Мотивация учебного процесса: Мотивация учебной деятельности: Psychology OnLine.Net

МБОУ «СОШ №163» — Лекция №3 «Формирование мотивации в обучении»

Мотивация – это движение вперед. Мотивация человека запрограммирована  от природы и ее необходимо развивать, получая знания и умения. Учебная мотивация развивается в семье, когда родители начинают готовить ребенка в школу. Но здесь надо, не ошибиться готов ли ребенок к школе, что бы результат его учебы был положительным, чтобы не было интеллектуальной пассивности, отрицательному отношению к учебе.

Сформировать мотивацию к обучению, заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы нельзя пока не выяснишь, что является причиной низкой мотивации. Ребенок проявляет интерес чаще всего к наиболее легким, не основным дисциплинам, а в большинстве случаев к улице, компании. Успевающих учеников, имеющих учебно-познавательные мотивы, способным к творчеству, мало. У неуспевающих учеников мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе — мотивация избегания неудачи. Необходимо применять коррекционные меры — учить ребенка учиться.

В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для него важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности своего ребенка, потому что  высокая учебная мотивация, формируется у детей в семьях.

Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка.  Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, они не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса. Процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый.

Происходит термин «мотивация» от английского «movere» — «двигать», мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой. Мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения ломается.

То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Следует заметить, что мотивация зарождается совсем не в школе, а гораздо раньше — еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. Рост учащихся с низким уровнем школьной мотивации от класса к классу очевиден. Все начинается еще с поступления в школу, когда  родители, отправляя ребенка в школу думают, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать надо. Важно развивать у ребенка  умение преодолевать себя,  делать не только то, что ему нравится, но и то, что необходимо.

Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание, когда несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, например, у него не сформирована рука, если он ставит  меньше 70 точек в клеточке за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Зубы к моменту поступления ребенка в школу должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации, ребенок быстро устает и не справляется, а это вероятность того, что ребенок будет неуспевающим.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении, отрицательному отношению к учебе:

  • заниженная мотивация к обучению;
  • неумение действовать по инструкции взрослого;
  • отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности;
  • не сформированность учебной деятельности;
  • интерес к результату решения учебных задач, а не к процессу;
  • отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.  

Сформировать мотивацию к обучению — это значит не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, при которых ему самому захочется учиться. Для этого необходимо выяснять, что является причиной низкой мотивации. Причинами являются:

— нежелание учиться появляется у тех детей, кого родители не приучили их преодолевать трудности;

— неблагополучие в семье, когда  ребенок, привыкший к отрицательному эмоциональному  накалу по поводу своей семьи, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок;

— отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту. Дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу;

— нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей;

— неправильные методы воспитания — подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека;

— завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка,  психологические особенности, особенности умственного развития и пр.

— мотивация к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнений и т. д.

Многие отстающие в учении школьники интеллектуально пассивны. Они проявляют интерес чаще всего к наиболее легким, не основным дисциплинам, а в большинстве случаев к улице, компании. Трудные, малопонятные учебные предметы, связанные с постоянно низкими оценками  редко вызывают познавательный интерес. Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя, следованию его указаниям.

Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился — это значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности.

К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы. Мотивация достижения нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задания, получать нужный результат.

Результативность учебных действий независимо от внешней оценки  способствует формированию самоконтроля. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации. Престижная мотивация, менее распространенная, чем мотивация достижения, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов.

Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей. Кроме того, взрослея, они достигают высокой продуктивности деятельности, но оказываются не способными к творчеству: стремление все сделать лучше и быстрее других лишает их возможности творческих поисков, углубления в процесс решения проблемной задачи.

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время в мотивации достижения отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать “двойки” и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. Эта мотивационная тенденция интенсивно развивается на протяжении всего неуспешного обучения, и к окончанию школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки, а мотивация избегания неуспеха приобретает значительную силу. Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих учеников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив. К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация.

Это побочные, по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

Необходимо применять коррекционные меры — учить ребенка учиться. В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка, когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы.

Если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к начальной школе и пройти весь путь формирования учебных навыков. Иногда ребенок не умеет работать с текстом – выделять главную мысль, пересказывать. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя. Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может сделать сам. Не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. Зачастую такой ребенок, вместо которого задание выполняют родители, вовсю манипулирует родителями, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» — манипуляция чистой воды). Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к обучающимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя, а родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает. А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

Согласно результатам исследований, мотивация успеха, и как следствие, высокая учебная мотивация, формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение, деньги за хорошие отметки часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами в цирк, на каток, в боулинг вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача – интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить – в том числе, и сформировать у школьника желание учиться. Необходимо лишь направить ребенка, предоставить ему самостоятельность и развить в нем понимание цепи мотивационного взаимодействия.

Библиография

  1. www.shkola-razvitiya.ru/issue/show/93/
  2. festival.1september.ru/articles/569621/
  3. www.ko-pmpk. ru/attachment s/019_motivacia_obuchenia.doc

4. Интернет- ресурсы

Коваленко Елена Юрьевна
заместитель директора по УВР

Мотивация ученика — основное условие успешного обучения | Начальная школа

Автор: Байбекова Елена Геннадьевна

Организация: МАОУ СОШ № 7

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Гай

Формирование мотивации учения в школьном возрасте – важная проблема современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей активной жизненной позиции – о чём трактует новый стандарт образования.

Мотивы будут проявляться по-разному в зависимости от того в каких ситуациях оказывается ребенок.

Широко известно: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться».

Р. Немов, известный отечественный психолог так трактует это понятие: «мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность».

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Учебная мотивация–это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Беда в том, что желающих учиться год от года становится, увы, меньше, а не больше. По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе тягу к знаниям имел, в первом полугодии (к декабрю) мы теряем еще 20%.

Учителя, пытаясь ответить на вопрос «Почему падает учебная мотивация?», называют обычно: перегрузка, неинтересно, телевидение, компьютер — круче, просто лень; трудно; не умеют; не понимают, зачем им это надо; проблемы со здоровьем. Безусловно, перечень можно продолжить. Понятно, что причин много, они разные. Однако важно, что на некоторые из них мы можем-таки повлиять.

Обратимся к словарю и вспомним:

Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность. Главная задача мотивации учения: организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

Как сказал В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Поэтому наша главная задача – развитие внутренней мотивации.

мы должны постараться помочь ребёнку почувствовать себя способным.

Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Здесь хотелось бы сказать несколько слов о трёх китах учебной мотивации.

  • ощущение самостоятельности процесса поиска знаний: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.
  • ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать». Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни – базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.
  • ощущение компетентности. «У меня это получается, я понял, я умею!» Третий важный источник желания учиться – ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что–то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех – понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по – настоящему компетентными.

Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию. Для этого учитель должен знать и владеть различными формами и методами обучения.

Способы повышения внутренней мотивации.

1.По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой. Исходя из личного опыта могу сказать, что призы и награждения не за выполненные задания, а за хорошо сделанную дополнительную работу наоборот повышают и мотивацию, и интерес. Внеклассные и внешкольные мероприятия, проводимые учителем, учащихся вдохновляют больше, чем просто хорошо выполненная работа на уроке.

2.Создание ситуации успеха позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Можно предложить ребятам во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: «Я знаю, что…». Данный прием способствует росту уверенности учащихся в своих силах, умениях.

3. Дозированно использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребёнка анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Однако любое соревнование – это и способ проявить себя в наилучшем качестве, и познать свои способности. Так что считаю, что все можно в меру и осторожно. Особенно у учащихся начальных классов развит этот дух соперничества, главное, чтобы он был без негативной окраски.

4. Прием «Оценка — не отметка». Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки — стимулировать познание. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. «Эмоциональное поглаживание». Учитель с лёгкостью раздаёт комплементы. За один урок говорит раз двадцать «молодец», тридцать раз «умница» и раз десять «ребятки, я горжусь вами».

5. Стараться не навязывать учебных целей «сверху». Совместная работа с ребёнком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее. Для примера приведу один из уроков окружающего мира по теме «Где живёт белый медведь». С ребятами отправились в путешествие в холодные районы и угадав голоса животных встретились с их обитателями. В процессе этого у нас возник вопрос «Может ли белый медведь съесть пингвина» и мы вместе определили тему, и цели нашего урока. Оттого и урок получился интересным и увлекательным.

6. Помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребёнка к учебной деятельности. К современным детям применять наказания в принципе и сложно, и некорректно. Любой ребенок – личность. Наказание, конечно, не самый действенный путь решения проблем мотивации. Об этом нужно напоминать и родителям.

7. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это предоставляется возможным, т.к. это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации. На уроке, естественно, временные ограничения существуют. Нам отведено 45 минут и, если в этот срок мы не укладываемся, то не можем заставлять ребенка доделать работу на перемене. Поэтому иногда исключения делать, думаю, можно, так как дети по характеру очень разные и степень их восприятия тоже. В крайнем случае можно позволить доработать дома либо на следующем уроке, не прибегая к укорам в медлительности.

8. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но и имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребёнка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом. Поэтому и задания им даются соответствующие их интеллектуальному и психологическому развитию. Поэтому приходится использовать как индивидуальные, так и дифференцированные методы.

9. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения. Для некоторых учащихся и само обучение родному языку в новизну. Есть семьи смешанные, где один из родителей не является носителем языка. Есть семьи, где просто нет навыков языкового общения. Поэтому и этот постулат можно использовать в полную силу. Применяя как инновационные, так и традиционные методы. Создание презентаций, подготовка сообщений, иллюстрирование произведений – все эти виды работ детьми любимы и посильны для выполнения. Я провожу такую работу с фразеологизмами. Этот материал есть и ВПР.

10. Прием «Образовательная стратегия». Учитель задает следующие вопросы:

Что ты делал, чтобы написать эту работу на «5»?

Как ты готовился к контрольной работе, что позволило тебе написать ее хорошо?

11. Авансирование успешного результата.

Учитель выражает свою твёрдую убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей. «Я даже не сомневаюсь в успешном результате», « у вас обязательно получиться». Смысл анонсирования состоит в предварительном обсуждении того, что ребёнок должен будет сделать (репетиция предстоящего действия)

12. Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности.

«Возможно, лучше всего начать с…», «Выполняя работу, не забудьте о…»

13. Внесение мотива (обозначить практическую значимость). Учитель показывает, ради чего совершается эта деятельность. Например, в воспитательной работе «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

14. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребёнка. «Только ты и мог бы», «Только тебе, я могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

15. Мобилизация активности, или педагогическое внушение. «Так хочется поскорее увидеть…»

16. Высокая оценка деталей «Тебе особенно удалось то объяснение…», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

«Справедливая критика»

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.

Приведённые выше примеры, позволят:

— обеспечить психологическую безопасность учащихся на уроке;

— разнообразить активные формы поддержки продуктивного темпа на уроке;

— осуществить индивидуальный подход к учащимся;

— сформировать мотивацию к учению;

— развивать навыки рефлексии и самоанализа;

— наладить контакт ученика и учителя и создать эмоционально-доверительный фон.

 

Таким образом, учитывая всё выше сказанное, именно от учителя, форм и приёмов его работы, содержания учебного материала зависит формирование мотивации учения.

Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребёнка, источником энергии для преодоления трудностей. Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я– концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.

Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

Приложения:

  1. file0.docx.. 30,2 КБ
  2. file1.ppt.zip.. 9,7 МБ
Опубликовано: 31.03.2021

это не так просто? Но все не так уж и сложно

Мотивация.

Все чаще и громче звучит мысль о ключевом значении мотивации в любой деятельности, которой занимается человек: в обучении, в работе, в личностном развитии.

Научная проработка этого понятия достаточно глубока. Например, уже достаточно известны идеи А. Маслоу, К. Альдерфера, Ф. Герцберга, Д. Аткинсона и Д. Мак-Клелланда. Однако практическое применение этой концепции регулярно сталкивается с трудностями. Иногда ему не хватает последовательности, иногда ему не хватает ресурса для разработки и внедрения подходящих практик для развития внутренней мотивации. Понятие внутренней мотивации, исходящей от человека, его ценностей и целей, часто подменяется внешней мотивацией (обычными штрафами и премиями, например).

Мотивация в образовании не менее важна, чем в других сферах. И, может быть, даже больше. Так, например, Т. Гордеева на основе глубоких научных исследований подчеркивает, что мотивация является ключевым внутренним фактором, определяющим успешность учебной деятельности (Т. Гордеева, Мотивация школьников XXI века. — 2022).

И что это должно означать для организаций образования?

В конечном итоге это должно означать необходимость перестройки образовательных процессов с упором на то, чему хочет научиться сам студент. Кстати, нечто подобное происходит и в сфере цифровизации — изменение ядра, вокруг которого строится деятельность.

Речь идет о смещении акцента на человека, о человекоцентричности. А в системе, где работа строится вокруг образовательных программ, такая смена направления является серьезной, важной и ресурсоемкой деятельностью. И это сложнее, чем кажется, потому что это также влияет на организационную культуру.

Недостаточно провести тренинг и рассказать, как формировать и поддерживать мотивацию. Хотя это тоже необходимо.

Вся система, весь образовательный процесс вокруг человека, ориентированный на его мотивацию, начинает строиться на других принципах.

Каждая организация развивается по-своему, со своей скоростью. Но должны быть общие принципы. На что обратить внимание в первую очередь, где искать прорывные решения?

Общие принципы обычно выделяют на основе анализа исследований. А для этого учреждению необходимо разработать предварительные гипотезы о том, какими могут быть обязательные характеристики (must-haves).

Первое и главное — дать ученикам реальный выбор. Разрешить им выбирать преподавателя по той же дисциплине, форматы обучения и записи, визиты, совместную или индивидуальную работу, предоставить возможность смены направления обучения. Формально это реализовано во многих учебных заведениях. А возможность выбора должна быть легко реализуема и активно использоваться. Когда не надо подавать огромный пакет документов, собирать подписи доверенных лиц, приходить в деканат и все объяснять; вам остается только сделать выбор, присутствуя на занятии, поставить галочку в LMS, сдав работу в одном из ряда предложенных форматов. Но для этого в учреждении также необходимо провести специальное обучение тому, как управлять своей образовательной траекторией: на что обращать внимание, как определить собственные цели и особенности.

Это серьезная и дорогостоящая работа, и некоторые учебные заведения просто не могут себе ее позволить.

Можно сказать, что каждый курс должен существовать как бы в нескольких реализациях: в разных форматах, подходах, от разных авторов. А это затраты на дополнительных специалистов, офлайн- и онлайн-режимы, интерактивные сценарии, дублирование в проблемно-ориентированном подходе, в формате фронтального чтения (этот формат используется до сих пор, и для некоторых целей он оптимален). Вот лишь некоторые примеры. Реальное разнообразие и выбор могут и должны быть продиктованы реальными целями обучения, а не только доступными ресурсами.

Все это увеличивает бюджет, может удлинить срок реализации. Но здесь, как и везде, есть лайфхаки, например, использование UGC (контент, созданный студентами).

Еще одной важной характеристикой образовательного процесса, необходимой для роста мотивации к обучению и формирования навыка определения и развития внутренней мотивации, является поддержка развития. Когда прогресс ученика ценится больше, чем его результаты относительно группы. Это связано и с культурой принятия ошибок.

Разумеется, речь не идет об ошибках, допущенных из-за систематического игнорирования учебных материалов. Ошибки человека, который не учится, отличаются от ошибок человека, который учится и пытается. Итак, второй тип ошибок — при проверке гипотез — ценен и полезен. Еще труднее продвигать культуру поощрения «хороших ошибок» при всем этом засилье критики и «правила красного пера» (как антипода «метода зеленого пера» 1 ), чем реорганизовать процесс. Но именно такой подход поможет научить искать решения проблем, отбрасывать неудачные, не боясь экспериментов и прорывных ходов. Такие практики помогают сделать студента активным участником из пассивного.

Когда речь идет о внедрении в конкретной организации, под конкретный курс, любые общие принципы еще нуждаются в доработке, «обосновании». Например, если вы вводите «правило хорошей ошибки», вам нужно определить, что именно оно означает в организации или в образовательной программе. И это тоже процесс, требующий определенных усилий: описать свойства, рассказать о них всем участникам процесса, привить культуру принятия ошибок. Последнее может оказаться самой сложной и трудоемкой задачей, но оно окупится. Когда мы пытаемся решить проблему, получить больше знаний и опыта в процессе, мотивировать себя и других продолжать, мы уверенно движемся к более устойчивым образовательным, профессиональным и личным результатам.

Маленькими шажками тоже можно и нужно двигаться в направлении концентрации на человеке, на его внутренней мотивации. Каждый преподаватель, даже с текущими ресурсами, может предоставить дополнительный формат контроля знаний, расспросить каждого студента в начале курса об их целях и подумать, как это учесть, предложить объединиться в мини-группы людям с близкими личные цели обучения. Таких техник очень много, некоторые почти не требуют дополнительных затрат. Итак, на любой должности в образовательном процессе можно работать над мотивацией. Этот путь также ведет к повышению эффективности и удовлетворенности от обучения в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Меняя свое мышление в сторону личностно-ориентированной организации обучения, помня о ключевой роли мотивации субъекта любой деятельности, мы уже делаем шаг в правильном направлении. По крайней мере, в сторону когнитивных процессов высокого порядка, которые при обучении дают более устойчивые результаты. Это еще не все. И вместе легче.

Открытый доступ SCIRP

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и медико-биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по теме

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Опубликуйте у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи
  • Корреляция между тестом шестиминутной ходьбы и субъективным функциональным классом у пациентов с сердечной недостаточностью ()

    Дави Музи Риос, Габриэла Лира Девенс, Летисия Адмирал Лузада, Присцила Кабрал Гомес Коэльо Лима, Родольфо Коста Сильвестр, Винисиус Анджело Астольфо, Лукас Креспо де Баррос, Лариса Новаес Паганини, Лукас Мартинс Фриццера Борхес, Ренато Гиестас Серпа, Осмар Араужо Калил, Луис Фернандо Мачадо Барбоза, Роберто Рамос Барбоза

    Всемирный журнал сердечно-сосудистых заболеваний Том 13 № 4, 17 апреля 2023 г.

    DOI: 10.4236/wjcd.2023.134017 6 загрузок  59 просмотров

  • Наличие противомалярийных препаратов в общественных аптеках округа Лусака, Замбия: влияние на соблюдение рекомендаций по лечению малярии()

    Тадиус Чимомбе, Стюард Муденда, Стивен Бвалья, Тамара Н’гона, Кристабель Нанг’анду Хикаамбо, Веброд Муфвамби, Одри Хамачила, Саймон Нковани, Бусику Хамаинза

    Фармакология и фармация Том 14 № 4, 17 апреля 2023 г.

    DOI: 10.4236/стр.2023.144007 13 загрузок  50 просмотров

  • Ситуационный анализ борьбы с малярией после распределения в 2021 г. надкроватных сеток, обработанных инсектицидами длительного действия, в медицинском округе Тико, Юго-Западный регион, Камерун()

    Джини Виктор Бонгаджум, Ньяса Раймонд Бабила, Эсум Матиас Эйонг

    Journal of Biosciences and Medicines Vol.11 No.4, 17 апреля 2023 г.

    DOI: 10.4236/jbm.2023.114011 5 загрузок  26 просмотров

  • Факторы риска повторных операций и исходы у пациентов, оперированных по поводу хронической субдуральной гематомы в клинической больнице в Рабате ()

    Иоланда Мишель Мун, Хосе Димби Макоссо, Мустафа Хемама, Алнгар Джимрабей, Доньон Косси Франсуа де Поль Аджиу, Саад Эльми Мусса, Нуру Дайн Адениран Банколе, Низар Эль Фатеми, Рашид Эль Маакили

    Открытый журнал современной нейрохирургии Том 13 № 2, 17 апреля 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojmn.2023.132008 7 загрузок  47 просмотров

  • Опыт и влияние программы здорового образа жизни Well-Track, основанной на отслеживании физической активности и сна, для пациентов, находящихся в службе раннего вмешательства при психозе (EIP)()

    Крис Гриффитс, Кейт Уокер, Хармони Цзян

    Открытый журнал психиатрии Том 13 № 2, 17 апреля 2023 г.

    DOI: 10.4236/ojpsych.2023.132009 9 загрузок  39 просмотров

  • Положительная организационная стипендия с психотерапевтической точки зрения ()

    Джошуа Холлис, Марк Когберн

    Открытый журнал психиатрии Том 13 № 2, 17 апреля 2023 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts