Мотивация учения — ШКОЛА — G — ЖЖ
Учебная деятельность – осознанная деятельность учеников по усвоению знаний, умений, навыков. Учебная деятельность – ведущая для младших школьников. Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через интерес, эмоциональный интерес.
Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь что – либо).
Мотивационная сфера личности проявляется в учебном процессе через совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни.
Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?
А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”.
Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности.
Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.
Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию. Познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только с эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение.
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?
1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Чем больше новый материал связан с личными интересами, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.
4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса.
Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза “было бы лучше, если…”.
Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных . .
Мотивация учения – это
система учебных мотивов, имеющих определенную структуру (иерархию), включающая в качестве побуждений идеалы, убеждения, интересы, ценности, социальные установки личности в их сложном, подчас, противоречивом взаимодействии.
Мотивация учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
Традиционно принято различать две большие группы учебных мотивов:1)внутренние или познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) внешние или социальные мотивы, связанные с различными социальными
взаимодействиями школьника с другими людьми.
Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения.
И познавательные, и социальные мотивы могу иметь разные уровни и формы проявления в учебной деятельности.
Познавательные мотивы включают:
Широкие познавательные (ориентация на овладение новыми знаниями)
Учебно – познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний)
Мотивы самообразования (ориентация на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний)
Социальные мотивы включают:
Широкие социальные (стремление получать знания на основе
долга, ответственности, полезности обществу, подготовки к взрослой жизни)
Узкие социальные (позиционные) (стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить одобрение, заслужить авторитет)
Мотивы социального сотрудничества (стремление общаться и взаимодействовать с другими людьми, осознавать и анализировать способы и формы сотрудничества)
Формы проявления мотивов в учебной деятельности .
Познавательный:
стремление к получению новой информации;
поиск решений задач;
успеваемость и посещаемость;
стремление к заданиям пониженной или повышенной трудности;
Социальный:
поступки, свидетельствующие о долге и ответственности;
стремление к контактам и сотрудничеству;
инициатива и помощь сверстникам
Но на самом деле недостаточно разделять мотивы на внешние и внутренние, а в некоторых случаях вообще не имеет смысла различать мотивы по критерию «внутренний – внешний».
Сами по себе знания, которые ребенок приобретает в школе, могут выступать как средство достижения других целей (получить аттестат, заслужить одобрение). Поэтому, плодотворнее, с точки зрения учебных достижений, представляется подход на выделении двух типов мотивации, связанной с целями (результатами) учения:
— мотивации позитивной — достижения успеха, имеющей положительный характер.
Она может быть заложена в самом процессе учения, связана непосредственно с целями учения (интеллектуальная активность, реализация способностей, приобретение знаний), а также связана с мотивами вне учебной деятельности. В данном случае положительная мотивация определяется весомыми для ребенка социальными устремлениями – чувство долга и учеба рассматривается как дорога к будущей взрослой жизни. Это ценная мотивация. Такая установка в учении, если она устойчива и занимает существенное место, дает ученику силы для преодоления трудностей учения, проявления терпения, усидчивости. Другая форма положительной мотивации, которая тоже приводит к достаточно успешной учебе, определяется личностными позиционными мотивами – желание занять определенное место среди сверстников, получить одобрение окружающих (не огорчать учителя, маму плохими отметками), личное благополучие в будущем (много зарабатывать, занять достойное место в жизни).
— мотивации, которая условно может быть названа отрицательной – избегание неуспеха – побуждения, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры, наказания). Такая мотивация, если она действенна, реально влияет на ход учебной деятельности и поведения ребенка, не приводит к успешным результатам, к постановке новых целей.
Учебная деятельность школьника полимотивированная. Она побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/formirovanie-motivacii-i-povyshenie-poznavatelnogo-interesa-na-urokah-fiziki
Практические советы по повышению мотивации
Что такое мотивация?
Мотивация временная и изменчивая величина. Мотивация – это желание и готовность что-либо делать. В нашем мозгу существуют определенные участки, которые образуют мотивационную систему. Для того, чтобы она включились в работу необходимы три компонента: интерес, социальное признание и самооценка.
Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что им никто не сказал: «Я верю в тебя, у тебя все получится!».
Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?
Что же такое мотивация, почему происходит ее снижение и потеря у школьников, как формируется и работает мотивация к обучению, и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения и повысил успеваемость в школе.
Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. Почему это происходит, кто виноват и в чем причины? Конечно, у каждого родителя есть свое мнение по этому поводу. Однако вопрос остается актуальным и по сей день во многих семьях. Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы. Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже «4», среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старым проверенным методам, как ремень и скалка.
Мнений много, и как говориться каждый имеет право на это мнение. Но наша цель предложить всем родителям взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с других сторон.
Мотивация с точки зрения науки.
Для начала разберем истоки происхождения термина «мотивация». Произошло это слово от английского «movere» — «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.
Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый — пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше — еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов в зависимости от стиля воспитания разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны но, самое главное, это стимулирует нас родителей к самосовершенствованию в течение всей жизни.
Психологический аспект, открывающий завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей.
Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш, либо его невозможно оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа — это каторга. Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей…
Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника.
Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.
С чего все начинается?
Ошибка родителей №1.
Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо.
Ошибка родителей №2.
Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.
Ошибка родителей №3.
Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.
Ошибка родителей №4.
Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.
Ошибка родителей №5.
Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.
Ошибка родителей №6.
Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей).
Ошибка родителей №7.
Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.
Ошибка родителей №8.
Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.).
Ошибка родителей №9.
«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.
Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.
Ошибка родителей №10.
Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.
Формирование побуждения к действию. Как это сделать на практике?
Это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.
1) Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.
Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.
2) Применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».
3) В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Вообще-то это про начальную школу, а по правде про первый класс. Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе. Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т. п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.
4) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» — манипуляция чистой воды).
5) Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежания таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.
6) Мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.
7) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.
8) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т. п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.
9) В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему профессионального определения.
10) Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.
11) Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.
12) Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать — Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.
13) Если Ваш ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а оценка низкая, то нужно разобраться, что произошло на самом деле. Возможно, он действительно все понял, но перенервничал на контрольной, или, например, плохо себя чувствовал, а возможно, опять же, оценка учителя была неадекватной.
Самое главное – это научить Вашего ребенка формировать адекватную самооценку, а для этого, в первую очередь, Вы сами должны стараться оценивать его результаты, основываясь не только на оценке учителя, а исходя из его ожиданий, ощущений и его целей.
14) Очень важный период в жизни школьника — переход в среднее звено. Появляются новые предметы, учителя и обязанности, сильно возрастает нагрузка. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы. В этом возрасте он особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что задают в школе, практически невозможно. Именно поэтому пропадает интерес к учебе. Научите школьника правильно планировать время и распределять нагрузку, это поможет и в дальнейшей жизни.
15) Сдача ЕГЭ – головная боль старших школьников, их родителей и учителей. Мотивации уже не требуется, к 16 годам подростки примерно представляют себе, чего хотят добиться в жизни и что для этого надо сделать. Ваша задача – помочь определиться с выбором, сконцентрировать внимание на главном и найти оптимальный вариант решения проблемы. Поговорите с ребенком, выясните, какие курсы лучше посещать. Уважайте его выбор, даже если он не совпадает с вашим, не подавляйте его инициативу и зарождающийся интерес к ответственности за свой выбор.
Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.
Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.
Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной.
Как родителям повышать учебную мотивацию школьников.
1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.
2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.
3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.
4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят, по крайней мере, 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.
5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.
6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.
7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.
8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.
9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.
10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.
11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).
13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).
15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.
18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.
20. Любите ребенка.
Психология: мотивация и обучение | Учебно-ресурсный центр GSI
Эта статья основана на выступлении Мартина Ковингтона, профессора Высшей школы психологии, для серии «Как студенты учатся» GSI, весной 2011 г.
На этой странице:
Key Learning Принципы
Основы исследований
Применение в обучении
Дополнительная литература
Также доступно:
Видео и полное резюме выступления Мартина Ковингтона «Почему студенты учатся и (иногда) не учатся»
Ключевые принципы обучения
- Мотивация учащихся иногда обусловлена страхом перед неудачей, основанным на убеждении, что оценки являются оценкой их личных способностей или интеллекта, а не их успеваемостью при выполнении конкретной учебной задачи. Это часть того, что вызывает у учащихся сильный интерес к получению высоких оценок, в дополнение к убеждениям о том, как их оценки могут повлиять на будущие перспективы.
- Для преподавателей оценки не имеют того же значения, что и для студентов; Основная цель преподавателей состоит в том, чтобы учащиеся усвоили материал курса ради него самого. Поскольку учащиеся так заинтересованы в оценках, их ожидания от курса могут сильно отличаться от ожиданий учителей или расходиться с ними.
- Учебная среда и дизайн курсов, использующие внутреннюю мотивацию — любопытство и интерес учащихся — улучшают качество обучения учащихся.
Основы исследований
Внешняя мотивация и страх неудачи: На вопрос о том, что заставляет их усердно учиться и работать в колледже, студенты обычно отвечают, что стараются получить максимально возможную оценку. Оценки, по сути, являются основной целью большинства учащихся (внешняя мотивация). Лишь в качестве второстепенных причин учащиеся называют желание стать компетентным, проявить себя, избежать ошибок (внутренние мотивы). Изучение содержания курса ради него самого — последняя причина, по которой студенты приводят.
Конфликтующие ожидания: В результате цели учащихся, как правило, не совпадают с целями их преподавателей. Студенты-первокурсники и многие студенты выше уровня первокурсников склонны считать, что их обязанность — просто следовать указаниям и усваивать содержание курса. Они считают, что преподаватели должны просто представлять и объяснять материал, и что преподаватели несут ответственность за то, чтобы этот материал был интересным, актуальным и увлекательным. Хотя в этих представлениях может быть доля правды, большинство преподавателей хотят сделать гораздо больше — поощрять активное участие в изучении материала, развивать у учащихся способность самостоятельно контролировать свое обучение и создавать безопасную среду, в которой учащиеся могут быть любознательными. учащиеся.
Использование внутренней мотивации: Несколько стратегий могут быть связаны с интересами студентов, чтобы они приблизились к целям своих преподавателей.
- Составьте план урока вокруг проблемы, которую учащиеся должны решить, используя материалы курса. Проблема должна относиться к вещам, которые уже интересуют студентов — например, в предмедицинском курсе микробиологии студенты ставят себя на место педиатра, выясняющего, какие системы являются проблемой, учитывая симптомы гипотетического пациента.
- Если вы создаете свой собственный курс, организуйте весь курс вокруг большого вопроса или проблемы, которую материалы курса в конечном итоге позволят им точно объяснить и решить.
- Соедините материалы курса с неакадемическим миром.
- Воспользуйтесь событиями, которые интересуют студентов, чтобы узнать, как ваше поле рассматривает затронутые проблемы.
- Любопытство отлично подходит для пробуждения внутреннего интереса. Привнесите аномалии или курьезы, которые учащиеся могут использовать для анализа и объяснения материала курса.
Applications to Teaching
Мотивация студентов, Центр обучения Университета Вандербильта
Дополнительная литература
Обратите внимание, что для некоторых ссылок может потребоваться доступ через прокси-сервер библиотеки. См. страницу библиотеки «Подключение из-за пределов кампуса».
Киндт, Ева и др. (апрель 2011 г.). «Прямое и косвенное влияние мотивации к обучению на подходы учащихся к обучению через восприятие рабочей нагрузки и сложности задач». Исследования и разработки в области высшего образования 30.2: 135–50.
Что побуждает учащихся изучать новый материал и заниматься им?
Учителя и родители осознают силу мотивации в улучшении результатов обучения и помощи учащимся в достижении лучших результатов в школе. Мотивированный ученик может выполнять свою домашнюю работу без просьб, выходить за рамки требований заданий и участвовать в обсуждениях в классе без подсказки.
Что еще более важно, он или она может лучше воспринимать плохую оценку или плохой результат экзамена как возможность для обучения, а не как академическую неудачу. Так что же побуждает студентов учиться и как мы можем их поощрять?
Учащихся может мотивировать их интерес к теме, их предыдущие успехи в конкретном предмете, желание угодить родителям или учителям или просто их собственное стремление к успеху. Однако мотивация работает лучше всего, когда дети также имеют здоровое представление о себе, уверены в своих способностях и знают, как применять пошаговый подход к решению проблем.
Внутренняя и внешняя мотивация
Существует два основных типа мотивации: внутренняя и внешняя . Внутренне мотивированные люди учатся из-за желания, которое исходит изнутри. Внешняя мотивация – это когда внешняя сила побуждает учащихся к обучению.
В то время как взрослые более автономны и могут принимать решения о том, что они хотят изучать, дети часто вынуждены изучать все, что входит в школьную программу. Это может означать, что они не всегда имеют внутреннюю мотивацию для изучения определенного предмета и могут полагаться на внешнюю мотивацию, включая вознаграждения или негативные последствия, основанные на результатах.
Однако есть способы повысить внутреннюю мотивацию детей. См. ниже список идей для учителей и узнайте больше в наших сообщениях о важности мотивации и побуждения детей к чтению.
Идеи для повышения мотивации и вовлеченности
Шаг за шагомЧувство перегруженности в школе — распространенное чувство среди учащихся, которое может привести к потере мотивации, независимо от того, насколько увлечены они какой-либо темой. В то время как взрослые, как правило, хорошо видят общую картину и разбивают задачу на логические шаги, этот навык может быть не таким интуитивным для младших учеников.
Учителя могут помочь, выполнив часть работы за учащихся и пошагово структурировав задания.
Возврат к вчерашнему заданию, представление сегодняшнего урока и краткое упоминание о завтрашнем уроке помогает детям развить сильные навыки планирования и стать более самостоятельными в обучении. Это также хороший способ мотивировать учащихся сосредоточиться на чем-то одном, чтобы они не чувствовали себя перегруженными.
Позвольте учащимся выбратьНасколько это возможно, позвольте учащимся, скажем, в что и как учатся.
Когда вы контролируете свое обучение, вы больше заинтересованы в результате. У многих учителей есть установленная школьная программа, которую они должны охватить, но обычно есть способ настроить содержание урока, предоставив примеры и / или анекдоты, которые одновременно укрепляют обучение и представляют особый интерес для учащихся.
Также может быть полезно познакомить детей с различными стилями обучения, поскольку они могут обнаружить, что более успешно используют визуальный, аудиальный или кинестетический подходы. Это особенно верно для студентов, которые борются с определенными трудностями в обучении.
Успех стимулирует мотивацию к обучению, поэтому чем более любезными могут быть учителя, тем лучше. Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с нашими советами для учителей по оказанию помощи учащимся с дислексией и диспраксией в классе.
Хвалите усилия, а не результатНезависимо от того, добился ли учащийся особых успехов в выполнении задания, напомните ему, что важно стараться изо всех сил, и похвалите его усилия. Это помогает учащимся формировать здоровую самооценку, поэтому они сохраняют положительное представление о себе, независимо от того, насколько хорошо они учатся в школе.
Дети со здоровой самооценкой часто чувствуют себя более уверенно в классе и с большей готовностью берутся за новые задачи. Им может быть легче принять свои успехи и рассматривать свои неудачи как проблемы с производительностью, которые отделены от их самооценки. Узнайте больше о том, как помочь учащимся развить уверенность в себе.
Кроме того, когда учителя сосредотачиваются на оттачивании подхода учащихся к решению проблем и развитии их навыков, а не на успешном выполнении конкретной задачи, они помогают учащимся увидеть общую картину и применять более здоровый подход к обучению. Образование — это стремление на всю жизнь, и легче сохранять мотивацию к обучению, когда вы понимаете это.
Сосредоточение внимания посредством участияУ некоторых детей проблемы с концентрацией внимания в школе. Это может быть связано с трудностями в обучении, такими как СДВГ, или домашними событиями, которые вызывают эмоциональный стресс и/или отвлечение внимания. Сказать учащемуся, чтобы он обратил внимание, часто является наименее эффективным способом вовлечь его в выполнение поставленной задачи.
Вместо этого попробуйте бесплатные письменные задания или групповые занятия, в которых учащимся предлагается провести мозговой штурм о личных связях с материалом перед началом урока. Это облегчит им взаимодействие с контентом и сформирует прочные воспоминания.
Вы также можете попросить учащихся встать из-за парты и пройтись по комнате или выполнить какое-либо физическое задание, чтобы включить их ум и тело в предстоящий урок.
Мультисенсорный подход, такой как тот, что используется в Touch-type Read and Spell, — отличный способ учиться.
Анализируйте прогресс и ставьте реалистичные целиОпределение этапов обучения на основе того, чего уже достиг учащийся, настраивает его на успех и помогает поддерживать сильную мотивацию к обучению. Это также может иметь большое значение в отношении и ожиданиях, когда учителя, родители и учащиеся садятся вместе, чтобы проанализировать прошлую работу, наметить прогресс учащихся и поставить цели на будущее.
Если дети будут вести журнал или папку, в которой они хранят всю свою работу, это будет проще сделать. Также полезно назначать регулярные сеансы проверки и спрашивать учащихся, что они думают о прогрессе, которого они добиваются. Таким образом, они участвуют в принятии решений с самого начала.
Помните, что нет двух одинаковых учеников в своем подходе к обучению. Если ученик отстает от своих сверстников или не может добиться должного прогресса, может быть полезно привлечь частного репетитора, который может работать один на один с человеком и оказывать необходимую непосредственную поддержку.
Самостоятельное обучение и мотивация
При самостоятельном обучении учащиеся играют активную или пассивную роль в управлении своим временем и оценке собственного прогресса. Это поощряет внутреннюю мотивацию, поскольку нет внешнего давления для выполнения или соблюдения сроков.
Учащиеся задают темп и решают, сколько материала охватить на каждом занятии. Самостоятельный подход, установленный в рамках общих принципов структурированного курса, может быть чрезвычайно мотивирующим, особенно для учащихся с трудностями в обучении, которые часто получают пользу от чрезмерного обучения.
Это потому, что он дает людям возможность повторять уроки столько раз, сколько необходимо, без клейма того, что они занимают больше времени, чем их сверстники.
Хотя не всегда возможно следовать самостоятельному подходу в контексте классной комнаты, его может быть легче достичь за пределами обычных школьных часов. Некоторые школьные округа предлагают доступ к самостоятельным курсам, включая программы слепой печати, такие как TTRS.
Дополнительная поддержка
Если у учащегося в прошлом был негативный опыт учебы в школе, учителям может быть труднее его мотивировать.
Некоторые преподаватели считают полезным ввести новую платформу для обучения, которая обучает независимым навыкам, но при этом поддерживает навыки чтения, письма и правописания.
Touch-type Read and Spell — это самостоятельная программа, которая учит печатать с дополнительной поддержкой навыков грамотности. Он включает в себя видение, прослушивание и ввод слов и предложений, которые укрепляют фонетические знания английского языка.