Мотивация определение в психологии: Теории и виды мотивации в психологии

Понятие профессиональной мотивации | Диплом по психологии

Поведение человека и животных обладает такой особенностью, как целенаправленная активность. Психологов, философов и биологов, а также представителей смежных наук всегда интересовала проблема источника целенаправленной активности человека и животных.

Базовым понятием, отражающим сущность инициации поведения и деятельности, является понятие потребности. Потребность в современной психологии понимается как необходимость, нужда человека или животного в чем-либо, а именно «в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития» [18, с.465].

В структуре потребности выделяются две основные составляющие:

  1. Предметное содержание потребности – «совокупность тех объектов материальной или духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена» [18, с.466]. Предметное содержание потребностей «определяет связь человека с окружающим миром и его зависимость от него» [28, с. 518]. С ним так же связана избирательность реагирования человека и животных именно на то, что составляет предмет потребностей [18, с.465].
  2. Возникающее при наличии актуальной потребности напряжение. Когда человек испытывает потребность, это всегда связано с наличием у него «более или менее мучительного напряжения, беспокойства» [28, с.518], чувства неудовлетворенности, обусловленного дефицитом того, что требуется [18, с.465], т.е. психологического дискомфорта. Естественное стремление человека избавиться от этого психологического дискомфорта становится источником активности поведения и деятельности.

На основе возникших потребностей формируются мотивы. «Если потребность – это определенное напряжение, вызванное нуждой в чем-то, но она еще не определяет направление активности субъекта, то мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определенной цели» [10, с.158-159]. Таким образом, в мотивах конкретизируются способы удовлетворения возникших потребностей и, соответственно, предстоящие конкретные формы поведения и виды деятельности человека, источником которых явились возникшие потребности: «Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности» [35, с.414].

Таким образом, на «входе» мотива стоит потребность, а на «выходе» – намерение и побуждение человека осуществить какое-либо действие или акт поведения. Следует подчеркнуть, что мотивы представляют собой не статичные, неизменные, а динамические образования: «В процессе совершения поведенческих актов мотивы … могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации» [29].

Различают следующие мотивационные состояния, побуждающие направленную активность человека [32]: интересы (мотивационные проявления познавательных потребностей личности, побуждающие к соответствующей познавательной деятельности), желания (потребности, соотнесенные с определенными объектами, позволяющими удовлетворить данные потребности), влечения (навязчивые тяготения к определенным группам объектов), склонности (преобладающие стремления к определенным видам деятельности), стремления, намерения, цели, ценности и т. п.. Иногда отдельно рассматривают регуляторы поведения – внешние социально-психологические факторы, влияющие на направление активности человека: «Мотиваторы  поведения обладают  силой,  побуждающей  к  совершению  тех  или  иных  действий,  поступков. Регуляторы также обладают качеством силы, но в значении препятствия, ограничения и управления влечением и желанием. Нормы, традиции, обычаи, правила и законы среды, в которой живет  человек,  представляют  собой,  образно  говоря, «стенки  лабиринта», направляющие  и  управляющие  поиском «выхода». «Выход»  мотивирует,  а «стенки лабиринта»  регулируют  наше  поведение» [11].

При этом «любая деятельность – будь то труд, познание, общение и т.д. – полимотивирована. Она побуждается не одним-единственным мотивом, а их совокупностью. Некоторые мотивы взаимно дополняют друг друга, некоторые находятся в конфликте. Они то усиливают друг друга, то искажают деятельность человека, отчего он, в конце концов, затрудняется определить, почему он поступил так, а не иначе. Мало того, многие мотивы человеком не осознаются» [32]. Вся совокупность побуждений активности человека называется мотивацией.

В настоящее время в психологической науке термин «мотивация» применяется в двух основных значениях, на первый взгляд различающихся по смыслу [29]:

  • Мотивация – это вся совокупность факторов, детерминирующих, организующих и направляющих поведение человека (система потребностей, мотивов, целей, намерений, идеалов, убеждений и мн.др.) [9, с.65].
  • Мотивация – это процесс стимуляции и детерминации, побуждения поведения человека и поддержания поведенческий активности на определенном уровне в каждый конкретный момент времени. В этом значении мотивация выступает как «процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности» [25, с.191-192].

Более пристальный анализ перечисленных подходов к определению понятия мотивации позволяет придти к выводу об отсутствии противоречия между этими подходами. Авторы вышеописанных определений рассматривают одно и то же явление лишь в различных аспектах: в первом случае – со структурных позиций, во втором – как динамическое образование. Наиболее обобщенное определение, включающее в себя оба подхода, предложено Р.Немовым: «Мотивацию … можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность» [18, с.463]. Как побуждение, так и регуляция поведения и деятельности человека всегда обусловлены теми или иными причинами, поэтому категория причины, вероятно, наиболее уместна в определении понятия мотивации.

Существует несколько различных классификаций видов мотивации. Наиболее часто в литературе встречается классификация, в соответствии с которой различают следующие виды мотивации [9, с.67-68; 18, с.463-464]:

  • Интринсивная (внутреннеорганизованная, диспозиционная) – мотивация, обусловленная внутренними причинами: психологическими свойствами субъекта, его потребностями, установками, интересами, влечениями и т. п.
  • Экстринсивная (внешнеорганизованная, ситуационная) – мотивация, обусловленная внешними по отношению к субъекту причинами: условиями жизнедеятельностями, обстоятельствами текущей ситуации.

В «чистом» виде мотивация достаточно редко бывает сугубо интринсивной или экстринсивной. Как правило, поведение человека обусловлено совокупностью внешних и внутренних причин, тесно переплетенных между собой.

Согласно другой классификации, различают положительную и отрицательную мотивацию поведения человека: «В.Г.Асеев считает, что важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. Эти две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и избегания, в виде удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность – поощрения и наказания) проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности – с одной стороны, и в необходимости – с другой» [9, с.68].

Мотивация каждого человека обусловлена как внешними факторами, так и его личностными особенностями, среди которых наиболее важную роль играет мотивационная сфера личности. Если мотивация характеризует поведение и деятельность человека в каждый конкретный момент времени и нередко определяется в большей мере ситуацией, то мотивационная сфера личности – это совокупность устойчивых свойств личности, обусловливающих ее мотивацию в различных условиях: «Все побудительные источники активности личности объединяются понятием мотивационной сферы, которая включает потребности личности, ее интересы, стремления, влечения, убеждения, установки, идеалы, намерения, а также социальные роли, стереотипы поведения, социальные нормы, правила, жизненные цели и ценности и, наконец, мировоззренческие ориентации в целом» [2, с.235].

Мотивационная сфера личности является динамической системой: «Система ценностей и мотивов личности включает множество иерархически организованных и взаимосвязанных элементов. Она не является жестко заданной, а находится в состоянии постоянного развития и изменения» [27].

Таким образом, мотивация – это сложное как по структуре, так и по динамике психологическое явление, имеющее огромное значение в жизни человека. Именно мотивация лежит в основе всех действий и поступков человека, и именно мотивацией, в первую очередь, определяется выбор, осуществляемый человеком в различных жизненных ситуациях, что в конечном итоге формирует особенности его жизни и судьбы.

Мотивация профессиональной деятельности, или профессиональная мотивация – это «действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией» [21, с.386], или «совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» [14].

Как и другие виды мотивации, профессиональная мотивация подвержена влиянию внешних и внутренних факторов, которые могут быть как постоянными, так и временными. Поэтому профессиональная мотивация одновременно является и относительно устойчивым, и относительно изменчивым, динамичным образованием. В зависимости от психологических особенностей личности и внешних обстоятельств ее жизнедеятельности профессиональная мотивация одного человека может в целом сохраняться в течение нескольких десятилетий, а профессиональная мотивация другого человека – полностью перемениться за значительно более короткий срок.

Общая закономерность состоит в том, что в своем развитии мотивация профессиональной деятельности проходит, как минимум, несколько этапов, каждый из которых характеризуется своей особой структурой профессиональной мотивации [2; 9; 21]:

  1. Этап выбора профессии или специальности;
  2. Этап выбора места работы;
  3. Этап непосредственно реализации профессиональной деятельности.

Выделяют также возможные этапы профессиональной переориентации, переподготовки и смены рабочего места (перехода с одной работы на другую).

Реализация трудовой деятельности человека определяется в той или иной мере всей совокупностью мотивов, воздействующих на протяжении каждого из перечисленных этапов: «мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы» [9, с. 270].

Профессиональная мотивация оказывает значимое влияние на эффективность профессиональной деятельности. Важнейшим связанным с профессиональной мотивацией фактором эффективности профессиональной деятельности является сила актуальных мотивов в структуре мотивации. Общая закономерность влияния силы актуальных мотивов на эффективность профессиональной деятельности заключается в том, что качество деятельности «является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком» [29].

При слабой выраженности у человека соответствующих выполняемой деятельности способностей наличие мотивации «может компенсировать многие недостатки в уровне развития ряда профессионально важных качеств и в организации производительного процесса» [2, с.234], но слабую мотивацию практически невозможно чем-либо компенсировать или восполнить.

Однако при рассмотрении частных случаев следует учитывать, что влияние силы мотивов на эффективность деятельности зависит от сложности задания: «в решении легких заданий лучший успех деятельности достигается при высоком уровне мотивации, а в решении трудных – при ее низком и среднем уровне» [25, с. 192].

На эффективность профессиональной деятельности влияет соответствие особенностей осуществляемой деятельности особенностям мотивационной сферы личности сотрудника. Так, например, «люди с преобладающим мотивом аффилиации достигают более высоких результатов в работе в тех случаях, когда они трудятся не в одиночку, а в составе группы, с членами которой у них установились дружеские взаимоотношения» [18, с.498]. В данном примере в мотивационной сфере личности доминирует мотив аффилиации, а условия профессиональной деятельности позволяют удовлетворять аффилиативную потребность, т.е. наблюдается соответствие особенностей мотивационной сферы личности условиям профессиональной деятельности, что ведет к росту результативности труда.

Наиболее важным и сложным фактором эффективности деятельности со стороны профессиональной мотивации выступает удовлетворенность человека своим трудом: «чувство выполненной работы и удовлетворенность от этого способствуют повышению результативности труда» [2, с. 239-240]. Следовательно, не только удовлетворенность трудом повышает эффективность деятельности, но и эффективность деятельности увеличивает степень удовлетворенности трудом, т.е. существует взаимозависимость между перечисленными переменными.

Таким образом, профессиональная мотивация является одним из наиболее значимых факторов эффективности профессиональной деятельности и удовлетворенности человека своим трудом.

Далее: Теории и виды мотивации профессиональной деятельности

определение мотивации в психологии | Оставайтесь в курсе группы

Мотивация — это небольшая часть нас, которая побуждает нас действовать. Заинтересованные психологи и деловые люди понимают движущие силы, лежащие в основе мотивация. Если вы хотите пойти немного глубже и изучить собственную мотивацию, сначала посмотрите, как психологи определяют этот термин. В этой статье мы углубимся в определение мотивации в психологии очень просто, и далее мы обсудим виды мотивации в психологии и основные составляющие мотивации. Все, что вам нужно сделать, это прочитать эту статью до конца. Вы также можете взять бутылку колы, чтобы чувствовать себя более расслабленно, у нас большой запас на мотивация в педагогической психологии.

Определение мотивации в психологии

Психологи определяют мотивацию в педагогической психологии как процесс, посредством которого деятельность начинается, направляется и поддерживается для удовлетворения конкретных потребностей. Потребности могут быть психологическими (например, потребность в подтверждении) или физическими (например, потребность в еде). Идея состоит в том, что мотивация ведет нас к достижению цели.

У психологов есть разные теории о силах, которые на самом деле побуждают человека действовать. Одни из этих теорий основаны на потребностях, другие — на инстинктах и ​​возбуждении. На самом деле мотивацию редко можно свести к одной движущей силе при любых обстоятельствах.

Типы мотивации в педагогической психологии

По определению, в психологии существует два основных типа мотивации: внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация исходит от человека. Если вы внутренне мотивированы, сделайте что-нибудь для личного удовлетворения. Хорошим примером внутренней мотивации является решение головоломки, потому что она кажется вам сложной.

Напротив, внешняя мотивация заключается в том, чтобы сделать что-то, чтобы получить вознаграждение или избежать наказания. В данном конкретном случае мотивация вашего поведения исходит из чего-то внешнего, например из награды или хорошей оценки.

Компоненты мотивации

Согласно определению мотивации в психологии, можно выделить три основных компонента мотивации:

  • Активация
  • Настойчивость и 
  • Интенсивность
  • Активация: В определении и объяснении компонентов мотивации в психологии активация — это решение начать вести себя определенным образом в любой момент.
  • Упорство: Это когда человек продолжает прилагать необходимые усилия для достижения конкретной цели даже при наличии явных препятствий.
  • Интенсивность определяется как концентрация и энергия, которые человек вкладывает в выполнение или достижение своих целей.

Определение и объяснение теорий мотивации в психологии

Психологи на протяжении многих лет выделяют три основных теории мотивации в их определении для объяснения мотивации в психологии и того, является ли эта мотивация биологической, эмоциональной, социальной или когнитивной. Эти теории включают теорию инстинктов, теорию влечений и потребностей и теорию возбуждения.

Теория инстинктов

В типах теорий мотивации в образовательная психологияТеория инстинктов говорит, что мы мотивированы на достижение целей благодаря нашим инстинктам. Инстинкт – это образец твердого, врожденного поведения, выступающего в качестве побуждения. Следовательно, теория инстинктов постулирует, что поведение происходит для того, чтобы мы могли удовлетворить основные потребности выживания. Примером инстинктивного влечения является страх, который позволяет людям воздерживаться от опасных ситуаций.

Теория побуждений и потребностей

Согласно определению и объяснениям теории мотивации влечений и потребностей в психологии, у нас есть биологические потребности в еде, воде и жилье. Теория влечений и потребностей утверждает, что наше поведение мотивировано потребностью удовлетворить эти потребности. Вот почему мы находим еду, питье и отдых.

Теория возбуждения

Теория возбуждения предполагает, что люди изменяют поведение, чтобы поддерживать свой уровень возбуждения на оптимальном личном уровне. Например, человек с высокой потребностью в возбуждении может принять рискованное поведение, такое как прыжки с парашютом или скалолазание. Человек с небольшим возбуждением может быть удовлетворен чтением книги.

Применение мотивационных теорий

Когда мы думаем об этих теориях, мы часто классифицируем их на основе жизненного опыта.

Деньги: 

Стремление к удовлетворению биологических потребностей может выражаться, например, в приобретении денег. Как только основные потребности удовлетворены, другие теории могут сыграть свою роль. Большинство людей, которые работают только за деньги, предпочитают не работать. Однако приобретение вещей, которые могут предложить деньги, может расти, и сопутствующая им признательность может мотивировать кого-то бороться за больше денег, иметь чувство принадлежности, гордости и успеха. Тем не менее, вы можете гоняться за вещами, которые вам не нужны, и истинного согласия может не хватать.

Избегай боли, получай удовольствие: 

Получение удовольствия может идти рука об руку с теорией возбуждения, поскольку некоторых людей можно мотивировать, просто ища положительные чувства. Если действие кажется более приятным, чем боль, вероятно, это предпочтительный образ действий. Если у вас есть мотивация посмотреть фильм вместо того, чтобы мыть посуду, это может быть результатом баланса между болью и удовольствием. Многие люди могут отличаться от работы над своими целями, потому что это не весело, но со временем, когда цели отстают от графика, польза от работы над ними может возрасти. Поделитесь этим, отложив дела до последней минуты.

Стремитесь к совершенству: 

Некоторые люди по своей природе не могут мириться с тем, чтобы быть вторыми в чем-либо; они стремятся быть первыми; побеждать и быть лучшим всеми возможными способами. Примеры — олимпийские спортсмены, они стремятся к совершенству, как и некоторые крупные предприниматели и мировые лидеры. 

Мухаммед Али сказал, и я цитирую: «Я ненавидел каждую минуту тренировок, но я сказал себе: «Не бросай. Лучше пострадать сейчас, а остаток жизни прожить как чемпион». Жертвенность в данном случае ведет к успеху.

Альтруизм: 

Некоторые люди мотивированы помогать другим. Филантроп был бы примером человека, движимого этим желанием сделать мир лучше. Мотивация помогать другим может исходить из внутренней предрасположенности, связанной с чувством общего блага и фундаментальным сочувствием к другим.

Власть, слава: 

Политические лидеры могут быть наиболее очевидным классом людей, мотивированных потребностью во власти и славе, но многие другие профессии могут найти эту мотивацию. Частично это основано на желании влиять на других. Это может включать, например, признание того, что вы правы, а другие ошибаются, или что вы можете судить других.

Страсть: 

Основная мотивация к достижению может быть основана на генетических условиях и условиях окружающей среды, но для некоторых людей это то, что побуждает их к достижению целей в себе. Страстный человек может просыпаться каждый день с желанием добиться желаемого в жизни.

Получение необходимой помощи

Подумайте о том, что вас действительно мотивирует. Узнай себя в первую очередь. Обратите внимание на то, что мотивирует вас на достижение результатов, и внесите соответствующие коррективы.

Ставьте перед собой реалистичные цели

Цели могут быть трудными: они должны быть достаточно большими, чтобы вдохновлять вас, и достаточно маленькими, чтобы их можно было достичь. Убедитесь, что вы поставили достижимые, но трудные цели, которые помогут вам не сходить с повестки дня.

Держи журнал

Ведение дневника помогает вам соединиться с тем тихим внутренним голосом, который зажигает огонь в вашей душе для достижения ваших целей. Это может помочь очистить ваш разум и напомнить вам о том, чего вы уже достигли, что само по себе может быть мотивацией!

Упражнение

Мотивация в педагогической психологии имеет проверенную мысль о том, что тренируйтесь и смотрите, как улучшается ваша мотивация! Было установлено, что упражнения снижают риск тяжелой депрессии, повышают энергию, улучшают сон, снимают стресс и улучшают настроение — все это может повлиять на вашу мотивацию.

Спокойной ночи

Достаточный сон может оказать положительное влияние на вашу мотивацию, поскольку недостаток сна оказался альтернативной системой для процесса мотивации. Поэтому убедитесь, что вы получили все свои Z.

Рекомендации:
  • Мотивационное письмо для подачи заявки на получение стипендии, образцы / рекомендации 2020
  • Теория мотивации Герцберга

Социальная мотивация: определение и примеры

Вы когда-нибудь изо всех сил старались быть успешным товарищем по команде в школе? Возможно, вы хотели хорошо играть в баскетбол, поэтому изучали лучших игроков в профессиональных лигах, смотрели видео матчей и тренировались как можно больше. Ваша цель состояла в том, чтобы помочь вашей команде получить шанс сыграть в финале и занять место в турнирах. Это пример того, как социальные мотивы побуждают работать для достижения цели!

  • Что такое социальная мотивация?

  • Какие теории помогают объяснить социальную мотивацию в психологии?

  • Какие существуют виды социальной мотивации?

  • Почему социальная мотивация важна в социальных конфликтах?

  • Каковы некоторые примеры социальной мотивации в исследованиях?

Социальная мотивация Значение

Социальная мотивация — это выученное психологическое стремление, которое мы приобретаем благодаря нашей семье, обществу и культурному воспитанию. Мы учимся использовать социальные мотивы, чтобы достичь голов . Эти цели часто основаны на наших социальных потребностях и желаниях , которые обычно проявляются в наших моделях мышления или поведении.

Люди из культур Восточной Азии, кажется, прилагают больше усилий для улучшения, особенно после неудачи. Хайне (2001) продемонстрировал это, заставив японских и американских студентов продолжать работать над одними и теми же задачами. Американские студенты усердно работали только в том случае, если им удавалось добиться успеха, а японские студенты усердно работали даже после неудач.

Вот еще один пример того, как социальная мотивация (в частности, мотив имплицитной агрессии ) соотносится с социальными целями и может проявляться в мыслях и действиях человека.

Когда кто-то чувствует разочарование, он обычно пытается понять, что происходит, что может либо усугубить эти чувства, либо ослабить их, либо сохранить. Если они рассердятся, они могут начать действовать агрессивно, чтобы отомстить, защитить свою репутацию, навредить своему врагу или избавиться от источника своего гнева.

Социальная мотивация в психологии

В психологии существует несколько различных теорий, говорящих о социальной мотивации. Двумя наиболее подходящими теориями являются Иерархия потребностей Маслоу и Теория стимулов Мотивации .

Иерархия потребностей Маслоу и социальная мотивация

Вы, наверное, уже слышали об Иерархии потребностей Маслоу ! Это гуманистическая теория мотивации , разработанная Авраам Маслоу (1943) , в котором рассказывается обо всем, чего люди хотят достичь в своей жизни. Это называется теорией иерархии , потому что каждая мотивация располагается в определенном порядке, подобно ступеням лестницы или лестнице.

Пять уровней в иерархии потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви и принадлежности, потребности в уважении, и самоактуализация. Теория утверждает, что мы должны достичь нижних уровней, прежде чем мы сможем перейти к встрече с верхними уровнями. Как только мы удовлетворяем потребности на одном из уровней, мы автоматически движемся дальше и пытаемся достичь следующего уровня потребностей, пока не доберемся до самого верха.

Фг. 1 Иерархия Маслоу, Wikimedia Commons

Как только наши самые основные потребности (еда, вода, кров, безопасность и т. д.) удовлетворены, мы можем двигаться вверх, чтобы попытаться достичь любви и принадлежности, уважения и самореализации. Некоторыми вещами, которые могут способствовать любви и принадлежности , являются отношения с другими, построенные на близости и доверии . Достигнув этого, мы начинаем хотеть удовлетворять свои потребности в уважении. E steem может прийти через нашу работу и отношения , и мы могли бы начать усерднее работать, чтобы получить признание на рабочем месте.

Уважение — это то, как мы оцениваем нашу собственную самооценку . Уважение обычно связано с чувством уверенности или компетентности.

Последний уровень, самореализация , более труден для достижения, потому что он больше не требует делать что-то, чтобы соответствовать другим. Целями самореализации являются личное счастье и рост . Самореализация требует много работы и включает в себя обучение от предыдущий опыт и навигация культурная динамика которые преобладают в нашей жизни.

Два года назад Сэм устроился на новую работу [физиологические потребности и безопасность]. Сначала Сэм пыталась завести несколько друзей и связей на работе [любовь и принадлежность], так как знала, что какое-то время будет работать там. Как только она наладила связи и почувствовала, что ей подходит новая работа, она начала работать усерднее, чтобы выйти за рамки своих обязательных обязанностей.

Сэм была признана лучшей в своей работе и получила награду за производительность [уважение]. Отличные результаты на рабочем месте заставили Сэм понять, что она может начать свой собственный бизнес, занимаясь тем же самым, что улучшит общее качество ее жизни [самореализация]. Теперь Сэм работает над достижением этих новых целей!

Теория поощрения и социальная мотивация

Теория поощрения в социальной мотивации относится к тому, как на людей влияют вознаграждения и последствия . Когда человеку обещают положительный результат, у него появляется больше мотивации стараться или усерднее работать над чем-то. Это может быть верно для многих вещей и влияет на то, как мы стремимся делать все возможное на работе, в школе и в спорте!

Когда человек боится определенных последствий (например, наказания), он обычно старается избегать действий, которые могут привести к таким последствиям. Это естественный аспект социальной мотивации. Мы хотим вписаться в определенную группу или культуру, которая выполняет наши 9 задач.0029 чувство принадлежности, и мы хотим одобрения других.

Сэм посещала занятия, чтобы улучшить свои навыки обслуживания клиентов, чтобы в конечном итоге улучшить свою работу и повысить отзывы и оценки клиентов. Она решила сделать это, потому что ее начальник сказал, что ее уволят, если ее рейтинги не повысятся. Угроза наказания или негативных последствий побудила Сэма больше тренироваться и усерднее работать.

Виды социальной мотивации

В большинстве случаев социальная мотивация связана с мотив достижения , который является желанием добиться успеха в наших действиях, даже при выполнении сложных задач. На нас также может влиять мотив принадлежности , который представляет собой желание или стремление вписаться в определенную группу. Другие виды социальной мотивации подпадают под внутренних или внешних видов мотивации .

Мотив достижения

Мотив достижения является основной социальной мотивацией. Все дело в том, чтобы соответствовать стандартам друзей, семьи, работы или культуры. Мы также пытаемся достичь стандартов, которые мы установили для себя. Цели достижения выглядят по-разному для каждого человека.

Психологи разработали специальный тест для оценки чьей-либо мотивации достижения. Он называется Тематический апперцептивный тест (ТАТ) . ТАТ — это психологический тест , который дает людям возможность описать свое восприятие изображений таким образом, чтобы выявить их мотивацию и личностные черты.

Мотив принадлежности

Мотив принадлежности предполагает человеческое взаимодействие и связь. Мы хотим объединиться с другими для выживания, безопасности, принадлежности, уважения и самореализации. Когда люди пытаются обходиться без взаимодействия с другими, мы впадаем в сильную тревогу или депрессию.

Внутренние и внешние социальные мотивы

Внутренние мотивы — это внутренние желания или побуждения к выполнению задачи или достижению цели. Эти виды мотивации исходят изнутри человека, поэтому они самоуправляемы . Внешние мотивы — это желания или побуждения, основанные на внешнем факторе. Если действие мотивировано внешними факторами, такими как давление сверстников, последствия или оплата, то оно мотивировано извне.

Бен пытается накопить денег на покупку нового автомобиля. Бен всегда хотел спортивную машину, поэтому он начинает работать дополнительные смены, чтобы заработать достаточно денег. В данном случае на Бена влияет внутренняя мотивация. Он хочет эту машину, потому что она будет приносить ему радость, без каких-либо других внешних влияний или причин.

Помимо достижений и принадлежности к социальным мотивам также относятся такие вещи, как сотрудничество, взаимодействие, альтруизм, принадлежность, идентичность, и самооценка .

Intrinsic Social Motivation Definition
Cooperation Two or more people working together to achieve a goal, motivated either by internal or external factors (or both)
Altruism По определению, альтруистическое поведение имеет внутреннюю мотивацию. Ими движет внутреннее желание помочь другим, а не какая-либо личная выгода.
Принадлежность Желание вписаться или хорошо вписаться в группу, организацию, общество или культуру. Принадлежность в основном мотивирована внутренними факторами, но также может поощряться внешними факторами.
Личность Присущее человеку желание узнать и определить, что значит быть человеком. Экзистенциальные теоретики считают, что каждый человек внутренне мотивирован определять свою идентичность и находить смысл жизни.
Одобрение Тесно связанные с принадлежностью, люди обычно желают одобрения других, особенно тех, кем они восхищаются или от которых зависят. Желание получить одобрение, как правило, имеет внутреннюю мотивацию, но внешние мотивы могут подтолкнуть нас к поиску большего одобрения.
Избегание Мы хотим избежать боли и повысить комфорт. Здесь играют роль как внутренние, так и внешние мотивы, но желание избежать боли является внутренним.
Самоуважение Желание хорошо думать о себе и принимать решения на основе наших личных ценностей и убеждений.
Автономия

Автономия – это желание сделать что-то по своей инициативе, которая идет изнутри. Поведение, которое зависит от внешнего вознаграждения, имеет наименьшую автономию.

Любопытство

Это внутреннее желание человека получить новый опыт и понять сложные идеи в дополнение к продолжению деятельности, которая вызывает у него интерес.

Игра или развлечение

Это врожденное стремление означает делать что-то, потому что это доставляет удовольствие. Поиск развлечений или игр мотивирует человека продолжать работу или задачу.

Важность социальной мотивации

Социальная мотивация влияет на принятие нами решений. Мы сталкиваемся с социальными конфликтами , когда два или более наших социальных мотива противоречат или конкурируют друг с другом. Может быть, мы хотим, чтобы нас считали полезными и независимыми. Может быть, мы хотим быть альтруистами, но мы также хотим делать что-то только для себя.

Что происходит, когда наши собственные социальные мотивы конкурируют друг с другом? Что, если вы и ваш друг хотите добиться одного и того же, но победитель может быть только один?

Фг. 2 Социальные конфликты, pixabay.com

Конфликты социальной мотивации

Конфликты могут расстраивать нас и заставлять принимать трудные решения. Четыре типа конфликта в социальной мотивации — это конфликт подход-приход , конфликт подход-избегание , конфликт множественный конфликт приближения-избегания и конфликт избегания-избегания .

Конфликт подходов

Конфликт подходов возникает, когда кому-то предоставляется два положительных выбора, и он должен выбрать один из них. Например, если кто-то получает возможность выбрать автомобиль своей мечты или денежный приз при выигрыше в лотерею, он находится в конфликте подход-подход. Человек делает выбор, который приносит ему пользу независимо от того, что он выбирает.

Джада должна решить, хочет ли она поехать в отпуск с друзьями на Гавайи или в Италию на весенних каникулах. Джада сталкивается с социальным конфликтом подход-подход, потому что оба результата желательны.

Конфликт приближения-избегания

Конфликт приближения-избегания возникает, когда кто-то сталкивается с выбором, который имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Возможно, кто-то узнал, что у него непереносимость глютена. Человеку предоставляется выбор: либо есть хлеб с глютеном, чтобы удовлетворить свою тягу и заболеть, либо выбрать альтернативу.

Кайл в парке развлечений с семьей и друзьями, и он очень боится высоты. Друзья Кайла стоят в очереди на самые новые и самые высокие американские горки в парке. Кайл решает прокатиться, хотя ему не нравятся американские горки и высота. На Кайла влияют внешние факторы в его конфликте приближения-избегания. Езда с друзьями желательна, но в то же время его боязнь высоты делает это нежелательным.

Конфликт множественного подхода-избегания

Конфликт множественного подхода-избегания возникает, когда кто-то сталкивается с ситуацией, которая имеет несколько решений. Каждое из решений имеет свои отрицательные и положительные стороны.

Нолан пытается похудеть, но он каждый день ходит куда-нибудь поесть с друзьями и должен рассмотреть варианты. Он мог бы продолжать ходить куда-нибудь поесть, но рискует соблазниться нездоровой пищей. Он мог бы готовить дома, что также сэкономило бы деньги, но рисковало оттолкнуть его друзей. Он мог бы тренироваться и готовить еду, но ему пришлось бы записаться в спортзал. В этой ситуации Нолан находится в состоянии множественного конфликта приближения-избегания, что затрудняет принятие решения.

Конфликт избегания-избегания

Конфликт избегания-избегания возникает, когда вам предлагают два плохих варианта, оба из которых имеют отрицательный результат. Вы должны сделать выбор, но вы чувствуете себя плохо из-за обоих вариантов.

Хэрриот хочет отпроситься с работы, но отгул означает, что ей не заплатят. Если она продолжит работать без перерыва, она рискует испытать эмоциональное выгорание. Какой бы выбор она ни сделала, Хэрриот потеряет то, что ей дорого.

Социальная мотивация — основные выводы

  • Социальная мотивация – это усвоенный психологический процесс, связанный с нашим обществом и культурным воспитанием.
  • Двумя наиболее важными теориями, относящимися к социальной мотивации, являются Иерархия потребностей Маслоу и Теория стимулирования Мотивации .
  • Мотивы достижения и принадлежности являются двумя основными типами социальной мотивации.
  • Четыре типа конфликта в социальной мотивации: конфликт приближения-приближения, конфликт приближения-избегания, множественный конфликт приближения-избегания и конфликт избегания-избегания.
  • Помимо достижений и принадлежности к социальным мотивам также относятся такие вещи, как сотрудничество, взаимодействие, альтруизм, принадлежность, идентичность, и самооценка .

Теория мотивации возбуждения: определение, примеры и влияние

Шарлотта Никерсон, опубликовано 14 июня, 2022 | Факт проверен Солом Маклеодом, доктором философии


Теория мотивации возбуждения утверждает, что люди мотивированы искать действия или ситуации, которые поддерживают или повышают их уровень возбуждения.

Возбуждение можно рассматривать как континуум, где низкий уровень возбуждения связан со скукой, а высокий уровень возбуждения связан с тревогой.

Теория мотивации возбуждения — это психологическая теория, которая предполагает, что уровни возбуждения играют важную роль в определении уровня мотивации.

Эта теория утверждает, что люди мотивированы искать стимуляцию, когда у них низкий уровень возбуждения, но им становится скучно и немотивировано, когда они становятся слишком сильно возбужденными (АПА).

Теория мотивации возбуждения была впервые предложена Генри Мюрреем в 1938 году. Теория Мюррея была основана на его наблюдениях за человеческими потребностями в достижениях, власти и принадлежности. Он считал, что эти потребности были мотивированы желанием снизить уровень возбуждения.

Теория мотивации возбуждения с годами получила дальнейшее развитие у других психологов, таких как Роберт Зайонц (1965) и Джон Аткинсон (1957).

Zajonc предположил, что существует оптимальный уровень возбуждения для выполнения задачи, и что люди будут искать стимуляцию, когда они ниже этого оптимального уровня.

Аткинсон предположил, что у людей разные «пороги возбуждения» — это означает, что некоторым людям требуется больше стимуляции, чем другим, чтобы проявить себя наилучшим образом.

Согласно теории возбуждения, на уровень возбуждения влияют два основных фактора: вызов и угроза. Когда люди сталкиваются с проблемами или угрозами в своем окружении, это заставляет их испытывать повышенный уровень возбуждения. В свою очередь, эти более высокие уровни возбуждения могут мотивировать людей действовать или увеличивать свои усилия для достижения цели или задачи.

Существует два основных ответвления теории возбуждения: теория снижения влечения Кларка Халла и теория оптимального возбуждения.

Согласно теории снижения влечения Кларка Халла, поведение возникает из физиологических потребностей в еде, воде и воздухе.

Эти потребности создают напряжение вдали от гомеостаза. Когда потребности удовлетворяются в гомеостазе, возбуждение низкое. Однако, когда потребности не удовлетворяются, они порождают состояние влечения.

Животные мотивированы на снижение этого влечения. Такие действия, как еда, питье и дыхание, уменьшают потребность, восстанавливая гомеостаз.

Их также можно усиливать и усиливать за счет уменьшения привода.

Согласно теории снижения влечения, люди часто прибегают к рискованному или опасному поведению — например, поиску острых ощущений или употреблению наркотиков — в попытке достичь желаемого уровня возбуждения.

Центральное место в концепции теории снижения влечений занимает идея приобретенной мотивации, которая представляет собой тенденцию организмов повторять поведение, приводящее к снижению влечений (Hull, 1952).

Одним из основных критических замечаний по поводу теории снижения влечений является то, что она не учитывает все формы мотивации. В частности, это не объясняет, почему люди занимаются деятельностью, которая не снижает влечения, например исследованиями и играми.

Кроме того, теория не объясняет, как можно мотивировать людей на достижение целей, которые могут быть недостижимы, например, выиграть в лотерею или стать олимпийским спортсменом.

Вторая критика теории снижения влечения заключается в том, что она в значительной степени опирается на исследования на животных и не принимает во внимание уникальные потребности и мотивации людей. В частности, это исследование зафиксировало явление, известное как индукция влечения.

Индукция влечения — это наблюдение, согласно которому мотивация животного к уменьшению влечения может фактически усилиться, если животное помещается в среду, в которой оно может потреблять подкрепление.

Например, если крысу поместить в лабиринт, где единственный источник пищи находится на другой стороне, у крысы может повыситься мотивация двигаться, если в другое время она могла свободно есть пищу (Миллс , 1978).

Теория оптимального возбуждения утверждает, что существует идеальный уровень беспокойства или стресса, который приводит к максимальной производительности.

Этот уровень индивидуален для каждого человека и может меняться в зависимости от поставленной задачи. Слишком сильное или слишком слабое возбуждение приведет к неоптимальной работе.

Теория была впервые предложена Йерксом и Додсоном в 1908 году, которые обнаружили, что существует перевернутая буква U между сложностью задачи и производительностью.

То есть по мере увеличения сложности задачи росла и производительность до определенного момента, после чего производительность снижалась. Они объяснили это тем, что простые задачи не дают достаточной стимуляции, а сложные — слишком большой.

Оптимальный уровень возбуждения находится посередине. В целом, сильное возбуждение может улучшить выполнение простых задач и ухудшить выполнение сложных задач.

Цукерман (1984) писал о поиске ощущений в контексте теории оптимального возбуждения. Он считал это индивидуальной отличительной чертой, когда люди различаются по тому, сколько стимуляции им требуется, чтобы чувствовать себя мотивированными и бдительными.

Другими словами, искатели острых ощущений имеют более высокий порог возбуждения — им требуется больше стимуляции, чем среднему человеку, чтобы чувствовать себя вовлеченными и заинтересованными.

Эта теория подтверждается большим количеством научных данных, включая исследования как на животных, так и на людях.

Например, исследования Цукермана показывают, что определенные гены могут быть связаны с поиском ощущений.

Кроме того, исследования показали, что люди с высокими баллами в тестах на мотивацию возбуждения, как правило, предпочитают высокоинтенсивные занятия, такие как экстремальные виды спорта или наркотики, такие как кокаин (Zuckerman, 1984).

Теория оптимального уровня возбуждения может быть применена для объяснения того, почему люди стремятся к общественной деятельности, такой как посещение клуба или вечеринки.

Согласно теории, люди мотивированы искать ситуации, которые обеспечивают нужное количество стимуляции — не слишком много и не слишком мало (Гросс, 19 лет).98).

Для некоторых людей поход в клуб может стать отличным стимулом. Громкой музыки, яркого света и социального взаимодействия может быть достаточно, чтобы они почувствовали себя взволнованными и заинтересованными.

С другой стороны, для других такая же среда может быть подавляющей и вызывать чувство беспокойства.

Таким образом, эти люди могут предпочесть более спокойные занятия, такие как чтение или прогулка на природе.

Эти действия обеспечивают отключение от возбуждения, возвращая человека, выполняющего их, к гомеостазу (Гросс, 1998).

Классический пример теории возбуждения в действии — голод. Одним из факторов, влияющих на мотивацию к еде, является само чувство голода.

У некоторых людей чувство голода может усилить возбуждение и усилить мотивацию к поиску еды.

Это может быть связано с тем, что голод вызывает выброс определенных гормонов, в том числе адреналина и кортизола, которые повышают уровень энергии и бдительность.

Однако у других людей голод может снизить возбуждение, вызывая чувство вялости, усталости или рассеянности. Это может быть связано с индивидуальными различиями в чувствительности к определенным гормональным изменениям, связанным с голодом.

Кроме того, у некоторых людей может быть более низкий порог возбуждения, а это означает, что они быстрее реагируют на чувство голода и нуждаются в меньшей стимуляции, чтобы почувствовать мотивацию.

Шарлотта Никерсон — выпускница 2024 года Гарвардского университета. Имея опыт работы в области биологии и археологии, Шарлотта в настоящее время изучает, как цифровое и физическое пространство формирует человеческие убеждения, нормы и поведение и как это можно использовать для создания бизнеса с большим социальным воздействием.

Контент тщательно проверяется командой квалифицированных и опытных специалистов по проверке фактов. Специалисты по проверке фактов проверяют статьи на предмет фактической точности, актуальности и своевременности. Мы полагаемся на самые актуальные и авторитетные источники, которые цитируются в тексте и перечислены внизу каждой статьи. Контент проверяется на факт после редактирования и перед публикацией.

Никерсон, К. (2022, 14 июня). Как работает теория мотивации возбуждения .

Просто психология. www.simplypsychology.org/arousal-theory-of-motivation.html

Аткинсон, Дж. В. (1957). Мотивационные детерминанты рискованного поведения. Психологический обзор, 64 (6p1), 359.

Американская психологическая ассоциация. (н.д.). Теория мотивации возбуждения. Словарь Американской психологической ассоциации.

Гросс, Дж. Дж. (1998). Заострение внимания: регулирование эмоций, возбуждение и социальная компетентность. Психологический опрос, 9 (4), 287-290.

Халл, CL (1952). Кларк Л. Халл.

Миллс, Дж. А. (1978). Теория обучения Халла: II. Критика теории и ее отношения к истории психологической мысли.

Мюррей, Х.А. (1938). Исследования личности: клиническое и экспериментальное исследование пятидесяти мужчин студенческого возраста.

Йеркс, Р. М., и Додсон, Дж. Д. (1908). Отношение силы раздражителя к скорости формирования привычки.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts