Ощущение определение в психологии: Ощущения. Что такое «Ощущения»? Понятие и определение термина «Ощущения» – Глоссарий

Понятие об ощущении

Психологическая библиотека


 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.

 



ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

Роль ощущений в жизни и деятельности человека. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток.

В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т.п. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно.

Органы чувств — это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасностей. Известный русский врач С.И. Боткин (1832-1889) описал редкий случай, когда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязанием на небольшом участке руки. Когда больная закрывала глаза и никто не прикасался к ее руке, она засыпала.

Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма.

Показательны в этом отношении результаты исследований по ограничению сенсорной информации, связанные с проблемами космической биологии и медицины. В тех случаях, когда испытуемых помещали в специальные камеры, обеспечивающие почти полную сенсорную изоляцию (постоянный монотонный звук, матовые очки, пропускающие лишь слабый свет, на руках и ногах — цилиндры, снимающие тактильную чувствительность, и т.п.), испытуемые через несколько часов приходили в тревожное состояние и настойчиво просили прекратить эксперимент. Опыты по частичной сенсорной изоляции, например изоляции от внешних воздействий отдельных участков поверхности тела, показали, что в последнем случае наблюдаются нарушения тактильной, болевой и температурной чувствительности в этих местах.

У испытуемых, длительное время подвергавшихся воздействию монохроматического света, появлялись зрительные галлюцинации. Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, насколько сильна у человека потребность получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений.

Роль ощущений в жизнедеятельности человека трудно переоценить, так как они являются источником наших знаний о мире и о нас самих. Что же представляют собой ощущения по своей сущности?

О природе ощущений. Учение об ощущении утверждает, что

предметы и их свойства первичны, ощущения же — результат воздействия материи на органы чувств. При этом ощущения отражают мир таким, каким он существует. Критерием истинности ощущений, как и всякого иного отражения действительности, служит практика, деятельность субъекта.

Существуют и другие взгляды на природу ощущений. С одной стороны, это трактовка ощущений субъективными идеалистами (Беркли, Юмом, Махом и др. ) как единственной реальности, в результате чего мир рассматривается ими лишь как совокупность ощущений. С другой стороны, это концепция, для которой ощущения — только условные знаки, символы внешних воздействий (И. Мюллер, Гельмгольц). Эта теория исходит из специализации рецепторов к определенным видам раздражителей и отдельных частных фактов, свидетельствующих о том, что одни и те же раздражители, воздействуя на различные органы чувств, могут вызывать различные ощущения. Так, сетчатка глаза дает световые ощущения при воздействии на нее как светом, так и электрическим током или давлением. В то же время механический раздражитель может вызвать ощущение давления, звука или света в зависимости от того, действует ли он на кожу, ухо или глаз. Основываясь на этих фактах,

И. Мюллер выдвинул принцип специфической энергии органов чувств. Согласно идее Мюллера ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражитель. Значит, делает вывод Мюллер, не существует сходства между нашими ощущениями и предметами внешнего мира, следовательно ощущения являются лишь символами, условными знаками последних.

В действительности же, хотя приведенные Мюллером факты правильны, они не имеют всеобщего значения. Во-первых, не все раздражители являются такими универсальными, как электрический ток или механический раздражитель. Звуки, запахи и другие раздражители, действуя на глаз, не вызовут зрительных ощущений. Аналогично свет и запах не могут вызвать слуховых ощущений. Значит, такие относительно универсальные раздражители, как электрический ток и механический раздражитель, представляют собой редкие исключения. Во-вторых, ощущения, вызываемые различными раздражителями, воздействующими на один и тот же рецептор, не одинаковы по качеству. Так, механический удар или электрический ток, воздействуя на ухо, вызывает грубое слуховое ощущение, которое нельзя сравнить с богатством слуховых ощущений, вызванных воздушными колебаниями.

Следует различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и не адекватные для него.

Сам этот факт свидетельствует о тонкой специализации органов чувств к отражению того или иного вида энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности. Специализация органов чувств — продукт длительной эволюции, а сами органы чувств — продукт приспособления к воздействиям внешней среды и поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям.

У человека тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием человеческого общества, с общественно-трудовой практикой. Обслуживая процессы приспособления организма к среде, органы чувств могут успешно выполнять свою функцию лишь при условии верного отражения ее объективных свойств. Таким образом, здесь действует принцип не «специфических энергий органов чувств», а «органов специфических энергий». Иначе говоря, не специфичность органов чувств порождает специфичность ощущений, а специфические качества внешнего мира породили специфичность органов чувств.

Ощущения не являются символами, иероглифами, а отражают действительные свойства предметов и явлений материального мира, воздействующих на органы чувств субъекта, но существующих независимо от него.

Ощущения и перцептивная деятельность. Ощущения суть субъективные образы объективного мира. Однако для возникновения ощущения недостаточно, чтобы организм подвергался соответствующему воздействию материального раздражителя, необходима и некоторая работа самого организма. Эта работа может выражаться или только во внутренних процессах, или также и во внешних движениях, но она всегда должна быть. Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов. Таким образом, ощущение — это не только чувственный образ, или, точнее, компонент его,

но также деятельность или компонент ее. Многочисленные и разносторонние исследования об участии эффекторных процессов в возникновении ощущения привели к выводу, что ощущение как психическое явление при отсутствии ответной реакции организма или при ее неадекватности невозможно. В этом смысле неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука перестает быть орудием познания. Органы чувств теснейшим образом связаны с органами движения, которые выполняют не только приспособительные, исполнительные функции, но и непосредственно участвуют в процессах получения информации. Так, очевидна связь осязания и движения. Обе функции слиты в одном органе — руке. Вместе с тем очевидно различие между исполнительными и ощупывающими движениями руки. И.П. Павлов назвал последние ориентировочно-исследовательскими реакциями, относящимися к особому типу поведения —
поведения перцептивного,
а не исполнительного. Подобное перцептивное регулирование направлено на то, чтобы усилить ввод информации, оптимизировать процесс ощущения.

Анализатор. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс; 2) афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов — проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным; 3) подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов (рис. 2).

В корковом отделе каждого анализатора находится ядро, т.е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецеп-торных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в различных областях коры. Рецепторные клетки ядерной части анализатора находятся в той области коры головного мозга, куда входят центростремительные нервы от рецептора. Рассеянные (периферические) элементы данного анализатора входят в области, смежные с ядрами других анализаторов. Тем самым обеспечивается участие в отдельном акте ощущения значительной доли коры головного мозга. Ядро анализатора выполняет функцию тонкого анализа и синтеза, например, дифференцирует звуки по высоте. Рассеянные элементы связаны с функцией грубого анализа, например, различение музыкальных звуков и шумов.

Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Так, пространственно разными точками в коре представлены, например, разные точки сетчатки; пространственно разным расположением клеток представлен в коре и орган слуха. То же самое относится и к другим органам чувств.

Многочисленные опыты, проведенные методами искусственного раздражения, позволяют в настоящее время довольно определенно установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Так, представительство зрительной чувствительности сосредоточено главным образом в затылочных долях коры головного мозга. Слуховая чувствительность локализуется в средней части верхней височной извилины. Осязательно-двигательная чувствительность представлена в задней центральной извилине и т.д.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей.

Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги. Рефлекторное кольцо состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования.

Отбор полезной информации в ощущениях. Процесс зрительного ощущения не только начинается в глазу, но и завершается в нем. То же самое характерно и для других анализаторов. Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная), но и обратная (центробежная) связь. Принцип обратной связи, открытый И.М. Сеченовым, требует признания того, что орган чувств является попеременно рецептором и эффектором. Ощущение не есть результат центростремительного процесса, в его основе лежит полный и притом сложный рефлекторный акт, подчиняющийся в своем формировании и протекании общим законам рефлекторной деятельности.

Динамика процессов, происходящих в подобном рефлекторном кольце, есть своеобразное уподобление свойствам внешнего воздействия. Например, осязание является именно таким процессом, в котором движения рук повторяют очертания данного объекта, как бы уподобляясь его форме. Глаз действует по такому же принципу благодаря сочетанию деятельности своего оптического «прибора» с глазодвигательными реакциями. Движения голосовых связок также воспроизводят объективную звуковысот-ную природу. При выключении вокально-моторного звена в экспериментах неизбежно возникало явление своеобразной звуковысотной глухоты. Таким образом, благодаря сочетанию сенсорных и моторных компонентов сенсорный (анализаторный) аппарат воспроизводит объективные свойства воздействующих на рецептор раздражителей и уподобляется их природе.

Органы чувств представляют собой, по сути дела, фильтры энергии, через которые проходят соответствующие изменения среды. По какому принципу осуществляется отбор полезной информации в ощущениях? Было сформулировано несколько гипотез.

Согласно первой гипотезе, существуют механизмы для обнаружения и пропускания ограниченных классов сигналов, причем сообщения, не соответствующие этим классам, отвергаются. Это можно уподобить обычной редакторской практике: одно периодическое издание публикует, например, только информацию о спорте и спортсменах, тогда как другое отвергает все, кроме оригинальных научных статей. Задачу такой селекции выполняют механизмы сличения. Например, у насекомых эти механизмы включены в решение нелегкой задачи — отыскания партнера своего вида. Перемигивания светлячков, «ритуальные танцы» бабочек и т.п. — все это генетически закрепленные цепи рефлексов, следующих один за другим. Каждый этап такой цепи последовательно решается насекомым в двоичной системе: «да» — «нет». Не то движение самки, не там цветовое пятно, не тот узор на крыльях, не так она ответила в танце — значит, самка чужая, другого вида. Этапы образуют иерархическую последовательность: начало нового этапа возможно только после того, как на предыдущий вопрос отвечено «да».

Вторая гипотеза предполагает, что принятие или непринятие сообщений может регулироваться на основе специальных критериев, которые, в частности, представляют собой потребности живого существа. Все животные обычно окружены морем стимулов, к которым они чувствительны. Однако большинство живых организмов реагирует только на те стимулы, которые непосредственно связаны с потребностями организма. Голод, жажда, готовность к спариванию или какое-либо другое внутреннее влечение могут быть теми регуляторами, критериями, по которым осуществляется селекция стимульной энергии.

Согласно третьей гипотезе, отбор информации в ощущениях происходит на основе критерия новизны. Действительно, в работе всех органов чувств наблюдается ориентировка на изменение раздражителей. При действии постоянного раздражителя чувствительность как бы притупляется и сигналы от рецепторов перестают поступать в центральный нервный аппарат. Так, ощущение прикосновения имеет тенденцию к угасанию. Оно может совершенно исчезнуть, если раздражитель вдруг перестанет двигаться по коже. Чувствительные нервные окончания сигнализируют мозгу о наличии раздражения только тогда, когда изменяется сила раздражения, даже если время, в течение которого он сильнее или слабее давит на кожу, очень непродолжительно.

Подобным образом дело обстоит и со слухом. Было обнаружено, что певцу для управления собственным голосом и для поддержания его на нужной высоте совершенно необходимо вибрато — небольшое колебание высоты тона. Без стимулирования этих нарочитых вариаций мозг певца не замечает постепенных изменений высоты звука.

Для зрительного анализатора также характерно угасание ориентировочной реакции на постоянный раздражитель. Если в поле зрения лягушки нет движущегося предмета, глаза ее не посылают мозгу существенной информации. Должно быть, зрительный мир лягушки обычно так же пуст, как чистая классная доска. Однако любое движущееся насекомое обязательно выделяется на фоне этой пустоты.

Факты, свидетельствующие об угасании ориентировочной реакции на постоянный раздражитель, были получены в опытах Е.Н. Соколова. Нервная система тонко моделирует свойства внешних объектов, действующих на органы чувств, создавая их нервные модели. Эти модели выполняют функцию избирательно действующего фильтра. При несовпадении воздействующего на рецептор раздражителя в данный момент со сложившейся ранее нервной моделью появляются импульсы рассогласования, вызывающие ориентировочную реакцию. И наоборот, ориентировочная реакция угасает на тот раздражитель, который ранее применялся в опытах.

Следовательно, процесс ощущения осуществляется как система сенсорных действий, направленных на селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия и обеспечивающих адекватное отражение окружающего мира.

Классификация ощущений. Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: 1) экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела; 2) интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; 3) проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприо-цепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы — кинестезическими или кинестетическими.

Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковы осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантрецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные. Мы назвали пять рецепторов, соответствующих видам ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, выделенных еще Аристотелем. Аристотель дал схему этих чувств (в обыденной практике в значении понятия «ощущение» часто употребляют слово «чувство»), которой следовали более двух тысяч лет. В действительности видов ощущений гораздо больше.

В состав осязания, наряду с тактильными ощущениями (ощущениями прикосновения), входит вполне самостоятельный вид ощущений — температурных. Они являются функцией особого температурного анализатора. Температурные ощущения не только входят в состав осязания, но имеют и самостоятельное, более общее значение для всего процесса терморегуляции и теплообмена между организмом и окружающей средой.

Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Большую роль в общем процессе ориентировки человека в окружающей среде играют ощущения равновесия и ускорения. Сложный системный механизм этих ощущений охватывает вестибулярный аппарат, вестибулярные нервы и различные отделы коры, подкорки и мозжечка. Общие для разных анализаторов и болевые ощущения, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя.

С точки зрения данных современной науки принятое разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними. К ним относятся температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические.





НАВЕРХ

Ощущение и восприятие

Общая психология

    Вы здесь:  
  1. Главная
  2. Лекции
  3. Общая психология
  4. Ощущение и восприятие
Общая психология
Просмотров: 5519

Ощущение и восприятие

Ощущения

Ощущение – это отражение отдельного чувственного качества, недифференцированные впечатления от окружающего.

Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Что означает «отдельных свойств»? Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств.

Ощущения – это основной источник наших знаний о нашем теле и об окружающей действительности. Это непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражителей в факты сознания – в информацию.

Свойства ощущений

Качество – отличие одного вида ощущений от другого (например, зрительного от слухового).

Интенсивность – это количественная характеристика ощущений, большая или меньшая сила их проявления (зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора).

Длительность – время, в течение которого сохраняется ощущение после прекращения воздействия раздражителя.

Пространственная локализация – сведения о нахождении раздражителя в пространстве, а также при контактных ощущениях – соотнесение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

Интероцептивпые ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивпые ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить, что интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими.

Проприоцептивные ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение.

Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстероцептпивные ощущения доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относятся слух и зрение.

Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету.

Пороги ощущений. Чувствительность.

Абсолютный порог ощущения – это минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение.

Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущения, тем выше чувствительность органов чувств, реагирующих на эти воздействия. Абсолютная чувствительность – равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений.

Верхний порог абсолютной чувствительности – это максимальная величина раздражителя, при которой ощущение еще возможно, дальнейшее усиление раздражителя приведет к болевому ощущению (свергромкий звук, слепящий свет).

Относительная чувствительность – это чувствительность к изменению раздражителя.

Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях.

Восприятие (перцепция) – это наглядно-образное отражение действующих данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Свойства восприятия

Предметность восприятия. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, объективизирует их.

Целостность восприятия. Восприятие дает целостный образ предмета, который складывается на основе обобщения знаний об отдельных качествах и свойствах этого предмета.

Структурность. Человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. Например, при прослушивании музыкального произведения, человек не осознает каждую ноту по отдельности, в его сознании рождается структурированный образ – мелодия.

Константность. Мы воспринимаем окружающие нас предметы в разных условиях: при разной освещенности, под другим углом. Благодаря свойству константности мы воспринимаем предметы как относительно постоянные.

Избирательность. Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, в зависимости от потребностей и интересов человека.

Осмысленность. Воспринимаемые предметы человек мысленно называет, относит их к определенной группе, классу.

Апперцепция – это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. В апперцепции большое значение имеет жизненный опыт человека, в том числе выраженный в знаниях и умениях.

Представления

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление».

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений.

1. Представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.

2. Представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики.

1. Представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – он, как правило, значительно бледнее.

2. Представления фрагментарны. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

3. Представления неустойчивы и непостоянны. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать.

4. Представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов – способность к формированию слуховых представлений, у художников – зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

Настроечная функция проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

Используемая литература.

  1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2013 – 351 с.
  2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. — Москва : Академический проект, 2020. — 420 c
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. — 582 с.
  4. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  6. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.
  7. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  9. Теории личности: основные положения, исслед. и применение : пер. с англ. с 3-его междунар. изд. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 2003. – 606 с.: ил., табл. – (Мастера психологии).
  10. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. – Казань: Казанский университет, 2013. – 143 с.

Проверьте свои знания по данному уроку.

10 вопросов.

Поделитесь лекцией с друзьями

Популярные лекции

  • Стратегии поведения в конфликте
  • Коммуникативная сторона общения
  • Темперамент
  • Невербальное общение
  • Перцептивная сторона общения
  • Интерактивная сторона общения
  • Профилактика профессионального выгорания медработника
  • Мышление и интеллект
  • org/Article»> Введение в психологию. Предмет, отрасли и методы психологии.

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. обонятельное ощущение ощущение, которое возникает, когда обонятельные рецепторы в носу стимулируются определенными химическими веществами в газообразной форме

  2. послеощущение образ, сохраняющийся после прекращения стимуляции

  3. обонятельное восприятие: ощущение, возникающее при стимуляции обонятельных рецепторов в носу определенными химическими веществами в газообразной форме

  4. 25″>

    слуховое ощущение субъективное ощущение слуха

  5. вкусовое ощущение: ощущение, возникающее, когда вкусовые рецепторы языка и горла передают информацию о химическом составе растворимого раздражителя

  6. тактильное ощущение ощущение, вызываемое рецепторами давления в коже

  7. тактильное ощущение способность воспринимать давление, тепло или боль

  8. обонятельный мозг центр в полушариях головного мозга, отвечающий за обоняние у низших животных; у людей он, по-видимому, опосредует сложное эмоциональное поведение

  9. факторизация (математика) разложение объекта на множители таким образом, что при их умножении получается исходный объект

  10. 8″>

    кожное ощущение ощущение, локализованное на коже

  11. факторизация, разбивающая целое число или многочлен на его делители

  12. орган обоняния орган обоняния и вход в дыхательные пути

  13. обонятельный нерв собирательный термин для многочисленных обонятельных нитей в слизистой оболочке носа

  14. братание братское или дружеское общение с другими

  15. самоорганизация самоорганизация

  16. торжество победы празднование победы в бою или спортивном состязании

  17. 03″>

    сверхкомпенсация чрезмерная компенсация

  18. возмещение возмещение ущерба за службу, ущерб или травму

  19. переход акт перехода из одного состояния или места в другое

  20. обонятельная модальность Способность различать запахи

Поиск ощущений | Психология сегодня

Риск

Отзыв от Psychology Today Staff

Поиск ощущений, также называемый поиском острых ощущений или поиском острых ощущений, представляет собой склонность гнаться за новыми и разнообразными ощущениями, чувствами и переживаниями. Эта черта описывает людей, которые гонятся за новыми, сложными и сильными ощущениями, которые любят опыт ради него самого и могут пойти на риск, чтобы получить этот опыт.

Содержимое
  • Понимание поиска острых ощущений
  • Уроки от искателей сенсаций

Понимание поиска острых ощущений

Любителей острых ощущений не мотивирует опасность. Они стремятся преодолевать новые вызовы и впитывать каждый опыт, который может предложить жизнь, и они просто не позволяют опасности разубедить их. Поэтому они могут не бояться рисков, связанных с такими занятиями, как альпинизм, ныряние со скал, азартные игры или эксперименты с наркотиками.

Несмотря на опасность определенного поведения, риск имеет значение и служит важной эволюционной цели. Без смелости продвигаться на неизвестную, потенциально опасную территорию люди, возможно, не нашли бы новых партнеров, не заселили бы земной шар или не процветали бы как вид.

Что такое поиск сенсаций?

Стремление к новым ощущениям включает в себя стремление к новым, экзотическим и интенсивным переживаниям. Как подытожил это новаторский психолог Марвин Цукерман, «поиск острых ощущений — это черта личности, определяемая поиском разнообразных, новых, сложных и интенсивных переживаний и чувств, а также готовностью идти на физический, социальный, юридический и финансовый риск ради достижения цели». ради таких переживаний».

Каковы примеры поведения, связанного с поиском ощущений?

Стремление к острым ощущениям может проявляться в экстремальных видах спорта, наполненных адреналином, таких как прыжки с парашютом, скалолазание или парашютизм. Но это также может быть деятельность, которая позволяет человеку попробовать что-то совершенно новое, например, присоединиться к танцевальной команде, или преодолеть вызов, например, пробежать ультрамарафон.

Почему я иду на риск?

Современные исследователи считают, что эта характеристика включает в себя четыре компонента. Во-первых, врожденный поиск приключений и риска. Во-вторых, любовь к разнообразным и новым ощущениям. В-третьих, природная способность к расторможенности и необузданности. В-четвертых, склонность к скуке. Степень, в которой люди обладают этими четырьмя чертами, определяет, как они приближаются к новым ощущениям или избегают их.

В чем разница между риском и погоней за сенсациями?

Поиск острых ощущений — это стремление к новым или интенсивным переживаниям, и в этом процессе можно не принимать во внимание опасность физического, социального или финансового риска. Но не риск и опасность мотивируют искателей сенсаций, а новизна.

Можно ли быть зависимым от адреналина?

Во время новых переживаний мозг вырабатывает больше дофамина и меньше норэпинефрина у тех, кто ищет острых ощущений, чем у тех, кто ищет мало ощущений. Острые ощущения и минимальный стресс могут подтолкнуть искателей острых ощущений к постоянному поиску новых захватывающих впечатлений.

Что такое шкала поиска ощущений Цукермана?

Канадский психолог Марвин Цукерман стал пионером современных исследований в поисках сенсаций. Он создал Шкалу поиска ощущений (SSS), чтобы оценить, насколько человек ищет ощущения, которая с тех пор была преобразована в версию, называемую Краткой шкалой поиска ощущений (BSSS). Вы можете сами пройти тест здесь.

Уроки от искателей сенсаций

Любители острых ощущений воплощают в себе ценные установки и качества. Уникальный опыт, за которым они гонятся, может культивировать радость, удовлетворение и желанные воспоминания. Новые приключения дают возможность расти и расширять свое самоощущение.

Любители острых ощущений могут быть активными и полезными в своих сообществах. Многие люди планируют и чрезмерно анализируют, как реагировать на ситуацию, а эффект свидетеля демонстрирует склонность избегать тревожных обстоятельств. Но любители острых ощущений бросаются в бой с головой и надеются, что отреагируют соответствующим образом.

Передвижение по каменистой местности также вселяет уверенность в способности преодолевать будущие препятствия. Помещение себя в незнакомую или даже опасную ситуацию — обучение подводному плаванию с аквалангом или пилотирование самолета — выталкивает человека из зоны комфорта, заставляет полностью сосредоточиться на задаче и вселяет уверенность в разум, тело и инстинкты.

«Любители острых ощущений рассматривают потенциальные стрессоры как проблемы, которые нужно преодолеть, а не как угрозы, которые могут их раздавить», — говорит психолог Эмори и эксперт по поиску острых ощущений Кеннет Картер. «Такое мышление является буфером против стресса жизни».

Чему мы можем научиться у искателей сенсаций?

Любители острых ощущений дают ценные уроки, такие как мотивация к получению незабываемых впечатлений, расширение самоощущения, а также развитие уверенности и стойкости в преодолении трудностей. Люди, которые не слишком анализируют и не боятся неопределенности, также с большей вероятностью возьмут на себя роль лидера или ответят в кризисной ситуации.

Хорошо ли быть рискованным?

Любители острых ощущений становятся устойчивыми людьми благодаря сложным целям, которых они достигают. И это преимущество согласуется с тем, как они воспринимают свой собственный опыт; искатели острых ощущений, как правило, сообщают о меньшем стрессе, большем количестве положительных эмоций и большем удовлетворении жизнью. Однако в дополнение к этим полезным результатам поиск острых ощущений может также сопровождаться опасностями.

Как мне побороть свои страхи?

Тревога может помешать людям начать новый опыт и приключения, но экспозиционная терапия может помочь преодолеть эти страхи. Экспозиционная терапия — это практика постепенного и безопасного воздействия на себя объекта или ситуации, которых вы боитесь, чтобы устранить развившуюся реакцию страха.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts