Глава 6 Мотивация. Общая психология
Глава 6 Мотивация
6.1. Мотивы и потребности
Мотивация – побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека.
В состав мотивации входят потребности, мотивы и цели.
Потребность – состояние нужды в определенных условиях или объектах, которых недостает человеку для нормального существования. Чем выше эволюционное развитие организма, тем больше у него потребностей. У человека помимо физических существует целый ряд материальных, духовных и социальных потребностей. Часто потребности делят на два основных вида – биологические (витальные) и информационные: биологические обеспечивают жизнедеятельность организма, информационными потребностями являются познавательные и социальные потребности.
Мотив — побудительная причина для начала деятельности с целью удовлетворения какой-либо потребности.
Цель — тот результат, который хочет получить человек по итогам своей деятельности и на достижение которого направлена его активность.
Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию.
Внутренняя мотивация (интринсивная) связана с получением удовлетворения от уже имеющегося объекта, выполняемой деятельности.
Внутренняя мотивация проявляется в виде интереса. Будучи заинтересованным в чем-либо, человек легко мотивируется, не испытывает сложностей при работе с объектом интереса и не требует вознаграждения.
Внешняя мотивация (экстринсивная) обусловлена различными внешними обстоятельствами. Внешняя мотивация может быть положительной (стремление к успеху) и отрицательной (избегание неудачи).
6.2. Мотивационный процесс
Мотивация как процесс состоит из шести основных стадий.
1. Возникновение потребностей . Потребность появляется как ощущение нехватки чего-либо, чувства неудовлетворенности. Многие потребности не требуют безотлагательного разрешения, но некоторые должны быть удовлетворены как можно быстрее.
2. Поиск путей устранения потребности . Постоянное чувство неудовлетворенности, нужды в чем-либо негативно отражается на человеке. Возникшая потребность должна быть устранена одним из доступных человеку способов – полным удовлетворением, подавлением, заменой, переключением на другие потребности и т.д.
3. Определение целей действия . Для устранения потребности человек должен знать, какие средства он должен для этого использовать и какой результат его ждет в итоге.
4. Осуществление действия . Некоторые потребности требуют от человека приложения значительных материальных или моральных затрат на их удовлетворение. Потребности могут меняться с течением времени, однако они редко удовлетворяются сами по себе, без волевого усилия человека.
5. Получение вознаграждения за осуществление действия . На данном этапе человек соотносит полученный результат со своими представлениями о нем. Вознаграждением могут быть как простое устранение негативного эффекта влияния потребности (например, исчезновение голода), так и возникновение позитивных эмоций (например, при покупке предмета, о котором человек давно мечтал).
6. Устранение потребности . В случае положительного разрешения влияния потребности и получения необходимого результата потребность исчезает – навсегда или на некоторое время.
Негативно на мотивационный процесс могут влиять следующие факторы.
– Смешанность мотивов. Зачастую на человека воздействует целый ряд мотивов, определить среди которых ведущий оказывается достаточно сложно. Например, мы часто ловим себя на мысли, что нам «хочется что-то съесть», но не всегда можем определить, чего именно нам хочется; при всем богатстве выбора фильмов зачастую крайне сложно определить, какой именно хочется посмотреть.
– Различие мотивационных структур у разных людей. Одни люди легко подавляют свои потребности; другие не в состоянии ни разрешить свои проблемы, ни подавить потребность в их решении. Можно говорить и о рабочей мотивации – у одних людей жажда выполнения работы развита лучше, чем у остальных. На мотивационную структуру влияет и общее количество мотивов. При небольшом количестве или слабости мотивов человеку легче выделить один из них и заняться его удовлетворением; при большом количестве равнозначных мотивов или потребностей человеку гораздо сложнее сделать свой выбор и разрешить проблему.
6.3. Теории мотивации
В основе большинства теорий мотивации находится понятие потребностей человека (ощущения нехватки чего-то, без чего человек ощущает состояние дискомфорта, внутреннего и внешнего неравновесия, которое он желает преодолеть).
Потребности могут быть врожденными, первичными (естественного происхождения) – например, потребность в пище, воде, тепле; и приобретенными (социальными) – потребность в общении, получении знаний, самореализации.
Одним из первых бихевиористов, работы которого описывали сложность человеческих потребностей и их влияние на мотивацию, был Абрахам Маслоу.
Теория А. Маслоу
Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) – знаменитый американский психолог. Маслоу родился в Бруклине, в еврейской семье эмигрантов из России. Окончив школу, стал студентом Университета Висконсина по направлению «психология», в котором проводил исследования доминантного поведения, со временем продолжив их уже в Колумбийском университете под началом Альфреда Адлера. Маслоу считается основателем и лидером гуманистической школы психологии, начавшей развиваться в 50–60-е годы прошлого века.
Иерархия потребностей была предложена Абрахамом Маслоу в 1943 г. в публикации «Теория человеческой мотивации» (A Theory of Human Motivation) в популярном научном журнале «Психологическое обозрение» (Psychological Review). В своей работе «Мотивация и личность» (Motivation and Personality, первое издание 1954, второе 1970) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и организуются в иерархическую систему, образуя знаменитую «Пирамиду потребностей Маслоу».
Наиболее часто потребности по Маслоу представляются в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические потребности. Зачастую первые два уровня пирамиды называются первичными потребностями, остальные три – вторичными. Первичные потребности жизненно необходимо реализовывать, их неудовлетворение приводит к серьезным нарушениям жизнедеятельности человеческого организма. Вторичные потребности реализуются человеком в случае полной реализации первичных потребностей.
Рассмотрим потребности по Маслоу подробнее.
– Физиологические потребности.
Это основные, первичные потребности человека, иногда даже неосознанные, удовлетворение которых обеспечивает человеку элементарное выживание: потребности в пище, жилье, отдыхе и пр.
Если человек голоден или испытывает жажду, остальные его потребности отступают на второй план до тех пор, пока не будут удовлетворены.Физиологические потребности оказывают большое влияние на мысли и поступки человека, а промедление с их удовлетворением приводит к ощущению дискомфорта, болям, заболеваниям.
– Потребность в безопасности.
Это потребности в стабильности, в защите, в свободе от страха и тревоги, в порядке и законе.
Принято считать, что удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности не является проблемой в развитых странах. Тем не менее удовлетворение данных потребностей зависит от среднего уровня материального достатка, уровня культуры, состояния здравоохранения в том или ином государстве.
Без удовлетворения потребностей первого и второго уровня невозможна нормальная жизнедеятельность практически ни одного человека.
– Потребность в принадлежности и любви.
К разряду социальных потребностей человека можно отнести потребность в наличии друзей, семьи, принадлежности к той или иной социальной группе, привязанности к другим людям и получении одобрения с их стороны.
– Потребность в признании.
Потребность в признании заключается в том, что человек жаждет уважения, позитивной оценки самого себя и своей деятельности со стороны окружающих его людей. Каждый человек испытывает потребность в получении какого-либо социального статуса, ранга, определенной репутации, в привлечении к себе внимания, завоевании славы. Признание со стороны окружающих порождает у человека чувство удовлетворения, самоуважения.
– Потребность в самоактуализации.
Самоактуализация заключается в реализации человеком собственных способностей. Понятно, что для того чтобы полностью реализовать себя в жизни, человек должен заниматься своим любимым делом. Однако потребность в самоактуализации реализуется людьми реже всего.
Наиболее банальной причиной становится отсутствие возможности получить образование. Если человек желает стать врачом или артистом, ему зачастую необходимо уехать из родного города. А это приводит к неудовлетворению более низких потребностей без реализации собственно самоактуализации. Еще одной причиной является невозможность найти себя, применения своих талантов. «Утечка мозгов» как раз и связана с тем, что человек ищет возможности для реализации своего «Я», которых у него не было ранее.
Теория Д. МакКлелланда
Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребностях высших уровней, является теория Дэвида МакКлелланда.
Дэвид МакКлелланд (1917–1998) – американский психолог. По его мнению, людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.
Потребность во власти заключается в желании воздействовать на других людей, контролировать их и оказывать влияние на их действия.
Люди с выраженной потребностью во власти являются энергичными, активными людьми, отстаивающими свою точку зрения, не боящимися конфликтных ситуаций, стремящимися привлечь к себе внимание.
Потребность во власти может рассматриваться как стремление к личной власти, доминированию над другими людьми либо как проявление властности в групповой деятельности. Во втором случае власть используется для достижения группового успеха, мотивации подчиненных или коллег.
Потребность в успехе предполагает стремление к достижению трудных целей, выполнению работы. В отличие от потребности во власти жажда успеха не предполагает получения одобрения или признания со стороны других людей. Люди с выраженной потребностью в успехе реже принимают рисковые решения, однако не боятся взять на себя ответственность. При работе с такими людьми начальство должно давать им инициативу в решении рабочих задач, однако предполагать возможную неудачу и сокращать степень риска.
Потребность в причастности в целом схожа с аналогичной потребностью у Маслоу. Она выражается в стремлении к установлению дружеских отношений с другими людьми. Люди с выраженной потребностью в причастности любят работать в коллективе, в близком контакте с коллегами или клиентами.
Теория К. Алдерфера
В 1969 г. американский психолог Клейтон Пол Алдерфер (р. 1940) разработал на базе иерархии потребностей Маслоу собственную теорию «Существования, связей и роста» (теория ERG – Existence, Relatedness and Growth).
Алдерфер отнес физиологические потребности и потребности в безопасности в группу потребностей существования; потребности в любви и привязанности – в группу связей; потребность в самоактуализации – в группу потребностей роста.
В дополнение к теории потребностей Алдерфер разработал «принцип регрессии», заключающийся в том, что при неудовлетворении потребностей более высокого уровня человек может опускаться до потребностей низкого уровня, которые он в состоянии удовлетворить. Например, если человек не может удовлетворить потребности в карьерном росте, у него могут вновь проявляться потребности в связях – например, в установлении новых контактов с коллегами.
По мнению Алдерфера, преобладание той или иной потребности может значительно различаться у разных людей. Основав свою теорию на изучении мотивации работников, Алдерфер сделал вывод, что руководители должны осознавать наличие целого ряда потребностей у своих подчиненных. Удовлетворение лишь одной группы потребностей согласно ученому не станет эффективным мотивирующим фактором.
Теория Ф. Герцберга
Теорию Герцберга называют «Двухфакторной мотивационно-гигиенической концепцией». Данную теорию сформулировал в 50-х годах прошлого века американский психолог Фредерик Герцберг (1923–2000).
Теория Герцберга основана на проведенных им интервью с 203 инженерами и бухгалтерами одной крупной фирмы в Питсбурге, когда они описывали те ситуации, в которых работа приносила им особое удовлетворение, и те, в которых она им особенно не нравилась. По итогам исследования Герцберг разделил полученные ответы на два типа мотивирующих факторов: гигиенические факторы и мотиваторы.
Гигиенические факторы связаны со средой, в которой выполняется работа. При отсутствии или недостатке гигиенических факторов у человека может возникать чувство неудовлетворенности.
При этом даже в случае нормального уровня их присутствия в работе они не выступают в качестве значительной мотивации, играя нейтральную роль. Другими словами, удовлетворенность гигиеническими факторами на рабочем месте не мотивирует человека к выполнению работы.
К числу гигиенических факторов относят: административную политику компании; зарплаты и премии, условия труда; межличностные отношения с начальством, коллегами и подчиненными; социальные статусы; безопасность труда.
Мотиваторы вызывают удовлетворенность работой, связываются с содержанием работы и потребностями личности в самовыражении. Отсутствие мотиваторов не ведет к неудовлетворению работой. При этом их присутствие в какой-либо степени способно мотивировать работников должным образом, вызывать чувство удовлетворения от работы и повышать ее эффективность.
К числу мотиваторов относят: достижения; повышение по службе, карьерный рост; признание заслуг; ответственность; возможности для личностного роста.
В соответствии с теорией Герцберга сначала должны удовлетворяться гигиенические потребности. Путем удовлетворения гигиенических потребностей работников компания должна устранить чувство неудовлетворенности, что способствует достижению высокой производительности труда, заинтересованности в работе. Для того чтобы приблизиться к оптимальной производительности, должны быть удовлетворены и мотиваторы. При положительном решении этой задачи работники полностью реализуют свои потребности и достигают оптимального уровня мотивации и, как следствие, производительности.
Теория В. Врума
Теория Врума носит название «Теория ожиданий». Автором данной теории является канадский ученый Виктор Врум (р. 1932). Теория ожиданий утверждает, что индивиды имеют тенденцию действовать тем или иным образом на основе ожидания того, что за этими действиями последует вознаграждение и что это вознаграждение будет привлекательно для индивида. Теория основывается на использовании трех переменных (отношений).
1. Взаимосвязи между затратами на труд и получаемыми результатами. Каждый человек ожидает, что затраты определенного количества прилагаемых для достижения результата усилий приведут к его получению.
2. Взаимосвязи между результатом и вознаграждением. Человек должен быть уверен в том, что достигнутый им результат приведет к получению желаемого вознаграждения.
3. Привлекательности (валентности) вознаграждения. В качестве цели своего труда человек может рассматривать различные виды вознаграждений – от денег до повышения по службе или же простого чувства удовлетворения от выполненной работы.
Ожидание в рамках теории Врума рассматривается как оценка человеком вероятности определенного события. Оно измеряется индивидом с помощью значений от нуля (в случае абсолютной уверенности в том, что человек задание не выполнит) до единицы (если человек абсолютно уверен в том, что то или иное событие наступит).
На восприятие собственных ожиданий человека влияют:
– уверенность в своих силах;
– количество оказываемой поддержки от коллег, подчиненных или начальства;
– качество оборудования для выполнения работы;
– доступность необходимой информации.
Теория Д. МакГрегора
Теория Д. МакГрегора известна так же как «Теория X и теория Y». В 60-е годы прошлого века американский психолог Дуглас МакГрегор (1906–1964) предложил теорию, согласно которой существуют два вида работников с разной мотивацией.
В соответствии с теорией X первый тип работников – ленивые, избегающие работы люди. Для таких работников должны существовать специальные системы контроля, а также формы принуждения – от легких (убеждение) до жестких (наказания). Работники не проявляют активности, не имеют амбиций, избегают ответственности. Что касается руководства в теории Х, то руководители считают единственным фактором мотивации работника деньги. Они считают, что сотрудники не хотят работать, избегают обязанностей, что неизбежно приводит к развитию авторитарного стиля управления.
Руководители в рамках теории X постоянно демонстрируют, что им не на кого положиться, что они не могут доверять ни одному сотруднику. Пессимистическая оценка потенциала собственных работников встречается среди руководства достаточно часто, что зачастую приводит к недовольству подчиненных.
В соответствии с теорией Y работники могут быть амбициозными – стремиться брать на себя ответственность. Работники в состоянии получать удовольствие от своей работы – как умственного, так и физического характера. С точки зрения данного подхода человека можно стимулировать не материально или наказаниями, а дав ему возможность раскрыться, реализовать свой потенциал, наделив полномочиями и ответственностью, показав его значимость для организации.
Руководитель в теории Y считает, что при благоприятных условиях работники стремятся работать хорошо и имеют резервы творческих способностей. Для раскрытия этих резервов руководители стремятся устранить препятствия, мешающие реализации работниками своего «Я».
По мнению МакГрегора, интеллектуальный потенциал человека используется обычно не в полной мере. МакГрегор утверждал, что в одних случаях (например, при массовом производстве) возможна реализация только теории X, а в других – только теории Y.
Литература1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976.
2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Изд-во МГУ, 1982.
4. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
5. Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990.
6. Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. – М.: Прогресс, 1964.
7. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.
8. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982.Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы
Автор: Горбач Наталья Сергеевна
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.
Дата публикации: 16.01.2021 2021-01-16
Статья просмотрена: 5850 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 1 (pdf)
Библиографическое описание:Горбач, Н. С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы / Н. С. Горбач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77509/ (дата обращения: 12.03.2023).
В данной статье автором произведён анализ состояния проблемы мотивации в психологической науке.
Ключевые слова: мотивация, мотив, потребность, деятельность.
Проблема изучения мотивации является одной из важнейших в современной психологии, она сложна и многоаспектна, что обуславливает множественность понимания её сущности, природы и структуры. Существует большое количество литературы и разработан целый ряд подходов в изучении мотивации в психологии. Несмотря на то, что единого и общепринятого определения понятия мотивации не существует до сих пор и различные авторы характеризуют мотивацию с учётом специфики того научного направления, в котором они работают, несомненным остаётся то, что мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека.
Мотивация понимается как совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности, к которым относятся мотивы, потребности, стимулы, детерминирующие активность человека [1].
Основные направления психологии мотивации оформились в первой половине ХХ века в работах таких известных авторов, как З. Фрейд, К. Левин, И. П. Павлов, У. Мак-Дугалл, У. Джеймс, Э. Торндайк и др. Однако уже великие мыслители Древнего мира, такие как Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, Сократ упоминали о «нужде», которая являлась детерминантом активности любого живого существа. Таким образом, они положили начало научному изучению причин активности человека и их детерминации [2].
Впервые термин «мотивация» был употреблён А. Шопенгауэром в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900–1910), после чего данный термин прочно вошёл в терминологию психологов для объяснения причин активности и поведения человека [2].
Важный этап в изучении мотивации начался в XIX в. благодаря появлению учения З. Фрейда о бессознательном и влечениях человека. С точки зрения автора теории психоанализа, решающую роль в поведении играет бессознательное ядро психической жизни, которое образуется мощными сексуальными или агрессивными влечениями, требующими удовлетворения. В отличие от функционалиста У. Джемса, который считал, что мотивация связана, в основном, с сознательным принятием решения, З. Фрейд и его последователи считали, что решающая роль принадлежит бессознательному [8].
В 20-е гг. XX в. в западной психологии возникают первые теории мотивации таких авторов, как К. Левин, Г. Олпорт и др., в которых выделяют, помимо биологических, вторичные, или психогенные, потребности, появляющиеся в процессе обучения и воспитания (Г. Мюррей). К таким потребностям относятся потребность в достижении успеха, в независимости, в уважении, в избегании неудач и др.
В XX в., как и ранее, понятие «мотивация» неразрывно связано с понятием «потребность». В 1954 г. обширную классификацию потребностей выдвинул А. Маслоу. По его теории человек не может испытывать потребности высокого уровня, не удовлетворив потребности базовые. В самый низ своей пирамиды А. Маслоу ставит физиологические потребности, на самый верх — потребность в самоактуализации [5].
Однако теории мотивации потребностями были противопоставлены взглядам бихевиористов. Так, например, Э. Торндайк, считает, что поведение развивается по схеме «стимул — реакция», говоря о раздражителе как об активном источнике реакции организма. В целом, для бихевиористов не существовало проблемы мотивации, так как, по их мнению, динамическое условие поведения — это реактивность организма, то есть его способность отвечать определённым образом на раздражители.
Во второй половине XX в. возникают новые концепции мотивации, характерной чертой которых было признание ведущей роли сознания в детерминации человеческого поведения. Благодаря когнитивным теориям мотивации, появились новые мотивационные понятия, такие как, социальные потребности, жизненные цели, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи.
Значительный вклад в разработку теории мотивации внесли отечественные психологи, такие как П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Р. С. Немов, Е. П. Ильин и др., которые установили, что именно мотивация объясняет целенаправленность действия, а также организованность и устойчивость целостной деятельности, которая направлена на достижение определенной цели.
В теории мотивации, разработанной в отечественной психологии, принято считать, что, говоря о мотивах деятельности, следует иметь в виду именно опредмеченную потребность. А. Н. Леонтьев, автор психологической концепции деятельности, отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но, главное, что за ним всегда стоит потребность [3].
Кроме того, А. Н. Леонтьев, посвятив долгое время разработке проблем мотивации в психологии, вводит понятие личностного смысла деятельности и приходит к выводу о том, что «формирование личности человека находит своё психологическое выражение в развитии её мотивационной сферы» [4].
С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» рассматривал мотивы в связи с конкретными видами деятельности. При этом мотивы связывались с общественно-историческим развитием, общественным характером деятельности человека, подчеркивалось, что человеческой деятельность сознательна в отличие от инстинктивного поведения животных. Также в своих книгах С. Л. Рубинштейн развивал потребностный поход к рассмотрению мотивов [7].
Психологические механизмы мотивации человека изучались X. Хекхаузеном. По мнению автора, мотивация — это взаимодействие трех основных факторов: личностного, ситуационного и мотива, соотносящихся между собой посредством механизма когнитивных умозаключений [9].
Р. С. Немов определяет мотивацию как «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность» [6].
Существуют различные теории мотивации. Традиционно их делят на содержательные и процессуальные. Содержательные теории, к которым относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория приобретённых потребностей Д. МакКлелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга, рассматривают мотивационную сферу с точки зрения потребностей и нужд, которые стоят за ними. Процессуальные теории, среди которых выделяют теорию ожиданий В. Врума, модель-теорию мотивации Портера-Лоулера, теорию равенства (справедливости) С. Адамса, рассматривают мотивацию с точки зрения причин, побуждающих деятельность, поведение человека определяется не только его потребностями, но и его восприятиями и ожиданиями.
Таким образом, обзор работ отечественных и зарубежных психологов показывает, что проблема изучения мотивации в психологии остаётся актуальной. Нельзя сказать, что на данный момент учёные пришли к единому мнению касательно этого вопроса, однако накопленные материалы позволяют провести более глубокое исследование проблем мотивации.
Литература:
- Волкова Е. Л. Современные подходы к мотивации персонала / Е. Л. Волкова // Ученые записки санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2007. — № 2 (Т.8). — С. 29–33.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.
- Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. / А. Н. Леонтьев. — М.: МГУ, 1971. — 40 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М.: МГУ, 1981. –584 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2011. — 352 с.
- Немов, Р. С. Психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. — М.: Издательство Юрайт. — 2015. — 639 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010. — 713 с.
- Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе / З. Фрейд. — М.: АСТ, 2006. — 400 с.
- Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. Т.1. / Х. Хекхаузен. — М.: Педагогика, 1986. — 632 с.
Основные термины (генерируются автоматически): потребность, мотивация, поведение человека, теория мотивации, автор, изучение мотивации, мотивационная сфера, проблема изучения мотивации, проблема мотивации, решающая роль.
Ключевые слова
мотивация, деятельность, мотив, потребностьмотивация, мотив, потребность, деятельность
Похожие статьи
Проблема мотивации в современном менеджментеВ процессе мотивации задействованы потребности и мотивы. Потребности — это внутренние побуждения к действию.
Поэтому возникает необходимость выявления нестандартных способов мотивации людей к труду и их практического применения, чем и занялась одна из…
К вопросу о
мотивации профессиональной деятельностиБихевиористские теории мотивации объясняют поведение через схему стимул- реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Авторы данного подхода стали рассматривать мотивацию как состояние, функция которого в снижении порога…
Психологические механизмы развития
мотивации человекаБольшое внимание уделяется изучению этой проблемы и в зарубежной психологии.
Прежде чем говорить о природе мотивации человека, необходимо отметить, что она имеет
мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех. ..
Исследование проблем мотивации в персональном управленииКлючевые слова: мотивация, мотивационный процесс, управление процессом, функция, бизнес, этапы мотивации, технология процесса управления, социальные потребности, ситуация, потребности людей, стимулирование, эффективность мотивации.
Понимание
мотивации как побудителя человеческой активностиПроблема мотивации поведения является одной из ключевых в психологии. Являясь основой психологии личности, она определяет человеческую активность и детерминирует особенности поведения и деятельности. Неудивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы…
Исследование процесса мотивации в организации и разработка. ..Рис. 1. Особенности концепции мотивации. Мотивация — это личное и внутреннее чувство
Мотивация — это спланированный процесс. Люди различаются своим подходом к процессу
Однако среди мотивационных факторов есть признание и продвижение, которые также имеют…
Современные
теории мотивации в образовательной деятельностиВ статье рассматриваются современные теории мотивации, которые предлагаются зарубежными учеными. Делается попытка спроецировать данные теории на образовательную деятельность и показать их значимость для преподавателей с целью формирования…
Эволюция теоретических взглядов о понятии трудовой
мотивацииИсследование проблем понятия мотивации возникли очень давно. Предпосылки к исследованию управления трудом можно косвенно рассмотреть около 4000 лет до н. э., возможно первыми управленцами столкнувшимися с понятием мотивации стали египтяне.
Сущность и содержание понятия «
мотивация» в системе…Мотивация играет большую роль в системе управления персоналом, является базовой функцией менеджмента.
Процесс мотивации базируется на потребностях человека, которые и считаются главным объектом влияния с целью побуждения человека к действию.
Похожие статьи
Проблема мотивации в современном менеджментеВ процессе мотивации задействованы потребности и мотивы. Потребности — это внутренние побуждения к действию.
Поэтому возникает необходимость выявления нестандартных способов мотивации людей к труду и их практического применения, чем и занялась одна из. ..
К вопросу о
мотивации профессиональной деятельностиБихевиористские теории мотивации объясняют поведение через схему стимул- реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Авторы данного подхода стали рассматривать мотивацию как состояние, функция которого в снижении порога…
Психологические механизмы развития
мотивации человекаБольшое внимание уделяется изучению этой проблемы и в зарубежной психологии.
Прежде чем говорить о природе мотивации человека, необходимо отметить, что она имеет
мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех. ..
Исследование проблем мотивации в персональном управленииКлючевые слова: мотивация, мотивационный процесс, управление процессом, функция, бизнес, этапы мотивации, технология процесса управления, социальные потребности, ситуация, потребности людей, стимулирование, эффективность мотивации.
Понимание
мотивации как побудителя человеческой активностиПроблема мотивации поведения является одной из ключевых в психологии. Являясь основой психологии личности, она определяет человеческую активность и детерминирует особенности поведения и деятельности. Неудивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы…
Исследование процесса мотивации в организации и разработка. ..Рис. 1. Особенности концепции мотивации. Мотивация — это личное и внутреннее чувство
Мотивация — это спланированный процесс. Люди различаются своим подходом к процессу
Однако среди мотивационных факторов есть признание и продвижение, которые также имеют…
Современные
теории мотивации в образовательной деятельностиВ статье рассматриваются современные теории мотивации, которые предлагаются зарубежными учеными. Делается попытка спроецировать данные теории на образовательную деятельность и показать их значимость для преподавателей с целью формирования…
Эволюция теоретических взглядов о понятии трудовой
мотивацииИсследование проблем понятия мотивации возникли очень давно. Предпосылки к исследованию управления трудом можно косвенно рассмотреть около 4000 лет до н. э., возможно первыми управленцами столкнувшимися с понятием мотивации стали египтяне.
Сущность и содержание понятия «
мотивация» в системе…Мотивация играет большую роль в системе управления персоналом, является базовой функцией менеджмента.
Процесс мотивации базируется на потребностях человека, которые и считаются главным объектом влияния с целью побуждения человека к действию.
Концепция мотивации: значение и важность
Это извечный вопрос: «Почему мы делаем то, что делаем?» Почему вы выбираете красный рюкзак вместо синего или чтобы поесть перед уходом на работу? За каждым нашим поведением стоит мотив.
- В этой статье мы начнем с объяснения концепции мотивации.
- Затем мы рассмотрим различные типы мотивации.
- По ходу дела мы рассмотрим несколько примеров концепций мотивации в психологии.
- Мы рассмотрим концепцию мотивации в обучении.
- Наконец, мы поймем, почему мотивация важна в психологии.
Концепция мотивации
Одной из самых фундаментальных концепций в психологии является мотивация, которая фокусируется на различных силах, которые управляют или поощряют человеческое поведение. Какие концепции помогают объяснить, почему мы чувствуем воодушевление или побуждение действовать именно так, а не иначе? Прежде чем мы углубимся в концепции мотивации, давайте сначала обсудим определение мотивации.
Мотивация — это физиологический и психологический процесс, который контролирует наше поведение на основе наших потребностей и желаний, которые также активизируют поведение.
Здесь важно отметить, что мотивация начинается с потребностей человека. Если у вас нет никаких потребностей, у вас не будет повода для мотивации.
Теории мотивации
Понятие мотивации понимается с использованием нескольких различных теорий. Каждая теория предлагает объяснение того, почему и как мы мотивированы.
- Теория инстинктов: говорит, что наши инстинкты побуждают нас выживать и развиваться.
- Теория снижения влечения: предполагает, что нами движет потребность поддерживать гомеостаз .
- Теория стимулов: s говорит, что мы мотивированы стимулами.
- Теория возбуждения: говорит, что некоторые виды поведения не имеют ничего общего с потребность а скорее желание усилить возбуждение.
Теория возбуждения объясняет, почему у вас есть мотивация включить телевизор и запоем посмотреть новый сезон вашего любимого шоу. Это вызвано не потребностью смотреть телевизор, а скорее желанием усилить возбуждение.
Фг. 1 Просмотр телепередач, Freepik.com
Не забудьте прочитать другие статьи с дополнительной информацией о теориях мотивации!
Типы мотивации
Прежде чем рассматривать некоторые примеры концепций мотивации, давайте сначала разберемся с двумя основными типами мотивации — физиологической мотивацией и социальной мотивацией.
Физиологические мотивы
Давайте рассмотрим типы физиологических мотивов, включая голод, жажду, уменьшение боли и секс.
Голод
Наше тело нуждается в топливе для работы. Если бы у нас не было системы, которая сигнализировала бы нам, когда нам нужно поесть, мы бы все умерли от голода. Нам нужно чувствовать голод, чтобы иметь мотивацию поесть. Система, которая сигнализирует нам, что мы голодны и нам нужно поесть (и когда остановиться), включает гормоны и гипоталамус.
Одним из наиболее важных гормонов, вызывающих чувство голода, является инсулин . Когда уровень сахара в крови высок, поджелудочная железа начинает выделять инсулин. Когда уровень инсулина высок, наш голод стимулируется, а уровень глюкозы в крови снижается. Глюкоза — это форма сахара в нашей крови, которая является основным источником энергии и, когда ее уровень низкий, заставляет нас чувствовать голод.
Гипоталамус имеет три «центра», которые работают вместе, чтобы регулировать прием пищи, включая
Жажда
Жажда регулируется аналогично голоду — гипоталамус сигнализирует «включено» или «выключено», чтобы мотивировать нас выпить. Иногда у нас пересыхает во рту, и это говорит нам о том, что нам нужно пить воду. Однако на самом деле это второстепенный способ заставить тело пить. Мы испытываем жажду прежде всего, когда осморецепторы обнаруживают сокращение наших клеток.
Уменьшение боли
Голод и жажда сигнализируют о том, чего мы хотим больше, а уменьшение боли сигнализирует о том, что мы хотим уйти от чего-то подальше. Уменьшение боли — важная концепция мотивации, потому что кому нравится боль? Скажем, вы моете голову, и шампунь попал вам в глаза. В этот момент вы будете очень мотивированы уменьшить жгучую боль в глазу.
Секс
Хотя секс не нужен для нашего выживания, он необходим нам для продолжения рода. Наше половое влечение также связано с гипоталамусом, подобно голоду и жажде. Как только мы достигаем половой зрелости, наши половые гормоны — тестостерон (мужской) и эстроген — усиливают наше половое влечение. Без эстрогена и особенно тестостерона у человека не было бы мотивации заниматься сексом.
Наша сексуальная ориентация может быть направлена в нескольких направлениях. Это сексуальная ориентация человека. гомосексуальность — это когда человека привлекает тот же пол, а гетеросексуальность — это когда человека привлекает противоположный пол. Бисексуальность — это когда человека привлекают оба пола. Многие психологи используют биопсихосоциальную модель для понимания сексуальной ориентации. Другими словами, они считают, что можно использовать биологические, психологические или социальные мотивы9. 0003
Социальные мотивы
Социальная мотивация проявляется в нашей потребности в социальном взаимодействии и достижениях. Люди — социальные существа, и у них есть желание создавать связи и отношения друг с другом.
Внутренняя и внешняя мотивация
Внутренняя мотивация — это когда вы делаете что-то для своей выгоды, а внешняя мотивация — это когда вы делаете что-то на основе внешних факторов. Обе эти концепции используются в теориях мотивации, потому что вы можете быть мотивированы делать что-то для собственного удовлетворения или удовлетворения других. Иногда возникает эффект чрезмерного оправдания, когда внешние вознаграждения, такие как деньги или успех, перевешивают вашу внутреннюю мотивацию, часто делая эту задачу менее приятной.
Фг. 2 Достижения, Freepik.com
Принадлежность и достижения
Наше стремление к принадлежности является важной концепцией мотивации. Мы все хотим, чтобы нас принимали, любили и чувствовали, что мы принадлежим к сообществу или обществу. Эволюционная точка зрения предполагает, что эта потребность быть рядом с другими восходит к тому времени, когда социальные связи были инструментом выживания.
Наша потребность достичь — еще одна мощная социальная мотивация. Мы все хотим соответствовать любому стандарту совершенства, который мы усвоили. Как правило, люди, сильно мотивированные достижением , добиваются большего в достижении .
Мотивационные конфликтные ситуации
Мотивы могут играть важную роль в нашей жизни и в нашем поведении. Но что происходит, когда у вас более одного мотива и вы должны выбирать между более чем одним вариантом? Такие ситуации часто называют конфликтными.
А конфликт — это ситуация, в которой вы разрываетесь между двумя противоположными мотивами, которые мешают вам достичь цели и приводят к чувству стресса.
Каждый из нас может ежедневно сталкиваться с четырьмя различными социальными конфликтными ситуациями. К ним относятся:
Конфликты подходов. Это когда вы должны выбирать между двумя положительными вариантами, и обычно это самый легкий конфликт. (т.е. беспроигрышная ситуация)
Конфликты избегания-избегания. В этом случае вы должны выбрать один из двух отрицательных вариантов. Часто это самый сложный конфликт. (т.е. безвыходная ситуация).
Конфликты приближения-избегания. Это ситуация, когда вам приходится выбирать между отрицательным и положительным вариантом. (т.е. беспроигрышная ситуация).
Множественные конфликты приближения-избегания. Это компромиссный подход к разрешению конфликтов, при котором вы ищете решение, включающее как отрицательные, так и положительные аспекты, без необходимости выбирать между одним или другим (т. е. лучшим из обоих миров)
Примеры мотивации в психологии
Теперь, когда мы знаем типы мотивации, давайте рассмотрим несколько примеров концепций мотивации в психологии.
В исследовании Goleman (1980) 40 лет спустя сравнивались 1528 детей в Калифорнии, которые по результатам тестирования входили в 1 процент лучших. Они обнаружили, что самые успешные люди были также и самыми амбициозными, энергичными и настойчивыми. Вероятно, в детстве у них было много активных увлечений, а во взрослом возрасте они были более вовлечены в социальные группы.
В 1912 году компания Cannon & Washburn провела исследование, целью которого было изучить концепцию мотивации голода. Уошберн согласился проглотить пустой воздушный шар с прикрепленным к нему записывающим устройством. Воздушный шар должен был имитировать сокращения желудка во время голода. Они обнаружили, что любое чувство голода, которое испытывал Уошберн, сопровождалось сокращениями желудка, вызванными воздушным шаром. Это предполагает, что стимуляция мотивирует поведение.
Концепции мотивации в обучении
Мотивация является неотъемлемой частью обучения. Изучение новых навыков или идей может быть трудным и может потребовать большой мотивации для упорства. Применение концепций мотивации в обучении может быть особенно полезным в классе.
Например, теория мотивации возбуждения предполагает, что мы лучше всего проявляем себя как раз между недовозбуждением и гипервозбуждением. Учителя могут применять эту концепцию в классе, создав увлекательную, но не настолько сложную задачу, чтобы вызвать стресс.
Другая концепция мотивации, которую можно применить к обучению, — это теория достижения целей.
Теория достижения цели утверждает, что наша мотивация связана с достижением наших целей.
Имея это в виду, постановка подходящих и достижимых целей при изучении новых навыков также может мотивировать вас на настойчивость.
Важность мотивации в психологии
Изучение мотивации важно, потому что оно может помочь нам лучше понять, кто мы и почему мы ведем себя так, а не иначе. Рассматривая различные мотивы людей, мы можем ответить, почему мы ставим перед собой цели, почему мы стремимся к достижению, почему мы голодны и жаждем и даже почему мы хотим заняться сексом.
Мотивация особенно важна для психологов, потому что мотивация подпитывает наше поведение и даже наше мышление. Когда чье-то поведение ненормально, может быть полезно посмотреть, что мотивирует такое поведение. Некоторые расстройства пищевого поведения могут развиваться, когда потребность в самоуважении ставится выше физиологических потребностей. Или депрессивные симптомы могут начать развиваться из-за отсутствия возбуждения.
Другой аспект важности мотивации в психологии связан с социальной психологией. Мотивация может играть большую роль в том, как люди относятся к другим и как они видят мир.
Дискриминация мотивирована предубеждением человека по отношению к людям, не входящим в его группу.
Мотивация важна для каждой части нашей жизни. Без мотивации мы все, вероятно, бродили бы бесцельно и, скорее всего, долго бы не выжили.
Концепция мотивации – основные выводы
Мотивация – это физиологический и психологический процесс, который контролирует наше поведение на основе наших потребностей и желаний, которые также активизируют поведение.
Существует два основных типа мотивации — физиологическая мотивация и социальная мотивация.
Гоулман (1980) обнаружил, что самые успешные люди были также самыми амбициозными, энергичными и настойчивыми.
Мотивация является неотъемлемой частью обучения. Процесс изучения новых навыков или идей может быть трудным и может потребовать большой мотивации для упорства. Применение концепций мотивации в обучении может быть особенно полезным в классе.
Обучение мотивации важно, потому что оно может помочь нам лучше понять, кто мы и почему мы ведем себя так, а не иначе. Объяснение голода. Американский журнал физиологии, 29, 441–454. (стр. 409)
- Гоулман, Д. (1980, февраль). 1528 маленьких гениев и как они выросли. Психология сегодня, стр. 28–53. (стр. 429)
- Ключевые люди:
- Кеннет Уортинби Спенс Нил Э. Миллер
- Похожие темы:
- водить машину познавательная мотивация внешний мотив любопытство желание
Мотивация | Определение, примеры, психология, типы и факты
Зигмунд Фрейд
Смотреть все СМИ
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
мотивация , силы, действующие либо на человека, либо внутри него, чтобы инициировать поведение. Слово происходит от латинского термина motivus («движущая причина»), что предполагает активирующие свойства процессов, вовлеченных в психологическую мотивацию.
Психологи изучают мотивационные силы, чтобы помочь объяснить наблюдаемые изменения в поведении, происходящие у человека. Так, например, наблюдение о том, что человек все чаще открывает дверцу холодильника в поисках еды по мере увеличения количества часов, прошедших с момента последнего приема пищи, можно понять, обратившись к концепции мотивации. Как показывает приведенный выше пример, мотивация обычно не измеряется напрямую, а скорее выводится как результат поведенческих изменений в ответ на внутренние или внешние раздражители. Также важно понимать, что мотивация в первую очередь является переменной производительности. То есть последствия изменений мотивации часто носят временный характер. Человек, сильно мотивированный к выполнению конкретной задачи из-за изменения мотивации, может позже проявить мало интереса к этой задаче в результате дальнейшего изменения мотивации.
Мотивы часто подразделяются на первичные, или базовые, мотивы, которые не изучены и являются общими как для животных, так и для людей; и вторичные, или приобретенные, мотивы, которые могут различаться от животного к животному и от человека к человеку. Считается, что первичные мотивы включают голод, жажду, секс, избегание боли и, возможно, агрессию и страх. Вторичные мотивы, обычно изучаемые у людей, включают мотивацию достижения, мотивацию власти и множество других специализированных мотивов.
Мотивы также иногда подразделяются на «толчки» и «тяни». Толкающие мотивы связаны с внутренними изменениями, которые приводят к запуску определенных мотивных состояний. Мотивы притяжения представляют собой внешние цели, которые влияют на поведение человека по отношению к ним. Большинство мотивационных ситуаций на самом деле являются комбинацией условий выталкивания и вытягивания. Например, о голоде отчасти могут свидетельствовать внутренние изменения уровня глюкозы в крови или запасов жира, но мотивация к еде также сильно зависит от доступных продуктов. Некоторые продукты более желанны, чем другие, и влияют на наше отношение к ним. Таким образом, поведение часто представляет собой сложную смесь внутренних толчков и внешних притяжений.
Изучение мотивации
Мотивацию изучали разными способами. Например, его анализировали на физиологическом уровне с использованием электрической и химической стимуляции мозга, регистрации электрической активности мозговых волн с помощью электроэнцефалографа и методов поражения, при которых часть мозга (обычно лабораторного животного) разрушаются и отмечаются последующие изменения мотивации. Физиологические исследования, проведенные в основном на животных, а не на людях, продемонстрировали важность определенных структур мозга в контроле основных мотивов, таких как голод, жажда, секс, агрессия и страх.
Мотивацию также можно анализировать на индивидуальном психологическом уровне. Такой анализ пытается понять, почему люди действуют определенным образом, и пытается сделать общие выводы из отдельных случаев. Например, в ходе исследований отдельных лиц было обнаружено, что и мужчины, и женщины проходят через ряд идентифицируемых стадий возбуждения во время поведения, ведущего к половому акту и завершающегося им. Открытие может быть применено к людям в целом.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
На мотивацию человека также влияет присутствие других людей. Социальные психологи активно изучали, как присутствие других в данной ситуации влияет на мотивацию. Например, ученики и учителя ведут себя в классе предсказуемым образом. Однако такое поведение часто сильно отличается от того, как ученики и учителя ведут себя вне класса. Исследования конформизма, послушания и помогающего поведения (которое приносит пользу другим без вознаграждения) — три области в этой области, которым уделяется значительное внимание.