметил гораздо больший прогресс в этическом мышлении с тех пор, как начал давать своим студентам значительную свободу в том, что они выбирают в качестве дополнительного чтения для моего курса. Они должны резюмировать для других, что они узнают из материала, и я обнаружил, что они относятся к материалу гораздо серьезнее, в том числе пытаются применить то, что они узнали. На самом деле, по крайней мере, одна группа студентов продолжает собираться еженедельно, спустя шесть месяцев после окончания курса.

В заключение я прошу их разработать десять или меньше принципов, которыми они будут руководствоваться в своей профессиональной жизни. Я сделал таблички с их принципами для некоторых из них, потому что хочу, чтобы они знали, насколько важны выбранные ими самими принципы для жизни той жизнью, которую они себе представляют. Я надеюсь, что каждый из них сделает свободный выбор быть хорошим и творить добро.

Что я подразумеваю под хорошим? Я имею в виду, что они будут ценить других так же, как себя, а иногда даже больше. Я имею в виду, что они не будут нарушать доверие для своего удобства или своей выгоды. Я имею в виду, что они будут говорить правду, когда говорят, но не просто так, чтобы обидеть.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts