Самосознание в философии это: Самосознание

3. Самосознание. Философия: конспект лекций

3. Самосознание

Сознание как продукт социального развития существует лишь в форме психической деятельности. Психика – это особая форма отражения реальности. Такой подход позволяет выделить и другие свойства сознания. Существенно, что, отражая действительность, оно и само входит в понятие действительности. Сознание – это двуединое отражение, в котором фиксируется единство субъекта и объекта.

Такое свойство сознания более полно раскрывается понятием рефлексия, которое выражает форму теоретической деятельности человека, направленной на осмысление (осознание) своих собственных действий. Это также деятельность самопознания, раскрывающая духовный мир человека. Значение рефлексии состоит в том, что посредством ее достигается освоение культуры, деятельных возможностей человека.

Сознание не только отражает действительность, но позволяет высказать определенное к ней отношение. Это его свойство дает возможность человеку занять ту или иную позицию в отношении объектов неживой и живой природы, в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах.

То есть речь идет о том, что наличие сознания придает человеческому поведению ценностный и личностный аспект.

Наконец, сознание включает в себя творческое начало, открывающее человеку возможность преобразования мира, совершенствования природных задатков. Только творческий человек способен быть свободным человеком.

Разговор о природе сознания предполагает употребление таких понятий, как индивид и личность. Частично они затрагиваются в главе, посвященной человеку, здесь же они рассматриваются под углом зрения становления самосознания. Когда речь идет об отдельном субъекте (не о виде, группе, сообществе), мы употребляем термин особь. Но если требуется подчеркнуть те или иные качества, отличающие особь от других представителей вида, используем термин индивид.

Индивиду присущи качества, возникающие уже на ранних стадиях его онтогенеза. Это прежде всего неделимость. Все органы, будучи элементами индивида, образуют его целостность, но лишь взаимодействуя друг с другом как отдельные части (с присущими им морфологическими и функциональными особыми свойствами), они становятся единым и целым.

Наконец, индивиду присущи те или иные многообразные морфологические особенности, позволяющие отличать его из массы других особей или индивидов.

Индивид – результат длительной эволюции, в процессе которой имеет место не только дифференциация (более четкое проявление тех или иных свойств, качеств, способностей, недостатков), но и интеграция. Последнее – это такое свойство организма, которое позволяет сглаживать, нивелировать определенные свойства индивида. Особенно важно это для таких свойств, которые могли бы стать фактором, снижающим жизнеспособность индивида. Индивид проявляет себя в первую очередь как генотипическое образование, но не менее важна и роль онтогенеза. Чем выше индивид поднимается по эволюционной лестнице, тем сложнее становится его организация, иными словами, индивиды индивидуализируются.

В отличие от понятия индивид, слово «личность» употребляется только по отношению к человеку. Притом лишь с некоторого этапа его развития, поскольку только человек обладает сознанием. Понятие сознание и личность неотделимы. Воспринимать и оценивать человека как личность позволяет только наличие и проявление сознания. В этом случае все индивидуальные качества человека, сколь бы существенными и выразительными они ни были, уходят как бы на второй план. С какого момента онтогенеза человека проявляется сознание – вопрос спорный. Педагоги и психологи полагают, что свойства личности закладываются с момента рождения, но их развитие может либо стимулироваться условиями воспитания, либо тормозиться.

Психопатология свидетельствует и о раздвоении личности, имея в виду раздвоение сознания. И это отнюдь не словесный прием. Однако, заметим, никогда не говорится о раздвоении индивида.

Личность – относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития. В специальной и философской литературе встречается два понимания личности. Одно, когда врожденные (наследуемые) способности постепенно выкристаллизовываются в качестве личности. Другое предполагает, что формирование личности прямо не совпадает с процессом прижизненного изменения природных свойств, иными словами, конкретные этапы онтогенеза не обязательно соответствуют определенному уровню развития личности.

Личность – это сугубо человеческое образование. Человеческая личность не выводится из приспособительной деятельности. Поэтому трудно предсказать, как сложится личность ребенка даже в тех случаях, когда он обладает определенными врожденными дефектами. Или, напротив, рождается полноценным, физически здоровым. Никакая исключительность индивида однозначно не предопределяет формирование его как личности. Потому что личность представляет продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. При этом сохраняются особенности индивида.

Важное место в становлении личности играют мотивы и эмоции.

Мотив – это побуждение к деятельности. В человеческой жизни мотивы проявляются в разных формах – инстинктивного импульса, биологического влечения, различных интересов и желаний. Мотив – это совокупность внутренних психологических состояний, побуждающих человека к тому или иному действию. Такое действие предполагает наличие цели. Однако следует учесть, что одни и те же мотивы порождают различные по целям действия, тогда как сходные действия могут вызываться разными мотивами.

На разных этапах развития личности возникают различные мотивы. Человек поставлен перед необходимостью в своем стремлении их удовлетворения отдать предпочтение одним, отбросить другие, отложить на какое-то время третьи. Как удастся разрешить противоречие, возникающее в ходе столкновения различных мотивов, зависит от уровня развития личности.

В зависимости от степени осознания мотивов человеком различают влечения и желания. Влечение – это слабо дифференцированная, недостаточно ясно осознанная потребность. Влечение нередко возникает у человека в форме смутного образа, путанных, быстротечных мыслей. Желание как мотив характеризуется достаточно прочным, устойчивым осознанием потребности. При этом осознаются не только объекты потребности, но и пути ее достижения. Желанию сопутствует постоянная мысль о какой-либо вещи, предмете, конкретном человеке. Его подкрепляет волевое стремление к обладанию объектом желания.

Человек переживает различные эмоциональные состояния. Эмоция (от латинского «emoveo» – потрясаю, волную) – это переживание ощущений, особое психическое состояние, связанное с проявлением инстинктов и мотивов. Эмоции выполняют определенную регулятивную функцию в поведении человека: положительные – способствуют более активной деятельности, отрицательные – снижают, тормозят активность и инициативу. Опять же в зависимости от уровня развития личности человек может управлять своим эмоциональным состоянием. Так, одной из социальных оценок человека выступает признание у него способности «не поддаваться эмоциям», «справляться с эмоциями». Подчас это бывает нелегко, поскольку простейшие эмоциональные процессы предопределены генетически и выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях. Каждый на своем опыте переживал состояния, порождаемые эмоциями: удовольствия, неудовольствия, страха, радости.

В ходе культурного и духовного развития эмоции освобождаются от инстинктивной природы (хотя и не полностью) и формируют широкий спектр высших эмоциональных процессов – социальных, интеллектуальных, эстетических. Таким образом, главное содержание эмоциональной жизни человека все более тяготеет в сферу его духовной жизни.

Человек живет в мире своих многообразных эмоций. Не всегда ему удается справляться с ними, подчинить их проявление в желательном направлении. Современная жизнь ввела в обиход слово стресс. В начале 70-х гг. текущего столетия шведский ученый Г. Селье разработал теорию адаптационного синдрома, в соответствии с которой под стрессом понимается состояние эмоциональной напряженности, вызываемой опасностью, связанной с выполняемой работой, аварийными ситуациями, повышенной ответственностью, нервной перегрузкой в результате нехватки времени и многими, многими другими факторами.

Переживания, порожденные мотивами и эмоциями, концентрируются в человеческих потребностях. Потребность – это такое состояние организма, личности, социальной группы и общества в целом, которое выражает зависимость от объективного содержания условий их существования и выступает источником различных форм их активности. Проблема потребностей имеет важное социальное значение, актуальность которой как никогда ранее возросла в современных условиях.

Существуют естественные и искусственные потребности. Каждый человек рождается наделенным ими. Однако в ходе жизни его потребности испытывают существенную трансформацию. Происходит это не по прихоти индивида. Форма и характер потребностей изменяется по мере становления личности. Понятно, что человек не может избавиться полностью от естественных потребностей, например, от потребности в пище, одежде, жилье. Но удовлетворение его потребностей возможно лишь в процессе деятельности.

Достижение счастья – одна из главных целей человеческого существования. Счастье – неустранимая потребность каждого человека. И здесь античность дает пример одной из первых попыток осмысления этой проблемы.

Человек действует потому, что он хочет. Проблема человеческого хотения всегда привлекала философское внимание. Так, издавна известна концепция гедонизма (от греческого слова – наслаждение). Согласно этому учению, высшим благом в жизни является наслаждение, а стремление к нему – важнейший принцип поведения. Широкое распространение гедонизм получил в древнегреческой философии. Представители школы киренаиков объявляли наслаждение целью жизни, проповедовали погоню за наслаждениями, неумеренность и распущенность в поведении. Но и в то время не все философы разделяли подобные взгляды. Эпикур (341–270 до н. э.), напротив, призывал к мере в наслаждениях, обращая внимание на то, что чрезмерные чувственные удовольствия приводят к пресыщению и даже переходят в страдание. Отсюда счастье Эпикур видел не в чувственном наслаждении, а в отсутствии страдания. Счастливой жизнь станет тогда, когда она приведет к атараксии – состоянию невозмутимости и безмятежности.

Одновременно ив тесной связи с гедонизмом возникает эвдемонизм – учение о стремлении к счастью как основы нравственной жизни.

Представления древних о природе потребностей эволюционировали в ходе развития философской мысли. По мере проникновения в человеческую психику все более прояснялось, что субъективные хотения не являются мотивами поведения, ибо они не способны породить направленную деятельность.

Подводя итог сказанному, отметим, что многообразие эмоциональных явлений, сопутствующих человеческой жизни, – существенный фактор формирования сознания. Не всякая эмоция оказывает воздействие на процесс зарождения и укрепления сознания. Первоочередное значение здесь имеют так называемые смыслообразующие эмоции. По мере обучения и воспитания человека, вовлеченности его в общественную жизнь складывается иерархия мотивов. Происходит их осознание. Человек научается и подготавливает себя к тому, чтобы строить свое поведение в соответствии с мотивами, реализация которых способствует утверждению его как личности. Его притязания все более соотносятся с ценностными установками на достижение социально значимых результатов.

Выработка способности к достижению этих результатов – процесс длительный и охватывает все стадии, которые переживает человек с момента рождения до достижения зрелости и, неизбежно, смерти.

Формирование личности начинается с биологической связи – в ходе взаимоотношений ребенка и матери. Конечно, эти связи социально опосредуются. Так называемый социум входит в жизнь ребенка миром многих (или, напротив, скудным и ограниченным) предметов, вещей, игрушек. Образы первых предметов, которые запечатлеваются неосмысленным, всегда удивленным взором ребенка, нередко сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В ходе игры ребенок выясняет и познает функциональное значение его вещей и игрушек. Он естественным, как это ни удивительно, способом овладевает речью. И вначале устный язык придает все ускоряющийся ритм вызреванию индивидуального сознания. Кристаллизируется зерно отношений, формирующих личность.

Постепенно образуются связи мотивов, позволяющие осознанно относиться к желаниям, выбору средств их достижения. Завязываются узлы личности. Все это происходит на фоне развития воли – одного из главных элементов личности. Дальнейшее становление личности сопровождается процессом целеобразвания. Проблема цели – одна из сложнейших и древнейших в истории философии. Не вдаваясь в ее обсуждение, отметим, что в вопросе о сознании различают конкретную цель деятельности – некий идеальный образ предмета (или результата) практической деятельности человека и абстрактную цель стремления, иными словами, представление о некоем идеале, для достижения которого осуществляется эта деятельность.

С момента привнесения в жизнь человека целесообразных отношений его действия и поступки, принимая многообразные формы, все более обогащаются. Человек приобретает черты, позволяющие судить о нем как о личности. Созревание личности у каждого человека протекает по-разному. Специалисты в области возрастной психологии выявили рубежи кризисов, через которые проходит человек и которые так или иначе характерны для большей части людей. Все причастные к воспитанию детей знают, насколько важно во время уловить перемену в настроении, отношениях, поведении трехлетнего, семилетнего ребенка, насколько труден и порой непредсказуем подростковый период. Завершающая стадия формирования личности выпадает на период зрелости, временные границы которого также весьма индивидуальны.

В целом же процесс формирования сознания сопровождается сдвигом мотивов на цели, изменением их иерархии, рождением новых мотивов с последующим их вытеснением и замещением. Получило распространение мнение, что личность рождается дважды. Впервые, когда у ребенка обнаруживается множество мотивов и появляется соподчиненность его действий. И второй раз – когда возникает индивидуальное сознание.

Важнейшей чертой личности выступает ее способность к самосознанию. Имея представление о мышлении и сознании, мы видим, что это не тождественные явления. Сознание отличается от мышления наличием интересов, убеждений, ценностной ориентации. В сознании человека умещается не только образ внешнего предмета, но и образ об этом образе. Такое свойство сознания называется самосознанием. Самосознание выступает существенным моментом сознания постольку, поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам человек. Самосознание можно определить как осознание, оценку человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Иными словами, в рамках самосознания человек способен дать целостную оценку самому себе как деятелю, как творцу, то есть самосознание выступает мерилом развитая человека. Выше уже говорилось, что самосознание тесно связано с рефлексией.

Проявление самосознания отмечается на разных уровнях, поскольку оно свойственно не только индивиду. Человек осознает свое место в семье, отношение к нему со стороны родных, близких, осознает он и то, как сам относится к тем, с кем его связывают родственные узы, дружеские привязанности. Очень важную роль самосознание играет при уточнении места человека в коллективе – в студенческой группе, в рабочей среде, в структуре фирмы. В зависимости от того, насколько верно оценивает себя личность по своему вкладу в общее дело коллектива, не переоценивает ли (или, напротив, недооценивает) свои способности и возможности, зависит не только успешная карьера, но, что не менее важно, психическое состояние, моральное и физическое здоровье индивида.

Наивысшего проявления самосознание достигает на уровне больших социальных групп – локальных обществ, народов и наций, государства, человечества в целом.

В современных условиях со всей остротой заявляет о себе проблема национального самосознания. Она имеет не только философско-теоретичеекое, но и практическое значение.

Контрольные вопросы

1. Сознание как высший уровень духовной деятельности человека.

2. Биологические и индивидуальные предпосылки сознания, закономерности его формирования.

3. Осознанное и неосознанное в человеческой деятельности.

4. Сознание и самосознание.

5. Индивидуальное, общественное сознание. Национальное самосознание.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

15. ВСЯКОЕ САМОСОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНО.

ШЕЛЕР

15. ВСЯКОЕ САМОСОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНО. ШЕЛЕР Человек живет, существует, мыслит и действует лишь в реляции к Абсолютному, лишь предполагая Абсолютное. Это существенное предположение Абсолютного, без которого нет человека и в сущности нет ничего, Шелер называет «религиозным

3. Философское самосознание

3. Философское самосознание Если вообразить себе напряжение, требуемое для такого обилия рукописных страниц, то можно предугадать, сколь сильно у Гуссерля жизнь и философия переплетались между собой. Он не только ввел масштаб философии в строгом смысле абсолютного

4. Самосознание

4. Самосознание Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания,

VII.

Самосознание науки

VII. Самосознание науки Наука не может понять сама себя, дать объяснение своей собственной природы, не переходя за грань детерминизма и механического мировоззрения и не вступая на почву метафизических проблем. Пусть все есть механизм, как предполагает и утверждает наука,

3. Самосознание

3. Самосознание Сознание как продукт социального развития существует лишь в форме психической деятельности. Психика – это особая форма отражения реальности. Такой подход позволяет выделить и другие свойства сознания. Существенно, что, отражая действительность, оно и

1. Самосознание в себе

1. Самосознание в себе Итак, с самосознанием мы вступаем теперь в родное ему царство истины. Посмотрим, в каком Виде прежде всего выступает форма самосознания. Если мы рассмотрим эту новую форму знания — знание о себе самом, по отношению к предшествующему — к знанию о

2.

 Божественный законодатель и несовершенное моральное самосознание

2. Божественный законодатель и несовершенное моральное самосознание Моральное сознание как простое знание и желание чистого долга соотнесено в поступках с предметом, противоположным простоте этого сознания, с действительностью многообразного случая, и в силу этого

4. Самосознание

4. Самосознание Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания,

САМОСОЗНАНИЕ

САМОСОЗНАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ — (само-со-знание) — противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы

Вторая ступень. Самосознание

Вторая ступень. Самосознание § 22Как самосознание Я созерцает само себя, и выражением его в его чистоте является Я=Я, или: Я есмь Я.§ 23Этот принцип самосознания лишен всякого содержания. Стремление самосознания в том и состоит, чтобы {85}реализовать свое понятие и полностью

§ 4. Экзистенциальное правовое самосознание

§ 4. Экзистенциальное правовое самосознание Это та сфера сознания, где человек имеет дело с жизненными смыслами и соответствующим образом на них реагирует в форме стоического, скептического, несчастного и разорванного сознания.Форма стоического сознания характерна для

37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ

37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в

5.

 Сознание, самосознание и рефлексия

5. Сознание, самосознание и рефлексия Человек есть не только сам в себе, но есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе своего

Самосознание в сфере сознания. – ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ. Часть I – Философия. Основные понятия о философии

Самосознание философией осмысливается как нечто особенное в духовной жизнедеятельности человека. Это самое главное качество, отличающее человеческую психику от психики самых развитых животных, ибо оно является важнейшим компонентом в понимании личностью своего «Я», выделяющего и оценивающего собственную исключительную роль в бытии мира (Гегель). Самосознание каждой отдельной личности проявляется в виде осознания ею своих возможностей, места и роли в общем потоке жизни, в оценке личного достоинства.

Состояние самосознания фактически проявляется в способности освоения и оценивания человеком различных форм общественного сознания. Высшей формой развития самосознания личности или социальной группы людей считается философия. На уровне философского понимания «Я» самосознание выступает уже как рефлексия, то есть как уникальная способность личности или сообщества в целом мыслить себя как творца, созидателя чего-то нового. Согласно учению И. Канта, мир существует совершенно независимо от сознания, но люди «видят» и понимают его исключительно сквозь призму своего сознания.

Самосознание в мире сознания, по Канту, просто немыслимо вне сознающего внешний и свой собственный (внутренний) мир «Я». Самосознание и сознание представляют собой разные по направлению, а главное — по содержанию формы и способы психического и социального отражения и понимания бытия. Но они согласуются между собой: «Создание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся во мне» (И.  Кант). Самосознание и сознание — две стороны единого процесса формирования специфической сущности человека как личности. Оценочное отражение собственной «самости», или бытия «Я» (Хайдеггер), и выступает как самосознание, или восприятие субъектом своего бытия, то есть фиксирование в сознании конкретной личности существования ее «Я» (или «Эго») и осмысление ею происходящих в собственном сознании психических процессов. Развитие сознания и самосознания происходит в неразрывном единстве субъекта и объекта. Иными словами, осознание человеком окружающей среды (объекта) и самого себя (субъекта) осуществляется одновременно. При этом важно подчеркнуть, что самосознание формируется в ходе становления и развития сознания личности. Осознание собственного «Я» представляет собой продукт развития социальной деятельности и целевого общения людей. Оно является довольно поздним результатом развития сознания и в качестве своей основы предполагает реальное становление человека, выделяющего себя из окружающей среды.

Осмысление этих двух феноменов занимает центральное место в современной философии, хотя исторически они давно волновали мыслителей. Как гласит легенда, некий безымянный дельфийский оракул воззвал к мыслящему человеку: «Познай самого себя!». Сократ этот призыв сделал исходной задачей западной философской мысли. На протяжении тысячелетий сознание и самосознание рассматривались и как действенный принцип творчества людей, их созидательной деятельности, и как вечная проблема соотношения «субъекта» и «объекта», и как осознание индивидом собственного достоинства. Если сознание служит субъективным условием ориентировки в окружающем мире вещей, предметов, явлений, то самосознание становится для человека ориентировкой в жизни и деятельности собственной личности, ключом к пониманию ее духовного мира: мыслей, страстей, мотивов и т.п.

Самосознание — это, вне всякого сомнения, высший уровень развития человеческой психики. Оно имеет собственный предмет для осмысления некоего бытия, а именно — бытия феномена сознания и мышления. При этом следует иметь в виду, что самосознание по существу своего функционирования есть расширение границ и углубление сознания человека, предметом которого становится уже не только окружающая среда, но и оно само. Причем сознание как мыслительный акт обязательно присутствует в самосознании в качестве рефлексии. Иначе и быть не может. Человек осознает самого себя как субъект сознания, а также общения и действия, то есть как личность. Если сознание есть знание о чем-то внешнем, то самосознание — это знание о самом себе, или, говоря словами Гегеля, «духовный свет, обнаруживающий и себя и другое» [21]. Самосознание формируется и развивается у человека как своеобразное духовное зеркало, которое не столько отражает человеческую самость («Я»), сколько позволяет понимать себя.

Самосознание в сложном, противоречивом мире позволяет личности понимать и оценивать свои чувства, мысли и поступки, осуществлять самоконтроль и саморегулирование и тем самым брать на себя всю полноту ответственности за собственные действия и даже помыслы, ибо они всегда несут в себе общественный смысл и назначение. Самосознание — это путь осознания человеком своего «Я», то есть понимания себя как личности (общественного индивида), мотивов своего поведения, а также собственных духовных интересов и материальных потребностей, роли и положения в обществе и в мире природы. Такая направленность сознания индивида на познание своего «Я» получила название рефлексии. Рефлексия (лат. reflexio -обращение назад) — это целевая работа мысли человека, предполагающая размышление над своими же взглядами, мировоззрением, психическим состоянием, их оценка, то есть размышление над собственным размышлением. Оно начинается с познания своего физического облика и психического состояния, а затем переключается на внутренний (духовный) мир и потенциальные возможности.

Исходя из рефлекторной теории природы человеческой психики, ученый и философ И.М. Сеченов предложил свое видение самосознания личности. Он считал, что человек беспрерывно получает информацию о себе от собственного организма. Одни виды информации воспринимаются обычным путем: голос — слухом, форма тела — зрением и осязанием, а вот другие виды идут как бы изнутри организма и проявляются в сознании в виде весьма неопределенных предчувствий или бессознательных самоощущений. И только самосознание дает «человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, — пишет И.М. Сеченов, — т.е. отделять все свое внутреннее от всего приходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним — словом, изучать акт собственного сознания» [22].

Самосознание — это глубокое раздумье человека о своей судьбе и потенциале собственного «Я»: о назначении и смысле земного бытия, о нравственном и интеллектуальном наполнении сознания. Критически осмысливая себя, свои мысли, чувства, поступки и действия, личность никогда не остается безразличной к собственным выводам. Нравственная личность, с одной стороны, осуждает все дурное, а с другой — одобряет все, на ее взгляд, позитивное. Тем самым человек сознательно и целенаправленно изменяет самого себя, то есть свое «Я». Становление и развитие его самосознания проявляется как изменение определений собственной личности, как совершенствование ее регулирующей роли.

Самосознание — это показатель развитости личностной самостоятельности, гибкости мысли, утонченности чувств, неусыпности самоконтроля. Пока человек не научится относиться к себе как к объекту восприятия (и со своей стороны, и со стороны других людей), он не сможет осуществлять жесткий контроль за собственными эмоциями, словами и действиями. Ведущее место в содержании самосознания занимает усвоение личностью требований общественной морали, общественного долга, понимание смысла жизни, ответственности за собственные поступки. И.М. Сеченов писал: «Самосознание — это конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней. Оно свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов и идеалов и борются за их достижение» [23]. Самосознание действительно тесно связано с феноменом, получившим название «идеал», который углубляет и расширяет смысловое пространство духовной жизни личности.

Идеал (франц. ideal — образец) предполагает осознание личностью высшего совершенства в своей жизни и деятельности. Это придает духовному процессу характер сознательно целенаправленного действия. Идеал предстает в самосознании как образец постижения и осмысления истины, добра и красоты. Он всегда нацеливает человека на созидание будущего и органически связывает последнее с жизненным целеполаганием.

Из вышесказанного следует, что идеал служит побудительным мотивом, стимулом для творческого труда и, будучи отраженным в самосознании индивида, наполняет его жизнь смыслом, является организующим началом. Он оказывает воздействие на самоформирование личности, се позитивное отношение к природе, обществу и отдельным людям. Идеал как способ специфического нравственно-этического и интеллектуального бытия в самосознании формирует прогрессивные мысли в качестве метафизической основы осмысления человеком будущей реальности и себя в ней. В раскрытии проблемы идеала как всеобщего способа целеполагающей и целенаправленной творчески активной деятельности четко и в наиболее концентрированном виде выражается философский аспект самосознания личности и общества. Философия была и остается высшим уровнем общественного самосознания. Именно она представляет жизненно важный духовный созидательный этап в формировании универсального видения человека.

Краткий обзор философии самосознания

  • Альбахари, М. 2006. Аналитический буддизм: двухуровневая иллюзия самосознания . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Армстронг Д.М. 1968. Материалистическая теория разума . Нью-Йорк: Гуманитарная пресса.

    Google Scholar

  • ———. 1978. Что такое Сознание? Труды Расселовского общества 3: 65–76.

    Google Scholar

  • ———. 1984. В защиту внутреннего смысла. В Сознание и причинность , изд. Д.М. Армстронг и Н. Малкольм, 108–137. Оксфорд: Блэквелл.

    Google Scholar

  • Бар-Он, Д. 2004. Высказывание мыслей: самовыражение и самопознание . Оксфорд: Кларендон Пресс.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Бермудес, Дж. Л. 1998. Парадокс самосознания . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Билграми, А. 2006. Самопознание и обида . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • Блок, д. 1995. О заблуждении относительно функции сознания. Науки о поведении и мозге 182: 227–247.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ———. 2007. Сознание, функция и представление , Сборник статей. Том. 1. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ———. 2011а. Подход высшего порядка к сознанию больше не существует. Анализ 71 (3): 419–431.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Бердж, Т. 1997. Два вида сознания. В Природа сознания , изд. Н. Блок, О. Фланаган и Д.М. Гюзельдере, 427–434. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • ———. 2007. Размышления о двух видах сознания. В философских очерках. Том II: Основы разума , изд. Т. Бердж, 392–419. Оксфорд: Кларендон Пресс.

    Google Scholar

  • Бирн, А. 2004. На что похоже феноменальное сознание. В Теории сознания высшего порядка , изд. Р. Дженнаро, 203–225. Амстердам: Джон Бенджаминс.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Carruthers, P. 1996. Язык, мысль и сознание . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ———. 2000. Феноменальное сознание. Натуралистическая теория . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ———. 2005. Сознание: очерки с точки зрения высшего порядка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ———. 2011а. Теории сознания высшего порядка. Стэнфордская философская энциклопедия. http://plato.stanford.edu/archives/fall2011/entries/knowledge-higher/. Дата обращения: 27 июля 2017 г.

  • ———. 2011б. Непрозрачность разума: интегративная теория самопознания . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Cassam, Q. 2014. Самопознание для людей . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Кастанеда, Х. -Н. 1966. Он: Исследование логики самосознания. Соотношение 8: 130–157.

    Google Scholar

  • Чисхолм Р. 1981. Первое лицо. Эссе о референции и интенциональности . Брайтон: Harvester Press.

    Google Scholar

  • Дамасио, А. 1994. Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг . Нью-Йорк: Патнэм.

    Google Scholar

  • ———. 1999. Ощущение происходящего: тело и эмоции в формировании сознания . Нью-Йорк: Харкорт Брейс.

    Google Scholar

  • ———. 2003. В поисках Спинозы: радость, печаль и чувствующий мозг . Орландо: Харкорт Брейс.

    Google Scholar

  • ———. 2010. Я приходит на ум: создание сознательного мозга . Нью-Йорк: Пантеон.

    Google Scholar

  • Evans, G. 1982. Разновидности ссылок . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Фернандес, Дж. 2013. Прозрачные умы: исследование самопознания. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Frank, M. 1986. Die Unhintergehbarkeit von Individualität. Reflexionen über Subjekt, Person und Individuum aus Anlaß ihrer «postmodernen» Toterklärung . Франкфурт-на-Майне: Зуркамп.

    Google Scholar

  • ———. 1991а. Selbstbewusstsein und Selbsterkenntnis. Эссе zur analytischen Philosophie der Subjektivität . Штутгарт: Реклам.

    Google Scholar

  • ———. 1991б. Selbstbewusstseinstheorien von Fichte bis Sartre . Зуркамп: Франкфурт-на-Майне.

    Google Scholar

  • ———. 1994. Analytische Theorien des Selbstbewusstseins . Зуркамп: Франкфурт-на-Майне.

    Google Scholar

  • ———. 2007. Auswege aus dem Deutschen Idealismus . Зуркамп: Франкфурт-на-Майне.

    Google Scholar

  • ———. 2012. Ansichten der Subjektivität . Зуркамп: Франкфурт-на-Майне.

    Google Scholar

  • ———. 2015. Präreflexives Selbstbewusstsein . Штутгарт: Реклам.

    Google Scholar

  • Галлахер, С. 2005. Как тело формирует разум . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ———. 2010. Определение сознания: важность нерефлексивного самосознания. Прагматика и познание 18 (3): 561–569.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ———. 2011. «Я» в декартовом мозгу. Анналы Нью-Йоркской академии наук 12341: 100–103.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Галлуа, А. 1996. Разум внутри, внешний мир . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Гич, П.Т. 1957/1958. О представлениях о себе. Анализ 18: 23–24.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Дженнаро, Р. 1996. Сознание и самосознание . Амстердам: Джон Бенджаминс.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ———. 2008. Репрезентативность, периферийное осознание и прозрачность опыта. Философские исследования 139 (1): 39–56.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ———. 2012. Парадокс сознания: сознание, концепции и мысли высшего порядка . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • Гурвич, А. 1941. Неэгоологическая концепция сознания. Философия и феноменологические исследования 1: 325–338.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Генрих Д. 1966. Fichtes ursprüngliche Einsicht. В Subjektivität und Metaphysik. Festschrift für Wolfgang Cramer , изд. Д. Хенрих и Х. Вагнер, 188–233. Франкфурт-на-Майне: Клостерманн.

    Google Scholar

  • ———. 1970. Селбстбевусстейн. Kritishe Einleitung в eine Theorie. В Герменевтика и Диалектика. Группа I , изд. Р. Бубнер, К. Крамер и Р. Виль, 257–284. Тюбинген: Мор.

    Google Scholar

  • Хьюм, Д. 1967 [1739]. Трактат о человеческой природе. Попытка внедрить экспериментальный метод рассуждения в моральные предметы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Kriegel, U. 2009. Субъективное сознание. Теория саморепрезентации . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кригель У. и К. Уиллифорд. 2006. Саморепрезентативные подходы к сознанию . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    перекрестная ссылка Google Scholar

  • Lenzen, W. 2004. Damasios Theorie der Emotionen. Facta Philosophica 6: 269–309.

    Google Scholar

  • Левин, Дж. 2001. Фиолетовый туман: загадка сознания . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ———. 2006. Сознательное осознание и представление (Самости). В Саморепрезентативные подходы к сознанию , изд. У. Кригель и К. Уиллифорд, 173–197. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • Льюис, Д. 1979. Отношения De Dicto и De Se. Philosophical Review 88: 513–543.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лихтенберг Г.К. 2000 [1764]. Книги отходов. изд. Р. Дж. Холлингдейл. Нью-Йорк: Нью-Йоркское обозрение книг.

    Google Scholar

  • Lycan, WG 1987. Сознание . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • ———. 1996. Сознание и опыт . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • ———. 2004. Превосходство HOP над HOT. В теориях сознания высшего порядка , изд. Р. Дженнаро, 93–114. Амстердам: Джон Бенджаминс.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Маккензи, М. 2007. Просветление сознания: подходы к самосознанию в индийских и западных традициях. Философия Востока и Запада 57 (1): 40–62.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ———. 2008. Воплощенное восприятие других как условие самости: эмпирические и феноменологические соображения. Журнал исследований сознания 15 (8): 63–93.

    Google Scholar

  • Метцингер, Т. 2003. Быть никем. Я-модель теории субъективности . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ———. 2009. Эго-туннель. Наука о разуме и миф о себе . Нью-Йорк: Основные книги.

    Google Scholar

  • ———. 2011. Альтернатива без «Я». В The Oxford Handbook of the Self , изд. С. Галлахер, 279–296. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Моран, Р. 2001. Авторитет и отчуждение: очерк самопознания . Принстон: Издательство Принстонского университета.

    Google Scholar

  • Мушольт К. 2015. Думая о себе. От неконцептуального содержания к концепции Я . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Пикок, К. 2014. Зеркало мира: субъекты, сознание и самосознание . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Перри, Дж. 1979. Проблема существенного индекса. 13 (1): 3–21.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Рёдль, С. 2007. Самосознание . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

    Google Scholar

  • Розенталь, Д.М. 1986. Две концепции сознания. Философские исследования 94: 329–359.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ———. 1993б. Мысль о том, что думают. В Сознание: психологические и философские очерки , изд. М. Дэвис и Г.В. Хамфрис, 197–223. Оксфорд: Блэквелл.

    Google Scholar

  • ———. 1997. Теория сознания. В Природа сознания: философские дебаты , изд. Н. Блок, О. Фланаган, Д.М. Гюзельдере и Д.М. Розенталь, 729–753. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • ———. 2004. Осознавая себя. Монист 87: 159–181.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ———. 2005. Сознание и разум . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Сартр, Ж.-П. 1997 [1936/1937]. Die Transzendenz des Ego. Skizze einer phänomenologischen Beschreibung. Райнбек в Гамбурге: Rowohlt.

    Google Scholar

  • Шумейкер, С. 1968. Самореференция и самосознание. Философский журнал 65 (19): 555–567.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ———. 1984. Личность, причина и разум. Философские очерки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Google Scholar

  • ———. 1996. Перспектива от первого лица и другие очерки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Сидеритс, М. 2011. Буддийское Не-Я: Руководство Не-Владельца. В The Oxford Handbook of the Self , изд. С. Галлахер, 297–315. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Ван Гулик, Р. 2001. Внутрь и вверх – отражение, самоанализ и самосознание. Философские темы 28: 275–305.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ———. 2004. Глобальные состояния высшего порядка (HOGS): альтернативная модель сознания высшего порядка. В Теории сознания высшего порядка: Антология , изд. Р. Дженнаро, 67–92. Амстердам: Джон Бенджаминс.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • ———. 2006. Зеркало Зеркало – это все? В Саморепрезентативные подходы к сознанию , изд. У. Кригель и К. Уиллифорд, 11–39. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • Захави, Д. 1999. Самосознание и инаковость. Феноменологическое исследование . Эванстон: Издательство Северо-Западного университета.

    Google Scholar

  • ———. 2005. Субъективность и самость . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google Scholar

  • ———. 2014. «Я и другие: изучение субъективности, сочувствия и стыда» . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Сознание и самосознание — Этика животных

    Как объяснялось на странице, посвященной проблеме сознания, сознание можно определить как состояние наличия переживаний. Сознательные состояния, или ментальные состояния, — это ситуации, в которых человек испытывает какой-либо опыт, будь то сенсорный опыт, мысль, эмоция или что-то еще.

    Самосознание, особая форма сознания, представляет собой широкий термин, который используется для обозначения различных форм осознания себя и своих переживаний. То, как мы понимаем концепцию самости, зависит от того, какое значение самосознания мы используем. Ниже перечислены некоторые из наиболее часто используемых. 1

    Различные значения самосознания
    • Самосознание, или базовое самосознание: осознание себя отличным от остального мира. То есть иметь опыт быть самим собой.
    • Телесное (телесное) самосознание: осознание своего тела как отличного от остального мира.
    • Чувство собственности: осознание того, что когда кто-то двигает частью своего тела, движется именно его тело (связано с телесным самосознанием).
    • Чувство свободы действий: осознание того, что человек действует с намерением.
    • Ощущение себя во времени: осознание того, что ты существо, которое существует в разное время и будет существовать в будущем.
    • Мета-самоосознание: осознание себя, а также осознание того, что осознаешь, а не просто переживание осознания.
    • Концептуальное самосознание: представление о себе как обладающем определенными чертами, отличающими себя от остального мира.
    • Я-концепция, или нарративное Я: сложная концепция и точка зрения, в рамках которых человек рассматривает свою ситуацию и историю по отношению к другим, что включает взгляд на свою роль в обществе как на отличную от ролей других.

    Первые три типа самосознания иногда называют дорефлексивным самосознанием, тогда как последние пять являются примерами рефлексивного самосознания. Дорефлексивное самосознание требует лишь того, чтобы был некоторый опыт самости в любой форме. Рефлексивное самосознание требует некоторого размышления, некоторого осознания самого осознания. Можно иметь способность к рефлексивному самосознанию, но не применять ее на практике и, таким образом, функционировать на уровне дорефлексивного самосознания. 2

    Иногда утверждают, что существо, обладающее сознанием, должно также быть самосознательным, что невозможно иметь одно без другого. Аргумент состоит в том, что любой опыт должен сопровождаться осознанием того факта, что этот опыт является собственным. Согласно этому аргументу, хотя мы и можем провести логическое различие между тем, что значит быть просто сознательным, и тем, что значит быть сознающим себя, на практике это различие исчезает, и все те, кто сознательны, также сознательны. 3

    Защита этой точки зрения зависит от используемого значения самосознания. Поскольку, строго говоря, когда появляются самые основные формы самосознания, уже есть некоторая форма самосознания, и поскольку многие нечеловеческие животные явно обладают осознанием своего тела или своих собственных переживаний, то в основном смысле , многие нечеловеческие животные обладают самосознанием. Тем не менее, вполне правдоподобно думать, что могут быть существа, обладающие сознанием, даже если они не обладают самосознанием.

    Важно отметить, что только сознание имеет значение, когда мы рассматриваем, каким существам можно причинить вред или принести пользу. Если возможно быть сознательным, не будучи самосознательным, тогда самосознание не имеет отношения к тому, может ли быть причинен вред или польза существу, хотя оно может повлиять на то, каким образом существо может быть повреждено. Самосознание так или иначе связано с осознанием себя. И это отличается от простого осознания.


    Дополнительная литература

    Энтони, М. В. (2001) «Является ли «сознание» двусмысленным?», Journal of Consciousness Studies , 8 (2), стр. 19-44.

    Армстронг, Д. М. (1981) «Что такое сознание?», в Армстронг, Д. М. (ред.) Природа разума и другие эссе , Итака: Издательство Корнельского университета, стр. 55-67.

    Бейн Т. (2004) «Самосознание и единство сознания», The Monist , 87, стр. 219-236.

    Блок, Н. (1995) «О заблуждении относительно функции сознания», Науки о поведении и мозге , 18, стр. 227-247.

    Бермудес, Дж. Л. (1998) Парадокс самосознания , Кембридж: MIT Press.

    Чейни, Д.Л. и Сейфарт, Р.М. (2008) Метафизика бабуинов: эволюция социального разума , Чикаго: University of Chicago Press, с. 205.

    Галлахер, С. (2000) «Философские концепции личности: последствия для когнитивной науки», Trends in Cognitive Sciences , 4, стр. 14-21.

    Галлахер, С. (2005) Как тело формирует разум , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Дженнаро, Р. (1995) Сознание и самосознание: защита теории сознания высшего порядка , Амстердам: Джон Бенджаминс.

    Жаннерод, М. (1997) Когнитивная неврология действия , Оксфорд: Блэквелл.

    Lycan, WG (1987) Сознание , Кембридж: MIT Press.

    Морин, А. (2006) «Уровни сознания и самосознания: сравнение и интеграция различных нейрокогнитивных взглядов», Сознание и познание , 15, стр. 358-371.

    Морселла, Э.; Барг, Дж. А. и Голлвитцер, П. М. (редакторы) (2009) Оксфордский справочник по человеческой деятельности , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Панксепп, Дж. и Нортофф, Г. (2009) «Междувидовое ядро ​​Я: появление активных культурных и нейроэкологических агентов посредством самообработки в подкорково-корковых срединных сетях», Сознание и познание , 18, стр. 193-215.

    Филиппи, К.Л. (2011) «Динамическое я: изучение критической роли сети режима по умолчанию в самореферентной обработке», докторская диссертация, Айова: Университет Айовы.

    Ресслер, Дж. и Эйлан, Н. (ред.) (2003) Свобода воли и самосознание , Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Стивенс, Г. Л. и Грэм, Г. (2000) Когда ломается самосознание: чужие голоса и вставленные мысли , Кембридж: MIT Press.


    Примечания

    1 См. по этому поводу: Антоний М.В. (2002) «Концепции сознания, виды сознания, значения «сознания»», Philosophical Studies , 109, стр. 1-16; Бен-Арци, Э.; Микулинсер, М. и Глаубман, Х. (1995) «Многогранная природа самосознания: концептуализация, измерение и последствия», Воображение, познание и личность , 15, стр.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts